Что говорят староверы о коронавирусе
Иерей Иоанн Курбацкий: «Главное — на Бога уповать, а не на русское авось»
иерей Иоанн Курбацкий
Настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г.Калуге, РПСЦ
От редакции:
Объявление пандемии коронавируса, карантинные меры, введенные во многих странах, породили острую полемику во внутрицерковной среде о необходимости или избыточности принятия санитарных мер в храмах. Нет ли отрицания веры в благодать Божию в соблюдении гигиенических мер в Церкви? Что должно являться предметом веры, а что — предметом знаний? Можно ли заразиться какой-либо болезнью при Причащении святых Таин? Об этих и других вопросах рассуждает настоятель старообрядческого храма в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
Иерей Иоанн Курбацкий
На самом деле проблема соблюдения мер гигиены стоит в Церкви давно, и новая пандемия лишь актуализировала эту дискуссию. Мы знаем, что многие светские люди при знакомстве с церковными обычаями нередко смущаются тем, что верующие причащаются из одной лжицы. Да и сами верующие порой стараются причащаться так, чтобы не прикоснуться устами лжицы или сделать это по возможности бесконтактно. Настало время оценить сложившиеся практики на предмет их соответствия современным представлениям о гигиене, задуматься, можно ли что-то менять в сложившихся веками традициях.
Одни верующие считают, что ничего делать и менять не надо: дескать, как жили, так и будем продолжать жить, в храме невозможно заразиться, и потому никакая инфекция не страшна, все меры гигиены излишни. Другие, напротив, пытаются сделать все возможное, чтобы минимизировать риск заражения людей в храмах и дальнейшего распространения инфекции. Так, Синод РПЦ принял специальную инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Какие-то из этих мер стали применять и некоторые старообрядческие священники в своих приходах. Поразмышляем об этом.
Сегодня есть немало верующих людей, которые искреннее и твердо верят, что в храме нельзя ничем заразиться. Но если бы это было действительно так, то история не знала бы эпидемий чумы, холеры, тифа, оспы и т. п. Можно было бы спастись от болезни и смерти, просто отсидевшись в храмах. Верующие во все времена совершали молитвы, служили литургии и молебны, святили воду, звонили в колокола, совершали крестные ходы. Но не всегда Бог спешил исполнить молитвы. Летописи сообщают, как опустошались целые города. Так, в середине XIV века архиепископ новгородский Василий, посещая охваченный эпидемией чумы Псков, сам заразился этой болезнью и умер, принеся эту эпидемию в Новгород. В тот же период чума выкосила Смоленск, Киев, Чернигов и Суздаль.
«Моровые язвы» были относительно давно, и сегодня мы забыли и не знаем, как поступала Церковь в период эпидемий, были ли какие-то ограничения. Но тогда и медицинских знаний о распространении болезней и мерах профилактики было меньше. Тем не менее карантины были и в древности. Из Евангелия мы знаем о прокаженных, которые жили вне городов, чтобы не заразить окружающих.
Им предписывались строгие правила поведения, а в случае исцеления этот факт должен был быть зафиксирован священником. На Руси во время эпидемий тоже устраивали карантины. К примеру, «Вторая новгородская летопись» сообщает:
1552 г. Того же лета месяца октября в 16 день бысть кличь в Новегороде о псковичех, о гостех, чтобы все они ехали вон, часа того из Новгорода с товарами какими ни буди; а поймают гостя псковитина на завтрее в Новгороде, ино его выведши за город сжечи и с товаром. А в Новгороде выймут во дворе псковитина, ино дворника бити кнутом, а псковитина сжечи. И бысть застава на псковской дороге, чтобы не ездили во Псков, ни из Пскова в Новгород. И бысть в Пскове мор велик и учаше являтися мор в ту пору в Новгороде, на Редятине улице, и новгородцы того ради псковичь из Новгорода выслали вон и пристольцев.
В 1771 году в Москве, когда свирепствовала чума, купцы-старообрядцы, всегда отличавшиеся своей благотворительностью, с разрешения властей тоже стали устраивать карантины и больницы, а также и кладбища на свои средства. Так появилось Рогожское и Преображенское кладбища.
Если то или иное бедствие, называемое в Писании гневом Божиим, постигает народы, то оно касается всех: и праведных, и неправедных. Вспомним пророка Илию, который также голодал и страдал от зноя вместе со всеми, когда не было дождя 3,5 года (3 Цар. 17). Да, Бог спас Его особым, чудесным образом, но кто мы? Не прелесть ли считать, что именно меня (нас) Господь обязан пощадить, потому что мы, мол, благочестивые, истинно православные и прочее? Можем ли мы оставаться безбоязненными, вправе ли считать, что Бог обязан нас защитить? В упомянутом XIV веке благочестивых на Руси было больше, но и их не миновала чаша сия.
В этой самонадеянности, которая мнит себя твердой верой, видится нарушение заповеди Господней «Не искушай Господа Бога твоего». Вспомним искушение Исуса Христа в пустыне: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4:9–12).
На это нередко возражают, что в Евангелии, помимо этого эпизода, есть обещание Спасителя истинным последователям Господа: «аще и что смертно испиют, не вредит им». Но при этом почему-то забывают всю фразу: «Веровавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Если кто-то столь уверен, что ему дан дар без вреда испивать смертоносные чаши, то пусть явит и прочие знамения.
Стоит задуматься, не самомнение ли — пренебрегать правилами гигиены и мнить себя столпами веры, не желая ничего менять в православных обычаях, касающихся гигиены. Да, «если Господь не сохранит го́рода, впустую бодрствовал страж» (Пс. 126:1). Но это отнюдь не значит, что можно рисковать. Меры профилактики и гигиены служат для того, чтоб эти риски минимизировать. Возьмем аналогию с ремнем безопасности в автомобиле. По статистике, применение ремня безопасности уменьшает риск гибели водителя при фронтальном столкновении — в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, при опрокидывании — в 5 раз.
В тех мерах гигиены, которые сегодня предлагаются, в частности инструкцией Синода РПЦ (протирать чашу или крест спиртом), индивидуальные салфетки и т.п., нет отрицания веры в благодать Божию. В этих действиях проявляется не наше маловерие, а наоборот, вера в то, что, если мы будем выполнять необходимое, Господь нас поддержит и поможет нам. Если мы пьем лекарство, разве этим мы отрицаем, что Бог — единственный врач душ и телес? Нет, от Него сила лекарств и способность познания. Так же и с гигиеной: знаете о правилах — не пренебрегайте ими.
Кстати говоря, знакомый эпидемиолог рассказал мне, что для полного уничтожения вируса необходимо после протирания спиртом (не менее 70 градусов) креста или чаши выжидать минуту. А лжицу опускать в спирт также на минуту. Чтобы не делать паузу, использовать 2 лжицы, меняя их каждый раз.
Некоторые священники, слыша о мерах гигиены и не соглашаясь с ними, пытаются довести ситуацию до абсурда вопросами типа: «надо ли теперь кипятить святую воду, протирать потир спиртом». Разумеется, святую воду кипятить не надо, а вот сосуды следует держать в чистоте. Некоторые из них неплохо было бы прокипятить. Стоит вспомнить, что в 1930-е годы священников нередко арестовывали под предлогом антисанитарных условий в храме, например за то, что крестил в ржавой купели. Думаю, зачастую повод действительно был. Так, не надо «давать повода ищущим повода», как советует святой апостол Павел (2 Кор. 11:12).
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о возможности заразиться какой-либо болезнью при Причащении святых Христовых Таин. Одни считают это невозможным, саму мысль об этом признают богохульной, так как Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа есть источник здравия души и тела.
Никто и не говорит, что человек заражается от Причащения, но от соприкосновения с Чашей или со лжицей, из которой перед этим причащался инфицированный больной. Ведь на ней может остаться слюна, значит, и любой микроб точно так же может осесть, равно как и мошка или иное насекомое может попасть в Чашу. Приходилось слышать мнение, что все свято, чисто и даже лжица освящается и очищается причастием лучше всякого спирта. Тем самым Святым дарам приписываются сверхъестественные свойства, помимо того, что это Таинство, в котором нам преподается самая Пречистая Кровь и Пречистое Тело Христа. Но мы знаем, что Причастие в виде Запасных Даров может подвергнуться порче. Так, 157 правило Номоканона говорит о случае, когда Святые дары «просмрадятся и не могут в снедение приятися». А в чине священнической исповеди упомянут грех, когда небрежением священника святые дары «поизгрызут мыши». Можно вспомнить примеры из истории, когда людей убивали, помазав чашу с причастием ядом.
Здесь мы касаемся важного богословского вопроса о соотношении научного знания и веры. Того, что может и должно являться предметом веры, а что — предметом знаний. Мы помним, что не всегда удавалось соблюсти этот баланс. Некоторых ученых даже сжигали за мысли, противоречащие представлениям Церкви. Сейчас смешно читать, к примеру, о том, как старообрядческого епископа Михаила (Семенова) еще сто лет назад осуждали, в частности, за высказанное предположение, что дни, за которые Бог сотворил мир, не равны нынешним суткам, а обозначают некий период времени. Ревнители буквального понимания Библии считали это посягательством на веру и ересью. В наше время есть люди, которые вопреки науке и очевидным фактам веруют, ссылаясь на некоторые изречения святых отцов, что земля имеет плоскую форму (так называемые «плоскоземы»). Но подлинное православное богословие никогда не противоречит подлинному научному знанию.
Думаю, что если, не приведи Господи, подтвердится случай заражения у кого-то из прихожан наших храмов, и выяснится, что он контактировал с людьми в храме на службе, а меры профилактики никакие не соблюдались, то это породит массу проблем для настоятеля, председателя и всей общины. Пренебрежение гигиеной может квалифицироваться как преступная халатность. Одни легко переносят болезнь, но немало пожилых умирает.
Итак, надо воспринимать всё происходящее как волю Божию! Предприняв санитарные меры, мы сделали, что могли. В этих условиях надлежит непрестанно молиться Богу, совершать безкровную жертву. В чине литургии святого Василия Великого, которая совершается каждое воскресенье в течение Великого поста, есть прошение об избавлении «от глада, губительства и усобныя брани». Главное, на Бога уповать, а не на русское «авось».
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Добровольная изоляция: откуда у старообрядцев «иммунитет» к COVID-19
Представители старообрядческой веры выбрали самоизоляцию еще до того, как это стало мейнстримом. Как такой образ жизни помогает им оберегать себя от коронавируса — в материале iReactor.
Коронавирус и меры по его сдерживанию буквально развели людей по углам. В этой ситуации сложнее многих приходится представителям закрытых от человеческих глаз групп.
Термин «старообрядчество» возник в России вынужденно. Сейчас он по-прежнему приемлем и для самих последователей, и для светского общества, включая ученых. Как отмечают старообрядцы, их задача — сохранить церковные установки и традиции древней Русской православной церкви. Среди наиболее распространенных стереотипов о представителях этого сообщества — желание максимально отгородиться от грешного большого мира.
Учитывая сведения о спартанском быте в старообрядческих общинах, издание iReactor решило выяснить, как приверженцы старой веры справляются с заразой XXI века — коронавирусом.
Без контактов
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с корреспондентом iReactor рассказал, как живут общины в непростое время и как принимают лечение и рекомендации властей.
Часть общин соблюдают все требования властей. Люди подчиняются самоизоляции. Наиболее известный изолировавшийся старовер, ставший лечиться, — глава Союза староверов Леонид Севастьянов. Он сейчас находится на стадии излечения от коронавируса в Москве, — отметил Лункин.
Глава старообрядческого дипломатического корпуса Леонид Севастьянов — крайне видная фигура среди верующих. По его социальным сетям сложно сказать, что он ведет закрытый образ жизни.
A post shared by Leonid Sevastianov (@leonidsevastianov) on Apr 6, 2020 at 5:32am PDT
Тем не менее, отмечает религиовед Лункин, далеко не все приверженцы старообрядчества столь же открыты для окружающего мира. Колоссальная доля представителей веры все же предпочитают охранять личное пространство — за счет этого многие староверы, хотели они того или нет, уже сумели обезопасить себя от стремительно распространяющегося по миру заболевания.
Есть интересная деталь у старообрядцев. Они, по сути, всегда самоизолировались. Если в их среду вирус не попадет, они и не заразятся. В общинах принят быт своей посуды и своей кружки. Для гостей выдаются другие предметы. Как и во всех общинах, есть те, кто нормально и ненормально относятся к самоизоляции. Противники [изоляции] призывают посещать богослужения и собрания. Некоторые представители Московского патриархата начинают размышлять, что коронавирус дан Богом за грехи, — добавил Лункин.
Что касается традиционной медицины, то от нее старообрядцы никогда не отказывались, отмечает глава Центра по изучению проблем религии и общества. Есть люди, что живут в лесу, и у них иная ситуация, но никакой принципиальной позиции у духовников на этот счет нет. Как утверждает Лункин, отдельные люди несут в себе отдельные проблемы, но массовых затруднений у старообрядцев с медициной не наблюдается как в России, так и за ее пределами.
Религиовед Михаил Шахов в беседе с корреспондентом iReactor также подтвердил, что самоизоляция у некоторых из старообрядцев уже давно считается нормой. Тем не менее, многие староверы ведут практически такой же образ жизни, что и члены других конфессий. И у этих представителей сообщества абсолютно те же проблемы с COVID-19, что и у прочих граждан.
Старообрядцы сейчас стараются ограничить число заражений. Пока у них трудности, как и у всех граждан. У москвичей-старообрядцев уклад жизни идентичный обычным москвичам. Главы старообрядцев публиковали обращения. Они призывают сократить посещение храмов и соблюдать самоизоляционный режим, — обратил внимание Шахов.
В целом уже сейчас понятно, что именно отстраненность от остального православного и христианского сообщества играет на руку старообрядцам в борьбе с коронавирусной инфекцией. Стремление отгородиться от основной массы людей привело к тому, что староверы на сегодняшний день оказались едва ли не самой защищенной от заболевания социальной группой — самоизоляция, перевернувшая привычный уклад жизни в большинстве стран мира, оказалась той самой чудодейственной «вакциной», в поисках которой бьются лучшие ученые мира.
Дионисий Севастьянов: «Пандемия вируса — это напоминание библейской истории о праведном Иове»
Интервью со старообрядцем, который лично пережил коронавирус
Эпидемия коронавируса COVID-19 остается центральным событием новостной повестки нашего времени. И сегодня мы беседуем с председателем Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисием Михайловичем Севастьяновым, который стал очевидцем и лично пережил это заболевание. Дионисий рассказывает об истории своего инфицирования, злоключениях, постигших его в российских больницах, а также духовном значении этого морового поветрия.
Председатель Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисий Севастьянов
Рассказываю о своем опыте, как все произошло. Когда только начала появляться информация об этом вирусе, я думал, что меня это никак не коснется, что это говорят о чем-то далеком для меня. Но, увы, я заболел. И всего лишь пообщавшись в одном помещении с инфицированным человеком. О том, что он инфицирован, ни я, ни он не знали. За руку мы не здоровались, контакта никакого не было. Заболевание началось на третий день после контакта. Также заболели и те, кто находился в том помещении.
В начале поста я переболел ОРВИ. В течение недели был сильнейший насморк, чихал, была небольшая температура. Через неделю я выздоровел, а спустя неделю опять новое заболевание. Симптомы отличались от предыдущей простуды: поднялась температура до 39 °C, начался сильный озноб и кашель. По ночам трясло так, что не мог согреться. Было обильное потоотделение, вся одежда и белье промокало. Сильная ломота в костях, которая не дает уснуть. Нарушилось обоняние, что не чувствуешь вкуса и запаха. Насморка нет. Во рту и в носу сильно пересыхает. В первый день приехала «скорая», взяли тест на COVID-19, послушали легкие — всё было чисто. На третий день опять приехала «скорая», послушали легкие, и опять всё чисто. На пятый день пришел положительный тест, приехала «скорая», послушали легкие и высказали подозрение на воспаление легких. Меня забрали в больницу.
После того как с помощью теста у больного выявляют вирус, «скорая помощь» развозит людей по больницам Москвы, согласно указанию диспетчера, который контактирует с оперативным штабом по COVID-19. У меня московская прописка и полис москвича. Меня распределили в больницу в Царицыно, как оказалось позже — это Центр реабилитации инвалидов с тяжелыми формами ДЦП, 3-я Радиальная улица, дом 6, стр. 1.
Центр реабилитации инвалидов с тяжелыми формами ДЦП теперь переоборудован в инфекционную больницу
«Скорая», которая меня забрала, попала в автомобильный затор, состоящий из таких же машин «неотложек». Ожидание длилось полтора часа. В «скорой» было очень душно, но выходить было нельзя. Врачи были в защитных костюмах. Духота была столь сильной, что у медицинских работников запотели все очки. Пообщался я немного с врачом. Он первый раз в такой бригаде, до этого он работал с бомжами на улице.
«Зачем вы таких больных (как я) везете в эту больницу? У нас нет ни лекарств, ни оборудования, чтобы их лечить и оказывать какую-либо первую помощь».
Как я понял, они только сегодня стали принимать больных с «ковидом» в легкой форме, а до этого принимали только с подозрениями.
В палате было очень холодно: я сидел в свитере, в теплых брюках и замерз. Я понял, что если останусь здесь на ночь с воспалением легких, то утром может произойти что-то нехорошее. Я стал требовать, чтобы меня перевели в другую больницу, где мне в случае чего смогут оказать первую помощь. Нам вместо градусников выдали небольшой приборчик для замера уровня кислорода в крови. Его надеваешь на палец, и он показывает процент содержания кислорода. Сказали: «Как будет ниже 95%, так вызывайте нас». Вот это всё, что нам выдали вместо таблеток, градусников и какого-то обследования.
У меня начался приступ кашля, почти безостановочно. Родственники связались с главврачом этой больницы. Просили перевести меня в профильный стационар, где займутся моим обследованием и лечением. Через 4 часа за мной наконец-таки приехала «скорая», мне вернули верхнюю одежду и с комментариями: «как Вы могли сюда вообще попасть?» и «кто Вас сюда привез?» меня посадили в «скорую» и отвезли в Коммунарку.
В больнице на Коммунарке я оказался в половине десятого вечера. Там в вялотекущем режиме меня начали обследовать и брать анализы. В основном приходилось сидеть и долго чего-то ждать. Больных вообще не поступало. Со мной рядом в приемной сидел дедушка, 83 года. Он говорит:
«Сижу вот уже более двух часов. Привезли меня с положительным тестом. Как я заболел — не знаю».
В общем, в палату я уже попал в полвторого ночи, то есть просидел я, получается, где-то четыре часа.
Больница на территории Коммунарки
Палата двухместная, мой сосед уже спал. Разместился я с надеждой на то, что утром придет врач и меня начнут лечить. В этом меня заверил медбрат, который меня размещал. Он сообщил, что врач будет в 7 утра. Но утром никакого врача не было. Мой лечащий врач появился только где-то в час дня. Как оказалось, врач один на всё отделение, зовут ее Ольга Серафимовна. Она меня послушала и поставила диагноз — левостороннее воспаление легких. Я просил сообщить результаты компьютерной томографии, на что мне врач сказала, что ей некогда читать мою карту болезни и изучать результаты анализов, всё лечение будет завтра, когда она прочитает и изучит мою карту. Я, конечно, был ошарашен таким подходом.
В это время стали появляться публикации в средствах массовой информации о том, что я заболел коронавирусом. Аналогично и о болезни моего соседа также было известно в интернете. Мое предположение, что это медицинские работники «сливают» списки заболевших, а журналисты по фамилии добывают информацию о пациенте из интернета. Мой сосед поступил на день раньше, тоже с пневмонией и положительным тестом. За неимением палаты, он ночевал на диване (на кушетке) в приемной комнате, и только на следующий день его разместили в палате.
Соседу назначили лечение антибиотиками еще в поликлинике, когда он ожидал результаты своего теста. При поступлении в Коммунарку дежурный врач «скорой» запретил ему принимать лекарства. Но через день лечащий врач сказал продолжать принимать эти антибиотики. В общем, такая вот неразбериха: один врач говорит — принимайте, другой — не принимайте.
К вечеру того же дня у меня поднялась температура 38 °C и выше. Лечения никакого нет. Я в 17:30 вызвал дежурного врача — врача нет. Медсестрам напоминал каждый час: «Позовите врача». На кнопки экстренного вызова реагировали от 5 до 15 минут. Врач пришел в 21:30 (то есть в полдесятого вечера) — это спустя тоже 4 часа. Выслушал меня и, недовольный, что я его зря беспокоил, ушел по моей просьбе посмотреть карту и результаты КТ. Пришел он через 5 минут с извинениями, что «у Вас двухсторонняя пневмония по результатам КТ, сейчас срочно начнем лечение, а почему Ваш лечащий врач не назначил лечение еще утром и не посмотрел КТ, я не знаю, это на ее совести».
Дежурный врач мне сообщил, что здесь персонал приходит на один день — отработал и ушел. Больше не появляется. Я попросил еще вызвать хирурга, чтобы он смог меня осмотреть, так как меня беспокоили почки. Хирург пришел быстро, тоже извинился от всего персонала больницы и пообещал строго поговорить с лечащим врачом, чтобы она впредь была внимательна. Так началось мое лечение в Коммунарке.
Питание в больнице Коммунарки
Больница была комфортная, всё новое, кормили пять раз в день. Выходить из палаты было строго запрещено. Среди персонала стали появляться волонтеры — студенты разных медицинских курсов Первого и Второго медицинских институтов. Они выполняли роль медсестер. У одного из них я стал наводить справки о том, почему здесь волонтеры, что они тут делают? Он ответил мне, что ректор их института сообщил:
«Если вы хотите поступить на следующий курс без экзаменов, тогда отправляйтесь волонтерами в больницу».
В этот же день поступил в Коммунарку и третий человек из нашей компании, с которым мы все вместе общались в день инфицирования. Он 7 часов прождал в приемной, прежде чем попал в палату.
Лечащий врач и пациент
На следующий день мой лечащий врач мне сообщила официально, что у меня двухсторонняя пневмония, но результаты анализа крови и мочи она не видела:
Медсестер уже нет, только одни волонтеры. На тревожную кнопку реагировали по 20 минут.
В тот день в больницу приехал Президент Российской Федерации. К вечеру удалось вызвать зав. отделением. Я рассказал ему о своем обследовании и лечении, и он в шоке вышел, пообещав завтра провести полное обследование и назначить правильное лечение. После пришли три студента-волонтера, которые упражнялись в опыте, как взять у меня тест на коронавирус. Мне удвоили дозу антибиотиков и назначили дополнительно капельницы с витаминами. На следующее утро у меня наконец-таки взяли повторно анализы и повели в сопровождении волонтеров делать УЗИ органов.
Дионисий Севастьянов в больнице
На четвертый день моего пребывания пришел еще один положительный тест на коронавирус, который у меня взяли при поступлении в больницу. Приходил зам. главврача, а после его ухода случилось чрезвычайное происшествие.
Как я узнал позже у медсестры, студенты-волонтеры перепутали жидкости во флаконах и вместо глюкозы поставили мне капельницу с новокаином. Прокапали одну треть флакона, и я почувствовал, что у меня начинает расплываться в глазах. Я быстро перекрыл капельницу и нажал на тревожную кнопку.
Дальше еще хуже: не хватало кислорода, я задыхался и у меня начало останавливаться сердце. Прибежала медсестра, и меня стали как-то откачивать. Врача боялись, по-видимому, вызывать, или его не было. В таком состоянии я ничего не осознавал. Принесли другой флакон и стали капать мне, как они сказали, щелочь, которая улучшит мое состояние. Давали мне пить сладкий чай, воду, махали веером, говорили: «Сейчас от щелочи, которая капает, станет лучше».
Но мне лучше не становилось, очень жуткое состояние было минут двадцать. Когда я уже потом впоследствии отошел и встал с кровати, оказалось, что эту щелочь просто капали не в меня, а в мой матрац — он был весь мокрый, вся эта жидкость проливалась мимо моей руки и текла под меня. А медсестра удивлялась, почему мне не становилось все лучше. Вот и выяснилось.
Сказали: «Хорошо, что ты успел перекрыть капельницу и нас вызвать». Пришли на вызов два врача. Спросили, что случилось. После моего рассказа сказали, что такого вообще не может быть, чтобы перепутали и накапали вам новокаин. Удалились для разборок. Весь день приходила медсестра и переживала, что в ее дежурство такое случилось. «Наверное, — говорила, — меня уволят». Больше я ее не видел.
Аминокапроновая кислота
В меня волонтеры чуть не залили вот эту аминокапроновую кислоту в вену. При такой дозе она вызывает обильные внутренние кровотечения. Только по моему твердому настоянию уточнить у лечащего врача, они пришли, извинились и отменили.
Хочу сказать, что за время лечения было еще много отрицательных моментов. Например, забывали капать антибиотик и вспоминали только вечером; упражнения волонтеров в установке катетера — с первого раза у них не получалось, в установке капельницы — с первого раза иголкой в вену не попадали. Катетеры мне вообще ставили 5–6 раз и постоянно их перестанавливали, потому что от них происходили гематомы. В результате от неправильной установки у меня опухала рука.
Гематомы от катетера
Медсестры вообще перестали дежурить. Перед выпиской дежурили уже волонтеры и выписывали тоже они. На днях сильно радовались, когда первый раз в жизни смогли установить катетер, залив кровью всю кровать и свои средства защиты. Выписали меня на 11-й день с диагнозом «двухсторонняя пневмония в положительной динамике». Выписал меня, на удивление, врач травматолог-ортопед. Фамилию лечащего врача мне выяснить так и не удалось.
На сегодняшний день я лечусь дома: пью антибиотики и сижу на карантине. Моя семья — жена и дети — перенесли COVID-19 в легкой форме, без воспаления легких, и им не пришлось госпитализироваться. Так же было и в семье моего соседа по палате — жена и ребенок у него перенесли COVID-19 без осложнений. Тоже удивление: у меня получилась вот такая тяжелая форма, а у них вообще просто, без каких-либо последствий и отклонений. Им тоже сделали КТ — ни у жены, ни у детей, ни у кого ничего не обнаружено.
Симптомы были. У жены два дня была температура 38 °C, кашель. А у детей была температура где-то 37,5 °C. Они потели два-три дня и тоже был небольшой кашель. Всех их обследовали. Слава Богу, живы-здоровы.
Нам всем известна одна из книг Ветхого Завета — «Книга Иова». В ней описывается благочестивая жизнь Иова и его семьи. Они живут в достатке и почитают Господа. Он совершает ежедневные жертвоприношения за грехи детей, говоря: «Егда како сынове мои в разуме своем зло помыслиша к Богу», то есть не за плохие поступки, а за греховные мысли, так как в поступках они были благочестивы.
И вот в один прекрасный день, не предвещавший ничего худого, Бог всё имение Иова передает в руки диавола для испытания веры. Сам Господь характеризует Иова как самого праведного человека на земле. И вот в первый день он потерял всё свое имение и всех родных. Во второй день его постигла страшная гнойная проказа — он сидел на краю города и собирал куском черепицы гной со своего тела со словами:
«Аще благая прияхом от руки Господня, злаго не стерпим ли».
Трудно, конечно, представить всех моральных и физических страданий Иова и сравнить их с нынешним временем, но аналогия есть.
Сегодняшний финансовый кризис и пандемия вируса — это напоминание в легкой форме времени библейской истории, случившейся с праведным Иовом. Много Иов в болезни думал и рассуждал с Господом, показал Богу искренность своей веры, и за это Господь признал его еще праведней. Его друзьям Господь сказал, чтобы Иов помолился за них: «Точию его лице прииму, аще не его ради, погубил бы убо вас». И Господь послал Иову в двукрате всё то, что он потерял. И дал ему детей много, и здоровья на 170 лет, и увидел он свой род до четвертого колена.
Самое большое испытание в нынешнее время — это страх. Страх перед неизвестностью. Этим сейчас страдают во всем мире, а от этого возникает паника. Страх — выживешь или нет, вылечат тебя или залечат. Но в такие минуты и часы очень помогает молитва, обращение ко Господу. Очень помогла поддержка моих родных, а также братьев и сестер по духу. Молитвой и молитвами всех православных христиан Бог посылает здравие мне и моим родным, которые также пострадали из-за болезни. Дай Бог здоровья и благополучия всем тем, кто искренне за меня переживал и молился Господу. В этом году Великий пост был для меня и моей семьи сугубо великим и сугубо строгим.
Также предлагаем цикл статей об эпидемиях:
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!