Что говорят мусульмане при прощании

Как правильно прощаться согласно Сунне, основные правила и советы

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Правильно прощаться – ничего ведь сложного в этом нет, скажешь ты, прощаться каждый умеет. Помахал ручкой, сказал «пока» – и всего делов-то. Но не всё так просто. Не скажешь же ты «пока» каждому человеку, и не каждому понравится расставание на такой манер.

Мы часто даже не задумываемся, какие слова произносим при расставании, а ведь они так много значат. А какое у нас выражение лица при этом, в какой позе мы находимся? На всё это стоит обращать внимание, чтобы при расставании у человека остались от нас только хорошие впечатления.

Когда говорите слова прощания, не отворачивайтесь сразу: сделайте шаг-два назад, лицом к собеседнику, и лишь затем отворачивайтесь.

Когда прощаетесь с товарищем, родными и близкими, отправляясь в путь или по какой-нибудь другой причине, или когда они расстаются с тобой, желательно дать им хороший совет и сделать доброе наставление. То есть это желательно тому, кто отправляется путь и также тому, кто остаётся. Это является сунной Пророков и Посланников Аллаха (мир им).

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَوَصَّىٰ بِهَا إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ يَا بَنِيَّ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَىٰ لَكُمُ الدِّينَ فَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ أَمْ كُنْتُمْ شُهَدَاءَ إِذْ حَضَرَ يَعْقُوبَ الْمَوْتُ إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِنْ بَعْدِي قَالُوا نَعْبُدُ إِلَٰهَكَ وَإِلَٰهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِلَٰهًا وَاحِدًا وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

«И завещал это Ибрахим своим сынам, и Якуб своим сыновьям: «О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас эту религию (Ислам); не умирайте никак иначе, кроме как будучи мусульманами (покорившимися воле Аллаха)».

Тогда он сказал: «Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте такой-то намаз в такое-то время, а такой-то намаз – в такое-то, а когда настанет время намаза, пусть один из вас оглашает азан, а старший среди вас пусть руководит вашей молитвой (то есть пусть старший будет имамом в джамаат-намазе)»». (Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит Бухари, сообщается, что Пророк также сказал:

وصلوا كما رأيتموني أصلي

«…и совершайте намаз так же, как на ваших глазах совершал его я».

Пророк ﷺ давал такие наставления всем, кто отправлялся в путь. Также он велел им неуклонно исполнять религиозные обязанности и в пути. Это доброе напоминание о том, что и в пути с мусульманина не снимаются его обязанности, хотя для путника есть некоторые снисхождения, например, возможность сокращения и объединения обязательных намазов или разрешение не соблюдать пост в пути и т.д.

Передают со слов Салима бин Абдуллаха бин Умара, что (его отец) Абдуллах бин Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) всегда говорил тому, кто собирался в путь:

وعن سالم بن عبد الله بن عمر: أن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما، كان يقول للرجل إذا أراد سفرا:

«Подойди ко мне, чтобы я попрощался с тобой так же, как прощался с нами Посланник Аллаха », – после чего говорил: «Астауди‘у-Ллаха дина-ка, ва аманата-ка ва хаватима ‘амали-ка (Вверяю Аллаху твою религию, доверенное тебе и исход твоих деяний)»». (Тирмизи)

Такие же слова Посланник Аллаха ﷺ говорил, когда хотел попрощаться с отправляющимися в поход воинами.

Также желательно попросить человека, отправляющегося в путь, чтобы и он обращался к Всевышнему Аллаху с мольбами за тебя, особенно когда он отправляется в хадж, умру, зиярат или в другое богоугодное путешествие.

От ʻУмара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся:

والترمذي داود أبو رواه. »دعائك في أخي يا أشركنا«: قال رواية وفي

«В своё время я обратился к Пророку ﷺ за разрешением совершить умру. Он позволил мне сделать это и сказал: «О братец, не забудь упомянуть и о нас в своих мольбах», и эти слова я не променял бы на весь этот мир».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал:

أشركنا يا أخي في دعائك

«Включи и нас, о братец, в свои мольбы». (Абу Дауд, Тирмизи)

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

وعن انس رضي الله عنه قال:

Некоторые говорят, что можно уйти или отправиться в путь на английский манер, то есть незаметно и не говоря никому слов прощаний. Но во всём мире, не только у мусульман, это считается неприличным и сразу вызывает подозрение.

Кстати, везде, кроме Великобритании, этот метод называется «уйти по-английски», а сами англичане такое правило называют «уйти по-французски». Как бы там ни было нам лучше всё же к этому способу не прибегать.

Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники показали нам, как следует прощаться и что говорить каждому из тех, кто остаётся и отправляется в путь, и нам остаётся только следовать этому примеру и получить за это свою награду.

Нурмухаммад Изудинов

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что говорят мусульмане при прощании

Правильно прощаться – ничего ведь сложного в этом нет, скажешь ты, прощаться каждый умеет. Помахал ручкой, сказал «пока» – и всего делов. Но не всё так просто. Не скажешь же ты «пока» каждому человеку, и не каждому понравится расставание на такой манер.

Более того, наша религия регулирует каждый нюанс жизни человека. Поэтому и в этой ситуации нам лучше всего поступить так, как поступал Посланник Аллаhа ﷺ и наши праведные предшественники. Если мы будем следовать в этом примеру Посланника Аллаhа ﷺ, это будет очень красиво, и нам за это запишется большое вознаграждение.

Мы часто даже не задумываемся, какие слова произносим при расставании, а ведь они так много значат. А какое у нас выражение лица при этом, в какой позе мы находимся? На всё это стоит обращать внимание, чтобы при расставании у человека остались от нас только хорошие впечатления.

Когда говорите слова прощания, не отворачивайтесь сразу: сделайте шаг-два назад, лицом к собеседнику, и лишь затем отворачивайтесь

Когда прощаетесь с товарищем, родными и близкими, отправляясь в путь или по какой-нибудь другой причине, или когда они расстаются с тобой, желательно дать им хороший совет и сделать доброе наставление. То есть это желательно тому, кто отправляется путь и также тому, кто остаётся. Это является сунной Пророков и Посланников Аллаhа (мир им).

Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:

وَوَصَّىٰ بِهَا إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ يَا بَنِيَّ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَىٰ لَكُمُ الدِّينَ فَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ أَمْ كُنْتُمْ شُهَدَاءَ إِذْ حَضَرَ يَعْقُوبَ الْمَوْتُ إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِنْ بَعْدِي قَالُوا نَعْبُدُ إِلَٰهَكَ وَإِلَٰهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِلَٰهًا وَاحِدًا وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

«И завещал это Ибрахим своим сынам, и Якуб своим сыновьям: «О сыны мои! Поистине, Аллаh избрал для вас эту религию (Ислам); не умирайте никак иначе, кроме как будучи мусульманами (покорившимися воле Аллаhа)».

Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис (да будет доволен им Аллаh), сподвижник Пророка ﷺ, который был членом делегации племени Бану Ляйс бин Бакр бин ʻАбдульманаф бин Кинана, прибывшей в Медину с целью принятия Ислама, сказал

تينا رسول الله — صلى الله عليه وسلم — ونحن شببة متقاربون، فأقمنا عنده عشرين ليلة، وكان رسول الله — صلى الله عليه وسلم — رحيما رفيقا، فظن أنا قد اشتقنا أهلنا، فسألنا عمن تركنا من أهلنا، فأخبرناه، فقال: «ارجعوا إلى أهليكم، فأقيموا فيهم، وعلموهم ومروهم، وصلوا صلاة كذا في حين كذا، وصلوا كذا في حين كذا، فإذا حضرت الصلاة فليؤذن لكم أحدكم وليؤمكم أكبركم متفق عليه

«В своё время мы пришли к Посланнику Аллаhа ﷺ, а все мы были молодыми людьми из одного племени примерно одного возраста. И мы прожили у него двадцать дней, а Посланник Аллаhа ﷺ был добр и мягок с нами, решив же, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас дома, и мы рассказали ему об этом.

Тогда он сказал: «Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте такой-то намаз в такое-то время, а такой-то намаз – в такое-то, а когда настанет время намаза, пусть один из вас оглашает азан, а старший среди вас пусть руководит вашей молитвой (то есть пусть старший будет имамом в джамаат-намазе)»» (Бухари; Муслим).

В той версии этого хадиса, которую приводит Бухари, сообщается, что Пророк также сказал:

وصلوا كما رأيتموني أصلي

«…и совершайте намаз так же, как на ваших глазах совершал его я».

Пророк ﷺ давал такие наставления всем, кто отправлялся в путь. Также он велел им неуклонно исполнять религиозные обязанности и в пути. Это доброе напоминание о том, что и в пути с мусульманина не снимаются его обязанности, хотя для путника есть некоторые снисхождения, например, возможность сокращения и объединения обязательных намазов или разрешение не соблюдать пост в пути и т.д.

Передают со слов Салима бин Абдуллаха бин Умара, что (его отец) Абдуллах бин Умар (да будет доволен Аллаh ими обоими) всегда говорил тому, кто собирался в путь

كان رسول الله — صلى الله عليه وسلم — يودعنا، فيقول: أستودع الله دينك، وأمانتك، وخواتيم

«Подойди ко мне, чтобы я попрощался с тобой так же, как прощался с нами Посланник Аллаhа ﷺ», – после чего говорил: «Астауди‘у-Ллаhа дина-ка, ва аманата-ка ва хаватима ‘амали-ка (Вверяю Аллаhу твою религию, доверенное тебе и исход твоих деяний)»» (Тирмизи).

Такие же слова Посланник Аллаhа ﷺ говорил, когда хотел попрощаться с отправляющимися в поход воинами.

Также желательно попросить человека, отправляющегося в путь, чтобы и он обращался к Всевышнему Аллаhу с мольбами за тебя, особенно когда он отправляется в хадж, умру, зиярат или в другое богоугодное путешествие.

От ʻУмара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

استأذنت النبي — صلى الله عليه وسلم — في العمرة، فأذن، وقال: لا تنسانا يا أخي من دعائك

فقال كلمة ما يسرني أن لي بها الدنيا

«В своё время я обратился к Пророку ﷺ за разрешением совершить умру. Он позволил мне сделать это и сказал: «О братец, не забудь упомянуть и о нас в своих мольбах», и эти слова я не променял бы на весь этот мир».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал:

أشركنا يا أخي في دعائك

«Включи и нас, о братец, в свои мольбы» (Абу Дауд, Тирмизи).

Когда мы прощаемся, желательно не только просить дуа у человека, отправляющегося в путь, но и обращаться к Всевышнему Аллаhу с мольбами за него. Некоторые сподвижники, когда отправлялись в путь, просили Пророка ﷺ, чтобы он сделал за них хорошее дуа. И он отвечал на их просьбы.

От Анаса (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

جاء رجل إلى النبي — صلى الله عليه وسلم — فقال: يا رسول الله، إني أريد سفرا، فزودني، فقال: زودك الله التقوى قال: زدني قال: وغفر ذنبك قال: زدني، قال: ويسر لك الخير حيثم

«Как-то раз к Пророку ﷺ пришёл один человек, который попросил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, я собираюсь уехать, напутствуй же меня», – и Пророк ﷺ сказал: «Заввада-ка-Ллаhу-т-таква (Да наделит тебя Аллаh благочестием)». Этот человек сказал: «Добавь мне ещё что-нибудь», – и Пророк ﷺ сказал: «Ва гафара занба-ка (И да простит Он тебе твои грехи)». Этот человек сказал: «Добавь мне ещё что-нибудь», – и Пророк ﷺ сказал: «Ва яссара ля-каль-хайра хайсу-ма кунта (И да облегчит Он для тебя достижение благого, где бы ты ни был)»» (Тирмизи)

Некоторые говорят, что можно уйти или отправиться в путь на английский манер, то есть незаметно и не говоря никому слов прощаний. Но во всём мире, не только у мусульман, это считается неприличным и сразу вызывает подозрение.

Кстати, везде, кроме Великобритании, этот метод называется «уйти по-английски», а сами англичане такое правило называют «уйти по-французски». Как бы то ни было, нам лучше всё же к этому способу не прибегать, ведь Посланник Аллаhа ﷺ и его сподвижники показали нам, как следует прощаться и что говорить каждому из тех, кто остаётся и отправляется в путь, и нам остаётся только следовать этому примеру и получить за это свою награду

Источник

Как достойно по-исламски проститься с ушедшим в мир Иной?

Об оплакивании умершего, рыданиях и причитаниях.

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощанииОплакивание было одним из невежественных обычаев, существовавших среди арабов до пророчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он заключался в том, что женщины приходили в дом родственников умершего специально для того, чтобы оплакивать его, т. е. восхвалять его, плача.

А это в Исламе запрещено, например, нельзя говорить такие слова, как: «О мой дом, в котором я нахожу приют!», «О моя гора, служащая для меня опорой!», «О мой столп, являющийся для меня опорой!» и т. п.

Рыданиями называют произнесение громким голосом нараспев истерических восклицаний, даже если они не сопровождаются плачем.

Причитания же – это битьё себя в грудь, по лицу, разрывание на себе одежды, распускание волос на голове, окрашивание лица и рук слякотью, глиной и индиго, ссыпание на голову золы, изменение своей формы и образа, одевание какой-то необычной формы одежды, произнесение чрезмерных криков и проливание слёз… и тому подобные деяния, ибо все они вызваны отсутствием терпения и смирения, выражением недовольства предопределением Всевышнего и неповиновением Ему.

В хадисе говорится: «В Судный день плакальщица воскреснет из могилы, покрывшаяся пылью, с взъерошенными волосами, надев на себя одеяние проклятий и чесотки, положив руку на голову и крича: “О, какое горе постигло меня!”». Хадис передал Муслим.

Всякая женщина, занимавшаяся оплакиванием и причитанием, в Судный день воскреснет из могилы и тело её, подобно тому, как покрывается одеждой, будет повсюду покрыто чесоткой, которая изнурит её. А затем её тело повсюду покроют смолой, которую потом сожгут.

Женщинам, которые в настоящее время, когда умирает кто-либо, причитают, рыдают, кричат и оплакивают его, необходимо хорошо задуматься над смыслом и этого последнего хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

О наказании, предназначенном покойному за то, что его оплакивают живые.

Шейх Умайра пишет, что имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» открыто заявляет, что громкий плач является запретным (харам).

Удивительная история.

Слова Ибн Хаджара подтверждает и следующая удивительная история.

Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери – и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!».

Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.

В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.

О видах плача по покойному.

Передал имам аль-Бухари, что сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас рассказывал:

Шариат не запрещает тихий плач по умершему, однако, строго запрещается делать это громко, стараясь показать своё горе. Недопустимо царапать лицо или тело, рвать на себе волосы, наносить себе телесные повреждения. Также запрещено раздирать на себе одежду – всё это не приносит пользы. Согласно исламскому учению, необходимо покориться Воле Всевышнего и быть терпеливым в беде – за это предназначено вознаграждение.

Когда умер маленький сын нашего Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим, из глаз Пророка (мир ему и благословение) потекли слёзы. Один из тех, кто видел это, спросил: «И ты плачешь, о Посланник Аллаха?», – на что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что это милость, «когда глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» Так говорится в хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом.

Тихий плач, слёзы не принесут вреда.

От Ибн Умара сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако, Он подвергает мучениям или милует за это!» – и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на свой язык» (аль-Бухари, Муслим).

Некоторые после захоронения умершего ложатся на его могилу и начинают истошно кричать. Этого также не следует делать.

Мусульманское учение и Шариат не одобряют оплакивания в таком виде, как было описано выше, а требуют терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается великой добродетелью.

Четвёртый халиф Али бин Аби Талиб говорил, что значимость терпения в соблюдении веры можно сравнить со значимостью головы для тела.

Упоминание хороших качеств покойного.

Нет ничего предосудительного в упоминании хороших качеств покойного, если это не сопровождается проявлением отсутствия терпения, причитаниями и если не приписывают ему вымышленные, не существующие качества.

Например, можно говорить, что покойный был богословом, щедрым и добродушным человеком, если это правда. Потому что и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминайте, говоря о своих умерших, только их хорошие качества».

К упоминанию хороших сторон покойного относится и хвалебная песнь (марсият), сочиняемая о некоторых учёных-богословах, т. е. панегирики, читаемые после смерти человека. Так говорится в книге «Баджури».

Слова, сказанные Фатимой, дочерью Пророка (мир ему и благословение), когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умер.

Тот, кто почует благоуханье земли,
в которой покоится Ахмад,
Что ж ему,
даже если он не почует запаха ароматной воды?
Если бы беды, постигшие меня,
пришлись бы на участь светлых дней,
То дни солнечные превратились бы в тёмные ночи!

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Форум для мусульман

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть фото Что говорят мусульмане при прощании. Смотреть картинку Что говорят мусульмане при прощании. Картинка про Что говорят мусульмане при прощании. Фото Что говорят мусульмане при прощании

Пожелание мира при прощании является обычаем

Эльмир Кулиев
28 октября 2007 г.

[1] Ан-Навави. Поминания Аллаха: Из слов господина благочестивых, да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар / Пер. с араб., примеч. и указ. В. (Абдулла) Нирша. М.: Эжаев, 2006. С. 447-448; ат-Табарани Сулайман ибн Ахмад. Ал-Му‘джам ал-кабир. Мосул: Мактаба аз-захра, 1404/1983. Т. 19. С. 25; Абу Ну‘айм ал-Асбахани. Хилйа ал-аулийа ва табакат ал-асфийа. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1405 г.х. Т. 2. С. 301; ал-Мунави ‘Абд ар-Рауф. Файд ал-кадир. Египет: Ал-Мактаба ат-тиджариййа ал-кубра, 1356 г.х. Т. 1. С. 305; ал-Албани. Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф. 5-е издание. Т. 3. С. 20; ал-Албани. Да‘иф ат-таргиб ва-т-тархиб. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф. Т. 2. С. 107.

Меня это вопрос давно интересовал.

Книга 6. Книга О Приветствии
Глава: О достоинстве приветствий и велении распространять их

847. Сообщается, что Умара аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам делать семь (вещей: он велел нам) навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему,3 защищать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия,4 принимать приглашения5 и способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт.6 (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится одна из версий аль-Бухари.)

848. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой! (Муслим)

849. Сообщается, что Абу Йусуф Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О люди, распространяйте приветствия, кормите (других),7 поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

850. Передают со слов ат-Туфайля бин Убаййа бин Ка’ба, что по утрам он обычно приходил к Абдуллаху бин Умару и отправлялся с ним на рынок.8
(Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка’б) сказал:
И когда мы отправлялись утром на рынок, Абдуллах приветствовал каждого торговца отбросами,9 купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я (как обычно пришёл к Абдуллаху бин Умару, и он позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему: «Что тебе делать на рынке, ведь ты не останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену (за свой товар) и не присоединяешься к собирающимся там? А я предлагаю: (оставайся) сидеть здесь и давай поговорим». (В ответ мне) он сказал: «О толстяк,10 поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения) приветствий и приветствуем (там) каждого встречного». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Малик в «Аль-Муватта».)

Глава: О том, как следует приветствовать

853. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза.2 (Аль-Бухари)
Подразумевается, что речь идёт о тех случаях, когда людей было много.

854. В длинном хадисе, который передают со слов аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:
Обычно мы оставляли Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, его долю молока, а он приходил ночью и произносил слова приветствия так, что это не будило спящего, но было слышно бодрствующему. И (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл и произнёс слова приветствия как обычно. (Муслим)

855. Передают со слов Асмы бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший в мечети мимо группы3 сидевших (там) женщин, сделал знак рукой, (желая) приветствовать (их). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Здесь подразумевается, что он, да благословит его Аллах и да приветствует, соединил слова с жестом, что подтверждается и тем, что в версии Абу Дауда также сказано:
. и приветствовал нас.

856. Сообщается, что Абу Джурайй аль-Худжайми, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал (ему): «Тебе мир (‘Аляй-кя-с-саляму), о посланник Аллаха!» (На это) он сказал (мне): «Не говори «Тебе мир», ибо словами «Тебе мир» приветствуют покойных».4 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис». Полностью этот хадис приводился ранее.)5

Глава: О желательности снова приветствовать тех, с кем человек встречается неоднократно, оказываясь поблизости от них, когда он входит (куда-нибудь), потом выходит, а потом снова входит, или же когда двоих разделяет дерево или какая-нибудь другая преграда
859. В том хадисе, где речь идёт о человеке, плохо совершавшем свою молитву, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что (как-то раз) один человек пришёл (в мечеть) и совершил молитву, после чего подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и приветствовал его, а он ответил на приветствие и сказал: «Вернись и помолись (снова), ибо, поистине, ты не совершил молитву!» И он вернулся (на своё место) и (снова) совершил молитву, после чего опять подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и приветствовал его, и это повторилось трижды. (Абу Дауд)

860. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его,1 если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом».2 (Абу Дауд)

Глава: О желательности приветствия при входе в свой дом1

Аллах Всевышний сказал:
«А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)
861. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

Глава: Об обращении с приветствием к детям
862. Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал:
«Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». (Аль-Бухари; Муслим)

864. Сообщается, что Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, сказала:
В день завоевания Мекки я пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его одеждой, и я приветствовала его. (Муслим)

865. Сообщается, что Асма бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо нас, когда мы находились среди (других) женщин, приветствовал нас. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Здесь приводится версия Абу Дауда, что же касается версии ат-Тирмизи, то в ней сказано:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший в мечети мимо группы сидевших (там) женщин сделал знак рукой, (желая) приветствовать (их).2

Глава: О том, что нам запрещается приветствовать неверного первыми, о том, как следует отвечать на их приветствия, и о том, что желательно приветствовать собравшихся, среди которых есть и мусульмане, и неверные
866. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части. (Муслим)

867. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если вас будут приветствовать люди Писания,1 отвечайте: «И вам».2 (Аль-Бухари; Муслим)

868. Передают со слов Усамы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо собравшихся людей, среди которых были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствовал их. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О желательности произнесения слов приветствия тем, кто покидает собрание и расстаётся со своими собеседниками или собеседником!
869. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует присутствующих,) и когда он захочет уйти, пусть (тоже) приветствует их,1 ибо второе не менее обязательно, чем первое. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

Глава: О том, как следует просить разрешения войти

Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей». («Свет», 27)
Всевышний также сказал:
«А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них. » («Свет», 59)
870. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно. (Аль-Бухари; Муслим)

871. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров. (Aль-Бухари; Муслим)

873. Сообщается, что Кильда бин аль-Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) я явился к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и вошёл к нему, не поприветствовав (его), и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вернись и скажи: «Мир вам, можно ли мне войти?» (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)

880. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то обратитесь к Аллаху с мольбой за него,3 а если не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)

884. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас (захочет) зевнуть, пусть прикроет рот рукой, (ибо иначе) шайтан обязательно проникнет в него. (Муслим)

886. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда (к нам) прибыли йеменцы, посланник Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует, сказал: «К вам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

887. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения)1 обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом. (Абу Дауд)

890. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передававший один хадис, (среди прочего) сказал:
И мы подошли к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и поцеловали ему руку. (Абу Дауд)

891. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Зайд бин Хариса вернулся в Медину в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в моём доме. И он постучал в дверь, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он (поспешил) к нему, волоча за собой свою одежду, обнял и поцеловал его. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

892. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего приветливым лицом». (Муслим)

893. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин Али,3 да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра’а бин Хабиса, аль-Акра’ сказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не помилуют того, кто сам не жалеет (других)!» (Аль-Бухари; Муслим)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *