Что входит в юридический стаж для юрисконсульта
Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.
1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.
Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;
при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).
ГАРАНТ:
Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»
2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.
Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.
4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.
5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.
Министр юстиции
Российской Федерации
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.
Регистрационный N 1250
В стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях требующих высшее или среднее юридическое образование. При отсутствии соответствующего образования работа на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также засчитывается в стаж работа, которая непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, и если она требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.
Регистрационный N 1250
Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования
Текст Инструкции опубликован в газете «Российские вести» от 27 февраля 1997 г. N 38, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 4 (дата подписания выпуска в печать 20 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации «Курьер», 1997, N 5, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 5
Что входит в юридический стаж?
Занятие определенных государственных должностей требует от претендентов не только юридического образования, но и стажа работы по специальности. Юридический стаж и его длительность иногда выступают неотъемлемыми условиями для выплаты дополнительных денежных сумм тем, кто трудится в госструктурах.
Понятие юридического стажа и правовая база вопроса
К названному стажу относится исполнение обязанностей в различных госорганах. Сюда причисляется деятельность в любых юридических организациях в должности, предполагающей для претендующего обязательность юридического образования.
К такому стажу относится исполнение рабочих функций в прочих должностях, когда они напрямую касаются поддержания прав граждан, хозяйствующих субъектов и соблюдения правопорядка. Это предполагает познания в конкретных правовых областях и опыт их применения.
Для занятия некоторых должностей существуют особые законодательные требования, устанавливаемые федеральными законами РФ или ведомственными нормативными актами. При этом все они должны соответствовать Конституции РФ.
Как исчисляется юридический стаж?
В качестве основания для установления юридического стажа выступают отметки, зафиксированные в трудовой книжке. Для замещения различных должностей законодатель устанавливает особые нюансы.
Судебные приставы
Должность судебного пристава вправе занимать лицо:
Судьи
Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям:
Иногда для расчета стажа может понадобиться предъявление особой документации (приказов, инструкций и тому подобное), которая подтверждает информацию об исполнении лицом определенных обязанностей. Если при установлении юридического стажа возникают спорные моменты, то для разрешения проблемы создается квалификационная судейская коллегия.
Адвокаты
Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее:
Работники МВД
В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:
Стаж по юридической специальности для различных должностей определяется согласно квалификационным требованиям. При выполнении лицом рабочих обязанностей, предполагающих специальное образование, которое не имеет его, приобщение этого стажа к юридическому рассматривается специальной комиссией.
Нюансы исчисления стажа работы, необходимого для приобретения статуса адвоката: разъяснения ФПА
Elnur_ / Depositphotos.com |
Совет ФПА утвердил подготовленное Комиссией по этике и стандартам разъяснение по вопросу о том, должно ли быть засчитано претенденту на присвоение статуса адвоката в стаж работы по юридической специальности время работы в качестве помощника адвоката в период до получения диплома о высшем юридическом образовании при наличии высшего образования по иной специальности/квалификации (Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов РФ (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 11 октября 2021 г.).
Разъяснено, что в стаж работы по юридической специальности лица, для которого высшее юридическое образование не является впервые полученным высшим образованием, включаются периоды работы в должностях, указанных в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в том числе в должности помощника адвоката), как до, так и после получения высшего юридического образования.
Как рассчитать ЮРИДИЧЕСКИЙ стаж?
Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности мне необходимо рассчитать мой ЮРИДИЧЕСКИЙ стаж (комиссия требует ссылки на законы).
Где содержится само определение юридического (специального) стажа работы и порядок его расчета (в каком законе)?
Входит ли в Юр. стаж работа в должности юриста и юрисконсульта в ООО в период ДНЕВНОГО обучения на 3,4,5 курсе института (первое и единственное высшее юридическое)? (Если входит, в каком НПА это написано?).
Входит ли в юр. стаж декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком (до 1,5 и до 3-х лет)?
Заранее всем благодарна за ответы, это очень важно для меня!
Ответы на вопрос:
Полагаю, это установлено специальным законом о том виде деятельности, в котором вы собираетесь работать. Так, например в законе об адвокатской деятельности и адвокатуре даны требования о юридическом стаже, предъявляемые к кандидатам на получение статуса адвоката.
Вот есть вот такое вот, может пригодиться.
Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов.
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
27 декабря 1996 г. N 10 (35)-5
Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.
1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.
Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. N 2; при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 N 263).
2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.
Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.
3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.
4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.
5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.
Можно ли частнопрактикующему юристу стать судьей?
В пункте 5 стаьи 4 ФЗ «О статусе судей» указано, что в стаж работы в области юриспруденции для назначении на должность судьи включается время работы на гос и муниципальной службе, в юридических службах организаций, в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвокатов, нотариусов.
Но в этом списке нет частнопрактикующих юристов, то есть юристов, которые ведут деятельность, как индивидуальные предприниматели. Я работаю юристом 12 лет, хожу все эти годы по судам, и не вижу, честно говоря, отличия между мной, и юристом организации или юристом имеющим, статус адвоката. Хотя я успел поработать и муниципальным служащим и преподавателем юридических дисциплин, но стаж работы в этих сферах не дотягивает до 5 лет.
Более того, теперь когда для участия во многих судах необходимо наличие высшего образования, и доступ для судебного представительства сильно ограничен, не пора ли всем юристам, имеющим опыт работы в качестве юриста, высшее юридическое образование и необходимый стаж, дать возможность стать судьёй?
Для чего вообще нужен этот закрытый перечень юридических профессий только после которых можно стать судей?
Англо-американское договорное право
Авторский курс «Поставка»
Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право
Комментарии (30)
Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1) не предполагает обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти.
Соответствующая компетенция федерального законодателя вытекает прежде всего из статьи 119 Конституции Российской Федерации, предусматривающей помимо общих положений о необходимых для замещения должности судьи минимальном возрасте, образовании и стаже работы по юридической профессии возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Из этого следует, что федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин «дополнительные требования» означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О, от 2 февраля 2006 года N 37-О и от 12 июля 2006 года N 263-О).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» положения статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» изложены в новой редакции. По смыслу оспариваемого заявителем подпункта 1 пункта 5 данной статьи в этой редакции, в стаж, необходимый для назначения на должность судьи, подлежит включению только время работы на соответствующих должностях, требующих высшего юридического образования.
Нормативное установление специального требования о наличии высшего юридического образования для целей исчисления рассматриваемого стажа направлено на обеспечение надлежащего уровня квалификации лиц, являющихся кандидатами на должность судьи, и относится к компетенции федерального законодателя. Оспариваемая норма Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает единое правило для всех кандидатов на должность судьи и не препятствует гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа работы в области юриспруденции. Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе конституционные права заявителя не нарушает.
Определение же того, соответствует ли заявитель требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2028-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбченко Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Если честно, то лично я бы поставил перед обществом следующую дилемму:
— либо граждане, не имеющие юридического образования, не должны нести юридической ответственности за нарушение законодательства, поскольку, не имея юридического образования, они не способны понимать законодательство и, в силу такого непонимания, не могут быть судьями, прокурорами, нотариусами, адвокатами, представителями в судах;
— либо на любые должности, включая судейские, прокурорские, могут назначаться все граждане, независимо от того, имеют они юридическое образование или не имеют.
В противном случае мы получаем ситуацию, при которой:
— с одной стороны, гражданину запрещено быть судьёй, прокурором, нотариусом, адвокатом, представителем в суде, поскольку у него нет юридического образования. То есть, презюмируется, что человек без юридического образования не способен понимать законодательство;
— с другой стороны, граждане, не имеющие юридического образования и, в силу этого, не способные понимать законодательство, привлекаются налево и направо за те или иные нарушения законодательства.
Никакой логики в этом нет.
« Лицо, имеющее высшее юридическое образование, зарегистрированное в качестве ИП, юридечески является предпринимателем. Тако лицо может нанять штат юристов и заниматься организационно-управленчискими функциями, независимо от наличия у него высшего юр. образования. »
То же самое может быть и с начальником юридического отдела в какой-нибудь конторе или на госслужбе, или с собственником (руководителем) юридической конторы.
« Но если хочется в судьи, то нужно заработать тот вид стажа, который достоверно и однозначно покажет членам квалиф. комиссии, что кандидат юрист, а не предприниматель. »
Судя по публикациям, фактически в США кадровый состав тоже формируется только из лиц, которые ранее работали помощниками судей. Институт помощников судей существует там более ста лет – с практики нанимать на эти должности выпускников — отличников юридического факультета Гарвардского университета.
Членам Верховного суда США разрешается иметь четырех помощников; каждому члену апелляци¬онного суда США — трех помощников. У большинства судей Верховного суда Штатов — по два помощника; у членов промежуточной инстанции обычно по одному помощнику, хотя на прак¬тике встречается и по два помощника.