Что вчера творилось в москве во время дождя
Москва под водой: последствия удара «суперливня»
Столичный регион сегодня переживает последствия сильнейшего дождя, который синоптики окрестили «суперливнем», и урагана, опрокинувшего деревья и даже вызвавшего пожары.
Машины плывут
Из-за дождя произошло подтопление целого ряда дорог в Москве, в том числе участков крупных магистралей. Некоторые водители буквально «утонули» и остановились.
«Суперливень» погрузил под воду несколько улиц, и пешеходы оказались по колено в воде. Правда, нашлись те, кто сразу «пустился в плавание».
А водителю такси пришлось спасаться на крыше своей машины. Затопило первый этаж телецентра «Останкино». Жители столицы жаловались, что местами ливневки не справлялись. Фонтаны воды били из-под люков.
Задерживаются авиарейсы, затопило метро
В аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево из-за «суперливня» задержаны свыше 30 рейсов.
Станция метро «Ясенево», как шутят пользователи в соцсетях, «ушла под воду». Потоки стремительно хлынули сначала в переход, а затем в вестибюль и на платформу. В столичной подземке приняли решение временно остановить движение поездов на участке «Теплый стан» — «Новоясеневская».
В разных районах столицы нарушено движение трамваев. Например, из-за деревьев, опустившихся на контактную сеть, также задерживаются трамваи у кольца «Черемушки», а также на улице Клары Цеткин. Также задерживаются ряд электробусов и автобусов.
Сорвало крыши
На севере столицы из-за сильного ветра обрушилась часть крыши. Деревянные перекрытия здания на улице Правды упали на припаркованные автомобили. Оборваны линии электропередачи.
В Подмосковье загорелись дома, деревья и трансформаторы
После прямого попадания молнии загорелся частный дом в подмосковных Химках. В Щелково взорвался трансформатор. А в Балашихе падение на высоковольтную линию привело к пожару. В Раменском ветер завалил строительный кран.
Как сообщили власти Московской области, из-за непогоды без электричества остались около 15 тысяч жителей.
Антициклон, обеспечивший в Москве и области аномальную жару, сменили сильные дожди, грозы и ураганный ветер. По словам синоптиков, столице предстоит пережить «суперливень» – на регион обрушится 70% месячной нормы осадков. Непогода продлится до самого вечера – 22:00-23:00 мск.
«Суперливень» охладил Москву ценой затопленных улиц и станций метро. Обобщение
Дожди, и довольно сильные, в столице прошли и накануне, однако не везде, и на жару они особо не повлияли. В понедельник все было иначе. После полудня в столице настала темнота почти ночная, и в квартирах пришлось зажигать свет.
Без жертв и пострадавших
Наиболее интенсивная фаза ливня оказалась непродолжительной, и коммунальным службам в целом удалось оперативно справиться с последствиями стихии. При этом «суперливень» обрушился на Москву неравномерно и в отдельных районах доставил немало проблем.
Подтопление метро и трамвайных путей
Часть дорог в городе оказалась затоплена, было нарушено движение метро и наземного транспорта. Так, из-за затопления станции «Ясенево» прерывалось движение на южном участке Калужско-Рижской линии. Позднее стало известно, что сильные линии парализовали движение поездов в обе стороны на открытом участке Филевской линии.
Из-за сложных погодных условий было затруднено движение поездов на МЦД-1 и Савеловском направлении МЖД между платформами «Савеловская» и «Бескудниково».
Подтопления в разных районах Москвы привели к перебоям движения трамваев, сообщалось в телеграм-канале столичного департамента транспорта.
Наибольшие трудности наблюдались в районе метро «Шоссе энтузиастов», на улице Радио, у Курского вокзала, на Комсомольской площади, на Симферопольском бульваре и Чертановской улице, на улице Вавилова, на Тихвинской улице. Позднее в департаменте уточнили, что из-за подтоплений также задерживаются трамваи у станции метро «Щукинская», на Авиационной улице и в районе кольца «Братцево».
Практически сразу ливень с грозой и сильным ветром привел к семибальным пробкам на улицах Москвы. В отдельных районах дороги оказались подтоплены, и автомобилистам приходилось снижать скорость, чтобы преодолеть глубокие лужи. Некоторые машины по-настоящему поплыли, а водителям пришлось выбираться на капоты.
Обрушения
С законсервированного здания комбината «Известия» в центре Москвы ураганным ветром сорвало деревянную обрешетку. Площадь обрушения составила порядка 250 кв м. И здесь обошлось без пострадавших, однако повреждения получили несколько машин каршеринга, припаркованных у здания.
Из-за упавших деревьев также были повреждены несколько машин.
Обесточенное Подмосковье
Ураганный ветер, которым сопровождался ливень преимущественно на востоке области, повалил несколько деревьев, повредив припаркованную во дворах технику.
В настоящий момент дожди с незначительными перерывами продолжаются в различных районах Москвы и Подмосковья, но до «суперливня» им далеко.
Тем не менее, расслабляться еще рано: по прогнозу синоптиков, дожди в Москве продлятся как минимум до полуночи.
Москву и область накрыл сильнейший ливень
Аварийные службы Москвы переведены в режим повышенной готовности, сообщили в пресс-службе комплекса городского хозяйства. По прогнозу ожидается шквалистый ветер до 22 метров в секунду, ливень и град.
На улицы города уже сейчас вышли более 300 бригад «Мосводостока», задействовано 290 спецмашин.
В московском метро из-за подтопления приостановлено движение
Из-за мощного ливня в Москве было экстренно приостановлено движение на «оранжевой» и «голубой» ветках метро.
Как сообщает пресс-служба департамента транспорта, на станцию «Ясенево» поступает огромный поток воды с улицы. Она попала и в вестибюль, и на платформу. Ради безопасности пассажиров приостановлено движение поездов от «Теплого стана» до «Новоясеневской». Спецслужбы метро делают все возможное, чтобы восстановить движение.
Также поезда временно не ходят от «Киевской» до «Кунцевской». Пассажирам предлагают воспользоваться «синей» веткой.
Тропический гидроудар: Эксперты объяснили, почему Москва не справляется с суперливнями
В понедельник изнуряющая жара в столице сменилась на ураган и мощный ливень. Город буквально поплыл: водой были затоплены дороги, станции метро, переходы и первые этажи некоторых зданий. Такая беда происходит регулярно, однако решения пока нет. Как выяснил Лайф, система ливневых стоков, разработанная ещё в 60-х годах под нужды и погоду того времени, технически устарела и просто не тянет нынешнюю нагрузку. Усугубляют ситуацию и нарушения при строительстве дорог, превращающие их в своеобразные каналы для воды.
Последствия ливня в Москве 28 июня 2021 года. Фото © Агентство «Москва» / Денис Гришкин
Главная проблема Москвы связана с тем, что систему ливневых стоков рассчитывали по СНиПам ещё 1960–1980-х годов, а максимальное количество осадков для них определяли по метеорологическим наблюдениям того времени. С изменением климата дождей стало больше.
За последние годы по выпавшим осадкам Москва побила сразу несколько рекордов. Лето прошлого года стало одним из самых дождливых за всю историю метеонаблюдений. Природа на планете изменилась, а столицу России до сих пор защищают ливневые стоки, рассчитанные на устаревшую нагрузку.
Улица Намёткина. Видео © LIFE SHOT
По данным мэрии Москвы, общая протяжённость трубопроводов системы сбора и транспортировки сточных вод сейчас составляет почти восемь тысяч километров. Это больше, чем расстояние от Калининграда до Владивостока по прямой. Диаметр дренажных труб в системе стока составляет от десяти сантиметров до нескольких метров.
Дерево упало на детскую площадку в Королёве. Видео © LIFE SHOT
В каком состоянии находятся эти магистрали? В постановлении «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Москвы на период до 2025 года» от сентября 2016 года отмечается, что более 70% трубопроводов «превысили нормативный срок эксплуатации, что негативно сказывается на надёжности городской канализации».
Работоспособность столичной ливнёвки
Последствия суперливня в Москве 28 июня 2021 года. Видео © LIFE
По мнению бывшего главы НИиПИ генплана Москвы заслуженного архитектора России Александра Ткаченко, сейчас на работоспособность ливнёвки влияет несколько факторов: актуальное состояние существующей системы, развитие города, обеспечивающее дальнейший рост нагрузки, и, как ни странно, благоустройство существующих улиц, особенно центральных.
— Складывается впечатление, что в последнее время всех больше интересует внешний вид Москвы, чем техническая сторона её жизни, инфраструктура, которая обеспечивает безопасность и комфорт жителей мегаполиса. К сожалению, вместе с Советским Союзом мы потеряли и хорошую школу проектировщиков. Посмотрите, что сейчас творится, к примеру, на улице Мясницкой. Никогда там луж не было, а сейчас реки текут после каждого дождя. Да, красиво сделали, идеально ровно. А ведь ошибка почти дилетантская. Любой специалист должен понимать, что такое вертикальное проектирование — учитывать в своей работе наклоны поверхностей для отвода воды. И подобного рода промахи в столице встречаются, — рассказал Ткаченко Лайфу.
Как правило, подобные ситуации возникают, когда подрядчики делают инженерные расчёты по загрузке существующих ливневых коммуникаций без учёта их состояния, просто вписывают свои архитектурные решения в старые системы, а они к этому моменту уже могут требовать капитального ремонта. В результате проблема вместо решения «цементируется» новостроем сверху. Кроме того, строителям выгодно быстро закрыть объект, получить свои деньги и перейти на новый проект, зачастую нарушая технологии и отклоняясь от заявленных технических заданий, в том числе и по строительству водоотводной инфраструктуры.
Фото © Агентство «Москва» / Андрей Никеричев
По мнению архитектора, на состоянии ливневых стоков отразилась и градостроительная активность столичных чиновников — особенно трубам и коллекторам досталось в нулевые, когда на строительных площадках куски кирпича, плитки, испорченные цемент и известь, арматура, доски и многое другое летело в канализацию. Таким нехитрым способом подрядчики, экономя на вывозе, утилизировали оставшийся после работы мусор.
Правда, по словам Ткаченко, в последнее время подобные инциденты почти исчезли — эксплуатирующие организации стали тщательнее следить за подрядчиками из-за драконовских штрафов. Но сейчас на повестке стоит расчистка оставшихся с тех времён завалов. А это большие деньги и время.
Фото © Агентство «Москва» / Андрей Никеричев
Ещё один фактор — урбанизация территорий сокращает природные дренажные системы. Воде, которая раньше просто уходила с поверхности через почву, теперь некуда деваться, кроме как собираться в естественные реки и озёра.
— Тут есть два подхода: либо добавлять к существующей трубе [ливневой системе] всё новые секции и усиливать нагрузку (то, что в столице делается сейчас). И второй подход, предусматривающий возможность не сбрасывать абсолютно всю воду в ливневую систему и не перегружать её. Часть воды, где это возможно, нужно уводить на газоны, откуда она будет уходить естественным образом. Конечно, потребуются вложения для решения ряда сопутствующих проблем, но наши расчёты говорят, что этот способ эффективен и может работать в Москве, — пояснил Лайфу профессор Высшей школы урбанистики Алексей Крашенинников.
Фото © Агентство «Москва» / Денис Гришкин
Если посмотреть на участки дорог, которые постоянно затапливают дожди, и их инфраструктуру, то заметно, что многие из них представляют собой накопители воды.
— Один из главных факторов затопления московских дорог — это любовь градостроителей к высоким бордюрам. Посмотрите, например, на тротуары и пешеходные дорожки. Они в большинстве своём представляют собой естественный канал для воды: сама дорога находится ниже уровня газона, а по бокам стоят бордюры. Вода сливается на дорогу с двух сторон, и ей дальше попросту некуда деваться. Она разрушает покрытие, и очень скоро здесь возникают ямы, асфальт слезает. Как нужно делать? Правильный вариант — когда бордюр идёт вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта ниже на несколько сантиметров. В итоге влага будет уходить с тротуара на газон вместе с пылью и песком. Вода — это враг города, и задача города — как можно скорее увести её с улиц, — пояснил Лайфу архитектор и блогер Илья Варламов.
Эксперт Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская разделяет подобный подход. По её мнению, чтобы избавиться от потопов, нужно не усиливать существующую канализацию, а снимать с неё нагрузку.
— Главная проблема любого крупного мегаполиса, не только Москвы, — обилие водонепроницаемых поверхностей. Если раньше в столице было и асфальта меньше, и климат был суше, то сейчас погода в бетонном городе всё больше походит на субтропики с частыми и обильными дождями. У нас должны появляться накопительные резервуары — распределённые, а не централизованные. Это значит, что в каждом дворе могут стоять накопители (надземные, подземные), они будут собирать влагу, которую позже можно будет пустить, например, на полив газонов. В результате централизованная система не будет перегружаться. Кроме того, этот способ борьбы с потопами существенно дешевле традиционных методов — дальнейшего нагромождения коммуникаций под городом, — считает Ирбитская.
Люди, знающие систему ливнёвок в Москве, называют и другие причины регулярных потопов.
Мужчины толкают сломанный автомобиль на улице Вавилова. Видео © LIFE
— Пропускная способность труб может меняться в том числе и из-за движения грунта. Год за годом, хотим мы того или нет, Москва накапливает всё новые культурные слои. Посмотрите на старые строения, они же часто явно ниже сидят в земле, чем должны были бы. Первые этажи чем дальше, тем больше опускаются в подвал. Всё это говорит о том, что почва под нашими ногами постоянно меняется. Это приводит к изменениям в геометрии систем труб: где-то меняются углы залегания, тем самым в них меняется скорость течения воды; где-то под нагрузкой они лопаются и частично осыпаются, из-за этого также меняется их пропускная способность, — рассказал Лайфу председатель технического комитета № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.
В Москве за считанные минуты выпало 70% месячной нормы осадков, затопило дороги и даже метро
Столичный регион приходит в себя после мощного ливня с грозой. Десятки поваленных деревьев, сорванная крыша, упавший строительный кран, а еще затопленные улицы, потоки воды в подземных переходах, вставшие поезда в метро — вот краткий список последствий непогоды.
Дождь принес нам циклон с запада, а до этого несколько дней в Москве стояла аномальная жара. Температура поднялась настолько, что синоптики не сомневались: рано или поздно закончится все грозой. Это обычная картина для таких перепадов, когда раскаленный воздух встречается с холодным фронтом, начинается светопреставление с молниями и даже градом. Так было и сегодня.
Сначала наступила тьма. Середина дня, а на Москву опустились вечерние сумерки. Раскаты грома. Город накрыла непроглядная стена воды.
Назвать это летним дождем язык не поворачивается. Суперливень — сразу окрестили грозу москвичи. Видимость местами не больше пяти метров. Молнии бьют прямо по крышам.
Вода с неба, вода под ногами. Пассажиры, ожидавшие поезда на станциях «Ясенево», «Кунцевская» и «Багратионовская», уехать с них так и не смогли, разве что уплыть. Да и крыша над головой не всех сегодня защитила от ливня: люди в торговых центрах, парковках жилых комплексов сегодня тоже фиксировали обильные осадки.
Чего далеко ходить: пока все новостные группы разъехались снимать непогоду, вода пришла в коридоры Останкино. Навигацию впору было включать и на улицах Москвы — локальные озера образовались на дорогах, дворах и перекрестках. Движение временно встало. Или вот как этот таксист — только спасаться на крыше своего авто.
«В середине дня проходил холодный атмосферный фронт, за ним была более прохладная воздушная масса, контраст температур в зоне фронта около 10 градусов. То есть на западе Центрального округа было 25 градусов, а на востоке воздух прогрелся уже до +35 градусов. Поэтому образовались мощные кучевые облака с сильными грозами и усилением ветра до 23-25 метров в секунду сопровождалась такая погода. За час в Москве выпало около 40% от месячной нормы осадков», — сообщила ведущий специалист Гидрометцентра Людмила Паршина.
Больше всего досталось строительным площадкам: гигантский башенный кран не устоял под порывами ветра. Строительные материалы летят словно бумажные листы. Впрочем, крыши летали и на вполне построенных объектах. С неба на землю и прямо на машины рухнула крыша заброшенного здания на улице Правды.
Улица Правды сейчас перекрыта. Ее очищают от завалов — фрагментов металлической крыши и деревянных перекрытий. Вот под ними остались припаркованные машины каршеринга. На самой крыше работают сотрудники МЧС и пожарные. Пострадавших нет.
Москвичи дождя и прохлады, конечно, ждали. Встретили с энтузиазмом. Но совсем не до смеха было людям, забаррикадированным в этом магазине в подвале. Дверь не поддавалась — решили разбить стекло.
Сейчас должно похолодать, но к концу недели снова жара. Приведут ли такие температурные качели к другим суперливням? А главное — придет ли с ними большая вода?
«Все-таки у нас здесь моря нет, поэтому такого неиссякаемого источника влаги, как море или океан разогретого, рядом нет. Поэтому в нашем регионе все-таки осадков такой интенсивности не наблюдалось и, скорее всего, наблюдаться не будет. Поэтому, я думаю, все-таки крымского сценария мы избежим», — пояснил замдиректора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Владимир Семенов.
Урон, нанесенный стихией городу, еще только подсчитывают. Но москвичи этот день запомнят надолго. Хотя бы те, для кого отсутствие моря в Москве не проблема. Заплыв при желании можно устроить в луже.