Что говорят пилоты сейчас
Пилоты имеют свой собственный язык: самые частые фразы
Если вам когда-либо приходилось проходить мимо кабины пилотов во время полета и вы слышали обрывки разговора, то наверняка вам немного удалось понять. Речь этих мужчин была довольно своеобразна и непривычна ушам обычного пассажира. Ведь такие термины, как «зулу» и «девятка», звучат как мистический тайный язык.
Как появилась данная речь
Большинство фраз, используемых пилотами, были придуманы с целью усовершенствовать язык, чтобы речь была четкой, краткой и лаконичной. Ведь летным экипажам приходится общаться через радиопередачу, которая часто барахлит, видоизменяя произносимые слова.
Но авиационные эксперты говорят, что в языке пилотов существуют красочные термины, которые широко распространены среди товарищей по профессии. По словам главного менеджера пилотного информационного центра, многие слова, которые используют между собой сотрудники, значимы для них. Жаргон, по его мнению, образовался главным образом благодаря особой, непохожей на другие работе летчиков, ведь она заключается в постоянном риске для жизни.
Давай надерем шины и зажжем костры
Это знаменитая фраза была произнесена Гарри Конником в День Независимости. Опытный летчик и президент нынешней Ассоциации владельцев самолетов и пилотов переводит ее как «самолет почти что готов к взлету». Это значит, что самолет был проверен механиками и предполетный осмотр был завершен, осталось включить двигатели и взлететь. Однако в наши дни чаще всего это сообщение летчики передают по радио как «самолет вычищен и готов к взлету». Особенно эта формулировка популярна на коммерческих рейсах, так как она удобна благодаря своей краткости.
Мокрые ноги
Эта фраза служит предупреждением для авиадиспетчеров. По словам Тома Хейнса, частного пилота и главного редактора журнала, она говорит о том, что военный самолет летит над водой. Когда транспорт достигает положения над сушей, пилоты передают сигнал «сухие ноги». Это делается с целью помочь самолету при экстренных ситуациях в воздухе.
Мертвые головы
Несмотря на жуткое звучание, такая фраза не имеет негативного смысла. Так называются сменные пилоты или летный экипаж, которые занимают свободные места в самолете, чтобы вернуться на базу. Формулировка «мертвые головы» также используется, когда сотрудники приземлились не в том аэропорту, в котором начинается их следующая смена. Также члены экипажа имеют права занимать свободные места в самолете вне работы, если таковые имеются.
В редких случаях, когда не хватает мест для мертвых голов, экипаж может отказать в полете пассажирам, которые уже приобрели билет, возместив им все убытки.
Пилот на откидном сидении
Если в самолете не оказалось свободных мест, члены экипажа могут воспользоваться таковыми в отсеке для прыжков. На языке летчиков это звучит как «пилот на откидном сиденье». Эти места предназначены и для не дежурящей смены, и для сотрудников безопасности.
17:00 по зулусскому времени
Так как пилотам приходится ни раз переходить из одного часового пояса в другой, а также общаться с авиадиспетчерами со всего мира, для удобства было решено пользоваться универсальным (GTM) поясом в небе. Это время, которое указывают часы в Королевской обсерватории в Гринвиче. Так время в полете для летчиков будет соответствовать лондонскому, называясь при этом зулусским. Очевидно, никакого отношения к Африке этот термин не имеет.
Чтобы избежать путаницы с пассажирами, при общении с ними используется время, соответствующее пункту назначения.
Сейчас управляет самолетом Джордж
В настоящее время почти на каждом пассажирском самолете есть Джордж. Согласно языку летчиков это слово обозначает сложную систему автопилота. Ей удается управлять транспортом благодаря запрограммированным наборам точек на карте, ведущих к месту назначения полета. Система принимает во внимание температуру, давление и турбулентность за бортом. Пилоты очень часто используют Джорджа во время полета, когда самолет находится в пути более десяти часов.
Юмор в небе: как российские пилоты шутят над пассажирами
Лайф пообщался с пилотами, которые рассказали, что они должны по регламенту говорить пассажирам в случае нештатных ситуаций и что говорят на самом деле, а точнее шутят.
«Уважаемые пассажиры, вас приветствует командир воздушного судна», — мы все привыкли начинать полёт на самолёте с этой фразы. Свой фирменный набор есть у пилотов каждой авиакомпании, но иногда они могут сболтнуть лишнего…
— Особо не разгуляешься — у нас в авиакомпании есть регламент, которым мы и руководствуемся. Он включает довольно скудный список. Выход за рамки крайне нежелателен. Могут наказать, если узнают, — рассказывает лётчик Евгений.
— Наши отечественные пилоты, честно говоря, не очень склонны к шуткам, да и вообще к свободному общению с пассажирами. В иностранных авиакомпаниях, в особенности в США, пилоты более расположены поговорить с пассажирами и с удовольствием в неформальной форме расскажут, где самолёт сейчас летит, что слева за горы, моря, города, стоит ли брать крем для загара в то место, куда направляется самолёт, и какой сейчас счёт в бейсбольной или футбольной игре, — рассказывает командир корабля Дмитрий.
Порой, чтобы разрядить обстановку, необходимо пошутить. Общение экипажа с пассажирами очень важно и оставляет хорошее впечатление о компании в целом. Итак, при следующих инцидентах можно услышать неординарное обращение пилота к пассажирам:
Проблемный пассажир
Коллаж: © L!FE. Фото: © flickr.com/Elvis Batiz © flickr.com/Iwan Gabovitch
Для того чтобы успокоить буйного пассажира, командир воздушного судна часто выходит за рамки правил.
— Если я считаю, что безопаснее сказать пассажирам что-то, чтобы сохранить их же жизни, то у меня есть право делать всё, что угодно, и я в ответе за эти действия, — говорит командир.
— Однажды летели из Барнаула в Москву, и где-то минут через 30 заходит стюардесса, говорит, что неадекватная девушка бросается алюминиевыми банками колы в своего соседа по креслу, кричит и царапается. На предупреждения бортпроводников — ноль реакции. Ей вручили лист предупреждения, на что в ответ она просто швырнула его в лицо стюарду. Я вышел на громкую связь и сделал предупреждение, что если гражданка не успокоится и не перестанет нарушать общественный порядок, мы будем вынуждены сесть в Омске, где она сможет продолжить разбираться со своими сердечными делами. Но разрешилось всё само собой. Дамочку в итоге успокоил мужчина, в которого она кидалась банками. Но, увы, по прилёту в Шереметьево горе-влюблённых уже ждали сотрудники полиции, — делится командир корабля Дмитрий.
— Если во время полёта кто-то курит в туалете, у нас срабатывает сигнализация. И тогда я говорю следующее: «Дамы и господа! Напоминаю, что курение на борту нашего лайнера строго запрещено! Если мы все хотим долететь до прекрасного города Парижа, то прошу воздержаться от курения. Ах, да, обладателя вредной привычки будет ждать не только Минздрав, но и полиция», — рассказывает Павел.
Вынужденная посадка на запасном аэродроме
Коллаж: © L!FE. Фото: © flickr.com/A. biwamati © flickr.com/Christian Scholz
Уход на запасной аэродром — это штатная ситуация, и причин для её возникновения может быть много: от плохой погоды до нехватки топлива.
— Часто бывает, что когда погодные условия не позволяют сделать посадку, необходимо уйти на запасной аэродром. Однажды я объявил, что мы будем садиться в Нижнем Новгороде, и, чтобы ободрить пассажиров, сказал: «Я прекрасно понимаю вашу озабоченность, я и сам планировал провести вечер сегодня дома, а не в Нижнем, и мой голодный кот рассчитывал на меня, тем не менее мы вынуждены будем пробыть на запасном аэродроме до улучшения погоды в Шереметьево», — рассказывает пилот.
Уход на второй круг при посадке
Фото: © flickr.com/Aleksander Markin
Самая распространённая причина прерванного захода на посадку — это воздушная пробка. Так называют пилоты ситуацию, когда аэропорт загружен, нет свободной полосы.
У лётчика Павла тоже есть заготовленная шутка: «Как вы знаете, Москва славится своими пробками на дорогах. У вас появилась возможность познакомиться с пробками в воздухе. Из-за большой загруженности московской воздушной зоны наш прилёт задерживается на полчаса. Благодарю за понимание».
— Один из первых моих гоураундов (уход на второй круг) был в Братске. Мы сказали, что ушли на второй круг, потому что корова вышла на полосу, — рассказывает Артем.
Задержка рейса
Коллаж: © L!FE. Фото: © flickr.com/IQRemix © flickr.com/Allen Sheffield
Задержка рейса может произойти из-за метеоусловий, в связи с поздним прибытием самолёта, в связи со снятием багажа пассажира, не явившегося на рейс и так далее.
— Попадал я в ситуацию, когда рейс задерживали в связи со снятием багажа пассажира. Я объявил, что рейс задерживается по вине пьяного пассажира, дабы его багаж не улетел без него, — вспоминает пилот.
Также задержки вылета происходят из-за нерасторопности и невнимательности наземных служб. Тут можно и съязвить.
— Наш вылет задерживается из-за медленной работы и недобросовестного отношения сотрудников аэропорта, — рассказывает о своих шуточках командир воздушного судна.
— Прошу прощения за задержку вылета из-за предвзятого отношения к нашей авиакомпании со стороны аэропорта Шереметьево, — однажды на эмоциях сказал пилот одной из авиакомпаний.
Настоящие ЧП — тайна за семью печатями
Фото: © flickr.com/SuperJet International
Про нестандартные ситуации, которые случаются во время полёта, говорить не принято. Если хоть один из пассажиров неправильно интерпретирует слова пилота, возникнет паника на борту самолёта. Поэтому лётчику приходится скрывать инциденты и порой даже врать пассажирам о них. Иной раз даже бортпроводники не знают, что происходит в кабине корабля. Как прошёл рейс, с какими аварийными ситуациями сталкивались пилоты и как с этим справлялись, знает только капитан и второй пилот.
— Мы никогда не оперируем словами «техническая неисправность» и тому подобное, потому что для пассажира это лишнее в полёте. Будет много вопросов к бортпроводникам, скорее всего начнётся паника, — говорит Евгений. — Месяц назад у меня была течь топлива после запуска двигателя. Мне необходимо было вернуться на стоянку, и я сказал «в связи с производственной необходимостью». Это некий компромисс. Мы вернулись в аэропорт, поднялся инженер, остановил течь, и мы полетели дальше. Никто из пассажиров слова не сказал.
Пилоты сталкиваются и с забавными ситуациями, но и о них часто стоит промолчать.
— Как-то раз в аэропорту одного из городов Германии при взлёте в фюзеляж попала птица. Видимо, частички попали в двигатель. В самолёте запахло чем-то жареным, пассажиры подумали, что едой, и один из них обратился к стюардессе с претензией, мол, по какой такой причине в самолёте пахнет едой, если питание на борту не предусмотрено. Когда бортпроводница рассказала нам это, мы посмеялись, так как поняли, в чём причина, и попросили её отшутиться. А на самом деле пахло птичкой из двигателя. Но пассажирам не стоило об этом знать, — рассказал пилот одной из авиакомпании.
Так что в следующий раз, если захотите что-то уточнить у бортпроводника, дважды подумайте, хотите ли вы слышать правдивый ответ. Меньше знаешь — крепче спишь.
«Ну, стало быть, поживу ещё»
Боятся ли пилоты летать? Самый страшный и самый смешной случай в работе? Как выучиться на пилота? О чём разговаривают пилоты за кружечкой пива?
Мы попросили читателей Туту придумать вопросы нашему другу Дмитрию — пилоту Боинга. Спасибо, что в этом поучаствовали: кажется, у нас появились несколько сюжетов для блокбастера.
Лера Железова
Фото: Aureliy / Shutterstock
Быть пилотом Боинга сложней, чем пилотом Эйрбаса?
По устоявшемуся среди пилотов мнению, на пилота Боинга немного легче учиться, но летать на нём сложнее. А вот с Эйрбасом всё наоборот. Говорят, что Боинг — это самолёт с компьютером, а Эйрбас — это компьютер с крыльями.
Боинг (Boeing) и Эйрбас (Airbus) – компании-гиганты, которые специализируются на производстве самолётов. Боинг базируется в Штатах, Эйрбас – в Европе. Они делят рынок гражданской авиации примерно пополам и приходятся друг другу главными конкурентами.
Дальнемагистральные самолёты по техническим характеристикам могут летать на расстояние от 6 000 километров, среднемагистральные — от 2500 до 6000 километров, ближнемагистральные — от 1000 до 2500 километров. До 1000 километров летают самолёты местных воздушных линий.
Фото: mironov/ Shutterstock
Чем в самолёте занимается автопилот? Правда, что это он садит самолёт?
В каком порядке при аварийной ситуации эвакуируются пилоты?
После эвакуации всех пассажиров и бортпроводников командир, как правило, последним покидает борт.
Фото: Kiwis / Shutterstock
Пилоты как-нибудь разглядывают пассажиров, которые с ними летят?
Иногда бывает, если все процедуры выполнены и экипаж просто ждёт окончания посадки. Когда пассажиры поднимаются по трапу, а не по «рукаву» проходят, то их видно из пилотский кабины. К примеру, из какого-нибудь курортного места с нами возвращаются красивые, загорелые и отдохнувшие представительницы прекрасного пола. Иногда встречаются известные медийные лица.
А вы когда-нибудь боялись летать?
Был в жизни такой случай. Мне 18 лет, я закончил первый курс лётного училища. Впереди лето и несколько месяцев полётов на учебно-тренировочном самолёте Як-18. Первый полёт с инструктором: набираем высоту и берём курс на пилотажную зону. Инструктор показывает мне вдалеке деревню и просит держать курс на неё, так как именно там и будем выполнять задачу. Летим, стараюсь держать курс, через время инструктор спрашивает: «Ну и где деревня, что-то не вижу?» Я объясняю, мол, подлетаем уже, капот самолета её закрывает. Ехидно прищурившись, инструктор спрашивает: «Уверен?» Ответить не успел: мгновенно самолёт был поставлен на ребро и я повис на ремнях, а подо мной была та самая деревня. По спине побежали мурашки, но краем глаза видел, что инструктор наблюдает за моей реакцией, и поэтому как можно безмятежнее ответил: «Конечно, вот же она». После этого в зоне мы крутили пилотаж, штопор, бочки и т.п., мурашек уже не было. Пожалуй, это самое яркое воспоминание, когда мне было не то чтобы страшно, а скорее не по себе.
А вот страшно было при выполнении первого прыжка с парашютом. Это было в мае, перед полётами на Яке. Не прыгнуть было нельзя: к полётам без прыжка не допускают, а про мужское самолюбие уж вообще молчу. Пока самолёт набирал высоту, мы (курсанты) весело и оживлённо переговаривались, но когда открылась дверь и в салон ворвался рёв двигателя и свист ветра, лица вытянулись и побледнели. Так и шагали в атмосферу: с бледным лицом и приклеенной к нему «бравой» улыбкой. Помню как вчера, пять утра, неестественно бирюзовое небо, удаляющийся Ан-2, вылетающий из-за левого плеча ярко-оранжевый чехол вытяжного парашюта и мысль: «Ну, стало быть, поживу ещё».
Фото: Lukas Kastner / Shutterstock
Когда вы летите как пассажир, вы замечаете какие-нибудь вещи, на которые другие пассажиры внимания не обратят? Что это за вещи?
Как устроен график у пилота? Как часто вы бываете дома?
График пилотов очень сильно различается в разных компаниях и на разных типах самолётов. На среднемагистральных судах распространён 5/2 или 6/1 (соответственно, рабочие/выходные). За рабочие дни пилот может вообще ни разу не ночевать в базовом порту, то есть не побывать дома, а в единственный выходной может просто отсыпаться, потому что накануне вернулся после тяжёлого ночного рейса. Дефицит общения с семьёй, думаю, есть у подавляющего большинства. Ну а у «дальнобойщиков» другие нюансы: улетел на какой-нибудь Пхукет, там 3–5 дней прозагорал, вернулся, а на следующий день снова куда подальше. Вроде как отдыхают побольше, но постоянная смена часовых поясов, акклиматизация — то ещё удовольствие. Опять же, меньше налёт — меньше зарплата.
Фото: Mario Hagen / Shutterstock
У вас есть любимые направления для полётов? Почему именно эти (если они есть, конечно)?
У меня нет любимых направлений, мне всё равно, куда лететь. Скорее, есть нелюбимые, но это зависит не от аэропорта, а от стыковки рейсов: тяжёлый рейс, мало отдыха или, наоборот, длительная стоянка в промежуточном порту. Думаешь: и дома дела накопились, и здесь время убиваешь вместо того, чтобы работать и зарабатывать. Одним словом, ни то ни сё.
Бывает, конечно, что кому-то именно в ближайшее время надо слетать в ереванский Дьюти фри за коньяком или в Салоники за оливковым маслом. Понятно, что в январе приятнее слетать на южный курорт, чем в Новый Уренгой. Ну это всё ситуативные моменты.
А есть фильмы, которые хорошо передают жизнь пилотов? Посоветуйте какой-нибудь.
Я думаю, что если показывать жизнь пилотов как она есть — без спецэффектов, героизма и убойной дозы романтики, — то ничего кассового не выйдет. Возможно поэтому не припомню фильм, где бы правдиво была показана жизнь пилотов. Ну а известные фильмы про авиацию… так в них про героев и подвиги, а не про жизнь.
Профессия пилота чем-нибудь пригождается в обычной жизни? Может быть, пилоты более ответственные люди? У вас есть такие наблюдения за собой и своими коллегами?
Когда поступал в лётное, а это было в СССР, конкурс был 36 человек на место, сейчас думаю такой же, +/-. Пожалуй, романтичным раздолбаям тут не светит. Ну а если серьёзно, в профессию жёсткий отбор, и проходят его люди с определённым набором качеств. Хочется надеяться, что и чувство ответственности у них гораздо выше среднего, как минимум. Ну а относительно того, пригождается ли профессия в «мирной жизни», лично мне — нет.
Что говорят пилоты сейчас
Вы здесь
«Что вы делаете, @&@&?»: опубликованы переговоры пилотов разбившегося Ту-154 над Чёрным морем
Опубликованы переговоры экипажа, разбившегося Ту-154 Минобороны РФ над Чёрным морем.
«Телеграмм»-канал «Взгляд человека в лампасах» опубликовал переговоры членов экипажа разбившегося над Чёрным морем самолёта Ту-154. Трагедия унесла жизни 92 человек, однако, до настоящего момента, информация с бортовых самописцев представлена не была.
Согласно опубликованным данным, экипаж столкнулся с серьёзной технической проблемой.
* Переговоры приведены с начала подготовки к взлету и до момента разрушения самолета.
ДИСП (диспетчер): 85572, готовность к взлету доложить.
572: 572, к взлету готовы.
ПКК (помощник командира корабля): Так, переднее колесо.
ДИСП: 85572, полоса 24, ветер 20 градусов, 5 метров в секунду, взлет разрешаю.
572: Хорошо, принято. Взлет разрешили 8557второму.
ДИСП: Всего хорошего.
ПКК: Переднее колесо.
КК: (командир корабля): Малые углы.
ПКК: Рули, элероны.
КК: Проверены, ход свободный.
ПКК: Курсовая система, тест контроль БКК, обогрев ПВД включил.
ШТ (штурман): Курсовая согласована, тест контроль БКК проведен, обогрев ПВД включил.
ПКК: Табло «К взлету не готов» не горит, фары, часы по команде.
ПКК: Взлет разрешили.
КК: РУД взлетный.
БИ (бортинженер): Ставлю.
(щелчок) (предположительно, звук снятия со стояночного тормоза)
БИ: Клапаны перепуска закрыты.
ШТ: Фары, посадочный включил.
БИ: Режим взлетный, параметры в норме, РУД держу.
КК: @&@&, Сань, что корону не можешь поставить?!
ПКК: Поставил уже.
КК: Куда ты поставил 24? Балбес, @&@&!
ПКК: Так стоит! Блин, ты чё?
КК: Взлетный курс какой?
ШТ: 200, командир.
КК: Курс взлета какой?
ШТ: 238, я сказал!
ШТ: 250, подъем.
ШТ: Решение, командир.
ШТ: Безопасная.
КК: Шасси убрать.
КК: Фары выключить, убрать.
ШТ: Фары выключены, убраны.
ШТ: Курс взлетный 238.
ШТ: Высота полсотни, фары выключены, убраны.
ШТ: Высота 120, командир, скорость 330.
КК: Закрылки пятнадцать.
ПКК: Пятнадцать.
(Щелчок) (предположительно переключение рукоятки МКВ-43 сер. 2 управления закрылками)
ШТ: Триста полсотни, командир.
ШТ: Ух, ё мое, доубираются синхронно @&@& (сдавленно) что за @&@&!?
(звук аварийной сигнализации в кабине (сирена прерывисто)
КК: Что такое?!
(Звук тоновой сигнализации в наушниках) (от задатчика опасной высоты РВ-5)
ШТ: Что вы делаете, @&@&?
ПКК: А че я сделаю, если закрылки синхронно.
ШТ: Командир, падаем.
(Окончание записи на носителе)
Специалисты в свою очередь отмечают, что в момент инцидента, в кабине творилась полнейшая неразбериха.