Что входит в тяжелое машиностроение
Тяжёлое машиностроение
Полезное
Смотреть что такое «Тяжёлое машиностроение» в других словарях:
тяжёлый — прил., употр. очень часто Морфология: тяжёл, тяжела, тяжело, тяжелы; тяжелее; нар. тяжело 1. Тяжёлым называют объект, который имеет такую большую массу, что вам трудно или невозможно его поднять или перемещать, носить. Тяжёлый камень, сейф. |… … Толковый словарь Дмитриева
ТЯЖЁЛЫЙ — ТЯЖЁЛЫЙ, ая, ое; ёл, ела. 1. Имеющий большой вес, отягощающий. Т. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжёлая пища (перен.: трудно перевариваемая). Тяжёлое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжёлая рука у кого н.… … Толковый словарь Ожегова
Машиностроение — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Содержание 1 Отрасли машиностроения по группам 1.1 Общее машиностроение … Википедия
Машиностроение — I Машиностроение комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… … Большая советская энциклопедия
Машиностроение — I Машиностроение комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… … Большая советская энциклопедия
Машиностроение Украины — Машиностроение Украины промышленность, совокупность отраслей, в которой производят машины и оборудование для всех промышленностей и отраслей экономики Украины. Промышленность имеет очень сложную структуру. Машиностроение играет очень важную … Википедия
Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
тяжёлый — ая, ое; жёл, жела/, жело/; тяжеле/е; тяжелейший см. тж. тяжело 1) а) Имеющий большой вес, с грузом большого веса (противоп.: лёгкий) Тяжёлый камень. Тяжёлый чемодан. Тяжёлый груз. Т … Словарь многих выражений
Министерство тяжёлого машиностроения СССР — Министерство тяжёлого машиностроения при Совете Министров СССР (Минтяжмаш СССР) … Википедия
Сибирский завод тяжёлого машиностроения — Координаты: 56°00′12″ с. ш. 92°50′15″ в. д. / 56.003333° с. ш. 92.8375° в. д … Википедия
Тяжелое машиностроение
Машиностроение – комплексная отрасль, включающая в себя различные сферы производства. В общем смысле под этим термином следует понимать изготовление различного технологического оборудования, его деталей, машин и механизмов.
Структурно машиностроение входит в комплекс производств обрабатывающей промышленности. Развитие данной отрасли определяет экономический потенциал государства, поскольку выпускаемая продукция используется практически во всех сферах.
Машиностроение предполагает не только выпуск того или иного оборудования и механизмов, но и их проектирование, обеспечение эксплуатации, а также утилизацию. В этой связи данная отрасль требует наличия высокотехнологичного оборудования и квалифицированных кадров как инженерного, так и рабочего профиля.
Машиностроение – неоднородная отрасль и традиционно подразделяется на несколько групп в зависимости от материало- и трудоемкости. Так, выделяют общее, среднее и тяжелое машиностроение. Каждое подразделяется на отдельные направления промышленного производства.
Тяжелое включает в себя следующее:
Отдельно следует выделить энергомашиностроение в качестве подотрасли. На соответствующих предприятиях производится оборудование как для генерации, так и для передачи электроэнергии.
Выпуск продукции данной отрасли характеризуется крайне высокой степенью материалоемкости с относительно небольшой трудоемкостью. Это является принципиальным ее отличием от схожих сфер промышленного производства.
Мировыми лидерами в производстве продукции тяжелого машиностроения признаны следующие государства: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия.
В последние годы отмечается тенденция переноса крупных промышленных производств из развитых государств Северной Америки и Западной Европы в развивающиеся страны Азии и Африки. Это связано с наличием дешевой рабочей силы и близостью необходимого сырья.
Сырьевая база
Тяжелое машиностроение являет собой крайне сложную и обширную систему промышленных производств, специализирующихся на выпуске различного рода продукции. В этой связи здесь используется большое количество разнообразных сырьевых ресурсов. Отдельно следует выделить:
Является основой металлообрабатывающей промышленности в целом. В производстве используются как чистая сталь, так и различные сплавы.
Предприятия тяжелого машиностроения потребляют большое количество алюминия, меди и сплавов с применением легирующих металлов.
Использование различного рода пластмасс, а также иной продукции химической промышленности (сырья и реактивов) находит широкое применение в современном тяжелом машиностроении.
Кроме этого, предприятия отрасли требуют наличия значительного количества энергетических ресурсов.
Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации
Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.
Историческая справка
Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.
До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.
Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.
Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения
Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.
Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.
При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.
Проблемы отрасли
Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.
Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.
Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке.
Перспективы отрасли
Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.
Ведущие игроки отрасли
Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.
Виды отраслей машиностроения, какие входят в состав
Отрасли машиностроения в России — что входит в состав
Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.
Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.
Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:
Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные
Тяжелое машиностроение
Тяжелое машиностроение — это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.
К тяжелому машиностроению относят:
К последнему направлению относится комплекс как энергетического оборудования (энергооборудования), так и коммуникаций (трубопроводов, каналов, линий электропередач) энергоносителей.
Например, котлы паровые и водогрейные, котлы-утилизаторы (котлы-охладители), турбины паровые и газовые, вспомогательное оборудование котельных установок, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины и паровые котлы, блоки разделения воздуха, холодильные установки, нагнетатели (воздуходувки, газодувки и эксгаустеры).
Подъемно-транспортное оборудование — лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты, транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта, грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.
Среднее машиностроение
Среднее машиностроение — группа предприятий, деятельность которых отличается узкой специализацией и широкими связями по кооперативным поставкам.
К среднему машиностроению относятся:
Российское автомобилестроение является ведущей отраслью отечественного машиностроения, которая определяет экономический и социальный уровень развития страны. Предприятия автомобильной промышленности работают во многих регионах России.
Факторы и тенденции, влияющие на российское автомобильное машиностроение:
Общее машиностроение
Общее машиностроение представлено:
Точное машиностроение
Характеристика ведущих отраслей точного машиностроения:
Последнее направление также подразделяется на следующие отрасли: электротехническое промышленное машиностроение, обеспечивающее производство электромашин и энергетического оборудования; бытовая электротехническая промышленность, задача которой — производство бытовых электрических приборов и электрики; кабельная промышленность, занимающаяся производством силовых, измерительных кабелей и проводов.
Точное машиностроение является специфичной областью промышленности, которая требует высококвалифицированных кадров, инвестиций и поддержки передовых достижений конструкторских бюро.
Центры машиностроения в России
Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:
Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:
Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:
Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:
Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:
Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:
Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:
Центры развития точного машиностроения:
Проблемы машиностроительного комплекса России
В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора.
По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.
Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.
После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.
Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.
Современные проблемы машиностроения:
Тяжелое машиностроение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тяжелое машиностроение: сущность и история развития
К тяжелому машиностроению относят:
Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Большинство заводов тяжелого машиностроения имеют значительного размера цеха, располагают большой заготовительной базой для отлива деталей, техникой большой грузоподъемности и т. п.
В дореволюционное время в России тяжелое машиностроение было развито слабо, лишь немногие заводы занимались выпуском подобной продукции. В СССР для развития данного направления были реконструированы, объединены и построены многие новые заводы, что позволило в довольно короткие сроки избавиться от импорта большинства видов оборудования.
Тяжелое машиностроение работает не только для производства оборудования для народного хозяйства России, но и для экспорта продукции за границу.
С развитием металлургической промышленности стало развиваться и тяжелое машиностроение.
До 1917 года заводов, специализирующихся на производстве горного оборудования фактически не было, вся техника поступала из-за границы.
В 1930 году был организован первый завод – Кыштымский механический завод. В годы войны был нанесен немалый урон производству горнодобывающего оборудования. Часть заводов пришлось перенаправить в восточные части страны.
Наиболее крупными центрами изготовления горнодобывающего оборудования считаются Новокузнецк, Кемерово. В Красноярске располагается наиболее крупный завод по производству тяжелых экскаваторов, применяемых при освоении буроугольных месторождений.
Готовые работы на аналогичную тему
Развитие угольного машиностроения начинается с 1924 года, когда был построен ряд заводов. В последующие годы начался активный выпуск буровых станков, шахтных лебедок, оборудования для механизации поверхности шахт и др.
Подъемно-транспортное же оборудование целиком и полностью поставлялось из-за границы. В дальнейшем оно также начало производиться на различных отечественных машиностроительных заводах, ввиду роста спроса на данную продукцию.
Так же к тяжелому машиностроению стоит отнести и дизелестроение, в которое входит производство дизелей судовых, тепловозных, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок и др.
В 19 веке дизелестроение начало свое активное развитие, были созданы дизели стационарного и судового применения. Уже к 1940 году в СССР выпускалось 19 видов дизелей. Был проведен ряд работ по повышению надежности и сроков службы дизелей.
Наряду с этим развивалось и энергетическое машиностроение, налаживался выпуск паровых турбин, генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Конечно же, оно требовало высококвалифицированных кадров, поэтому подобные центры располагались лишь в крупных городах.
Причины кризиса отраслей тяжелого машиностроения
Причин «сонного» состояния данной отрасли довольно много. Одной, весьма немаловажной, является неправильная логистика. Неверное расположение заводов сильно отражается на финансовом состоянии каждой отрасли, так как производитель грузоперевозок диктует свои правила. Гораздо разумнее, к примеру, располагать производство лесозаготовительной техники в Карелии, а собирающей урожай – в Ставропольском крае.
Еще одной проблемой считается отток кадров, так как наличие живой конкуренции требует большого потенциала кадровых ресурсов. За последние 15 лет приток молодых специалистов резко снизился. Многие ученые уезжают на Запад.
Еще одной существенной проблемой можно по праву считать географический разброс предприятий тяжелого машиностроения. Нестабильные цены на нефть, а, следовательно, и на бензин, затрудняют транспортировку продукции тяжелого машиностроения.
Тяжелое машиностроение в нынешнее время
В 2015 году объем рынка тяжелого машиностроения составил 114% к 2014 году, а также увеличилось внутреннее производство на 29%.
Так как от тяжелого машиностроения зависит функционирование сырьевых отраслей, была разработана стратегия его развития. Согласно этой стратегии необходимо повысить конкурентоспособность отрасли путем антикризисной поддержки государства, это в какой-то мере поможет выйти машиностроению из кризисного коллапса.
Одной из проблем тяжелого машиностроения можно считать проигрыш отечественных производителей зарубежным конкурентам по цене и качеству машин. Именно поэтому 80% все еще составляют поставки из зарубежных стран. Так же некоторые высокотехнологические комплектующие не производят на Российских заводах. В итоге за счет таможенных издержек стоимость конечного продукта растет.
Так же в последнее время растет давление со стороны иностранных конкурентов, за счет оказываемой им государственной поддержки.
Из-за кризиса 90-х годов, набор кадров был прекращен на некоторое время, что привело к разрыву в составе конструкторских, технологических и рабочих кадров. К относительно небольшому количеству персонала предъявляются высокие требования.
Продажи в тяжелом машиностроении претерпевают спад из-за недостаточной конкурентоспособности.
В 2008 году был создан комитет по тяжелому машиностроению, чьей задачей является выработка единой позиции в отношении тяжелого машиностроения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что поддержка государства должна быть направлена на решение следующих проблем:
В результате проведения ряда мер, направленных на поддержку развития тяжелого машиностроения, условия для российских производителей должны выровняться относительно зарубежных конкурентов. Так же не стоит оставлять без внимания то, что тяжелое машиностроение является фундаментом обороноспособности России. Так же тяжелое машиностроение важно и для бизнеса.
Обзор машиностроительной отрасли РФ
Первым машиностроительным предприятием Российской империи можно считать санкт-петербургский завод паровых двигателей, начавший работу к 1804 году. В дальнейшем на нём выпускались пароходы и оборудование для железных дорог.
К окончанию XIX века отрасль бурно развивается, запустив в работу 80 % мощностей на территории тогдашней столицы и в Прибалтике. За прошедшие два с лишним столетия, машиностроение России пережило немало взлётов и падений, обусловленных внешними и внутренними политическими событиями. Однако в 2018 году доля его в промышленном производстве страны достигла 12%, что составило 8 трлн. рублей или 128 млрд. долларов.
Структура объёмов выпущенной продукции по отраслевым направлениям в 2018 году
Направление | Объём выпуска |
Изготовление транспортных средств | 56 % |
Выпуск электрооборудования | 12 % |
Остальные подразделения | 32 % |
Несмотря на финансовые затруднения, в 2019 году произошёл значительный прирост машиностроительного производства на 5,1 % по сравнению с предыдущим годом.
Центры машиностроения в России
Машиностроительные центры нашей страны:
Всего отрасль насчитывает 40 000 предприятий, из которых 2 000 – наиболее крупные. Структура машиностроения России включает в себя: 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля.
Состав машиностроительного комплекса
Исторически машиностроительная отрасль включает в себя: тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Эти три направления были созданы в зависимости от потребления энергоресурсов, материалов, трудозатрат. Они продолжают существовать и развиваться под направлением прогресса, вбирая в себя новые направления хозяйственной деятельности.
Тяжёлое и энергетическое
Тяжёлое и энергетическое машиностроение возникло для производства:
Отрасль характеризуется повышенным спросом на сырьевые и энергетические ресурсы при незначительных трудовых затратах (по сравнению с другими направлениями). Для её работы необходимо значительное количество чёрного и цветного металла, пластмассы, электрической энергии и большие производственные площади.
Естественно, что столь ёмкое и громоздкое производство располагается: или вблизи металлургических предприятий, или рядом с потребителями продукции.
Ведущими организациями тяжёлого машиностроения являются:
Предприятия-лидеры на рынке изготовителей энергетического оборудования:
Станкостроение
Системообразующая отрасль машиностроения. Основным назначением которой, является производство станков и иного оборудования для обработки разнообразных материалов. К ним относятся: металлы, древесина, пластмассы, минералы.
Кроме станочного парка, отрасль производит:
В настоящее время станкостроение России значительно уступает свои позиции ведущим мировым производителям, лидером среди которых является Китай. Хотя, в последние годы, в связи с рядом политических событий и возрождением военно-промышленного комплекса, появились предпосылки некоторого возрождения отрасли.
Предприятия станкостроительного комплекса можно условно разделить на три группы:
Есть и четвёртое направление – современные предприятия оборонно-промышленного комплекса, базирующиеся на новых перспективных технологиях.
Однако, серьёзных оснований для интенсивного развития отрасли, пока нет. Имеются локальные инвестиционные планы, открываются новые производства, частично модернизируется оборудование. Но принципиальные «прорывные» направления, способные выдвинуть на мировой рынок достойную продукцию, отсутствуют. Более того, претерпел изменения сам принцип формирования отрасли, разделившейся на ряд подразделения, в дальнейшем интегрирующийся под конкретного заказчика, желающего получить определённое количество изделий одной марки.
Крупнейшими игроками станкостроительной отрасли (насчитывающей более 100 действующих предприятий) современной России являются:
Транспортное
Транспортное машиностроение в соответствии с мировой классификацией включает в себя: авиастроение, судостроение, вагоностроение, локомотивостроение, производство автомобилей и подъёмно-транспортной техники. Понятно, что столь широкая отрасль, существующая более двух столетий в России, подразделяется на ряд подотраслей, имеющих в своём распоряжении широкую научно-производственную базу. Десятая часть трудоспособного населения страны работает на предприятиях транспортного машиностроения.
Распоряжением Совета Министров РФ за № 1756-р от 17 августа 2017 года, введена в действие дальнейшая стратегическая развития транспортного машиностроения (подразумевается рельсовый транспорт) на период до 2030 года. Воплощение её в жизнь позволит:
Реализация программы возлагается на 500 предприятий, лидерами среди которых являются:
Прошедший 2019 год для железнодорожного машиностроения был рекордным: объём отгрузки вырос на 12,4 %; производство путевой техники увеличилось на 77,6 %; локомотивов на 56,6 %; моторвагонов на 19,3 %.
Ведущее место среди отраслей транспортного машиностроения занимает производство автомобилей. Доля персонала, задействованного в этой отрасли, составляет 13 % от общего количества машиностроителей.
Предприятиями автопрома в 2019 году было произведено 1,72 млн. автотехнических изделий (в 2018 году – 1 770 545). Причём, почти половина выпущенных автомашин была произведена на предприятиях:
Наша страна обладает большим количеством рек и озёр, её побережья омывает множество морей. Издревле, водные пути были лучшими транспортными артериями для торговли и путешествий. И сегодня они не потеряли своей актуальности.
Не смотря на достаточно жёсткую конкуренцию, российское судостроение, представленное 4000 предприятий, не сдаёт своих позиций. В период с 2010 по 2018 год ежегодное производство судов составляло:
По утверждениям аналитиков, именно судостроение может стать локомотивом, выводящим страну на передовые рубежи высокотехнологичного производства. Крупнейшие предприятия этой отрасли расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Волгограде, Тюмени, Калининградской и Амурской областях.
Одно из направлений транспортного машиностроения – это специализированная грузоподъёмная автотранспортная техника, играющая очень важную роль в любой отрасли народного хозяйства. Она производится:
Авиационная промышленность
Одна из важнейших отраслей народного хозяйства, производящая ежегодно, порядка:
В последние годы этот список пополнили беспилотные летательные аппараты. Необходимо также отметить многофункциональность изготовляемой продукции, осуществляющей не только перевозки пассажиров и грузов, но и тушащей лесные пожары, выполняющей монтаж сложных строительных конструкций, оказывающей крупномасштабную санитарно-медицинскую помощь.
Однако в 2019 году произошло значительное снижение объёмов выпуска самолётов.
Статистика самолётостроения в России в 2017÷2019 годах
Год | Получили | |
ВВС (шт.) | Гражданская авиация (шт.) | |
2017 | 49 | 41 |
2018 | 50 | 38 |
2019 | 23 | 20 |
На сегодня авиационная промышленность нашего государства представлена 214 производственными и научно-исследовательскими организациями, структурно объединёнными в «Объединённую авиастроительную корпорацию» и «Оборонпром». Крупнейшие заводы отрасли расположены в городах:
Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение
Отрасль, начало которой было заложено на заре XIXвека в Великобритании, продолжает существовать и развиваться. Что для России, имеющей гигантский аграрный потенциал, является вполне закономерным.
Сегодня в арсенале продукции, выпускаемой сельскохозяйственными машиностроителями, имеются:
Последние пять лет отрасль демонстрирует стабильный рост производства, правда сильно пострадавший от отсутствия финансирования во втором полугодии 2019 года. Первое полугодие характеризовалось выпускомследующих основных позиций сельхозтехники:
Однако сохраняется сильная зависимость от импорта, прежде всего из Белоруссии и Украины, где в своё время были заложены основные предприятия отрасли. Достойную конкуренцию им составляют:
Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности
Удовлетворение самых насущных потребностей населения невозможно без широкой технологической базы соответствующих производственных направлений. Эта сфера машиностроения отвечает за выпуск оборудования для предприятий:
В настоящее время в отрасли задействовано около 60 предприятий, производящих специализированную и бытовую технику. Среди них выделятся:
Анализ последних лет показывает, что отрасль работает крайне нестабильно. Некоторые важные направления свёрнуты. Для преодоления проблем лёгкого и пищевого машиностроения, Правительством России утверждена «Стратегия развития» отрасли на период до 2030 года, предусматривающая трёхкратное увеличение объёмов выпуска продукции.
Точное машиностроение
Самая наукоёмкая отрасль машиностроения, работающая в условиях жесточайшей конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. Причём она отличается достаточно широким разнообразием. В списке отраслей точного машиностроения:
Специфика точного машиностроения требует высочайшего уровня специализации, интегрированного в мировую экономику. За передовыми достижениями обычно стоят передовые конструкторские бюро. Поэтому закономерно, что центрами развития отрасли стали:
В настоящее время в России действуют 167 приборостроительных заводов, 154 производителя радиоэлектронной аппаратуры, 123 предприятия «Росэлектроники»;выпускаются 40 тысяч наименований электротехнической промышленности; работает 101 производитель кабельной продукции.
Значение машиностроения
Переоценить роль машиностроения в экономике страны невозможно. Именно оно обеспечивает:
Без машиностроения сегодня не может существовать какая-либо материальная сфера деятельности человека. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все отрасли экономики, формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, служит крупнейшей областью внедрению достижений научно-технического прогресса, открывает перспективы освоения космического пространства.
Развитие машиностроения является фактором экономического благосостояния государства, определяющим его позицию на мировой политической арене. Не удивительно, что такие страны как США и Китай являются лидерами современной мировой машиностроительной отрасли, производящей 3 млн. видов изделий.
Проблемы машиностроительного комплекса России
Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:
Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.