Что говорят священники о вакцине
Митрополит Морфский Кипрской Православной Церкви Неофит рассказал о том, как, по его мнению, должны православные христиане относиться к вакцинам против коронавируса, сообщает официальный сайт Морфской епархии.
По мнению митрополита Неофита, вакцинация — это один из способов сокращения населения Земли посредством неизлечимых болезней и стерилизации молодого поколения.
Итак, мнение митрополита Морфского Неофита научно обоснованно.
Он также пишет: «Для того, чтобы ответить на вопрос о том, «как православные христиане должны относиться к вакцинам, они должны понять, связаны ли генные вакцины от COVID-19 с планами сторонников «Новой Эры», насаждающих «Новый мировой порядок»».
Владыка считает, что современные христиане, клирики и миряне, должны знать, что такое Новый мировой порядок и каковы его цели.
«Знаете ли вы, что цель «новоэровцев» — сократить население Земли до 700 миллионов человек?
Знаете ли вы, что вакцинация — это один из способов сокращения населения посредством причинения смерти, неизлечимых болезней и стерилизации молодого поколения?», – спрашивает архиерей.
В связи с этим, митрополит Неофит задает еще один вопрос о том, «имеют ли право патриархи, архиереи и иереи, которые становятся свидетелями всех этих бесчеловечных и антихристианских планов Новой Эры, говорить своим духовным чадам, что наша проблема — только медицинского, а не духовного характера?».
«Эта болезнь существует, но ее используют люди нового порядка, чтобы запугать нас, чтобы ввести нас в хаос.
Посмотрите на Ливан сейчас, без правительства.
Такая же анархия, как в Ливане сейчас, будет во многих странах.
Террор и хаос — это план нового правительства».
«Нас ждут очень трудные времена.
Судя по всему, сейчас они только начинаются.
Когда закончатся перипетии коронавируса, начнутся другие события.
Еще большего масштаба, чем происходящие ныне.
А значит нам понадобится еще больше терпения и больше веры.»
В настоящее время в Греции и на Кипре возбуждено уже несколько уголовных дел против священнослужителей, которые либо допустили верующих в храм на богослужение в период самоизоляции, либо согласились причастить некоторых из них на улице после Божественной Литургии за закрытыми дверями.
Одно из таких дел возбуждено против митрополита Морфиского Неофита, который сжалился над некоторыми своими прихожанами и позволил им присутствовать в храме на Литургии в праздник Вхождения Господня в Иерусалим.
На владыку был написан донос, и в результате в храм явилась полиция, которая инициировала уголовное дело.
Представитель полиции сообщил кипрскому телевидению Alpha, что были даны указания по расследованию этого дела, и подчеркнул, что «никто не стоит выше закона», сообщает Orthodox Times.
Он добавил, что полицейские прибыли в храм после получения информации о том, что там также присутствуют миряне, и обнаружили в храме десять человек.
В свою очередь митрополит Неофит заявил, что полицейские ворвались в храм, как будто там совершалось не богослужение, а какое-то страшное преступление.
В связи с этим владыка Неофит заявил, что закон Христов для него выше жизни.
Что же касается пандемии и всеобщего бегства людей от этой инфекции, то архипастырь обратил внимание, что христианин старается бежать не от болезней, а от греха, и сколько бы люди не старались убежать от смерти, они всё равно её рано или поздно встретят.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В МИРЕ
Отрывок из интервью, которое дал Преосвященнейший митрополит Морфский Неофит журналисту Константину Константиносу для передачи «24 ЧАСА», канал ALPHA. Кипр, 7 июня 2020 года.
Журналист: Как вы считаете, какова причина переживаемых нами сегодня событий?
Это наши грехи.
Сейчас мы переживаем биологическую войну.
Вы думаете, что это просто эпидемия? Нет… Это биологическая война.
Обо всем этом нас предупреждали святые.
И о биологической войне тоже.
Старец Иоанн Калаидис, иерей из Серреса, который достиг высочайшей степени святости, говорил:
«Будет ужасная война. Сначала биологическая, потом геологическая, а затем — горячая». (О. Иоанн Калаидис (1925-2009).
Вся мировая история написана войнами, геологическими катаклизмами и эпидемиями. Эти три ключевые фактора…
Новая эпидемия так называемого «коронавируса» насильственно продвигается силами Нового мирового порядка.
Журналист: Чтобы добиться чего?
Чтобы добиться глобализации.
Цели Нового мирового порядка: сокращение населения, контроль над теми, кто останется в живых…
А контроль этот будет производиться с помощью цифровых и с помощью технических средств.
Имеет место засекреченное сотрудничество медицины и разработчиков цифровых технологий, нано-технологий, искусственного интеллекта и т. п.
Билл Гейтс вместе со своей командой организует подобные вещи по всему свету…
Они избороздили все страны…
Журналист: Говоря правду и высказывая свое мнение о происходящем, вы получаете обвинения от внешних?
Да.
И это их право.
Благодарю всех тех, кто пока еще терпит меня и не возбраняет мне говорить.
Они могли бы легко заставить меня замолчать.
Журналист: Каким образом, поясните?
Заставить человека молчать можно всегда.
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь
Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.
Большое количество «фейковых» новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового «индийского» штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми «троллями», так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.
COVID-19 и информационная война
Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:
Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.
При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер». К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.
В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. «Фейк» сразу же опровергли, но, как говорится, «осадочек остался». И этот «осадочек» продолжают использовать против Церкви.
С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые «паблики» и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) «в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области». В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин «встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его». И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:
А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?
Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:
Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.
Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: «Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа «сопротивлением светским властям и Патриарху». И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола». На что владыка ответил:
Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.
Хочется пожелать, чтобы этих «неизвестных людей» было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.
«Россию погубила сплетня»
И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент «ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации». Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.
Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:
Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.
И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность «утраты образа Божия» вследствие «генной модификации человека» посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.
А потому наиболее верной представляется срединная позиция: «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся». И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.
Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ «третьей мировой войны». Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.
И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.
Как Церковь относится к вакцинации?
Вакцинация — это благо
«Печать антихриста», «чипирование» — это миф. Как Церковь относится к вакцинации?
Участники круглого стола назвали недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с «принятием печати антихриста», равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.
В вакцинах используют эмбриональные клетки. Это грех?
«…При создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более.
По информации разработчиков, в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин.
При тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры.
Православный человек, использующий вакцину, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура», — согласно итоговому документу круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения».
Круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения». Фото: patriarchia.ru
Ответ на вопрос об использовании эмбриональных клеточных культур также содержится в совместном заявлении Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России (2009):
«1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы.
Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток.
Использование вакцин, изготовленных на основе диплоидных клеток, спасло жизни и предотвратило тяжелые пороки развития (уродства) у многих тысяч людей».
Отказ от вакцин не может быть связан с православной верой
«Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее — индивидуальное решение каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин».
Информация о вакцинах должна быть открытой
Оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви. Поэтому важно «полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях».
Патриарх Кирилл и митрополит Иларион — о вакцинации
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привился от коронавируса обоими компонентами одной из российских вакцин.
— В марте обе прививки святейший сделал.
До 20 марта обе прививки были закончены, это была одна из российских вакцин, — сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Митрополит Иларион сделал прививку от коронавируса еще в августе 2020 года.
— Считаю, что вакцина от коронавируса — это самое на сегодня действенное средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Чем быстрее и чем большее количество людей удастся привить, тем быстрее мы победим эту страшную напасть. Я думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые у нас существуют, на данный момент нет. Поэтому рекомендую всем, кто может, у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса, — сказал митрополит Иларион.
«Ковид послан нам за грехи, зачем тогда прививка?» И еще 5 мифов о вакцинации
Протоиерей Максим Первозванский
«Вакцинация противоречит вере — ведь если воли Божией нет, то не заболеешь»
— Естественно, все мы под Богом ходим, и если Богу будет угодно, то я не умру от голода. Это если рассуждать глобально.
Если отвечать более локально, то эта идея противоречит искушению Спасителя. Когда дьявол сказал ему бросится с крыла храма, искушая его, говорил: «Если ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». На что Иисус ответил дьяволу: «Не искушай Господа Бога твоего».
Мы должны делать то, что зависит от нас, а в том, что от нас не зависит, просить у Бога помощи, заступления и надеяться, что он сделает то, что не в наших силах.
«Ковид послан нам за грехи, уйдет он — появится что-то еще, какой смысл в прививке?»
— Зачем утром чистить зубы, если вечером нужно это делать снова? Зачем вставать и куда-то идти, если вечером ложиться спать. В Священном Писании, и в Ветхом Завете тоже, многократно говорится, что вся жизнь человеческая — это труд и болезнь. Наша земная жизнь состоит из почти непрерывного преодоления.
«Дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь», — сказано в священной книге псалмов. В этом есть суть и смысл человеческой жизни. Мы болеем и преодолеваем наши болезни, голодаем и преодолеваем наш голод, трудимся и отдыхаем. Такова земная жизнь и судьба, которую уготовил нам Господь.
«От вакцин тоже много вреда здоровью, лучше честно переболеть»
— Есть определенные указания на то, что побочные эффекты от разных вакцин возможны, как текущие, так и долгоиграющие. Вакцинируется человечество уже не первый десяток лет, и, действительно, довольно часто — если брать всю человеческую популяцию— встречаются сложности и побочные эффекты.
Но если смотреть на то, какой возможный вред принесет организму человека вакцинирование, сопоставить его с вредом от заболевания и его последствий, то это несравнимо.
Побочные эффекты всегда идут в малых долях — десятков, тысячных, десятитысячных от одного процента. Я сейчас говорю про классические вакцины. То же самое касается и ковида.
Но все равно реакция организма на прививку ни в какое сравнение не идет со смертностью от самого заболевания.
От того, как переносится сама болезнь, от постковидного синдрома люди страдают гораздо больше, чаще и сильнее. Постоянно вижу вокруг себя и смерти от ковида, и всевозможные побочные явления после перенесенного заболевания. Человек выжил, но потом еще очень долго время живёт с последствиями коронавирусной инфекции.
«Вакцины делают на эмбрионах абортированных детей — это противоречит православию»
— Вакцина не делается на эмбрионах абортированных детей. Это неверное утверждение. Хотя история эта действительно плохая, она известна и произошла более 40 лет назад. Мы знаем — и это задокументировано — что для разработки и последующего производства вакцины используется клеточная линия НЕК, которая тогда, более 40 лет назад, была действительно получена от абортированного ребенка.
Во-первых, на мой взгляд, здесь принципиальный момент. Это убийство не было совершено с целью производств вакцины. И, в некотором смысле, эта история подобна истории с трансплантологией. Чтобы пересадить орган живому человеку, пересаживается донорский орган человека, которого уже нет в живых.
Хотя убийство матерью своего ребенка тогда было вполне сознательно, и она дала свое согласие на то, чтобы ее ребенок был использован с этой целью. Но еще раз подчеркиваю, что ничего хорошего в этой истории нет и здесь есть много вопросов.
Однако сегодня очень важно сказать, что дети специально для производства вакцин не убиваются. Линия НЕК существует, и существует она как факт, независимо от того, будет из нее произведена вакцина или нет. Вопрос в том, можем ли мы вообще использовать подобные материалы для медицинских разработок?
Русская православная церковь считает: если есть альтернатива, то лучше пользоваться альтернативными вариантами разработки вакцины или других лекарств.
Но при этом, на недавнем заседании комиссии Сретенской Духовной Академии было вынесено соответствующее богословское решение. Оно заключается в том, что грех аборта, совершенного тогда, много десятилетий назад, не распространяется и не переходит на тех людей, которые ныне разрабатывают вакцины на этой основе и тех, кто этой вакциной прививается.
«Власти и СМИ сеют панику, а лучше бы больше говорили людям о Боге»
— Говорить людям о Боге — всегда хорошо и полезно. Напоминание о Боге может быть напоминанием о том, что необходимо, например, вакцинироваться, лечиться и соблюдать самоизоляцию, дабы соблюдать заповедь любви к ближнему.
Но может толковаться и по-другому, например, надо бороться с мировым заговором, или ничего не бояться и просто жить как жили, потому что все под Богом ходим.
Само по себе напоминание о Боге не приводит к тем или иным конкретным выводам, не проявляется в мыслях, чувствах, действиях. Это совершенно не связано с тем, как, например, человек ведет себя в пандемию или по отношению к вирусам.
«Весь этот ковид — из-за грехов человечества, так что спасаться надо не вакцинацией, а исправлением»
— В этом предположении нет ничего плохого. Да, возникновение болезней является следствием общей греховности и распада нравственности человеческого рода. Действительно, стоит исправлять свою жизнь, заботиться о своей душе гораздо больше, чем о теле. Но все это никоим образом не отменяет необходимости профилактики и лечения.
Здесь примерно такая логика. Если у вас болит голова, то можно заключить, что вы — человек грешный, поэтому наказаны по грехам своим головной болью и теперь вам мучиться от неё.
Мы знаем,что мигрени в некоторых случаях приводят к тому, что человек не в состоянии вообще ничем заниматься. Можно лежать, терпеть и ничего не делать, а можно пойти к врачу, пройти обследование, прописать подробное лечение.
Ни в коем случае не забывать при этом, что да, наши болезни — это следствие наших конкретных грехов и грехов наших человеческих, начиная от Адама.
Лечение, профилактика и вакцинация сами по себе никоим образом не отменяют необходимости заботы о душе, покаяния в грехах и более того, все это не должно переходить в первостепенную плоскость, отменяя все остальные заботы о душе.
Но делать это все нужно, также, как необходимо принять таблетку от головной боли, или вырезать аппендицит, когда он обострился. Совсем не обязательно умирать от него.
За 25-летнюю священническую жизнь я неоднократно видел ситуации, когда человек отказывался от лечения онкологии, а спустя какой-то период признавал свою неправоту, но время было упущено. Ближе к смерти начинались страшные терзания, сомнения, искушения, иногда происходил полный отход от веры: «Как же Господь меня не излечил? Я же его так просил, так ему верил, что даже отказывался от лечения».
Делать выбор не в пользу лечения и профилактики — это, конечно же, искусительная мысль. Оправдание своего бездействия. Человек сам от себя должен сделать все, чтобы противостоять тому или иному заболеванию, той или иной опасности.
Можно привести такой пример. Объявили воздушную тревогу, и это совсем не значит, что, если вы верующий и заботитесь о своей душе, вам не нужно спускаться в бомбоубежище.
Помните фильм «Титаник»? Там есть два эпизода, связанных с молитвой. Второй больше подходит к нашему разговору. Главные герои бегут по коридору, пытаясь спастись и видят стоящего на коленях, молящегося человека, который совершенно не собирается принимать их помощь. А когда, наконец, он бросается за помощью, его смывает поток воды.
Всегда и во всем надо на Бога надеяться, но не плошать. Молиться и каяться, безусловно, нужно, думать о душе в первую очередь, но то, что зависит от нас, обязательно делать.
Если мы принимаем официальную информацию о том, что происходит вокруг, то в этой ситуации отказ от лечения, вакцинации и соблюдения мер безопасности, рекомендованных специалистами — грех.