Что вы знаете о кинематографе времен войны
Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это особый период в развитии советского кинематографа. Работники кино трудились в эти годы наравне со всем народом, приближая своим творчеством общую победу. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники. Яркая плеяда талантливых сценаристов и режиссеров, операторов и артистов выпустила сотни кинокартин.
Главный кадр – на передовой!
А что на фронте? Это вопрос волновал каждого в годы войны. Самую животрепещущую тему освещала фронтовая кинохроника. 250 кинооператоров побывали на месте сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой. Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне.
В те годы документалисты трудились круглые сутки. В Москве на Киевском вокзале работала студия «Союзкинохроника», в которой непрерывно обрабатывалась пленка, полученная из «горячих» точек. Эти кадры ждала вся страна, поэтому отдыхать бригадам документального кино было некогда.
Оперативное кино: боевые киносборники
Цех игрового кино не отставал от бригад документальных фильмов. Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате. Каждый сборник включал несколько игровых новелл. Стиль короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок.
Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 30-х годов пришли картины, воспевающие любовь к родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизанского отряда.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк Донской), верная жена («Жди меня» А.Столпер, Б.Иванов), дети военного времени («Жила-была девочка» B. Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).
Они сражались за родину
В самом начале войны Сергею Эйзенштейну поступило распоряжение из Кремля продолжить работу над фильмом «Иван Грозный». Эта эпическая картина стала символом русской культуры, которую пыталась уничтожить гитлеровская армия. В лютые морозы съемочная группа под руководством великого режиссера создала историческую драму мирового уровня. В прокат картина вышла в январе 1945 года и была удостоена Сталинской премии 1 степени.
Николай Крючков, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Михаил Жаров, Николай Черкасов – актеры, которых знала вся страна, всю войну трудились на съемочной площадке. В годы войны были созданы свыше 100 художественных фильмов, которые зрители до сих пор помнят, любят и пересматривают.
Кино Победы. Как снимали фильмы в годы войны
В годы Великой Отечественной войны кино было необходимо людям как никогда. Фильмы вдохновляли, возвращали надежду и веру. Киностудии, как и заводы, ехали в эвакуацию, а сценаристы писали в перерывах между работой военными корреспондентами.
Отложенная премьера
Романтическая комедия «Сердца четырех» Константина Юдина, монтаж которой закончили в самый канун войны, вышла на экраны на четыре года позже, чем должна была. Премьеру притормозили, посчитав картину, в которой командир Красной армии выглядел почти водевильным персонажем, неуместной в тяжелейшее для страны время. Зрители увидели ее впервые 5 января 1945 года, когда было ясно, что победа уже дело времени. На экране — довоенная жизнь, лето, дача, любовь… В кинотеатры на «Сердца четырех» ходили по нескольку раз.
Актерские работы сделали фильм настоящим шедевром своего времени. Валентина Серова сыграла доцента математики, серьезную девушку Галину. Ее сестра Шурочка (Людмила Целиковская) — полная противоположность: веселая, кокетливая и открытая. Мужские персонажи не менее яркие. Одного из них, военного, организовавшего на даче подготовку личного состава по математике, Петра Никитича Колчина, играет Евгений Самойлов, другого — интеллигентного ученого-биолога Глеба Заварцева — Павел Шпрингфельд.
События происходят в летней предвоенной Москве и за городом. В картине можно увидеть новостройки на Большой Калужской улице (тогдашнее название Ленинского проспекта), Ленинские горы, площадь Революции. Сцену у телефона-автомата снимали на проспекте Маркса (сейчас — Театральный проезд). С набережной, где Колчин покупает цветы, открывается прекрасный вид на Кремль.
Кино в эвакуации
На время войны Алма-Ата стала киностолицей СССР. Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), созданная на базе Алма-Атинской студии кинохроники и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма», сняла 80 процентов всех картин, выпущенных в стране в военные годы. В коридорах ЦОКС можно было встретить Дзигу Вертова, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна, Юлия Райзмана, Ивана Пырьева, Леонида Трауберга и многих других известных людей из мира кино. Первым директором новой киностудии стал Михаил Тихонов. По его воспоминаниям, ЦОКС очень быстро приступила к делу. В августе 1941-го из Москвы туда выехала первая съемочная группа, а в сентябре уже доснимали картины, которые начали до войны.
На ЦОКСе доснимали биографическую ленту Александра Файнциммера «Котовский». Приключенческий фильм о легендарном комбриге времен Гражданской войны насыщен невероятными событиями, как и жизнь прототипа главного героя. Григорий Котовский много раз бежал из тюрьмы, был приговорен к смерти и снова бежал. Знаменитая конная бригада под его предводительством участвовала во многих важных сражениях и не знала поражений. Такой вдохновляющий герой был нужен в тяжелые военные времена, и картину закончили в кратчайшие сроки. Главную роль исполнил Николай Мордвинов.
Также одним из первых фильмов, доснятых на ЦОКСе, стала «Машенька» Юлия Райзмана. Мелодрама о милой и скромной телеграфистке Маше Степановой (Валентина Караваева), которая влюбляется и не находит взаимности, стала одним из главных советских военных фильмов. Любовные перипетии главной героини развиваются во время войны, но не Великой Отечественной, а финской. На фронте, куда Машенька уйдет санитаркой, она снова встретится с тем самым парнем, и он посмотрит на нее другими глазами.
Заканчивали в эвакуации и замечательную музыкальную комедию Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным. Начинали снимать фильм в Москве в первые дни войны. Актерам и съемочной группе периодически приходилось прятаться в бомбоубежищах. Их герои свинарка Глаша и пастух Мусаиб встречают друг друга на ВСХВ (сейчас — ВДНХ) и договариваются встретиться здесь же через год. Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Легкая романтическая комедия, герои которой поют, танцуют и попадают в забавные ситуации, стала глотком воздуха и была воспринята зрителями на ура. Впоследствии ЦОКС выпустила еще несколько фильмов легкого жанра — «Антошу Рыбкина», «Актрису», «Беспокойное хозяйство».
Главной темой большинства фильмов военного времени, конечно, был героизм русского народа в борьбе против фашизма. Об этом фильмы «Зоя», «Секретарь райкома», «Во имя Родины», «Непобедимые», «Нашествие», «Жди меня». Всего Центральная объединенная киностудия выпустила 23 полнометражных и 10 короткометражных фильмов.
Киноэпопея во время войны
На Центральной объединенной киностудии снял свой последний фильм Сергей Эйзенштейн. Великая киноэпопея об Иване Грозном состояла из двух частей: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая же пролежала до 1958-го. Дилогия создавалась по личному заказу Сталина, он утверждал сценарий и следил за работой. Первая серия Верховному главнокомандующему понравилась, а вторая подверглась жесткой критике.
Лента начинается с венчания на царство великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича и охватывает большой период жизни Грозного и всей страны. Создание фильма стоило баснословных денег, но Сталин считал, что он необходим для укрепления веры в победу.
В первой части, получившей Сталинскую премию, жестокость и авторитаризм царя оправдывались объективностью исторического момента. Все жертвы — ради страны. Вторая же получила лишь критический отзыв в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 года: «Режиссер Сергей Эйзенштейн во 2-й серии фильма “Иван Грозный” обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов. »). Сталин лично встречался с режиссером и исполнителем главной роли Николаем Черкасовым в феврале 1947 года. Были планы по доработке картины, но Эйзенштейн не успел приступить к их выполнению: вскоре он умер от инфаркта.
А картина — обе ее части — навсегда осталась в числе мировых шедевров. «Это величайший исторический фильм, когда-либо созданный. Его атмосфера великолепна, а красота превосходит все, что до сих пор видено в кино», — писал Чарли Чаплин после просмотра.
Москва как символ надежды
Одним из главных символов веры в победу и в жизни, и в кино была Москва. Не имея возможности снимать в столице, кинематографисты создавали в павильонах ЦОКСа декорации в виде узнаваемых московских объектов. Кремлевские башни со звездами служили напоминанием: есть вещи, которые останутся незыблемыми, несмотря ни на что.
В фильме «В шесть часов вечера после войны» героиня Марины Ладыниной, как и в «Свинарке и пастухе», также снятых Иваном Пырьевым, договаривается встретиться с возлюбленным в Москве. Но не через год, а неизвестно когда — в первый день после победы, в шесть часов вечера, они должны ждать друг друга на Каменном мосту. Фильм вышел в 1944 году. Миллионы зрителей увидели на экране свою мечту: война позади, победа наша и можно наконец вернуться к нормальной жизни.
Финальная сцена получилась очень напряженной: она долго не приходит, он почти теряет надежду, но все же под всеобщее ликование и всполохи салюта герои замечают друг друга. По замыслу сценариста Виктора Гусева, Варя погибала во время одной из бомбежек и сцена встречи возникала только в ее воображении перед самой смертью. Но Пырьев не мог забрать у зрителей надежду в угоду поэтике. Не смогли создатели фильма и позволить себе сэкономить, вычеркнув из сценария Москву. Для финальной сцены в павильоне выстроили большую декорацию с бутафорским Кремлем.
Константин Симонов, работавший военным корреспондентом, тоже некоторое время работал на ЦОКСе. Здесь в 1943 году он написал сценарий фильма «Жди меня» по мотивам своей пьесы. Центральный мотив здесь, как и в фильме Пырьева, — встреча в Москве после войны. Об этом договариваются трое друзей. Одного из них ждет жена — ее сыграла Валентина Серова, в том же году ставшая женой Симонова. Как в одноименном симоновском стихотворении, написанном в 1941-м и посвященном Серовой, героиня фильма ждет мужа с фронта даже тогда, когда все вокруг уверены в гибели героя. До самого финала зритель находится в напряжении: выжил или нет? Дождется или нет? Получит письмо или нет?
Слова героини в финальной сцене фильма стали крылатыми. Простая фраза, сказанная Серовой, выразила всю боль и всю тоску женщины, долгие годы не знавшей, увидит ли она самого близкого человека еще хотя бы один раз. «Как долго я тебя ждала!» — будто говорит Москва, Родина солдату, вернувшемуся с Победой.
Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев
Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени.
Кадр из кинофильма «Они сражались за Родину». На фото: Юрий Никулин в роли Некрасова, Василий Шукшин в роли Петра Лопахина и Иван Лапиков в роли старшины Поприщенко (на переднем плане слева направо)
Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Период комедий 1930-х годов напоминал о себе разве что полюбившимися киногероями, которые обращались к зрителям с экранов. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Работа над всеми этими картинами велась в тяжелейших условиях, новым домом почти для всех знаковых кинематографистов того времени стала Центральная объединенная киностудия художественных фильмов в Алма-Ате, с которой и связана большая часть истории военного кинематографа.
Документальная хроника и первый «Оскар»
Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Как пишет в своей книге «История отечественного кино XX века» известный киновед Нея Зоркая, в войне участвовало 250 кинооператоров, каждый пятый из которых погиб.
Он отмечает, что кроме непосредственно тех, кто снимал на фронте, активно работали документальные бригады и в Москве.
Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днем и ночью, «в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах».
Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии.
Боевые киносборники и ария Ленского
В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла «Встреча с Максимом», где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.
Короткометражки для БКС снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.
«В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать» – вспоминал Козинцев.
Критики отмечали, что далеко не все короткометражки удавались с художественной точки зрения, но не оценить их вклад в поднятие боевого духа солдат было невозможно.
«Лауреатник» защищает Родину
Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС).
По воспоминаниям актрисы Веры Марецкой, в последний день съемок картины «Она защищает родину», ей пришла похоронка на мужа – актера Георгия Троицкого, погибшего на фронте.
Темы военного времени
Среди других картин того времени Поздняков отмечает также ленты «Фронт» братьев Васильевых, «Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта и «Актрису» Леонида Трауберга.
Премьера этого фильма состоялась в 24 января 1944 года. Лента получила главный приз ассоциации кинокритиков США.
Нея Зоркая также подчеркивала, что «страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх – все это, изгнанное с экрана в 1930-х, вынуждена была легализовать война».
«Александр Невский» – на фронте, «Иван Грозный» – в тылу
Центральная киностудия стала местом съемок и для самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Как рассказывает Наум Клейман, Эйзенштейн в начале войны хотел снимать короткометражные фильмы для боевых киносборников и читал лекции о драматургии короткометражного сценария, ориентировал студентов ВГИКа на то, чтобы они использовали в своих военных короткометражках не только современные сюжеты, но и классическую литературу. В частности, режиссеру Михаилу Швейцеру Эйзенштейн советовал снять эпизоды из «Войны и мира», говоря о том, что «Толстой – такой же боец, как наши новые писатели».
Съемочные павильоны не отапливались, и актеры вынуждены были надевать под костюмы дополнительную одежду.
Он подчеркивает, что «Эйзенштейн создавал фильм в традициях «Бориса Годунова» и Пушкинского, и Мусоргского», «впервые ввел в нашем кино иконописные традиции и отразил в изобразительном строе фильма». Музыку для «Ивана Грозного» писал Сергей Прокофьев, операторами работали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин.
Потери и приобретения
Подвигом, впрочем, можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.
Он рассказывает, что, например, актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе «болтанку» (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как «ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок».
Далеко не все кинематографисты соглашались на эвакуацию, но многие понимали, что именно так они и выполняют свой долг перед родиной.
Наум Клейман также отмечает, что многие молодые ребята рвались на фронт.
Александр Поздняков также подчеркивает влияние объединенной киностудии на становление казахской кинематографии.
Образы Великой Отечественной войны в кинематографе
Рассказ о том на каких фильмах и как формировалось представление о Великой Отечественной войне в массовом сознании.
О событиях прошлого чаще всего принято судить не по толстым монографиям историков или выставкам в музеях. В меньшей степени о них мы помним из уроков истории в школе, (это конечно если учитель хороший) а в большей из популярной культуры. Причем не из образцов художественной литературы, а из кинематографа. Примеров этого можно привести немалое множество. Так про Шотландию времен средневековья, мы знаем из «Храброго сердца», про Древний Рим из «Гладиатора», про войну за независимость США из «Патриота» с Мэлом Гибсоном.
Почему именно так происходит? Наверное, если вы не позабыли популярная культура, а в частности кинематограф это идеальный способ пропаганды любых взглядов. Будь то равноправие полов или же формирование представления человека об определенных исторических событиях.
Несомненно, подобное и случилось и с событиями 1941 – 1945 гг. Советская, а затем российская киноиндустрия создала тысячи часов материала на данную тему. И сегодня мы задались вопросом – а какие из этих фильмов в наибольшей степени повлияли на представление рядового обывателя о Великой Отечественной войне? Давайте же попробуем с этим разобраться.
В силу большого количества материала мы не стали обращаться к каким-то топам на киносайтах, а решили опираться только на свой личный вкус. В итоге нами были выбраны три фильма из эпохи расцвета советского кинематографа. Один из них принадлежит к эпохе позднего сталинизма и вызывал сомнения в своем качестве еще при жизни Вождя, а два других из «оттепельной» эпохи, когда искусство стало воспевать человека, а не идеи. Правда у вас может возникнуть вопрос — почему советское кино, а к примеру не из российское? Ну думаю, вы и сами сможете дать на это ответ…
Начнем, пожалуй, с забытого шедевра эпохи позднего Сталинизма. Если бы это гигантское кинополотно было бы снято в наше время, то оно несомненно бы получило звание «блокбастера». Посудите сами, все необходимые ингредиенты для этого присутствуют – фильм постепенно проходит по всем ключевым событиям Великой Отечественной, радуя взгляд зрителя масштабными постановками сражений, где участвует множество образцов военной техники, которую еще не отправили на переплавку.
Есть и в фильме идеальная любовная история, представленная отношениями сталевара Алексея и учительницы Наташи. Во время войны Наташа терпит лишения в фашистком плену, а Алексей ведет свою войну с нацисткой нечистью.
И собственно этот фильм и заложил шаблоны советских кинофильмов о войне. Плохих фильмов прошу заметить. Тут есть полный набор образов который по сей день кочует по всем картинам на военную тематику.
Так сталевар Алексей представлен в фильме почти былинным героем, это не живой человек, а фикция которая произносит заученные фразы и одним щелчком пальца убивает фашистов (про них чуть позже). Его женщина это классическая «дама в беде» — шаблон перекочевавший к нам из старых голливудских фильмов. Она не имеет никакой индивидуальности и самостоятельности, ее цель страдать и воссоединиться с Алексеем в финале.
Естественно в силу блокбастерного построения сюжета, образ немцев в картине это образ абсолютного зла. Но зла не совсем опасного, а такого которое приносит некоторое неудобство и поэтому его рано или поздно можно будет победить. Из «Падения Берлина» появились немецкие мотоциклисты повально вооруженные «шмайсерами».
Ничуть не хуже рядовых солдат выписаны образы нацистких главарей. Гитлер это истеричка, которая не воспринимает доводов своих генералов, Геббельс безумный фанатик, а Геринг смешной толстяк озабоченный только кражей предметов искусства.
Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев
Многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино
Военный кинооператор Центральной студии документальных фильмов Георгий Епифанов, 1944 год
Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени.
Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Период комедий 1930-х годов напоминал о себе разве что полюбившимися киногероями, которые обращались к зрителям с экранов. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «Разгром неметских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа.
Как советское кино развивалось во время ВОВ, читайте в специальном материале ТАСС.
Кинооператор Роман Кармен во время съемки в Берлине у Бранденбургских ворот, 1945 год
Документальная хроника и первый «Оскар»
Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Как пишет в своей книге «История отечественного кино XX века» известный киновед Нея Зоркая, в войне участвовало 250 кинооператоров, каждый пятый из которых погиб.
Кинооператоры-фронтовики В.Микоша и Д. Рымарев, 1943 год
Он отмечает, что кроме непосредственно тех, кто снимал на фронте, активно работали документальные бригады и в Москве.
Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днем и ночью, «в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах».
Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии.
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» вышел и в американский прокат под названием «Москва наносит ответный удар». В нем зрители впервые увидели страшные события войны и бесчеловечность фашистов. Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.
Директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-центра Наум Клейман
Боевые киносборники и ария Ленского
В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла «Встреча с Максимом», где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.
Лидия Русланова и советские солдаты в Берлине, 1945 год
Короткометражки для БКС снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.
«В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать» – вспоминал Козинцев.
Критики отмечали, что далеко не все короткометражки удавались с художественной точки зрения, но не оценить их вклад в поднятие боевого духа солдат было невозможно.
«Лауреатник» защищает Родину
Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС).
Например, Григорий Козинцев в Алма-Ате сделал сатирический короткометражный фильм «Юный фриц» по сценарию Самуила Маршака.
Кадр из фильма «Она защищает Родину»
Первым полнометражным фильмом о военных событиях стала лента Ивана Пырьева «Секретарь райкома», снятая в 1942 году и получившая затем Сталинскую премию. Работа на ЦОКС шла без остановки. В тяжелейших условиях эвакуации кинематографисты создавали все новые и новые картины.
По воспоминаниям актрисы Веры Марецкой, в последний день съемок картины «Она защищает родину», ей пришла похоронка на мужа – актера Георгия Троицкого, погибшего на фронте.
Кинорежиссеры Георгий (слева) и Сергей Васильевы и писатель Алексей Толстой (в центре)
Темы военного времени
Среди других картин того времени Поздняков отмечает также ленты «Фронт» братьев Васильевых, «Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта и «Актрису» Леонида Трауберга.
Кинорежиссер Марк Донской (слева)
Работа по созданию фильмов шла, впрочем, не только в Алма-Ате. Например, Киевская киностудия была эвакуирована в Ашхабад. Именно там был снят один из шедевров военного времени – фильм «Радуга» Марка Донского, главная героиня которого – Олёна Костюк – становилась партизанкой.
Премьера этого фильма состоялась в 24 января 1944 года. Лента получила главный приз ассоциации кинокритиков США.
Нея Зоркая также подчеркивала, что «страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх – все это, изгнанное с экрана в 1930-х, вынуждена была легализовать война».
Клейман также отмечает, что это, «конечно, была идеализированная кинематография, но так и требовалось в тот момент, и было оправдано».
Кадр из фильма «Иван Грозный», 1945 год
«Александр Невский» – на фронте, «Иван Грозный» – в тылу
Центральная киностудия стала местом съемок и для самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Как рассказывает Наум Клейман, Эйзенштейн в начале войны хотел снимать короткометражные фильмы для боевых киносборников и читал лекции о драматургии короткометражного сценария, ориентировал студентов ВГИКа на то, чтобы они использовали в своих военных короткометражках не только современные сюжеты, но и классическую литературу. В частности, режиссеру Михаилу Швейцеру Эйзенштейн советовал снять эпизоды из «Войны и мира», говоря о том, что «Толстой – такой же боец, как наши новые писатели».
Композитор и музыкант Сергей Прокофьев и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, 1943 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС.
Киновед называет фильм «Иван Грозный» самой роскошной картиной Эйзенштейна. При том, что она была сделана в крайне сложных условиях.
Съемочные павильоны не отапливались, и актеры вынуждены были надевать под костюмы дополнительную одежду.
Он подчеркивает, что «Эйзенштейн создавал фильм в традициях «Бориса Годунова» и Пушкинского, и Мусоргского», «впервые ввел в нашем кино иконописные традиции и отразил в изобразительном строе фильма». Музыку для «Ивана Грозного» писал Сергей Прокофьев, операторами работали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин.
Потери и приобретения
Подвигом, впрочем, можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.
Он рассказывает, что, например, актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе «болтанку» (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как «ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок».
Далеко не все кинематографисты соглашались на эвакуацию, но многие понимали, что именно так они и выполняют свой долг перед родиной.
Наум Клейман также отмечает, что многие молодые ребята рвались на фронт.
Эвакуация стала спасением для многих советских кинематографистов и, безусловно, основой для дальнейшего развития кинематографа.
Александр Поздняков также подчеркивает влияние объединенной киностудии на становление казахской кинематографии.