Что вы знаете о гомере
Гомер (Ὅμηρος / Homer)
Гомер (греч. Ὅμηρος, лат. Homerus) — первый и наиболее известный из древнегреческих поэтов, признанный основоположник европейской литературы. Ему приписывается создание классических поэм — «Илиады» и «Одиссеи». Согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха (VI в. до н.э.). «Одно или несколько лиц, мужчина или женщина» — так представляет Гомера Энциклопедия научной фантастики под редакцией Клюта и Лэнгфорда. Немного шаржированное, но в общем-то верное отражение того, что знает о Гомере современная наука, то есть ничего. Действительно, споры о том, был ли автор «Илиады» и «Одиссеи» один, или же их по меньшей мере двое, идут ещё с XVIII века. А предположение Сэмюела Батлера (в 1892), что Гомер был женщиной, остаётся чрезвычайно популярным в англоязычном мире. Роберт Грейвс вообще был убеждён, что автор «Одиссеи» — героиня этой же поэмы Навсикая, дочь царя феаков.
По сути Гомер является легендарной личностью, поскольку о нём самом и о его жизни не имеется никаких достоверных сведений. Некоторые считали его современником Троянской войны (начало XII в. до н.э.). Геродот относил время Гомера приблизительно к IX в. до н.э. (по словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него). Большинство современных учёных склонно считать, что Гомер жил в VIII веке до нашей эры, указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.
Право считаться его родиной оспаривали многие города и земли. На эту тему имеется знаменитое двустишие:
Ратуют семь городов за исток многомудрый Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.
Названные семь не исчерпывают, впрочем, списка городов-претендентов. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселённом ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не даёт точных сведений о национальной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка.
Покрыто тайной и имя сказителя (писаной литературы ещё не существовало). Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), позднее высказывались предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. Некоторые считают, что в своей ионийской форме имя Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя, другие (например Энциклопедия Брокгауза и Ефрона) полагают иначе:
Всё же форма имени (его прозрачная этимология от homo — «с» и корня ar — «прилаживать», сравни hodegos — «путеводитель», от hodog «путь» и корня ag — «вести») обличает в нём героя-эпонима так называемых гомеридов, древнейшей школы эпических певцов-сказителей, к которым он относился так же, как и несомненно мифический Дедал к дедалидам, древнейшей школе ваятелей.
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. В любом случае, уже начиная с эллинистических времён в искусстве Гомер изображался в виде вдохновенного слепого старца. Лучшим бюстом Гомера, по мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, является бюст в Сансуси, вероятно, произведение родосской школы.
Уже во времена классической эпохи Древней Греции Гомер считался классиком и прародителем литературы. Система образования была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по их темам устраивались декламации. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий. Главное произведение римской литературы — героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усмотреть практически во всех произведениях античной литературы.
Во времена средневековья в Европе Гомер был почти забыт (в первую очередь, из-за незнания древнегреческого языка), однако сюжет Троянской войны оставался хорошо известен благодаря латинским романам Дарета и Диктиса.
В Византии же Гомера читали и тщательно изучали. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские учёные переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов.
В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и учёные попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера. Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.
В России фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов, первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787). Особенно важны для русской культуры переводы «Илиады» Николая Гнедича (закончен в 1829), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Пушкина и Белинского), и «Одиссеи» В.А. Жуковского.
Помимо «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывали целый ряд более поздних стихотворений и поэм, автором которых он никак не мог быть, ряд из них — «Гомеровы гимны», «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия») — мы включили в библиографию.
Фантастическое в творчестве автора
Разница между двумя поэмами ярко проявляется как раз в отношении к фантастическому. В «Илиаде» мы встречаем разве что семейные сцены между небожителями да их вмешательство в войну (впрочем, невидимое для смертных). В 18-ой песни упоминаются помощницы Гефеста, девы, сделанные из золота:
. прислужницы, под руки взявши владыку,
Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,
Кои исполнены разумом, силу имеют и голос,
И которых бессмертные знанию дел изучили.
Это место часто называют первым в мировой литературе изображением роботов (андроидов).
«Одиссея» же изобилует волшебными предметами, магическими действиями, чудесными местами. Каждый остров, посещённый Одиссеем, это вариант потустороннего мира. Путешествует Одиссей и в настоящий потусторонний (загробный) мир, ко входу в Аид. Чтобы достичь его, плывёт на юг, но при этом оказывается почему-то далеко на Севере, в стране киммерийцев, где царит вечный сумрак. Там, где Коцит и Флегетон вливаются в Ахеронт, Одиссей свежей кровью приманивает мертвецов, бесплотные тени, потерявшие память о земной жизни. Среди пришедших (их приходится отгонять мечом) и мать Одиссея — а он даже не знал, что она умерла. Однако он ждёт одного нужного — прорицателя Тиресия. Тиресию он даёт напиться жертвенной крови и получает пророчество о своём дальнейшем пути. После этого он даёт кровь матери, которая рассказывает ему о домашних делах, а затем Ахиллу и Агамемнону (что Агамемнон убит, Одиссей тоже не знает). В ответ на замечание Ахиллу, что он здесь царствует над мёртвыми, тот говорит, что лучше быть последним батраком на этом свете, чем царём на том. На сегодняшний вкус это наиболее впечатляющий эпизод поэмы.
Теряют память лотофаги, поедатели лотоса, но зато приобретают блаженство. Теряют память, а равно и человеческий облик околдованные Цирцеей спутники Одиссея, но это колдовство обратимо.
Само слово «одиссея» превратилось в нарицательное, обозначающее путешествие, сопряжённое с опасными приключениями. Одиссей стал восприниматься как образец вечного путешественника, одержимого жаждой странствий и поисками неизведанного (хотя в поэме он плывёт на родину и даже отказывается от предложенного бессмертия ради возвращения домой).
«Одиссея» стала сюжетным архетипом для жанра «фантастического путешествия», от «Аргонавтики» Аполлония Родосского и пародийной «Правдивой истории» Лукиана до «Путешествий Гулливера» Свифта и «Необыкновенных путешествий» Жюля Верна.
© Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, а также материалы из сети Интернет
Примечание к биографии:
Раздел «Фантастическое в творчестве» написал ameshavkin
Биография Гомера
Гомер — один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII — VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.
Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.
Мифы и факты из жизни поэта
Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии.
Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.
Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики. Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу.
В преданиях сообщается, что юный творец был весьма любознательным, поэтому он тщательно изучал культуру каждого посещаемого места. Он замечал любые мелочи, а потом постепенно начал описывать увиденные события. Греки утверждают, что писатель ослеп после посещения Итаки. Некоторые источники заявляют, что это была лишь временная слепота, и зрение быстро восстановилось. Другие же склоняются к тому, что Гомер до конца дней остался слепцом. Именно на этот период пришёлся рассвет его творчества.
Гомер много путешествовал, помогал людям, даже занимался воспитанием детей одного богатого господина. В зрелом возрасте он поселился в городе Хиос, где основал школу. Местные жители всячески оказывали ему уважение, поэтому писатель мог в комфорте обучать их детей. Через некоторое время он женился, в браке у семьи появилось двое сыновей и дочь.
Некоторые факты исследователи почерпнули из древних манускриптов и картин, изображавших писателя. Так, на большинстве скульптур он был показан слепым. В тот период представителей литературных профессий было принято изображать лишёнными зрения, поэтому невозможно доказать, правдивы ли эти сведения. Греки считали, что существует некая связь между писательским талантом и отсутствием возможности видеть. Более того, один из действующих персонажей «Илиады» также имел проблемы со зрением. Именно поэтому литературоведы склоняются к выводу, что эта особенность была всего лишь реконструкцией.
Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений. Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов. Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».
Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед. Гомер проиграл состязание, поскольку в его поэзии было слишком много призывов к войне и битвам. В отличие от него, Гесиод выступал за мир, поэтому активно пропагандировал земледелие и упорный труд во благо. Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.
Творчество Гомера
Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.
Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.
Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.
Гомеровский вопрос
Все дискуссии, связанные с двумя эпическими поэмами, принято называть гомеровским вопросом. Действительно, было немало сомнительных фактов в истории исследования этих произведений. Ещё во времена античности некоторые люди заявляли, что сюжет для поэм Гомер позаимствовал у поэтессы Фантасии, проживавшей во времена Троянской войны.
Длительное время европейские искусствоведы придерживались точки зрения о несомненном авторстве поэта. Также принимался как данность тот факт, что «Илиада» и «Одиссея» были изданы с минимальным количеством исправлений. Но в конце XVII века филологи обнаружили другие варианты песен «Илиады». Это поставило под сомнение не только авторство Гомера, а и целостность произведения. Некоторые исследователи утверждали, что каждая песня была обособленной от других, другие же выступали за единство мысли автора.
Поскольку эпические поэмы претерпели множество вариантов редакции, литературоведы считают нецелесообразным приписывать авторство кому-то одному. В текстах были обнаружены несоответствия временно-пространственных рамок, отступления от сюжета и противоречия. Именно поэтому аналитики пришли к выводу, что поэма постоянно расширялась, а участвовал в этом процессе далеко не один человек.
Существуют и оппоненты аналитиков, так называемые унитарии. Они выступают за то, что Гомер был единственным автором двух поэм. Все доводы своих противников они опровергают идеей о том, что в каждом большом произведении неизбежно встречаются ошибки и противоречия. Акцент унитарии делают на целостности замысла, симметричности и красоте композиции обеих поэм.
Переводы поэта
Отдельно следует упомянуть язык эпических поэм. Гомер предпочитал использовать словосочетания, которые не фигурировали в живой речи. Там было много диалектизмов, а метрически поэт оформлял свои тексты в таком размере, как гекзаметр. Каждая песня состояла из шести стоп, где умеренно чередовались короткие и длинные слоги. Именно поэтому адекватный перевод «Илиады» и «Одиссеи» требовал титанических усилий и таланта.
Первые переводы увидели мир ещё до нашей эры. В третьем веке римский поэт создал версию «Одиссеи» на латыни. Дети из Греции обучались читать, используя для этого творчество Гомера. В XV веке появился перевод на итальянский, через три столетия после этого эпические поэмы постепенно начали переводить на английский, русский и немецкий. Михаил Ломоносов впервые использовал во время перевода сложнейший александрийский стих. После него появился частичный перевод Кострова в размере ямб, далее стало известно о некоторых прозаических версиях. В. Жуковский и Н. Гнедич по праву считаются непревзойдёнными переводчиками Гомера в России.
Гомер
краткая биография
Роль и место в литературе
Создатель двух великих произведений «Одиссея» и «Илиада» Гомер входит в историю всемирной литературы. До сих пор идут споры относительно авторства этих поэм. Некоторые современные исследователи выдвигают предположение о том, что поэмы могли быть написаны позже того времени, когда жил поэт. Однако, греки настаивают именно на авторстве своего соотечественника.
Также существует мнение, что поэмы могли быть написаны независимо друг от друга разными людьми, жившими в разные эпохи. С 17 века идет спор, который оформился в так называемый «гомеровский вопрос» об авторстве знаменитых произведений. Свою версию относительно этого выдвигали немецкие литературоведы в 18 веке. Они утверждали, что труды такого объема невозможно было сохранить, передавая их устным путем, так как письменности в то время еще не было. С опровержением такого предположения выступили Шиллер и Гете, которые автором «Одиссеи» и «Илиады» все-таки называли Гомера.
Несмотря на споры ученых, Гомер был и остается первым поэтом античности, произведения которого дошли до нашего времени.
В своем творчестве Гомер сумел показать основные черты двух общественно-исторических формаций, и это обеспечило ему стабильную популярность на протяжении всех веков древней истории. Его произведения были в числе первых предметов школьного обучения, исполнялись во время всевозможных праздников, а уже Аристотель начал исследовать их с применением научного подхода.
Те художественные приемы, которые использовал Гомер, считались идеалом для писателей древнего мира, несмотря на то, приверженцами каких направлений и школ они являлись. Уже в самых ранних произведениях римских писателей чувствуется влияние Гомера. Большими поклонниками его творчества были Цицерон и Вергилий, Невий и Энний.
В эпоху средневековья о Гомере практически забыли, но с наступлением Ренессанса его имя вновь возрождается. Создатели эпосов начинают заимствовать у него не только отдельные выражения, но и целые сцены и художественные образы. В качестве примера можно привести «Освобожденный Иерусалим», написанный Торквато Тассо в 16 веке. В это время поэмы Гомера начинают переводить на все языки, он становится предметом подражания и обожания, так писал в 17 веке теоретик классицизма Буало в своем «Поэтическом искусстве».
Слепой Гомер с проводником. Худ. Адольф Бугро
В 18 веке, на заре зарождения романтизма Гомера начали трактовать как народного поэта. Отмечалась простота его мировоззрения, наивность и детский характер созданных им образов и, в то же время, его неповторимость и гениальность.
В Древней Руси упоминания о Гомере можно найти уже в летописях 12 века. Большим поклонником его был в 17 столетии Симеон Полоцкий, а с наступлением 18 века во главе его почитателей и знатоков стояли такие имена как Ломоносов, Кантемир, Сумароков, Державин, Радищев, Карамзин и другие.
Практически все русские литераторы 18 века в той или иной степени были вдохновлены Гомером. Особой глубиной отличались суждения В.Г. Белинского, который был восхищен его народностью и героизмом, сложностью и одновременно простотой его поэтики. Он с уверенностью заявлял, что Гомер положил начало зарождению всех существующих литературных жанров, снискав, тем самым, всемирную значимость.
Большое влияние оказал Гомер и на творчество Н.В. Гоголя при создании им теории эпоса, прославляющей Гомера. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой также проявляли интерес к творчеству поэта. Отдельные переводы Гомера на русский язык стали появляться уже во второй половине 18 века. А в 1829 году был опубликован знаменитый перевод «Илиады» русского поэта Николая Ивановича Гнедича.
Позднее, в 1849 году, появился перевод «Одиссеи» В.А. Жуковского, который представил свое видение поэмы, говоря о наивности и патриархальности гомеровского мира, соответствующего древнерусскому духу. Писатель В.В. Вересаев был переводчиком обеих поэм Гомера. Он акцентировал внимание на строгой простоте языка и жизненности, далекой от напыщенной торжественности, которую можно наблюдать в переводе Н.И. Гнедича.
Немало споров до сих пор возникает и относительно слепоты Гомера. Те, кто считает себя знатоками его биографии, утверждают, что его слепота не была физической. Слепым его называли из-за мудрости, способности, присущей всем мудрецам, уметь разглядеть не саму вещь, а ее суть и глубину. Так это или нет, уже не важно, потому что Гомер, без сомнения, считается одним из мудрейших людей древности.
Происхождение и ранние годы
До настоящего времени неизвестно происхождение и дата рождения Гомера. Существует несколько недоказанных версий, на основе которых одни ученые считают, что поэт жил в эпоху Троянской войны (начало 12 века до н.э.), другие утверждают, что это было в 8 или 7 веках до н.э. Местом проживания они называют Хиос, либо другой район Ионии побережья Малой Азии.
Гомер. Из музея Генри Уолтерса
Самым распространенным мнением античных хронографов было то, что Гомер был мудрым слепым старцем, который вел образ жизни странника и, вдохновленный музой, писал «Одиссею» и «Илиаду». Не исключают они и того, что кроме этих двух поэм Гомером было написано еще немало произведений.
Предположительно родиной поэта могли стать города Родос, Афины, Саламин, Аргос или Смирна. Бытует мнение, что Гомер посещал разные города и везде пользовался большим авторитетом. Из этого можно сделать вывод, что поэт не был нищим старцем, каким его представляют некоторые исследователи.
Образование
По версии историка Геродота, Гомер и его мать проживали в Смирне. В этом же городе он получал образование в школе Фемия, считаясь одним из лучших учеников. Когда учитель умер, его место занял Гомер, возглавивший школу. Через некоторое время он совершил свое первое морское путешествие с целью ознакомления с окружающим миром.
Во время путешествия поэта интересовали народные легенды, обряды и истории. Позже он отправился странствовать пешком, продолжая накапливать материал для своих произведений.
Геродот считает, что зрения поэт лишился в городе Колофон. Именно с этого времени он стал называться Гомером. Однако, современные исследователи его творчества не совсем доверяют Геродоту, как и остальным древним историкам.
Творчество
Исследователи творчества Гомера признают своеобразие стиля и замысла поэта, создание им устойчивых словосочетаний, отражение в поэмах техники народных сказителей. Кроме того, Гомер был носителем прогрессивных для своего времени тенденций.
Антивоенная и антиаристократическая тенденция явно прослеживается в его поэмах. На первое место он как будто ставит героизм аристократов, но, в то же время, изображает их с критической точки зрения. Кроме того, Гомер полностью отрицает любую войну, олицетворением которой является бог Арес. Свидетельство этому – бранные эпитеты, которые Гомер вложил в уста Зевса, дающего отповедь Аресу. Воюющих людей Гомер называет пешками в руках богов.
Апофеоз Гомера. Худ. Огюст Доминик
При прочтении поэм ощущается, что написаны они человеком с высоким чувством родины и гражданственности. Государство для Гомера стоит на первом месте. Человек вне этой структуры выглядит жалким и убогим. Не напрасно в поэме «Одиссея» у незнакомца всегда спрашивают, где его город и кто его родители.
В творчестве Гомера явно присутствует переход от мифологии к поэзии. Несмотря на то, что поэт продолжает верить и в богов, и в демонов, изображены они в его эпосе в отличающейся от примитивных народных верований форме.
Даже описание свидания Зевса и Геры в «Илиаде» исследователи считают пародией на древний миф о браке Земли и Неба. Та же пародия звучит и в знаменитой битве богов. Таким образом, обе поэмы можно смело считать не эпосом, а поэтическими произведениями, в которых боги и герои изображены при помощи иронии и юмора – совершенно нового литературного явления, характерного для восходящей цивилизации.
Илиада. Послы от Агамемнона. Худ. Огюст Доминик
Несмотря на разнообразие содержания, в поэмах Гомера прослеживается единый художественный стиль. Но он лишен той монотонности, которая наблюдалась в ранних эпических трудах. В обеих поэмах использованы более живые и свободные творческие приемы. Элементы стилистического разнообразия и создают неповторимый гомеровский стиль переходной эпохи.
В то же время, это не говорит о том, что описываемые Гомером вещи непременно должны быть дорогими. Заканчивал он свои поэмы в период более чем скромной, небогатой жизни. Например, дворец Одиссея, несмотря на описываемое богатство, довольно скромен, да и отец героя живет за городом довольно серой, убогой жизнью.
Подобное можно наблюдать и в описании Гомером героев. Несмотря на то, что почти все они «сильны», «красивы», «благородны», сравнимы с богами, – это не является стандартом.
Одиссея. Улисс и сирены. Худ. Г.Дж. Дрейпер
Например, Ахилл в «Илиаде» описывается как грозный, уверенный в себе герой, чрезвычайно преданный родине и своему народу. Но он бывает страшным в гневе и довольно грубым и несговорчивым. Ради пленницы он может оставить поле боя, изменив своим соотечественникам. Вместе с тем, Ахилл с благородством и снисходительностью может относиться к поверженному врагу и даже питать к нему сочувствие.
То же можно сказать и об Агамемноне – еще одном герое той же поэмы. Деспотичность и бесчеловечность, жадность и трусость – основные черты его характера. Но в ситуации с поражением его войска перед читателем предстает совершенно другой образ – от души скорбящий герой, который смело бросается в самую гущу битвы и получает ранение.
Одиссей известен такими качествами, как дипломатичность, ум, хитрость, способность выйти из любой нелегкой ситуации. Он невероятно предан своей родине, которую помнит в течение всех долгих лет и ради нее отказывается от предложенной Калипсо роскоши и бессмертия. Но другая черта Одиссея – жестокость. Он хладнокровно убивает всех женихов, а также вешает служанок, наполняя свой дворец горами трупов. Таким образом, и этот герой Гомера далек от однообразия и переполнен глубокими противоречиями.
Еще одним объектом в поэмах Гомера являются боги. Боги в повествовании не только постоянно вмешиваются в жизнь героев, но и подсказывают им те или иные поступки. Например, Пандар в «Илиаде» вероломно расстреливает греческий лагерь, нарушив, тем самым, заключенное перемирие. Но это происходит от того, что так решили боги, в частности Афина Паллада, оказавшая свое воздействие на Пандара.
На первый взгляд может показаться, что человек в поэмах Гомера унижен, является безвольным орудием богов, выполняющим их волю. Но это не совсем так. Боги – это в основном проводники человеческих настроений и поступков. Если тот или иной герой что-либо совершает, это означает, что поступок этот – результат его внутреннего состояния, которое запрятано так глубоко, что сам человек принимает его за божье решение.
Герои поэм нисколько не боятся спорить с богами и возражать им в довольно грубой форме. Да и сами боги не отличаются высокой нравственностью и моралью. Им также свойственны и добродетели, и пороки, и страсти и отвратительные поступки.
Следовательно, в описании богов поэмы Гомера стоят на переходной позиции между фатализмом древности и человеческой свободой более позднего времени.
Главные произведения
Сохранившиеся древние свитки повествуют о том, что Гомер был знатоком всех областей жизни. Об этом свидетельствует и информация, встречающаяся в его поэмах.
Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи», но и комедии «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Также его перу приписывают цикл произведений: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения».
Труды поэта отличает уникальность языка, своеобразная манера изложения, которая не просто интересна, но и легко усвояема. Самым прямым доказательством этого служат его легендарные поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Памятник Гомеру в Вирджинии
«Илиада» рассказывает о последнем периоде десятилетней Троянской войны. Главный герой – Ахиллес – сын человека и морской богини Фетиды. Храбрейший из героев, он был оскорблен предводителем греков Агамемноном и не стал воевать против троянцев. Но после смерти своего друга Патрокла он, пересилив гнев, вступает в бой и убивает Гектора, сына царя Приама и предводителя троянских воинов.
Эта главная сюжетная линия порождает большое количество других персонажей и эпизодов. В войне принимают участие все – и люди, и боги. В повествовании часто упоминаются предания времен, предшествовавших мифам о взятии Трои.
Автор очень сочувственно относится к человеческому горю. Подтверждением такого гуманизма являются сцены расставания Гектора с Андромахой и мольба Приама, когда он просит Ахилла отдать ему тело Гектора.
Вторая поэма – описание скитаний Одиссея и возвращение его на родину. В поэме красочно описана мирная жизнь греков, которая насыщена пирами, играми, семейными праздниками. В этом произведении также присутствует гуманизм автора, что можно наблюдать в сцене встречи в царстве мертвых Одиссея с его матерью Антиклеей, которая умерла от тоски по сыну. Также трогательна сцена, в которой Одиссея узнала его старая нянька Эвриклея.
Через всю поэму проходит чувство любви к родине, которое Одиссей не утратил во время своих удивительных и опасных приключений по пути домой. Интересен и образ верной жены главного героя, сильной духом Пенелопы.
Бессмертную притягательность эпоса Гомера можно объяснить словами К. Маркса, который сказал, что Гомер отразил «детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее».
Последние годы
По одному из многочисленных преданий, в последние годы жизни Гомер пребывал на острове Иос. Там он завел знакомство с двумя рыбаками, загадавшими ему сложную загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули».
Поэт надолго погрузился в раздумья, но так и не нашел ответа. Как оказалось, ответом на загадку было то, что молодые люди ловили не рыбу, а вшей на своих головах. Неудача так сильно расстроила Гомера, что он, уходя, оступился, ударился головой и умер.