Что входит во внутренний аудит

Внутренний аудитор в единственном лице. Особенности организации и развития функции внутреннего аудита

Автор: Наталья Зюскина, внутренний аудитор, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» 1

Все больше компаний принимает решение о формировании подразделения внутреннего аудита. Кого-то к этому решению приводят возрастающие требования регулятора, кого-то – знания. Институт внутренних аудиторов активно популяризирует возможности и ценность внутреннего аудита для бизнеса. Но не все готовы сразу формировать полноценное подразделение. Причин неготовности может быть много: финансовое положение компании; отсутствие четкого понимания функционала и возможностей внутреннего аудита; неготовность собственника/ акционеров; сопротивление менеджмента. В итоге принимается решение вместо подразделения внутреннего аудита включить в организационно-штатную структуру должность внутреннего аудитора («попробуем, а там будет видно»).

Как построить полноценную функцию с нуля в условиях жестких ограничений ресурсов? Возможно ли это? Сложно, но можно.

Опыт показывает, что полноценная функция внутреннего аудита в компании формируется в течение 3-х лет. Начиная с 4-го года идет оптимизация и повышение эффективности.

Итак, с чего начинать, куда и как двигаться, если вам необходимо создать подразделение численностью в одного работника.

Алгоритм действий первого года включает в себя:

1. Определение требований

2. Подбор сотрудника

3. Регламентация деятельности

4. Планирование деятельности и планирование проведения проверок

5. Выполнение планов

7. План-фактный анализ результатов

8. Внесение корректировок.

1. Определение требований к функции внутреннего аудита и места внутреннего аудита в структуре компании

Ответственный и достаточно сложный момент. Это фундамент выстраивания функции. Именно на этом этапе определятся (должны определиться):

место внутреннего аудита в организационно-штатной структуре;

«внутренний продукт», который будет создавать внутренний аудитор;

пользователь/заказчик «внутреннего продукта» (кто и как будет использовать результаты деятельности внутреннего аудитора).

Ошибочно полагать, что все руководители и акционеры достаточно хорошо знают и понимают, что такое внутренний аудит, каким должен быть внутренний продукт и что с этим продуктом потом делать. А если внутренний аудит — это не осознанная потребность бизнеса, а изменение требований регулятора, то в этом случае заказ от бизнеса вообще не определен.

При формировании внутреннего аудита с нуля на первом этапе этим вопросом в компании обычно занимаются главный бухгалтер, заместитель/ директор по экономике и финансам или заместитель/ директор по управлению персоналом. Надо помнить, что все эти работники – люди очень занятые, им некогда глубоко вникать в то, что такое «внутренний аудит», чем он отличается от внешнего. Эти работники привыкли к тому, что это они осуществляют контроль. Очень велик соблазн забрать новый вид контроля под себя, и возникает полное непринятие того, что кто-то может и должен будет проверять и оценивать результат их деятельности.

При определении требований к внутреннему аудиту в целом, определяется требование к профилю должности, требования к кандидату на должность и стоимость услуг внутреннего аудитора.

Формируется бюджет на организацию внутреннего аудита.

На этом этапе закладываются «подводные мины», которые впоследствии будет необходимо убирать внутреннему аудитору.

Наиболее часто встречающиеся проблемы («подводные мины»):

неверно сформирована штатная структура: внутренний аудитор находится в административном и функциональном подчинении у одного из топ-менеджеров (нарушение принципа независимости);

неверно определены требования к профилю должности (нарушение принципа профессионализма);

занижена стоимость услуг внутреннего аудитора: затягивается процесс поиска сотрудника или вакансия закрывается тем, кто подходит по цене (нарушение принципа профессионализма);

в бюджете учтены только расходы на оплату труда.

Сформировали требования, определили место в структуре компании, настало время подбора нужного сотрудника.

2. Подбор сотрудника

Так кто же он такой – внутренний аудитор в единственном лице?

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2015 г. №398н) определяет цель внутреннего аудита и пять основных функций:

А. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта в составе группы;

B. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы;

C. Методическое сопровождение деятельности службы внутреннего аудита;

D. Руководство выполнением плана работы службы внутреннего аудита;

E. Управление (руководство) службой внутреннего аудита.

Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (МПСВА) определены требования к профессионализму (Стандарт 1210):

Внутренние аудиторы должны обладать знаниями, навыками и другими компетенциями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей. Для выполнения стоящих перед подразделением внутреннего аудита задач, сотрудники подразделения должны коллективно(!) обладать необходимыми знаниями, навыками и другими компетенциями или получить их.

При подборе работника возможны два варианта развития событий:

1) работника находят на внешнем рынке труда (открывается вакансия);

2) работника находят на внутреннем рынке (работник назначается из числа уже имеющихся: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, ревизор, юрист, работник СБ, пр.).

При подборе работника необходимо помнить, что нужен сотрудник, обладающий «коллективными необходимыми знаниями». Задача: либо найти многофункционального (5 базовых функций) специалиста, либо обучать специалиста в «полевых условиях».

Как определиться с кандидатурой на закрытие вакансии?

Если открыта вакансия и организация ищет нужного работника на внешнем рынке труда, то в этом случае наиболее подходящей кандидатурой будет работник с опытом руководства подразделением внутреннего аудита. При этом обращаю внимание на тот факт, что это не просто освобожденный руководитель, а «играющий тренер». Такой кандидат на замещение вакансии сталкивался с организацией, планированием, контролем, методическим обеспечением, но и не утратил навыка оперативной работы в поле. Правда жизни в том, что такие работники обычно стоят гораздо дороже, чем кандидат просто с опытом работы во внутреннем аудите (разница от стоимости услуг начинается от 50% и выше). И такие работники ищут вакансию именно руководителя подразделения внутреннего аудита.

Плюсы закрытия вакансии внешним работником с опытом работы заключаются в том, что не надо тратить время и деньги на обучение на этапе становления функции. Работник знает, что, как, в какой последовательности надо делать.

Минусы — работник не знает бизнеса (вообще новая отрасль, особенности ведения бизнеса, особенности имеющихся коммуникаций, особенности корпоративной культуры); стоит гораздо дороже, чем заложили в бюджете.

Если на вакансию внутреннего аудитора переводят уже имеющегося работника, то в этом случае наилучшим решением будет работник, который хорошо знает организацию и экономику бизнеса и при этом сталкивался хоть в какой-то мере с учетом (бухгалтерский, управленческий).

Дополнительно на первом этапе для собственного работника будет необходимо сформировать долгосрочную программу обучения, не менее, чем на 2 года. Но здесь компания опять сталкивается с проблемой — нет компетентных сотрудников, которые знают в каком направлении, в какой последовательности и чему обучать новоиспеченного внутреннего аудитора.

В обоих случаях – будет ли вакансия закрыта внешним или внутренним кандидатом – возникнут сложности, связанные с коммуникацией.

У внутреннего кандидата свои этапы становления и выхода на уровень партнерства и доверия. Работник знает бизнес (по крайней мере, с точки зрения подразделения, в котором ранее работал), но не в полной мере знает и/или понимает логику взаимосвязи сквозных бизнес-процессов. У работника появляются сложности в коммуникациях (психологический барьер при проверке топ-персонала высшего звена работником среднего звена или бывшим рядовым работником). Возможен конфликт интересов в случае, когда вакансия закрыта бывшим топ-руководителем (например, главный бухгалтер назначен на должность внутреннего аудитора).

Кроме профессиональных требований есть еще один нюанс, который необходимо учитывать при подборе работника. И это нюанс – личность кандидата. Чтобы как Федор Конюхов в одиночку плыть через океан, надо быть зрелой и сильной личностью. И зрелость личности не всегда завязана только на возраст.

Наиболее часто встречающиеся проблемы («подводные мины»):

заложена база для конфликта интересов (работник не вправе в течение 1 года проверять те направления, в которых работал ранее);

заложена база для конфликта (принцип непредвзятости) при проверке бывшего «своего» структурного подразделения по истечении 1 года;

обученный работник, соответствующий требованиям рынка, может уйти (и уйдет!) из организации в случае, если его мотивация не будет меняться вместе с уровнем его компетенции и профессиональных навыков (пактически не сталкивалась с ситуацией, когда комитет по аудиту или совет директоров делал запрос на соответствие уровня оплаты внутреннего аудитора уровню рынка труда).

На этапе трудоустройства может возникнуть проблема, связанная с согласованием кандидата на замещение вакансии. Необходимо делать допуск на тот факт, что подразделение, отвечающее за управление персоналом, может об этом просто не знать. До момента подписания трудового договора необходимо ознакомиться с документами, в которых может быть оговорено это условие (Положение о совете директоров, Положение о комитете по аудиту, Положение/ регламент взаимодействия с подразделением внутреннего аудита материнской компании, пр.). Не создайте почву для трудового спора в случае, когда трудовой договор заключен, а кандидатура не согласована или согласована с оговорками!

3. Регламентация деятельности

Базовый набор документов, которые необходимо разработать, утвердить и ввести в действие в течение первого года:

Положение об организации внутреннего аудита в компании

базовые стандарты внутреннего аудита (5 базовых стандартов: общие требования и положения; планирование; организация и проведение; отчетность; мониторинг)

Программа обеспечения и повышения качества (+ Методика оценки качества).

В Положении об организации внутреннего аудита в компании определяются цели, задачи, функции, статус, порядок организации, полномочия, ответственность, лица (работники, подразделения), на которых распространяется действие документа, подчиненность, подотчетность, правила приема и увольнения, правила взаимодействия с генеральным директором, комитетом по аудиту и советом директоров, правила урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций.

Есть два момента, которые нужно иметь в виду, регламентируя деятельность. Первое: вполне возможен вариант, когда в организации нет комитета по аудиту и совета директоров. Просто учредитель в единственном лице, он же и генеральный директор, принял решение о необходимости формирования современной системы контроля. Второе: обращаю внимание на то, что положение о подразделении не создается. Все, что определяет этот документ, в нашем случае (аудитор в единственном лице) закладывается в должностную инструкцию.

В случае, если внутренний аудитор в единственном лице принят на работу в дочернее зависимое общество (в компаниях с холдинговой структурой), то необходимо через корпоративного секретаря получить все корпоративные нормативные документы и решения совета директоров (выкопировки из протоколов заседаний в отношении каждого документа), касающиеся внутреннего аудита.

Здесь важно учесть некоторые нюансы.

Документы, в отношении которых принято решение «принять к исполнению», обычно не требуют переработки. Эти документы исполняются.

согласованный проект документа рассматривает комитет по аудиту и утверждает совет директоров.

Не всегда нормативные документы с резолюцией «принять к руководству» возможны к исполнению так, как они этого требуют, так, как написано. Чтобы не организовать «итальянскую забастовку» целесообразно проанализировать, есть ли сложности с исполнением и необходимо ли документ адаптировать под свою компанию (Общество).

По всем вопросам, связанным с исполнением или адаптацией внутренних нормативных документов, внутренний аудитор должен руководствоваться разъяснениями соответствующего структурного подразделения внутреннего аудита в управляющей компании холдинга.

Обращаю внимание, что период становления внутреннего аудита в компаниях холдингового типа может затянуться не на один год. За это время в ДЗО может поменяться не один корпоративный секретарь. Опыт показывает, что, делая запрос корпоративному секретарю, необходимо указать, что реестры протоколов заседания комитета по аудиту и совета директоров нужно просмотреть как за текущий год, так и за 2-3 предшествующих года. Также следует обратиться к секретарю (офис-менеджер, канцелярия) с просьбой поднять переписку с подразделением внутреннего аудита материнской компании.

Кроме базовых документов, регламентирующих деятельность внутреннего аудитора, рекомендую составить программу стажировки. Этот документ не относится к обязательным, установленным требованиями МПСВА или требованиями регулятора в Российской Федерации, но это тот документ, который поможет внутреннему аудитору наиболее быстрым и эффективным образом вникнуть в суть бизнеса, суть взаимосвязи структурных подразделений и бизнес-процессов (учредители и генеральный директор ждут результат от внутреннего аудитора со сроком выполнения «вчера»). Если в компании разработаны и действуют программы адаптации и ввода в должность новых работников, то действовать нужно по установленным правилам. Если такая деловая практика не применяется, то программу стажировки разрабатывает внутренний аудитор самостоятельно.

Программу стажировки рекомендую утвердить приказом генерального директора и обязательно назначить руководителя стажировки. Программа представляет собой письменную форму договоренности между внутренним аудитором и генеральным директором о том, что и как должно быть сделано в период прохождения испытательного срока. При наличии комитета по аудиту стажировку рекомендую проходить под патронажем комитета.

Программа стажировки формируется на 3 месяца. Если внутренний аудитор уже имеет опыт работы, то программа стажировки — это первая программа первой внутренней аудиторской проверки и эту программу он формирует самостоятельно. Если работник не имеет опыта работы во внутреннем аудите, то программа стажировки должна стать введением в профессию.

У сотрудника без опыта работы во внутреннем аудите до прохождения стажировки должно быть организовано и проведено обучение: Внутренний аудит – 2 модуля, Управление рисками – 2 модуля.

4. Планирование

В первый год работы рекомендую внутреннему аудитору осуществлять свою деятельность на основании следующих базовых планов:

план проведения внутреннего аудита

План деятельности включает в себя план проведения внутреннего аудита. В план деятельности также включают мониторинг, методологическое обеспечение деятельности, повышение квалификации (обучение), взаимодействие с комитетом по аудиту и советом директоров (в том числе по вопросам планирования и отчетности), взаимодействие с внешним аудитором и контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковых), взаимодействие в рамках системы управления рисками и внутреннего контроля, СУРиВК; консультирование. План трудозатрат позволяет распределить задачи в соответствии с имеющейся нормой рабочего времени.

Программа стажировки, о которой упоминалось выше, на этапе становления внутреннего аудита с нуля может послужить базой для формирования этих планов.

Тестовое задание по завершении стажировки – создание пакета согласованных и утвержденных документов:

Модель внутреннего аудита

План деятельности внутреннего аудитора

План проведения внутреннего аудита.

Программа стажировки, о которой пойдет речь ниже, протестирована на трех различных компаниях (фуд-ритейл; оптовые продажи бензомоторной техники; DIY-сеть магазинов строительных материалов) и применялась как на этапе становления внутреннего аудита с нуля, так и при адаптации новых сотрудников подразделения внутреннего аудита. Перед началом необходимо приказом утвердить руководителя стажировки.

1-й месяц:

1. Изучение, анализ документов: учредительные документы; Положения о совете директоров и профильных комитетах; организационно-штатная структура; Кодекс деловой этики; корпоративная культура; положения об отделах; учетная политика; Политики (управление рисками, безопасности, антикоррупционная, пр.).

2. Стажировка по 1-2 дня в каждом отделе (с предварительным изучением должностных инструкций).

3. Изучение и анализ: экономика отрасли; нормативно-законодательная база.

4. Изучение и анализ внутренних нормативных документов: регламенты, стандарты, корпоративные стандарты и регламенты (ДЗО).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. У стажера должно быть сформировано понимание системы организации, управления, регулирования и контроля бизнеса.

2-й месяц:

1. Анализ основных бизнес-процессов (на базе стажировки в отделах и изучения регламентов, стандартов).

2. Изучение карты рисков, анализ СУРиВК.

3. Анализ финансовой отчетности, отчетов ревизионной комиссии и внешнего аудитора (за период от 3 до 5 лет).

4. Анализ актов проверок внешних контролеров за период от 3 до 5 лет (ФНС, трудовая комиссия, Роспотребнадзор, МЧС и пр.).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. На этом этапе должен быть сформирован перечень объектов аудита. Проведено ранжирование объектов аудита. Определены владельцы объектов аудита. У стажера имеется четкое понимание о СУРиВК, имеется понимание основных рисков.

3-й месяц:

1. Сформирована модель внутреннего аудита. Проведено ранжирование объектов.

2. Сформирован план деятельности внутреннего аудита.

3. Сформирован план проведения внутреннего аудита.

4. Сформирован план трудозатрат.

Результат стажировки: планы согласованы и утверждены.

Параллельно с изучением бизнеса и формированием планов должны быть разработаны документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита.

При формировании плана проведения внутреннего аудита в первый год работы необходимо сделать упор на те направления, в которых внутренний аудитор обладает необходимым уровнем компетенции (сделать первый срез).

При формировании плана деятельности и плана трудозатрат внутренний аудитор должен учесть обучение по тем направлениям, в которых у него нет необходимых знаний и навыков, но по которым объект аудита при ранжировании признан высокорискованным (тема и направление обучения на полгода-год должны опережать направление проверки).

При формировании плана трудозатрат внутреннему аудитору необходимо выделить время на внеплановые проверки, административно-хозяйственные операции (учет рабочего времени; организация командировок; организация обучения; обучение и аттестация по охране труда; прочие обучения, аттестации, допуски в соответствии с требованиями отрасли и т.д. и т.п.); взаимодействие с аудитором компании при обязательном или инициативном аудите финансовой отчетности; на взаимодействие с контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковой).

При наличии достаточного финансирования часть объектов аудита, которые при ранжировании признаны наиболее рискованными, стоит передать на аутсорсинг (внешний исполнитель), либо сформировать рабочую группу из числа работников компании для проведения аудита.

Для эффективного управления собственным рабочим временем хорошо зарекомендовала себя практика цветовой визуализации плана трудозатрат на календаре (календарь на планируемый год).

5. План-факт анализ

Это еще один инструмент, позволяющий внутреннему аудитору в единственном лице эффективно выполнять возложенные на него функции. По итогам каждого месяца и каждой внутренней аудиторской проверки необходимо проводить анализ причин отклонений.

Все системные причины, на которые внутренний аудитор не может оказывать влияния, должны быть учтены при планировании на второй год работы. Например, при планировании не были учтены планы внешних проверок: бизнес подлежит системному внешнему контролю, и этот контроль проводится в определенные сроки и в определенный период (технические ревизии и технические аудиты в системе менеджмента безопасности движения); компания включена в план проверок МЧС, Прокуратуры, Роспотребнадзора и т.д.

При формировании плана проверок на первый год работы внутренний аудитор обычно не учитывает время отсутствия руководителя объекта аудита (отпуск, обучение, аттестация и пр.), что впоследствии не позволяет своевременно завершить проверку, либо влечет изменение очередности проверок.

Завершая тему, хочу отметить, что выполнение своей функции внутренним аудитором в единственном лице на должном уровне в соответствии с требованиями профессионального стандарта и МПСВА вполне возможно. Да, надо признать, что на внутреннего аудитора в единственном лице приходится гораздо больше нагрузок, больше стресс-факторов. Он один в поле воин. И этот воин должен быть сильным, смелым и коммуникабельным.

Источник

Важность внутреннего аудита для бизнеса

Что входит во внутренний аудит. Смотреть фото Что входит во внутренний аудит. Смотреть картинку Что входит во внутренний аудит. Картинка про Что входит во внутренний аудит. Фото Что входит во внутренний аудитЧто входит во внутренний аудит. Смотреть фото Что входит во внутренний аудит. Смотреть картинку Что входит во внутренний аудит. Картинка про Что входит во внутренний аудит. Фото Что входит во внутренний аудит

Для улучшения экономической стабильности предприятия применяется внутренний аудит — это исследование, которое показывает директору или собственнику возможные финансовые риски и вероятности возникновения проблем с налоговой.

Разберёмся в понятии внутреннего аудита, его возможном или обязательном применении на практике, а также в сути представленной методики и видах исследований.

Что такое внутренний аудит предприятия

Понятие «аудит» имеет несколько значений. К примеру, может использоваться трактовка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В нём аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчётности с целью уточнения её достоверности.

Также в профессиональной среде может использоваться упрощённая форма определения — это форма контроля функционирования бизнеса. Настройка процедуры происходит таким образом, что директор или собственник имеет возможность анализировать эффективность работы конкретных подразделений, оценить риски и узнать о возможных проблемах в функционировании предприятия ещё до их появления.

Внутренний аудит может быть как добровольным, так и обязательным.

Кому необходимо проводить обязательный внутренний аудит

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ любой экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль. При этом предприятие самостоятельно должно регламентировать процесс проверки хозяйственной деятельности.

По причине обтекаемости определения и отсутствия должной конкретики, эта обязанность исполняется исключительно «на бумаге»: предприятия записывают эту функцию в лист должностных обязанностей сотрудника штата, а после игнорируют. Это возможно, так как закон не устанавливает внутренний контроль и не назначает ответственность за нарушение.

В статье существует уточнение: в случае, если предприятие находится в списке экономических субъектов, обязательных к проведению аудита, тогда директор обязан организовать и провести внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской и финансовой отчётности. Такая процедура имеет условное название не просто аудита или контроля, а внутреннего аудита, хотя часто для его проведения привлекаются независимые подрядчики.

Обязательный аудит — это проверка достоверности бухгалтерской отчётности, с его помощью можно обнаружить и исправить проблемы в отчётности до отправки её в государственные органы. Такая процедура способна выявить вероятные экономические резервы.

Большая часть предприятий, обязанных провести аудит, перечислена в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В целом они соответствуют двум критериям: объём выручки от продажи продукции свыше 800 млн руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года свыше 400 млн руб.

Есть и другие предприятия, в которых обязанности проведения аудита устанавливаются с помощью ключевых нормативных документов, регулирующих отрасль. К примеру, согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ такими являются акционерные общества, Федеральному закону от 18.07.2009 № 190-ФЗ — кредитные потребительские кооперативы, Федеральному закону от 12.01.96 № 7-ФЗ — некоммерческие организации, которые выполняют функции иностранного агента.

Прочие предприятия имеют право проведения внутреннего аудита в добровольном порядке.

В Федеральном законе от 29.12.2020 № 476-ФЗ предусмотрено, что даже если предприятию не требуется проводить обязательный аудит согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», бухотчётность экономического сегмента может всё же потребовать обязательного аудита при любых основаниях, предусмотренных законодательством. К примеру, субъект малого предпринимательства, образованный в качестве АО, обязуется осуществлять аудит.

Требуется ли проводить внутренний аудит ИП

Если следовать формулировке ст.19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, то при обязательном аудите предполагается изучение бухгалтерской документации. Однако, вместо бухучёта ИП, согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 402-ФЗ, ведут исключительно налоговый учёт: фиксирование доходов и расходов.

Кроме того, Минфин опубликовал разъяснения в Письме Минфина РФ от 20.03.2018 № 03-11-11/17116 о том, что ИП не требуется сдавать бухгалтерскую отчётность. Значит, при отсутствие бухгалтерии, нет необходимости и в обязательном аудите.

Однако для ИП нет ограничений в обращении к независимым подрядчикам для проведения внутреннего аудита. Результаты исследований бизнесмен изучает самостоятельно с целью улучшения финансовой деятельности. В таком случае анализу подвергнется не бухгалтерская документация, а экономические процессы ИП.

Виды ответственности за непредоставление аудиторских данных

Определённые виды наказаний установлены за непредоставление аудиторского заключения. Таким образом, согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо будет наложен штраф в размере 5000-10000 руб., а за повторное нарушение — 10000-20000 руб. или вплоть до дисквалификации до двух лет.

Кто может проводить обязательный аудит

Обязательное проведение аудита регламентируется государством. Данную процедуру могут проводить исключительно аудиторские организации или частные аудиторы с квалификационным аттестатом. Также аудиторы должны являться членами СРО.

Выбор аудитора лежит на предприятии, так же, как и переговоры о стоимости услуги и прочих тонкостях работы.

Однако, не все предприятия могут самостоятельно выбирать аудитора: исключением являются предприятия, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и бизнес, доля госсобственности которого в уставных капиталах составляет более 25%. В таком случае проводить аудит могут только аудиторские учреждения.

Результат обязательного аудита

В результате исследования директор предприятия или ответственное лицо по доверенности получает аудиторское заключение, в котором должны содержаться следующие данные:

В случае выявления аудитором нарушений он обязан сообщить о них руководителю предприятия и получить в ответ согласование сроков устранения проблем.

Если же у аудитора возникнут подозрения о проведении предприятием нелегальных схем, он обязан обратиться в налоговую службу, в то время как ФНС может потребовать у аудитора данные, полученные в период проверки.

Что делать с аудиторским заключением

Ранее было необходимо передавать аудиторские заключения в Росстат. С 1 января 2020 года бухгалтерскую отчётность за год вместе с аудиторским заключением следует направлять в ФНС с помощью государственного информационного ресурса.

Предоставлять обязательный экземпляр отчётности необходимо не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода. Аудиторское заключение передаётся в электронном виде вместе с отчётностью. Также возможен вариант передачи заключения в течение 10 рабочих дней после его формирования, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным годом.

Прочие форматы представления изложены в Приказе ФНС РФ от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Кроме налоговой заключение необходимо предоставить в Единый федеральный ресурс сведений о фактах деятельности юридических лиц, также известный под названием Федресурс.

Прочие виды аудитов

В обязательном внутреннем аудите предполагается доскональное исследование бухгалтерской отчётности предприятия. Если процедура проводится добровольно, тогда аналитики могут изучать и другие документы и бизнес-процессы. Существуют следующие виды аудитов:

Порядок проведения аудита

Внутренний аудит в добровольном порядке директор предприятия может организовать самостоятельно, выделив штатное место или найдя подрядчика. Важно обращать внимание на профильное образование сотрудника, а в случае необходимости направить штатного рабочего на прохождение обучения.

И хотя добровольный аудит не регламентирован конкретным планом действий, можно применять инструменты обязательного аудита:

Данный список может иметь продолжение, ведь конкретные его пункты могут зависеть от того результата аудита, который желает видеть директор или владелец предприятия.

Подведение итогов: зачем и кому нужен внутренний аудит

Процесс внутреннего аудита состоит в изучении документации и бизнес-процессов с целью определения соответствия их законам. Добровольный аудит предназначен для исследования вероятных нарушений до взаимодействия с государственными органами. Обязательный аудит является формой контроля достоверности бухгалтерской отчётности, который по закону должны выполнять определённые организации.

В случае аудита обязательного характера необходимо заказывать процедуру исключительно у сертифицированных специалистов и компаний. Если государственная собственность составляет более 25% предприятия, тогда обязательный аудит может проводиться только специальной организацией.

Необходимо передавать аудиторское заключение в налоговую и на Федресурс.

Если обязательный аудит не требуется, его можно провести в добровольном порядке. В таком случае возможно как исследование бухгалтерской отчётности, аналогичное обязательному порядку проведения, так и дополнительные исследования. К примеру, к таким исследованиям относятся выявление проблем с пожарной и экологической безопасностью. Тогда можно обращаться в любую компанию, даже не имеющую членства в СРО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *