Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как постоянно совершенствовать свои навыки

Возможно, вы думаете, что вы гений своего дела, и, возможно, вы правы.
Но наверняка вы можете достичь большего, никто не совершенен и даже вам есть к чему стремиться. Для вашего развития как профессионала своего дела, важно знать свои сильные стороны и постоянно развивать их, при этом, не забывая получать новые навыки.

Так как же постоянно развивать свои навыки? Вот несколько предложений:

Оставляйте время на изучение нового

Возможно, это будут 30 минут в день или 1 час в неделю, важно то, что вы оставляете время, чтобы регулярно узнавать, что-то новое в своей профессии. Это может быть чтение журналов, блогов, книг, изучение чужих работ, важно, чтобы при этом вы расширяли свои знания и развивали навыки. Что бы вы ни делали, никогда не сокращайте время, которое выделяете на повышение квалификации.

Думайте что делаете

Многие из нас делают свою работу так давно, что перестали задумываться о ней — это плохой знак, ваши работы будут одного уровня, а навыки не будут совершенствоваться. Думайте о том, что делаете, постоянно старайтесь найти способ сделать свою работу лучше.

Работайте над собой

После того как вы начали думать о том, что делаете нужно обратить внимание на то, как вы это делаете. Проанализируйте свои навыки, выясните, в чем вы преуспели и, что нужно подтянуть. Любой рабочий процесс, даже предельно отработанный, может быть улучшен.

Ищите вдохновения

Если вы достаточно хорошо и стабильно делаете свою работу, то может быть трудно найти мотивацию для дальнейшего развития. В таком случае посмотрите на работы других, особенно на лучших специалистов в вашей области и признанных мастеров, часто этого может быть достаточно, чтобы понять, что нужно развиваться и получить достаточно мотивации. Старайтесь следить за лучшими работами в своей области, и вас всегда будет мотивация для дальнейшего развития.

Учитесь у лучших

Подробно изучаете работы мастеров, читайте о них и читайте, что они пишут. Если это возможно, учитесь непосредственно у мастера. Сотрудничайте с ним, будьте в его команде, работайте в его компании, разрабатывайте совместный проект. Ничто не научит вас лучше, чем работа с тем, кто знает что делает. Обращайте внимание на все, что он делает, задавайте вопросы. Помните, мастер стал тем, кто он есть, обучаясь у предыдущих мастеров.

Ищите критики

Иногда трудно заметить свои ошибки, потому что вы сильно погружены в работу. Поэтому свежий взгляд со стороны, всегда полезен. Попросите кого-нибудь уважаемого вами, покритиковать ваши работы, попросите его быть честным. Никогда не обижайтесь и не злитесь на критику, любая критика полезна, старайтесь использовать ее, чтобы улучшить себя. Обязательно запишите все, на, что обратил внимание критик, и ищите пути улучшить каждый пункт.

Посещайте семинары или курсы

Я верю, что вы можете получить ту же самую информацию из книг или Интернет, но для обучения нет ничего лучше курсов, потому что они дают время посидеть и переварить полученную информацию, к тому же возможно взаимодействие с преподавателем, что может способствовать лучшему пониманию материала. А если вы будете выполнять какое-то задание, то получите критику от эксперта!

Если работа становится скучной, значит пришло время поработать над собой

Если вам скучно работать, то, скорее всего, причина в том, что вы перестали ставить себе новые цели и развиваться. Не нужно менять профессию, посмотрите на то, что вы делаете, поставьте себе достойную цель, скорее всего это заставит вас подумать и об улучшении своих профессиональных навыков.

Источник

Как быстро повысить свой профессиональный уровень: советы специалистов

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Зачастую за ежедневными рабочими задачами и рутинными делами мысль о профессиональном развитии отходит на второй план. Огромное количество дел, которые необходимо выполнить за день, просто не оставляют времени на то, чтобы заняться повышением своего профессионального уровня. Наступает момент, когда сотрудник крупной компании или небольшого офиса задумывается, почему на протяжении длительного времени он не поднимается по карьерной лестнице, а находится на прежней должности. В то же время другие работники развиваются, растут, получают новые, ответственные задания. Существует несколько причин, по которым босс не решается повысить подчиненного:

По мнению известных трейдеров и ведущих бизнесменов, каждый сотрудник компании способен стать лидером. Просто некоторые изначально показывают свои качества сильного, успешного работника, а другим приходится открывать в себе новые таланты, расширяя границы своего профессионального уровня. Как стать успешным работником и продвинуться по карьерной лестнице, советуют наши эксперты.

Следить за новинками в Вашей сфере, читать лидеров мнений

Для начала расширите свой кругозор. Не следует зацикливать внимание исключительно на своих рутинных обязанностях. Постарайтесь ознакомиться с тем, чем занимаются вышестоящие работники. Вот несколько способов повышения своей квалификации:

Каждый начальник заинтересован в успехе собственного бизнеса. Если среди персонала компании выделяется перспективный, квалифицированный сотрудник, он наверняка задумается о том, чтобы повысить талантливого работника.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Посещать обучающие курсы, тренинги, семинары

В современных крупных компаниях огромное внимание уделяется обучению сотрудников. Начальство специально приглашает преподавателей и консультантов, которые проводят семинары, тренинги для персонала. Зачастую посещение таких мероприятий не является обязательным, однако тех, кто отправляется прослушать лекцию или закончить курсы по собственному желанию, сразу отмечает управленец. Интерес к новинкам в профессиональной сфере, желание развиваться и совершенствоваться ценится в любой организации. Для чего нужны тренинги и семинары:

Занятия, которые организовывает фирма, зачастую имеют узкую направленность. Дополнительно не помешает пройти курсы иностранных языков, изучить аспекты маркетинга и интернет продвижения, ознакомиться с принципами бухгалтерского учета или правилами заполнения официальных документов. Всесторонне развитый сотрудник всегда необходим руководству.

Не бояться сложных проектов и задач

Главной помехой на пути к карьерному росту для многих сотрудников становится неуверенность в собственных силах. Несмотря на огромный опыт в своей сфере деятельности и огромный багаж знаний, предложение взять на себя ответственность за выполнение крупного проекта пугает. Человек начинает сам придумывать для себя оправдания, так как не уверен в себе. Если понадобиться изучить английский, освоить программу или выступить перед потенциальными клиентами, это не повод отказываться, а толчок к развитию.

Повышение получают только активные, постоянно развивающиеся работники, которые не стоят на месте, а двигаются вперед. Руководство всегда отмечает разносторонних, предприимчивых, настойчивых работников.

Источник

Как развиваться в профессии: советы от эксперта по карьерному консультированию

Путь от начинающего специалиста до профессионала, востребованного на рынке труда, состоит из многих этапов. Тщательное планирование не поможет избежать всех сложностей, но, вкладываясь в свои знания и навыки и обрастая связями в выбранной сфере, можно достичь поставленной цели и добиться значительных успехов в карьере.

С чего начинать своё профессиональное развитие, как достичь успеха в профессии, какие могут возникнуть трудности на карьерном пути и как повысить свою стоимость на рынке, рассказывает Мария Болотская, эксперт по карьерному консультированию и корпоративному обучению, руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА. Рассказала о профессиональном развитии

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Автор-фрилансер. Оформила ответы в статью

Карьерное планирование: какой метод выбрать начинающему специалисту

Планирование карьерного пути — первый шаг развития специалиста. Ожидание мифического призвания и поиски сверхмотивации и супервдохновения неэффективны, гораздо важнее отталкиваться не от идеальных представлений, а от собственного интереса и способностей, оценить свои сильные и слабые стороны и направления деятельности, в которых вы можете их успешно применить либо скрыть недостатки.

Есть два способа планирования карьерного роста, которые можно условно назвать эджайл-подходом (от англ. agile) и последовательным (водопадным) подходом (англ. Waterfall model).

Оба подхода пришли из сферы управления проектами, где применяются уже давно — хотя водопадный метод в диджитале вытесняется эджайлом из-за недостатка гибкости. Рассмотрим их подробнее:

Водопадный подход — это определение большой карьерной цели и построение дорожной карты, которая поможет этой цели добиться. Человек, решивший строить карьерные планы с помощью этого подхода, выбирает должность или место работы, к которым стремится больше всего, и выстраивает схему, по которой сможет добиться желаемого. Это похоже на запланированное путешествие: конечный пункт определён, билеты и отели забронированы, маршрут построен и все экскурсии расписаны заранее. Каждый шаг прописан, как будто вся карьера — это жёсткое техническое задание с чётко определёнными сроками, от которых нельзя отклоняться.

Могут возникнуть сомнения в эффективности данной модели: может показаться, что она слабо применима в условиях постоянно меняющегося современного мира. Но водопадная модель жизнеспособна, если человек уверен в выборе карьеры и не рассматривает никаких альтернатив.

Как ярко выраженный пример такого подхода можно вспомнить историю из фильма «Гаттака»: юноша живёт в антиутопическом обществе, где все генномодифицированы и практически бессмертны. Они неуязвимы, они идеальные работники и не болеют, а герой рождён в естественных условиях и имеет определённые проблемы со здоровьем. Но у него есть мечта. Он хочет полететь в космос, на базу Гаттака. Законы общества не позволяют ему это сделать, но эта мечта настолько сильная, что ради неё он преодолевает все барьеры и находит способ исполнить её. Это — пожалуй, наиболее показательный пример водопадной модели в действии.

Такой подход таит в себе определённые опасности, особенно для начинающих специалистов. При движении к цели возникает множество факторов, которые невозможно предвидеть. Может сложиться впечатление, что всё идёт совершенно не так, как должно.

Важно помнить, что это нормально, если события идут не по идеальному плану. В любом путешествии, отклонившись от запланированного маршрута, можно наткнуться на уникальные места и обрести неожиданные инсайты. Так и возникающие сложности на пути к карьере мечты можно преодолевать с пользой для себя, извлекая новый опыт и приобретая новые навыки.

Второй подход — эджайл — предполагает разделение процесса на мини-задачи и их поочерёдное выполнение. Плюс такого метода в гибкости: возникающие помехи на карьерном пути превращаются в очередные этапы, небольшие неудачи достаточно легко преодолеваются, а успешное выполнение задач мотивирует.

Вспомним Стива Джобса: его карьерный путь попадает под модель эджайл. Была определена окончательная цель: он понимал, что хочет заниматься электроникой, но его путь состоял из множества этапов. На заре карьеры Джобс собирал компьютеры и работал техником — не представлял чёткой профессии, но знал, чем хочет заниматься, следил за новинками и тенденциями, был гибок и достиг поставленной цели.

На этом пути вы тоже знаете свою конечную цель, но вас не ограничивают жёсткие рамки. Вы знаете, куда должны прийти, и двигаете свою карьеру короткими спринтами — этапами, которые подстраиваются под сложившуюся ситуацию. Незапланированное профессиональное обучение или вынужденная смена работы не разрушают ваш план, а вписываются в него как дополнительные шаги.

Преграды на пути к развитию: пик глупости и синдром самозванца

Известен так называемый эффект Даннинга — Крюгера: когда начинаются первые успехи, человек впадает в эйфорию. Всё кажется простым и понятным, можно с лёгкостью вообразить себя профессионалом. В этот момент и наступает пик глупости.

Основная опасность этого периода — это даже не ошибки, которые совершает начинающий специалист, а риск зависнуть в этом состоянии и обвинять не собственную некомпетентность, а всех вокруг.

То, что сотрудник оказался на пике глупости, довольно просто определить. Ему кажется, что он лучше и профессиональнее своего окружения. Любые проекты видятся неоправданно лёгкими, сам он способен справиться с любой задачей, а все остальные только тормозят работу. Другие маркеры — отрицание обратной связи, особенно развивающей, и некорректное выставление сроков по задачам, когда кажется, что работа выполнима за неделю, а по факту требуется гораздо больше времени.

Пик глупости — не проблема, если человек вовремя поймёт свою ошибку. К этому явлению стоит относиться как к этапу карьеры, свойственному многим. Главное — вовремя выйти из этого состояния, лучше всего с опорой на старших коллег.

Обратная ситуация складывается, когда человек приобретает синдром самозванца. Ему начинает казаться, что он хуже и глупее окружающих и что как специалист он ничего не стоит. Слишком критичное отношение к себе — тоже нормальный этап в развитии профессионала. В такой ситуации также поможет обратная связь от коллег и руководителя и объективное сравнение своих достижений с чужими.

Источник

Как сформулировать ключевые навыки в резюме

Примеры ключевых навыков для резюме:

Все перечисленное относится (каждое или группами) к разным видам деятельности, а в конкретных случаях всегда необходим индивидуальный подход.

Что такое профессиональные навыки

Ключевые профессиональные качества при поиске работы — это перечисленная «по пунктам» компетентность соискателя, его главные достоинства как претендента на вакансию. Сложность в том, что по сути это совокупность знаний, умений, опыта и личных качеств, а по форме — все перечисленное вместе. А значит, главное — их корректно сформулировать и указать в нужном порядке.

Как правило, основные навыки для резюме выделяют в специальный раздел. В нем пишут то, что не вошло в описание функционала, но критично для будущего работодателя. Речь о профессиональных умениях, важных для выполнения обязанностей на конкретной вакансии. Возможно, вы и не применяли их на последнем месте работы, но можете использовать в нужный момент.

Ключевые навыки делятся на группы:

Как и в каком разделе их описать

Зависит от того, на какую работу вы претендуете. Формулируйте ясно и кратко, помните, что навык = знания + опыт, и опыт успешный.

Если не знаете, какие навыки указать в резюме, на hh (например) изучите предложения работодателей — почти все уже придумано. Если вас интересует конкретная вакансия, то из нее обычно понятно, что работодатель хочет от будущего сотрудника. Перефразируйте эти требования, но не слово в слово — это всегда заметно. Готовые словесные конструкции обязательно разбавьте чем-то своим.

Если самому придумать сложно, воспользуйтесь следующими формулировками:

Это общие специальные навыки для резюме, подходящие для многих видов деятельности.

Следующий вопрос — куда написать. Если шаблон, который вы выбрали, не содержит отдельного раздела, а выделять его сами вы считаете излишним, профессиональные качества для резюме впишите частично (большую часть) в опыт работы, остальное — в личные качества.

Примеры написания

Рассмотрим пример профессиональных навыков для резюме PR-менеджера:

Повторимся: кроме общих, подходящих для большинства потенциальных вакансий, есть и частные, дополнительные навыки; для резюме важно сочетание того и другого.

Воспользуйтесь нашей таблицей, когда в поисках работы готовите самопрезентацию.

Примеры профессиональных навыков и знаний в резюме:

Лидерские умения и навыки для управленцев

Руководитель отдела продаж

Ключевые навыки для администраторов и секретарей

Ключевые навыки и умения для продавцов, консультантов

Ключевые навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах

Ведущий на семинарах и тренингах

Ключевые навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов

Ключевые навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов

Ключевые навыки и умения — примеры для юристов

Ключевые навыки и умения для резюме, пример для HR-директора

Ключевые навыки для водителей

Пример готового резюме:

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Нужно ли ссылаться на прежних работодателей

Положительная характеристика в предыдущего места работы — большой плюс. Отлично, если в конце резюме будут указаны контакты прежнего руководства, чтобы потенциальный работодатель или его представитель смогли сами при желании получить отзывы, хотя бы один. Или, как вариант, приписка о готовности предоставить подобные отзывы. Но об этом необходимо заранее попросить и получить согласие в случае возможного звонка кратко охарактеризовать вас как специалиста и человека. Шансы на положительное решение и доверие к претенденту увеличит сам факт наличия контактов для рекомендаций.

А если вы не уверены, что бывшее начальство станет вас хвалить, и вы не знаете, что писать в «навыки» в резюме, попробуйте посмотреть на себя глазами прежнего руководителя. Возможно, это поможет сформулировать собственные профессиональные достоинства, проанализировать упущения и найти нужный баланс.

Источник

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

При создании гида по soft skills нам помогали эксперты из:

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое Soft Skills и почему это важно

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).

Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.

Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили [1], что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

В 2017 году Google провела внутреннее исследование [2], чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.

Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.

Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать

Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за soft skills, где пригодятся и как их развивать:

1. Коммуникация

Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:

Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.

Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.

Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Что изучить о коммуникации:

2. Критическое мышление

Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.

Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Что изучить о критическом мышлении:

3. Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

4. Управление проектами

Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.

Том Вуйец на выступлении TED «Построишь башню — создашь команду» делится результатами исследования «задачи с зефиром».

Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.

Что изучить об управлении проектами:

5. Наставничество и менторинг

Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.

Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.

Что изучить о наставничестве:

6. Ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.

Что изучить о ненасильственном общении:

7. Принятие решений

Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.

Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.

Что изучить о принятии решений:

8. Решение проблем

Если что-то идет не так, вы можете жаловаться или принимать меры. Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу. Решение проблем похоже на управление проектами и принятие решений — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат.

Экономист Нави Раджу делится тремя принципами создания большего с минимальными затратами.

Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если решить проблему не сможете, придумайте новые способы с ней справиться. Помните, что главное в проблеме — найти решение.

Что изучить о решении проблем:

9. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Например, если во время своей презентации вы видите, что слушатели устали — сделайте перерыв.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.

Что изучить об эмоциональном интеллекте:

10. Управление знаниями и обучаемость

Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки. Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике. Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни.

Что изучить об управлении знаниями:

11. Работа в режиме неопределенности

Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.

Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.

Что изучить о работе в режиме неопределенности:

12. Бережливое производство

Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.

Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.

Что изучить о бережливом производстве:

13. Экологическое мышление

Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.

Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.

Что изучить об экологическом мышлении:

14. Саморефлексия

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.

На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.

Что изучить о саморефлексии:

Как понять, какие soft skills нужны лично мне?

Чтобы понять, какие soft skills вам нужны:

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

А сложно развить гибкие навыки?

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки

Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.

Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» [3]. Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.

Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».

На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.

Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.

Инструменты оценки soft skills

Youthpass. В конце обучения участникам часто вручают сертификаты. В Youthpass сертификаты используют для оценки результатов неформального образования в программе Erasmus+. Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций [4] по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Open badges, Mozilla и badgecraft. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.

В системе формального образования преподаватель оценивает компетенции учеников. В неформальном образовании бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей создает особую образовательную среду, помогает в альтернативных каналах обучения.

Appraiser. Международная гильдия молодежных тренеров разработала платформу Appraiser для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет, как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.

Далее подключается метод 360 — по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития.

Города для обучения. Оценку компетенций завершают новым планом развития. Хороший пример проекта, который позволяет строить такие планы — интерактивная карта возможностей Cities of Learning.

Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Смотреть картинку Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Картинка про Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков. Фото Что вы планируете для улучшения своих профессиональных навыков

Вы ищете на карте места, которые подходят вашим интересам и целям, составляете образовательный маршрут — плейлисты. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами.

Развивайте гибкие навыки, оценивайте свой прогресс и составляйте планы обучения. Подчеркивайте развитые компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную высокооплачиваемую работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *