Что вы знаете о е б вахтангове
Евгений Вахтангов
Евгений Вахтангов родился 1 (13 по новому стилю) февраля 1883 года во Владикавказе Терской области (ныне Северная Осетия).
Семья Вахтангова была богатой, они проживали во Владикавказе в доме на Армянской улице напротив Церкви Святого Григория Просветителя. Евгений был крещен как «Евгений, сын Багратиона», но после переезда в Москву его отчество стало писаться как Богратионович.
Учился во Владикавказской гимназии, увлекался танцами, игрой на мандолине, печатал статьи и рассказы в гимназической газете «Нус». С 1901 года участвовал в любительских драмкружках в качестве актёра и постановщика спектаклей. Особенно любил острохарактерные роли, в том числе женские. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек».
В 1903 году по окончании гимназии отец направил его для поступления в Рижский политехнический институт, где учился его двоюродный брат. Вахтангов тут же устроился актёром в местный драмкружок и в итоге провалил вступительные экзамены. После чего уехал к дяде Петру Васильевичу в Москву и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета на естественный факультет, затем в 1904-м перевёлся на юридический.
Параллельно с учёбой продолжал играть в самодеятельности, в том числе в популярном у московской интеллигенции Михайловском драмкружке, организованном матерью Юрия Завадского. Периодически ездил во Владикавказ, где ставил спектакли.
Во время событий 1905-1907 годов участвовал в студенческом революционном движении, состоял в ЦУО (Центральный университетский орган, организованный студентами-революционерами), выступал как агитатор на фабриках и заводах, распространял революционную литературу. Примыкал к фракции эсеров.
Евгений Вахтангов в молодости
Творчество Евгения Вахтангова
Зимой 1910-1911 годов был в Париже в качестве помощника Леопольда Сулержицкого, которого пригласили ставить «Синюю птицу» в театре Режан.
Весной 1911 года окончил школу и был принят в труппу МХТ. Как актёр был занят мало, взяв на себя обязанности проводника идей и разработки знаменитой системы Константина Станиславского.
В 1913 году вместе с группой студентов основал и возглавил Студенческую студию, позже преобразованную в 3-ю студию МХТ. Руководство МХТ не разрешало Вахтангову работать на стороне, и первое время студия существовала «подпольно»: ставили спектакли на съёмных квартирах, декорации изготавливали из мешковины. Только в 1917 году театр публично заявил о себе как Московская драматическая студия Вахтангова.
Работы Евгения Вахтангова в театре как актера:
После революции с необычайной активностью развернулась режиссёрская и преподавательская деятельность Вахтангова.
В 1919 году по предложению Ольги Каменевой он возглавил Режиссёрскую секцию при Театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса. Помимо работы в мхатовских и родственных им студиях (Оперная, Шаляпинская, Армянская студии, «Габима»), сотрудничал с Пролеткультом, Пролетарской студией, Пречистенскими рабочими курсами, Народным театром. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» нашло воплощение в его последней постановке «Принцесса Турандот» (3-я Студия МХТ, 1922), пронизанной духом светлого жизнеутверждения. Она была воспринята Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Режиссерские работы Евгения Вахтангова в театре:
Евгений Вахтангов – не просто выдающийся режиссер-реформатор. Ему принадлежит уникальное достижение в истории театра. Вахтангов поставил два спектакля, которые не только пережили их создателя, но побили все возможные рекорды театральных постановок-долгожителей. «Гадибук» в театре «Габима» шёл более 40 лет, вплоть до середины 1960-х годов. «Принцесса Турандот» в театре имени Вахтангова – ещё дольше.
Смерть Евгения Вахтангова
Вахтангов умер 29 мая 1922 года. 31 мая 1922 года был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1926 году 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова. А в 1931 году при театре был создан музей, основой которого стали материалы, собранные женой.
В 1996 году Русскому театру во Владикавказе было присовено имя Евгения Вахтангова.
В доме, где жил Вахтангов в 1918-1922 годах (Денежный переулок, 12), в 1923 году была открыта мемориальная квартира, на доме была установлена памятная доска.
В 1924-1993 годах имя Вахтангова носил Большой Николопесковский переулок в районе Арбата.
Во Владикавказе есть переулок Вахтангова. На доме по улице Армянской во Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов, установлена мемориальная доска. В июне 2013 года был открыт памятник Вахтангову во Владикавказе.
13 октября 2014 года во дворе Щукинского училища был установлен памятник, приуроченный к столетию основания Студенческой драматической студии.
В 2020 году в Москве на Арбате перед зданием Вахтанговского театра открыт памятник Евгению Вахтангову.
Личная жизнь Евгения Вахтангова:
Они познакомились в 1901 году во Владикавказе. Обвенчались осенью 1905 года в Москве в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади. Надежда участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
Евгений Вахтангов и жена Надежда Байцурова
Фильмография Евгения Вахтангова:
последнее обновление информации: 31.01.2021
Эпопея армянского гения: как консервы убили «вахтанговскую Библию»
А разрешено ему было учиться торговать табаком, а если уж, к величайшей отцовской досаде, Евгения не прельстила купеческая стезя за отсутствием соответствующей жилки – то учиться чему-нибудь другому, но солидному. Так он оказался, в Москве, оставив не без сожаления любительские постановки в родном Владикавказе, но сожаление прошло быстро.
В 1911 году Евгению Вахтангову оставалось всего 11 лет жизни… Но он об этом не знал, он стал жить взахлеб и полной грудью, ведь наконец не было препятствий для занятий тем, для чего он был предназначен. Поразительно, как много можно успеть за десятилетие, в те еще неторопливые времена.
Евгений Вахтангов успел – российский актер, театральный режиссер, основатель и, с 1913 года, руководитель Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии. Она в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года стала называться Театром имени своего создателя.
Станиславский не мог не заметить Вахтангова, и сделал он это быстро, настолько удивительно они совпадали в главном. Молодой Вахтангов полагал, полностью в соответствии со Станиславским, что в театре наиважнейшее – актер, но ни за что не соглашался идентифицировать личность актера со сценическим образом, им воплощенным. Тогда это вызывало споры, между прочим.
Не оспаривая систему Станиславского, он искал и довольно быстро нашел собственный метод. В этом помогло и наличие своей студии – Мансуровской – из нее и вырос известнейший театр, до сих пор стоящий на том, что он – дом для единой семьи актеров и режиссеров. И еще – ярчайший, данный свыше талант наставника.
Все то, что Евгений Вахтангов успел дать своим ученикам-единомышленникам, они бережно пронесли дальше, сквозь десятилетия. Ну и что с того, что прошел без малого век – легенда Вахтангова не закостенела мраморным неприкасаемым изваянием, она для того и придумана, чтобы ее развивать и править постоянно. Потому и удивительно современна.
Незадолго до смерти Вахтангов, говорят, собирался ставить Библию. Уж неизвестно, как бы оно все сложилось в годы воинствующего атеизма и борьбы с церквями, но важно не это, а сам замах на, казалось бы, неосуществимое, в силу невероятной сложности, предприятие. «Неосуществимое» и «неосуществленное» — понятия суть разные, и тут судьба оказалась сильнее.
Серафима Бирман, известная актриса театра и кино, учившаяся в театральной школе вместе с Вахтанговым, вспоминала: «Питались те, у кого не было семьи и денег, черным хлебом и консервами из мелочной лавки, помещавшейся наискосок от школы. Мне кажется, что болезнь, сведшая Вахтангова впоследствии в могилу, началась именно от этих самых «консервов». Лавка была плохая, коробки проржавленные, содержимое — на уксусной эссенции. Перекисшее». Табачный торговец, возмущенный «лицедейством» сына, прекратил ему помогать деньгами.
В 1920 году Евгений Вахтангов набрал полные обороты, работал сутками, на износ. У него начались сильные боли в желудке – он не знал, что у него рак, это знали врачи, но ему говорить не стали.
Биография Евгения Багратионовича Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов родился 1 февраля 1883 года во Владикавказе в семье табачного фабриканта. Отец его, человек властный и самолюбивый, видел сына наследником дела. Но Евгений увлекся театром. Вначале он выступал в домашних спектаклях, позже стал посещать гимназический драматический кружок, Владикавказское музыкально-драматическое общество.
Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений проваливается на экзаменах в рижский политехнический техникум и поступает в Московский университет на естественный факультет (потом он переведется на юридический). Но его больше интересуют литература и театр.
Это было время расцвета Художественного театра. Мхатовские корифеи — Качалов, Леонидов, Москвин — стали любимыми артистами Вахтангова на всю жизнь.
В 1905 году Вахтангов женился на Надежде Байцуровой, также театралке. Она стала настоящей хранительницей семейного очага, любящей матерью их сыну Сергею.
В 1909 году Вахтангов поступил в театральную школу при МХТ, сразу на второй курс. 15 марта 1911 года Вахтангов был принят в МХТ, и уже через несколько месяцев Станиславский поручил ему вести занятия с группой актеров. Евгений Багратионович восторженно отзывается о системе Станиславского. Но в его дневнике есть и такая запись:
«Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить или убрать ложь».
В 1913 году Вахтангов возглавляет Студенческую студию. Первый спектакль, «Усадьба Ланиных» Зайцева, провалился, и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от искушения играть на публике.
Вахтангов плодотворно трудится в Первой студии МХТа. На ее сцене он поставил четыре значительных спектакля: «Праздник мира» (1913), «Потоп» (1915), «Росмерсхольм» (1918) и позднее — «Эрик XIV» (1921). «Праздник мира» Гауптмана играли с предельной обнаженностью человеческой психики, словно стремясь докопаться до самых потаенных глубин сознания. Все было заострено, гиперболизировано, доведено до крайности. Однако, посмотрев прогон спектакля, Станиславский остался недоволен: Вахтангов внес в спектакль ожесточенность, чрезмерную страстность.
В августе 1914 года Германия объявила войну России. Театры катастрофически пустеют. Первая студия показывает мирный «рождественский» спектакль «Сверчок на печи» по рассказу Чарльза Диккенса. Вахтангов, исполнявший роль фабриканта Текльтона, был единственным актером, вносившим в лирическую гамму спектакля суровые и резкие тона. Журнал «Аполлон» выделял как самое существенное в актерской индивидуальности Вахтангова огненный темперамент, но темперамент затаенный, скрытый. Он не прорывается наружу даже в самых драматических моментах, он концентрируется в жесте, в мимике, в рисунке роли.
В это время Евгений Багратионович ощущает первые тревожные толчки болезни — язвы желудка. Он пьет чай с содой и ставит пьесу шведского писателя Бергера «Потоп», с довольно схематичной разработкой действия в жанре мелодрамы. В режиссерских заметках к первому акту Вахтангов пишет:
«Все друг другу волки. Ни капли сострадания. Ни капли внимания. У всех свои гешефты. Рвут друг у друга. Разрознены. Потонули в деле. Ничего человеческого не осталось. И так не только сегодня, так всегда, всю жизнь».
В своей работе со студийцами он неизменно опирался на систему Станиславского, но использовал ее по-разному. Если в Студенческой студии он добивался от исполнителей правды чувств, то в Первой студии МХТ учил открывать эту правду через выразительную форму. По выражению П. Маркова, «психологическому зерну он давал сценическую оправу».
Михаил Чехов писал о том, что Вахтангов обладал особым чувством актера. Его педагогика заключалась «в умении проникнуть в чужую душу и говорить на ее языке. Он как бы незримо становился рядом с актером и вел его за руку. Актер никогда не чувствовал насилия со стороны Вахтангова, но и не мог уклониться от его режиссерского замысла. Выполняя задания и замыслы Вахтангова, актер чувствовал их как свои собственные». Когда актер ронял тон, Вахтангов свистел, вложив два пальца в рот.
Летом 1915 года, после гастролей Первой студии, Вахтангов вместе с Надеждой и сыном Сережей отдыхал в Евпатории. Вскоре дачи и курорты сменятся больницами, отдых с веселыми играми — лечением и хирургическими операциями.
Следующей постановкой Первой студии был «Росмерсхольм» Ибсена. Работа над этим спектаклем велась в течение двух лет (1916-1918). Критика называла главного персонажа Росмера Гамлетом новой эпохи.
История жизни Евгения Багратионовича Вахтангова
Когда в начале сезона 1918-1919 годов состоялась генеральная репетиция «Росмерсхольма», Вахтангов находился в больнице. Ему даже не сообщили о ней. Заговор молчания объясняется тем, что замысел художника не встретил понимания у студийцев. «Спектакль производит впечатление вымученности», «Идеализм и мистицизм!» — были критические отзывы. Путь предельного, обостренного психологизма был пройден здесь до конца.
Работу над спектаклем «Чудо святого Антония» Метерлинка в Студенческой студии начали осенью 1916 года. Однако этот спектакль, осмысленный Вахтанговым как сатира, доведенная до гротеска, не имел успеха. Студенческая студия переживала период раскола.
2 января 1919 года Вахтангов уезжает в санаторий «Захарьино» в Химках. Врачи настаивают на операции желудка. Евгений Багратионович соглашается, не сообщая ничего жене и сыну — не хочет их волновать. В конце января он возвращается в Москву, с головой уходит в дела, успевает завершить постановку «Потопа» в своей студии — для показа в Народном театре, а в марте — снова санаторий «Захарьино» и снова операция.
Вахтангов хочет успеть как можно больше. В 1921 году он трудится в своей студии над «Принцессой Турандот», «Гадибуком» — в еврейской студии «Габиме», «Эриком XIV» — в Первой студии МХАТ. Третья студия показала вторую редакцию спектакля «Чудо святого Антония», завершалась работа над чеховской «Свадьбой». Эти пять спектаклей, поставленные Вахтанговым в течение последних двух лет жизни, принесли ему всемирную известность. Здесь возникает главная философская проблема вахтанговского творчества — вопрос о жизни и смерти.
«Свадьбу» Вахтангов относил к «большим пьесам» Чехова и собирался решать ее в том же крупном масштабе, в каком решались в МХТе «Три сестры» или «Дядя Ваня». Одновременно со «Свадьбой» Вахтангов заканчивал и новый вариант «Чуда святого Антония».
Слово «гротеск» сразу замелькало в восторженных рецензиях на спектакль. Вахтангов записывает:
«Бытовой театр должен умереть. «Характерные» актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск — трагический, комический».
Вахтангов увлечен театром гротеска, трагедии — психологическая драма кажется ему пошлостью, бытовой театр — обреченным смерти.
В «Эрике XIV» Стриндберга, поставленном на сцене Первой студии МХАТ весной 1921 года, Вахтангов переходит от сгущенного психологизма к обобщению. Он искал сценическое выражение теме обреченности Эрика (как теме обреченности королевской власти вообще). Павел Марков писал, что в «Эрике» Вахтангов «бросил на сцену тревогу, которой была наполнена жизнь тех лет».
Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим — непрерывно курил, до ста папирос в день, сидел после спектакля на театральных вечеринках, по-прежнему завораживая молодежь своими песенками, пародиями, мандолиной. И случалось, ночь напролет с азартом играл в карты.
В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирается в театре на Арбате. Врачи выносят приговор — рак, но от больного это скрывают. Евгений Багратионович, ощупывая себя, повторяет удивленно:
«Странно, странно. Странно, что они у меня ничего не нашли, ведь вот же опухоль, я ее прощупываю, а они не могут найти...»
Трагизм вахтанговской судьбы отзывался в трагических коллизиях спектаклей, в страданиях и муках персонажей спектакля «Гадибук» С. Ан-ского. Одним из источников трагического гротеска оказались «странные» картинки художника Натана Альтмана. Он привез их из Петрограда и показал Вахтангову. Персонажи из мира древней легенды предстают в необычных ракурсах: искалеченные, несчастные люди смотрят с картона, их жесты резки, ритмы конвульсивны.
Спектакль шел на древнееврейском языке. Еще в 1920 году Вахтангов, по свидетельству М. Синельниковой, хотел поставить спектакль, в котором бы люди «говорили совершенно непонятные слова, но все было бы понятно» — благодаря действию, выстроенному режиссером.
31 января 1922 года состоялась премьера «Гадибука», а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на сцену — сыграл Фрэзера в «Потопе». Доктор сообщил Надежде Михайловне, что ее мужу осталось жить не более двух-трех месяцев. Однако вплоть до 16 февраля Вахтангов репетирует новую роль — мастера Пьера в пьесе Н.Н. Бромлей «Архангел Михаил». Эта «дамская» трагедия многим казалась туманной и претенциозной. Но Вахтангова привлекала и модернизированная форма пьесы, и оборванные диалоги, и искривленные образы — словом, тот пафос отрицания, которым было проникнуто это произведение. Спектакль получился сумрачный, громоздкий. Вахтангов не завершил эту работу — вследствие его болезни спектакль выпускал режиссер Б. Сушкевич.
Последний спектакль Вахтангова давно стал легендой и визитной карточкой его театра. В «Принцессе Турандот» Гоцци он видел продолжение традиции народного театра «комедии масок», театра импровизации, рожденного на площадях Италии.
Вахтангов торопился закончить спектакль, работал днем и ночью. 24 февраля 1922 года — последняя репетиция в жизни режиссера. Ему очень плохо. Он сидит в меховой шубе, голова обернута мокрым полотенцем. В четыре часа ночи закончена установка света, и раздается команда Евгения Багратионовича:
«Вся пьеса от начала до конца!»
После репетиции его отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся. Больного ежедневно посещали режиссеры спектакля — Завадский, Захава, Котлубай, получая от него указания и замечания о выпуске спектакля.
27 февраля «Турандот» показывают Станиславскому и товарищам по МХТу. Студийцы вовсе не играют всерьез старую сказку Гоцци — они накидывают на себя одеяла в качестве плащей, обматывают головы полотенцами-чалмами, привешивают полотенца вместо бород. Вахтангов продолжает принципы «Двенадцатой ночи» Станиславского и идет дальше учителя. Представление, остроумное и грациозное, редкое по изяществу, пенившееся весельем, режиссер сумел связать с неустроенной, но полной надежд жизнью двадцатых годов. Именно оптимизм и вера в силу и энергию жизни составляли основное содержание «Турандот».
«За 23 года существования Художественного театра, — сказал Станиславский в своем обращении к труппе, — таких достижений было немного. Вы нашли то, чего так долго и тщетно искали многие театры».
После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшается. Он не узнает близких; забываясь от морфия, представляет себя полководцем.
Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра.
В 1926 году Вахтанговская студия стала Государственным театром имени Евг. Вахтангова.
Биография Евгения Вахтангова
Театральный режиссер, актер, педагог Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1883 года во Владикавказе в семье табачного фабриканта.
В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет. На втором курсе перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе Отто Эрнста (Ernst Julius Otto). Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся. В 1906 году организовал драматический кружок студентов университета.
В 1909 году Евгений Вахтангов поступил в театральную школу Александра Адашева (его учителями были Леопольд Сулержицкий, Василий Лужский, Василий Качалов).
С 1911 года – принят в число сотрудников Московского Художественного театра (МХТ; 1919–2004 годы – академический, МХАТ). Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства.
В том же году Вахтангов приступил к ведению экспериментальных занятий по Cистеме с группой молодежи театра, составившей ядро организованной в 1912 году Первой Студии МХТ (с 1924 – МХАТ II). Он поставил здесь «Праздник мира» (1913) Герхарта Гауптмана (Gerhart Hauptmann), «Потоп» (1915) Хеннига Бергера (Henning Berger), «Росмерсхольм» (1918) Генрика Ибсена (Henrik Ibsen). Одновременно Вахтангов вел педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, руководил любительскими кружками.
В Первой студии Евгений Вахтангов постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем ему стали казаться тесными жесткие рамки системы Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова сформировалось свое понимание театра, он сформулировал его в одном коротком лозунге – «фантастический реализм». Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.
Среди молодежных коллективов, где в 1912–1922 годах преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии. Своего помещения у Студии в 1913 году не было, участники собирались каждый день на новом месте. В 1914 году состоялась премьера пьесы «Усадьба Ланиных» Бориса Зайцева. Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда ее стали называть – «Мансуровской»). С 1917 года – Московская драматическая студия под руководством Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 года Студия Е.Б. Вахтангова была принята в состав Художественного театра под именем его Третьей студии. 13 ноября 1921 года открылся постоянный театр Третьей студии МХАТ. С 1926 года – Театр имени Евгения Вахтангова.
В каждой из постановок – «Чудо Святого Антония» (1921, вторая редакция, Третья Студия), чеховская «Свадьба» (1920, Третья Студия), «Эрик XIV» Августа Стриндберга (August Strindberg) (1921, Первая Студия) – с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в «Гадибуке» Семена Анского (1922, студия «Габима»).
По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци (Carlo Gozzi) Вахтангов, уже незадолго до смерти, ставил «Принцессу Турандот». Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами. Злободневную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры – полемики, споров или диалогов героев друг с другом.
В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.
После первого репетиционного прогона «Принцессы Турандот» Станиславский сказал своему ученику, что тот может заснуть победителем.
29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер, не дожив нескольких недель до премьеры спектакля. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вахтангов был женат на Надежде Михайловне Байцуровой, своей школьной подруге. Сын – Сергей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников