Что вы сделали ближнему то вы сделали мне

Все, что вы сделали ближнему, вы сделали Мне

Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть картинку Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Картинка про Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне

Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть картинку Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Картинка про Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне

Доброго благословенного дня, дорогие братия и сестры!

Все промыслительно у Господа Бога. Любой человек, который встречается на нашем пути, важен для нас, оставляет след в нашей душе.
Когда мы идем в храм, то кого мы встречаем первыми? Как правило, нищих. Многих отталкивает и смущает их вид и назойливое поведение. Но этих людей не нужно осуждать, а извлечь из этой встречи духовную пользу.

Все, что вы сделали ближнему, вы сделали Мне

Один мальчик никак не мог понять, почему священник на проповеди говорит, что всё, что мы даем нищим, принимает Сам Христос. Ведь Христос сидит одесную Отца. И когда мальчик возвращался домой, то увидел, как над головой просящего милостыню находится лик Самого Христа Спасителя. Встав рядом с нищим, мальчик продолжал в изумлении наблюдать за происходящим. Из какого-то дома вынесли хлеб и подали просящему. Едва тот протянул руку, Спаситель простер десницу, чтобы принять этот хлеб, а потом и осенил благословением милостынодавца. С этого момента не осталось у отрока ни единого сомнения в совах священника.

Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть картинку Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Картинка про Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне

Не имея такой рассудительности, будем следовать совету Святых Отцов – лучше не отказать никому в просьбе о материальной помощи, нежели упустить возможность помочь нуждающемуся. Дающему всегда будет польза от доброты. А берущий в нужный час сам отчитается пред Господом Богом на что и по какой причине просил и брал.

Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Смотреть картинку Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Картинка про Что вы сделали ближнему то вы сделали мне. Фото Что вы сделали ближнему то вы сделали мне

Святой праведный Иоанн Кронштадтский напоминает, что Господь ко всем нам безмерно щедр не по заслугам, а по своей благости и любви. Подражая Творцу, и мы должны быть щедрыми к братьям своим. А если сердце пожалеет подать милостыню, то нужно в этом каяться.

Старец Амвросий Оптинский никогда и никому не отказывал в просьбе о материальной помощи. И лишь по любви к ближнему, а не по скупости, он иногда отказывал, будучи уверенным, что исполнение просьбы не принесет духовной пользы.

Здесь нужно много рассудительности. Поэтому при сомнениях, нам грешным, лучше исполнять отеческое правило и никогда не отказывать в просьбах находящихся в нужде, всегда доверяя словам просящих.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 25:40

Свт. Иоанн Златоуст

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Свт. Григорий Палама

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Он говорит им: «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе»: «меньшим» – называя по причине убогости и незначительности положения, «братом» же – потому, что и Сам Он таким образом (в бедности) жил в плоти на земле…

Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении.

Свт. Филарет (Дроздов)

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Нищаго, котораго так часто оставляют без внимания, или милуют с пренебрежением, Господь любит, и пострадал за него, и желает спасти его; и потому желает, чтобы он не отчаялся в своих страданиях, чтобы не умер преждевременно. Итак, если и ты, по заповеди Господней, любишь нищаго; то ты встречаешься и соединяешься в любви с Господом. Если с любовию утешаешь нищаго, и благотворишь ему: то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищаго. Вот каким образом твое благотворение нищему переходит к Господу, и Он по истине глаголет: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе.

Слово в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1850 г.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Святые иноки постоянно помнили слова Христовы: Аминь глаголю вам; еже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе. Не входили они в рассматривание, достоин ли ближний уважения или нет; не обращали они внимания на множество и очевидность его недостатков: внимание их обращено было на то, чтоб не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его. Ненавидит такое понятие гордый падший ангел и употребляет все меры, чтоб незаметным образом похитить его у христианина. Несродно это понятие плотскому и душевному мудрованию падшего человеческого естества, и нужно особенное внимание, чтоб удержать его в памяти. Нужен значительный душевный подвиг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденному грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею. Когда же это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Приношение современному монашеству.

См. также Толкование на Мф. 25:34

Прп. Симеон Новый Богослов

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ибо Господь сказал сие не относительно одних бедных и тех, которые не имеют телесной пищи (как думают иные), но сказал относительно и всех других братий наших, которые не алчбою хлеба томятся, но алчбою слышания словес Господа и делания заповедей Его, так как заповедь Его есть жизнь вечная. Сколько душа честнее тела, столько же пища душевная необходимее пищи телесной. И думаю, что Господь более о душевной пище сказал: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся и не напоисте Мене (Мф. 25:42), нежели о телесной и тленной, так как Сам же Он говорил прежде: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Ин. 4:34). Воля же пославшего Его Отца есть спасение человеков. И поистине Христос алчет и жаждет, то есть крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков. Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей. Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари. И святые отцы наши говорят, что как злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессилевают; так и Христос, обнищавший нашего ради спасения, питаем бывает нами, когда творим заповеди Его, и оставляется в алчбе, когда не творим воли Его. Это узнать и в этом удостовериться можем мы из самой жизни и деяний святых.

Бог, восприявший тебя и Себе присвоивший все твое, то есть все человеческое, всякое добро, какое делаешь ты для себя самого, почитает делаемым для Него, как бы Он Сам вкушал от плода его. В этом смысле слова Его к тем, кои милуют бедных, в отношении к тебе могут быть переложены так: понеже сотворил ты бедной душе своей, Мне сотворил. Иначе какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовию. Оставя мир весь, они последовали Христу и, прияв Его в себя, упокоивали, насыщали и напаяли Его в себе, посредством покаяния и слез.

И другим способом (объясню это). Все те, которые соделываются сынами Божиими по благодати чрез святое Крещение, всеконечно суть последнейшие и беднейшие в мире сем, ибо ничего не хотят от мира сего. Познавши чувством души своей, что соделались сынами Божиими, они терпеть уже не могут никакого богатства привременного, ни украшаться какими-либо уборами тленными и маловременными, яко облекшиеся во Христа и имеющие сокровище на небесах. Да и какой человек, скажи мне, будучи одет в царское одеяние, согласится надеть поверх его какую-нибудь другую одежду, ветхую, изорванную и испачканную? Но и те, которые не познали, что сделались сынами Богу, и обнажились от царского оного одеяния, а потом покаялись, взялись за подвиги, начали делать всякие добрые дела и таким образом возвратили себе благодать Крещения, – и они являются облеченными во Христа, и они делаются сынами Богу, как бывает и чрез святое Крещение. Которые же не делают ни того, ни другого (то есть не облекаются во Христа ни чрез Крещение, ни потом чрез покаяние), те, хотя бы всех голых в мире одели, что полезного для себя сделали бы, когда себя самих оставляют обнаженными от Божественной благодати?

Потом опять (то есть еще новое объяснение) – мы, крестившиеся во имя Отца и Сына и Святого Духа, именуемся братиями Христу, и есмы еще члены Его. Итак, если ты будешь честить, упокоивать и всячески утешать всех других, а себя – брата Христова и член Христов – оставишь в небрежении, и не восприимешь труда и подвига путем всех добродетелей востещи на верх совершенства жизни о Христе, а оставишь душу свою омраченною и оскверненною, – пусть валяется как мертвая, в глубочайшей тьме греха, пусть алчет и жаждет от твоей лености и нерадения, пусть остается заключенною в теснейшей темнице оскверненного тела по причине чревоугодия и сластолюбия твоего, – скажи мне, прошу тебя, не брата ли Христова ты презришь таким образом? Не его ли ты оставишь алчущим и жаждущим и в темнице валяющимся без всякого призору? Так вот, – и по этой причине ты имеешь некогда услышать: не помиловал ты себя самого – и не будешь помилован.

Если кто после сего скажет: поелику так есть дело сие и нам не будет никакой награды за то, что даем мы бедным, то какая нужда и давать? – Да слышит таковый Самого Христа, имеющего судить его, и воздать каждому по делам его, как бы Он так говорил ему: О, несмысленный! Что принес ты в мир сей? И сотворил ли ты что-либо из того, что видишь в нем? Не нагим ли вышел ты из чрева матери своей? Нагим выйдешь ты и из настоящей жизни, и обнаженным от всего предстанешь ты пред судилище Мое. За какие же это собственности требуешь ты от Меня награды? И какими это собственными вещами оказывал ты милость братиям своим, а чрез посредство братий – Мне, создавшему все не для тебя одного, но обще для всех? Или думаешь, что Я желаю Сам чего-либо из этого, или приемлю дары, подобно неправедным и сребролюбивым судьям людским? (По маломыслию твоему можно ожидать, что ты и это подумаешь). Это все (то есть дела милосердия к бедным) заповедаю Я и повелеваю, не потому, чтоб Я желал иметь какие-либо вещи от вас, но потому, что желаю иметь вас самих, не для того, чтобы взять что-либо из вашей собственности, но для того, чтоб избавить вас от осуждения, которому вы имеете подвергнуться из-за него. – Не подумай же, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтоб питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми и, сколько сил есть, исполнять сию заповедь. Не так, брат мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом чрез любоимание на погибель нашу, это самое хочет посредством милостыни обратить во спасение нам. Диавол усоветовал нам усвоять себе, считать своею собственностию и для себя сокровиществовать то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтоб чрез такое любоимание привить к нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый – грех бессердечия и немилосердия, а второй – грех упования на имущество свое, а не на Христа. Ибо кто имеет запрятанные деньги, тому невозможно веровать и надеяться на Бога. Это видно из того, что сказал Христос и Бог наш: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:21). Итак, пусть и раздаст кто бедным запрятанные у него деньги, ему не за что получать награду, напротив, он ответен за то, что неправедно заставлял их терпеть лишения доселе, и не только за это имеет он дать ответ, но и за тех, которые померли во время его жизни от алчбы и жажды, которых он мог напитать и не напитал: он запрятал достояние бедных и оставил их умирать от холода и голода, почему будет сочтен убийцею всех тех, которых мог он напитать и не питал.

Слова (Слово 21-е).

Из сказанного видно, что Господь Себе усвояет и принимает за сделанное собственно для Него Самого, что сделано для бедных братий наших. И слово Господа: «ни Мне сотвористе», не ограничивается только теми, к которым мы немилостивы были, ни теми, которых онеправдовали, или которых собственностью покорыствовались, или которым наделали всякого рода других зол, но заключает и тех, которых мы презрели. И этого одного достаточно к нашему осуждению, потому что, презирая их, мы презираем Самого Иисуса Христа.

Деятельные и богословские главы.

Прп. Максим Исповедник

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ничто так легко не ведет к праведности, ничто так не способствует обожению и приближению к Богу, как сострадание, оказываемое тем, кто нуждается в нем, от души, с удовольствием и радостью. Ибо, если Слово [Божие] показало, что Бог нуждается в благодеянии: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, тогда тем более Бог, сказавший это, подлинно явит могущего благотворить и благотворящего богом по благодати и сопричастию, поскольку такой человек благоподражательно воспринял свойство и действие Его благодеяния. И если Бог обнищал, снисшедши ради нас, и сострадательно воспринял в Себя скорби каждого, и до скончания века [сего] по Благости [Своей] всегда таинственным образом состраждет, соразмерно скорбям каждого, то ясно, что тем более будет богом тот, кто, подражая Богу, своим человеколюбием боголепно врачует скорби скорбящих и, согласно спасительному Промыслу, являет в своей любви [к ближнему] такую же силу, какая свойственна Богу.

Мистагогия.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Блж. Иероним Стридонский

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Блж. Феофилакт Болгарский

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ориген

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Епифаний Латинский

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Евфимий Зигабен

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Анонимный комментарий

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Прот. Иоанн Бухарев

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Кто такие истинные братья Христовы, которым делая добро или зло, мы делаем как бы Самому Христу? И почему, делая добро или зло им, мы делаем как бы Христу? Братьями своими Иисус Христос удостаивал называть истинных последователей своих, как близких Ему по жизни по Его примеру и по страданиям. Меньшие братья Христовы, это – бедные и нуждающиеся, угнетенные другими, несчастные, так как и Сам Иисус Христос жил на земле в бедности и нужде, и в презрении от большей части иудеев.

Сделанное нами добро или зло своим ближним Господь относит к себе: потому что единение Господа с истинными последователями есть самое тесное (Иоан. 15, 4–6), так что Он в них, они в Нем.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Троицкие листки

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Источник

Евангелие по Матфею 10:42

Толкования:

Блаж. Иероним Стридонский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Блаж. Феофилакт Болгарский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Чтобы кто-либо не стал ссылаться на бедность, Господь говорит: если сможешь дать кому-либо чашу холодной воды, потому что он Мой ученик, получишь его награду. Чашу же холодной воды подает и тот, кто научает кого-либо, пылающего огнем гнева и страстей, и делает его учеником Христовым; и этот не потеряет награды своей.

Евфимий Зигабен

И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

Малыми называет учеников, научая их думать о себе скромно. А студеной называет вообще воду, как и сказал Марк: чашу воды ( Мк. 9:41 ).

Лопухин А.П.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Прп. Исидор Пелусиот

и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

Прп. Макарий Великий

Кто напоит только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Вот сколь легкой сделал Господь заповедь (Свою), дабы никто, даже имеющий немощное и расслабленное произволение, не лишен был участия в благе. И еще Он говорит: «Так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ) ; только бы сделанное было совершено ради Бога, а не ради славы человеческой. И присовокупляет: «во имя ученика», то есть чтобы благо творилось по страху (Божиему) и с любовью Христовой.

Великое послание.

Свт. Григорий Нисский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Свт. Григорий Палама

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Свт. Иларий Пиктавийский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Свт. Иоанн Златоуст

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Далее, чтобы никто не стал отговариваться бедностью, говорит: И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

И если ты подашь только чашу холодной воды, что не потребует никакой издержки, то и за нее положена тебе награда; для вас, которые принимаете, Я все сделаю.

Видишь ли, какие Он употребил убеждения, и как отверз им вход в дома по всей вселенной? Во всей беседе Своей Он показал, что люди их должники. Во-первых, сказал: Трудящийся достоин пропитания ( Мф. 10:10 ) ; во-вторых, посылал их ни с чем; в-третьих, подверг их вражде и браням за принимающих их; в-четвертых, дал им власть творить знамения; в-пятых, даровал силу словом Своим на дома принимающих низводить мир – источник всех благ; в-шестых, не принимающим их угрожал наказанием жесточе содомского; в-седьмых, показал, что принимающие их принимают Его и Отца; в-восьмых, за принятие обещал награду пророка и праведника; в-девятых, и за чашу студеной воды назначил великую награду.

Каждая из этих причин сама по себе достаточна была к убеждению людей.

Троицкие листки

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 10:42

Свт. Иоанн Златоуст

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Далее, чтобы никто не стал отговариваться бедностью, говорит: И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

И если ты подашь только чашу холодной воды, что не потребует никакой издержки, то и за нее положена тебе награда; для вас, которые принимаете, Я все сделаю.

Видишь ли, какие Он употребил убеждения, и как отверз им вход в дома по всей вселенной? Во всей беседе Своей Он показал, что люди их должники. Во-первых, сказал: Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:10); во-вторых, посылал их ни с чем; в-третьих, подверг их вражде и браням за принимающих их; в-четвертых, дал им власть творить знамения; в-пятых, даровал силу словом Своим на дома принимающих низводить мир – источник всех благ; в-шестых, не принимающим их угрожал наказанием жесточе содомского; в-седьмых, показал, что принимающие их принимают Его и Отца; в-восьмых, за принятие обещал награду пророка и праведника; в-девятых, и за чашу студеной воды назначил великую награду.

Каждая из этих причин сама по себе достаточна была к убеждению людей.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Нисский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Что может быть более легкоисполнимым, чем эта заповедь? Ведь последствием [одной только] чаши холодной воды является награда небесная. Так мера [Божьего] человеколюбия печется обо мне. Еще [Господь] речет: так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне (Мф. 25:40). Повеление это — малое, а польза от послушания — велика, ибо Бог обильно воздает за него. Таким образом, Он ничего не требует сверх силы, но сделаешь ли ты малое или великое, последует тебе награда, соответствующая твоему свободному произволению. Ибо если [будешь творить добрые дела] во имя Божие и по страху Божьему, получишь дар светлый и неотъемлемый.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Свт. Иларий Пиктавийский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Прп. Исидор Пелусиот

и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

Письма. Книга III.

Прп. Макарий Великий

Кто напоит только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Вот сколь легкой сделал Господь заповедь (Свою), дабы никто, даже имеющий немощное и расслабленное произволение, не лишен был участия в благе. И еще Он говорит: «Так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне» (Мф. 25:40); только бы сделанное было совершено ради Бога, а не ради славы человеческой. И присовокупляет: «во имя ученика», то есть чтобы благо творилось по страху (Божиему) и с любовью Христовой.

Ведь делающих что-либо напоказ, ради славы и похвалы человеческой, Господь порицает и осуждает, изрекая: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23:5); а затем присовокупляет с клятвою: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2). Поэтому ученикам Своим Он заповедует: «Смотрите, не творите милостыни вашей, поста вашего и молитвы вашей пред людьми: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). Славу, честь и похвалы, исходящие от людей, (Господь) увещает отвергать и вообще не допускать к уму, но, как сказано выше, принимать истинную славу и похвалу от одного только Бога. Ведь Господь учит о том, чтобы любое благо, совершенное нами, не делалось известным людям.

Великое послание.

С таким-то человеколюбием и благостью (подлинно велико Божественное милосердие!) снисходит Господь к людям, промышляя о том, чтобы никого не оставить без награды за доброе дело, но всякого от малых добродетелей возводить к большим, и за чашу студеной воды не лишать воздаяния. Ибо сказал: «иже аще напоит чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея»; и еще: «понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы; ибо присовокупил: «токмо во имя ученика», то есть, со страхом, из любви Христовой. А тех, которые делают добро напоказ, Господь укоряет, и подтверждая слово решительным приговором, присовокупляет им: «аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» (Мф. 6, 5).

Слово 3. О молитве.

Блаж. Иероним Стридонский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Чтобы кто-либо не стал ссылаться на бедность, Господь говорит: если сможешь дать кому-либо чашу холодной воды, потому что он Мой ученик, получишь его награду. Чашу же холодной воды подает и тот, кто научает кого-либо, пылающего огнем гнева и страстей, и делает его учеником Христовым; и этот не потеряет награды своей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

Малыми называет учеников, научая их думать о себе скромно. А студеной называет вообще воду, как и сказал Марк: чашу воды (Мк. 9:41).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Под малыми разумеются ученики Христовы; это показывают дальнейшие слова: во имя ученика, по снесению со словами: во имя пророка и во имя праведника. Господь не раз называл малыми Своих учеников для означения их незнатности, бедности. Они малы в глазах мира, малы и в собственном мнении, как смиренно ведущие себя. Во имя ученика, это выражение подобно выражениям: во имя пророка, праведника. Напоивший чашею воды во имя ученика значит оказавший ту или другую услугу ради того, что нуждающийся есть ученик Христов, а не по другим каким-либо побуждениям, например, по естественному человеколюбию и состраданию, по своему мягкосердечию и т. п., потому что оказавший услугу только по этим последним побуждениям не свидетельствует о своей любви ко Христу, Учителю и Господу, и потому не заслуживает особенной награды. Заметимте, читатели, что вот еще по каким высоким побуждениям нам должно делать добро друг другу, – во имя любви к Господу Спасителю, кроме того, что мы между собою братья! Напоит чашею студены воды токмо (только), т. е. сделает для ближнего самое малое, ничего не стоящее для самого сделавшего. И за такое дело Господь обещает награду. «Итак, – замечает один из св. отцов (Исидор Пелусиот), – Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему-то Он оценил и лепту вдовицы дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия». Господь человеколюбивый и милосердый и одни наши намерения целует (приветствует) и одни предложения (расположения) хвалит, говорит святой Златоуст в своем слове на Пасху.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

(Марк 9:41). Под “малыми” можно разуметь здесь только учеников, посылавшихся на проповедь, которые по своему развитию были пока похожи на детей. Самая небольшая заслуга, оказанная им, не забудется, не потеряет награды. Важность их дела придает значение даже малоценным услугам, им оказываемым. В заключение заметим, что “только” следует поставлять в связь с словами “чашею холодной воды”, а не с словами “во имя ученика«.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *