Что вы знаете о м а чехове

Михаил Чехов

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

29 августа 1891 года родился актер и театральный педагог Михаил Чехов

Личное дело

Михаил Александрович Чехов (1891 – 1955) родился в Петербурге в семье литератора Александра Чехова, брата знаменитого писателя. С 1907 года учился в Театральной школе имени А. С. Суворина при театре Литературно-художественного общества. Еще во время учения с успехом играл в спектаклях. После окончания школы был принят в труппу Суворинского театра, где выступал с сентября 1911 по апрель 1912.

26 апреля 1912 года Михаил Чехов встретился с Константином Станиславским и прочитал ему монологи Федора из «Царя Федора» А.К.Толстого и Мармеладова из «Преступления и наказания». Станиславский пригласил актера в Московский художественный театр. 16 июня Михаил Чехов был зачислен в труппу МХТ. Первой его ролью в этом театре был Васька в пьесе Тургенева «Нахлебник».

Во второй половине 1912 года при Московском художественном театре организуется Первая студия как «собрание верующих в религию Станиславского» (по выражению Михаила Чехова). Студией руководили Леопольд Сулержицкий и Евгений Вахтангов. Там ставились «Гибель надежды» Г. Гейерманса, «Калики перехожие» В. Волькенштейна, «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, «Праздник мира» Г. Гауптмана, «Потоп» Г. Бергера. Именно небольшой зал студии, где сто зрительских мест были максимально приближены к сцене, что требовало от актеров особой психологической детализации и даже нервной обостренности чувств, стал местом, где Михаил Чехов сыграл большинство ролей. На основной сцене МХТ он был занят преимущественно в массовых сценах, самой заметной его ролью стал Епиходов в «Вишневом саде».

В 1916 году начались репетиции «Чайки», в которой Михаил Чехов должен был исполнить роль Треплева. В это время у актера началась тяжелая депрессия, вызванная разводом и самоубийством двоюродного брата Владимира. В итоге он так и не смог сыграть в «Чайке». Восстановить душевные силы Михаил Чехов смог благодаря частной актерской студии, которую открыл в своей квартире в Газетном переулке. В 1919 году Михаил Чехов опубликовал первые статьи о подготовке актеров «О системе Станиславского» и «Работа актера над собой». На следующий год он стал преподавать в студии Пролеткульта и Студии имени Федора Шаляпина.

Также в 1920 году Михаил Чехов с успехом сыграл Мальволио в «Двенадцатой ночи». А два года спустя появилось сразу два спектакля, принесших актеру славу: «Эрик XIV» А.Стриндберга, где он исполнил заглавную роль, и «Ревизор», в котором он сыграл Хлестакова. О Хлестакове в исполнении Михаила Чехова актер Василий Лужский вспоминал: «…громадный успех, такой, какого не видел еще ни один актер на сцене МХАТ». Вскоре Чехов с труппой студии МХАТа отправился на гастроли по Эстонии, Латвии, Германии и Чехословакии. После возвращения в Москву возглавил Первую студию, которая в августе 1924 года была преобразована в отдельный театр – МХАТ 2-й. Михаил Чехов начал использовать во время репетиций с актерами собственные упражнения, которые он разработал в своей студии. Выдающимися постановками этого периода стали «Гамлет» (1924) и «Петербург» А. Белого (1925). В 1927 году Чехов играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, поставил пьесу А. Сухово-Кобылина «Дело», в которой исполнил роль Муромского. На следующий год была напечатана первая книга Михаила Чехова «Путь актера».

В мае 1928 года Михаил Чехов получает двухмесячный отпуск для лечения в Германии. Немного позднее он присылает письмо в Главискусство с просьбой продлить отпуск еще на год. В Берлине работает в театре «Каммершпиле» Макса Рейнхардта в качестве актера и режиссера, пытается организовать собственный театр в Чехословакии, но этот проект не удается из-за недостатка средств. В 1931 году на собранные пожертвования арендовал театральное здание в Париже, где пьесой «Эрик XIV» открылся «Театр Чехова». В 1932 году Михаил Чехов ставил спектакли в Национальном театре в Риге, а сам играл на сцене Рижского театра русской драмы. Затем вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре в Каунасе, где поставил ряд спектаклей по пьесам Шекспира. В 1935 году «Театр Чехова» совершил гастрольную поездку в Нью-Йорк. Затем Михаил Чехов переносит свой театр и студию в Англию, в Дартингтон-холл, где работает в течение трех лет. Затем «Театр Чехова» переезжает в США.

После войны открывается «Актерская мастерская» Михаила Чехова – учебный центр для подготовки актеров, который существует и в наши дни. Сначала на русском, а потом на английском языке выходит книга Михаила Чехова «О технике актера». Умер Михаил Чехов в Беверли-Хиллз 1 октября 1955 года.

Чем знаменит

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Хотя многие театральные роли Михаила Чехова пользовались успехом, в историю он вошел в первую очередь как великий театральный педагог, принесший в США школу Станиславского и развивший на ее основе собственную технику актерского мастерства. Его учениками были Грегори Пек, Мэрилин Монро, Ингрид Бергман, Энтони Куин, Джеймс Дин, Энтони Хопкинс, Клинт Иствуд, Гарри Купер, Джек Николсон. Исследованием его наследия и пропагандой метода подготовки актеров занимается Ассоциация Михаила Чехова.

О чем надо знать

В начале 1910-х Михаил Чехов узнал об антропософском учении австрийского философа Рудольфа Штейнера и вскоре стал его убежденным последователем. В работах Штейнера, в частности, был предложен новый подход к актерской речи и драматическом искусстве, что Чехов использовал при создании собственной системы подготовки актеров. Некоторые исследователи считают, что антропософия помогла Чехову преодолеть духовный кризис и открыть новые пути в искусстве.

Прямая речь

«Пять-шесть лет тому назад я переживал жгучий стыд! Я не переносил себя как актера, я не мирился с театром, каким он был в то время (таким он остался еще и теперь). Я точно и ясно сознавал, что именно в театре и в актере выступает как уродство и неправда. Как громадную организованную ложь воспринимал я театральный мир. Актер казался мне величайшим преступником и обманщиком. Вся театральная жизнь представлялась мне сферой огромных размеров, и в самом центре этой сферы, как искра, вспыхивала ложь. Искра вспыхивала в то время, когда зрительный зал был наполнен публикой, а сцена — актерами. Между сценой и зрительным залом вспыхивала ложь! В громадной же сфере театральной жизни шла непрестанная работа, кипучая работа: книги о театре, об актере, о режиссере, «искания», «опыты», студии, школы, лекции, критики, суждения, обсуждения, диспуты, споры, восторги, очарования и разочарования, гордыня, великая гордыня и рядом с ней деньги, чины, преклонения, страх… громадные здания, рассеянные по всей территории страны, штаты, и среди них лица почтенные, полупочтенные и совсем не почтенные… все это живет, движется, волнуется, кричит (громко кричит!), стремительно летит с различных точек периферии сферы к ее центру и там разрешается вспышкой, искрой, ложью!»

Из книги «Путь актера»

«УПРАЖНЕНИЕ 1. Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет — опишите для себя его внешний вид.
Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т. д.
Продолжайте упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.
Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:
1. Простой, видимый предмет.
2. Звук.
3. Человеческая речь.
4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.
5. Звук, вызванный в воспоминании.
6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
8. Образ, взятый из пьесы или литературы.
9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т. п., созданный вами самими.
Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.
Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие.
Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.
Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось.
Не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Регулярность в упражнениях (два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.

Из книги «О технике актера»

«Третьего дня я обедал у Александра. Его жена кончила кулинарные курсы и в самом деле готовит кушанья великолепно. А сын его Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах блестит нервность. Я думаю, что из него выйдет талантливый человек».

Из письма А. П. Чехова от 7 февраля 1895 года

«Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история Ревизора на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь».

Журнал «Вестник театра» о спектакле «Ревизор» (октябрь 1922)

«Его игра не поддается описанию, даже если бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической руки».

Из статьи Карела Чапека, посвященной гастролям МХАТа в Чехословакии

4 факта о Михаиле Чехове

Материалы о Михаиле Чехове

Источник

Михаил Чехов

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

фотографии >>

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

биография

Чехов Михаил Александрович

Родился 17 (29) августа 1891 года в Петербурге.

Заслуженный артист Российской Республики (1924).

Известный драматический актёр, театральный педагог, режиссёр, антропософ. Племянник А.П. Чехова, сын его старшего брата, Александра Павловича.
В 1907 году поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одним из его наставников был Борис Глаголин; в 1912 году приглашён К.С. Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение.
Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л.А. Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова.
В 1921 году играет Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра М.А. Чехов считается одним из лучших создателей этого образа. В 1922 году стал во главе Первой студии, которая в 1924 году была преобразована в МХТ-2. Ещё в 1918 году создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А. Белого).
В 1928 году уехал в Германию. В 1929-1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров.
С 1939 года жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли многие голливудские звезды и называли ее «кузницей театральных талантов». Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» Хичкока.
Написал книгу «О технике актёра».

Умер в Лос Анджелесе в районе Беверли-Хиллз 30 сентября 1955 года.
Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде.

ПЕРВАЯ СТУДИЯ МХАТ И МОСКОВСКИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР(ВТОРОЙ)

Германия.
«Артисты» Уоттерс и Хопкинс 1928
«Юзик» О. Дымова
«Фея» Фриц фон Унру
«Двенадцатая ночь» У.Шекспира 1930

Гастрольные поездки в Берлин:
«Чужой ребёнок» В.В. Шкваркин

Франция.
Театр Ателье:
«Эрик XIV» А.Стринберга
«Потоп» Ю.Х. Бергера
«Двенадцатая ночь» У.Шекспира
«Гамлет» У.Шекспира
Вечер Чеховских рассказов

Латвия и Литва.
Национальный театр:
«Эрик XIV» А.Стринберга
«Двенадцатая ночь» У.Шекспира
«Гамлет» У.Шекспира
«Смерть Иоанна Грозного»

Литовский государственный театр:
«Двенадцатая ночь» У.Шекспира
«Гамлет» У.Шекспира

Гастроли в Риге:
«Ревизор» Н.В. Гоголь
«Потоп» Ю.Х. Бергера
Чеховские рассказы

Америка и Голливуд.
«Бесы» по Ф.М. Достоевскому пьеса Г.С. Жданова
«Двенадцатая ночь»
«Сверчок на печи»
сказка-фантазия для детей «Склочник-лицемер»
«Сорочинская ярмарка» Мусоргского.

Источник

Михаил Александрович Чехов. Биографическая справка

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

28 августа исполняется 120 лет со дня рождения актера и педагога Михаила Чехова.

Русский актер театра и кино, педагог Михаил Александрович Чехов родился 29 августа 1891 года в Петербурге. Его отец Александр Павлович был старшим братом великого русского писателя Антона Чехова и сам тоже писал под псевдонимами Агафопод Единицин, Алоэ, позднее А.Седой.

В 1907 году Михаил Чехов поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одним из его наставников был Борис Глаголин. В 1912 году был приглашён Константином Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение.

В это же время Чехов увлекся кинематографом – в 1913 году на экраны вышел кинофильм «Трехсотлетие царствования дома Романовых», где он сыграл Михаила Федоровича Романова. В студии играл слугу Фрибэ в «Празднике мира» Герхарта Гауптмана, в Художественном театре – Епиходова в «Вишневом саде» Чехова.

В 1914 году тайно обвенчался с племянницей Ольги Леонардовны Книппер Чеховой Ольгой Константиновной Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер.

В 1915 году Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в «Хирургии» и Калеб в «Сверчке на печи» по Чарльзу Диккенсу), сыграл Фрезера в спектакле студии по произведению шведского писателя Юхана Хеннинга Бергера «Потоп».

В сентябре 1917 года Чехов развелся женой.

В январе 1918 года он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. В июне 1918 года Чехов женился на Ксении Карловне Зиллер, начал работать над теоретическими статьями. В 1919 году в журнале «Горн» появились работы Чехова «О системе Станиславского» и «Работа актера над собой».

В 1920 году Михаил Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии им. Ф.И. Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя и Эрика в «Эрике XIV» Августа Стриндберга (премьера состоялась 29 марта 1922 года).

В 1922 году Студия совершила большую гастрольную поездку (Рига, Таллин, затем Германия, Прага, Брно) со спектаклями «Двенадцатая ночь», «Эрик XIV», «Сверчок на печи».

По возвращении в Москву Чехов возглавил 1 ю Студию МХТ. В августе 1923 года 1 я Студия МХТ была переименована в МХАТ 2 ой, 17 ноября состоялась публичная генеральная репетиция «Гамлета». По окончании спектакля нарком просвещения Анатолий Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных академических театров.

В январе 1925 года начались репетиции пьесы «Петербург» по роману Андрея Белого, премьера которого состоялась в ноябре; спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому сам спектакль не понравился.

В 1927 году Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал «Дело» Александра Васильевича Сухово Кобылина.

В 1927 году вышел фильм с Чеховым «Человек из ресторана» (режиссер Яков Протазанов) по повести Ивана Шмелева (эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 года получила широкий резонанс книга Чехова «Путь актера». В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало.

В октябре 1928 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с немецким режиссером Максом Рейнгардтом и начал сниматься в фильме «Тройка». В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля «Артисты» по пьесе американских авторов Уоттерса и Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова.

В Германии Чехов снялся в лентах «Глупец из за любви» (1929), «Призрак счастья» (1930), играл в немецком театре «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле «Юзик» по повести Осипа Дымова «Певец своей печали» (1929), роль русского князя в спектакле «Феа» Франца фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами еврейского театра «Габима» «Двенадцатую ночь» Шекспира.

В 1930 году Михаил Чехов переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В 1931 году в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли Сергей Рахманинов, Фирмен Жемье, Макс Рейнгардт, Моргенштерн, Василий Масютин. На пожертвования был заключен договор об аренде помещения театра «Ателье».

В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Жоржет Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» был сыгран первый спектакль труппы «Эрик XIV», в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам «Дворец пробуждается», в котором Чехов выступил в качестве режиссера и исполнителя роли Ивана царевича.

28 февраля 1932 года он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга несколько спектаклей, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке «Смерти Иоанна Грозного» Алексея Толстого в Национальном театре.

По приглашению Андрея Жилинского, бывшего соратника по 2 му МХАТ, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил «Гамлета», «Ревизора», «Двенадцатую ночь». Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал «Село Степанчиково» по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.

В 1935 году с «Театром Чехова» выехал на гастроли в Нью Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр студию. В 1936 1938 годах студия в Дартингтон холле работала много и успешно, но приближение войны в Европе заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку.

В начале 1939 года «Театр Чехова» обосновался в Риджфилде, в 50 милях от Нью Йорка. В 1940–1941 годах были подготовлены спектакли «Двенадцатая ночь» (новая, отличная от прежних редакция), «Сверчок на печи», «Король Лир» Шекспира. В 1942 году было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие».

В 1944 году на экраны вышли фильмы с участием Михаила Чехова «Песнь о России» (колхозник Степанов), «В наше время» (Леопольд). «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова «Жизнь и встречи». В фильме «Зачарованный» (1945) он сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента».

В 1946 году с его участием вышли фильмы «Призрак розы» (Поляков), «Клянусь!» (Петер), «Ирландская роза Эбби» (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где разрабатывался «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день). В числе его учеников – Грегори Пек, Мерилин Монро, Юл Бриннер. В этот же период Чехов работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. На русском языке вышла его книга «О технике актера».

С 1947 году в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии Акима Тамирова, снялся в фильме «Техас, Бруклин и небеса» (1948), в конце 1940 х – начале 1950 х годов работал над биографическими повестями о Чехове, Станиславском, Немировиче Данченко (книги не были написаны).

В 1952 году вышли фильмы «Приглашение» (доктор Фрамм), «Рапсодия» (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга «О технике актера».

Умер Михаил Чехов в Беверли Хиллс (штат Калифорния) 1 октября 1955 года, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест Лон Мемориел в Голливуде.

Почти до середины 1980 х годов его имя на родине предавалось забвению. На Западе метод Чехова за эти годы оказал значительное влияние на технику актерского мастерства.

Основой системы Чехова является достижение необходимых ощущений и актерских задач с помощью выполнения внешних физических действий: поз, жестов.

С 1992 года регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Михаил Чехов (относительно краткая биография)

Что вы знаете о м а чехове. Смотреть фото Что вы знаете о м а чехове. Смотреть картинку Что вы знаете о м а чехове. Картинка про Что вы знаете о м а чехове. Фото Что вы знаете о м а чехове

Нечасто можно встретить личность, обладающую огромным артистизмом и природным талантам, именно таким был Михаил Александрович Чехов.

Племянник знаменитого писателя Антона Павловича Чехова родился на закате лета — 29 августа1891 года. В семье уже воспитывались два мальчика, Николай и Антон, приходившиеся Мише сводными братьями по линии отца. Александр Чехов, отец мальчика, обладал незаурядными способностями к писательству, однако неспокойный нрав и пристрастие к алкоголю не позволили добиться значительного успеха на этой стезе. Антон Чехов, в своих письмах к брату, нередко отзывается об Александре как о талантливом сатирике.

Маленький Миша был очень впечатлительным и легко возбудимым мальчиком. Сильный и подвижный темперамент отца оказывал огромное воздействие на становление личности сына.

Именно от своего родителя будущий актёр получил весомую долю своего творческого таланта. В семь лет началось обучение общим предметам, к мальчику была приставлена учительница. В это же время начинается увлечение актёрской игрой и театром.

В 1907 году мальчик поступает в театральную школу при Малом театре в Петербурге. Теоретические предметы давались ученику с трудом, в то время как занятия по сценическому искусству выдвигали Михаила на передний план, что помогло заручиться поддержкой и любовью преподавателей. После завершения обучения, в 1910 году, в числе немногих, Чехов зачислен в Суворенский театр (Малый театр). В аттестате говорилось о прекрасных творческих способностях, а так же отмечалось о больших достижениях в комических ролях.

В этом же году на молодого актера посыпались предложения с ролями. Были получены и первые неодобрительные рецензии от театральных критиков. За кулисами театра творилась неразбериха, плелись козни, что очень огорчало Чехова. Главный успех произошёл после судьбоносного спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». В это время на гастролях в Петербурге прибывал Московский Художественный театр, в котором состояла супруга Антона Павловича Чехова — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Именно она настояла на встрече Михаила Чехова с Константином Сергеевичем Станиславским. Таким образом актёр покинул стены Малого театра в Петербурге и начал деятельность в Московском художественном театре.

Переход в МХТ перевернул представление Чехова о театре. Произошло глубочайшее погружение в изучение системы Константина Станиславского, которая перевернула мировоззрение актерской игры артиста. Станиславский с большим вниманием наблюдал за творческим развитием Михаила Александровича, посвящал в свою систему. Через всю жизнь актёр пронёс чувство любви и благодарности к своим преподавателям и тем, кто был рядом в момент его творческого развития.

Весной 1913 года умирает Александр Павлович Чехов, отец актёра. Утрата нанесла серьёзный след не только на эмоциональное состояние, но и на физическое. Только на сцене Чехов чувствовал облегчение, забываясь в игре. Тогда же начинается и увлечение философскими учениями Ницше и Владимира Соловьева, пытается написать собственные сочинения.

Психологическое состояние Михаила Чехова ухудшается с наступлением войны в 1914 году, несмотря на недавнее венчание с актрисой МХТ Ольгой Константиновной Книппер, племянницей супруги Антона Чехова. От этого союза родилась девочка, будущая актриса — Ада Чехова. Брак просуществовал недолго, в 1917 году супруги расстались.

К концу 1917 года актёр решается на создание собственной театральной школы. В своих мемуарах Чехов с большой теплотой вспоминает о своих учениках. А в середине следующего года повторно венчается на дочери инженера-химика, Ксении Карловне Зиллер. Именно она смогла помочь Чехову справится с психологическим расстройством, своей заботой, любовью и самоотдачей. Тогда же начинаются первые поездки актёра за границу.

В 1923 году Михаил Чехов возглавляет первую студию Московского художественного театра, а чуть позже организовывает уже вторую. Из-за заграничных поездок в руководстве театра возникает разлад. В результате актер вынужден покинуть страну, якобы, для поправления здоровья. В 1928 году Чехов уезжает в Германию и больше не возвращается ни во МХТ, ни в страну. В это время начинаются репрессии, под которые попадает Н. Татаринов, друг и коллега актёра.

По приезду в Европу Михаил Чехов мечтал о создании нового театра, о преподавании, режиссуре и новом театральном деле. Было получено несколько предложений о работе, выбор пал на театр Рейнхардта в Берлине. Вся организация репетиций значительно отличалась от московской. Совместная работа в этом театре продлилась очень недолго.

В 1929 году у артиста возникла мысль покинуть театр навсегда и уйти в протестантские священники. От этой идеи Чехова отговорила супруга, да и на горизонте возникли новые театральные идеи. Театр «Габима» скрасил дни Чехова в Германии, в этом театре он стал первым русским режиссером в Берлине. Однако и это не удержало артиста, в душе засела тоска по родному зрителю и театру.

Следующим этапом было пребывание в Париже, о котором сам артист вспоминал особенно горестно. Именно во Франции Чехов принимает решение о развитии новой теории об актерском искусстве.

С 1930 по 1935 семья Чеховых пребывает в Риге, Михаил Александрович активно преподаёт актёрское мастерство и занимается режиссурой. Однако в 1935 году чета переезжает в Англию. Там же открывается Студия, всего через год мастером освоен английский язык, он начинает читать лекции. Однако в 1938 году мир пребывает на грани Второй Мировой войны, Чехов начинает паниковать и просит переноса студии в США. В эти дни собрана большая часть материала будущих работ и книг.

После завершения переезда в Америку Чехов начал подготовку будущих звёзд театра. Студия готовила профессиональных актеров. Сам мастер снимался в кино, в том числе и у Хичкока, что приносило ему основной доход, а вечерами занимался с актерами. Помогал понять роль, развивал актерскую технику. Последние годы жизни Михаила Чехова были наполнены педагогической работой, которая приносила наибольшее удовольствие.

Жизнь Михаила Александровича Чехова была интересна и полна крутых поворотов. Путём проб и ошибок он реализовал мечту всей своей жизни — создал классический театр. Свои знания и бесценный опыт мастер сумел передать каждому своему ученику, студи которых было множество известных актёров.

Скончался Михаил Чехов 1октября1955 года в Беверли-Хиллз, прах покоится на одном из кладбищ Голивуда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *