Что входит в четвертый этап учебной комбинации
Этапы составления комбинаций
Начинающему педагогу (тренеру-инструктору) обычно трудно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность может возникнуть от недостатка педагогических знаний, умений и практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой.
Регламентированный стиль. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов:
2 Grapevines=8 счетов
+4 Step-touch=8 счетов
+2 V-step=8 cчетов
+4 Jumping Jacks=8 счетов
Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.
Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий и требующий от него хорошего уровня подготовленности, двигательной эрудиции, большого опыта работы, высокой музыкальности, владения педагогическими приемами управления группой.
На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, ориентированная на использование музыки программа и свободный стиль.
Важное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.
Возможно использование следующих видов построений:
· I – в кругу;
· II – в колоннах;
· III – «шахматное» (рис. 2).
Рис. 2.Основные варианты построения
Этапы составления комбинаций
Начинающему педагогу (тренеру-инструктору) обычно трудно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность может возникнуть от недостатка педагогических знаний, умений и практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой.
Регламентированный стиль. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов:
2 Grapevines=8 счетов
+4 Step-touch=8 счетов
+2 V-step=8 cчетов
+4 Jumping Jacks=8 счетов
Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.
Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий и требующий от него хорошего уровня подготовленности, двигательной эрудиции, большого опыта работы, высокой музыкальности, владения педагогическими приемами управления группой.
На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, ориентированная на использование музыки программа и свободный стиль.
Важное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.
Возможно использование следующих видов построений:
· I – в кругу;
· II – в колоннах;
· III – «шахматное» (рис. 2).
Рис. 2.Основные варианты построения
Структура занятий базовой аэробикой
Типы занятий
На практике мы встречаемся с различными видами занятий, которые определяются целевыми задачами: развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений, профилактикой различных заболеваний и т.д. В зависимости от целевой задачи и организационной формы можно условно выделить несколько типов уроков:
Дизайн кардиозанятия
Любое занятие подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре, и состоит из подготовительной (разминка), основной и заключительной частей, каждая из которых состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации, соединения и элементы.
Структура занятия – не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида аэробики.
Подготовительная часть
Задача данной части урока – подготовка организма к последующей работе.
В процессе разминки повышается температура тела, развиваются сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы организма.
Большое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части урока осуществляется психологический настрой к предстоящей работе. Темп музыки в подготовительной части не превышает 124–136 уд./мин. Разминка составляет около 10–15% всего времени занятия. Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц, чтобы температура тела повышалась до 38,5–39°С. Чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует включать в программу занятий также упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Исключаются резкие маховые движения, которые могут привести к микротравмам мышц.
Очень важны также правильный подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность разминки может привести к образованию углекислоты в мышцах, что негативно скажется на дальнейшей тренировке. Занимающиеся при этом могут почувствовать усталость уже после разминки. Слишком малая интенсивность, в свою очередь, может привести к тому, что занимающийся не сможет приступить к упражнениям основной части урока.
Необходимо уделить внимание воздействию на суставы. Уже в разминке следует выполнить ряд упражнений, которые улучшат их подвижность, однако это не должно быть главной целью данной части урока. Упражнения на растягивание выполняются с оптимальной амплитудой, исключая какие-либо боли в суставах. Важно соблюдать при этом принцип индивидуализации, так как занимающиеся обладают различной степенью гибкости и то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Особое внимание уделяется голеностопному, коленному и плечевому суставам. Обычно стретчинг (его часто называют предстретчингом) выполняется в конце разминки.
Возможен и другой вариант. Так как темп выполнения упражнений в разминке невысок, можно разучивать новые элементы, используя метод расчленения, осваивая работу ног или рук в замедленном темпе. Затем можно использовать наработанные навыки в основной части урока в высоком темпе и с высокой интенсивностью, что позволяет удерживать этот темп в течение всего занятия, активно воздействуя на кардиореспираторную систему.
Первый блок подготовительной части урока включает упражнения локального и регионального характера: для мышц шеи, малоамплитудные движения туловищем, изолированные движения для таза, бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения и комбинации и воздействующие на отдельные мышцы или группы мышц сверху вниз – от головы к ногам – или снизу вверх, начиная с ног и заканчивая головой. Основной метод проведения упражнений в этом блоке – линейный.
Второй блок включает упражнения для всего тела – различные шаги аэробической хореографии. Возможно выполнение комбинаций, элементы которых составляют содержание основной части, но в облегченном варианте, в более спокойном темпе, – без скачков и подскоков, движений руками и т.п. Этот так называемый эффект репетиции облегчит правильное освоение комбинаций основной части.
Третий блок – предстретчинг: упражнения на растягивание небольшой амплитуды в положении стоя.
Основная часть
Это самая важная часть урока аэробики. Лишь после 20 мин. интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена, что способствует снижению веса тела. Темп музыки при занятиях аэробикой составляет в среднем 128–152 уд./мин., в программах высокой интенсивности – до 160 уд./мин. Именно кардиоблоки способствуют улучшению деятельности кардиореспираторной системы и уменьшению содержания жирового компонента тела.
В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемыйаэробный разогрев – блок, в котором выполняются элементы, типичные для хореографии при занятиях аэробикой средней интенсивности: Step Touch, Step Tap, Step Heel, джоггинг с возрастающей амплитудой движений.
Следующий блок – пиковый, отличающийся наибольшей кардионагрузкой. Основные используемые средства – кики, бег с движениями руками, скачки и прочие элементы аэробной хореографии высокой интенсивности.
В следующем, третьем, блоке нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается на том же уровне. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, замедления темпа музыки до 124–136 уд./мин. или замены в комбинации более интенсивных элементов на менее интенсивные.
Следует, однако, помнить, что на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна оставаться в пределах 60–80% от максимальной, и именно в этой зоне пульс может слегка повышаться и снижаться, достигая максимальных величин в пиковом блоке.
Заключительная часть
Заключительная часть урока включает упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении лежа или сидя на полу (в партере). Данную программу упражнений следует строить со сбалансированной нагрузкой на все суставы, уделив особое внимание растягиванию мышц, участвовавших в предыдущей работе: икроножной, камбаловидной, четырехглавой мышцы бедра и мышц – разгибателей бедра.
Не следует забывать и об упражнениях на расслабление. Движения с расслаблением используются как при действиях руками, туловищем, так и при выполнении наклонов. Неумение расслабляться, излишняя скованность являются, прежде всего, признаком плохой координации движений. С физиологической точки зрения конкретными причинами этого могут быть тоническая напряженность, недостаточная скорость расслабления мышц. Возможно выполнение упражнений на расслабление в партере лежа или сидя с последующим коротким напряжением отдельных мышечных групп: например, в положении лежа на спине надавить пятками на пол в течение 3–8 сек. и затем расслабить мышцы, участвовавшие в статическом напряжении. Различного рода потряхивания руками и ногами также способствуют расслаблению и быстрому восстановлению после физической нагрузки.
Продолжительность заключительной части урока составляет около 5–7 мин. Темп музыки спокойный – 90–100 уд./мин. ЧСС постепенно снижается до 90–110 уд./мин.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какими факторами определяются модификации элементов?
2. Перечислите правила, по которым составляются соединения.
3. Перечислите основные типы движений хореографии классической аэробики.
4. Перечислите основные способы передвижений.
5. Перечислите этапы методы обучения в аэробике.
Рекомендуемая литература
1.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002. – 221 с.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
3. Рипа М.Д., Расулов М.М., Культова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии: учеб. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.
Введение
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают максимальную, скоростную силу и силовую выносливость.
Под максимальной силой понимаются наивысшие возможности, которые человек способен проявлять при максимальном произвольном мышечном сокращении.Скоростная сила – это способность человека к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Подсиловой выносливостью понимается способность длительное время поддерживать силовые показатели. Можно говорить о выносливости относительно максимальной силы, а также о выносливости при проявлении силы в анаэробном и аэробном энергообеспечении.
Основные задачи, решаемые в процессе силовой тренировки в фитнесе, – воздействие на опорно-двигательный аппарат, особенно на позвоночник, периферическую, центральную нервную систему и психику в целом.
Положительные результаты силовой тренировки представлены ниже.
Мышцы | Повышаются показатели абсолютной силы. Экономизируется работа мышц. Увеличивается мышечная масса |
Связочный аппарат | Улучшается эластичность |
Кости | Увеличивается плотность костной ткани |
Суставы | Улучшается подвижность суставов, что способствует профилактике травматизма |
Позвоночник | Сохраняются естественные изгибы позвоночника. Задерживается дегенерация межпозвоночных дисков |
Нервная система | Повышается лабильность, уменьшается возбудимость. Совершенствуется регуляция мышечного напряжения |
Телосложение | Увеличивается мышечный компонент соматотипа. Уменьшается жировая прослойка |
Психика | Появляется уравновешенность, снижаются возбудимость, нервозность |
Социальный статус | Повышается уверенность в себе, улучшается коммуникативность |
Стройная фигура у девушек, атлетический тип телосложения у юношей делают их не только привлекательными внешне, но и более жизнестойкими. По данным американских невропатологов и психиатров, нервные срывы, депрессии, неспособность адаптироваться к высокому ритму жизни в современных условиях встречаются у людей со слабо развитой мускулатурой почти в 5 раз чаще, чем у хорошо физически развитых. Важно помнить, что тренированные сильные мышцы защищают нас от случайных травм при занятиях спортом и в быту.
Об использовании силовых тренировок при работе с детьми и подростками нет единого мнения специалистов. Ряд исследователей считают, что силовые упражнения повышают травматизм, могут задерживать рост костей. Другие ученые считают, что под наблюдением опытных преподавателей вполне возможно применять силовые упражнения и что они не влияют отрицательно на развитие мышц и костей.
Этапы составления комбинаций
Начинающему педагогу (тренеру-инструктору) обычно трудно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность может возникнуть от недостатка педагогических знаний, умений и практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой.
Регламентированный стиль.Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов:
• первый этап — подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам — с другой;
• второй этап — выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии, от которой будут зависеть темп выполнения упражнений, их характер, эмоциональное воздействие на состояние занимающихся;
• третий этап — непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов — с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета, как, например, Step Touch, a другие, как V-step, — на 4. Ниже приводится расклад элементов в комбинации по счетам:
2 Grapevines=8 счетов +4 Step-touch=8 счетов +2 V-step=8 счетов +4 Jumping Jacks=8 счетов Комбинация=32 счета;
• четвертый этап — выбор метода для обучения комбинации — сложения или блок-метода — и разложения ее на элементы.
Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.
Свободный стиль.Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий и требующий от него хорошего уровня подготовленности, двигательной эрудиции, большого опыта работы, высокой музыкальности, владения педагогическими приемами управления группой.
На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, ориентированная на использование музыки программа и свободный стиль.
Важное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.
Возможно использование следующих видов построений:
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Оглавление
Глава 4. Проведение занятий по хореографии в оздоровительной аэробике
4.1. РАБОЧИЕ ПОНЯТИЯ
При разработке технологии преподавания объективной необходимостью является уточнение содержания основных теоретических понятий, используемых при ее проведении.
В первую очередь это касается отражения наиболее существенных аспектов избранной проблемы, что очень важно в связи с существующей до сих пор в литературе неоднозначностью трактовок и подходов к дефинициям различных понятий [4, 7, 19, 20, 22, 26, 27, 30, 31, 32, 57, 84, 100, 101].
Искусство — художественное творчество (в том числе танец) и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Педагогическое мастерство — способность педагога творчески использовать профессиональные теоретические и методические знания, умения и навыки применительно к конкретному контингенту обучаемых и моменту обучения в сочетании с умением организовать на должном уровне процесс педагогического общения.
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата между педагогом и учащимся.
Профессиональная физическая культура спортивного педагога — компонент физической культуры личности специалиста, позволяющий на базе овладения необходимым арсеналом средств и методов физической культуры осуществлять профессиональную деятельность с высокой эффективностью.
Танец — вид искусства, в котором средства создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика, т. е. с точки зрения пространственно-временных своих характеристик — это вид искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз, тогда как в содержательном плане — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя либо зрелищного эффекта, достигаемых путем жестов, имитации, ритмической смены поз и па, некоего образного языка, способного передавать эмоциональное состояние человека.
Танец классический — исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщенной трактовки сценического образа.
Танец народный — один из видов народного творчества, конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Танец спортивный — вид спорта, возникший на базе бальных танцев, использующий средства танцевального искусства как основу для организации соревновательной деятельности.
Танцевальная композиция — охватывает все произведение целиком. Отличается единством, цельностью и завершенностью сложной формы, в которой значимы соотношения и взаимное расположение составных частей, соподчиненность отдельных элементов. Композиция состоит из танцевальных фигур и призвана способствовать полному развертыванию эмоционально-смыслового содержания.
Танцевальная фигура — часть танца, состоящая из нескольких танцевальных движений и по длительности соответствующая одному или нескольким музыкальным предложениям. Имеет смысловую законченность и является единицей танцевального содержания. Структурными признаками танцевальной фигуры обычно являются симметричность, репризность исполняемых движений, четкие границы.
Танцевальное движение — относительно завершенная структурная единица танца, включающая совокупность некоторых кинем и танцевальных мотивов, метроритмически связанных в единое целое.
Танцевальный мотив — органическая совокупность нескольких кинем, объединенных ритмом, отдельное, целостное по смыслу движение.
Хореография — первоначально запись танца, затем искусство сочетания танца, балета XIX—XX вв., танцевальное искусство в целом.
Эстетический вкус — способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства.
4.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В АЭРОБИКЕ
Как мы отмечали выше, под хореографией понимается все то, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового (салонного), джазового, модерн и др. В течение 20 лет истории развития аэробики произошел отбор и некоторая модернизация основных средств из области танцев и гимнастики, сложилась достаточно стройная система их применения. Традиционно сложившаяся система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».
Прежде чем перейти к закономерностям и принципам построения хореографии в аэробике, остановимся подробнее на ее структурных компонентах. Возможно выстроить следующую иерархическую структуру, исходным в которой является элемент. Напомним, что элемент — это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий.
В аэробике выделяются несколько путей создания разновидностей элементов, позволяющих разнообразить средства, изменять нагрузочность упражнений:
4.3. МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ СОЕДИНЕНИЙ И КОМБИНАЦИЙ
Условно можно выделить несколько методов создания соединений и комбинаций:
Такое построение вполне доступно начинающим и оказывает при определенной длительности хороший эффект на сердечнососудистую и дыхательную системы, т. е. соблюдается достаточная аэробная нагрузка. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.
Метод от «головы» до «хвоста». Здесь мы имеет дело с соединениями, при этом соединение составляется всегда из двух упражнений. Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение «А», затем «Б», вновь возвращаемся к упражнению «А» и соединяем его с упражнением «Б». Каждое упражнение повторяется многократно. Разучивается новое движение — «В» Затем следует тренировка соединения «Б — В» (упражнение «А» не повторяется), далее следующее — «Г» и т. д.
Метод «зиг-заг». При этом методе используются комбинации из различных элементов, поэтому он применяется в тех случаях, когда занимающимися освоены отдельные элементы и соединения. Применение данного метода требует концентрации внимания занимающихся и достаточной подготовленности в плане координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:
Следующая методика, которую использует тренер, — методика сложения.
В отличие от предыдущей методики в комбинации повторяются не отдельные упражнения, а соединения их.
Возможно составление комбинации из нескольких, обычно 4—8, элементов. И, наконец, так называемый «блок-метод», который является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии в аэробике.
Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов (на 32 счета или более). Возможно продолжить комбинацию, добавив элементы «Ж», «З», и т. д.
Проведение занятий по методу сложения и «блок-методу» является наиболее сложным среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наиболее простых методов, начиная с линейного.
Между отдельными комбинациями исключаются паузы, они заполняются простейшими элементами, например небольшими пружинными приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый «холдинг патерн» (Holding Pattern), позволяет сохранять нагрузочность занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.
4.3.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА КОМБИНАЦИЙ
Остановимся подробнее на различных вариантах «внутреннего » построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием элементов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством повторений их.
Классический вариант «блок-метода» показан ниже:
Другой вариант строится по принципу перевернутой пирамиды:
Широко применяется вариант двойной перевернутой пирамиды:
Ниже представлен вариант разнонаправленных пирамид:
4.3.2. КОМПОЗИЦИЯ КОМБИНАЦИЙ И ПРОСТРАНСТВО
Тренер-инструктор по аэробике должен создавать комбинации с учетом размеров зала (площадки), чтобы не стеснить и не ограничить пространственное передвижение занимающихся. При этом надо учитывать возможность перемещения при выполнении комбинации с правой и левой ноги. Несоблюдение данного правила может привести к помехам и даже травмам.
В аэробике можно использовать деление пространства при помощи специальной схемы, составленной в балете В.И. Степановой и усовершенствованной А. Я. Вагановой [84].
Немаловажное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.
Возможно использование следующих видов построений:
4.3.3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ КОМБИНАЦИЙ
Начинающему тренеру-инструктору обычно затруднительно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность возникает у него, естественно, от недостатка педагогических знаний и умений, практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой, изучал на конвенциях, курсах, семинарах или разучивал по видео.
Возможно выделить два направления в создании комбинаций: регламентированный вариант и свободный стиль.
Регламентированный вариант. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап — подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам — с другой. Так, например, для «продвинутых» можно отобрать 8—10 основных элементов. В зависимости от места комбинации в уроке (в подготовительной части или в основной — аэробно-пиковой) продумать характер выполнения элементов, а именно: в «опорной технике» — на шагах или «безопорной» — с подскоками и скачками; другими словами, степень нагрузочности элементов по координации и функциональному воздействию на кардиореспираторную систему (Low impact или High impact).
Второй этап — выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии. От музыки будет зависеть темп выполнения, характер, эмоциональное воздействие на занимающихся. Иногда тренер идет и другим путем. Сначала случайно или целенаправленно в результате поиска и прослушивания множества дисков находится музыка, которая вдохновляет на создание комбинации, а затем подбираются движения. На практике мы сталкиваемся с обоими способами.
Третий этап — непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов (на 32, 64 счета и т. п.) с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета, как, например, Step touch, а другие, как V-step, — на 4 счета. Ниже приводится «расклад» движений в комбинации по счетам:
2 Grapevines = 8 счетов
+ 4 Step touch = 8 счетов
+ 2 V-Step = 8 счетов
+ 4 Jamping Jaks = 8 счетов
Комбинация = 32 счета
Можно использовать видеозапись с последующим просмотром и анализом. На этом же этапе инструктор запоминает составленную композицию и доводит ее до исполнения на хорошем техническом и эмоционально-выразительном уровне.
Четвертый этап — выбор методики обучения комбинации (метод сложения или «блок-метод») и «разложения» комбинации по обучающей методике.
Пятый, завершающий этап — выполнение полной программы по освоению комбинации с контролем за частотой сердечных сокращений (пальпаторно или, лучше, с помощью регистратора пульса) для ориентировочной оценки физиологической нагрузочности программы.
Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений, быть может, интересными и эффектными с точки зрения «балетмейстерской» изобретательности, пригодными для демонстрации на различного рода конвенциях, но неприемлемыми для повседневных занятий в оздоровительных фитнесс-клубах. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.
Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий. Данный стиль требует высокого уровня подготовленности инструктора-тренера по следующим параметрам:
На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, «увязанная» с музыкой программа и свободный стиль.
4.4. МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Как и в любом спорте, при любой деятельности, связанной с двигательной активностью, в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с проблемой обучения. Для тренера по аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и умение научить занимающихся правильной технике. В связи с этим проблема правильного обучения, несомненно, актуальна в аэробике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Сложность задачи возрастает, так как в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать занятия не более 2-3 раз в неделю, при этом они хотят как можно быстрее достичь желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, а также получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому в отличие от спорта высоких достижений, обучение происходит, что называется, на ходу, с сохранением принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру: умение лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения по разучиванию и замечания тренер должен делать в тактичной и доходчивой форме.
Итак, напомним основные методы и принципы обучения. Как и в спорте, в аэробике применяются два метода обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности, разучиваются целостным методом. А вот различного рода «добавки» в виде движений руками требует уже расчленения. Сначала разучиваются движения ногами, затем руками, и лишь после выполняется целостное двигательное действие. Расчлененный метод применяется также при разучивании различных танцевальных сложных для координации движений.
Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим, а комбинации слагаться из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов.
Методические приемы. В качестве основных методических приемов обучения хореографии выступают следующие:
Оперативный комментарий и пояснение. В процессе проведения занятия большое значение имеют указания, которые дает тренер в ходе выполнения упражнений. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут оперативно представить собственные действия. При этом указания включают моменты, что и как делать (название движения, основные моменты техники, направление, подсчет и т. д.), включая исправление более или менее грубых ошибок, внося коррекцию и тем самым применяя принцип обратной связи, сохраняя при этом поточный метод проведения упражнений.
Объяснять надо в доступной, понятной форме, учитывая интеллектуальный средний уровень занимающихся в группе.
Визуальное управление группой. Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробики.
Обычно визуальное управление используется вместе со словесными указаниями. Например, показывается направление движения с пояснением, что делать. Система оперативного комментария, пояснения и визуального управления группой должна быть четкой, уверенной.
Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, в особенности при проведении силовых упражнений в партере и с различного рода амортизаторами, отягощениями.
К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен подчеркивать своими движениями моменты расслабления, напряжения, характер танцевальных элементов и т. п. Важное значение имеет мимика. Невозможно проводить занятия при выражении недовольства, раздражительности, усталости на лице.
Музыка как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на занимающихся аэробикой в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка.
Важным методическим приемом является и изменение темпа выполнения хореографических движений: можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента, соединения или целой комбинации. Если в начале изучения нового хореографического материала темп будет слишком быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его, что, в свою очередь, может привести к раздражению, развить комплекс неспособности к данному роду двигательной активности. Часто это может быть причиной потери клиента для клуба, и виной будет являться не собственно программа занятий, а неквалифицированность тренера-инструктора. Поэтому «поспешать надо медленно».
Слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся. Не забывайте о принципе «золотой середины».
Нельзя требовать сразу от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировки в пространстве, а затем вносите эмоциональность, раскрепощенность, выразительность.
Огромную помощь в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать с действиями тренера. Поэтому так важно оборудовать залы для аэробики зеркалами. Наличие зеркал в залах для проведения аэробики не только исполняет функции дизайна, но и является важным для обучения, технически правильного выполнения упражнений, для персонального контакта, коммуникации с занимающимися спортом.
Однако длительное проведение упражнений спиной к занимающимся может вызвать отрицательную реакцию у некоторых людей. Поэтому тогда, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении. Ниже на отдельных примерах раскрывается принцип «зеркального» показа:
Принципы «зеркального» показа
Однако существует и исключение из правил. Например, при выполнении V-шага, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами, например шаг вперед с поворотом кругом, тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к группе.
Симметричное обучение. Необходимо помнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоническому развитию.