Что говорят на похоронах православные

Похоронные речи

Во времена упадка религиозности многие приходы выживают и трудятся в режиме похоронной команды. Похороны, панихиды, девятый день, сороковой день, родительские субботы…

Прочее – не часто, а это – основной труд.

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные

Все это само по себе уже удивительно, как доказательство невозможности истребить религиозность в человеке. Очевидность смерти и страданий эту самую религиозность постоянно в человеке поддерживают. Так подтверждается максима В. В. Розанова, сказавшего, что «боль жизни всегда сильнее интереса к жизни, и поэтому религия всегда одолеет философию»

У самого нехаризматичного, самого неспособного или ленивого к проповеди священника всегда под рукой погребальные стихиры Иоанна Дамаскина и великий псалом царя Давида. А значит у него всегда должно быть, что сказать человеку. И сами люди у него всегда, пусть хоть в скромном количестве, будут, поскольку если не придут они сами по любви к Богу, то принудит их прийти страх смерти или скорбь разлуки. И вот тут мы приходим к очень важной мысли. Приведенные в храм страхом, болью или семейным долгом, эти люди придут затем опять, если прикоснется к их сердцу благодать. И, наоборот, не придут в другой раз вовсе, если посещение храма не превратится для них во встречу со словом Истины, а останется отбыванием скорбного номера.

Ставить себе за цель удивить, ошеломить, потрясти словом пришедших на погребение людей, нельзя. Нужно лишь молиться искренно и проповедовать просто, одушевляя слова собственной верой. Вопреки атеистическому воспитанию и злобным установкам, подброшенным лукавым миром, сердца людские прочитают и усвоят бесхитростную правду, прозвучавшую в словах пастыря. Задача минимум для пастыря – верить твердо, молиться в простоте и не лгать. Последнее означает не актерствовать и не стремиться к внешнему эффекту.

Сказанное можно пояснить на примере.

Герман, главный герой пушкинской «Пиковой дамы», как известно был причиной смерти старой графини. Он пришел к ней из-за жажды денег и власти, подобно, как и Раскольников пришел к старухе-процентщице для проверки своей «идеи» и за деньгами на первое время. Раскольников бил топором по голове, а Герман всего лишь грозил пистолетом, да и то – незаряженным. Но итог был одинаков. Обе старые женщины умерли. Раскольников на похоронах процентщицы не бывал. А вот Герман в церковь на отпевание пошел.

Дадим слово «солнцу русской поэзии»:

Пропускаем намеренно детали прощания с покойной челяди и родственников. Идем ближе к нас интересующей теме. Отпевал графиню архиерей, и на погребении была сказана проповедь. Вонмем.

Надо ли напоминать читателю, что старуха-графиня по вредности характера и бесполезности на дела добрые мало чем отличалась от жертвы Раскольникова? И жила она, вовсе не готовясь к христианской кончине. Вместо полночного Жениха, в образе которого подразумевается Христос Господь, дождалась она Германа с пистолетом в руках. И это ночное посещение исходатайствовала ей ее беспутная молодость, проведенная в Париже, за карточным столом и за проеданием и проигрыванием имений, оставшихся в России.

Архиерей–проповедник, названный в тексте «оратором», ничего плохого делать не хотел и, быть может, не сделал. Хотя… Сделал – не сделал. Архиерей лгал. Этих общих, обтекаемых фраз, этой сладкой риторики от него, без сомнения ждали, как и сегодня от нас ждут ладана, чтобы заглушить смрад, и лжи, чтоб успокоить совесть. Ждали благозвучия, восторженности, слезного умиления, но не истины. И проповеднику трудно, очень даже трудно не отвечать на специфический спрос соответственными услугами. Хотя из служителей Бога Живого, в данном случае, рискует проповедник стать заложником своеобразных рыночных отношений, далеких от благодати.

Не знаешь покойника, или знаешь его с тех сторон, которые не поддаются похвале, молчи о нем. Благовествуй воскресение мертвых, говори о Христе-Исупителе и о нашей неизбежной встрече с Ним. Говори о Четверодневном Лазаре и о дочери Иаира, о необходимости покаяния, о частом посещении кладбища, как того засеянного поля, которое в последний День заколосится восставшими телами. Тем для надгробной проповеди – бездна. Сам чин погребения насыщен с избытком этими святыми мыслями. На каждой странице требника их больше, чем свечей на храмовом подсвечнике в праздничный день. Не умеешь говорить, стесняешься, поражаешься страхом неуверенности или сам скорбишь об усопшем – молчи. Только молись с сердцем. Но не лги! Не разукрашивай речь поэтическими оборотами позапрошлого столетия, не делай ничего приторно-слезливого, рассчитанного на одних лишь баб, готовых голосить по всякому случаю.

На Западной Украине, где православная славянская душа столетиями испытывала насильственное влияние польской культуры и латинского благочестия, со временем сложился такой фальшивый и чувственный способ проповеди на погребениях, что остается лишь жалеть об отсутствии здоровой критики на это не здоровое явление. Уши мои слышали то, о чем рука пишет. Там священник произносит речь от лица усопшего, в которой затрагивает столь чувствительные струны душ родственников, окружающих гроб, что редко обходится без обмороков. Да и похорон без ручьев слез, громкого воя и хотя бы одного обморока там у многих ксендзов Восточного обряда считается за «неудачный». Там вы услышите про скрип калитки, на которую родня выбежит по привычке, но это будет уже не «наш дорогой Иван». Услышите о том, как будут плакать посаженные руками усопшего деревья, как тропинка не захочет зарастать, помня шаги хозяина. И вся эта слезливая нечисть, произносимая только ради нервного эффекта, в девяноста случаях из ста не даст места слову о вере, о покаянии, о победе Христа над смертью.

Худшее, как известно, усваивается и наследуется легче. Эта ложь тоже умеет распространяться, но до времени умолчим об этом.

По Авве Дорофею лгать можно словами и лгать можно жизнью. Словесная ложь хотя бы теоретически понятна, а вот ложь жизнью – дело более тонкое. Казаться, но не быть, надевать маски, изображать что-то, что должно наличествовать, но чего нет, вот – ложь жизнью. При этом невозможно не лгать и языком. Язык принужден будет скрывать истинную действительность, и изображать вымышленную. Это хорошо по опыту известно неверным супругам обоего пола, продавцам залежалого товара, лицемерным радетелям о народном счастье и… нам, то есть церковным людям. Если некий наш брат «душевный, не имеющий духа» (Иуд. 1:19), но хочет произвести духовное влияние на паству, то подхватывает его в это самое время лживая волна, и несет в неведомые дали, без пользы для слушателей, с вредом для самого оратора.

Всему этому мы не одно уже столетие назад «от еретиков навыкохом». А время и совесть требуют честности и силы, простоты и ясности, мужества и нелицемерного сострадания.

Требует время. Проходит, убегает и требует.

Источник

Православные похороны

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Как проходят православные похороны

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях «Фоме» рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании. Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Источник

Что говорить на похоронах?

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные

Мы судим, а Бог — любит

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные

Священник Сергий Круглов

Но как не по-христиански и даже не по-человечески вовсе звучит эта формула, когда, бывает, ее применяют в житейских ситуациях…

Почему? Прежде всего, потому, что звучит она из наших уст в несколько измененном виде: вместо «грехопадение» — «грех».

Грехопадение – это трагедия, происшедшая в человеческой истории, в ней, на самом деле, и лежит корень всякого зла. Пришествие Бога в мир совершилось как раз для того, чтобы исправить ее последствия.

А грех – это зло, да, но это еще и часть жизни вот этого конкретного человека. И если в теории Бог с нами согласен — Он Сам открыл нам ее, — то с вот этим конкретным человеком всё непросто, потому что Бог его любит и страдает о нем…

Удар незаслуженный

Смерть старика тоже бывает горем для близких, хотя тональности разговоров тут бывают уже иные. Если умерший долго болел, кто-то говорит, что вот, отмучился, а кто-то, бывает, и добавит, что отмучились и родственники, избавились от неудобной ноши и бессонных ночей у постели.

Молчать перед горем

Горе материнского сердца – такая вещь, перед которой молчит самая правильная мораль.

И даже в том случае, когда умирает злодей, совершивший множество преступлений, лучше всё же воздержаться от высказываний типа: «Собаке – собачья смерть», лучше промолчать. Дела, совершенные Чикатило или Гитлером, обличать надо, но вот о самих людях судить…

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные

Непонятный суд

Промолчать лучше по той простой причине, что они теперь – в руках Божьих, пред Его судом. А Его суд – все-таки не наш. Его суд часто бывает нам непонятен, крест Христов доныне – знамение пререкаемое в мире: как это так, люди грешили, а за их грехи умер на кресте Невинный?

На эту тему есть целая теория – «теория искупления», написаны сотни томов, дискурс ее ветвист и сложен.

Но для меня, например, на практике всю эту теорию заменяет молитва, короткая и простая: «Господи, помилуй всех нас, грешных, как-нибудь, как Сам знаешь».

Смерть… что она такое?

Обычная вещь, приключающаяся абсолютно с каждым живым существом в течение всего времени, сколько земля стоит.

Нелепость, страшная трагедия, зло, которого не должно быть, но оно есть.

Великое таинство, даже в чем-то – благо из разряда высших, ведь назвал же ее святой Франциск «сестрица моя Смерть».

И всё это – в одном флаконе, неслиянно, нераздельно.

Идти на крест самому

Когда прикасаешься к смерти, к великому событию вечной жизни, особенно явно понимаешь, не только умом, но и сердцем: христианство несводимо к набору формул, самых правильных и благочестивых, которые предписано применять в тех или иных случаях.

Христианство – не идеология, ведь признак идеологии – ради идеи призывать идти на крест кого-то. Христианство – это идти на крест самому. Христианство – это жизнь, жизнь живой личности, в глазах Бога единственной, неповторимой и любимой. И ради этой любви Он умер и воскрес Сам.

И если я воистину почитаю Христа как Искупителя, то, прежде чем осудить грешника за его грех, задумываюсь о том, насколько более великую цену Господь заплатил за искупление великого грешника, чем за меня, обычного мелкого пакостника.

Источник

Пусть земля будет пухом, царствие небесное и вечный покой: языческие корни фразы, православные правила поминания покойного, выражения соболезнования в других религиях

Когда умирает близкий родственник или просто знакомый человек, пришедшие на похороны желают покойному легкого пути в загробном мире, а родственникам выражают соболезнования. При этом используют разные фразы, выражения, одной из распространенных считается «пусть земля будет пухом», но она не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем употреблять ее в разговоре с родственниками покойного, следует узнать значение таких слов.

Земли и пуха: пожелание зла или добра

При выражении соболезнований произносится фраза, которая не несет в себе ничего дурного. «Пусть земля для тебя будет пухом» — так говорят, чтобы выразить свое почтение к умершему, проявить уважение, предполагая, что желают всего наилучшего. Словосочетание «земля пухом» предполагает, что душе после смерти на небесах будет мягко. С одной стороны, фраза означает пожелание добра, а с другой, не относится к христианской вере, т. к. нетленной оболочке не требуется ничего материального, она нуждается только в молитвах близких.

Фраза впервые прозвучала давно. Она упоминается в стихах поэта Марка Валерия Марциала на латинском языке. Перевод: «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает тебя песок так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». С одной стороны, фраза воспринимается положительно, т. к. звучит пожелание мягкой земли, что уже ассоциируется с добром. С другой стороны, предложение говорит о возможном пожелании зла, проклятии.

Следует учитывать время, когда было написано стихотворение (стародавние века, период язычества). Тогда смысл означенного мог быть другим, менее зловещим. Скорее все, это синоним, который усиливает слова из первой части фразы (земля пухом), является синонимом, подчеркивающим мягкость земли, ее рыхлость, что позволяет собаке легко раскопать захоронение. Значит, это лишь сравнение, но не проклятие.

Соболезнование и пожелания как важный элемент траурного этикета

После смерти человека все, кто встречает его родственников, проявляет учтивость, искренне желает покойному легкого пути при переходе к иной жизни. Такие слова являются важной частью траурного этикета.

Они позволяют частично облегчить состояние близких умершего или хотя бы отвлечь их от тягостных мыслей, вывести на более позитивное настроение добрыми словами об ушедшем.

Иногда простой кивок головой, объятия или молчаливая поддержка – всё, что необходимо родственникам при потере любимого человека. Но такой способ соболезнования более приемлем для близких людей (кровное родство не имеет значения при этом). Знакомые, коллеги, дальние родственники чаще всего выражают соболезнования в словесной форме. При этом используют шаблонные фразы, включая распространенную: «Пусть земля тебе будет пухом», обращаясь к усопшему. Простое приветствие в данном случае будет выглядеть неуместным, нетактичным.

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные Соболезнование — это форма выражения сочувствия по поводу смерти

Расхожие фразы на похоронах и поминках

Сразу после смерти, во время похорон или позднее при первой встрече с родственниками умершего с момента его гибели высказывают слова соболезнования. Распространенные фразы, которые используют при этом:

Все перечисленные фразы используются в разное время и на различных территориях. Причем они отличаются происхождением и принадлежностью к религиям. Значит, не все считаются проявлением христианской веры. Фраза «Пусть земля тебе будет пухом» является языческой, ее лучше не использовать верующему. Более подходящими являются все остальные выражения.

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные Церемония погребения

Древнеримские корни выражения «пусть земля ему будет пухом»

При произнесении распространенных фраз почти никто не задумывается об их истоках. Многие стародавние обычаи и традиции вошли в христианство, стали использоваться верующими нашего времени. Однако изначально применялись язычниками. Священники допустили это по одной причине – стародавние традиции оказались сильнее, народ продолжал совершать древние обряды, произносить языческие фразы. Но теперь все они приобрели иное значение, как, например, религиозный важный день – Радоница (в языческие времена – Радуница).

Однако выражение «пусть земля будет пухом» имеет более давние корни. Его использовали древние римляне. Причем во времена, когда появилась эта фраза, люди приобщились к язычеству. Впервые она возникла на латинском языке: «Sit tibi terra livis». Причем надпись в виде аббревиатуры этой фразы обнаружилась на древнеримских каменных надгробиях.

Фраза «земля пухом» языческая, а потому относится не к душе, а к телу. Древние римляне считали, что после смерти человека его дух остается при теле, никуда не уходит. По этой причине желали пуха, т. к. покойник мог повернуться, встать или сесть.

Отношение православной церкви к языческому фразеологизму

Пожелания и соболезнования, произносимые верующими православными, должны быть искренними, но этого недостаточно. Используемые молитвы, слова, фразеологизмы должны иметь отношение к вере, которую исповедует человек. Когда звучат выражения «пусть земля будет пухом» или «царствие небесное», предпочтение следует отдавать последнему из вариантов.

Основной канон православия – душа после смерти покидает тело, она вечная, может попасть в Царствие Небесное, если человек вел праведную жизнь на земле.

Фраза «земля тебе пухом» несет противоположный смысл. Если произносить ее, таким образом высказывают пожелание мягкой земли, что закрывает возможность покинуть тело для души. Это кощунственное обращение к умершему, христианская вера не имеет ничего общего с ним.

Другие приметы и языческие обычаи

Даже верующие не всегда ведут себя правильно. Продолжением ошибочно используемых фраз при высказывании речей соболезнования являются языческие обряды, традиции:

Многие из обычаев пошли со времен, когда царствовало невежество, люди попросту не знали, что происходит с душой и телом после смерти. Традиции часто строились на страхах, как та, что обязывает произносить цитату древнеримского поэта: «Пусть земля тебе будет пухом». Люди считали, что усопший имеет возможность поменять позу.

Что говорят на похоронах православные. Смотреть фото Что говорят на похоронах православные. Смотреть картинку Что говорят на похоронах православные. Картинка про Что говорят на похоронах православные. Фото Что говорят на похоронах православные Поминальный обед

Что происходит с телом и душой после кончины

Когда человек умирает, его нетленная оболочка продолжает существование. Она покидает тело сразу, как только наступает момент смерти, перестают функционировать системы организма. Но она все еще находится на земле. После похорон душа отлетает в иной мир, предстает перед Господом, знакомится с райской и адской обителью, после чего проходит мытарства. Ее путь будет тяжелым, если покойный при жизни много грешил.

Принятое поминание по православным канонам

Согласно православным основам, следует желать не телу, а душе вечного покоя, милости Божьей, прощения ее грехов. Правильным считается использование нескольких фраз:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *