Что входит в состав судовой электрической станции
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ
Под электрической станцией понимают совокупность ряда механизмов, машин, приспособлений и устройств. В состав электрической станции входят первичные двигатели, генераторы, главный распределительный щит со смонтированными на нем аппаратурой и различными вспомогательными устройствами. Обычно электрические станции на судах размещаются в машинных отделениях.
Источниками электрической энергии на судах служат генераторы как переменного, так и постоянного тока, приводимые в движение первичными двигателями (двигателями внутреннего сгорания, паровыми машинами или турбинами), и аккумуляторные батареи.
Генераторы вместе с первичными двигателями называют агрегатами и по роду первичного двигателя разделяют на парогенераторы, турбогенераторы и дизель-генераторы. Паро- и турбогенераторы устанавливают на судах с пароэнергетическими установками, дизель-генераторы—на всех теплоходах, а иногда и па пароходах.
Генераторы вместе с первичными двигателями называют агрегатами и по роду первичного двигателя разделяют на парогенераторы, турбогенераторы и дизель-генераторы. Паро- и турбогенераторы устанавливают на судах с пароэнергетическпми установками, дизель-генераторы—на всех теплоходах, а иногда и па пароходах.
По назначению судовые электростанции разделяются па следующие.
1. Электрические станции небольшой мощности, предназначенные преимущественно для освещения судна; мощность этих электростанций, как правило, не превосходит несколько десятков киловатт. Такие станции устанавливают на судах, где вспомогательные механизмы не электрифицированы, а имеют паровой привод (на пароходах с паровыми поршневыми машинами).
2. Электрические станции, предназначенные для обеспечения работы вспомогательных механизмов и устройств и для освещения судна; мощность этих электростанций может достигать нескольких сотен и даже тысяч киловатт. Такие электростанции устанавливают на судах с паротурбинными, дизельными и газотурбинными установками, где вспомогательные механизмы электрифицированы.
3. Электрические станции, предназначенные для обеспечения работы гребной электрической установки судна, привода вспомогательных механизмов и устройств и освещения судна; мощность таких электростанций достигает нескольких тысяч киловатт. Они устанавливаются па турбо- и дизель-электроходах.
Судовые электростанции устанавливают как постоянного, так н переменного тока в соответствии с Правилами Регистра. При применении постоянного тока обеспечивается возможность плавного регулирования частоты вращения электродвигателей в широких пределах, способность их к перегрузке и большой пусковой момент. При применении переменного тока обеспечивается простота и дешевизна исполнения двигателей, их небольшие масса и размеры, а также ряд других преимуществ. Кроме того переменный ток можно трансформировать на различные напряжения.
На судах морского флота применяют постоянный ток напряжением 6, 12, 24, 110, 220 В и переменный ток напряжением 6, 12, 24, 127, 220, 380 В. Для силовых цепей допускается применение напряжения до 380 В при переменном токе и до 220 В — при постоянном токе. Для цепей освещения независимо от рода тока применяется напряжение 220 или 110/127 В и для низковольтного освещения—6, 12 и 24 В. При этом для танкеров напряжение цепи освещения не применяют выше 110 В при постоянном токе и 127 В при переменном токе.
Кроме главной судовой электростанции, на подавляющем большинстве морских судов устанавливается аварийная электрическая станция, способная обеспечить питанием и необходимым освещением приборы управления судном. Аварийная электростанция имеет, как правило, свой распределительный щит, источниками питания которого могут быть дизель-генератор и реже — аккумуляторная батарея соответствующей емкости. Независимо от наличия аварийной электростанции суда определенной категории (наливные, пассажирские, а также суда с электрифицированными вспомогательными механизмами) должны быть оборудованы малым аварийным освещением с питанием от специальной аккумуляторной батареи, автоматически включающейся при прекращении тока в судовой цепи освещения.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ СУДОВАЯ
Смотреть что такое «ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ СУДОВАЯ» в других словарях:
Судовая (корабельная) электростанция (электрическая сеть, линия электропередачи, источник электроэнергии) — 3. Судовая (корабельная) электростанция (электрическая сеть, линия электропередачи, источник электроэнергии) Электростанция (электрическая сеть, линия электропередачи, источник электроэнергии), предназначенная для работы на судне (корабле).… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — судовая электростанция, обеспечивающая в нормальных режимах электроэнергией всех потребителей судна, кроме системы электродвижения. Например, если основная электростанция снабжает энергией гребные электродвигатели и необходимые для системы… … Морской энциклопедический справочник
Ядерная судовая энергетическая установка — Атомоход (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход … Википедия
ГОСТ 22652-77: Системы электроэнергетические судовые. Термины и определения — Терминология ГОСТ 22652 77: Системы электроэнергетические судовые. Термины и определения оригинал документа: 16. Аварийная судовая электрическая сеть Судовая электрическая сеть, предназначенная для передачи электроэнергии при выходе из строя… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
хронология достижений в истории отечественной техники — 1045–50 е гг. В Великом Новгороде построен Софийский собор; при его возведении применялись блоки, полиспасты, вороты, рычажные и другие строительные механизмы. 1156 Построен деревянный Кремль в Москве по приказу Юрия Долгорукого. 1404 Монах… … Энциклопедия техники
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход ледокол… … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Старый Самбор — Координаты: 49°26′00″ с. ш. 23°00′00″ в. д. / 49.433333° с. ш. 23° в. д. … Википедия
Сходница — пгт Сходница Східниця Статус: посёлок городского типа Страна … Википедия
Судовые электрические станции
Под электрической станцией понимают совокупность целого ряда механизмов, машин, приспособлений и устройств. В состав электрической станции входят первичные двигатели, генераторы, главный распределительный щит с смонтированными на нем аппаратурой и различными вспомогательными устройствами. Обычно электрические станции на судах размещаются в машинных отделениях.
Источниками электрической энергии на судах служат генераторы как переменного, так и постоянного тока, приводимые в движение первичными двигателями (двигателями внутреннего сгорания, паровыми машинами или турбинами), и аккумуляторные батареи.
Генераторы вместе с первичными двигателями называют агрегатами и по роду первичного двигателя разделяют на парогенераторы, турбогенераторы и дизель-генераторы. Парогенераторы и турбогенераторы устанавливают на судах с паросиловыми установками, дизель-генераторы — на всех теплоходах, а иногда и на пароходах.
По назначению судовые электростанции разделяются на следующие:
Судовые электростанции устанавливают в соответствии с Правилами Регистра как постоянного, так и переменного тока. При применении постоянного тока обеспечивается возможность плавного регулирования чисел оборотов электродвигателей в широких пределах, способность их к перегрузке и большой пусковой момент. При применении переменного тока обеспечивается простота и дешевизна исполнения двигателей, их небольшой вес и размеры, а также ряд других преимуществ. Кроме того, переменный ток можно трансформировать на различные напряжения.
На судах морского флота применяют ток напряжением 6, 12, 24, 110, 220 в при постоянном токе и 6, 12, 24, 127, 220, 380 б при переменном токе. Для силовых сетей допускается применение напряжения до 380 в при переменном токе и до 220 в при постоянном токе. Для сетей освещения, независимо от рода тока, применяется напряжение 220 или 110/127 в и для низковольтного освещения — 6, 12 и 24 в. При этом для танкеров напряжение сети освещения не применяют выше 110 в при постоянном токе и 127 в при переменном токе.
Кроме главной судовой электростанции, на подавляющем большинстве морских судов устанавливается аварийная электрическая станция, способная обеспечить питанием и необходимым освещением приборы управления судном. Аварийная электростанция имеет, как правило, свой распределительный щит, источниками питания которого могут быть дизель-генератор и реже аккумуляторная батарея соответствующей емкости. Независимо от наличия аварийной электростанции суда определенной категории (нефтеналивные, пассажирские, а также с электрифицированными вспомогательными механизмами) должны быть оборудованы малым аварийным освещением с питанием от специальной аккумуляторной батареи, автоматически включающейся при прекращении тока в судовой сети освещения.
Судовая электростанция
Судовая электростанция предназначена для обеспечения электроэнергией судовых потребителей в нормальных и аварийных режимах.
В состав судовой электростанции входят вспомогательные первичные двигатели (дизели, паровые или газовые турбины), электрогенераторы, главные и местные распределительные щиты, трансформаторы, выпрямители, преобразователи, кабели и контрольно-измерительные приборы (Рис. 1).
Большинство судовых потребителей электроэнергии питаются переменным током 380В (силовые потребители) и 220В с частотой 50Гц (в некоторых случаях до 400 Гц). Потребители постоянного тока питаются от преобразователей или выпрямителей. Для переносного освещения используется переменный ток напряжением 12В, получаемый от понижающих трансформаторов.
Все судовые электростанции делятся на три вида:
— главные, которые обеспечивают электроэнергией работу гребных электродвигателей (на судах с электродвижением) или технологическое оборудование (на судах технического флота);
— общесудовые, которые обеспечивают электроэнергией потребители ГЭУ и общесудовые потребители на всех режимах работы СЭУ и судна;
— аварийные, которые обеспечивают работу потребителей при выходе из строя общесудовой электростанции.
Общесудовые электростанции применяются на судах всех типов и комплектуются на основе предварительных расчётов потребления электроэнергии.
Как правило, на морских судах устанавливается до 3-4 генераторных агрегатов. Это повышает надёжность электростанции. При этом на ходовых режимах работает только один генератор. Если на судне установлено 4 однотипных дизель-генератора, то ходовой режим обеспечивается двумя, работающими параллельно, а на стоянке работает один дизель-генератор.
Может быть такая схеме, когда электростанция комплектуется тремя однотипными дизель-генераторами и одним меньшей мощности – стояночным. В режиме стоянки стояночный дизель-генератор работает на полной нагрузке, а в других режимах подключается, если одного ДГ мало, а двух слишком много.
Стояночный ДГ используется также на судах с ПТУ. На таких судах применяются паротурбогенераторы и валогенераторы, количество которых может быть 2…3 (на танкерах и сухогрузах) и до 4…5 на пассажирских судах, контейнеровозах и газовозах.
Рисунок 1. Судовая электростанция: а – с генератором, приводимым от дизеля; b – с валогенератором: 1 – дизель; 2 – валогенератор; 3 – гребной вал;
4 – генератор; 5 – распределительный щит.
На судах с ГТУ и теплоутилизционным контуром потребность в электроэнергии на ходовых режимах обеспечивают паротурбогенераторы, получающие пар от утилизационного котла. На стояночных режимах используют ДГ, который резервирует паротурбогенераторы на ходовых режимах.
Аварийные электростанции применяются на судах всех типов для обеспечения наиболее важных для безопасности судна потребителей при внезапном исчезновении напряжения на главном рапредщите (ГРЩ) или при выходе из строя общесудовой электростанции.
Аварийные электростанции комплектуются дизель-генераторами и размещаются в отдельных помещениях выше водонипронициаемой палубы. Их дизели обеспечиваются необходимым запасом топлива для непрерывной работы в течение не менее 6 часов для транспортных судов и 36 часов для пассажирских судов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Электроэнергетические системы судна. Судовые электростанции.
Электроэнергетической системой (ЭЭС) называется совокупность устройств, предназначенных для генерирования электроэнергии, ее преобразования, передачи и распределения между потребителями.
По назначению ЭЭС можно разделить на главные, обеспечивающие электроэнергией главные гребные электродвигатели судна – ГЭД (в энергетических установках с главной электрической передачей), вспомогательные и специального назначения. В зависимости от рода тока все судовые электроэнергетические системы разделяют на ЭЭС переменного и постоянного тока. В свою очередь судовые ЭЭС переменного тока можно разделить на системы стандартной (промышленной) частоты – 50 Гц, и высокочастотные электроэнергетические системы (как правило – 400 Гц), а также по значению напряжения основной силовой сети.
Энерговооруженность судна зависит от общей установленной мощности потребителей электроэнергии, назначения судна, а также основных режимов потребления энергии в соответствии со специфическим назначением судна.
В состав ЭЭС судна в общем случае входят следующие основные компоненты:
Организационно и технически источники электроэнергии и основные распределительные устройства скомпонованы в судовые электростанции – СЭС. Судовая электростанция обычно включает в свой состав: источники электроэнергии; распределительные устройства – секции ГРЩ и распределительные устройства отдельных, наиболее важных потребителей; пульты управления и контроля режимов работы ЭЭС; коммутационную и защитную аппаратуру; автоматические выключатели; аппаратуру измерения, контроля и регулирования параметров электроэнергии.
По своему основному назначению все судовые электростанции можно разделить на три вида: главные электростанции – обеспечивающие электроэнергией гребные электродвигатели (ГЭД) на судах с электродвижением; общесудовые электростанции – обеспечивающие электроэнергией потребители главной энергетической установки и общесудовые потребители на всех режимах работы судна; аварийные электростанции – обеспечивающие работу отдельных, наиболее важных потребителей при выходе из строя общесудовых электростанций.
Для обеспечения максимальной живучести судна при аварийных повреждениях общесудовые и главные электростанции размещают в наиболее защищенных частях судна, как правило – в машинных отделениях или непосредственно вблизи них. Аварийные электростанции располагают в помещениях, расположенных выше самой верхней непрерывной палубы вне шахт машинных отделений, и имеющих непосредственный выход на открытые палубы судна.
По установленной мощности СЭС можно разделить на электростанции малой мощности – 250 ÷ 1500 кВт; электростанции средней мощности – 1500 ÷ 6000 кВт; и электростанции большой мощности – свыше 6000 кВт. По способу управления электростанции делятся на автоматические и автоматизированные с дистанционным управлением.
Число электростанций на судне зависит от его основного назначения и энерговооруженности, а их число может быть от одной до трех. При наличии на судне нескольких электростанций, их обычно называют по месту размещения основных источников электроэнергии. Например, на судне с двумя электростанциями, их называют носовой и кормовой или электростанциями левого и правого бортов; при наличии на судне трех элкутростанций их назвают носовой, средней и кормовой или электростанциями левого, правого борта и средней.
Литература
Судовые энергетические установки. Комбинированные и ядерные установки. Болдырев О.Н. [2007]