Что вы можете рассказать о театре древней греции
Греческий театр: описание, история и интересные факты
Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.
История
Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.
Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.
Особенности постановок
Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.
В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.
Архитектурные особенности
История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.
Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.
Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.
При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.
Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.
Сиракузы
Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.
После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.
Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.
Таормина
Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.
В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.
Актеры и хор
В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.
Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.
Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.
Стоимость билетов
Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.
Влияние
Интересные факты
Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.
В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.
В греческом театре не было занавеса.
До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.
Театр в Древней Греции
Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.
История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Театральное действие в Древней Греции
Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.
Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.
Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.
Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Архитектура древнегреческого театра
Орхестра
В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.
Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.
Места для зрителей ‒ театрон
Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.
Скена
В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.
Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.
Популярная история театра
Уже само название книги «Популярная история театра» говорит о том, что она рассчитана на массового читателя, а не только на специалистов-театроведов. В книге идет речь о театре начиная с античных времен и до наших дней. Авторы постарались как можно доступнее представить историю развития театров разных стран, эпох и стилей, рассказать о режиссерах, постановщиках, драматургах и актерах. Конечно, объем книги не позволяет подробно описать творчество каждого из режиссеров или актеров, для этого понадобится издание в нескольких томах. Но краткие сведения о самом интересном, на взгляд авторов, содержатся в этой книге.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярная история театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.
Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой — комедия.
Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» — «козел» и «одэ» — «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры — козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» — «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» — «песнь». Следовательно, комедия — это «песнь комоса».
Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.
Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя — актера, которого еще называли «гипокрит» — «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид — это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.
Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.
Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.
Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений — небольшие отрывки.
Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.
Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.
Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.
Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.
Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.
Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена — проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.
С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.
С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными были эккиклема и эорема. Эккиклема — это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».
Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.
Исторические документы того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а Софокл — третьего — тритагониста.
В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.
Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.
Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.
В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.
Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.
Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок — это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.
Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие — лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.
Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй — хламида — имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.
Трагические актеры во время представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой башмаки с высокими голенищами, с толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая обувь значительно увеличивала рост актера.
Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.
Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских — короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.
В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число певцов хора всегда равнялось 24. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора — «корифей».
В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.
Как уже говорилось выше, все представления давались во время дионисий. Для народа это были великие праздники. Об этом говорит то, что в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали заключенных, чтобы они могли посмотреть представления. Вместе с мужчинами в театр приходили женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла неимущим жителям выдавали специальные суммы на посещение театра.
Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову — венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.
Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.