Что говорят у мусульман когда умирает человек
Что должен сказать мусульманин, услышав сообщение о чьей-либо смерти?
Молитва за умершего человека
Какое дуа нужно прочитать, когда слышишь весть о смерти кого-либо?
Жизнь людей на земле не вечна. Время, которое человек проведет на этой земле, уже давно определено Всевышним. Очень важно помнить об этом, готовиться к жизни вечной, а также возносить дуа за тех, кого уже нет рядом.
Данное дуа можно читать не только когда извещают о чьей-либо смерти, но и тогда, когда Вам сказали, что кто-то попал в большую беду, потерпел огромное горе или трудность.
Данное дуа читается так:
«Инна Ллилляхи ва инна илейхи раджиун. Аллахумма’ль-хыкху би’с-салихин, вахлюф‘аля зурриййатихи фи’ль-‘габиринэ ва’гфир ляна ва ляху йаума’д-дин. Аллахумма ля тахримна ля тахримна аджраху ва ля тафтинна Аллахумма ба’даху».
Значение: «Все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы будет возвращены. О, Аллах! Сделай его благочестивым и помоги его потомкам и прости его и нас в День Суда! Господь мой, не лишай нас Своего довольства и не дай нам застать раздора. (Набави, аль-Азкар, 132)
Умершие всегда нуждаются в искренних дуа близких им людей. Нужно просить Всевышнего об их прощении, читать как можно больше Коран, молитвы, делать благие поступки за их душу, чтобы награда за деяния была предписана им.
Благие молитвы, прочитанные нами, способствуют прощению грехов покойных и облегчают их участь в могиле.
Как только сообщается о чьем-либо уходе из этой жизни можно прочитать 156 аят из суры «Корова»:
أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».
Непосредственно после погребения желательно обратиться ко Всевышнему со следующими словами:
«Аллахума-гъфирли ляхуллахумма саббитху»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»
Да простит Аллах вашего умершего!
Выражение соболезнования и его значимость
Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.
В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.
Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.
Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.
Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.
Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».
Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.
Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.
Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.
Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки. Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье. Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.
О приглашении родных покойного на трапезу
Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.
Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.
Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.
Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.
Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.
Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного. По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой. В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».
В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).
Срок для выражения соболезнования.
Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.
Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.
Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал
о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.
В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».
Сборы для выражения соболезнования
Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.
Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.
Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.
Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.
Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться. Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.
Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.
Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.
Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.
Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.
Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.
Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.
Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:
«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»
Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»
Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.
Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»
Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:
«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.
Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к. Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.
Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.
Выражение соболезнования чужой молодой женщине.
Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.
Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
[1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
[2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тазия – Соболезнования у мусульман
Слова участия в адрес домочадцев почившего у правоверных обозначаются специальным словом – таз´ия. Этим же термином в общем случае называют слова сочувствия, выражаемые по случаю большой потери. Главной целью тазии считается напоминание о том, что на всё воля Аллаха и человеку лишь необходимо набраться терпения и смириться с неизбежным.
О том, что сочувствие ближнему является богоугодным делом говорил сам пророк Мухаммед:
Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
Когда выказывают соболезнования
Мусульмане приносят соболезнования в первые три дня по смерти близкого, когда принято соблюдать траур. До похорон или о время самой церемонии родственников не отвлекают словами сочувствия, поскольку перед ними стоит более глобальная задача, нежели предаваться личному горю. Только если члены семьи находятся в такой глубокой депрессии, которая мешает им заняться организацией погребения, тогда слова сочувствия напоминают им о более важных делах.
Также тазию не произносят и после обозначенного срока. Считается макрух (запретным) напоминать родным о пережитом горе и бередить их сердечные раны. По этой же причине соболезнования не выражают одному и тому же человеку дважды. Если человек был в отъезде или узнал о смерти близкого уже по прошествии дней траура, тогда ему говорят слова участия позднее.
Как выказывают соболезнования у мусульман
Начнём с того, что правоверным не следует явно и громко выражать свои эмоции по поводу кончины близкого. Плач и рыдания не приемлемы, ведь в самом Коране говорится, что дом, где слышны голошения, оставляют ангелы милости. В этом смысле тазия и направлена на то, чтобы утешить скорбящих, дать наставление человеку пребывающему в горе, помочь набраться терпения и смирения преодолеть выпавшие на долю тяготы. Даже вдове не следует впадать в истерику по смерти супруга, а должно покаяться в грехе неверия в милость Аллаха. Если же она не сделает этого, то в Судный день ждёт её облачение из горящей смолы.
В знак сочувствия мусульмане также пожимают руки. Такое выражение чувств приемлемо как между мужчинами, так и между женщинами. Но следует помнить, что молодым женщинам приносят тазию или женщины, или махрам (мужчины, которые не могут быть им мужьями). Соболезнования от прочих мужчин для юниц считается харамом (под запретом).
Поощряется после тазии произнесение молитвы за умершего (дуа).
Важно! Сторонние люди не садятся в доме погребённого и не остаются ночевать. В противном случае пришедшие выразить тазию посчитают их скорбящими.
Кому выказывают соболезнования у мусульман
Соболезнования приносят всем родственникам усопшего. Также считается сунной (положительным) выражение тазии между родственниками. Следует однако помнить, что молодым женщинам из мужчин сочувствие выражают только махрамы.
В прошлом бытовал обычай переживать летальный исход близкого раздельно, чтобы горе не воспринималось необъятным. Современность полностью перевернула мнение в отношении коллективного переживания горя. Поскольку семьи зачастую живут разрозненно, то объединение в скорби даже приветствуется. Да и тазию приносить единовременно всем при посещении одного дома сподручнее.
Кому не допустимо выказывать соболезнования
В общем случае тазию выражают всем, кто пережил потерю дорогого человека, независимо от вероисповедания умершего или скорбящего. Однако следующим категориям граждан соболезновать не принято:
Что следует говорить при соболезновании?
В тазии основной упор делают на терпение и смирение с волей Аллаха. Также просят у Всевышнего проявить свою милость к скорбящему.
Если покойный и скорбящий мусульмане…
Выказывают сочувствие в полной форме – с рукопожатием, прошением милости у аллаха и произнесением молитвы. Часто можно услышать в таких случаях сакральную фразу:
Воистину, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Если покойный кяфир (неверный), а скорбящий мусульманин…
Слова сожаления о случившемся выражают в полной форме, однако молитву за кяфира не произносят.
Если покойный мусульманин, а скорбящий кяфир (неверный)…
Упор делается на прощение грехов покойному и пожелания утешения в скорби.
Если покойный и скорбящий кяфиры (неверные)…
Соболезнования выражают, если усопший или скорбящий являются близкими друзьями произносящему тазию. Или есть серьёзные причины предполагать, что кяфир в скором времени примет ислам. Слова сочувствия говорятся в произвольной форме, без упоминания Аллаха и прочтения молитвы за почившего.
Мусульманская молитва дуа
В исламе существует несколько вариантов молитвы за усопшего. В хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда приведена следующая:
О, Аллах, воистину (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, спаси же его от искушений могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, воистину, Ты – Прощающий и Милосердный!
Как выражают соболезнования мусульмане?
Траурный этикет существует в любой культуре, и мусульманская — не исключение. Как выразить соболезнования, если вы христианин? И можно ли мусульманам соболезновать неверному?
Соболезнование у последователей ислама называется «тазия». На самом деле, этим словом обозначают не только слова поддержки скорбящим, но и утешение вообще, в любой тяжкой утрате.
Главное, что следует помнить: для мусульманина — на все воля Аллаха. И тот, кто приходит выразить соболезнование, обязан напомнить об этом. В данном случае, подходит русская поговорка: «Мы все под Богом ходим» или же более простонародный ее вариант: «Все там будем».
Скорбящие мусульмане должны проявлять смирение, не клясть судьбу, выказывать стойкость в беде. Это касается и мужчин, и женщин. Плакать, причитать, впадать в истерику нельзя. Но, конечно, такое часто случается в минуты горя. Вот затем и приходят соседи и друзья выразить тазию, чтобы родственники покаялись в грехе неверия и помолились за умершего.
Когда можно и когда нельзя выражать соболезнования?
В христианских странах принято, чтобы близкие люди сразу, узнав о смерти человека, спешили утешить его семью. Мусульмане так не делают.
Согласно Корану, умерших хоронят в тот же день, до заката. И во время подготовки, равно как и во время церемонии прощания, отвлекать скорбящих нельзя.
Единственный случай, когда это допускается — родные впали в такое отчаяние, что не в состоянии организовать похороны. Тогда можно прийти, чтобы привести их в чувство. Но эта обязанность ложится на ближний круг.
Соболезнования приносят в первые три дня после смерти, уже после погребения. Позже нельзя, так как считается: ни к чему лишний раз напоминать людям о пережитой боли. За исключением тех случаев, когда человек был в отъезде, когда все случилось. Тогда допускается прийти к нему позже.
Какие жесты допускаются, а какие — нет?
Как мы уже говорили, мусульманам надлежит относиться к смерти сдержанно. Так что объятий и других бурных проявлений эмоций быть не должно. Можно пожать руку — не важно, мужчине или женщине. Но незамужние девушки могут обмениваться рукопожатием только с другими женщинами, либо пожилыми и женатыми мужчинами.
Выразив соболезнования, следует немедленно покинуть дом. Запрещается сидеть со скорбящими и тем более — оставаться ночевать. Нельзя нарушать покой семьи умершего даже безмолвным присутствием.
Какие слова можно говорить, а какие — нет?
Что касается слов, здесь все зависит от того, к какой конфессии принадлежат покойный и скорбящий.
Между мусульманами все довольно просто. Пришедший пожимает руку скорбящему, напоминает ему о том, что горе и боль следует принимать со смирением, а потом вместе с ним произносит короткую молитву за душу покойного.
Стоит подчеркнуть, что в последнем случае мусульмане могут принести соболезнования только близким друзьям или людям, которые собираются вскоре принять ислам. Но вообще это не поощряется, так как всех не-мусульман принято считать неверными.
Если же вы христианин и желаете утешить мусульманина, это можно сделать, но при этом следует придерживаться установленной между служителями Аллаха формы. Кстати, христианину не запрещается прочесть мусульманскую молитву за упокой души.