Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке

Митрополит Морфский Кипрской Православной Церкви Неофит рассказал о том, как, по его мнению, должны православные христиане относиться к вакцинам против коронавируса, сообщает официальный сайт Морфской епархии.

По мнению митрополита Неофита, вакцинация — это один из способов сокращения населения Земли посредством неизлечимых болезней и стерилизации молодого поколения.

Итак, мнение митрополита Морфского Неофита научно обоснованно.
Он также пишет: «Для того, чтобы ответить на вопрос о том, «как православные христиане должны относиться к вакцинам, они должны понять, связаны ли генные вакцины от COVID-19 с планами сторонников «Новой Эры», насаждающих «Новый мировой порядок»».

Владыка считает, что современные христиане, клирики и миряне, должны знать, что такое Новый мировой порядок и каковы его цели.

«Знаете ли вы, что цель «новоэровцев» — сократить население Земли до 700 миллионов человек?
Знаете ли вы, что вакцинация — это один из способов сокращения населения посредством причинения смерти, неизлечимых болезней и стерилизации молодого поколения?», – спрашивает архиерей.

В связи с этим, митрополит Неофит задает еще один вопрос о том, «имеют ли право патриархи, архиереи и иереи, которые становятся свидетелями всех этих бесчеловечных и антихристианских планов Новой Эры, говорить своим духовным чадам, что наша проблема — только медицинского, а не духовного характера?».

«Эта болезнь существует, но ее используют люди нового порядка, чтобы запугать нас, чтобы ввести нас в хаос.
Посмотрите на Ливан сейчас, без правительства.
Такая же анархия, как в Ливане сейчас, будет во многих странах.
Террор и хаос — это план нового правительства».

«Нас ждут очень трудные времена.
Судя по всему, сейчас они только начинаются.
Когда закончатся перипетии коронавируса, начнутся другие события.
Еще большего масштаба, чем происходящие ныне.
А значит нам понадобится еще больше терпения и больше веры.»

В настоящее время в Греции и на Кипре возбуждено уже несколько уголовных дел против священнослужителей, которые либо допустили верующих в храм на богослужение в период самоизоляции, либо согласились причастить некоторых из них на улице после Божественной Литургии за закрытыми дверями.

Одно из таких дел возбуждено против митрополита Морфиского Неофита, который сжалился над некоторыми своими прихожанами и позволил им присутствовать в храме на Литургии в праздник Вхождения Господня в Иерусалим.
На владыку был написан донос, и в результате в храм явилась полиция, которая инициировала уголовное дело.

Представитель полиции сообщил кипрскому телевидению Alpha, что были даны указания по расследованию этого дела, и подчеркнул, что «никто не стоит выше закона», сообщает Orthodox Times.
Он добавил, что полицейские прибыли в храм после получения информации о том, что там также присутствуют миряне, и обнаружили в храме десять человек.

В свою очередь митрополит Неофит заявил, что полицейские ворвались в храм, как будто там совершалось не богослужение, а какое-то страшное преступление.

В связи с этим владыка Неофит заявил, что закон Христов для него выше жизни.
Что же касается пандемии и всеобщего бегства людей от этой инфекции, то архипастырь обратил внимание, что христианин старается бежать не от болезней, а от греха, и сколько бы люди не старались убежать от смерти, они всё равно её рано или поздно встретят.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В МИРЕ

Отрывок из интервью, которое дал Преосвященнейший митрополит Морфский Неофит журналисту Константину Константиносу для передачи «24 ЧАСА», канал ALPHA. Кипр, 7 июня 2020 года.

Журналист: Как вы считаете, какова причина переживаемых нами сегодня событий?

Это наши грехи.
Сейчас мы переживаем биологическую войну.
Вы думаете, что это просто эпидемия? Нет… Это биологическая война.
Обо всем этом нас предупреждали святые.
И о биологической войне тоже.
Старец Иоанн Калаидис, иерей из Серреса, который достиг высочайшей степени святости, говорил:
«Будет ужасная война. Сначала биологическая, потом геологическая, а затем — горячая». (О. Иоанн Калаидис (1925-2009).
Вся мировая история написана войнами, геологическими катаклизмами и эпидемиями. Эти три ключевые фактора…
Новая эпидемия так называемого «коронавируса» насильственно продвигается силами Нового мирового порядка.

Журналист: Чтобы добиться чего?

Чтобы добиться глобализации.
Цели Нового мирового порядка: сокращение населения, контроль над теми, кто останется в живых…
А контроль этот будет производиться с помощью цифровых и с помощью технических средств.
Имеет место засекреченное сотрудничество медицины и разработчиков цифровых технологий, нано-технологий, искусственного интеллекта и т. п.
Билл Гейтс вместе со своей командой организует подобные вещи по всему свету…
Они избороздили все страны…

Журналист: Говоря правду и высказывая свое мнение о происходящем, вы получаете обвинения от внешних?

Да.
И это их право.
Благодарю всех тех, кто пока еще терпит меня и не возбраняет мне говорить.
Они могли бы легко заставить меня замолчать.

Журналист: Каким образом, поясните?

Заставить человека молчать можно всегда.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Источник

«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь

Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.

Большое количество «фейковых» новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового «индийского» штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми «троллями», так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.

COVID-19 и информационная война

Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.

При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер». К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.

В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. «Фейк» сразу же опровергли, но, как говорится, «осадочек остался». И этот «осадочек» продолжают использовать против Церкви.

С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые «паблики» и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) «в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области». В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин «встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его». И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:

А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?

Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:

Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.

Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: «Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа «сопротивлением светским властям и Патриарху». И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола». На что владыка ответил:

Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.

Хочется пожелать, чтобы этих «неизвестных людей» было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.

«Россию погубила сплетня»

И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент «ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации». Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.

Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:

Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.

И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность «утраты образа Божия» вследствие «генной модификации человека» посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.

А потому наиболее верной представляется срединная позиция: «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся». И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.

Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ «третьей мировой войны». Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.

И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.

Источник

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Источник

Что о коронавирусе говорили святые ХХ века

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Эпидемия COVID-19 набирает обороты и на своём пути не щадит никого. В Киеве среди заболевших – несколько насельников Киево-Печерской лавры, а также викарный архиепископ Обуховский Иона. О ситуации в Киеве, о будущем Православной Церкви и её литургического наследия беседуем с нашим постоянным гостем – архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым), викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке

– Владыка, ситуация с пандемией набирает обороты. На днях пришла информация о заболевших монахах в Киево-Печерской лавре. О своём положительном тесте на коронавирус рассказал ваш сослужитель, архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), который проходит лечение в Александровской больнице Киева. Тревожные новости и в других епархиях Украины. Как воспринимают эти печальные вести верующие, что думает киевское духовенство?

– Может быть, я сейчас немного удивлю некоторых читателей, но болезнь архиепископа Ионы и ряда братий лавры – это посещение Божие для многих наших верующих. Строгое и своевременное Божие посещение. Все мы волнуемся о состоянии здоровья наших собратий, молимся о них и желаем скорейшего выздоровления. Они вовремя прошли тестирование, вовремя приступили к лечению. Но при этом нельзя скрывать той большой духовной пользы, которую Господь дал верующим Украины, попустив такую неприятность.

Замолкли голоса горячих и «святых» проповедников, которым всё было нипочём

– А есть ли духовная причина в этой мировой пандемии, или всё намного прозаичней?

– Конечно, есть во всём происходящем духовная причина. Хотя эта духовная причина многогранна, для каждого слоя общества она имеет свою грань. Не отвергая того, что пандемия COVID-19 и её последствия выгодны определенным мировым силам (а значит, не исключено, что в какой-то степени этими силами спровоцированы и управляемы), нужно сказать, что Бог не позволил бы этой пандемии получить такое развитие, если бы она не имела одновременно с этим наказательного смысла Божия попущения. Для кого это наказание и вразумление? Для людей всего мира – в общем смысле. И, отдельно и конкретно, – для мировой Православной Церкви.

– Поясните, пожалуйста, подробней.

– Современный мир пришел к началу ХХІ века с глубокими внутренними противоречиями. Главное из этих противоречий – между голосом Божиим – совестью человека – и теми законами гуманизма, которые на Западе доведены до абсурда. Более того, до диктатуры абсурда. Зачастую белое называется черным, а черное – белым, и вообще все краски перепутаны. В медицине это заболевание зрения называется дальтонизмом. Хотя при этом старшее поколение ещё помнит правильные названия цветов. Это глубокий внутренний духовный разлом современного общества. Можно предположить, что в подобном духовно-нравственном состоянии человечество было незадолго до всемирного потопа. Пандемия коронавируса – как мини-потоп: кого-то он может погубить, а кого-то спасти, поколебав веру в незыблемость гуманизма, а значит, и возведенного на пьедестал греха. В общем, это может привести к временному переосмыслению множеством простых людей тех постулатов греховной жизни, с которыми они свыклись и сжились за последние десятилетия.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке Архиепископ Феодосий (Снигирёв)

– А для Православной Церкви в чем смысл этого Божьего попущения?

– Что касается мирового Православия, то этот вопрос надо разделить на две составляющие. Первая составляющая – это проблема эллинизма в его негативном ключе.

Эллинизм поставил мировое Православие на грань раскола

В ряде случаев эллинизм начал злокачественно перерождать здоровую ткань церковной жизни греческого мира. Руками своих радикальных адептов он поставил мировое Православие на грань раскола. Представители религиозного эллинизма – «ромейства», как они себя называют, – это, безусловно, несравненно малая часть Православной Церкви. Но это историческая её часть, как был в своё время и Рим. И её возможное отпадение станет трагедией для мирового Православия, не меньшей, чем события 1054 года. Вследствие этого складывается впечатление, что в благополучное течение жизни греческого мира, ставшего на грань отпадения от чистоты Отеческой веры, вмешивается Господь. Господь приходит на помощь грекам для исцеления от новой ереси восточного папизма, для предотвращения раскола Православия. Это и Божие посещение, это и Божие спасение. Поэтому совсем не удивляет та жестокость, с которой светский мир, по Божию попущению, обрушился сейчас на само право греческих Церквей совершать в своих храмах литургию или отмечать Пасху. Тот «мир», которому Фанар и его приверженцы совсем недавно пытались угодить в ущерб православному единству. Вплоть до того, что те же самые чиновники, которые ещё полгода назад «ломали» греческих иерархов поддержать аферу с ПЦУ и добились своего, сегодня указывают на дверь тем же самым представителям греческого духовенства, когда те просят себе разрешения послужить литургию хоть как-то, хоть где-то. Это очень хорошая наука. При этом очень жалко тех иерархов, которые всё это время оставались верными святоотеческому духу Православных канонов. Они наверняка прекрасно понимают духовные причины происходящих событий и её возможных последствий. Дай Господь, чтобы всё это стало добрым началом к переосмыслению причин, поставивших мировую Православную Церковь на грань раскола.

А вторая составляющая этого вопроса касается большей, основной части Православного мира. В чем для неё смысл этого испытания, какие выводы мы должны сделать из происходящего, чего ждёт от нас Господь? Наверное, главный вывод, который мы можем сделать уже сегодня, – мы оказались не совсем готовы к такого рода вызовам современности. Мы остро нуждаемся в переосмыслении внешних форм жизни Православной Церкви на случай форс-мажорных обстоятельств.

– То есть вы считаете, что для негреческой части Православия это, скорее, не наказание, а напоминание о скоротечности времён, повод готовиться к исполнению Апокалипсиса?

– И для Фанара речь тоже идет не столько о наказании, сколько о вразумлении для исправления. Для фанариотов это вразумление необходимо для осознания своих разрушительных действий в отношении мирового Православия. А для остальной части православного мира, и в первую очередь для Русской Православной Церкви, этот период испытаний больше необходим для богословской, канонической и литургической подготовки к вхождению в эсхатологическое время. В этом отношении именно Русская Церковь и может, и должна стать флагманом для мирового Православия. Не только потому, что она наиболее многочисленна, многолюдна и только-только пережила беспрецедентное возрождение после многих десятилетий гонений на веру, и, соответственно, обладает несравненно большим духовным потенциалом. Но и потому, что именно здесь наиболее сильны здоровые консервативные силы мирового Православия. Только опираясь на эти силы, можно безопасно рассуждать о каких-либо новых литургических формах жизни Церкви в экстремальных условиях.

– Значит, по вашему мнению, выводы из происходящего мы с фанариотами должны сделать разные. Но тем не менее сейчас ведь и Русская Церковь оказалась практически в тех же жестких условиях жизни из-за карантина, что и греки.

– Разница всё-таки есть. И она существенная. В Константинопольском Патриархате, например, с 18 марта распоряжением Патриарха прекращены все богослужения. В подобном положении оказалось и множество епархий других Поместных Церквей по всему миру. При этом в Русской Церкви всё-таки служение литургий продолжается практически на всей её канонической территории, хотя и не везде есть неограниченный доступ прихожан. На Пасху в каждом храме России, Украины, Белоруссии, Молдавии будет совершаться литургия. А это несколько десятков тысяч храмов. И хотя не все из десятков миллионов верующих смогут лично побывать на богослужении, но заранее беспрепятственно, в индивидуальном порядке, могли принять участие в таинствах все. Также повсеместно будут проходить и трансляции богослужений. Положение сильно отличается от того, в котором оказалось большинство верующих Церквей греческой традиции.

– А что вы думаете о трансляциях богослужений? Учитывая всё происходящее, перед многими сейчас становится вопрос: возможна ли вообще православная духовная жизнь без храма?

– Сейчас в Церкви активизировалась богословская полемика на эту тему: можно или нельзя жить без храма? Сразу скажу, что может прийти время, когда хочется – не хочется, а придётся жить без храмов, как жили без храмов поколения первых трёх веков христиан. Дай Бог нам с вами до этого времени не дожить. Но наша задача, современных православных, – продумать и разработать формы жизни Церкви в любых условиях, даже тогда, когда у нас наши храмы поотнимают. Ведь рано или поздно это время может наступить.

Жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя

Жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя. Ценность православного храма именно в том, что здесь изливается в жизнь человека благодать таинств. Но таинства могут совершаться и вне стен храма. А храм может стоять без совершаемых таинств, обескровленный и лишенный своего предназначения и смысла. Как, например, Святая София в Стамбуле. То есть не в храме спасение человека, а в таинствах Церкви. Может прийти время (давайте честно и осмысленно вникать в слова Апокалипсиса), когда наших храмов у нас не будет. Что тогда? Духовная жизнь должна остановиться? Таинства должны перестать совершаться? Конечно, нет. И наша задача – уже сейчас подумать, как жить в этих условиях. К этому нас подстегнула мировая пандемия.

Вот, на днях пришла информация, что в связи с коронавирусом в Австралии все православные храмы будут закрыты на полгода. Полгода! Это должно подвигнуть нас срочно и системно начать разрабатывать альтернативные способы участия верных в благодатных таинствах Церкви.

– Вы думаете, что в Православной Церкви со временем будет разрешена Исповедь по средствам современной коммуникации? Об этом сейчас многие спорят.

– Предполагаю, что это вполне возможно. Более того, в условиях жизни, в которых Церковь оказалась сейчас, во время пандемии, этот способ Исповеди даже может стать основным. Но такое либо иное изменение формы совершения таинства, безусловно, должно быть рассмотрено и благословлено соборным разумом. Это не должно быть личным решением кого-то из духовников или иерархов. Говоря в общем, дистанционно не могут совершаться таинства или обряды, требующие личного контакта либо участия вещества в таинстве. А вот Исповедь в этом ряду – исключение. И это исключение неоднократно имело место в духовной жизни православных христиан ХХ века.

– А как же с Причастием Святых Христовых Таин?

– В случае разобщенности христиан и недоступности храма, верующие с первых веков практиковали причащение запасными Дарами, которые благоговейно хранились у них на дому. «И в Александрии, и в Египте каждый из мирян, по большей части, хранит Причастие в своем собственном доме и участвует в нем, когда хочет», пишет в IV веке святитель Василий Великий (письмо 93). Если с наступлением тяжелого времени (эсхатологических гонений, пандемии, радиационного заражения) наша Церковь будет вынуждена вернуться к этой практике, то давать на дом запасные Дары можно будет только тем верным, в церковности которых не будет сомнений. У каждого духовника в такое время должны будут иметься свои списки членов Церкви, и «захожане» в такие списки не войдут.

Также Литургической комиссии наверняка будет поручено продумать форму передачи и хранения Святых Даров мирянами, так же, как и сейчас обдумываются и предлагаются формы передачи Даров умирающим в инфекционных больницах верующим, куда не допускают священников. Высушенные частички Святых Даров в бумажках – это спорный вариант. С практической точки зрения это не очень удобно и опасно, об этом скажет любой приходской священник с опытом Причащения больных на дому. С грустью недавно посмотрел запись, как причащают в условиях эпидемии прямо «с салфетки» в одном из храмов. Такая литургическая самодеятельность, конечно, когда-то, может, и приведет к более практичным и безопасным формам. Но лучше изначально всё как следует продумать, учитывая опыт пастырей старшего поколения, чем ставить такие эксперименты с Причащением. Если всё же когда-то мы придем к вынужденной практике хранения Даров мирянами на дому, или передачи Тела и Крови Христовых через медиков-мирян умирающим больным в инфекционные больницы, то частички Святых Даров, скорее всего, будут благоговейно капсулироваться духовенством в растворимую медицинскую оболочку (как порошковые лекарства). Наверняка это может стать наиболее удобной формой передачи, хранения и индивидуального Причащения мирянина. Хотя вот святому Иоанну Русскому Дары священник в яблоке передавал …

– Владыка, а что вы скажете об участии в богослужении онлайн?

– Эта практика временная. Это, безусловно, не полноценное участие в богослужении, но это всё-таки лучше, чем ничего. Возможно, сейчас миллионы православных по всему миру благодарят Бога за такую возможность – видеть и слышать службу и молиться с духовенством. Посредством Интернета и других средств современной коммуникации можно ведь приобщиться не только к богослужению.

Сейчас миллионы православных благодарят Бога за возможность видеть и слышать службу и молиться с духовенством

Здесь и проповедь духовенства, и назидательная духовная литература, и церковная музыка, и православные фильмы, и многое другое. Но если нас начнут «загонять» по-настоящему, то такую возможность отрежут одной из первых. Будем потом только вспоминать, что были не очень довольны онлайн-службой, нам было этого мало. Если придется когда-то разойтись по катакомбам, как это уже было в истории, то об Интернете будем вспоминать с ностальгией. Надо ценить то, что имеем.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке Врачи холерной эпидемии 1970-го года

Мы уже говорили недавно с православными журналистами, что за последние 30 лет многие наши прихожане духовно разбаловались, расслабились. Привыкли, что всё для нас, через край: и храмы на каждом шагу, и Причастие на каждой службе, и монастыри, и духовники – выбирай-перебирай, и паломничества, и проповедь, и крестные ходы, и всё, что душе угодно. Выросло целое поколение духовно избалованных великовозрастных «детей» с чувством собственной важности, вокруг которых должен крутиться весь мир, в том числе духовный. А сейчас, когда Церковь чуть-чуть прижали, молодое поколение верующих, вместо того чтобы мужественно взять себя в руки и собраться, начало осуждать своих священников, роптать на священноначалие, обвинять его в потворстве властям и чуть ли не в предательстве веры. А давайте вспомним, как всё было ещё каких-то 30 лет назад? Было всё совсем по-другому. Каждая служба, каждое участие в таинстве было событием, которое верующий хранил в своём сердце очень долго. Скажите, много ли мы найдём сегодня пожилых верующих, которые паникуют и ропщут на случившееся? Мы вряд ли таких отыщем. Потому что советское поколение верующих очень хорошо знает цену духовным благам, не позволяет себе судить своих пастырей, наоборот, пытается оказать им поддержку. Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть, сделать выводы и приготовиться к будущим испытаниям для Церкви. А они могут быть ещё более трудными.

Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть и приготовиться к будущим испытаниям

– Думаете, они скоро будут?

– Очень хочется думать, что не скоро. Хочется верить, что наше поколение не доживёт до эсхатологических испытаний. Хотя это известно одному Богу.

В передаваемых из уст в уста пророчествах отечественных святых ХХ века, таких как преподобные Лаврентий Черниговский, Кукша Одесский, Амфилохий Почаевский, иногда встречаются слова о предстоящем времени, когда храмы будут возрождены и восстановлены, купола позолочены, но ходить в них будет нельзя.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке Преподобный Кукша Одесский

Надо будет запастись на какое-то время просфорами и святой водой, говорил преподобный Кукша, может быть, на полгода. Мы привыкли, что подобного рода пророчества очень быстро обрастают дополнениями и прибавками от не очень разумных «ревнителей». Выдумывают все, что в голову придёт. Беззастенчиво сочиняют и прибавляют к словам святых свои личные фантазии об «отступлении иерархии», о «короновании антихриста православным Патриархом» и т.д. И эти их фантазии вместе с реальными пророчествами входят в брошюрки с житиями подвижников благочестия ХХ века. И многим начинает казаться, что святые на самом деле такое говорили. Но это не так.

Вот пример. Я лично много общался с покойной ныне схимонахиней Верой (Чмыховой), любимой духовной дочерью преподобного Кукши Одесского, которая выросла у его ног.

Она всё время нам рассказывала и показывала в книгах, что на самом деле говорил преподобный при жизни, а что ему потом приписали «эсхатологи» и чего он говорить в принципе не мог. А напечатано оно уже миллионными тиражами. Поверьте, разница существенная. И так, скорее всего, со многими подвижниками ХХ века.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке Схимонахиня Вера (Чмыхова; 1934–†2016) – А можно подробней о том, что преподобные говорили, а что нет?

– То, что говорил преподобный Кукша Одесский, сейчас скажу немного подробнее. А вот чего он не говорил, но что ему приписывают, – это очень обширная и достаточно деликатная тема, на которую, думаю, можно будет со временем поговорить подробней, когда придет время. О преподобном же Лаврентии можно предположить то же самое. Косвенным доказательством этого является то, что в разных литературных источниках одни и те же предсказания прп. Лаврентия иногда приводятся с совершенно разными подробностями.

Так вот. Если отсеять из пророчеств святых ХХ века всякие антицерковные выдумки, то при всём этом останется упоминание о времени с золотыми куполами и невозможностью при этом ходить в Божии храмы, как говорил преподобный Лаврентий. А преподобный Кукша предупреждал, что придёт время, когда надо будет запастись на полгода Артосом, антидором, просфорами и святой водой. Храмы будут действующими, но причаститься в них будет нельзя. Полгода. Ни на какие аналогии не наталкивает?

– Это прямо о сегодняшнем дне.

– Да. Для православных Австралии, Америки, Европы это реалии сегодняшнего дня. Для нас, возможно, это реалии дня завтрашнего. И ещё. У нас есть одна прихожанка, которая в средине 1990-х работала медсестрой в Киевском военном госпитале. Киевляне, да и не только, хорошо помнят схиархимандрита Феофила (Россоху), подвижника благочестия ХХ века.

Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Смотреть картинку Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Картинка про Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке. Фото Что говорят святые отцы о коронавирусе и прививке Схиархимандрит Феофил (Россоха; †1996)

Незадолго до смерти, где-то в 1995-м или 1996-м году, он лежал на лечении в госпитале. И нашу прихожанку-медсестру очень поразили тогда его слова: «Когда будет эпидемия, всё делайте, как при холере. И молитесь Божией Матери. Передай это всем! Будет эпидемия – всё как при холере». И подарил ей иконочку Божией Матери «Знамение». Она все эти годы не могла понять, какая такая эпидемия будет? Кому это надо передавать? Да так и забыла. А вот сейчас слова отца Феофила прямо молнией пронзили её память. И всё стало на свои места. Эпидемия началась. Но почему же отец Феофил говорил, что «как при холере»? Причем здесь холера? А вспомните холерную эпидемию 1970 года: это как раз время активных пастырских трудов игумена Пафнутия (в будущем схиархимандрита Феофила). До сих пор пожилое духовенство вспоминает то время. Вспоминает, какие беспрецедентные меры эпидемической безопасности в тот год предпринимались во всех храмах! И никто не роптал, не обвинял священноначалие в «отступлении от веры». Вот такая история.

– Очень интересно. Но печально. Неужели нам и не стоит надеяться на лучшее в будущем?

– Почему же? Совсем наоборот. Согласно пророчествам тех же святых и подвижников благочестия ХХ века, нам, православным, предстоит пережить ещё немалый расцвет нашей Церкви и нашего народа. Но для этого мир должен «перезапуститься», «перезагрузиться», свидетелями чему мы сейчас, возможно, и являемся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *