Что входит в состав твердых коммунальных отходов
15.04.2019 | Что входит в состав ТКО?
«Из чего состоят твёрдые коммунальные отходы?», «Должна ли управляющая компания заключать с Регоператором отдельный договор на вывоз смёта листьев?», «Обязано ли ТСЖ самостоятельно организовывать вывоз крупногабаритных отходов?», «Должны ли собственники отдельно оплачивать вывоз строительного мусора, образованного при ремонте в их квартирах?» – на эти часто возникающие вопросы ответим в настоящей публикации.
Что такое ТКО?
Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:
— Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;
— Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;
— Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».
Исходя из представленных норм к ТКО относятся:
1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).
Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.
2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.
3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).
Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).
4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.
Выводы
Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.
Что такое ТКО
С недавних пор законодательство Российской Федерации ввело новые правила утилизации бытового мусора. Теперь вместо вывоза ТБО появится также строка «за ТКО». Окончательно новообразование вступило в силу в 2019 году. Ранее это обязаны были выполнять управляющие организации, которые сами определяли цену на услугу. Но на сегодня задача по забору и транспортировке остатков возложена на региональных операторов. Что же такое ТКО и какое отличие с ТБО имеет — об этом вы узнаете, прочитав эту статью.
В твердые коммунальные отходы также включаются разнообразные типы отработок. К ним относится целлюлоза, биологические и продукты переработки нефти, а также синтетический мусор.
С недавнего времени в список ТКО стали относить также и отходы от функционирования различных юридических лиц, и частных предпринимателей, которые по своему внешнему виду схожи с бытовым мусором. Таким образом, офисный хлам также относится к списку ТКО. Главное условие — деятельность бизнесменов не может быть связана со сферой оказания услуг и изготовления товаров различного назначения. Тариф на твердые коммунальные отходы будет идентичен прежнему.
Полную информацию о том, какие именно виды мусора включены в название ТКО, вы можете узнать на главном сайте Росприроднадзора. Тут же можно получить бесплатную консультацию по вопросам происхождения отходов. Заявление экспертов гласит, что ТКО входят в общую классификацию ФККО. Далее мы рассмотрим некоторые пункты из него. Исходя из классификатора в список входит:
За него плата с граждан не снимается при условии своевременного составления договора на твердые коммунальные отходы с регоператором.
Чем отличается ТБО и ТКО
Важная информация! С того момента, когда было утверждено нововведение в законе, действителен только один термин, обозначающий правильное название мусора. На сегодняшний день аббревиатура ТБО не используется в официальной документации, а сохранилась лишь в памяти и устной речи.
Заключение: разницы между ТБО и ТКО нет для обычных граждан. Но компании, которые занимаются утилизацией отходов, обязаны помнить тот факт, что упоминание прежней аббревиатуры ТБО недопустимо в официальной документации. Весь мусор, который не относится в данный подраздел подлежит регулированию другим федеральным законом ФЗ «Об отходах производства и потребления«.
Особенности надзора на уровне государства
В стандартах СанПиН указываются очень важные моменты, которые касаются сбора ТКО. В соответствии с СанПиНом утилизировать отбросы можно следующим образом:
Упомянутые выше санитарные нормы и правила подлежат обязательному выполнению. В ином случае юридическое лицо, которое проигнорировало эту необходимость, будет облагаться большими денежными штрафами.
Особенность деятельности регоператоров
Согласно изменениям, в федеральном законодательстве каждая область Российской Федерации должна разработать собственную транспортную схему вывоза твердо коммунальных отходов. Делается выбор регоператора, который будет отвечать за какую-либо деятельность, связанную с отбросами.
Посредством таких организаций власть может регулировать экологические и экономические вопросы, которые относятся к утилизации ТКО. Выбор регионального оператора выполняется на специальном тендере.
Как стать оператором твердых коммунальных отходов
Чтобы поучаствовать в конкурсе на определение регоператора, компания обязана соблюсти следующие требования:
Заявка подается на специальную комиссию, которая состоит из пяти человек и оценивает организации по основным критериям, вроде качества оказываемых услуг и их стоимости. Все необходимые для участия в тендере документы должны быть предоставлены на заседание комиссии заранее.
Основные обязанности регионального оператора
Компания, которая победила на тендере, в своей дальнейшей деятельности должна соблюдать следующие условия:
Без документа такого типа осуществлять деятельность, которая связана с транспортировкой и утилизацией, невозможно. Он дает возможность:
Помимо фирм, которые занимаются обращением с твердыми коммунальными отходами, этот документ нужно оформить также и в следующих ситуациях:
Если руководитель предприятия не знает, понадобится ли ему этот документ, в таком случае перед началом своей работы лучше проконсультироваться с профессиональным специалистом. Поскольку за неимение паспорта отходов на момент проверки вышестоящими контролирующими органами, ему будут выписаны штрафы, и он понесет значительные убытки.
Вывод
Как мы выяснили, каких-либо отличий между вышеупомянутыми терминами нет. Важнейшая роль в осуществлении данной услуги вывоза твердых коммунальных отходов отводится именно региональным операторам. Именно они должны взять на себя максимальное обязательство за сохранность окружающей среды и комфорт каждого человека.
Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов
Накопление и правильная утилизация отходов – одна из главнейших проблем во всех странах мира. Огромное количество мусора оказывают негативное влияние на окружающую среду. Давайте разберемся, какие отходы входят в ТКО и в чём их разница с ТБО.
Что такое ТБО
Расшифровка ТБО – это твердые бытовые отходы. Они накапливаются за определенный период в отдельно взятой квартире и подразделяются на две группы: биологическая и искусственная. К первой относятся отходы природного происхождения – остатки пищи, растений. Не биологическая группа включает в себя пластиковые, металлические отходы, целлофановые мешки, картонные коробки, обувь, одежду, бутовую технику.
29 декабря 2014 года были внесены изменения в законодательство страны. Вышедший закон 458-Ф3 ввёл новое понятие ТКО – твердые коммунальные отходы. Чтобы не путаться, давайте разберём, чем отличаются два термина.
ТКО и ТБО в чём разница
На самом деле ТКО – это те же самые ТБО, только в более широком понимании. К коммунальному мусору имеют прямое отношение отходы природного и искусственного происхождения, которые перестали быть полезными в быту. То же самое, что и к бытовому. С одной лишь разнице: в ТКО входят офисные отходы юридических лиц.
Работая в офисе, сотрудник также выкидывает бумагу, пластиковые стаканчики, мешочки в корзину. В офисных центрах стоят автоматы по продаже напитков, чипсов, снеков. Весь этот бытовой мусор тоже необходимо учитывать, складировать и вывозить. Но называть эти отходы бытовыми не совсем корректно. Поэтому они получили название коммунальные.
Виды ТКО и их состав
По закону твердый коммунальный мусор не должен содержать радиоактивных, ядовитых и прочих вредных для здоровья веществ. Наличие металлических и пластиковых материалов также сведено к минимуму.
Что относится к ТКО
Перечень ТКО по состоянию на 2019 год небольшой. К данной категории относятся:
Относятся ли пищевые отходы к ТКО
Согласно федеральному закону № 89 мусор пищевого и растительного характера имеет прямое отношение к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация данной категории осуществляется на общих основаниях. Региональный оператор, осуществляющий вывоз может разместить на площадке отдельный контейнер для сбора пищевых отходов, но может этого и не делать.
Перечень твердых коммунальных отходов по ФККО
В 2018 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.
Класс опасности ТКО
Твердые коммунальные отходы классифицируются по уровню негативного воздействия.
Тщательная сортировка мусора по степени опасности позволит обеспечить эффективную транспортировку и утилизацию ТКО. Такой подход позволит снизить негативное влияние на окружающую среду.
Кто должен осуществлять сбор, хранение и утилизацию ТКО
Учитывая негативные воздействия на окружающую среду, государство занимается регулированием оборота различных отходов. Деятельность, связанная со сбором, хранением и утилизацией любых видов мусора подлежит обязательному лицензированию.
Изменения в законодательстве в 2019 году
1 января 2019 года произошли серьёзные изменения в законодательстве. До них за хранение и вывоз мусора отвечала управляющая компания – ЖЭК. Теперь этим занимается специальный региональный оператор. Коснулись нововведения и частных граждан. В платёжках по квартплате появилась новая строка «Вывоз ТКО».
Требования и нормативы
В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:
Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:
Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:
Способы утилизации ТКО
В нашей стране распространены несколько вариантов утилизации бытовых коммунальных отходов.
К сожалению, по сравнению с более развитыми странами Россия пока не может похвастаться продуманной системой утилизации мусора. Хочется надеяться, что новая программа Экология даст свои результаты. Её задача повысить сортировку и переработку отходов до 60% к 2024 году.
Методы переработки промышленного мусора и твердых бытовых отходов
Магазинам запретят отправлять просрочку на свалку
Контейнеры для вывоза строительных отходов — характеристики, стоимость
Код ФККО, расчет и плотность несортированного офисного мусора
В Подмосковье внедряют новые технологии для сортировки отходов
Через 4 года почти весь российский мусор пойдет в обработку
4 комментария к “ Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов ”
За ТКО брали с квадратного метра в частном секторе-сейчас берут за человека 121 р\месяц.Изменения опять пошли в сторону богатых.У них коттеджы по 100 м2-живут2-3 человека-им не выгодно. Теперь берут от числа прописанных- перерасчет сделали за год.У нас прописано 6-живут двое-один учится и трое работают третий год на юге.Где сейчас взять документы за 2019 год с июля по декабрь.Я уже за это время ездила на юг по 15 дней.Этот год есть документы об отсутствии меня дома.Билеты куплены по электронке. и не сохранены.Жители благоустроенных квартир- у них норматив меньше в 3 раза.У нас три печки-норматив сумашедший-хотя весь мусор летит в печь
Так и не поняла : обращение в твёрдыми коммунальными отходами входит в строку оплаты в квитанции «содержание жилья» или нет? У меня в квитанции есть и та и другая строка. Суммы назначены за содержание жилья и за обращение с твёрдыми коммунальными отходами отдельно.
Оплата за обращение с ТКО входит в квитанцию за содержание жилья, но указывается отдельной строчкой
Исходя из моего, личного опыта, могу сделать только один вывод:»Организаторами сегодняшней процедуры вывоза «ТБО/ТКО» являются выпускники «Первой Финансовой Академии имени Остапа Ибрагимовича». Причём скорее всего, это именно обладатели Красных дипломов и лауреаты повышенных стипендий.
Вот например у нас, в селе Садовое, Аннинского района Воронежской области, квитанции на оплату ТКО/ТБО получают даже те жители, которые просто могли дышать свежим воздухом, а уж тем более создавать эти отходы, ещё в прошлом тысячелетии и тела которых уже да-а-авным-давно упокоены на местном кладбище. А я например, уже не только проживающий по адресу, но и более семи лет прописанный один по этому адресу, только один, хочу верить в то, что кот и собака проживающие в одном доме не входят в список плательщиков, я получаю квитанции на оплату АЖ ЗА Пятерых жильцов. Не знаю, может быть мыши? Или ….. Мухи? Не знаю. Это было бы смешно, это было бы даже очень смешно, но только если бы это было не так грустно. Потому-что это далеко не единственный случай на село в котором сейчас только официально, по документам прописано четыре тысячи жителей, а по данным торговых сетей, … Надеюсь все понимают, что по количеству продаваемых продуктов можно подсчитать количество жителей населённого пункта? Так вот в селе постоянно проживает даже менше двух тысяч человек. Например моя соседка справа получает счета на давно усопшего супруга и троих детей, которые уже давным давно, ещё после окончания школы, покинули родительский дом. А соседка справа, купившая этот дом три года назад, получает квитанцию на себя и троих прежних хозяев дома. При чём организаторы этого предприятия заключили соглашение с районным руководством, исходя из которого инвалиды и пенсионеры не получают помощи от районного отдела «Соцзащиты», если они не оплачивают присылаемые счета с неимоверными для них суммами.
Я понимаю, что для сегодняшних «владельцев», в государстве Российском, важнее всего «Финансовая Стабильность», но уверен, что никому и никогда не стоит забывать о том, что халявы не бывает и рано или поздно за всё придётся платить, а нечестно полученные деньги придётся вернуть ровно в десятикратно увеличенном размере, при чём ещё и своими телесными и душевными муками искупить те страдания, которые ты доставил человеку своим, даже единожды свершенным гнусным поступком.
«За всё рано или поздно придётся платить.» — это аксиома, которую в погоне за деньгами, добытыми в данном случае этим, «сравнительно честным способом», не хотят помнить наследники дела Остапа Ибрагимовича.
Что входит в состав ТКО?
«Из чего состоят твёрдые коммунальные отходы?», «Должна ли управляющая компания заключать с Регоператором отдельный договор на вывоз смёта листьев?», «Обязано ли ТСЖ самостоятельно организовывать вывоз крупногабаритных отходов?», «Должны ли собственники отдельно оплачивать вывоз строительного мусора, образованного при ремонте в их квартирах?» – на эти часто возникающие вопросы ответим в данной статье.
Что такое ТКО?
Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:
Исходя из представленных норм к ТКО относятся:
1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).
Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.
2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.
3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).
Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).
4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.
Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.
По материалам сайта АКАТО, стат ья Нифонтов Д.Ю.
Что входит в состав твердых коммунальных отходов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 “О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО”
Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (Правила № 505).
Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО), осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Способы складирования КГО:
1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2. На специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил № 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил № 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
3. Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Таким образом, исходя из указанного определения, отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил № 1156 в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.
4. Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту “д(2)” пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих, в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772- 2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Дополнительно Минприроды России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации | В.Г. Логинов |
Обзор документа
Минприроды разъяснило, что к твердым бытовым отходам (ТКО) могут быть отнесены отходы, образованные гражданами в пределах жилых помещений, а также подобные им по составу отходы, образованные организациями и ИП. Отходы, возникающие в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют законодательному определению ТКО.
Для установления нормативов накопления отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (например, уличный смет).
Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Они должны вывозиться по договорам с лицами, обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют закону и учтены в нормативах накопления ТКО.
Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и вывозятся региональным оператором в рамках единого тарифа.
Отходы, образованные при капремонте жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их нельзя помещать в контейнеры.
Ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные на неразграниченных землях, обязаны органы местного самоуправления.
Разъяснены условия содержания мест (площадок) накопления ТКО.