Что говорят татары после еды
Дуа, которые следует произносить до и после еды
По традиции каждый понедельник мы знакомим наших читателей с дуа – молитвами, которые должен знать мусульманин. Верующий обращается к Господу не только тогда, когда его постигают трудности или проблемы, признак истинной веры – в благодарности и довольстве.
К сожалению, в современном мире сохранить и развить в себе эти качества не так уж легко. Стремление к наилучшей жизни, конечно, хорошо, но часто это превращается в бессмысленную погоню за материальным, где нет место духовности и искренности. Поэтому важно всегда помнить об Аллахе. Даже прием пищи может стать поклонением, если осознать ценность того, чем нас одарил Всевышний.
В Сунне есть определенные правила приема пищи. Например, наилучшим является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине. Кроме того, не желательно есть горячую пищу, также не рекомендуется нюхать ее или дуть на нее. Кстати, разговаривать о благом во время еды допускается. Об этих и других суннах вы можете почитать в статье: 11 сунн приема пищи
И, конечно же, важно до и после еды совершать дуа.
اَللَّهُمَّ باَرِكْ لَنَا فِيماَ رَزَقْتَناَ وَ قِناَ عَذاَبَ النَّارِ
Транслитерация: Аллахумма барик ляна фима разактана ва кына азабан-нар;
Перевод : О, Аллах! Благослови то, что Ты даровал нам в качестве удела и защити нас от мучений огне;
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا ْمُسْلِمِينَ
Транслитерация: Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа муслимийн;
Перевод: Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами;
Татарский этикет
Как известно, татарский народ славится своим гостеприимством. Татары даже говорят, что «негостеприимный человек ― человек неполноценный». Но ведь это далеко не единственная черта татар, достойная упоминания. Помимо уважения к гостям, татары очень вежливы, этичны и эмоциональны в диалогах, а татарская культура богата не только обычаями и традициями, но и особенными блюдами местной кухни.
Татарский речевой этикет
Татарскому речевому этикету присущи уважение к собеседнику, тактичность, позитивность и эмоциональность за счет немалочисленных междометий в речи.
В основном, татары приветствуют друг друга словом «Исянмесез!», что соответствует русскому «Здравствуйте». Если хотите звучать менее банально, можно сказать «Хяерле иртя/кон/кич» (Доброе утро/день/вечер), но обычно эти слова употребляют в официальной сфере общения. Есть и более простые, неформальные варианты поздороваться: «Сялам!» (Привет!), «Саумы?» (Здоров ты?), «Нихял» (Как дела?).
Интересно, что во время приветствия у татар принято пожимать обе руки. Здороваться одной рукой, особенно с пожилыми людьми, ― проявление неуважения.
Когда идет обращение к родным людям, татары употребляют, можно сказать, «родственные слова»: «апа» (сестра), «жизни» (дядя), «балдыз» (свояченица). Использование таких слов ― особенность татарской речи.
Беседа у татар происходит сидя за столом. Хозяин угощает гостя чаем, выказывая уважение собеседнику. После небольшого, дружеского разговора гость сообщает о цели визита и переходит к делу. В конце диалога, гость благодарит хозяина за угощения и желает благополучия, словами «Сыегызга ряхмят» (спасибо за ваше угощение) или «хормятегезгя ряхмят» (спасибо за уважение).
Прощаясь, татары говорят: «хуш» («хушыгыз» ) – прощай (прощайте), «сау бул» («сау булыгыз») – будь здоровым (будьте здоровыми).
Учитывая приведенные выше примеры татарской речи, можно сделать вывод, что поведение речи татар эмоциональное, воспитанное и вежливое к собеседнику.
Этикет татарского народа
Помимо дружеских диалогов, этикет татар чувствуется и в их поздравлениях: «бяйрям белян» (с праздником), «Туган конен белян» (с днем рождения), «Яна ел белян» (с Новым годом).
Обедая, татарский народ желает друг другу «вкусной еды», как эквивалент «приятного аппетита» по-русски: «ашларыгыз тямле булсын» (пусть будет вкусной ваша еда).
Особенно этичны татары на свадьбе, желая молодоженам счастливой свадьбы («туйларыгыз котлы булсын»), поедания меда («ашаганын бал булсын») и питья масла («чумергянен май булсын»)
Но даже у любезного татарского народа есть свои «злые» пожелания: «кулын корыгыры» (пусть отсохнет твоя рука), «лягънят суксын» (будь ты проклят).
Татарский этикет гостеприимства
Гостеприимство – одно из главных качеств татарского народа. Татары гостеприимны, потому что:
Культурное наследие и семейные ценности
В общем говоря, настоящей ценностью для татар является воспитание в детях хороших качеств ― моральных и нравственных. Отцы у татар воспитывают сыновей, приучая тех к труду, а матери уделяют больше времени дочерям, обучая их хозяйству.
В обращении к любимым татары не скупятся на эмоции, говоря «кадерлем» (дорогой мой), аккошым «лебедь мой», «жанкисягем» (частица моей души), настолько татары ценят свою семью.
В татарской семье главой семьи является отец. К его мнению всегда прислушиваются, он отвечает за благополучие семьи. Мать в семье также важна, она ― любимый член семьи. Татарских детей с раннего возраста учат быть воспитанными, уважать старших и не обижать беззащитных.
Девушек в татарском доме учат большему, чем мальчиков, так как их готовят к будущей жизни с супругом. Уже с детства их учат быть хозяйственными, скромными и покладистыми.
Татарские обычаи и традиции
Татарские обычаи очень разнообразны: от ежегодного посева урожая до ритуалов во время рождения детей.
Например, во время свадьбы проводится особый обряд ― никах. Во время никаха нужно выполнить несколько заданий, чтобы брак стал действительным.
Еще к татарским традициям можно отнести позы для сидения: мужчины сидят, поджав обе ноги, а женщины подгибают под себя ногу, другую прижимают к груди. Сидеть по-другому считается немного неприлично.
Есть и обычай во время застолья. Эта традиция требует самых старших брать еду первыми, а потом уже тянутся за едой люди помладше.
Что говорят татары после еды
Перевод: С именем Аллаха!
Транслит: БисмиЛлях!
Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет
بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه
Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!
Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!
Дуа перед едой
اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه
Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!
Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.
Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!
Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!
Дуа за того, кто угостил
اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ
Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!
Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!
Дуа за того, кто накормил / напоил человека
اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني
Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!
Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!
Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой
Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.
Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.
Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:
بسم الله الرحمن الرحيم
«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل
«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)
Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)
Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:
اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله
«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)
Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ
«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)
Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».
Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.
Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.
В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.
В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дуа после еды и перед едой
Дуа перед едой
Перед трапезой верующему следует задуматься над тем, что Аллаху принадлежат все блага, и за это в своей молитве верующий благодарит Творца, а также за то, что он напоил и накормил верующих, удостоил их всеми благами, дал им пропитание и крышу над головой. В этой молитве прославляется Господь Всевышний, который делает своих верующих мусульманами и одаривает их добродетелью.
Любой прием пищи верующему следует начинать с «БисмиЛлях!», что в переводе означает «С именем Аллаха». Если верующий мусульманин забыл произнести это дуа перед едой, то в конце трапезы он должен произнести «БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!», что в переводе означает «С именем Аллаха в начале и конце!». (Абу Дауд, Тирмизи).
После еды
Также произносят молитву перед едой, в которой обращаются к Всевышнему с просьбой сделать пищу благословенной для того, кто ее вкушает, а также накормить едой, которая лучше этой еды. (Тирмизи).
Дуа после еды
После приема пищи верующему мусульманину обязательно следует воздать хвалу Аллаху сказав «АльхамдулиЛлях».
После еды прославляют и благодарят Всевышнего, давшего еду и накормившего не обладающего ни мощью, ни силой молящегося. (Абу Дауд, Тирмизи).
Есть еще одно дуа (на фото) в котором возносится хвала Всевышнему, многократная и благословенная, которую следует произносить как можно больше раз. (Бухари).
Гость в доме мусульманина после трапезы возносит молитву за того, кто угостил его. В ней он обращается к Дарующему удел с просьбой благословить человека в том, чем Господь наделил его, а также с просьбой простить и помиловать его. (Муслим).
Во время того, как верующий принимает пищу, он должен не забывать об аятах с 68 по 70 из суры «Аль-Вакиа», где упоминается о том, что именно Господь «спускает с дождевых туч воду», которую пьют верующие.
Во время ифтара
Во время разговения по окончании поста в кругу своей семьи мусульманин должен произнести такие мольбы: «Афтара ‘инда-куму-с-саимуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару ва саллят ‘аляй-куму-ль- маляикяту!».
После ифтара также произносят «Захабаз-зам’ уабталлятьиль-‘урук уа сабата аль-аджр инша-лЛах».
Перед питьем воды «Зам-Зам»
Если человек пьет воду «Зам-Зам», то можно прочитать дуа, в котором верующий обращается к Богу с просьбой о полезных знаниях, о многих благах и о лекарстве от всех болезней. Также после питья воды можно вознести хвалу Аллаху, который по Милости Своей сделал сладкой и пресной эту воду, но не сделал ее горькой и соленой.
После питья молока
После того, как верующий мусульманин выпьет молока, ему следует произнести «Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минху».
В гостях
Если мусульманин кушает, находясь в гостях, то ем следует произнести просить у Аллаха благословения для хозяев дома в том, чем Аллаху было угодно наделить этих людей, а также просит простить их и помиловать. (Абу Дауд, Тирмизи).
Сухур дуа
Что же касается дуа сухур, то не приводится от Пророка ﷺ что-либо достоверного которое он произносил перед сухуром. Верующему перед тем, как начать держать пост, следует сделать намерение поста или нийат, смысл которого в том, что он намеревается соблюдать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Творца, и перед началом трапезы прочитать те дуа, которые читаются перед едой, а во время ифтара обратиться к Аллаху со словами о том, что верующий держал пост в Рамадан ради Аллаха, уверовал в Него и уповает на Него, а также, что мусульманин разговляется тем, что Всевышний послал. В этой же мольбе мусульманин просит о прощении его грехов, которые уже совершил, и которые еще совершит.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)