Что входит во внутреннюю политику
Внутренняя политика
Полезное
Смотреть что такое «Внутренняя политика» в других словарях:
Внутренняя политика — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 9 декабря 2012 … Википедия
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства … Словарь политических терминов
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — все внутренние дела государства, их ведение. Это понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и… … Энциклопедический словарь конституционного права
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — – сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Внутренняя политика Болгарии — Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: По … Википедия
Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия
Внутренняя политика Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика Портал:Политика Украина … Википедия
Внутренняя политика Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия
Внутренняя политика царизма в 19 в. — Чем сильнее подрывались основы самодержавно крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего … Всемирная история. Энциклопедия
Внутренняя политика Афганистана — Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
Внутренняя политика государства. Направления внутренней политики
Любое государство ведёт политику по двум направлениям. Внутренняя и внешняя политика страны — это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.
Суть понятия
Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.
Значимость внутренней политики государства
Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал — это главное богатство страны, а люди требуют заботы.
В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.
Принципы внутренней политики
Государство в проведении своего курса опирается на главный закон — Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:
Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.
Структура внутренней политики
Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.
Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.
Укрепление государственности как база внутренней политики
Сохранение целостности и единства государства — одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.
Экономическая политика
Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства — один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.
Социальная политика
Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики — это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.
Демографическая политика
Количество населения, его естественный прирост и убыль — предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.
Национальная политика
Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить — цель национальной политики. Задача государства — создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Смотреть что такое ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА в других словарях:
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
– сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами, опирающимися на экономическую, политическую и военную мощь государства, а также на авторитет политических лидеров. В. п. может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами. Ошибки и просчеты во В. п. могут порождать различные внутригосударственные конфликты (забастовки, гражданские войны, этнические и религиозные столкновения), а также создавать предпосылки для межгосударственных конфликтов. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
целенаправленная деятельность государства и политической инфраструктуры общества (партий, ассоциаций, движений), ориентированная на поддержание и совершенствование существующего социально-политического строя. Она представляет собой совокупность направлений экономической, демографической, социальной, социально-культурной деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности кударства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформированию ществующего социально-политического строя. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
внутренняя политикаמְדִינִיוּת-פּנִים נ’
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
деятельность государства, его институтов, которая направлена на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
область деятельности государства по управлению делами общества. Выделяются виды политики внутренней: социальная, национальная, культурная.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
domestic policy, home policy, internal policy, domestic politics
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
home (domestic, internal) policy
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА XIX ДИНАСТИИ, ЕГИПЕТ
Можно было бы ожидать, что торжество Фив и жречества бога Амона будет полным. И таковым его, действительно, выставляли фиванские стихотворцы. На деле, однако, это было не совсем так. Конечно, южная столица оставалась первенствующим городом, там попрежнему погребались цари, тамошние храмы, посвященные Амону, были особенно внушительны, а избрание подходящего человека на должность верховного жреца Амона считалось делом первостепенной важности для фараона. Тем не менее Фивы перестали быть единственной столицей. Тутанхамон, по всей видимости, не вернулся туда, а поселился в Мемфисе. Харемхеб сразу же после своего избрания фараоном отплыл на север. В Мемфисе подолгу живал Сети I (второй фараон XIX династии), а его сын Рамсес II выстроил себе великолепную резиденцию на северо-востоке Дельты — Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Умалением Фив было и то, что после Аменхетепа IV рядом с Амоном постоянно назывались Ра и Птах — главные божества городов Нижнего Египта — Гелиополя и Мемфиса. Правда, переселение царей на север могло иметь и выгодную для фиванского жречества сторону, поскольку в самих Фивах оно поднимало значение власти верховного жреца. Если бы победа осталась полностью за жречеством и старой знатью, то можно было бы ожидать, что победители примут меры к известному ограничению власти фараона в свою пользу. Но этого не произошло. Рамсес II в установлении почитания собственных изображений далеко превзошел Аменхетепа III, а раболепная лесть двора ныне превращала царя в хозяина даже всей природы. В то же время, хотя владения в Сирии и Палестине уменьшились и были разорены, а бесконечные войны должны были истощить и самый Египет, никогда еще не строилось столько храмов, как во вторую половину Нового царства. Вероятно, Харемхеб воздвиг, а последующие цари отделали изумительный чертог перед главным храмом Амона в Фивах площадью в 5 тыс. кв. м со 134 колоннами, из которых средние 12—высотой в 21 м, а с архитравом — даже 24 л. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I ПАВЛОВИЧА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
В марте 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел I. На престол вступил его сын Александр I(1801–1825). Подобно своей бабушке Екатерине II, Александр стремился руководствоваться в своей деятельности идеями «просвещенного абсолютизма». Он отменил многие указы Павла I, возвратил дворянам привилегии Жалованной грамоты дворянству. Из ближайших сподвижников молодого императора был создан Негласный комитет, в который входили П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. С ними Александр делился планами по будущему устройству России. К делам комитета также был привлечен М. М. Сперанский. При Александре I официально действовал в качестве высшего совещательного органа Непременный (постоянный) совет, созданный в 1801 г. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III
После гибели Александра II от бомбы террористов на престол вступил его сын, Александр III (1881–1894). Ближайшим советником царя стал бывший наставник Александра К. П. Победоносцев, занимавший пост оберпрокурора Святейшего Синода. Большим влиянием при дворе пользовался и известный реакционный журналист М. Н. Катков. В начале царствования Александра III Победоносцев подготовил Манифест «О незыблемости самодержавия» и настоял на утверждении его монархом. В 1883 г. крестьяне были переведены на обязательный выкуп, а выкупные платежи понижены. Учреждался Крестьянский поземельный банк, помогавший крестьянам в покупке земли; начата отмена подушной подати; принято рабочее законодательство, регулировавшее отношения между капиталистами и наемными рабочими; ограничивалось применение детского труда. К середине 1880х гг. правительство переходит к реакционному курсу, получившему название «политика контрреформ». В 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках, касавшийся местного крестьянского управления и ставивший его под контроль администрации. В 1892 г. издано городовое положение, распространявшее такой же порядок и на городское самоуправление. В образовании усиливался сословный характер: повышена плата за обучение в университетах; издан так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий; ограничены права университетского самоуправления. Ужесточена цензура. Но придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III поощряло развитие капитализма в социальноэкономической сфере. При Александре III Россия практически не вела войн, за что царь получил прозвание Миротворца. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. РЕФОРМЫ 1860–1870–Х ГГ
Император Николай I скончался в разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его сын, Александр II (1855–1881). Поражение в войне показало углубление кризиса империи и заставило Александра II начать проведение реформ, получивших название «Великих реформ» – крестьянской, земской, судебной, городской, военной и др. Отмена крепостного права. Главным деянием молодого императора, за которое он был назван Освободителем, была отмена крепостного права. В 1856 г. в речи перед дворянами Александр заявил о том, что лучше дать свободу крестьянам сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу. Были созданы дворянские комитеты, в которых развернулась борьба между консерваторами и либералами о конкретных путях предоставления крестьянам свободы. Все вносимые проекты обобщались Главным комитетом и созданной при нем Редакционной комиссией, где видную роль играли Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. После утверждения проектов Государственным советом, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В результате проведенной реформы бывшие помещичьи и бывшие государственные крестьяне из разряда пользователей земли перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин теперь мог свободно наняться на работу, уйти в город или заняться промыслами. Общее положение о крестьянах признавало право собственности помещика на все земли. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Основным принципом реформы 1861 г. был принцип постепенности. В течение первых двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Далее крестьяне переводились на положение «временнообязанных» и оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп в течение 20 лет. Величина выкупа крестьянских повинностей была определена так: крестьяне платили 20 % стоимости, а государство – 80 %. Затем, в течение 49 лет, следовало внести выкупные платежи (а фактически ссуды государству), после чего наделы должны были перейти в полную собственность крестьян. Помещики постарались установить нормы наделения крестьян землей в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских земель (отрезки). Крестьянская община и круговая порука в деревне сохранялись, чтобы облегчить государству получение выкупных платежей. С отменой крепостного права Россия вступила на путь капитализма, вместо крепостного труда крестьян основным стал наемный труд. В то же время сохранялись пережитки феодализма: помещичье землевладение, выкупные платежи, крестьянская община, круговая порука, малоземелье крестьян и др. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
Дворяне получили привилегии: был отменен указ «О единонаследии», дворяне могли записывать детей в армию с самого рождения, а затем они сразу получали офицерские чины. Открыт Шляхетский кадетский корпус для дворян. Срок службы сокращался до 25 лет. При Елизавете Петровне дворяне получили монополию на винокурение, был создан Дворянский заемный банк. Отменялись внутренние таможенные пошлины. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
В 1761 г., после смерти Елизаветы Петровны, престол наследовал ее племянник, внук Петра Великого – Петр III. Будучи поклонником прусского короля, Петр III установил прусские порядки, перешел на сторону Фридриха II, отказался от завоеваний Семилетней войны в пользу своего кумира. В 1762 г. он издал «Манифест о вольности дворянской», в котором дворянам разрешалось служить по желанию. В июне 1762 г. произошел очередной дворцовый переворот. Свергнув Петра III, к власти пришла жена императора, немецкая принцесса, в православии Екатерина Алексеевна. Екатерина II (1762–1796) проводила политику «просвещенного абсолютизма». Поощряла развитие экономики, культуры, законодательной системы. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель (их передача в ведение казны). Отменено гетманство на Украине. В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для выработки новых законов, в которую вошли выборные представители купцов, горожан, государственных крестьян. Через год комиссия была распущена. В 1775 г. ограничено казацкое самоуправление на Дону, ликвидирована Запорожская Сечь. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1775 г. проведена губернская реформа, разделившая страну на 50 губерний, а губернии – на уезды. Происходил дальнейший рост привилегий дворянства. Дворяне имели право ссылать крепостных по своему усмотрению. Были приняты законодательные акты, приближавшие положение крестьянина фактически к рабскому. Крестьяне переводились на денежный оброк. Заработать деньги крестьянам можно было либо занимаясь промыслами, либо уходя на заработки в город. Крестьян, уходивших на заработки в город, называли отходниками. Постепенно крестьяне теряли связь с землей, что вело в дальнейшем к разрушению крестьянского хозяйства и кризису феодальной системы хозяйства. В 1785 г. даны Жалованные грамоты дворянству и городам. «Жалованная грамота дворянству» закрепляла все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к тому времени. Она включила в российское дворянство прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину, украинских и белорусских помещиков, что окончательно консолидировало сословие дворян в России. «Жалованная грамота городам» закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной категории – гильдейского купечества. В губерниях и уездах были созданы дворянские собрания. В городах создавались градские общества во главе с наиболее состоятельными купцами. Реальная власть в городах оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. На долю градской думы оставались вопросы благоустройства и санитарного состояния города. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО В 1550Е ГГ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I
Николай I правил в России в 1825–1855 гг. Главной своей задачей он считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат. Создается II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярия. По приказу царя предпринята систематизация всех существующих в России законов. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. В 1832 г. было издано Полное собрание законов Российской империи, в 1833 г. был выпущен Свод действующих законов Российской империи. В 1826 г. учреждается III отделение col1_2 канцелярии во главе с графом А. Х. Бенкендорфом. Кроме полиции был введен корпус жандармов – фактически политическая полиция. В 1837–1842 гг. был проведен ряд преобразований в области крестьянского вопроса. По проекту министра государственных имуществ П. Д. Киселева осуществилась реформа государственных крестьян. Этой категории крестьян давалось частичное самоуправление, пересматривался порядок наделения крестьян землей и обложения податями. Были открыты школы и больницы. По указу об «обязанных крестьянах» (1842) помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользование землей последние обязывались выполнять определенные договором повинности. Министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1839–1841 гг. провел финансовую реформу, введя в основу денежного обращения серебряный рубль и установив обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение страны. В 30х гг. ХIХ в. в России начинается промышленный переворот, т. е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Усилилась специализация регионов, увеличивалось городское население, развивался транспорт. В 1837 г. была проложена первая железная дорога Петербург – Царское Село, в 1851 г. открыта Николаевская железная дорога Москва – Петербург. Феодальный строй превратился в тормоз экономического развития. Барщинная система сельского хозяйства не отвечала требованиям времени, все шире внедрялся наемный труд. Дальнейшее развитие страны требовало отмены крепостного права. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I
Победа в Северной войне была обусловлена преобразованиями, направленными на модернизацию страны. Для обеспечения армии и флота всем необходимым было создано более 100 мануфактур, в основном частных. Поощрялось предпринимательство. Для работы на мануфактурах привлекались крепостные крестьяне, становившиеся приписными и посессионными. Возникли новые экономические районы: Уральский, Петербургский, Карелия. На верфях строились корабли. В торговле проводилась политика защиты внутреннего рынка (протекционизм), стремление к преобладанию экспорта над импортом (меркантилизм). В области фискальной (налоговой) политики вместо подворной введена подушная подать. Армия стала регулярной, формировалась на основе рекрутской повинности. Принимались воинские уставы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках императора. В 1711 г. был создан высший законосовещательный орган – Правительствующий Сенат. Органы центральной исполнительной власти – приказы заменены 12 коллегиями – органами управления по отраслям (1718–1720). Петр I отменил патриаршество и полностью подчинил церковь светской власти в лице Святейшего синода (государственный орган по руководству церковными делами). В результате губернской реформы страна была разделена на 8 губерний. По указу 1714 г. «О единонаследии» вся земля помещика переходила только к одному наследнику, а другие дворянские дети обязаны были служить. С 1722 г. стала действовать «Табель о рангах», устанавливавшая порядок прохождения службы для военных и гражданских лиц. Продвижение по службе зависело отныне не от знатности, а от заслуг. Петр I сумел подобрать способных помощников, среди которых были А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, П. П. Шафиров, Ф. Лефорт и др. Думая о судьбе проводимых им преобразований, Петр I в 1722 г. подписал Указ о наследии престола, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению (в связи с делом цесаревича Алексея, обвиненного в 1718 г. в государственной измене и приговоренного к смертной казни). Для осуществления преобразований нужны были квалифицированные кадры. Часть дворян направлялась на учебу за границу. Внутри страны открывались цифирные (начальные) школы, училища, издавались учебники. Царь запретил дворянамнедорослям без получения образования жениться. Поощрялось развитие науки и техники. В 1725 г. открыта Академия наук. Введены гражданский упрощенный алфавит, арабские цифры, новый европейский календарь. Появились первые театр и музей (Кунсткамера). Вводились европейские обычаи, одежда, балы– ассамблеи, курение табака, бритье бороды. смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I
характеризуется активными преобразованиями. Их предпосылки сложились еще в ХVII веке (См. схему «Эпоха петровских преобразований. Предпосылки реформ Петра I») В конце XVII в. в России появились мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Однако страна по-прежнему оставалась преимущественно сельскохозяйственной, с преобладанием натурального хозяйства. Ее развитие сдерживалось отсутствием выхода к морям. Царь Алексей Михайлович, боярин А. Ордин-Нащекин, В. Голицин, и другие понимали необходимость реформ и предпринимали попытки для их проведения, но при Петре I реформы приобрели всеобъемлющий характер. Проведение реформ требовало неординарной личности. По мнению большинства ученых, именно таким человеком и стал Петр I (1682 – 1725). Все преобразования Петра I, независимо от времени их проведения, историки обычно делят на несколько видов: реформы органов власти и управления; преобразования в промышленности, торговле и финансах; военная реформа и перемены во внешней политике государства; реформы в области культуры и быта, церковная реформа. Традиционно главной причиной и целью реформ считается борьба за выход к Балтийскому морю (См. схему «Северная война как ускоритель петровских реформ»). В России была проведена реформа государственного управления. В итоге в России окончательно утвердился абсолютизм. Будучи провозглашенным императором, Петр I стал монархом самодержавным и неограниченным. Утверждению самодержавной власти монарха способствовала церковная реформа. Упразднив в 1721 г. патриаршество и дав управлять церковью Синоду, Петр I тем самым ликвидировал независимость церкви, окончательно устранил политическую конкуренцию с ее стороны. Церковь, будучи включена в систему государственной бюрократии, превратилась в послушную служительницу светской власти. Проведенные Петром Алексеевичем реформы государственного управления свидетельствовали о создании в России административно-бюрократической системы управления – важнейшего атрибута абсолютистского государства. Итогом и законодательным закреплением реформаторской деятельности Петра I явился Табель о рангах (1722 г.), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Этим документом устанавливался порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам. Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения. В результате к 1750 г. около 47 % чиновников стали дворянами. Развитие промышленности и торговли требовало денежной реформы. Она предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка и серебряный рубль. Чеканка монеты стала привилегией государства. В области социальной политики были проведены следующие реформы: чтобы повысить эффективность контроля за сбором податей с населения, вводится подушная подать вместо налогов со двора; чтобы стабилизировать правящий класс экономически и политически Петр в 1714 г. принимает «Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ» (См. в хрестоматии статью «Указ о единонаследии»). По нему все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. Этот указ должен был препятствовать дроблению крупных земельных владений. Однако дворянство встретило его враждебно и он не был проведен в жизнь. Но с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало – поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами. Усиление налогового гнета повлекло за собой массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр I издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещика (См. в хрестоматии статью «О наказании беглых крестьян») на заработки без помещичьего разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе. Петр I провел переписи населения, которые дают представление о численном составе страны – он равнялся 19,5 млн. человек, из которых 5,4 млн. были мужчинами, платившими подать. Итоги проведенных реформ были противоречивы и оценки петровских преобразований вызывают споры у историков (См. в хрестоматии статью «Петровские преобразования в оценках историков».). смотреть
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В
При Михаиле Романове было восстановлено хозяйство страны, укреплено положение государства. Крупную роль в управлении играл отец Михаила – патриарх Филарет (умер в 1633 г.). При Алексее Михайловиче Романове (1645–1676) Тишайшем происходит дальнейшее значительное укрепление положения царской власти. Постепенно прекращаются созывы Земских соборов, падает роль Боярской думы. Одним из последних Земских соборов в 1649 г. принято Соборное уложение, укреплявшее власть царя и дворян, отменявшее существование «белых слобод» в городах. Уложение окончательно юридически оформило крепостное право, установив бессрочный поиск беглых крестьян. Все податное население страны было прикреплено либо к земле, либо, как это было в городах, к посаду. Крупными государственными деятелями при Алексее Романове были А. Л. ОрдинНащокин, А. С. Матвеев, Н. И. Одоевский. Происходит процесс усиления светской власти по сравнению с церковной. После смерти Алексея Михайловича на русский престол вступил болезненный Федор Алексеевич (1676–1682), а затем царем провозглашен 10летний Петр I. Бояре Милославские, опираясь на стрельцов, выдвинули своего представителя на царство – слабого здоровьем Ивана V. За малолетних правителей власть осуществляла царевна Софья, пытавшаяся отдалить Петра от престола. В 1689 г. достигший совершеннолетия Петр отстранил от власти Софью. Софья, не желая расставаться с властью, подняла против Петра стрелков, но восстание было жестоко подавлено, а Софья заточена в монастырь. Формально Петр I был, а со смертью Ивана V стал в 1696 г. единоличным правителем. смотреть