Что говорят старцы про вакцинацию
«Плоть младенцев или печать Антихриста?»: кузбасский священник рассказал, что у него спрашивают о прививке
Руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский рассказал Сибдепо, как прихожане православных храмов в Кузбассе и священники принимают новость о необходимости вакцинироваться от коронавируса, и является ли отказ от прививки «незамаливаемым грехом».
Ликбез при храме
Напомним, вакцинация стала обязательна для сотрудников некоторых сфер деятельности, а до конца июля руководителям предприятий в Кузбассе необходимо обеспечить вакцинацию 60 % своих сотрудников. Это связано с резким ростом заболевания в начале июня.
По словам Вячеслава Ланского, в Кузбассе за минувший год многие священники заразились и перенесли коронавирус, их состояние отслеживают до сих пор. Многие, чтобы уберечься от заражения коронавирусом, идут и прививаются. Но каких-то «разнарядок» или указаний обеспечить определенный процент вакцинированных среди священников в регионе нет.
При этом, как отметил представитель Кемеровской епархии, среди прихожан церквей, как и во всём обществе, очень много сомневающихся в безопасности и эффективности вакцины от коронавируса, и с ними приходится вести разъяснительную работу. По словам Вячеслава Ланского, частично этим занимается информационно-просветительский отдел епархии, сотрудники которого встречаются со специалистами-вирусологами, чтобы впоследствии объяснить прихожанам, из чего состоит и как «работает» вакцина. Также в храмы для бесед с людьми приглашают медиков.
«Только в Кемерове знаю не менее десяти случаев, когда настоятель приглашали врачей из больниц, которые отвечали на вопросы прихожан, объясняли, как сохранить своё здоровье в период эпидемии, стоит ли вакцинироваться, какие есть ограничения и «побочки» у прививки», — отметил Вячеслав Ланский.
Апокалипсис, или ещё нет?
При этом, по словам собеседника, ему порой задают крайне специфические вопросы.
«Например, большинство людей интересует, насколько вакцина безопасна и эффективна, как подействует на иммунитет, и вообще, возможно ли за год разработать действующую вакцину. Для ответа я ездил встречался с главным вирусологом по СФО, она мне рассказала, что секрет быстроты создания «Спутника» в том, что его сделали на основе уже давно разработанной и протестированной вакцины от Эболы, которую, в свою очередь, создали на основе прививки от кори», — рассказал Вячеслав Ланский.
Также людей интересуют и вопросы, которые к медицине, скажем так, прямо не относятся. Например, есть ли возможность чипирования через вакцину? Можно ли считать прививку печатью Антихриста, которую, как предсказано в Апокалипсисе, людям будут накладывать на лоб и руку? Правда ли, что вакцины сделаны из тканей абортированных человеческих зародышей?
По словам священника, эти вопросы только кажутся странными, они на самом деле ещё максимально разумные по сравнению с тем, что пишут на форумах антипрививочников по всему миру. Там порой возникают совершенно безумные теории, которые поддерживает и разделяет огромное число людей. Как отметил Вячеслав Ланский, ему приходилось консультироваться с самыми настоящими учёными, чтобы не презрительно отфыркиваться, а по-настоящему ответить на эти вопросы.
«Если интересно, то дела обстоят так. Сегодняшняя прививка — это не чипирование. Пока не существует технологии для создания работоспособного чипа, который можно ввести в человека, и он будет работоспособен. Многие переживают, что через введённую человеку радиометку можно отслеживать человека. Вопрос ограничения свобод очень важен и актуален. Но современный человек и сам, добровольно передаёт многие личные данные с помощью смартфона. Та печать Антихриста, о которой мы читаем в Апокалипсисе, будет связана с сознательным отречением человека от Бога в пользу земных благ: через нанесение символов на тело человека, он сможет оставаться в системе и пользоваться благами общества, причём отречение от Бога будет информированным и добровольным.
И, наконец, про плоть абортированных младенцев. Эта теория тоже не на пустом месте возникла. Несколько десятков лет назад, когда только разрабатывали технологию создания подобных вакцин, учёные действительно использовали белок из почки неродившегося младенца. Сейчас прошло много лет, этот белок выращивают в пробирке, так что вакцина никакого отношения в внутриутробному убийству детей не имеет», — рассказал Вячеслав Ланский.
Прививка и незамаливаемый грех
Кроме того, представитель епархии рассказал о том, что думает о скандале с «отказом» причащать не привитых прихожан и «незамаливаемом грехе» отказа от прививки.
Напомним, ранее СМИ сообщили, что в Нижнем Новгороде митрополит Иларион заявил, что те, кто отказывается вакцинироваться от COVID-19, берут на себя грех, который придется отмаливать всю жизнь. Позже появилась информация о том, что Иларион якобы отказался причащать непривитых прихожан в Дивеевском монастыре. Впрочем, эту информацию быстро опровергла пресс-служба РПЦ, но бурному обсуждению это не помешало.
«Это история, которая была упомянула священником, неправильно понята, потом неправильно преподнесена, и в итоге обратилась в скандал. Об «истоках» этой истории написал один из священников, с ситуацией знакомых. Если коротко – у женщины, которая выступала против вакцинации, заразились и умерли родственники, и она не может себя простить за то, что выступала против прививок, пришла в церковь и рассказала, что теперь ей нет покоя, и она не знает, как жить дальше. Как видите, история очень личная», — отметил Вячеслав Ланский.
По словам священника, решение о том, вакцинироваться или нет, человек в конечном итоге должен принимать сам, при этом руководствоваться и сердцем, и умом, и трезво оценивать все риски того или иного решения и для себя, и для своих близких.
Православная Жизнь
Комментарий архиепископа Черкасского и Каневского Феодосия.
Журналист популярного СМИ г. Черкассы «Прочерк» обратился к архиепископу Черкасскому и Каневскому Феодосию, как к архиерею с медицинским образованием, с просьбой дать комментарий о православном отношении к вакцинации и о том, имеет ли она отношение к «чипизации».
– Давайте разделим эти два вопроса.
Первое – относительно православного отношения к вакцинации. Здоровье человека – это величайший дар Божий. И болезни, которые посылает нам Господь, не случайны. Это своего рода лекарство, которое лечит нашу душу и тело от грехов. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Все от Бога – и болезни, и здоровье, все от Бога подается нам для нашего спасения».
Нас Господь наделил мощной защитой от внешних и внутренних инфекций. Такой защитой является иммунная система человека, которая старательно выполняет свои функции и не позволяет инфекциям, попавшим в организм, развиваться и прогрессировать. Поэтому все наши телесные болезни попускаются нам Богом ради спасения души. Различные болезни часто посылаются людям как вразумление (или наказание) за богоотступничество и нарушение заповедей Божиих.
Об этом свидетельствуют многие примеры из Священного Писания. Например, первые люди ранней послепотопной эпохи – потомки Ноя – не нуждались в дополнительных мерах защиты от инфекций. Но когда Израильский народ начал грешить пред Господом, Бог посылал ему тяжелую кару в виде стихийных бедствий, войн, египетских казней (Исх. гл. 7-12), моровую язву, которая унесла семьдесят тысяч жизней после переписи населения, проведенной царем Давидом в Израиле (1 Пар. 21:14-15). Постепенно численность Израильского народа возросла, а вместе с этим увеличилась и греховность людей; из-за чего и стали стремительно распространяться инфекционные болезни.
Однако Господь по Своему милосердию предлагает нам способы борьбы с этими болезнями. Через ученых, исследующих механизмы передачи заболеваний, человечеству были открыты знания, позволяющие справляться с инфекциями. Так, на основе работ английского ученого Эдварда Дженнера возникло новое медицинское направление – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, именно им была произведена первая прививка в конце XVIII века. Благодаря его исследованиям в мире было побеждено такое страшное вирусное заболевание как черная оспа и применена первая вакцина. Тогда же и началась первая кампания против прививок.
В настоящее время в средствах массовой информации нередко появляются сообщения, что выражают скептическое, а порой и откровенно негативное отношение к иммунопрофилактике.
Такая точка зрения относительно прививок, к сожалению, часто находит отклик и среди православных верующих. Недоверие, страх и настороженное отношение к вакцинации могут быть связаны с целым рядом причин. Можно привести некоторые из них:
– поствакцинальные осложнения, заканчивающиеся инвалидностью человека;
– недостаточная информированность родителей об особенностях современных вакцин;
– незнание родителями своих прав, а врачами – своих обязанностей по вакцинации.
Конечно, прививки иногда могут и негативно повлиять на организм человека. Но все-таки они бывают крайне необходимы. Главное – четко соблюдать все правила по подготовке к прививке, которые позволят избежать поствакцинальных осложнений.
Следует также помнить, что проблемы, связанные с вакцинацией, являются не церковными, а медицинскими вопросами. Сегодня невоцерковленные люди искусственно втягивают Церковь в решение тех проблем, которые не относятся к вопросам веры и спасения человека. Многие православные христиане, прежде чем делать себе или своему ребенку прививки, советуются со своими духовными отцами и получают порой диаметрально противоположные благословение; это вносит раздор в церковную среду. Однако стоит напомнить, что в решении этой проблемы, прежде всего, необходимо учитывать саму ценность дара жизни, данного человеку Богом, и высокую вероятность смерти, связанной с особо опасными инфекциями.
В связи с тем, что в вопрос вакцинации втягивается много священнослужителей, эти проблема затрагивает область пастырского богословия. В таком ракурсе противоречия между различными точками зрения духовников не имеют принципиального характера, поскольку Промысл Божий о каждом человека особенный. Поэтому если один священник благословил свое духовное чадо на прививку, а другой не благословил, то это полностью может вкладываться в русло воли Божией по этому конкретному человеку. И один, и второй могут быть правы, и разногласий на этой почве не должно возникать. Делать или не делать себе или своим детям прививки – решать только Вам. А значит, Вы, и только Вы, несете персональную ответственность перед Богом как за свою жизнь, так и за жизнь своих родных и близких.
Теперь второй вопрос, касающийся чипизации. То, что мир неумолимо приближается к своему концу – ни для кого не секрет. И то, что дьявол делает все, чтобы приблизить дни правления антихриста – тоже закономерно. Но в печати антихриста главное – не сама печать, а наше отречение от Христа и Его Евангельских принципов жизни человека. Это фундаментальный принцип: главное – это не внешнее, а внутреннее. И внешние формы значимы именно в связи с тем, как они выражают внутренний выбор человека.
Конечно же, все эти чипы, вышки сетей 5G, биометрические паспорта, кредитные карточки, а теперь еще и вакцина от коронавируса, все это можно воспринимать как некую демо-версию печати антихриста. Делается все это для того, чтобы мы привыкли к мысли о самой печати. Ведь когда к чему-то привыкаешь, то это гораздо легче принять. И если бы чипизация вводилась вместе с отречением от Христа, то несогласных с этим, конечно, было бы в разы больше. Но враг рода человеческого хитер, и все движется медленно, чтобы мы успокоились и привыкли.
Вокруг печати антихриста существовало и продолжает существовать множество различных версий и мнений. Это и «Комитет 300», который «правит миром», и «мировое правительство», которое «намерено чипировать всех людей в мире, чтобы потом ими можно было легко управлять», и масонство, и «иллюминаты».
Конечно, пришествие антихриста, печать зверя – это очень актуальные темы. Однако многое из того, что говорят сейчас на эту тему, больше относится к суевериям, чем к тому, что говорит Священное Писание и Соборный разум Православной Церкви. За время существования Православной Церкви на пришествии антихриста было множество спекуляций. Число зверя многие люди видели в именах Нерона, Петра I, Ленина, Гитлера, Сталина и тому подобное. В общем, у кого на что хватило фантазии. Некоторые люди до сих пор боятся получать современные документы, мол, это печать зверя. Есть люди, которые в свое время не хотели покупать товары из-за штрих-кода. Сегодня получает распространение тема всемирной чипизации населения планеты на фоне пандемии коронавируса. Некоторые однозначно утверждают, что вакцинация = чипизация, и это наложение печати зверя. Но, думаю, это большое передергивание. Конечно, чипизацию можно рассматривать как техническую подготовку человечества к приходу антихриста. Но никакие сегодняшние идентификационные номера или даже чипы пока не являются и не могут быть печатью антихриста.
В Священном Писании говорится о неком приметном знаке и о том, что экономическая деятельность людей будет взята под контроль в зависимости от наличия этого отличительного знака. При этом дается намек на число 666. Учитывая то, что целый ряд систем в современном мире разработан с целью идентификации и учета, доверчивые люди каждый раз при появлении новых таких систем учета спешили связать их со знаком зверя. Вспомните: в конце 1990-х и в начале 2000-х годов появлялись рисунки людей со штрих-кодом на лбу; статьи в журналах о том, что идентификационный код и кредитные карты – это инструмент зверя, который будет использоваться для тотального контроля над правом человека покупать и продавать. Как только были разработаны микрочипы, люди снова вспомнили о печати. Да, это все когда-то сможет использоваться антихристом для тотального контроля над людьми.
Но сегодня для контроля за людьми нет абсолютной необходимости использовать даже все эти изобретения. Есть ряд других проверенных методов. Вспомните хотя бы Советский Союз и Хрущева, который ввел тотальную паспортизацию населения страны, в то время как в других странах мира паспорта выдавались исключительно тем людям, которые выезжали за границу. Паспортизация в Советском Союзе использовалась именно для контроля за людьми – появилось понятие прописки места жительства. Когда наступали периоды кризисов или голода, правительства разных стран вводили карточные системы продажи продуктов: нет карточки – нет и продуктов. Эта система была создана специально для закупочного контроля. А если проанализировать современные технологии, то можно будет сделать однозначный вывод: даже если мы откажемся от кредитных карточек, штрих-кодов и других систем контроля и учета, мы все равно не избежать того контроля, который уже установлен государством. Человека обкладывают все плотнее.
До сих пор мы говорили о методе учета. А как насчет цели учета? Для чего нужна эта печать антихриста вообще? Для того только, чтобы кого-то лишить возможности покупать и продавать? Думаю, что нет. Мы можем думать, чем же является эта печать зверя, и можем стараться избегать любой системы идентификации, считая, что тем самым мы избежим принятия этого числа зверя.
Суть этого текста заключается в том, что какая-то власть, представленная вторым зверем, различными средствами стремится заставить всех людей в мире поклоняться тому, что представлено первым зверем. Помним, что книга Откровения написана в символах, а потому и зверь, так же как и сама печать на лбу или на руке – в первую очередь символы, хотя при этом и реальные вещи. Главная суть всего – это отказ от Христа и Его Евангелия и поклонение врагу Божию. А это уже область религии, то есть поклонение имеет целью признание определенной религиозной системы власти, восхваление ее, а главное – подчинение ей и выполнение ее требований в форме новых моральных ценностей, действий и образа жизни, а возможно даже и богослужебных обрядов.
Могут ли сегодняшние попытки избежать принятия чипов, штрих-кодов, ИНН, кредитных карточек и других систем контроля спасти нас от принятия решения в пользу поклонения либо не поклонения определенной аморальной социально-религиозной системе? Так просто? Конечно же нет. Мы можем пойти в пустыню или лес; мы можем зарыться в подземном бункере, набрав себе запасов еды на долгие годы. Но мы не сможем избежать глубинного внутреннего духовного вопроса, кому мы все же поклоняемся и кому служим в своем сердце: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16).
Я уверен, что когда придет то самое время выбора, то многие из тех, кто сегодня борется со штрих-кодами и чипами, в силу своего нездорового азарта в жизни не смогут устоять перед смертельно-кротким нажимом нового антихристового уклада жизни – так же как многие из особенно горячих ревнителей I-III веков не устояли перед гонениями на христиан. И напротив, если православный христианин соединенный с Богом Таинствами Святой Православной Церкви, если он изучает Евангелие и пытается всеми силами исполнять заповеди Христовы, то ему не надо излишне паниковать при слухах о чипах или о печати зверя. Выбирая настоящее поклонение Богу, жизнь в Церкви по Евангелию и отстаивание этой великой Истины, мы тем самым уже отказываемся от поклонения зверю и его образу. А значит, когда придет настоящая опасность печати антихриста, а она придет, надеемся, что Господь поможет таким христианам устоять и не отпасть от Бога. Только нужно оставаться верными Богу до конца, несмотря на обольщения и соблазны этого мира.
Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.
Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.
Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.
Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.
При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.
Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»
Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.
Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.
Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.
Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви
— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.
За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.
По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.
Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.
При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.
Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.