Что говорят о вакцинации мусульмане

Прививки в исламе: больше пользы или вреда?

В последнее время особую актуальность приобрёл вопрос о дозволенности прививок в исламе. В современных реалиях людям по-прежнему угрожает множество болезней. Именно защитой от некоторых из них и объясняется вакцинация новорождённых детей. Прививки также ставят и взрослым в рамках профилактики, либо при обнаружении тех или иных заболеваний.

На сегодняшний день в мусульманской богословской среде нет единого мнения относительно дозволенности прививок. Это объясняется тем, что во времена Пророка Мухаммада (с.г.в.) не существовало вакцинации, а значит, явного запрета или же явного одобрения прививок ни в Коране, ни в Пречистой сунне нет.

Доводы против прививок

1. Некоторые прививки наносят вред здоровью

Популярным доводом противников вакцинации является то, что ряд прививок, включающих в свой состав некоторые опасные вещества, способны нанести вред неокрепшему организму новорождённого ребёнка и вызвать какие-либо осложнения, которые могут проявиться не сразу, а спустя определённое время. В подтверждение своей позиции противники прививок опираются на хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), в котором говорится: «Нельзя причинять вред ни себе, ни людям» (Ибн Маджа, Ахмад).

Кроме того, часть учёных утверждают, что прививки не только несут риск для здоровья, но и не имеют никакой пользы. По их мнению, победить различные эпидемии и болезни человечеству удалось благодаря улучшению качества жизни, совершенствованию системы здравоохранения, появлению новых технологий, но не благодаря прививкам.

2. Прививки – это нечистоты (наджас)

Вторым доводом, который приводят противники вакцинации, выступает то, что прививки, по их мнению, являются наджасом, то есть нечистотами. Известно, что прививки делаются на основании различных веществ, включая ткани и органы некоторых животных, в том числе и тех, которые с исламской точки зрения относятся к категории «харам». Исходя из этого, некоторые богословы утверждают, что прививки являются запретными, так как введение в тело человека наджаса запрещено.

3. Вакцинация – хороший бизнес

Некоторые противники выдвигают и своего рода «теорию заговора», утверждающую, что прививки – это очень прибыльный бизнес, приносящий гигантские деньги их производителям, а также медицинским работникам. Они уверены, что именно производители прививок с целью реализовать свою продукцию в колоссальных масштабах подкупают исследователей, которые впоследствии публикуют научные труды о необходимости прививания, а также медицинских работников, которые убедительно советуют прививаться в роддомах.

4. Прививки – противоречие предопределению Аллаха

В среде противников бытует и такая точка зрения, что прививки вступают в противоречие с предопределением Господа, ибо лишь от Него зависит, заболеет ли кто-либо из людей определённым заболеванием или нет.

Доводы сторонников прививок

1. Прививки – меньшее из двух зол

Люди, благосклонно относящиеся к прививкам, не отрицают тот факт, что некоторые вакцины способны нанести несущественный вред человеческому организму. Но главным их доводом служит наличие множества полезных свойств прививок, благодаря которым удалось победить эпидемии страшных болезней, а также вылечить немалое количество больных людей. Исходя из этого, соотнося вред, который может причинить прививка, и риск заражения теми или иными заболеваниями со всеми возможными негативными последствиями, сторонники вакцинации делают выбор в пользу меньшего из двух зол.

2. Прививки не являются нечистотами

Сторонники опровергают точку зрения, утверждающую, что прививки относятся к нечистотам (наджас). Свою позицию они аргументируют тем, что те вещества, которые включают в себя некоторые прививки и которые являются запретными с исламской точки зрения, содержатся в составе прививки либо в незначительном количестве, либо после обработки перестают быть нечистотами.

3. Прививки – крайняя необходимость

На сегодняшний день не существует альтернативы некоторым прививкам, способным исцелить от определённой болезни или гарантировать её нераспространение. То есть вакцинация может уберечь жизнь человека, страдающего от редких форм заболеваний. В качестве подтверждения приводится хадис Пророка (с.г.в.), в котором говорится: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё» (Муслим).

Следует отметить, что с доводом о дозволенности прививок в случае крайней необходимости сходятся во мнении многие богословы.

4. Прививки не противоречат предопределению

Сторонники не согласны с позицией тех мусульман, которые считают, что прививки – это противоречие предопределению Аллаха, так как предопределение не подразумевает, что нужно сидеть и ничего не делать. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству» (Бухари). Данный хадис говорит о том, что человек в Судный день будет отвечать за свои земные деяния перед своим Создателем, в том числе и за бездействие, которое оправдывается лишь упованием на Аллаха.

5. Профилактика заболеваний – это сунна

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассалям алейкум! Скажите пожалуйста, как вы относитесь к прививкам? Начиная с БЦЖ. Нужно ли прививать детей?

Уа алейкум ассалам. Отношение к прививкам разное в среде мусульман, но отрицать положительную составляющую вакцин не следует, поэтому в этом нет ничего плохого.

Персона, нет, нет и нет!

ISLAM.GLOBAL, и какая же положительная составлющая,каждый 88мой аутист, это положительная составляющая!?

Себе делай свои прививки

Евреи. Вот кто выделить деньги на вакцинации.

Рамиль, вы не специалист, поэтому такие вещи не пишите. В интернете полно мусора, ради хайпа и просмотров всего понапишут. Народ и так всего боится, конечно будут верить! Мухамед, спасибо за развернутый комментарий. Очень приятно что среди наших мусульман есть компетентные специалисты, готовые проконсультировать :

Mohammad, вы такое написали аж смешно, какие то доводы непонятные и вообще не касающиеся прививок. Что врачи предлагают при массовом заражении covid-19? Мыть часто руки, нос. Вот вам очень большой пример об омовении, если конечно вы понимаете его смысл, просто некоторые люди не настолько умны и велики как наш посланник Аллаха. Вы прививайте своих детей, вам никто запрета не ставит, а те кто хотят не прививать, пусть не ставят вакцину не ваше дело)

Источник

Как на самом деле относятся мусульмане к вакцинации, рассказал наиб имам Алматы

По словам представителя духовенства, ни в одной традиционной религии нет запрета на вакцинацию, наоборот, поддерживается стремление к сохранению здоровья, и все имамы Алматы, несмотря на снижение заболеваемости в городе, продолжают следить за эпидемиологической ситуацией и новыми случаями инфицирования. Эта работа проводится ими каждый день.

Мы должны защитить свои семьи от коронавируса, позаботиться о благополучии друг друга. И в данном случае вакцинация – единственное решение и жизненная необходимость. Религия обязывает каждого должным образом заботиться о жизни и здоровье и искать способы предотвращения болезней. наиб имам Центральной мечети г. Алматы Ержан Есим

Что касается требований халяль, то, как отметил наиб имам, вакцины применяют и в мусульманских странах, поэтому не стоит тратить время и рассматривать их с халяльной и нехаляльной стороны, переживать по этому поводу.

Говоря об этом, священнослужитель подчеркнул, что казахстанская вакцина QazVac получила сертификат соответствия общим требованиям халяль.

Кроме того, QazVac эффективна против варианта «дельта», – говорит он. – Ученые провели тест реакции нейтрализации, который показал высокий уровень антител у привитых отечественной вакциной. Сейчас нужно спасать жизни людей, а противники вакцинации не имеют отношения к медицине.

Как сообщил спикер, по решению властей Саудовской Аравии, мусульманские паломники, намеревающиеся совершить хадж и умру, обязательно должны вакцинироваться против коронавируса, и это решение было поддержано верующими во всем мире. Он просит не верить распространяемым в интернете слухам, которые ничего общего с религией не имеют, и призывает алматинцев принять активное участие в кампании по иммунизации. Представитель духовенства убежден, что на сегодняшний день это единственный способ победить опасный вирус.

Мы постоянно ведем беседы с прихожанами о вакцинации, поэтому в Алматы большинство представителей религиозных объединений привились, – отметил наиб имам. – Это нужно для того, чтобы обезопасить себя и близких, а также показать всем, что прививаться не только можно, но и нужно.

Свою позицию по прививке Ержан Есим подкрепил высказываниями из Священного Корана. Во-первых, вакцинация в качестве профилактики заболевания является «мубах», то есть разрешена. Во-вторых, в исламе всегда говорят о ценности человеческой жизни и необходимости ее сохранения как великого дара – аманата Всевышнего, поэтому в Коране всячески призывают к лечению и исцелению, – разъяснил наиб имам.

Источник

Фетва Совета улемов ДУМ РФ «О вакцине «Спутник V»»

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/21

О ВАКЦИНЕ «СПУТНИК V»

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося в г. Саранск 4-го числа месяца Ша‘бан 1442 года по лунному календарю, что соответствует 17-му марта 2021 г. по григорианскому календарю,

постановил:

1. Согласно предоставленной информации национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России) о вакцине «Спутник V» в ходе продолжительного обсуждения ее состава, в котором приняли участие разработчики вакцины, доктора медицинских наук, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сотрудники МЦСИС «Халяль» при Совете Муфтиев России и др., Совет улемов ДУМ РФ пришел к выводу, что применение вакцины «Спутник V» с точки зрения Ислама считается дозволенным.

2. Совет улемов ДУМ РФ не обладает компетенцией давать соответствующие рекомендации по вопросу применения какой-либо вакцины. Совет считает, что в данном случае следует обращаться к компетентным в этой области врачам, так как любое лекарство может иметь свои противопоказания к применению. Цель богословского заключения ‒ дать подробное разъяснение состава вакцины «Спутник V» на предмет его допустимости.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 1

С письмом о просьбе раскрыть состав вакцины, направленным директору ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России Гинцбургу А. Л., можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

С ответом на письмо можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

С дополнением к ответу на письмо можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О ВАКЦИНЕ СПУТНИК «СПУТНИК V»

Актуальность исследования

Стоит признать, что события ушедшего 2020 года, повлекшие распространение по всему миру новой коронавирусной инфекции COVID-19, стали глобальным вызовом для всего человечества за последние полвека. Согласно данным, опубликованным оперативным штабом Москвы по ситуации с коронавирусом, на сегодняшний день[1] свыше 113 млн людей по всему миру заразились коронавирусом COVID-19, из них более 2,5 млн человек умерли от последствия данного вируса[2]. Значимый ущерб был нанесен сектору экономики каждой страны. Только в России, по данным ФНС, наиболее пострадавшими отраслями экономики из-за распространения коронавируса стали воздушный, водный и железнодорожный транспорт, сфера развлечений и досуга, гостиничный бизнес, сфера образования, туризма, общественного питания и др.[3] Безусловно, данная чрезвычайная ситуация, имеющая международное значение, побудила лидеров многих стран искать противоядие распространению данного заболевания. Россия стала одной из первых стран, которая в сентябре прошлого года объявила о создании первой вакцины от коронавируса ‒ «Спутник V». Выпуск и последующее производство данной вакцины заставило некоторых мусульман усомниться в ее составе. В адрес Духовных управлений мусульман стали поступать обращения с просьбой разъяснить позицию шариата о дозволенности применения вакцины «Спутник V», нет ли в ее составе запрещенных компонентов. Данное богословское исследование призвано дать полный и исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Методология исследования

Она опирается на данные, предоставленные НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, о составе вакцины «Спутник V», а также на заключения ряда авторитетных организаций по изданию фетв касательно присутствия запрещенных компонентов в составе продуктов питания и медицинских препаратов.

О вакцине «Спутник V»[4]

Вакцина «Гам-КОВИД-Вак», более известная как «Спутник V», была разработана учеными Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России для профилактики заболевания COVID-19, вызываемого коронавирусом SARS-CoV-2. Вакцина представляет собой рекомбинантные частицы аденовирусов человека, несущего в своем составе ген, кодирующий протеин S, являющийся белком оболочки коронавируса SARS-CoV-2. В составе вакцины для первой и второй иммунизации используются аденовирусы 26-го и 5-го серотипов. Это позволяет, применяя препараты вакцины с интервалом в 21 день, вырабатывать иммунитет прежде всего в отношении доставляемого в организм S белка коронавируса, а не аденовируса, выполняющего функцию носителя. У используемых в вакцине аденовирусов удалены гены, ответственные за размножение в организме человека, поэтому вакцинация не может вызвать инфицирование и болезнь. Попадая в организм человека, аденовирус доставляет ген S белка, который сначала используется для наработки РНК, с которой считывается последовательность белка. Организм воспринимает белок, кодируемый аденовирусом, как чужеродный. Происходит формирование антител и клеток, распознающих фрагменты S белка. Это позволяет создать комплексную иммунную защиту от коронавируса SARS-CoV-2.

Общий механизм защиты с использованием антител к S белку реализуется посредством нейтрализации вируса. Вирус, проникающий в организм вакцинированного, связывается антителами, которые не дают ему попасть в клетки и заразить их. При этом антитела делают вирус видимым для иммунной системы, что приводит к его инактивации другими механизмами иммунной системы. Клеточный иммунитет, сформированный у вакцинируемого, позволяет выявлять клетки, в которые вирус успел проникнуть, и уничтожает их системы. Таким образом, вакцина не содержит коронавирус, вызывающий COVID-19, и не содержит инфекционных частиц аденовируса, способных вызвать болезнь. В настоящий момент вакцина прошла все необходимые испытания безопасности и эффективности на нескольких видах животных (грызуны и приматы). Позже вакцина была испытана на двух группах добровольцев (по 38 человек в каждой). По результатам исследований безопасности и иммуногенности на здоровых добровольцах было показано, что вакцина обладает высокой иммуногенностью и при этом низкой реактогенностью, не вызывает серьезных нежелательных явлений. Результаты данного исследования опубликованы в одном из лучших медицинских изданий Lancet[5] и доступны для ознакомления любым желающим[6]. Регистрационное удостоверение, позволяющее применять вакцину в гражданском обороте, прежде всего для защиты наиболее восприимчивых, выдано 11.08.2020.

О составе и технологии производства вакцины «Спутник V»

Как утверждают разработчики, производство вакцины осуществляется с использованием культуры клеток человеческого происхождения в условиях биореактора, тогда как все питательные вещества для роста клеток являются химически определенными (protein free media), компоненты животного происхождения и компоненты крови при производстве вакцины не используются. Произведенное с использованием культуры клеток потомство аденовирусов подвергается очистке в три стадии, что обеспечивает отсутствие в составе вакцины каких-либо компонентов человеческого или животного происхождения (см. Приложение 3).

Для того чтобы задать уточняющие вопросы о составе вакцины «Спутник V», 11 февраля 2021 г. Духовное управление мусульман РФ организовало проведение круглого стола[9], в котором приняли участие: заместитель председателя Совета улемов ДУМ РФ Аляутдинов Ильдар Рифатович; генеральный директор МЦСиС «Халяль» при ДУМ РФ Газизов Айдар Габдуллович; заведующий лабораторией механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов и референсного центра по коронавирусной инфекции НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России Гущин Владимир Алексеевич; академик РАН, доктор медицинских наук, научный руководитель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Хабриев Рамил Усманович; председатель комитета Общественной организации «Деловой России» по медицинским услугам, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Муслимов Муслим Ильясович; первый заместитель Генерального директора УК «Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ)» Ситдеков Тагир Алиевич и др. В ходе обсуждения состава вакцины «Спутник V» выяснилось следующее:

1. Для создания вакцины Гам-КОВИД-Вак («Спутник V») используются два аденовируса человека 26-го и 5-го серотипов. Аденовирус человека в норме вызывает ОРВИ подобное заболевание, однако разработчики для создания вакцины используют специальные аденовирусы, которые не способны размножаться в организме человека. Так, у генетически модифицированных аденовирусов удалены гены, позволяющие размножаться в клетках человека. Таким образом, используя эти частицы, невозможно нанести вред здоровью человека и вызвать инфекционное заболевание. Также генетические изменения касаются внедрения в состав генома аденовируса S белка коронавируса SARS-CoV-2. Именно этот вирус является возбудителем болезни COVID-19. Попадая в организм, вакцина формирует иммунитет к S белку коронавируса, это нужно, чтобы, если в организм проникнет реальный коронавирус SARS-CoV-2, его узнали и уничтожили антитела и клетки иммунной системы (CD4 и CD8), распознающие вирус и его компоненты. Для промышленного производства компонентов вакцины Гам-КОВИД-Вак (аденовирусные частицы 26 и 5 серотипов) используется клеточная линия человеческого происхождения (HEK 293). Эта клеточная линия происходит от потомства клеток, выделенных из почки абортированного человеческого эмбриона в 1973 году. Данные клетки являются оптимальными для их использования в биотехнологических условиях для наработки компонентов вакцины. После наращивания вируса с использованием клеток в контролируемых условиях биореактора рекобинантный вирус очищают от компонентов среды и клеток продуцентов. Целевой продукт проходит многостадийную очистку с использованием хроматографичкских методик и фильтрациии, в том числе с использованием стерилизующих фильтров. Требования к очистке подразумевают наличие верхнего предела, допускающего в конечном продукте наличие не более 10 нанограмм ДНК клеток продуцента на одну дозу вакцины. При проведении контроля качества выпускаемых серий этот предел никогда не превышался. Данный предел соответствует наиболее строгим критериям чистоты, утвержденным фармацевтическими регуляторами по всему миру, а установление более низкого предела на остаточное количество ДНК приведет к сложностям его обнаружения существующими методами контроля.

2. В составе вакцины содержится 95% этиловый спирт в количестве 2,5 микролитра, который обеспечивает стабильность вакцины при 2-8 градусах Цельсия.

Шариатское заключение о составе вакцины «Спутник V»

В ходе подробного изучения состава вакцины «Спутник V» Совет улемов ДУМ РФ счел необходимым дать правовую шариатскую оценку двум компонентам, которые вызывают особый интерес и значение. А именно – использование клеток абортированного человеческого эмбриона (HEK 293), полученных в 1973 году, а также наличие этилового спирта в количестве 2,5 микролитра.

В Священном Коране сказано:

«Мы [говорит Господь миров] почтили потомков Адама и дали им возможность благополучно передвигаться по суше и воде, Мы предоставляем прекрасные дары (блага). Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ» (Св. Коран, 17:70).

Данный коранический аят указывает на особый статус человека у Всевышнего Аллаха. Он возвысил его, даровал бесчисленное количество благ, почтил пред всеми остальными творениями. Из данного аята богословы-правоведы вывели важное шариатское правило о недопустимости использования или потребления чего-либо, если в составе присутствует компонент человеческого происхождения. Однако следует заметить, что в ряде случаев ученые допускают определенные послабления по данному вопросу по причине необходимости этого, как спасение жизни человека или сохранение его здоровья. Примером могут служить постановления всемирных мусульманских академий правоведения (фикха), в которых они допускают: пересадку органов при соблюдении определенных условий, пересадку клеток мозга и нервной клетки, использование эмбрионов в качестве источников трансплантируемых органов, трансплантация половых органов[10].

Данное положение (о допустимости) может быть применимо и в отношении клеток, выделенных из почки абортированного человеческого эмбриона. Доводом для этого может служить следующее:

1. «Истихаля». Под «истихаля» в фикхе следует понимать изменение основных свойств какого-либо вещества (сырья), при котором изменяется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому) таким образом, что пути к возвращению в прежнее состояние нет[11]. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязненные нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные ‒ в дозволенные по шариату.

«Истихаля» как метод очистки признается учеными-богословами ханафитской и маликитской школ фикха[12].

Имам аль-Кудури в книге «аль-Мухтасар» говорит: «Если вино превратилось в уксус, то оно становится дозволенным (халяль), независимо от того, превратилось ли оно в уксус самостоятельно или с добавлением [каких-либо] ингредиентов»[13].

Ибн ‘Абидин в книге «аль-Хашия» пишет: «Процесс очистки путем превращения одного вещества в другое было мнением Мухаммада, которое выбрали ученые-ханафиты, кроме Абу Юсуфа и сделали его основным в ханафитской школе фикха»[14].

Имам аль-Карафи в книге «аз-Захира» говорит: «Всевышний Аллах вынес решение о нечистоте [тех или иных] предметов из-за присутствия в них нечистых веществ. Если нечистоты будут устранены, то изменится правовой статус предмета [он станет чистым] по мнению всех ученых»[15].

Существует ряд авторитетных организаций по изданию фетв, считающих «истихаля» методом очистки, при котором нечистые вещества будут становиться чистыми[16].

При сегодняшних методах очистки, коим является хроматографическая очистка[17], которая не была доступна людям раньше, следует не сомневаться, что «истихаля», о которой говорили ученые-богословы прошлых столетий, в полной мере осуществляется, то есть нечистое вещество (наджаса) становится чистым (тахир), что означает дозволенность его использования.

2. Допустимость лечения лекарством, содержащим нечистоту (наджаса), если нет иных разрешенных аналогов.

Данного мнения придерживаются богословы-ханафиты и богословы-шафииты, не считающие «истихаля» способом очистки[18]. Основой в данном вопросе служит хадис, приведенный в своде хадисов имама аль-Бухари и Муслима, в котором сообщается, что однажды к Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) прибыли люди из племени ‘Урайна и почувствовали недомогание. Он посоветовал им [в течение непродолжительного времени] пить мочу и молоко дойных верблюдиц[19].

Шафиитский ученый Ибн Раслан ар-Рамлий сказал: «Основным мнением в нашем мазхабе является допустимость лечения всеми разновидностями нечистоты (наджаса), кроме [лекарств, содержащих] алкоголь. Данное мнение основывается на хадисе, приведенном в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) рекомендовал людям пить мочу верблюдов для лечения. Что касается хадиса «Не лечитесь запрещенным» и «Лечение для моей общины не было даровано в том, что является запрещенным», то данный запрет касается случаев, когда в наличии есть другие лекарства, которые не содержат нечистоты (наджаса)»[20].

Ханафитский ученый имам аз-Зайля‘и в книге «Ат-табйин аль-хакаик» говорит следующее: «Автор книги «Ан-нихая» сказал: допускается лечение тем, что в основе является запретным (харам), как вино или моча, при условии, что назначает лечение врач-мусульманин и нет альтернативы иному лечению»[21].

Из вышесказанного следует, что ученые-богословы разрешают использовать лекарство, содержащее нечистоту (наджаса), если нет иной, разрешенной шариатом альтернативы лечения.

Прошло уже около полувека, и до сих пор нам малоизвестно[23] об аборте, случившемся в 1973 году, был ли это естественный, ничем не спровоцированный выкидыш или нет, был ли совершен аборт, разрешенный шариатом или нет. Следовательно, давать однозначную оценку «харамности» случившемуся полувека тому назад мы не можем.

Также в постановлении сказано о допустимости искусственно культивировать клетки мозга для их дальнейшего использования, если применяются разрешенные источник и способ получения культивированных клеток. В случае с HEK 293 данное условие полностью соблюдается, так как клетки культивируются в полностью химической определенной среде, а частицы аденовируса проходят очистку.

Приведем текст постановления № 54 (5/6): «…3. Если трансплантатом являются клетки мозга живого эмбриона на десятой или одиннадцатой неделе беременности, то подход должен быть различным: первый способ (был упомянут нами выше. ‒ Прим. автора), второй способ может получить распространение в ближайшем будущем и заключается в искусственном культивировании клеток мозга для их дальнейшего использования. Шариату это не противоречит, если применяются разрешенные источник и способ получения культивируемых клеток»[24].

2. Содержание этилового спирта в вакцине «Спутник V».

По результатам предоставленной НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи подробной информации о составе вакцины «Спутник V» (см. Приложение 3) Совет улемов ДУМ РФ считает важным прояснить позицию шариата относительно содержания этилового спирта в количестве 2,5 микролитра, так как все остальные компоненты вакцины не вызывают сомнения в их дозволенности.

Содержание этилового спирта в составе вакцины в количестве 2,5 микролитра (0,0025 мл) считается допустимой нормой и будет относиться к категории «ма‘фуввун ‘анху» ‒ допускаемое, прощаемое. Данное количество этилового спирта ничтожно мало, чтобы считать вакцину запрещенной. Существует ряд авторитетных мировых организаций по изданию фетв, которые допускают содержание спирта в лекарственных препаратах.

Так, Международная исламская академия правоведения (фикха) в ходе своей третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 11-16 октября 1986 г., ознакомившись с вопросами Международного института исламской мысли (Вашингтон) и ответами на них членов Академии и специалистов, постановила поручить Генеральному секретариату Совета Академии довести до сведения упомянутого института содержание ответов.

Вопрос № 12

Существует множество спиртосодержащих лекарственных препаратов, доля спирта в которых может составлять от 0,1% до 25%, большинство их используются при лечении вирусных и простудных заболеваний носоглотки. Подобные препараты составляют до 95% всех имеющихся лекарств, и найти их не спиртосодержащие аналоги бывает затруднительно. Что говорит шариат о приеме спиртосодержащих препаратов?

Ответ.

Если мусульманин болен и не имеет возможности[25] использовать лекарства, в которых не содержится спирт, а опытный и надежный врач, которому пациент доверяет, прописывает ему их прием, то верующему разрешено принимать эти спиртосодержащие препараты в прописанных врачом дозах[26].

А в ходе 22-й сессии, проходившей в Кувейте 22-25 марта 2015 года, участники Международной исламской академии правоведения (фикха) пришли к консенсусу относительно фетвы, вынесенной Исламской организацией медицинских наук в саммите, проходившем в Кувейте 22-24 мая 1995 г., который был посвящен вопросам присутствия запрещенных компонентов в составе продуктов питания и медицинских препаратов. В постановлении говорится следующее: «… 3. Применение спирта в медицинских целях, как например, для дезинфекции ран, обработки кожи перед инъекцией, использование в медицинских препаратах и др., не является запрещенным (харам)»[27].

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии вынес фетву, в которой сказано следующее: «…если доля спирта в спиртосодержащих лекарственных препаратах мала, то допускается их применение…»[28].

В постановлении Сирийского исламского совета говорится следующее: «…разрешается применение промышленного спирта для дезинфекции кожи перед хирургической операцией, для обработки ран, дезинфекции оборудования и др., согласно медицинским рекомендациям. Также разрешается применение спирта при производстве лекарственных средств, если это безопасно [для здоровья пациента] и нет замены [спирту]»[29].

Египетский дом фетв издал фетву, в которой сказано следующее: «…разрешается использовать спирт в производстве медицинских препаратов, парфюмерных изделий и [различных видов] чистящих средств без каких-либо ограничений с точки зрения шариата»[30].

Вывод:

Подводя итог подробного анализа и исследования состава вакцины «Спутник V», хочется отметить, что проявлять излишнюю щепетильность в таком вопросе излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[31]. Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[32].

С учетом всего вышеизложенного Совет улемов ДУМ РФ постановил:

1. Согласно предоставленной информации национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России) о вакцине «Спутник V» в ходе продолжительного обсуждения ее состава, в котором приняли участие разработчики вакцины, доктора медицинских наук, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сотрудники МЦСИС «Халяль» при Совете Муфтиев России и др., Совет улемов ДУМ РФ пришел к выводу, что применение вакцины «Спутник V» с точки зрения Ислама считается дозволенным.

2. Совет улемов ДУМ РФ не обладает компетенцией давать соответствующие рекомендации по вопросу применения какой-либо вакцины. Совет считает, что в данном случае следует обращаться к компетентным в этой области врачам, так как любое лекарство может иметь свои противопоказания к применению. Цель богословского заключения ‒ дать подробное разъяснение состава вакцины «Спутник V» на предмет его допустимости.

Истина ведома лишь Аллаху (Богу).

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламской юриспруденции Международного исламского университета Аль-Азхар Ганиевым Ильясом Алиевичем при участии Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России, Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» СМР и ДУМ РФ, а также академика РАН, доктора медицинских наук, научного руководителя ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Хабриева Рамила Усмановича, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 17 марта в г. Саранск, и принято большинством его членов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *