Что входит в техническую подготовку к переговорам

Техническая подготовка к переговорам.

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Техническая подготовка включает следующие элементы:

а) выбор места, времени и состава участников;

б) информационные материалы и другие реквизиты для переговоров;

г) организационные моменты переговоров и ответственность.

Рассмотрим эти составляющие подробнее.

Выбор места, времени и состава участников

При проведении переговоров на своей территории вы получае­те дополнительные преимущества перед партнером: вы определя­ете режим и обстановку во время переговоров; у вас появляется возможность использования дополнительных приемов воздей­ствия: понижение статуса оппонента, ограничение доступа к ин­формации, манипулирование его временем, смена команды во время переговоров и т.д. Переговоры на территории оппонента обычно проводят, если их результат зависит в большей степени от решения оппонента.

Существуют определенные преимущества при проведении пе­реговоров — на своей территории или территории партнера (табл. 2.4).

Может быть выбрано также нейтральное место для проведения встречи — при наличии конфликта между партнерами. При выборе состава участников переговоров желательно:

1) сформировать команду, по численности равноценную про­тивоположной стороне;

2) определить каждому участнику переговоров конкретное за­дание;

3) заранее разработать условные знаки для различных ситуаций на переговорах;

разделить большую команду на 2—3 человека при обсужде­нии проблем, возникающих в ходе переговоров.

Источник

Ведение переговоров

Искусство эффективных переговоров: советы от профи

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Без коммуникаций не обходится ни один бизнес. Известные бизнес-тренеры и предприниматели Павел Кочкин, Андрей Баранов и Леонид Бугаев — о том, как правильно подготовиться к важной встрече и донести свои желания до собеседника.

Павел Кочкин, бизнес-тренер, специалист в области поиска собственного предназначения

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорамSelf-awareness, или Познай себя

Прежде всего, поймите свои интересы: чего вы хотите от этих переговоров, какова ваша позиция? Необходимо определить критерий, на основании которого вы будете измерять эффективность переговоров. Поймите цель ведения переговоров и вашу позицию относительно предмета обсуждения.

Self-management, или Управляй собой

Иногда мы нервничаем и некорректно ведем себя на переговорах. Предварительная подготовка позволит лучше чувствовать себя непосредственно на самих переговорах. Подготовка в моем понимании: хорошо выспаться, поесть и приехать заранее, чтобы пообщаться с людьми, которые знают, чего можно ожидать от ведения переговоров.
Дышите ровно и расслабьтесь, это позволит вам быть эффективным на переговорах. И не стесняйтесь сделать паузу, чтобы глубоко вздохнуть и распрямить плечи.

Social Awareness, или Познай собеседника

Перед переговорами нужно познакомиться с будущими оппонентами: на что они откликаются, к чему они предрасположены, какие у них задачи и рабочие инструменты. Знание собеседника позволит лучше провести переговоры.

Однажды я нанимал на работу сотрудницу, которая в деталях рассказала, как она любит лепить из полимерной глины. По мере ее рассказа я наблюдал, как расширяются глаза моего партнера: оказалось, что его жена тоже увлекается лепкой из полимерной глины, о чем он ей сообщил. Тогда женщина достала из сумочки небольшую фигурку, которую она сама сделала, и попросила партнера передать ее своей жене в качестве подарка. Как вы понимаете, она была принята на работу, при этом единственное, чем она ярко выделилась — это хорошей подготовкой. Оказалось, в социальных сетях она посмотрела наши страницы и страницы жен и соответствующим образом подготовилась к встрече.

Social Management, или Управляй собеседником

Хотели бы вы, чтобы вами (как собеседником) управляли, или же вы сами хотите управлять беседой? Большая часть людей, как ни странно, хотят, чтобы ими управляли.

Управлять собеседником несложно. Когда мы вступаем в переговоры с ребенком с целью, например, накормить кашей, то частенько используем манипуляции: «Съешь ложечку за маму, за папу и т д.». Любой родитель знает: когда ребенок начинает капризничать и плакать, нужно сменить тему разговора, отвлечь его внимание от проблемы. При ведении переговоров все эти манипуляции тоже работают и довольно естественны, относитесь к ним с удовольствием и управляйте беседой, потому что оставить переговоры без управления — это не лучший вариант.

Андрей Баранов, директор Newmann Bauer marketing group, маркетолог, практический философ, психолог

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорамПрежде всего, следует предварительно собрать данные о собеседнике: поищите его в соцсетях, посмотрите, какие отзывы он оставляет, о чем пишет, чем интересуется, какие у него друзья, чем они увлекаются. Если профиля в соцсети нет, воспользуйтесь сайтом компании. Посмотрите, в каком районе находится офис, прикиньте размер компании и возможную стоимость аренды.

Уясните собственную цель переговоров: что хотите получить, на какие уступки вы готовы пойти и почему. Переговоры — это не отношения между людьми, а деловой разговор. Избегайте эмоциональных оценок и перехода на личности.

Для меня пол оппонента не важен. Если мне необходимо достигнуть цели, то нет разницы — мужчина передо мной или женщина. Но на этом вполне можно сыграть, например: «Я сам мужчина, за мужчин и говорю, а как еще?». В любом случае соглашайтесь, люди это любят. Обязательно скажите: «Я с вами полностью согласен». А дальше можете добавить свое «но».

Наконец, самое главное: никаким из возможных способов не выражайте негатив. Только когда переговоры касаются долгов или невыполнения обязательств перед вами. Но даже в этих случаях помните: переговоры — это деловой разговор, а не отношения между людьми.

Леонид Бугаев, креативный директор Nordic Agency AB

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорамРезультат эффективных переговоров — полное выполнение поставленных целей и задач. Поэтому следует четко сформулировать, что вы хотите получить. Огромное количество людей, приезжающих на встречи, не могут озвучить собственные задачи. Я бы советовал формализовать цели по принципу SMART. Четко прописывайте, как вы хотите добиться соглашения: ударить по рукам на встрече, подписать договор или в следующий четверг набросать все на бумаге.

Также я рекомендую выбрать блок времени для подготовки. Время должно быть сопоставимо с тем, что вы планируете провести на встрече. Например, к двухчасовой встрече следует также готовиться два часа.

Как подготовиться: узнать больше о собеседниках и об их позиции. Сейчас все это можно извлечь из интернета. Найдите там лицо, принимающее решение, а также постарайтесь прочертить возможные иерархические связи между разными сотрудниками компании-оппонента. Не забудьте о «серых кардиналах», которые не сразу появляются на горизонте. В построенных графиках важно понять, где технические специалисты, где руководители, кто может накладывать вето на распределение финансов.

Помните, что каким бы крупным не был ваш потенциальный партнер, в любой компании все решают люди. Даже в сфере B2B надо знать оппонента в лицо: кто он, что любит, какие у него увлечения. Особенно важно это в работе с госструктурами.

Кроме людей, неплохо было бы понимать общие процедуры в компаниях. Как они выбирают себе подрядчиков, как проводят тендеры. Наше агентство работает с очень большими заказчиками, и, естественно, мы вынуждены подстраиваться под их политики и процедуры.

Резюме

Шаг №1

Найдите время на выполнение домашней работы: проведите исследование принимающей стороны, правила работы компании, интересы людей.

Шаг №2

Постройте карту взаимодействия людей в рамках отдела или в рамках компании. Поймите корпоративные связи, выясните, кто принимает финальное решение.

Шаг №3

Используйте нетворкинг. Даже в крупном бизнесе найдите, с кем можно построить отношения.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Технический квадрант подготовки к переговорам

Переговоры — это живой и динамичный процесс коммуникации между людьми. Не бывает двух абсолютно одинаковых переговорных процессов.

Тем не менее, как и у любого стабильно повторяющегося процесса, в переговорах есть свои математические закономерности.

И когда нам необходимо подготовиться к переговорам, мы можем упростить процесс подготовки, распределив его на четыре квадранта:

Что интересно, большинство деловых людей только пункты «А» и «B» обычно используют при подготовке к деловым переговорам. Да и то, как правило, не в полном объёме.

Что же касается пункта «C» и «D» подготовки к переговорам, то это прерогатива специализированных, профессиональных школ переговоров и она почти не известна широкой публике…

Интуитивно, каждый понимает, что подготовка определяет успех, как в спорте, так и в бизнесе. Переговоры — не исключение. В данной статье давайте рассмотрим процесс технической подготовки к переговорам.

Сначала несколько слов о целях этого сектора готовности к переговорам. Главная цель — это выработка качественной повестки дня предстоящих переговоров. К формулированию повестки дня есть множество подходов.

Разные культуры и школы переговоров предлагают разные подходы к вопросу формирования переговорной повестки дня.

Мы рассмотрим наиболее полный и сбалансированный вариант, основы которого заложил Роджер Фишер, создатель Гарвардской модели переговоров.

Техническая подготовка к переговорам содержит пять ключевых пунктов:

Последовательно и кратко проанализируем каждый пункт.

Сбор информации. На данном этапе наиболее практична информация о том, кто у оппонентов реально принимает решение, касательно предстоящих переговоров.

Так, помню, при подготовке одного переговорного процесса мы думали, что на заводе, нашем потенциальном партнёре, решение принимает генеральный директор.

На деле оказалось, что реальное решение по нашему пакету вопросов принимает главный инженер.
Причём была собрана информация о том, что главный инженер находится в сильной конфронтации с главным бухгалтером завода. Этот факт открывал некоторые возможности влияния на ситуацию.

Впоследствии, именно знание точной расстановки сил в команде оппонентов, определило успех переговоров.

Первичное определение интересов и рисков сторон переговоров. Здесь важно понимать, что все риски и скрытые интересы оппонентов сложно выявить до начала реального переговорного процесса.

Тем не менее, на основе базовых сведений об оппонентах можно выстроить первичное дерево их интересов и рисков: чего хотят оппоненты в результате переговоров? Чего они могут опасаться?

Также немало важно ответить на вопрос, чего именно хочу я сам от предстоящих переговоров и чего хотят мои партнёры, моя переговорная команда?

Определение альтернатив: что будут делать стороны, если не договорятся?

Также как дерево сильно корнями, переговорщик силён своими альтернативами. Здесь мы определяем спектр возможных альтернатив данным переговорам:

Помню, как я готовил одного своего клиента к сложным переговорам с его бизнес-партнёрами.
Он хотел изменить сложившуюся с собственниками бизнеса ролевую модель, в которой они доминировали на правах основных стартовых инвесторов.

Мол, кто платит, тот и основной лидер проекта, а чьи технологии и чья организаторская работа принесла миллионы долларов, это не так важно.

При подготовке к встрече, я спросил, что будет, если они не договорятся и моему клиенту придётся выйти из проекта? Парень ответил, что он вздохнёт с облечением, а его визави потеряют очень серьёзные прибыли.

— Так в чём дело, — сказал я? — У тебя сильная позиция в переговорах, если тебе нечего терять!

Каждому переговорщику следует запомнить: сила позиции зависит от его собственных страхов и надежд. Вернее от их отсутствия.

Переговоры легче вести, если у тебя есть сильные альтернативы и нет эмоциональной привязанности к результату.

Мы провели комплексную подготовку к переговорам по всем четырём квадрантам и в итоге, мой клиент получил блестящий результат: по всем поставленным вопросам повестки дня он получил максимальные преференции от своих партнёров!

И не удивительно — ведь им было что терять…

Формулировка целей и критериев: чего хотят от данной встречи стороны переговоров? Какими критериями для принятия решений они пользуются?

Если на стадии выявления ключевых интересов мы пытались определить весь спектр того, что интересует все стороны переговорного процесса, то на данном этапе мы концентрируемся на целях этой конкретной переговорной встречи. Какое решение мы хотим от оппонентов после этого переговорного раунда?

Отдельный вопрос — это вопрос рамок и критериев: на что мы не можем пойти никогда? Какими критериями мы руководствуемся при принятии решений? Какие ценности для нас являются ключевыми?

На все эти вопросы мы пытаемся ответить с точки зрения наших оппонентов.

Предварительные/черновые варианты соглашений. Имея информацию по предыдущим пунктам, мы можем подготовить несколько вариантов возможных соглашений.

Конечно, это черновики будущих документов. Однако, как показала практика, когда начинаешь выкладывать на бумаге итоги предстоящих переговоров, начинаешь лучше осознавать структуру обязательств, лучше понимать скрытые риски, которые могут неожиданно вскрыться в конце переговорного процесса.

Бумажный вариант будущего соглашения проявляет подводные камни переговорных преткновений, и помогают заранее найти выход из возможного переговорного тупика.

Для выхода из сложных переговорных ситуаций необходимо использовать здравый смысл и качественную подготовку до начала встречи.

Закончить данную статью я хочу одной короткой историей, которая демонстрирует принцип трезвой оценки переговорных ресурсов…

Когда-то бывший министр финансов Франции времён кабинета Клемансо объяснил Шарлю де Голлю «трюк с долларами» на наглядном примере:

На аукционе продаётся картина Рафаэля. Араб предлагает нефть, русский — золото, а янки, удваивая ставки, выкладывает пачку стодолларовых банкнот и покупает Рафаэля за десять тысяч долларов.

— В чём же трюк? — удивился де Голль.
— А в том, — ответил экс-министр, — что янки купил Рафаэля за три доллара, потому как реальная стоимость бумаги за одну стодолларовую банкноту — три цента!

© Александр Кондратович специально для журнала «Директор»

Источник

Как подготовиться к деловым переговорам и провести их

Чтобы наладить длительные отношения с партнером. инвестором или клиентом, нужно правильно вести с ним переговоры. С экспертом по деловым коммуникациям разбираем, как это делать и каких ошибок стоит избегать

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Лариса Катышева

Директор центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС и соавтор книги «Как презентовать проект. Рекомендации инвесторов»

Бизнес строится на взаимодействии с людьми: партнерами, инвесторами, клиентами. В основе этих отношений — переговоры: о снижении арендной платы, заключении новой сделки, скидке, новом заказе и другие.

Рассмотрим в статье, как провести переговоры, чтобы наладить длительные отношения с партнерами, как провести подготовку к переговорам, какие ошибки чаще всего допускают в переговорах и как их избежать.

Что такое современные переговоры

Еще десять лет назад был популярен классический подход к переговорам в парадигме win — lose, то есть «победа — поражение». В таком подходе переговоры воспринимают как борьбу: оппонента нужно победить и получить сделку на своих условиях любой ценой.

В результате таких переговоров можно или начать сотрудничать на максимально выгодных для себя условиях, или, наоборот, испортить не только отношения с клиентом или партнером, но и свою репутацию.

После таких переговоров вторая сторона может остаться недовольна сотрудничеством и плохо отзываться о партнере. В итоге компания хоть и заключила сделку и заработала деньги, но получила плохую репутацию среди потенциальных клиентов.

Есть более экологичный подход к переговорам, где главная цель — установить долгосрочные отношения с другой стороной, даже если не получится заключить контракт на желанных условиях.

Такие переговоры помогают накопить социальный капитал, завоевать доверие, а значит, строить бизнес-отношения вдолгую: это важно и для больших корпоративных компаний, и для маленьких ИП.

Рано или поздно такие партнеры могут стать реальными клиентами. Реальный клиент, у которого есть доверие к компании, превращается в постоянного клиента. А постоянный клиент — тот, кто приносит основную долю прибыли в современном бизнесе. Кроме того, довольный клиент не оставит о компании негативный отзыв.

Экологичные переговоры базируются на трех постулатах:

Забота о партнере. Это когда участник переговоров спрашивает, что нужно другой стороне, а не навязывает свой продукт или услугу.

Что сейчас больше всего волнует вторую сторону?

Какие сейчас потребности у партнера по переговорам?

Как он себе представляет, как решение должно выглядеть в реальности?

Такой подход говорит о переговорщике как о серьезном, внимательном и вдумчивом партнере по бизнесу. А еще такие люди просто больше нравится окружающим.

Антипример. Ольга открыла производство современной школьной формы. На встрече с директорами школ ей задают вопрос: «А что у вас есть для детей с нестандартной фигурой — полненьких или очень высоких?»

На это она ответила: «У нас таких моделей нет. Родителям придется искать форму в других местах, наши модели только для стройных детей».

Ольге не удалось договориться о сотрудничестве со школами, и она прослыла как жесткий и конфликтный человек в своей сфере.

С точки зрения заботы было бы лучше, если бы она задала уточняющие вопросы:

Так Ольга бы проявила себя как внимательный партнер и, возможно, нашла пути решения: расширила модельный ряд или предложила индивидуальный пошив для родителей детей с нестандартной фигурой.

Забота о своей компании. Важно помнить о собственных интересах и потребностях компании. Максимальная цель — получить сделку и долгосрочные отношения с партнером. Если первое не выходит, хотя бы реализовать второе.

Только из заботы о партнере не стоит соглашаться на встречу в другом конце города или на стоимость контракта, которая ниже минимальных ожиданий.

Возможность отказаться от сделки. Лучше настроиться, что во время переговоров любая сторона вольна сказать «нет». Рынок большой, ситуаций, когда необходимо работать или именно с этой фирмой, или ни с кем, не так и много. В психологии это называется «уйти из позиции нужды».

Отсутствие нужды позволяет быть спокойнее на переговорах, не идти на необоснованные уступки и более серьезно подходить к исследованию потребностей клиента или партнера.

Поможет установка, что, если сейчас не удастся получить клиента, важнее заслужить его доверие. Потому что бизнес — это игра вдолгую.

Узнайте как можно больше о своем партнере

Старый подход давал четкие правила ведения переговоров, что нужно заранее составлять сценарий диалога и идти по этапам переговоров: подготовка, прояснение ситуации, выдвижение предложений, торг, принятие решений и закрепление договоренностей.

В интернете можно найти много статей об этом, но в этой статье мы придерживаемся подхода, что успех переговоров лежит не в технической стороне и не в продуманном сценарии, а в заботливом отношении и внимании ко второй стороне. Реальность может сильно отличаться от заготовленного сценария.

Но что неоспоримо: к переговорам нужно готовиться. Важно приходить на встречу с партнером с уже какой-либо информацией о нем. Конечно, если встреча спонтанная, можно попросить вторую сторону рассказать немного о себе. Но если есть время на подготовку, лучше заранее узнать партнера по переговорам: собрать информацию о нем из открытых источников и составить карту болей.

Собрать информацию о партнере. Например, прочитать информацию о компании или человеке на сайте, почитать его интервью, зайти на личную страничку в соцсетях, посмотреть выступления на YouTube.

Полезно ответить на вопросы:

На этом этапе уже появится представление о возможных потребностях партнера.

Составить карту болей партнера. Чем больше информации о партнере по переговорам, тем больше вероятность, что удастся нащупать то, что у него болит. Болит — значит то, что ему обязательно нужно решить в бизнесе.

Не больБоль
У всех есть сайт, и мне нужен сайтОфлайн-магазин закрылся, но остались запасы товара на складе.

Нужен интернет-магазин, чтобы распродать все

О болях лучше спросить партнера непосредственно на встрече. Но небольшое исследование открытой информации поможет задать правильные вопросы и сформулировать потребности клиента во время переговоров эффективнее.

Определитесь, что нужно вам от этих переговоров

Тут важно поставить конкретную цель — например, сформулировать ее по четким критериям СМАРТ. Она должна быть понятна, измерима, важно поставить дедлайн и определить цифры, сколько вы хотите получить денег в результате сделки и на какие уступки по цене возможно пойти.

Плохо сформулированная цельХорошо сформулированная цель
Договориться о том, что моя компания будет делать сайтДоговориться о контракте на 200 000 ₽, по которому наша компания сделает сайт в течение 30 дней с момента подписания договора

Как вести себя на переговорах

Старая школа рекомендует четко прописывать заранее возможные ветки диалогов. Современный подход призывает отказаться от заученных речей: лучше идти на переговоры без готовых сценариев, быть чутким к тому, что говорит вторая сторона, и задавать много уточняющих вопросов.

Рекомендуем поставить перед собой такие задачи:

Помогите клиенту сформулировать его потребности. Часто клиенты не осознают, что на самом деле им нужно. Это основная работа на переговорах — сформулировать запрос клиента. Как правило, запрос вытекает из актуальных болей бизнеса.

Часто партнер хочет конкретного или его не устраивает, но он не говорит, что именно. Тогда нужно не стесняться и задавать клиенту уточняющие вопросы. Например:

Помогите составить подробное техническое задание. Часто техзадание клиента звучит так: нужно обновить сайт, чтобы стало хорошо. Этого недостаточно, чтобы брать проект в работу.

Опытный переговорщик начнет задавать вопросы:

В результате переговоров может оказаться, что сайтом сейчас никто не пользуется, но не потому, что он плохой или хороший, а потому что целевая аудитория давно ушла в Телеграм. Значит, чтобы получить новых клиентов, лучше не обновлять сайт, а создать телеграм-канал с новостями о скидках и акциях. Это сэкономит деньги клиента и даст ему реальное желаемое полезное действие: реальных клиентов из онлайна, а не просто красивый новый сайт, с которого нет заказов.

Неверно поставленное техзадание — ответственность исполнителя. Если подрядчик согласится исполнять заказ по некорректному ТЗ, скорее всего, получит результат, который не закрывает реальных потребностей заказчика. В итоге партнер останется недоволен, а весь негатив попадет на исполнителя.

Соизмеряйте риски. Когда в процессе переговоров выясняется, что клиенту нужен другой продукт, а не тот, что предполагался вначале, встает выбор: порекомендовать другого специалиста или взяться все же за заказ.

В первом случае есть вероятность остаться в памяти партнера как честный ответственный специалист, к которому можно обратиться в будущем.

Во втором — можно прослыть неэффективным подрядчиком, на которого повесят всех собак за результат, который не устраивает.

Изначально заказчик хотел сайт, а маркетинговое агентство на переговорах видело, что в реальности проблему можно решить только созданием телеграм-канала. Агентство не сообщило об этом заказчику и решило: хозяин — барин, раз он так хочет, пусть будет сайт.

В итоге заказчик получил дорогой сайт, который не принес ни одного нового клиента.

Впоследствии заказчик при каждом обсуждении со своими знакомыми будет говорить, что агентство не стоит своих денег и с ним не нужно работать.

Если клиент или партнер не может сформулировать техзадание или сам не понимает свои боли и не удалось это выяснить в процессе, лучше отказаться от заказа.

Работайте с эмоциями партнера. Во время переговоров человек может разозлиться, перейти на повышенные тона, начать обвинять компанию или других людей в своем негативном прошлом опыте. Тут можно встать и уйти, а можно попытаться вывести общение в конструктивное русло.

Важно не воспринимать агрессию на свой счет. Человек раздражен, потому что в прошлом он был недоволен другим партнером, потратил много денег или начальник ему отказал в премии плохо выполненного задания. В любом случае его агрессия — его ответственность.

Предлагаем такие способы вернуться к деловому разговору:

1. Назвать эмоцию партнера. Человек может испытывать страх перед большими расходами, раздражение, повышать голос. Главное — не замалчивать ситуацию. Важно дать партнеру знать, что его эмоции замечают: «Иван Иванович, я слышу, что вы повышаете голос и раздражены прошлой ситуацией. Мне жаль, что вы испытываете такие негативные эмоции». Так он поймет, что партнер по переговорам чуток к нему, и почувствует свою значимость.

2. Задавать уточняющие вопросы. Техника открытых вопросов поможет вывести из эмоционального состояния на более осознанный уровень. Но делать это важно спокойно и только после называния эмоций партнера.

Человек говорит: «Да все вы предлагаете одну и ту же ерунду, все компании одинаковые!» Вместо того чтобы кричать в ответ и оправдываться или хлопнуть дверью, можно задать вопросы:

Вполне вероятно, окажется, что это было не с вашей компанией или с прошлой командой вашей компании и вообще все хорошо, но он неправильно сформулировал техзадание.

Разберем типичные ошибки, которые допускают в переговорах, и расскажем, как их избежать.

Ошибка 1. Прийти на переговоры неподготовленным

Ситуация. Перед переговорами элементарно не прочитали информацию о компании или партнере в интернете, не загуглили сайт, не знаете специализацию, потребности, возможные боли. Или не помните имя партнера и ошибочно называете Александра Алексеем.

Почему это плохо. Партнер видит, что к нему невнимательны, вторая сторона не изучила даже его сайт и открытые материалы. Он может решить, что его партнер по переговорам не воспринимает встречу серьезно, значит, так же будет относиться и к будущей работе. Или он может обидеться, что его назвали чужим именем, и мысленно «уйти» с переговоров.

Что делать. Даже если времени на подготовку мало, лучше потратить 10 минут на формальное изучение сайта или бизнес-аккаунта партнера, запомнить имя. Если все же произошла ошибка и партнера назвали неверно — важно честно признаться, почему так произошло, и потом сосредоточиться на партнере.

Так переговоры уйдут из ситуации первоначального разочарования партнера на его боли. Он увидит, что вы заботитесь о его потребностях, и это может изменить результат беседы.

Ошибка 2. Говорить с партнером не на его языке

Ситуация. Объясним на примере. На встрече команда и чиновники из области. Первые говорят про машинное обучение, ламповый вайб и крутое решение, а вторым нужен портал для информирования граждан о работе муниципалитета. Возникает коммуникативный провал.

Чем плохо. Стороны не понимают друг друга. Здесь не может быть не только сделки, но и нормального человеческого контакта: айтишники разговаривают на языке, который поймет только айтишник, а чиновники им отвечают зубодробительным канцеляритом.

Не получится определить реальные потребности и найти возможные решения.

Что делать. С самого начала лучше говорить просто и обычными человеческими словами: «люди» вместо «категории граждан», «сайт» вместо «портала для информирования», «ламповый вайб» и «машинное обучение» лучше оставить для встречи со своими коллегами по ИТ и просто узнать, как именно это должно работать в представлении заказчика.

Чтобы избежать такой ситуации, полезно заранее почитать статьи или интервью партнера, посмотреть записи его интервью или выступлений на YouTube. Это даст представление о том, на каком языке разговаривает партнер.

Во время встречи лучше честно признаться, если вы не понимаете партнера, предложить объяснить задачу простыми словами. Отлично срабатывает подход, когда вы говорите: «Мне будет легче понять, о чем вы говорите, если вы объясните это немного проще, как будто своей пятилетней племяннице».

Ошибка 3. Не определились, чего сами хотите от переговоров

Ситуация. Переговоры идут хорошо, боли и потребности другой стороны поняты, пришло время предложить свое решение, а значит, и свои условия. Партнер хочет, чтобы вы выполнили работу за 100 000 ₽. Вы не понимаете, соглашаться или нет, потому что не просчитали, какие будут затраты у вас.

Почему это плохо. Если вы согласитесь, а потом окажется, что себестоимость работ будет 100 000 ₽ или выше, вы окажетесь фактически в минусе. Вы получили сделку, но будете работать себе в убыток.

От этого может пострадать качество работы, а значит, результат. Партнер потратит деньги, будет разочарован итогом сотрудничества, а вы потратите время и ресурсы, ничего не заработаете и получите недовольного клиента.

Что делать. Чтобы избежать такой ситуации, лучше заранее определить свою цель на переговорах: какую прибыль хотите получить, на какие уступки готовы идти. Не нужно соглашаться на любую задачу клиента, помните о правиле «не действовать из нужды». Лучше честно сказать: «Иван Иванович, я могу и очень хочу помочь вам в решении, но такие условия просто уже невыгодны для моей компании. Минимально, на что я готов пойти, — это 150 000 ₽, дешевле я просто буду работать себе в убыток».

Если вы с ходу не можете сказать стоимость работы, возьмите тайм-аут и договоритесь с партнером, что подготовите смету или план работ и сможете вернуться к обсуждению позже.

Ошибка 4. Не готовы гибко изменять свой продукт

Ситуация. Снова разберем на примере. Российский стартап производит смарт-ошейники для котов, которые передают информацию о здоровье, температуре тела, состоянии и местонахождении животного на смартфон хозяина.

Компания приехала на встречу с инвесторами из Финляндии. Инвесторы в восторге и готовы вкладывать деньги в производство. Но они просят: «Можно ли сделать такой же ошейник, но для собак?»

Владелец стартапа отказывается, потому что изначально проект предназначался только для кошек.

Чем это плохо. Сделка не состоится.

Что делать. Если ваш продукт может закрыть потребности клиента при минимальной доработке, лучше остановиться, выдохнуть и подумать: «А что именно я могу изменить в своем продукте или услуге, чтобы помочь клиенту?» Возможно, в ситуации со смарт-ошейниками для котов было бы достаточно поменять название бренда и удлинить ошейник. В этом случае состоялось бы партнерство и компания получила прибыль.

Ошибка 5. Хлопнуть дверью на переговорах

Ситуация. Стороны никак не могут договориться. Партнер не только не готов составить грамотное техзадание, но и повышает голос, манипулирует и вообще ведет себя как невыносимый переговорщик. Вы встаете, выходите из комнаты и хлопаете дверью.

Чем плохо. Потенциальный партнер может оставить плохой отзыв на вашем сайте, написать пост на профессиональном форуме или рассказать своим коллегами о том, как вы невежливо покинули место встречи. Даже если партнер вас спровоцировал уйти, он об этом умолчит и представит ситуацию со своей точки зрения.

Что делать. Если вы решили уйти, спокойно сообщите об этом второй стороне.

«Иван Иванович, я вижу, что в этой ситуации моя компания не может быть вам полезной. Мне бы очень хотелось договориться, но, возможно, вам подойдет решение другой компании, я могу посоветовать вам обратиться к фирме „Ромашка“.

Я буду рад вернуться к обсуждению, когда у вас возникнет потребность, которую сможем решить именно мы».

Пожмите друг другу руки и попрощайтесь. Так вы избежите нежелательного сотрудничества, но сохраните репутацию выдержанного и честного партнера.

Главное о переговорах

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как оплачиваются новогодние каникулы в 2022 году

Если в один из праздничных дней нужно вызвать сотрудника на работу, скорее всего, придется заплатить за этот день вдвое больше обычного. Но есть нюансы

Что такое автоматизация бизнес-процессов и чем она помогает бизнесу

Автоматизация поможет работать эффективнее и быстрее не только большому заводу, но и микробизнесу. В статье разбираем, кому и когда может помочь автоматизация бизнес-процессов

Зарплатный проект: что это и зачем нужен

С помощью зарплатного проекта ИП и компании могут сэкономить на комиссии банку и автоматизировать выплату зарплаты работникам

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть фото Что входит в техническую подготовку к переговорам. Смотреть картинку Что входит в техническую подготовку к переговорам. Картинка про Что входит в техническую подготовку к переговорам. Фото Что входит в техническую подготовку к переговорам

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *