Что говорят мусульмане на похоронах
Соболезнование
Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].
Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.
[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.
[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.
[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».
Что говорят мусульмане, когда умирает человек: значение смерти в исламе, понятие и роль традиции соболезнования скорбящим, порядок и правила совершения тазии, дуа за умершего и молитва для соболезнования
После смерти представители всех религий, конфессий отдают дать уважения покойным. Отчасти это выражается через прочтение молитв. Также играет роль и произнесение слов соболезнования родным и близким. Это позволяет поддержать их. Но велик риск совершить ошибку, оскорбить родственников или навлечь на себя гнев Аллаха. Нужно предварительно узнать, что говорят мусульмане, когда умирает человек. С этим связаны различные обычаи.
Для христианина соболезнование – возможность совместно «болеть» или скорбеть об умершем. Мусульмане же чаще всего уточняют значение слов с учетом своей религии. Они трактуют соболезнование, как повеление о терпении (сабру). Вместе с тем такое действие должно совершается с целью наставления родных умершего. Соболезнование косвенно выполняет функцию молитвы (дуа), является одной из ее форм. Это значит, что таким способом происходит обращение к Аллаху, совершается поклонение ему.
Мусульман хоронят положив тело покойного на правый бок в сторону Каабы
Существует такое понятие, как тазия. Его значение может быть разным. Чаще всего слово используется для определения соболезнования семье умершего. Разрешено произносить слова в течение первых 3 дней с момента смерти человека, но не позднее. Причем есть ограничения на совершение этого действа. Так, допустимо говорить слова соболезнования только 1 раз. Шиитская тазия представляет собой театральное действие, которое позволяет почтить память Хусейна ибн Али.
Говорится, что всякого верующего, кто совершает тазию для облегчения состояния родственников покойного, испытывающих скорбь, в Судный день наденет одеяния почета, достоинства.
Обряд погребения усопших по исламу
Притча о Малик аль-Маут
Существует притча об ангеле Смерти. Однажды он пришел в один из домов, чтобы забрать душу умирающего. Его близкие стали горевать, на что Малик аль-Маут сказал: «Почему вы проливаете слезы? Разве вы не знаете, что я буду приходить, пока в доме не останется никого?» Это приказание Аллаха, ангел Смерти не может ослушаться его.
Свидетельство Единобожия для умирающих
Существуют предания (хадисы), которые описывают действия пророка Мухаммеда. Также это название изречения одобрительного, утвердительного характера. Согласно одному из хадисов, пророк изрек: «Внушайте тем из вас, кто умирает, что нет другого Бога, кроме Аллаха». Для этого произносят Свидетельство Единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха». Такие слова открывают иной путь перед душой умершего – преуспевания.
Считается также, что люди, чьими последними словами было Свидетельство Единобожия, превосходят остальных при определении положения в загробном мире. Но такое возможно при условии, что умирающий не совершил более ни одного греха после этого. Такие правила объясняют, почему слова Свидетельства Единобожия произносятся последними перед смертью, после них ничего не говорят.
Священная книга Ислама Коран
Почему запрещено сильно убиваться от горя
Смерть человека – повод принять волю Аллаха. Погребальный обряд (джаназа) предполагает выполнение ряда правил. Но важно вести себя соответствующим образом и после окончания похорон. Траур длится недолго в большинстве случаев.
Когда жена теряет мужа, она должна соблюдать иные традиции. Траур более продолжительный в данном случае.
Тот, кто чрезмерно горюет, нарушает завет Аллаха, который предрек принятие его воли. Допустимо отдать дань уважения умершему сразу после смерти, но соблюдать траур на протяжении длительного периода запрещено. Необходимо взять себя в руки, перестать горевать. Ислам – это не религия траура.
Покорное принятие воли Аллаха
Коран предписывает молчаливое принятие испытаний, несчастий. Так проявляется безмолвное терпение, что считается одним из важных качеств верующего. Умирают все люди в разное время, но это не повод убиваться горем. Допустимо умеренное оплакивание покойного, ибо тот, кто противится воле Аллаха, не попадет в райские обители.
Дуа за умершего
Дуа – это молитва, которая читается по разным поводам, например, в житейских ситуациях: перед началом нового дела, за умершего и т. д. Взывают к Богу, чтобы высказать мольбу, благодарность или покаяться. Существуют несколько правил чтения мусульманской молитвы, что позволит получить лучший результат:
Этикет соболезнования у мусульман: пророк Мохаммед о тазии
Если по русским традициям на похоронах и во время поминок разрешается проявлять свое горе, то мусульмане более сдержанны. Они выполняют завет Аллаха – быстро осушают слезы, уже на 4 день приободряются, тогда как христиане до 40 дней соблюдают траур. Пророк Мохаммед подчеркивает важность совершения тазии. Он сказал: «Тому, кто выразил соболезнование страждущему, предназначается такое же воздаяние, что и человеку, которого постигло это несчастье». Данные слова подтверждают, что способному сопереживать беде другого полагаются особые привилегии.
Важно не перепутать намаз и дуа. В первом случае допустимо произносить священные слова на любых языках (турецком, татарском, казахском, узбекском и т. д.), во втором – только на арабском. Молитву произносят любые народности (если среди жителей страны есть мусульмане: карачаевская местность, Осетия, Ингушетия, Татарстан и др.).
Порядок и время выражения соболезнования
Настоятельно рекомендуется выждать время, пока идет подготовка к погребению, а затем, пока хоронят умершего. Тазия совершается после окончания джаназы. В это время родственники умершего беззащитны, опечалены, внутри них пустота. Слова приободрения помогут взять себя в руки, пережить боль утраты. Тазия совершается раньше окончания джаназы при одном условии, если родственники не могут обуздать свои чувства, не принимают волю Аллаха, убиваются от горя, что мешает им провести обряд погребения. Важно произносить слова соболезнования не позднее, чем через 3 дня с момента смерти.
Тот, кто совершает тазию, не должен садиться дома у покойного. Нельзя ему также и оставаться здесь на ночь. Иначе те, кто придет потом, станут совершать обряд соболезнования – примут за родственника покойного.
Кому выражают тазию
Допустимо проявлять сочувствие, обращаться к женщинам старшего возраста, мужчинам, относительно взрослым детям, которые вошли в возраст, когда считаются разумными. Девушки тоже могут принимать соболезнования, но при условии, что их высказывают мужчины, с которыми нельзя сочетаться браком, и женщины. Если молодой человек, не являющийся махрамом (с кем нельзя совершать бракосочетание), обратится к молодой женщине, это считается грехом.
В отношении кого не совершают тазию
Другое вероисповедание не является поводом для отказа от совершения обряда тазии. Но есть отдельные категории людей, которые не могут рассчитывать на сочувственные слова:
Места выражения соболезнования
Согласно правилам совершения тазии, важен не только порядок этого действия, необходимо также определить места, где уместно проводить такой обряд. Так, рекомендуется соболезновать родственникам умершего у него дома или в мечети.
Традиция угощения родственников едой
С тех пор стали поминать умерших подобным образом, но такое действие до сих пор не приветствуется.
Традиционные выражения: что говорят, когда умирает человек в исламе
Существуют традиции, определяющие не только молитвы, обязательные к произнесению после смерти близкого, но и слова соболезнования. Это позволяет утешить горюющего, обнадежить.
Скорбящие мусульманские женщины
Покойный и скорбящий – мусульмане
Фразы ободрения обычно короткие, причем всегда обращаются к Всевышнему:
«Да преувеличит Аллаху, наградит терпением, даст утешение, и да простит Аллах покойного».
Покойный – неверный, скорбящий – мусульманин
Если мусульманин знаком с тем, кто исповедует другую веру, но не является отступником от Имана, можно произнести слова соболезнования/ободрения:
«Да увеличит Аллах твое вознаграждение и да заменит еще лучшим, дарует терпение».
Молитва дуа не произносится над неверным.
Покойный – мусульманин, скорбящий – неверный
Человек иной конфессии может произнести слова тазии, но не дуа. Это поможет родным и усопшему. Скорбящему следует говорить:
«Да простит Аллах грехи вашему умершего, а вместе с тем – и утешение».
Покойный и скорбящий – неверные
Нет необходимости произносить слова соболезнования по Иману – совершать тазию. Это делается с особой целью: когда есть хоть небольшой шанс, что скорбящий примет ислам. Причем не нужно точно следовать правилам выполнения обряда, разрешена его свободная форма.
Длительность траура в исламе
Учитывая, что ислам не является религией траура, длительность периода скорби непродолжительная. Рекомендуется придерживаться трехдневного срока. Отдельный случай – жена, утратившая мужа. Ей разрешается повторно выходить замуж не ранее, чем через 4 месяца и 10 дней. До его окончания свататься нельзя.
Молитва мусульман для соболезнования
Произносится дуа однократно. При этом обращаться следует к Аллаху: молятся об избавлении от мучений, искушения, надеются на милость Всевышнего. Причем никто из верующих не рассчитывает на легкий путь в рай. Когда произносится дуа, говорится, чтобы Аллах очистил душу человека, а потом ввел его в рай по делам жившего.
Мусульманский траурный этикет
Как вести себя на похоронах
Мусульманский этикет предписывает чтение Корана во время похоронного обряда. Необходимо прочитать Джаназу (мольбу к Аллаху о прощении усопшего). Пророк Мухаммад сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб», и также он говорил: «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».
При чтении Корана благодать получает усопший и сам верующий, который произносит суры. Во время похоронного обряда читайте:
Просите Всевышнего о том, чтобы он послал саваб (вознаграждение) скончавшемуся верующему. Если с мыслями об усопшем вы будете соблюдать пост или распространять учение Аллаха, мертвый получит полный саваб.
Можно ли скорбеть верующим
Мусульманский траурный этикет ограничивает скорбь по умершему человеку. Сказано: «Не разрешено реветь и выть по умершему, соблюдать траур, носить черные одежды, накрываться черной вуалью, носить черные банты и любые предметы напоминающие о трауре, нести портреты покойника».
Исламские правила поведения не запрещают оплакивание усопшего, но это нужно делать тихо. Верующий не может царапать себе лицо или рвать свою одежду, как бы не горевал. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех кто остался».
Мужчин, которые плачут, окружающие должны упрекать, а если плачут дети или старики, их нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать не издавая звука. Потому что со смертью верующего плачут небеса».
Истинные верующие должны переносить горе спокойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) – не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Какое поведение порицается в Шариате
Исламский этикет также порицает другие похоронные обычаи, практикующиеся в ряде исламских стран:
Траурный этикет для женщин
Само слово траур переводится с арабского как «запрет» или «отказ». Исламские правила поведения предписывают женщине, которая потеряла близкого человека и находится в трауре, отказаться от некоторых вещей, разрешенных до этого.
Если у мусульманки умер муж, ей нужно соблюдать траур четыре месяца и десять дней. До окончания этого срока нельзя делать ничего из того, что может подтолкнуть женщину к новому браку. Запрещается использовать благовония, наряжаться или покидать дом без необходимости.
В сурах приводят слова Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете».
Считается, что соблюдением траура жена выполняет долг перед покойным мужем. По истечении установленного Всевышним срока женщина может снова выйти замуж. В том случае, если она окажется беременной, нужно ждать дольше. Сказано: «Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени».
Если умер другой близкий человек, исламский этикет предписывает верующей скорбеть не более трех дней.
Даже после похорон продолжайте молиться за усопшего. Найдите утешение в вере, поскольку сказано: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем».
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон
Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.
Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.
Подготовка к похоронам
Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:
Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.
Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.
Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.
Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)
В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.
Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.
Окутывание в саван (кафан)
По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.
Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.
Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.
Погребение (дафн)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.
Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.
Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.