Что входит в функции службы охраны труда
Что входит в функции службы охраны труда
С 01.03.2022 ст. 217 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 217 ТК РФ
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Служба охраны труда в организации
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.
3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.
4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушения требований охраны труда
Что такое требования охраны труда и чем грозит их нарушение
Когда вы заключаете трудовой договор и устраиваетесь на работу, обязанности появляются не только у вас, но и у работодателя. Одна из них — обеспечивать безопасность и создавать необходимые условия труда.
Что такое требования охраны труда
Требования определяют, какие именно условия труда можно назвать безопасными и пригодными для работы. Они устанавливают правила, нормативы, процедуры и критерии, которыми должны руководствоваться работодатели, чтобы сохранить жизнь и здоровье работников.
Нормативная база. Некоторые требования охраны труда перечислены в главе 34 ТК РФ. Например, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда и проводить обязательные медосмотры.
Кроме трудового кодекса, требования охраны труда содержатся еще в нескольких федеральных законах, вот основные:
Основная часть требований охраны труда содержится в подзаконных актах. К ним относятся:
Руководителям организаций совсем необязательно знать абсолютно все требования охраны труда. Важно помнить:
Здесь могут помочь акты Минтруда:
Отраслевые правила охраны труда. Отраслевые и межотраслевые правила, а также типовые инструкции по охране труда распространяются на организации, которые ведут деятельность в какой-то конкретной отрасли или нескольких схожих отраслях.
Правила обычно применяют напрямую, а на основе типовых инструкций по охране труда каждая организация разрабатывает свою собственную.
Кто отвечает за охрану труда
Все зависит от количества работников в организации и сферы ее деятельности.
Работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, если:
Если сотрудников меньше 50, у работодателя больше альтернатив:
Есть два основных способа назначить ответственного работника:
Если в компании, где работает менее 50 человек, руководитель никому не поручил выполнять функцию по охране труда, в штате нет отдельного специалиста и нет договора со специализированной организацией, ответственное лицо — сам руководитель фирмы. В таком случае не нужно вносить изменения в трудовой договор или оформлять совмещение должностей. Руководитель охраняет труд в силу прямого указания закона. Также он может назначить ответственного за охрану труда сотрудника приказом, не внося отдельную должность и изменения в штатное расписание.
Требования к ответственному лицу. Конкретных требований к специалисту по охране труда в законодательстве нет. Трудовой кодекс лишь отмечает, что нужен опыт или соответствующая подготовка.
При подборе сотрудника работодатель может использовать профстандарт «Специалист в области охраны труда». Но это не обязательно — так говорят суды.
Например, в Омске организацию привлекли к административной ответственности за то, что она не соблюла требования профстандарта к названию должности специалиста по охране труда и необходимому опыту работы. Но суд в решении отметил рекомендательный характер этого профстандарта и отсутствие нарушения закона со стороны организации.
Профстандарт говорит о том, что опыт работы не важен, если у работника есть высшее образование. Если образование средне-специальное, требуется проработать в сфере охраны труда 3 года и больше.
Если профстандарт работодателю не нравится, он может установить любые требования к соискателю, какие считает нужным. Но в таком случае он все-таки рискует привлечь внимание проверяющих органов, пусть и не всегда обоснованно.
Функции специалиста по охране труда. В разных компаниях функции могут отличаться, но примерно они перечислены в п. 7 рекомендаций по организации работы службы охраны труда.
Все функции можно условно разделить на три группы:
И специалист по охране труда, и руководитель, и все работники организации обязаны соблюдать требования охраны труда.
Виды ответственности
За нарушение требований охраны труда могут привлечь к ответственности как работодателя, так и руководителя организации, а также ответственного сотрудника или любого другого работника. Вот какая ответственность может наступить за разные нарушения.
Дисциплинарная. Дисциплинарное взыскание применяется к работнику, который по своей вине не выполнил или ненадлежащим образом выполнил свои обязанности в сфере охраны труда.
Такие обязанности есть у каждого работника: соблюдать технику безопасности, проходить медосмотры, если необходимо. А сотрудники, чья работа непосредственно связана с охраной труда, дополнительно обязаны следить за тем, как в компании соблюдают правила охраны труда. За нарушение любой из таких обязанностей работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
Мы уже подробно писали о дисциплинарных взысканиях, поэтому кратко перечислю основные моменты.
Работник должен знать свои обязанности, доказательство этого — подпись работника.
Например, в обязанности специалиста по охране труда входит организация расследования несчастных случаев на производстве. При этом в трудовом договоре это не прописано — есть только в должностной инструкции.
Работника ни при трудоустройстве, ни позже с инструкцией не ознакомили. Потом работодатель сделал работнику выговор за то, что он не организовал расследование перелома руки инженера, когда тот работал со станком. Это незаконно.
Привлечь к дисциплинарной ответственности можно и руководителя, если он нарушит нормы трудового законодательства в части охраны труда или коллективный договор, например правила техники безопасности в цехе. Инициирует наказание профсоюз или другой представительный орган работников — направляет обращение работодателю. Но этот механизм почти не работает: профсоюзы созданы не везде и контролировать руководителя они фактически не могут.
Материальная. Это обязанность одной стороны трудового договора возместить другой причиненный ущерб. Даже если договор расторгли, обязанность возместить ущерб не исчезает.
Например, работник энергетической компании проверял линии электропередач и был уверен, что напряжение отключено. Оказалось, что линию не отключили, работник потерял равновесие от порыва ветра, коснулся рукой линии и получил тяжелые ожоги. Руку впоследствии ампутировали, а работника уволили как неспособного к трудовой деятельности.
Уже после увольнения работник подал в суд. Суд подтвердил, что травму работник получил, потому что работодатель не соблюдал правила охраны труда, и обязал последнего возместить расходы на лечение и моральный вред.
Нести материальную ответственность может и работник, и работодатель. Например, работодатель может возместить работнику моральный вред, причиненный небезопасными условиями труда.
Металлургический районный суд Челябинска указал, что профессиональное заболевание работника возникло из-за конструктивных недостатков оборудования. Вины работника при этом не было.
Работник заболел, утратил трудоспособность на 10% и испытывал нравственные страдания. А все из-за того, что работодатель не соблюдал обязанности по охране труда. В итоге суд взыскал с работодателя 75 тысяч рублей морального вреда в пользу работника.
В большинстве случаев материальную ответственность несет все-таки работник. Но только при наличии таких условий, которые должен доказать работодатель.
Ответственность в размере прямого действительного ущерба. Работник заплатит только за порчу имущества, а, например, штрафы, которые работодатель платит в инспекцию труда или в налоговый орган, возмещать не должен.
Так, Новосибирский областной суд указал, что уплата штрафов — обязанность организации, которую привлекли к ответственности. Поэтому взыскать с работника сумму штрафа не получится, даже если его действия косвенно привели к нарушению компанией законодательства.
Противоправность поведения. У каждого работника, в соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ, есть несколько обязанностей перед работодателем, одна из них — соблюдать требования по охране и безопасности труда. Поэтому, если поведение любого работника привело к нарушению безопасности труда и к ущербу работодателю, этот работник понесет материальную ответственность.
Причинная связь между поведением работника и причиненным работодателю ущербом. Если ущерб причинен не работником, а, допустим, его подчиненным, причинная связь между поведением начальника и ущербом есть.
Например, это подтвердил Свердловский областной суд. Истец отвечал за охрану труда в организации и за безопасность погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с должностной инструкцией. Он поручил другому работнику такие работы, но не проконтролировал их. Во время работ из-за нарушения техники безопасности сломался кран. Суд установил связь между поведением ответственного лица и поломкой крана и, соответственно, ущербом имуществу работодателя.
Вина работника в причинении ущерба. Вина включает в себя прямой и косвенный умысел, легкомыслие и небрежность. Прямой умысел — это когда работник точно знал, что хотел сделать, и сделал это. А если он не знал точно, к чему приведет его поведение, но предполагал что-то негативное, — это косвенный умысел. Легкомыслие работника — когда он подозревает, что его действия приведут к чему-то плохому, но надеется, что этого не случится, хотя оснований для такой надежды нет. А небрежно работник себя ведет, когда не предвидит никакого негатива, хотя должен.
Административная. Административная ответственность наступает, если нарушаются государственные нормативные требования охраны труда — то есть те, которые установлены ТК РФ, иными законами и актами.
КоАП выделяет в качестве отдельных нарушений в сфере охраны труда наиболее значимые и часто встречающиеся нарушения:
Отдельно кодекс охраняет труд водителей.
Привлечь к административной ответственности можно либо организацию или ИП, либо должностное лицо. В большинстве дел по охране труда должностное лицо — это руководитель организации.
Должностные лица в понимании КоАП либо руководят трудовым коллективом и принимают юридически значимые решения, либо распоряжаются имуществом и деньгами. По общему правилу специалист по охране труда ни тех, ни других функций не исполняет. Поэтому, если специалист по охране труда не соблюдает свои должностные обязанности и из-за этого организация получила штраф, привлечь специалиста можно к дисциплинарной, а не к административной ответственности.
Однако в приказе, должностной инструкции или трудовом договоре со специалистом по охране труда работодатель может обязать его, например, не допускать к работе лиц, которые не прошли обучение. Или обязать назначать дисциплинарные взыскания за нарушения требований охраны труда. В таком случае специалист по охране труда может быть признан должностным лицом — тогда его можно привлечь к административной ответственности. Суды подтверждают обе точки зрения.
Например, Мосгорсуд признал ответственным за безопасность труда в организации ее руководителя, хотя в компании работал и специалист по охране труда. Нарушение было в том, что не все работники прошли обучение по охране труда, хотя должны были. Суд отметил, что именно руководитель должен был организовать обучение всех работников, поэтому он и должен нести ответственность.
А Авиастроительный районный суд Казани посчитал, что именно специалист по охране труда несет ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ.
Поэтому, если устраиваетесь на должность специалиста по охране труда, внимательно читайте трудовой договор и должностную инструкцию. Как минимум сможете понять, могут ли вас привлечь к административной ответственности в случае чего.
Уголовная. Если работник нарушил инструкцию по охране труда предприятия, к уголовной ответственности его привлечь нельзя. Но если последствия нарушения значительные, например тяжкий вред здоровью, а работник — ответственный за соблюдение правил охраны труда в компании, его могут привлечь к уголовной ответственности.
Меры ответственности
Для работника. Работника за нарушение правил охраны труда могут привлечь к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности, в редких случаях — к административной, если его можно признать должностным лицом.
Мер дисциплинарной ответственности по общему правилу всего три: замечание, выговор и увольнение. Нельзя придумать собственное дисциплинарное взыскание — это нарушает права работников.
Увольняют за нарушение правил охраны труда обычно по специальному основанию: если из-за нарушителя произошел несчастный случай, авария, катастрофа или возникла реальная угроза таких происшествий.
Суды относят к тяжким последствиям разные события. Например, когда работник посетил чужой цех на заводе и оставил свой участок производства без присмотра. Или когда имел место групповой несчастный случай со смертельным исходом.
Материальная ответственность работника обычно ограничена размером его среднего месячного заработка.
Но работник несет полную материальную ответственность, то есть возмещает ущерб в полном объеме вне зависимости от размера заработка, если:
В этих случаях работодатель вправе взыскать и не весь ущерб, но на это не стоит рассчитывать.
За нарушение требований охраны труда работнику, ответственному за соблюдение этих требований, могут назначить такие виды уголовных наказаний:
В качестве дополнительного наказания могут лишить права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, например должность специалиста по охране труда, на срок до 3 лет. Но суд не обязан назначать дополнительное наказание — все зависит от обстоятельств преступления.
Для работодателя. Работодателю грозят два вида ответственности: в большинстве случаев — административная и иногда — материальная.
Материальная ответственность работодателя заключается в возмещении ущерба работникам из-за того, что он некачественно или недостаточно охранял их труд.
Если же организация или должностное лицо нарушили требования охраны труда, и компанию, и должностное лицо могут привлечь к административной ответственности в виде:
При повторном нарушении должностных лиц могут оштрафовать и на 40 тысяч рублей, а компанию — на 200 тысяч. Плюс к штрафу суд может назначить дополнительные наказания:
Иногда суд может признать нарушение малозначительным, то есть нарушение формально есть, но никаких серьезных последствий не случилось. Тогда нарушитель к административной ответственности не привлекается и получает только устное замечание.
Например, Амурский районный суд выяснил, что у работников фактически были средства индивидуальной защиты, но в документы работодатель эту информацию не внес. Поэтому нарушение требований охраны труда было признано малозначительным.
Особенности уголовной ответственности
Когда наступает. Главная статья, по которой нарушителей требований охраны труда привлекают к уголовной ответственности, — ст. 143 УК РФ. Уголовное наказание грозит, если по неосторожности были причинены:
Для определения тяжести вреда здоровью человека правительство РФ разработало специальные правила. Вот признаки, которые могут быть связаны с нарушением требований охраны труда:
Помимо общих нарушений требований охраны труда, уголовный кодекс отдельно описывает особые нарушения:
Для квалификации нарушений по всем этим статьям, кроме последней, имеет значение не только вред здоровью пострадавшего, но и ущерб предприятию.
Кто несет ответственность. К уголовной ответственности привлекаются те, кто обязан по закону, должностной инструкции, трудовому или иному договору обеспечить соблюдение требований охраны труда в организации.
Кто признается потерпевшим. Поскольку преступление касается именно процесса трудовой деятельности, потерпевшими признаются те, кто состоит с работодателем в трудовых отношениях. Но не только те, с кем заключен трудовой договор — потерпевшими могут быть лица, которые участвуют в производственном процессе, например:
Единственное исключение — потерпевшими не признаются те, кто выполнял работы или оказывал услуги на основании гражданско-правового договора. Вред, который им причинен, квалифицируется по статьям уголовного кодекса, которые не связаны непосредственно с трудовой деятельностью. Например, по ст. 219 УК РФ, если вред возник из-за нарушения требований пожарной безопасности.
Поведение потерпевшего играет роль при привлечении к уголовной ответственности. Если потерпевший пострадал и из-за собственной небрежности, и из-за действия или бездействия ответственного за охрану труда в организации, суд может учесть это при назначении наказания.
А если вред причинен потерпевшему только из-за его поведения, приговор, скорее всего, будет оправдательным.
Например, президиум Брянского областного суда проанализировал действия специалиста по охране труда и выяснил, что он провел инструктаж, допустил потерпевшего к работе в соответствии с законом и контролировал его работу.
На барабан конвейера, за которым следил потерпевший, налипла глина, и он решил самостоятельно ее очистить, хотя должен был сначала попросить оператора отключить конвейер. В итоге потерпевший серьезно повредил руку.
Суд постановил, что вины специалиста по охране труда в происшествии нет: он свои обязанности выполнил — проблема в потерпевшем, который нарушил требования охраны труда.
Когда могут освободить от уголовной ответственности. Нарушение требований охраны труда — это преступление небольшой или средней тяжести в зависимости от того, остался ли в живых потерпевший. Поэтому нарушителю доступно сразу несколько способов освободиться от уголовной ответственности. Все они, кроме истечения сроков давности, действуют только для тех, кто совершил преступление впервые.
Вот когда могут освободить от уголовной ответственности:
Оформление нарушения
Нарушение правил охраны труда оформляется разными способами в зависимости от того, кто его обнаружил.
Работодатель. Если нарушение обнаружил работодатель и решил привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности, он должен составить акт о нарушении трудовой дисциплины.
До составления акта обязательно запросить у работника письменное объяснение о случившемся. Если работник не представит объяснение в течение 2 рабочих дней, можно составлять акт и без него. После составления акта нужно ознакомить с ним нарушителя под подпись.
В акте необходимо указать:
Инспекция труда или прокуратура. Если нарушение выявили госорганы в ходе проверки, то оно фиксируется в акте проверки. Форма акта установлена приказом Минэкономразвития.
Как обжаловать взыскание
Дисциплинарное или материальное. Мы уже подробно об этом писали, поэтому вспомним основные правила.
Обжаловать приказ о наложении дисциплинарного взыскания можно:
В инспекцию имеет смысл обращаться, только если работодатель неправильно оформил наложение взыскания. Если работник не согласен по сути, придется идти в суд или КТС, если она создана в организации. При этом если сотрудника уволили за нарушение правил охраны труда и он хочет восстановиться на работе, поможет только суд. Если сотрудник считает, что он не нарушал правила охраны труда, он может обратиться в КТС.
Административное или уголовное. К административной ответственности привлечь может уполномоченный орган или его должностное лицо — инспекция или инспектор труда либо суд.
От этого зависит и порядок обжалования. Если к ответственности привлек орган, то обжаловать акт можно в вышестоящий орган или в районный суд. Если привлек суд — то только в вышестоящий суд. О том, как обжаловать решения судов, Т—Ж уже подробно писал.