Что говорят о катерине другие персонажи гроза
Катерина
История создания героя
Кадр из ф/с «Гроза». Катерина — актриса Людмила Щербинина
Согласно многочисленным свидетельствам современников, А. Н. Островский написал пьесу «Гроза» специально для своей возлюбленной – Л. П. Никулиной-Косицкой. Эта талантливая актриса Малого театра и послужила главным прототипом для создания образа главной героини произведения.
Описание героя
Катерина Кабанова – жена Тихона, живущая вместе с мужем в доме его матери. Это молодая женщина, тяготящаяся жизнью с деспотичной свекровью. Замужество становится для Катерины настоящей «неволей». Она часто вспоминает о своем девичестве, когда жила, «точно птичка на воле».
Катерина не столько любит своего слабохарактерного мужа, сколько испытывает к нему жалость. Тихон совершенно не оправдал ее ожиданий. Он не может защитить молодую жену от нападок злой матери.
Молодая Кабанова очень религиозна. До замужества она «до смерти любила в церковь ходить». Катерина искренно считает грозу «божьей карой». Она всерьез воспринимает глупые пророчества сумасшедшей барыни.
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
В душе Катерины вступают в резкое противоречие ее богобоязненность и любовь к Борису. Женщина считает измену мужу одним из самых страшных грехов. Она всеми силами стремится подавить в себе стремление к свободе и избежать искушения. Катерина признается Варваре, что ей очень тяжело вести эту борьбу: «…хочу себя переломить, да не могу никак».
Смирная и кроткая на первый взгляд Катерина обладает решительным характером. Задолго до своей трагедии она произносит пророческую фразу: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
Катерина смогла бы найти в себе силы для противостояния соблазну. К роковому решению ее подталкивают Варвара и Тихон. Дочь Кабанихи передает ключ от калитки в сад, а муж отказывается взять с жены «клятву страшную» о сохранении верности. После долгих размышлений Катерина делает свой выбор: «Будь что будет, а я Бориса увижу!». При этом она уже предчувствует свою неизбежную гибель.
Роль героя в произведении
Кадр из фильма «Гроза». 1933
Катерина доведена до полного отчаяния жизнью в «клетке». Любовные отношения с Борисом представляются ей пусть кратковременной, но единственной возможностью вырваться на свободу.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении всего произведения можно выделить несколько ключевых сцен, оказавших огромное влияние на судьбу Катерины.
Получив от Варвары ключ от калитки, Катерина в ходе тяжелой душевной борьбы принимает решение встреться с любимым. Этот поступок она уже расценивает в качестве преступления.
На первом свидании Катерина еще пытается отвести от греха и себя, и Бориса: «Поди прочь, окаянный человек!». В конце концов женщина признает, что не может противостоять искушению: «Нет у меня воли». Если для Бориса начало любовного романа – наивысшее счастье, то Катерина уже предрекает свою гибель: «Нет, мне не жить!»
Главная трагедия Катерины происходит после возвращения Тихона. Она не может, подобно Варваре, спокойно продолжать тайную жизнь: «дрожит вся… бледная такая, мечется по дому». Чистая душа Катерины протестует против любого обмана. Невероятные душевные муки женщина может облегчить лишь чистосердечным признанием: «десять ночей я гуляла…».
На последнем свидании Борис лишает Катерину последней надежды на счастье, отказываясь взять ее с собой в Сибирь. Это приводит ее к страшному заключению: «что домой, что в могилу. В могиле лучше…»
Катерина и Варвара. Иллюстрация С. Герасимова
Отношение автора к герою
Во всех фразах и монологах Катерины явственно проявляется сочувственное отношение автора к несчастной женщине: «За что же ты меня обижаешь?»; «Так ты, Варя, жалеешь меня?»; «Батюшки мои, погибаю я!»; «горька неволя»; «так тяжело, что умереть легче!» и т. д.
Через остальных персонажей пьесы Островский также высказывает свою жалость: «Мать на нее нападает и ты тоже» (Варвара); «Вы ее совсем загубить хотите» (Кудряш); «как тень какая ходит, безответная» (Тихон); «Тяжело тебе, Катя!» (Борис); ее «душа теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин).
Прототипы
Любовь Павловна Косицкая родилась в семье, находящейся в крепостной зависимости. Ее родители смогли выкупиться на волю, когда девочке было четырнадцать лет. Люба устроилась горничной в купеческую семью, где начала участвовать в постановках домашнего театра. Увлечение определило будущую профессию Косицкой. Она устроилась на работу в Нижегородской театр, а после окончания театрального училища была приглашена в Малый театр.
Любовь Павловна вышла замуж за коллегу – актера Никулина, но очень скоро охладела к нему. Знакомство с Островским и участие в спектаклях по его пьесам привело к возникновению любовного романа.
Кадр из фильма «Гроза». 1933
В создании образа Катерины драматург использовал рассказы любимой женщины о своей нелегкой жизни. Особенно его интересовали мечты и переживания будущей актрисы и ее описания купеческого быта. Любовная трагедия Катерины, вероятно, основана на неудачном браке Косицкой.
Экранизации
Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Катерины Кабановой исполнила ведущая актриса Малого театра В. Н. Пашенная.
В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На главную роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа А. К. Тарасова, к тому времени уже снявшаяся в нескольких картинах.
Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Малого театра Л. Н. Щербинина. Критики и зрители очень высоко оценили ее игру. Многие считают роль Катерины одной из лучших, эталонных работ Щербининой.
Для закрепления материала посмотрите наше иллюстрированное видео:
4 примера образа Катерины в пьесе «Гроза»
Пример описания образа 1
Катерина Кабанова — главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она одна противостоит темному царству в лице Кабановой, Дикого и других консервативных обитателей Калинова. Возвышенная, совестливая и одухотворенная любовью женщина восстает против косной и ханжеской морали своего круга.
В девичестве Катерина жила очень счастливо: родители окружали ее заботой и вниманием. Мать наряжала любимую дочь «как куклу» и проводила с ней время в рукоделии и молитвах. Героиня делала лишь то, что хотела, поэтому была резвой, чувствительной и свободной. Но в замужестве она с горечью вспоминала о светлых днях девичества, ведь в доме у мужа «все как будто из-под неволи». Тихон оказался слабовольным мужем и не защищал жену от нападок свекрови. Кабаниха пользовалась мягкостью и почтительностью невестки, постоянно упрекая и унижая ее. Тоска по свободе и любви слышится в монологе Катерины, когда она сожалеет, что люди не летают как птицы. Эти слова выдают ее стремление к независимости и несчастье в браке. В то же время Катерина горько раскаивается в том, что не испытывает любви к мужу. Она называет влечение к Борису грехом и не хочет видеться с ним, чтобы не раздувать пламя греховной страсти. Героиня верит в Бога и боится соблазна, но при этом признает очевидное: «Не уйти мне от этого греха». По мнению Катерины, этот конфликт совести и жажды любви разрешится только смертью. Прозорливость и мудрость героини позволяют ей заранее узнать свою судьбу. Какую же смелость нужно иметь, чтобы принять этот жребий.
В отличие от Кабанихи и ее окружения, Катерина действительно добра, терпелива и милосердна, и ее вера в Бога не показная, а реальная. Именно религиозное чувство и природная честность заставляют ее признаться в грехе публично. Она не может держать в себе любовь и вину, не может обманывать мужа. Этим она, возвышенная и гордая дворянка, отличается от купеческой дочки Варвары, которая скрывает любовь к Кудряшу и сбегает только тогда, когда не остается иного выхода. Катерина не ищет расчета и выгоды, она идет наперекор всему, что так дорого ценится в купеческой среде. В самобичевании она находит очищение от грехов, а в правде — прощение Бога. Только вот окружающие ее «христиане» не готовы прощать, поэтому после своего признания Катерина находится под сильным давлением свекрови и всеобщего осуждения. А ведь ее вина состояла лишь в том, что она не замалчивала проблему, как все остальные, а открыто о ней заявила. Положение Катерины было настолько ужасным, что даже обманутый муж пожалел ее.
Финальным аккордом в громкой истории Катерины было самоубийство под звуки грозы. Многие говорят, что она не выдержала унижения, и поэтому решилась на прыжок в Волгу. Но я думаю, что это был осознанный бунт против тирании мысли и чувства в доме мужа. Еще в самом начале Катерина открыто призналась, что не потерпит напрасных упреков в свой адрес, и на протяжении всего действия Кабаниха давит на нее, чтобы отобрать у невестки главное — свободу духа, которую та рискнула отстаивать. Только уход из жизни позволил Катерине сохранить верность себе и своим убеждениям.
Пример сочинения-описания образа 2
Какова характеристика Катерины из пьесы Гроза, однозначно сказать сложно. Чтобы понять это, следует ознакомиться со всеми этапами жизни юной девушки. События, которые описывает А. Н. Островский в Грозе, происходят, когда девушке всего девятнадцать лет. В самом начале драмы Катерина вспоминает о том времени, когда она была еще ребенком.
Родители очень любили ее и делали для нее все. Они проводили с дочерью достаточно много времени, вместе ходили в церковь, дали хорошее образование. Когда же девушка вышла замуж за Тихона, ее жизнь кардинально изменилась. Она уже не смогла наслаждаться жизнью, чувствовать свободу и дышать полной грудью. Естественно, это не могло не отразиться на ее мировосприятии. Она делала все то же самое, что и раньше, но уже не по тому, что сама этого хотела, а по принуждению. Несмотря же на подобные перемены, сердце девушки было переполнено любовью.
Рассматривая образ Катерины в пьесе Гроза, стоит отметить, что мнения критиков по данному поводу разделяются. Одни из них убеждены, что девушка является олицетворением сильной, решительной личности. Другие воспринимают образ Катерины Кабановой в драме Гроза как слабую, не способную защитить себя женщину, решающуюся на самоубийство по причине своего бессилия.
В сочинении можно отметить, что и первая, и вторая точка зрения в определенной мере является верной. Однозначно сказать, какой же личностью на самом деле является главная героиня, крайне сложно.
Судьба у девушки довольно несчастная. Замужество оказалось для нее тяжелой ношей. Она стремилась полюбить своего супруга, наладить с ним отношения и сделать семейную жизнь хоть немного более счастливой, но все ее усилия были тщетными. Тихон во всем слушался свою суровую мать, которая держала в страхе всех, кто ее окружает.
Катерина невероятно искренний человек, верный тем убеждениям, которые ей привили в раннем детстве. Для нее важна внутренняя составляющая, а не внешняя. Из ее рассказов о себе становится ясно, что это невероятно добрая, светлая девушка, любящая свободу. Правда, жизнь ее складывается далеко не так, как того бы хотелось. Условия складываются таким образом, что героине ничего не остается, как покончить жизнь самоубийством. Это весьма неоднозначный, противоречивый поступок.
Пример описания образа 3
Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.
Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты.
Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.
Муж Катерины
Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены. Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей. В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.
Отношение Кабанихи к Екатерине
Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.
Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.
Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.
История любви Катерины и Бориса
В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).
И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.
Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.
Смерть Катерины
Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва.
Пример сочинения-описания образа 4
Истоки к пониманию образа Катерины влекут в прошлое. Детство ее было счастливым. Героиня слепо верила тому, что рассказывают странницы и богомолки, считая это абсолютной истиной. Ходила в церковь и свято верила в ее доктрине. Возможно, именно поэтому в ней засели доброта и наивность. Катерина в системе образования по пьесе «Гроза» — анализ образа и душевная трагедия:
В жизни Катерины была стандартная схема — взросление и замужество. Причем замужество не по любви, а потому, что возраст вынуждает. Катерина уважала, но не любила человека, с которым состояла в браке. Сознание девушки лелеет достаточно нелепую мечту о том, что если она полюбит того, чьей женой стала, то жизнь изменится и станет раем. Но увы, этого не происходит.
Катерина привлекает читателя тем, что она кардинально отличается от иных героев. Каждый из которых, так или иначе представляет какой-либо противоборствующий фронт.
Девушка выступает против всех существующих среди ее односельчан, правил. Она не поддерживает ни Кулигина, ни Дикого, ни Кабаниху, ни прочих. Кажется, что она действительно является лучиком света в этом подземелье, который погибает в искусственных условиях вынужденной действительности.
Сны Катерины похожи на детские – она чувствует себя птицей, летает во сне, видит фантастические миры. Кажется, что в реальности женщина находится в неволе, в клетке и ей очень хочется свободы и независимости.
Она представляется нежной, чистой и светлой. Несмотря на то, что суждениями это взрослая женщина (25-30 лет), когда героиня мечтает и стремится к добру, источает наивность, кажется, что ее биологический возраст намного меньше (не более 17-18 лет). Впрочем, это естественно, учитывая, что в то время девушек выдавали замуж рано.
Обидно, что у героини нет никого, кто бы поддержал ее мнение. Тихон оказывается слабовольным, он слушает только свою маменьку. У Катерины нет детей, она очень о них мечтает. Также героиня очень набожна. Она посещает церковь и верит в Бога. Однако если Кабаниха верою пытается добиться власти, то Катя верит по-детски искренне.
Девушка обладает гордостью. Она понимает, что жизнь среди этих людей – не то, чего ей хотелось бы и ей хочется большего. Никто из жителей города, которые постоянно пятнают свою душу, лгут и лицемерят, не может стать близким ей человеком. Отчего героиня очень страдает.
Основной конфликт у молодой женщины происходит с Кабанихой. Свекровь ее явно недолюбливает. Что же касается супруга, Тихона, он очень зависим от матери, потому практически никогда не говорит свое веское слово, убеждая себя, что все в порядке.
В целом, к Катерине негативно относятся практически все односельчане. Такое впечатление, что в ней нашли некоего «козла отпущения», которого можно обвинить во всех смертных грехах. На него же можно сорвать свою неудовлетворенность и злость.
Отсутствие добра и любви очень сильно давит на девушку. Она думает, что обязательно зачахнет, если не будет противостоять действительности. Когда в поселении появляется непохожий на других, интеллигентный молодой мужчина, Борис, она думает, что это ее шанс на спасение из «темного царства», однако все оказывается миражом. Возлюбленный предает и уезжает один.
Катерина. Художник С. В. Герасимов |
Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах
«Так это молодая Кабанова, что ль. « (действие 3 сцена 2 явление 2)
«Это вы, Катерина Петровна. « (действие 3 сцена 2 явление 3)
«. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. » (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)
«. с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. » (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)
«. видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. « (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. » (Катерина о себе, действие 1 явление V)
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. « (Катерина о себе, действие 2 явление II)
«. отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. « (действие 1 явление VII)
«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. « (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. « (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. « (действие 2 явление II)
«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. « (Катерина о себе, действие 1 явление VII)
Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. « (действие 2 явление II)
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. « (действие 2 явление VIII)
«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. » (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)
Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:
«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. « (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. « (действие 5 явление I)
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. « (действие 2 явление II)
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. « (действие 1 явление VII)
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. « (действие 1 явление VII)
История любви Катерины и Бориса
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:
«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. « (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)
«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. « (действие 1 явление VII)
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. «
По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:
«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. » (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. » (действие 4 явление VI)
С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)
При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:
«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II)
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III)
Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:
«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)
Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)
Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:
«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)
Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.