Что входит в третий этап учебной комбинации

Методика составления и обучения комбинации в аэробике

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность студентовПримечание
1. Создание проблемной ситуацииНачинающему учителю – тренеру обычно затруднительно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуре урока в аэробике.

— Какими умениями и навыками должен овладеть учитель-тренер, чтобы не испытывать трудностей при составлении и обучении аэробным связкам?Называют умения:

— составлять связки, придерживаясь ритма музыкального сопровождения;

— подбирают метод обучения в зависимости от поставленной задачи, части занятия и состава группы;

— составлять связки, придерживаясь структуры того или иного метода составления.2. Постановка учебной задачиОбобщаю ответы обучающихся:

— Таким образом, чтобы учителю составить аэробную связку необходимо придерживаться ритма музыкального сопровождения, знать методы обучения, их структуру, а так же пути конструирования комбинаций.

— Скажите, какой будет тема учебного занятия?

— Какова цель?— Методика составления учебных комбинаций

— Научиться составлять и обучать занимающихся комбинации используя один из методов обученияНа доске фиксируются ответы студентов

На доске фиксируется тема: Методика составления и обучения комбинации в аэробике3. Планирование— Давайте попробуем с вами составить план нашей деятельности, чтобы научиться составлять и обучать занимающихся комбинации в аэробикеПредлагают пункты плана и их последовательностьНа доске появляется запись:

1. Этапы составления комбинации

2. Пути конструирования комбинаций

3. Составление комбинации

4. Обучение занимающихся комбинации на 32 счета4. Реализация плана1-вариант: Преподаватель читает лекцию в соответствии с составленным планом (п.1 и 2.).

2-вариант: организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся.Слушают информацию, фиксируют основноеЗадание 1.

Каждой группе предлагается свой метод:

— от “головы к хвосту”;

— метод музыкальной интерпретации;

— метод блоков.Задание 2.

— Какой следующий пункт плана?

— Что необходимо учитывать учителю при создании и обучении комбинации?Обучение занимающихся комбинации на 32 счета.

Учитель должен учитывать:

— должен учитывать размер зала, чтобы не стеснять и не ограничивать пространственное передвижение занимающихся;

— придерживаться структуры того или иного метода составления, а также ритма музыкального сопровождения;

— зеркально демонстрировать аэробные связки;

— выполнять связки симметрично в обе стороны.Организую самостоятельную работуРазучивают составленные ранее комбинации, в группах придерживаясь структуры того или иного метода составления и с музыкальным сопровождениемСтуденты расходятся по спортивному залу.

Работают в группах, выполняя практическое заданиеПрезентация комбинацииВыполняют поточно комбинации под музыкальное сопровождениеВсе студенты объединяются в одну группу, располагаясь таким образом, чтобы каждая подгруппа находилась на одной линии5. Организация контроля— Какова тема учебного занятия?

— Все ли пункты плана нами раскрыты?

— Смогли ли Вы на начальном этапе научиться составлять связки?Отвечают на вопросыПредлагаю провести соответствие пунктов плана и пути его реализации студентами6. Организация рефлексии— Какие профессиональные компетенции оказались востребованными в ходе занятия?

— Какие профессиональные проблемы Вы можете решать с помощью сегодняшнего занятия?

— Какие личностные и профессиональные приращения у Вас произошли?

Источник

Методика создания комбинаций в аэробике

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинацииЧто входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

на тему: «Методика создания комбинаций в аэробике»

Студент 221 группы

Кубрак Галина Михайловна

При составлении и обучении аэробным связкам тренер должен уметь:

1. Составлять связки, придерживаясь структуры того или иного метода составления, а также ритма музыкального сопровождения.

2. Составлять связки с учетом размеров зала, подготовленности занимающихся и других частных условий.

3. Зеркально демонстрировать аэробные связки, а также выполнять их симметрично в обе стороны.

4. Подбирать тот или иной метод обучения в зависимости от поставленной задачи, части занятия и состава группы.

5. Пользоваться различными методическими приемами для усложнения условий выполнения.

Тренер-инструктор по аэробике должен создавать комбинации с учётом размеров зала (площадки), чтобы не стеснять и не ограничивать пространственное передвижение занимающихся. При этом надо учитывать возможность перемещения при выполнении комбинации с правой и левой ноги. Несоблюдение данного правила может привести к помехам и даже травмам.

Основой хореографии оздоровительной аэробики является элемент. Напомним, что элемент-это наименьшее, но, вместе стем, вполне законченное двигательное действие, имеющее определённую структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Координационное усложнение за счёт различного рода сочетаний движений рук и ног, изменение темпа и ритмического рисунка движения, смена ракурса и направления в перемещении создают модификации элементов. Основные элементы и их модификации могут входить в соединения, при этом большое значение имеет логический переход от одного движения к другому. Несколько соединений определяют и составляют комбинацию, а затем и связку или комплекс (рис. 3).

Элементы могут образовывать соединения, в которых важное значение имеет логический переход от одного движения к другому, при этом соблюдаются следующие правила:

•завершающая фаза двигательного действия предыдущего упражнения должна соответствовать начальному последующего;

• переход от одного элемента к другому осуществляется со свободной ноги;

• начальная фаза движения выполняется в плоскости, в которой завершилось предыдущее.

Двигательные действия (элемент)

Упражнение из нескольких двигательных действий (модификация)

Рис. 3. Содержание аэробного комплекса упражнений

Этапы составления комбинаций

Начинающему тренеру-инструктору обычно затруднительно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуре урока в аэробике. Такая неуверенность возникает у него, естественно, от недостатка педагогических знаний и умений, практического опыта. Поэтому сначала надо пользоваться теми комбинированными приёмами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой, изучал на курсах, семинарах или разучивал по видео.

В создании комбинаций выделяются два направления: регламентированный и свободный методы.

Регламентированный (структурный) метод. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов.

От музыки будет зависеть темп выполнения, характер, эмоциональное воздействие на занимающихся.

Иногда тренер идёт и другим путём. Сначала, случайно или целенаправленно, в результате поиска и прослушивания множества дисков находится музыка, которая вдохновляет на создание комбинации, а затем подбираются движения. На практике обычно используют оба способа.

2 Basic step = 8 счётов + 2 Step cross = 8 счётов + Mambo = 4 счёта + Pivot = 4 счёта + 2 Kick ball Change = 4 счета + Repeat 2 Curl = 4 счета (смена ноги) Комбинация = 32 счёта

Можно использовать и видеозапись с последующим просмотром и анализом. На этом же этапе инструктор запоминает составленную композицию и доводит её до исполнения на хорошем техническом и эмоционально-выразительном уровне.

Свободный метод. Выше мы говорили о системе создания жёстко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий. Данный стиль требует высокого уровня подготовленности инструктора-тренера. Он должен обладать высокой двигательной эрудицией, большим опытом работы, музыкальностью. К тому же инструктор обязан владеть педагогическими приёмами управления группой.

Для тренера важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся правильной технике. Поэтому проблема правильного обучения в аэробике актуальна при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.

Сложность задачи возрастает из-за того, что в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать зал 2-3 раза в неделю, при этом стремятся как можно быстрее достичь желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому, в отличие от спорта высших достижений, обучение происходит, что называется, «на ходу», на основе принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру. Он должен лаконично и чётко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправлить их. Разъяснения по разучиванию и замечания тренер обязан делать в тактичной и доходчивой форме.

Большое значение в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.

При выполнении V-шага, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперёд с правой ноги, тренер — также вперёд, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами.

Например, шаг вперёд с поворотом кругом, тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к группе.

Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации. И обязательно выполнять комбинацию в обе стороны.

Условно можно выделить несколько методов создания комбинаций:

метод линейной прогрессии;

метод от «головы к хвосту»;

метод музыкальной интерпретации;

При линейном методе сначала многократно повторяется тот или иной элемент ногами (например, приставной шаг), затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно усложнять элемент за счёт изменения направления, темпа и т. п. Далее переходят к другому элементу. Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Например: V-step выполняем четыре раза с правой, затем добавляем движения руками, после переходим к выполнению Mambo. к V-step уже не возвращаясь и т. д. Такое построение вполне доступно начинающим и при определённой продолжительности оказывает хороший эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, т. е. соблюдается достаточная аэробная нагрузка. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач (рис. 4).

1. Линейный метод обучения.

2. Метод обучения – сложение.

3. Метод обучения музыкальная интерпретация.

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняется как стихи к песне. При повторении музыкальной темы (например, вариации куплета) повторяется ранее выполненное упражнение, в которое вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

4. Метод обучения – усложнение.

Метод усложнения. Так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения.

1. Изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый).

3. Ввод новых движений в ранее изученное упражнение (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед).

4. Изменение техники выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком).

5. Изменение направления движения (какой-то одной части тела или перемещения в пространстве)

Из стороны в сторону

Вперед, назад и в стороны

6. Изменение амплитуды движения.

7. Если разучивание упражнения содержит несколько одновременных движений разными частями тела (например, руками и ногами), то наиболее часто используемым приемом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнения упражнений.

Применение метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

5. Метод блочного обучения

Метод деления проводится в соединении двух элементов, каждый из которых выполняется определенное количество раз (не нарушая правила музыкального квадрата), затем делится пополам и выполняется, далее снова делится до необходимого количества повторов в комбинации. Например, 8 V-step + 8 Mambo выполнить два повторения, затем разделить пополам. 4 V-step + 4 Mambo выполнить четыре повторения, затем разделить пополам. 2 V-step + 2 Mambo выполнить два повторения, затем разделить пополам. V-step + Mambo выполнить два финальных повторения.

Между отдельными комбинациями исключаются паузы, они заполняются простейшими элементами, например, небольшими пружинными приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый «холдинг паттерн», позволяет сохранять нагрузочность занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.

Источник

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Оглавление

Глава 4. Проведение занятий по хореографии в оздоровительной аэробике

4.1. РАБОЧИЕ ПОНЯТИЯ

При разработке технологии преподавания объективной необходимостью является уточнение содержания основных теоретических понятий, используемых при ее проведении.

В первую очередь это касается отражения наиболее существенных аспектов избранной проблемы, что очень важно в связи с существующей до сих пор в литературе неоднозначностью трактовок и подходов к дефинициям различных понятий [4, 7, 19, 20, 22, 26, 27, 30, 31, 32, 57, 84, 100, 101].

Искусство — художественное творчество (в том числе танец) и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Педагогическое мастерство — способность педагога творчески использовать профессиональные теоретические и методические знания, умения и навыки применительно к конкретному контингенту обучаемых и моменту обучения в сочетании с умением организовать на должном уровне процесс педагогического общения.

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата между педагогом и учащимся.

Профессиональная физическая культура спортивного педагога — компонент физической культуры личности специалиста, позволяющий на базе овладения необходимым арсеналом средств и методов физической культуры осуществлять профессиональную деятельность с высокой эффективностью.

Танец — вид искусства, в котором средства создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика, т. е. с точки зрения пространственно-временных своих характеристик — это вид искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз, тогда как в содержательном плане — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя либо зрелищного эффекта, достигаемых путем жестов, имитации, ритмической смены поз и па, некоего образного языка, способного передавать эмоциональное состояние человека.

Танец классический — исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщенной трактовки сценического образа.

Танец народный — один из видов народного творчества, конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Танец спортивный — вид спорта, возникший на базе бальных танцев, использующий средства танцевального искусства как основу для организации соревновательной деятельности.

Танцевальная композиция — охватывает все произведение целиком. Отличается единством, цельностью и завершенностью сложной формы, в которой значимы соотношения и взаимное расположение составных частей, соподчиненность отдельных элементов. Композиция состоит из танцевальных фигур и призвана способствовать полному развертыванию эмоционально-смыслового содержания.

Танцевальная фигура — часть танца, состоящая из нескольких танцевальных движений и по длительности соответствующая одному или нескольким музыкальным предложениям. Имеет смысловую законченность и является единицей танцевального содержания. Структурными признаками танцевальной фигуры обычно являются симметричность, репризность исполняемых движений, четкие границы.

Танцевальное движение — относительно завершенная структурная единица танца, включающая совокупность некоторых кинем и танцевальных мотивов, метроритмически связанных в единое целое.

Танцевальный мотив — органическая совокупность нескольких кинем, объединенных ритмом, отдельное, целостное по смыслу движение.

Хореография — первоначально запись танца, затем искусство сочетания танца, балета XIX—XX вв., танцевальное искусство в целом.

Эстетический вкус — способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства.

4.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В АЭРОБИКЕ

Как мы отмечали выше, под хореографией понимается все то, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового (салонного), джазового, модерн и др. В течение 20 лет истории развития аэробики произошел отбор и некоторая модернизация основных средств из области танцев и гимнастики, сложилась достаточно стройная система их применения. Традиционно сложившаяся система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».

Прежде чем перейти к закономерностям и принципам построения хореографии в аэробике, остановимся подробнее на ее структурных компонентах. Возможно выстроить следующую иерархическую структуру, исходным в которой является элемент. Напомним, что элемент — это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий.

В аэробике выделяются несколько путей создания разновидностей элементов, позволяющих разнообразить средства, изменять нагрузочность упражнений:

4.3. МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ СОЕДИНЕНИЙ И КОМБИНАЦИЙ

Условно можно выделить несколько методов создания соединений и комбинаций:

Такое построение вполне доступно начинающим и оказывает при определенной длительности хороший эффект на сердечнососудистую и дыхательную системы, т. е. соблюдается достаточная аэробная нагрузка. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.

Метод от «головы» до «хвоста». Здесь мы имеет дело с соединениями, при этом соединение составляется всегда из двух упражнений. Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение «А», затем «Б», вновь возвращаемся к упражнению «А» и соединяем его с упражнением «Б». Каждое упражнение повторяется многократно. Разучивается новое движение — «В» Затем следует тренировка соединения «Б — В» (упражнение «А» не повторяется), далее следующее — «Г» и т. д.

Метод «зиг-заг». При этом методе используются комбинации из различных элементов, поэтому он применяется в тех случаях, когда занимающимися освоены отдельные элементы и соединения. Применение данного метода требует концентрации внимания занимающихся и достаточной подготовленности в плане координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:

Следующая методика, которую использует тренер, — методика сложения.

В отличие от предыдущей методики в комбинации повторяются не отдельные упражнения, а соединения их.

Возможно составление комбинации из нескольких, обычно 4—8, элементов. И, наконец, так называемый «блок-метод», который является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии в аэробике.

Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов (на 32 счета или более). Возможно продолжить комбинацию, добавив элементы «Ж», «З», и т. д.

Проведение занятий по методу сложения и «блок-методу» является наиболее сложным среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наиболее простых методов, начиная с линейного.

Между отдельными комбинациями исключаются паузы, они заполняются простейшими элементами, например небольшими пружинными приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый «холдинг патерн» (Holding Pattern), позволяет сохранять нагрузочность занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.

4.3.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА КОМБИНАЦИЙ

Остановимся подробнее на различных вариантах «внутреннего » построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием элементов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством повторений их.

Классический вариант «блок-метода» показан ниже:

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

Другой вариант строится по принципу перевернутой пирамиды:

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

Широко применяется вариант двойной перевернутой пирамиды:

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

Ниже представлен вариант разнонаправленных пирамид:

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

4.3.2. КОМПОЗИЦИЯ КОМБИНАЦИЙ И ПРОСТРАНСТВО

Тренер-инструктор по аэробике должен создавать комбинации с учетом размеров зала (площадки), чтобы не стеснить и не ограничить пространственное передвижение занимающихся. При этом надо учитывать возможность перемещения при выполнении комбинации с правой и левой ноги. Несоблюдение данного правила может привести к помехам и даже травмам.

В аэробике можно использовать деление пространства при помощи специальной схемы, составленной в балете В.И. Степановой и усовершенствованной А. Я. Вагановой [84].

Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть фото Что входит в третий этап учебной комбинации. Смотреть картинку Что входит в третий этап учебной комбинации. Картинка про Что входит в третий этап учебной комбинации. Фото Что входит в третий этап учебной комбинации

Немаловажное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.

Возможно использование следующих видов построений:

4.3.3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ КОМБИНАЦИЙ

Начинающему тренеру-инструктору обычно затруднительно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность возникает у него, естественно, от недостатка педагогических знаний и умений, практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой, изучал на конвенциях, курсах, семинарах или разучивал по видео.

Возможно выделить два направления в создании комбинаций: регламентированный вариант и свободный стиль.

Регламентированный вариант. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап — подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам — с другой. Так, например, для «продвинутых» можно отобрать 8—10 основных элементов. В зависимости от места комбинации в уроке (в подготовительной части или в основной — аэробно-пиковой) продумать характер выполнения элементов, а именно: в «опорной технике» — на шагах или «безопорной» — с подскоками и скачками; другими словами, степень нагрузочности элементов по координации и функциональному воздействию на кардиореспираторную систему (Low impact или High impact).

Второй этап — выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии. От музыки будет зависеть темп выполнения, характер, эмоциональное воздействие на занимающихся. Иногда тренер идет и другим путем. Сначала случайно или целенаправленно в результате поиска и прослушивания множества дисков находится музыка, которая вдохновляет на создание комбинации, а затем подбираются движения. На практике мы сталкиваемся с обоими способами.

Третий этап — непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов (на 32, 64 счета и т. п.) с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета, как, например, Step touch, а другие, как V-step, — на 4 счета. Ниже приводится «расклад» движений в комбинации по счетам:

2 Grapevines = 8 счетов
+ 4 Step touch = 8 счетов
+ 2 V-Step = 8 счетов
+ 4 Jamping Jaks = 8 счетов
Комбинация = 32 счета

Можно использовать видеозапись с последующим просмотром и анализом. На этом же этапе инструктор запоминает составленную композицию и доводит ее до исполнения на хорошем техническом и эмоционально-выразительном уровне.

Четвертый этап — выбор методики обучения комбинации (метод сложения или «блок-метод») и «разложения» комбинации по обучающей методике.

Пятый, завершающий этап — выполнение полной программы по освоению комбинации с контролем за частотой сердечных сокращений (пальпаторно или, лучше, с помощью регистратора пульса) для ориентировочной оценки физиологической нагрузочности программы.

Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений, быть может, интересными и эффектными с точки зрения «балетмейстерской» изобретательности, пригодными для демонстрации на различного рода конвенциях, но неприемлемыми для повседневных занятий в оздоровительных фитнесс-клубах. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.

Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий. Данный стиль требует высокого уровня подготовленности инструктора-тренера по следующим параметрам:

На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, «увязанная» с музыкой программа и свободный стиль.

4.4. МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Как и в любом спорте, при любой деятельности, связанной с двигательной активностью, в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с проблемой обучения. Для тренера по аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и умение научить занимающихся правильной технике. В связи с этим проблема правильного обучения, несомненно, актуальна в аэробике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.

Сложность задачи возрастает, так как в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать занятия не более 2-3 раз в неделю, при этом они хотят как можно быстрее достичь желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, а также получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому в отличие от спорта высоких достижений, обучение происходит, что называется, на ходу, с сохранением принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру: умение лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения по разучиванию и замечания тренер должен делать в тактичной и доходчивой форме.

Итак, напомним основные методы и принципы обучения. Как и в спорте, в аэробике применяются два метода обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности, разучиваются целостным методом. А вот различного рода «добавки» в виде движений руками требует уже расчленения. Сначала разучиваются движения ногами, затем руками, и лишь после выполняется целостное двигательное действие. Расчлененный метод применяется также при разучивании различных танцевальных сложных для координации движений.

Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим, а комбинации слагаться из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов.

Методические приемы. В качестве основных методических приемов обучения хореографии выступают следующие:

Оперативный комментарий и пояснение. В процессе проведения занятия большое значение имеют указания, которые дает тренер в ходе выполнения упражнений. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут оперативно представить собственные действия. При этом указания включают моменты, что и как делать (название движения, основные моменты техники, направление, подсчет и т. д.), включая исправление более или менее грубых ошибок, внося коррекцию и тем самым применяя принцип обратной связи, сохраняя при этом поточный метод проведения упражнений.

Объяснять надо в доступной, понятной форме, учитывая интеллектуальный средний уровень занимающихся в группе.

Визуальное управление группой. Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробики.

Обычно визуальное управление используется вместе со словесными указаниями. Например, показывается направление движения с пояснением, что делать. Система оперативного комментария, пояснения и визуального управления группой должна быть четкой, уверенной.

Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, в особенности при проведении силовых упражнений в партере и с различного рода амортизаторами, отягощениями.

К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен подчеркивать своими движениями моменты расслабления, напряжения, характер танцевальных элементов и т. п. Важное значение имеет мимика. Невозможно проводить занятия при выражении недовольства, раздражительности, усталости на лице.

Музыка как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на занимающихся аэробикой в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка.

Важным методическим приемом является и изменение темпа выполнения хореографических движений: можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента, соединения или целой комбинации. Если в начале изучения нового хореографического материала темп будет слишком быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его, что, в свою очередь, может привести к раздражению, развить комплекс неспособности к данному роду двигательной активности. Часто это может быть причиной потери клиента для клуба, и виной будет являться не собственно программа занятий, а неквалифицированность тренера-инструктора. Поэтому «поспешать надо медленно».

Слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся. Не забывайте о принципе «золотой середины».

Нельзя требовать сразу от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировки в пространстве, а затем вносите эмоциональность, раскрепощенность, выразительность.

Огромную помощь в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать с действиями тренера. Поэтому так важно оборудовать залы для аэробики зеркалами. Наличие зеркал в залах для проведения аэробики не только исполняет функции дизайна, но и является важным для обучения, технически правильного выполнения упражнений, для персонального контакта, коммуникации с занимающимися спортом.

Однако длительное проведение упражнений спиной к занимающимся может вызвать отрицательную реакцию у некоторых людей. Поэтому тогда, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении. Ниже на отдельных примерах раскрывается принцип «зеркального» показа:

Принципы «зеркального» показа

Однако существует и исключение из правил. Например, при выполнении V-шага, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами, например шаг вперед с поворотом кругом, тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к группе.

Симметричное обучение. Необходимо помнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоническому развитию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *