Что говорят пришельцы о боге

8 описаний пришельцев, которые можно найти в священных книгах различных религий

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Теория посещения Земли инопланетянами сегодня весьма популярна. Кого-то она привлекает тем, что раскрывает мир куда больший чем тот, о котором говорят современные учёные и философы, а для других это возможность как-то объяснить величайшие тайны этого мира. А между тем в различных религиозных трактатах есть примеры, в которых говорится о субъектах, которые сегодня называют инопланетянами.

1. Махабхарата

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

индуизм
Махабхарата, которая считается одной из священных книг, написанных о древней индуистской жизни, философии и культуре, имеет несколько ссылок на внеземных существ. Есть тысячи упоминаний о «виманах» или летающих колесницах, людях, которые могут носить космические костюмы, и даже рассказы об уничтожении целых городов мощным лучом энергии.

2. Иные миры в Коране

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

ислам
Несмотря на то, что большинство людей думает об Исламе, правда в том, что мусульмане верят во внеземную жизнь. В отличие от других основных религий, которые не одобряют ничего, что конкретно не упоминается в их священных книгах, большинство мусульман не отрицают возможное существование иных миров. В некоторых стихах Корана говорится о том, как Аллах создал не только наш мир, но и другие.

В других мирах есть свои собственные существа, и у них тоже был Адам, от которого развился весь ррод. В Коране также говорится о том, что в других мирах возможно больше семи небес и семи земель. Один стих переводится как «Он (Аллах) объединит жизнь в небесных телах и жизнь на Земле, когда ему это захочется».

3. «По образу и подобию. »

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

христианство
В Библии есть знаковая фраза, которая переводится как «. сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. ». Слова «сотворим» и «Нашему» возможно указывают на множественное число, и, если это так, является ли Бог единственным.

Возможно ли, что Бог может быть существом из отдаленной части нашей вселенной. Что интересно, Ватикан допускает существование внеземной жизни. Ватиканский астроном Гай Консольманго считает, что ангелы, утренние звезды и небесные существа могут быть совсем с другой планеты.

4. «С небес сражались звезды. »

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

5. Вознесение Илии

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

христианство
Вознесение Илии некоторые воспринимают, как описание похищения инопланетянами. Смысл стиха можно примерно перевести, как «Илия был вознесен на небеса Господом на огненной колеснице». Это может звучать, как воображаемая сцена, но возникает любопытный вопрос — почему же колесница огненная. Идея передвижения в пылающем транспорте сама по себе странная.

В стихе говорится: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо». Затем говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Звучит как похищение инопланетянами, не правда ли.

6. Божественные лучи, виманы и копье Индры

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

индуизм
В древнеиндийских текстах есть несколько ссылок на возможные инопланетные технологии. Вот несколько таких стихов: «По воле Рамы великолепная колесница вознеслась на гору облаков», и «Бхима полетел на вимане на огромном луче, который был таким же ярким, как солнце, и издавал шум, похожий на гром».

7. Содом и Гоморра

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

христианство
Описание разрушения Содома и Гоморры является одной из наиболее четких отсылок на возможное внеземное вмешательство. В одном из стихов говорится: «Тогда Господь пролил с небес дождь из горящей серы на Содом и Гоморру». Так он разрушил города и всю местность вокруг них, уничтожив все живое.

Жена Лота оглянулась на уничтожаемые города и превратилась в столп соли. Описанное звучит крайне странно и похоже на бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Когда Хиросиму отстраивали, нашли участки песка, спекшегося в стекло или кремний из-за воздействия ядерных ударов, также как и в Садоме.

8. «. как десять тысяч Солнц»

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

И будете ненавидимы всеми за имя Моё.
Евангелие от Лк. 21:17

Все религии, которые рассматривались выше, учат “закону джунглей”: или ты, или тебя. Все они исходят из закона сохранения энергии: если ты где-либо берёшь энергию или физические тела, то в том месте их становится меньше. Все эти религии от мiра сего, все они, в некотором смысле, логичны.

Но вот есть одна религия, учащая обратному. Эта религия не от мiра сего, она абсолютно не логична. Она учит: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» [1]. Можно возразить: но ведь этому же учит и буддизм! Но буддизм не знает следующего: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» [2]. Вот здесь разница с буддизмом, который в корне отрицает всякую жертвенную этику, и подставляет другую щёку только потому, что у совершенного буддиста нет никаких желаний, никаких сердечных чувств. Буддист – эгоист. Он живёт только для себя [3]. А здесь, в этой религии – христианстве – действует закон обратной перспективы: христианин не может радоваться, когда другие страдают, не может пировать во время чумы. Эта религия абсолютно не от мiра сего. По каким причинам языческие боги создавали человека? Или для того, чтобы его эксплуатировать, или в результате бесцельных игр: «Пармаштин как бы играя создаёт мiры» [4]. А Бог, о Котором вещает Библия? Чтобы подарить людям Себя, полноту Своего бытия. И даёт нам свободу, чтобы Этот Дар мы смогли принять свободно. Причина абсолютно бескорыстная. Поражает ещё и то, как Он ведёт Себя по отношению к людям. С первых страниц Библии (Быт. 3:8) начинается история того, как люди убегали от Бога, а Он вновь и вновь призывал: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» [5]. И никогда не отнимал у людей их личной свободы. Ограничивал отдельные действия людей – да, но свободы не отбирал. По какой причине? Любящий не может насильно подчинить своей воле того, кого любит. Отношения христианского Бога к людям подобны отношению отца к своим детям. Он – не грозный диктатор вселенной, строго блюдущий космические законы. Он – любящий родитель, воспитывающий своих детей. Его любовь особенно ярко проявляется в том, что, желая исцелить повреждённую грехом природу человека, Он вочеловечивается, исцеляет её в Самом Себе, и всем желающим дарует возможность стать причастниками обновлённой человеческой природы (не заставляет, а предлагает (!) – любовь принуждения не терпит).

Вопрос: а может ли библейский Бог являться одним из космических пришельцев? Может, всякие одины, перуны, зевсы и прочие боговатые – это космические пираты какие-нибудь. А тут явились цивилизованные инопланетные альтруисты – ветхозаветные пророки, ангелы, Христос – и познакомили тёмное, забитое суперменами (точнее, супергуманоидами) из далёких межзвёздных просторов человечество с передовыми идеями ведущих инопланетных держав. А то, что Христос такими необычными методами действовал (распятие, например)… ну так на то они и ИНОпланетяне, чтобы поступать не по земному. Станислав Лем в своём романе “Эдем” даёт яркий тому пример.

Но ведь себя святые называли людьми, потомками Адама, а разве может Истина быть замешана на лжи? «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые» [7]. К тому же, святые отцы оставили нам тонны аскетической литературы, научающей, как постепенно, шаг за шагом достичь святости. Зачем было писать эти книги, если люди всё равно не смогут ими воспользоваться в полной мере? И, кроме того, известны святые, жившие не так давно (XIX – XX вв.). Можно проследить их жизнь и увидеть, как они постепенно доросли до того, что сделались “солью земли” [8].

А может, инопланетяне в древнейшие времена – на заре человечества – посетили Землю, пообщались немного с людьми (может, и научили каких-нибудь кроманьонцев чему-нибудь дельному), да и умчались на своих НЛО восвояси. Наши же предки со временем стали считать, что их посещали боги – особые сверхъестественные существа. А поскольку люди в то время были очень испорчены в нравственном отношении, то такую же порочность стали приписывать и богам. Со временем же наши предки сообразили, что Абсолютно совершенный может быть только один, и так появился монотеизм. С годами человечество поумнело, – смекнуло, что жить в развращённом обществе невыгодно, и создало нравственные правила, которые и были изложены Иисусом Христом – гениальным человеком своего времени.

Вопросы: а если человек не имеет о чём-либо никакого представления, как он может это выдумать? Если люди не имели никакого представления о трансцендентном Боге, то как они могли додуматься до того, что космические пришельцы трансцендентны по отношению к нашему мiру? И почему же все племена народов Земли так усердно приносили богам жертвы? Какая им в том была выгода? Как кучка инопланетян могла принудить всех людей к жертвоприношениям? К тому же имеются доказательства, что в древности люди поклонялись одному Богу – монотеизм древнее политеизма. Ещё со времён Эмпидокла в истории религии известен термин deus otiosus – “праздный бог”. Многие политеисты прекрасно знали о том, что Творец всего сущего один. Но предпочитали обращаться не к Тому, от Кого получило начало всяческое бытие, а к демонам (богам) [9].

[1] Евангелие от Мф. 5:39-41.

[2] Евангелие от Мф. 5:44-45.

[3] В народном буддизме (возможно, под влиянием христианства) появилась идея бодхисаттв – людей, отказывающихся от достижения нирваны ради того, чтобы сострадать людям (см. Джатаки). Но «желание творить благо живым существам одобряется только на низших этапах Мистического пути. Но в дальнейшем оно полностью отвергается, поскольку хранит в себе отпечаток привязанности к личному существованию с присущей ему верой в самость» (Дэви-Неел А. Посвящение и посвящённые в Тибете. Стр.159).

[5] Ветхий Завет. Иер. 3:22.

[9]
– Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. Ноябрьск, 1998, стр. 209-211.

Источник

Космос и Рождество: есть ли Бог у инопланетян

Ученые спорят: мог ли Господь оставить без милости иные миры?

Когда в вифлеемском хлеву родился Иисус Христос, в небе на Востоке появилась Звезда. Библия дает этому феномену свою интерпретацию, я — свою. Моя состоит в том, что космос как бы напомнил, что живые и мыслящие существа живут не только на нашей планете. Неужели мир только на Земле и только в человецех благоволение? Тем более, что ученые установили: вполне возможно существование жизни на десятках миллиардах планет. И это только в рамках Млечного пути! Ну, а если самих Вселенных множество, скажем, тоже миллиарды? Как тогда?

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Это, с одной стороны. С другой стороны, вполне логично допустить, что из этого триллиона созвездий ну хотя бы какой-то жалкий захудалый миллион обзавелся раньше земли мыслящими и верующими существами: Библии это не противоречит. Во-первых, Бог был всегда. А, во-вторых, он создал не только Землю, но и Небо. Таким образом вполне допустимы внеземные цивилизации, жившие миллиарды световых лет до нас.

С Богом-отцом они вполне координируются во времени и пространстве. В любом. Но вот о Боге-сыне этого никак не скажешь, поскольку он родился лишь 2016 лет тому назад. В космическом исчислении времени это даже не мгновение. Иисус Христос родился для того, чтобы умереть за наши грехи. Поскольку невозможно допустить (см. голливудские космо-блокбастеры), что все инопланетяне были святыми, то Иисус должен был взойти на Голгофу и за них. «Как мог Бог оставить всех внеземных существ в грехах!» — восклицает Джордж Койне, бывший директор Ватиканской обсерватории.

Джеффри Мерси, заведующий кафедрой поиска внеземных цивилизаций в Калифорнийском университете (Беркли), ставит, как минимум, гамлетовский вопрос: «Знают (знали) ли инопланетяне, существовавшие миллиарды лет назад, что 25 декабря 2016 года мы празднуем Рождество Христа?» Вопрос исключительно внешне кажется праздным. И даже вздорным. И он ставится не на засыпку теологам. В мае 2015 года папа римский обронил такую многозначительную фразу: «Если на площадь Святого Петра высадятся инопланетяне с Марса и попросят, чтобы я окрестил их, то я их окрещу». А упомянутый мною выше искатель внеземных цивилизаций Мерси говорит: «Беседы с инопланетянами о религии, возможно, откроют глаза человечеству на то, насколько обужена наша вера в Бога».

Некоторые астротеологи идут еще дальше. А как быть с искусственным разумом, который, согласно футурологам, догонит и перегонит людей, сделав их существование излишним? — спрашивают они. — Что если искусственный интеллект заменит нас в качестве хозяев Вселенной? Христианские теологи вроде доктора Петерса, да и сам папа Франциск согласны в том, что искупление распространяется на все создания Божьи, включая даже нематериальный мир. «Как может Бог оставаться Богом, бросая инопланетян и искусственный разум в грехе? — спрашивает преподобный Джордж Койне, ныне священник-иезуит и заведующий кафедрой религиозной философии в Сиракузском университете. Он автор книги «Множество миров: Новая Вселенная, внеземные цивилизации и их скрытый смысл». Редактировал эту книгу известный астроном и бывший главный историк НАСА Стивен Дик. В этой книге Койне пишет: «Бог добр к нам. Почему ему не быть таким же по отношению к инопланетянам и искусственному разуму?»

В этом источник нескончаемых споров о том, умер ли Иисус на кресте «за весь космос»? За этим вопросом следует иной: «Или Сын Божий, или его метафизический эквивалент должен рождаться и умирать на каждой планете, где существует жизнь». (Научный публицист Деннис Оверби сравнивает этот вопрос со знаменитым неразгадываемым ребусом о том, сколько ангелов могут уместиться на конце иголки. Кстати, это не хохма, а глубокая философско-теологическая дилемма).

Обе альтернативы на поверхности смотрятся несколько, пардон, глуповатыми. Первая альтернатива снова превращает Землю в центр космоса и уже не только в пространстве, но и во времени, ибо Иисус умирает за тех, кто умер миллиарды лет тому назад, и за тех, кто родится спустя миллиарды лет после распятия Христа. Согласно второй альтернативе, в космосе происходят нескончаемые распятия, соответственно появлению людей или инопланетян на тех или иных планетах.

Разные теологи придерживаются разных альтернатив. Они их не смущают. В конце концов, власть Бога безгранична, и не нам ее измерять земным аршином. «Бог не связан историей или коммуникациями, — говорит доктор Петерс. — Космосу вполне хватает его одна-единственная инкарнация. Неужели вы думаете, что Бог трудится только для тех, кто получает электронную почту на этой планете?» Согласно доктрине доктора Петерса, «каждый, кто наделен чувствительностью, имеет благославленье Бога, не важно, знает ли он об Его существовании, или нет».

Упомянутый выше Деннис Оверби в поисках «научного и религиозного наставления» позвонил в Ватиканскую обсерваторию священнику-иезуиту Гаю Консолманьо, соавтору книги «Дашь ли ты благословение инопланетянам?» (Другой соавтор этой книги тоже иезуит Пол Мюллер). Кстати, полное название книги звучит так: «Дашь ли ты благословение инопланетянам и другие вопросы из почтового ящика астрономов Ватиканской обсерватории». (Оверби черпает свои знания исключительно из «первоисточников» — телескопов, и припавших к ним иезуитов).

Консоломаньо в течение десяти лет преподавал астрономию. Его специальностью были метеориты. Затем он ушел в религию и стал членом Иезуитского ордена. Тем не менее в 2013 году его наградили медалью Карла Сагана, которую выдает Американское астрономическое общество. Консоломаньо ответил Оверби, что Рождество для инопланетян было бы «прекрасной историей». (По Диккенсу? — М.С.) Однако у него нет иного ответа на поставленный ему вопрос. Но в этом, мол, как раз и заключается «весь фан». Затем последовал следующий диалог:

— Одно воскрешение или одна инкарнация выглядят абсурдом, хотя не противоречат Библии и статистике, — сказал иезуит.

— Но такой статистики не существует, — возразил публицист.

— Вот именно! — воскликнул, смеясь, иезуит.

Он объяснил публицисту, что вопреки бытующему мнению, религия как впрочем и наука, отнюдь не «завершенная книга». Наука, сказал Консоломаньо, «это то, что мы знаем лишь частично об истине. Религия пытается приблизиться почти вплотную к истине, которую мы не понимаем. Чем больше мы знаем, тем больше не понимаем. И это именуется прогрессом. Вызовом в жизни любой личности или особи является понимание истины другого, не отказываясь от своей».

Да, Консоломаньо это голова!

Доктор Мерси тоже голова. Он признает «многобоговую модель Вселенной». (Я пишу на разных языках — грузинском, русском, английском, немецком почти 80 лет, но слова «многобоговая модель» написал впервые лишь сейчас — М.С.). По Мерси, «в космосе достаточно места для нескольких истин, а не только для одной, если каждая планета имеет своего собственного Бога. И обитатели этих планет вполне могут верить в свои истины, как мы — земляне в свои».

Тут нам как раз пора вернуться к Звезде, появившейся с Востока в момент рождения Иисуса Христа, вернее даже, не к ней самой, а к рассказу фантаста-классика Артура Кларка «Звезда» (1955 год). В этом рассказе великий прорицатель будущего пишет о космической экспедиции на взорвавшуюся старую супернову. Экспедиция обнаруживает на ней остатки древней цивилизации, которые находятся в удивительной целости и сохранности. Дело в том, что обитатели этой суперновы верили и знали, что она скоро потерпит катастрофу и поэтому хотели сохранить ее историю для космических пришельцев.

P.S. Не в меру внимательный человек может сказать, что он все это уже давно и где-то читал. И он будет прав, но лишь частично. Он, вероятнее всего, читал эти мои размышления в газетах или журналах, издающихся на планете Земля. Но читали ли их на миллиардах и даже триллионах иных планет?

С Рождеством всех вас – и с католическим, и с православным.

Источник

Что будет с религией, если мы найдем инопланетян?

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Поиск жизни на других планетах как-то совершенно не сходится, на первый взгляд, с верой в высшую силу, в Бога. И все же многие теологи уже открыли сердца для возможно существующих инопланетян, утверждает писатель Брэндон Амброзино. В 2014 году NASA передало 1,1 миллиона долларов Центру теологических исследований, экуменическому научно-исследовательскому институту в Нью-Джерси, чтобы тот изучил «социетальные последствия астробиологии».

Некоторые были разгневаны. Фонд «Свобода от религии», который призывает к разделению церкви и государства, пригрозил подать на NASA в суд, если агентство не отзовет грант, и на эти угрозы агентство, очевидно, не отреагировало. И хотя фонд утверждает, что их беспокойство было вызвано смешением государственных и религиозных организаций, он дал понять, что считал этот грант пустой тратой денег.

«Наука не должна беспокоиться о том, как ее прогресс повлияет на религиозные убеждения».

Аргумент фонда, однако, может сойти на нет, когда настанет день, когда человечеству придется отреагировать на обнаружение инопланетян. Такое открытие поднимет ряд вопросов, выходящих за пределы науки. Например, когда мы спрашиваем «что такое жизнь?», мы задаем научный вопрос или теологический? Вопросы о происхождении жизни и ее будущем очень сложные и должны изучаться в различных дисциплинах. И сюда входит то, как нам стоит реагировать на обнаружение инопланетян.

И это не просто праздная фантазия: многие ученые утверждают, что обнаружение внеземной жизни в большей степени вопрос не если, а когда.

Есть несколько причин так полагать, но главная из них имеет отношение к скорости, с которой ученые открывают планеты за пределами нашей Солнечной системы. В 2000 году астрономы знали около 50 таких экзопланет. К 2013 году их уже было 850, расположенных в 800 планетарных системах. Это число может достичь миллиона к 2045 году, говорит Дэвид Вайнтрауб, доцент астрономии в Университете Вандербильта.

«Мы вполне резонно можем ожидать, что число известных экзопланет вскоре станет, как и звезд, совершенно несметным», пишет он. Из таких открытий, совершенных на текущий момент, больше 20 экзопланет расположены в «потенциально обитаемой зоне» возле своей звезды и схожи по свойствам с Землей. Среди таких планет — небезызвестная Проксима b возле Проксимы Центавра.

Получается, что чем дальше в космос мы можем заглянуть, тем больше у нас появляется уверенности в том, что наша планета — не единственное подходящее место для жизни.

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

За некоторыми исключениями, большинство дискуссий на тему поиска внеземного разума (SETI), как правило, остаются в области точных наук. Но последствия такого поиска выходят далеко за рамки биологии и физики, достигают гуманитарных наук и философии и даже теологии. Как отмечал Карл Саган, «освоение космоса приводит непосредственно к религиозным и философским вопросам». Нам необходимо рассмотреть вопрос, сможет ли наша вера, наши религиозные убеждения, приспособиться к этим существам — или же наши убеждения будут потрясены до самой сердцевины.

Прежде чем вы скептически скривите губы, вспомните и примите как данность, что религии различных народов по-прежнему являются движущими силами в нашем мире, будь то мир или война, крупные или малые ячейки общества, отдельные люди или целые страны.

Разработка этих вопросов может стать «экзотеологией» или «астротеологией», как их называет Тед Питерс, заслуженный профессор теологии в Тихоокеанской лютеранской богословской семинарии, размышляя о теологическом значении внеземной жизни. Питерс не единственный использует этот термин — 300 лет назад он впервые появился в работе 1714 года под названием «Астротеология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога из наблюдений за небесами».

Насколько мы уникальны?

Какие же проблемы может поднять обнаружение разумных инопланетян? Давайте начнем с вопросам нашей уникальности — вопроса, который беспокоит как теологов, так и ученых. Поиск внеземной жизни базируется на трех принципах, как считает Пол Дэвис в своей книги «Одиноки ли мы?». Во-первых, это принцип единообразия природы, который утверждает, что физические процессы, протекающие на Земле, можно найти повсюду во Вселенной. То есть те же процессы, которые дали начало жизни, могут происходить всюду.

Во-вторых, это принцип полноты, который утверждает, что все, что возможно, будет реализовано. Для целей SETI второй принцип утверждает, что пока нет никаких препятствий для формирования жизни, она будет формироваться; или, как говорил Артур Лавджой, американский философ, который изобрел этот термин, «никакая подлинная возможность быть не может оставаться не исполненной». По мнению Сагана, это потому что «происхождение жизни на подходящих планетах кажется встроенным в химию Вселенной».

Третий, принцип заурядности, утверждает, что нет ничего особенного в статусе Земли или в ее положении во Вселенной. Это может представлять наибольшую проблему для основных авраамических религий, которые учат, что люди целенаправленно созданы Богом и занимают привилегированное положение по отношению к другим существам.

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

В некотором смысле наш современный научный мир был сформирован признанием нашей собственной заурядности, как отмечает Дэвид Вайнтрауб.

«Когда в 1543 году Коперник зашвырнул Землю на орбиту вокруг Солнца, последующая интеллектуальная революция […] смела остатки аристотелевской геоцентрической Вселенной в урну истории».

Революция Коперника заложила основу для ученых вроде Дэвиса, которые утверждают, что наша «типичная планета находится возле типичной звезды в типичной галактике». Саган еще сильнее подчеркивает это: «Мы обнаруживаем, что живем на незначительной планетке у скучной звезды, потерянной в галактике, спрятанной в каком-то забытом уголке Вселенной, в которой существует гораздо больше галактик, чем людей».

Но как верующий мог бы примирить это с верой в то, что люди являются венцом творения Бога? Как люди могут верить в то, что они яблоко в глазу создателя, если их планета всего одна из миллиардов?

Открытие разумных инопланетян может оказать подобный эффект на коперниканское самопонимание человека. Не приведет ли такое открытие к тому, что верующие почувствуют свою незначительность, и, как следствие, заставит людей усомниться в их вере?

Вероятнее всего, это опасение ошибочно. Утверждение, что Бог участвует в жизни людей, никогда не требовало землецентричной теологии. Псалмы, священные для иудеев и христиан, утверждают, что Бог дал имена всем звездам. Согласно Талмуду, Бог облетает за ночь 18 000 миров. И ислам настаивает, что «все, что в небесах и на Земле», принадлежит Аллаху, как сказано в Коране, что подразумевает, что его правила распространяются далеко за пределы одной крошечной планеты. Одни и те же тексты непрозрачно дают понять, что люди имеют особое значение для Бога, который, вообще-то, занят многими вещами.

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Во-вторых, мы не оставляем слово «особенный» только для неповторяемых, уникальных, отдельных явлений. Как говорит Питерс, открытие жизни где-либо еще во Вселенной не скомпрометирует любовь Бога к земной жизни, «как любовь родителей к ребенку не преуменьшится из-за рождения этому ребенку брата или сестры». Если вы верите в Бога, зачем же считать, что он способен любить лишь нескольких своих звездных детей?

Упоминают ли сами религиозные тексты о возможной инопланетной жизни? «Что самое основное в религии», пишет католический священник и теолог Томас О’Меара, «так это утверждение некоего контакта внутри и все же за пределами человеческой природы». Для иудеев, христиан и мусульман это предполагает письменное откровение, хотя и зависит от конкретных исторических ситуаций, в которых оно происходило изначально. Лучшие теологи признают эти ограничения. Некоторые из них, тем не менее, не признают, и для них, наряду с подобными им верующими, открытие инопланетян может быть тревожным.

Вайнтрауб считает, что у евангелистов могут быть проблемы с поиском внеземной жизни, поскольку они следуют своему Писанию с высокой степенью буквализма. Их герменевтическое наследие уходит еще к Sola Scriptura Лютера, боевому кличу Реформации, который подтверждает, что «только Писание» необходимо для понимания Божьего плана спасения. Заметным исключением здесь будет евангелист Билл Грэм, который в 1976 году рассказал National Enquirer, что «твердо» верит в то, что Бог создал инопланетную жизнь «далеко в космосе». Эти верующие утверждают, что любая другая письменная работа или идея должна оцениваться и судиться по Библии. Возьмем, к примеру, теорию эволюции Дарвина, которую некоторые евангелисты отвергают на том основании, что по Библии Бог создал мир за семь дней.

Если бы вы спросили одного из таких христиан, верит ли он в инопланетную жизнь, он первым делом попытался бы вспомнить, что Библия говорит о Божьем творении. Не найдя никакого подтверждения инопланетной жизни, он мог бы заключить, что люди одиноки во Вселенной. Для некоторых из этого следует, что Писание гласит, что разумной жизни больше нигде нет. Конечно, он при этом может оставаться открытым для обнаружения инопланетной жизни, но ему придется пересмотреть божественное откровение не самым удобным образом: отпустить его с некоторым эпистемическим смирением.

Во-вторых, он глубоко задумается над концепцией Воплощения, согласно которой Бог полностью и уникально воплощен в человеке из первого века по имени Иисус из Назарета. Согласно христианству, спасение может быть достигнуто только путем смерти и воскресения Иисуса. Все пути ведут к Богу и, в сущности, проходят через него. Но что это значит для других цивилизаций, обитающих где-то еще во Вселенной и совершенно не подозревающих об истории Иисуса?

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Томас Пейн поднял этот вопрос в своей работе 1794 года, рассуждая на тему множественных миров. Вера в бесконечное множество миров, утверждал Пейн, «делает христианскую систему веры одновременно маленькой и смешной и рассеивает ее в уме, как перья в воздухе». Невозможно подтвердить оба одновременно, писал он, и «тот, кто считает, что верит и в то и в другое, верит мало в оба». Разве не абсурдно полагать, что Бог «должен бросить заботу о всех остальных» в мирах, которые он создал, чтобы прийти и умереть в этом? С другой стороны, «допускаем ли мы, что каждый мир в бесчисленном творении» имеет собственные версии посещений Бога? Если это правда, делает вывод Пейн, то этому человеку «не останется ничего больше, кроме как путешествовать от мира к миру в бесконечных чередах смертей с мимолетными интервалами жизни».

В двух словах: если христианское спасение возможно только существ, миры которых испытали воплощение Бога, то это означает, что жизнь Божья потрачена на посещение множества миров в космосе, где он быстро распят и воскрес. Но это кажется в высшей степени абсурдным Пейну, почему он и отвергает христианство.

Есть и другой способ рассмотреть этот вопрос, который не пришел в голову Пейну: возможно, воплощение Бога в истории Земли «работает» для всех существ во Вселенной. Этот вариант предлагает Джордж Койн, священник-иезуит и бывший директор Ватиканской обсерватории.

«Как он мог быть Богом и оставить инопланетян в своих грехах? Бог выбрал очень специфический способ искупить вину людей. Он послал Своего единственного Сына Иисуса к ним. Сделал ли это Бог для инопланетян? Это глубоко заложено в христианское богословие… понятие универсальности Божьего искупления и даже понятия того, что все творение, даже неодушевленное, принимает участие в некотором смысле в его искуплении».

Есть и другая возможность. Спасение само по себе может быть исключительно земной концепцией. Богословие не требует, чтобы мы верили в то, что грех затрагивает всю разумную жизнь во всей Вселенной. Возможно, люди исключительно скверны. Или, говоря религиозным языком, возможно, Земле не повезло стать единственным местом, где появились Адам и Ева. Кто сказал, что наши звездные собратья нравственно пали и нуждаются в духовном искуплении? Может быть, они достигли более совершенного духовного существования, чем мы имеем на данный момент в нашем развитии.

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Как отмечает Дэвис, духовное мышление требует от животных быть одновременно самосознательным и «достичь уровня интеллекта, при котором они могут оценить последствия своих действий». На Земле этот вид познания существует в лучшем случае несколько миллионов лет. Если жизнь существует в другом месте во Вселенной, то очень маловероятно, что она находится в той же стадии развития, что и мы. И учитывая огромный отрезок времени существования Вселенной, вероятно, что часть другой жизни много старше нас и находится дальше на эволюционном пути. Таким образом, «мы могли бы ожидать, что являемся наименее духовно развитыми во Вселенной».

Если Дэвис прав, то, в отличие от популярных произведений литературы, люди не будут учить своих звездных собратьев о Боге. Обучение будет протекать совершенно по-другому. Кроме того, другие цивилизации могли бы понять Божественное бесчисленным числом других способов, и все они могли бы быть совместимы.

Но как насчет разделения между конфессиями? Как открытие инопланетян могло бы повлиять на религиозную индентичность? В истории Филиппа Класса, «На Венере у нас есть раввин», в определенный момент в будущем еврейская община на планете Венера проводит первую межзвездную неосионистскую конференцию. Среди присутствующих — разумный вид инопланетян по имени «бульбы», которые прибыли с далекой звезды Ригель. Евреи на конференции озадачены физическим видом «бульб», их серыми пятнами и щупальцами. Они решают, что бульбы не могут быть людьми, а значит не могут быть евреями.

Решено обратиться к раввинскому суду, чтобы решить, как евреи должны относиться к новым посетителям. Что будет, спрашивают они, если однажды люди найдут инопланетян, которые хотят быть евреями? «Скажем ли мы: нет, это совершенно неприемлемо?»

Раввины делают вывод, что этот ответ не очень хорош и предлагают венерианцам парадоксальное решение. «Здесь евреи — и здесь евреи. Бульбы будут принадлежать ко второй группе».

Фарс этой истории усиливается тем, что мы признаем, что религии присущ некий трайбализм. Заявление о какой-либо идентичности, принадлежности, может разделить мир на группы: они и мы. Но при участии религии это разделение происходит в космическом измерении: мы и они, и Бог на нашей стороне.

Возможно, это более сложная задача для иудаизма и ислама, чем для некоторых форм христианства, которые уделяют меньше внимания ежедневным ритуалам, чем другие религии. Ислам требует от своих приверженцев следовать определенным нормам поведения в течение всего года. Во время молитв необходимо смотреть в направлении Мекки и молиться пять раз в определенное время в течение дня, физически преклоняя колени и падая ниц. Во многих религиях соблюдается пост и паломничество в определенные места. Но в отличие от ислама, современный иудаизм не так привязан к месту из-за трагической истории с изгнанием и диаспорой.

Что же тогда необходимо, чтобы принять инопланетян в религию Земли? Что им нужно будет делать? Молиться пять раз в день? Возможно, их планета вращается не так, как наша, а дни сильно короче — будут ли они молиться так же часто? Будут ли они креститься? Причащаться? Строить палатки на Суккот? Мы вообще представляем, что у инопланетян будет физическая структура, подобно нашей, хотя нет никаких причин это полагать. Что же делать?

Что говорят пришельцы о боге. Смотреть фото Что говорят пришельцы о боге. Смотреть картинку Что говорят пришельцы о боге. Картинка про Что говорят пришельцы о боге. Фото Что говорят пришельцы о боге

Возможно, кому-то это покажется немного фривольной экзотеологией, но дело вот в чем: все наши религиозные идентичности сосредоточены на земном. В этом нет ничего плохого. Религия — это чисто человеческое изобретение.

Если мы проснемся завтра поутру и увидим новости, что мы вступили в контакт с разумными инопланетянами, как на это реагировать религии? Некоторые полагают, что открытие установит нас на путь, который приведет к концу, к перерастанию религии. Одно из исследований, проведенных Питерсом, показало, что в два раза больше нерелигиозных людей, нежели религиозных, считает, что открытие инопланетной жизни положит конец земной религии (69% и 34% соответственно).

Но предположить, что религия слишком слаба, чтобы выжить в мире с инопланетянами, значит плюнуть в лицо истории. Потому что это предположение недооценивает «степень адаптации, которая уже имела место», как говорит Питерс. За немногими исключениями — креационизм, насильственный фундаментализм, однополые браки — религии часто адаптировались без лишней суеты к различным парадигмам, с которыми сталкивались. Конечно, ее универсальность и гибкость является свидетельством того, что в религии есть нечто, что резонирует с людьми на самом глубоком уровне.

Некоторые аспекты религии придется пересмотреть, но полностью отказываться — нет, считает О’Меара. «Если бытие, откровение, благодать приходят на другие миры, помимо Земли, это укладывается в скромное самопонимание христиан», — и мы можем добавить, в самопонимание любых религий. Тем не менее это не вопрос сложения или вычитания: это способ увидеть все по-новому.

Многие религии всегда считали, что имена звездам дает Бог. Так ли будет трудно поверить, что Бог дает имена и жителям этих звезд? Или, возможно, они сами дают имена Богу?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *