Что говорят когда умирает ребенок в исламе
Трагедия смерти ребенка, и что говорил Пророк ﷺ о смерти детей верующих
Мы делаем это не от равнодушия к этим трагическим событиям, но для того, чтобы поместить их в тот ключевой контекст, о котором мы никогда не должны забывать, а именно в контекст того, что власть над происходящим принадлежит не нам – над всем безгранично властвует Тот, Кто бесконечно Милостив, Добр и Справедлив. Также отметим, что хоть данная статья написана под впечатлением от последних событий в мире, ее тема, безусловно, затрагивает всех, кто, так или иначе, потерял ребенка. Молимся о том, чтобы напоминание о том, как к этому относится наша религия, послужило утешением в их скорби.
«Из глаз текут слезы, и в сердце вселилась печаль, но мы никогда не говорим то, что не угодно Всевышнему Аллаху. О, Ибрахим, мы в печали оттого, что ты ушел».
Таким образом, всякий родитель, потерявший ребенка, может, как минимум, утешится тем, что такие же страдания выпали на долю самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Никто из ходящих по земле не был ближе Аллаху, чем Мухаммад. Однако по Своему произволению Он позволил вам хотя бы в чем-то уподобиться Пророку – пусть даже в таком тяжелейшем испытании. Эта мысль действительно может послужить некоторым облегчением в скорби.
Что же касается блага ребенка, то улемы единодушны в том, что ребенок правоверных, умерший в детстве, попадает в Рай. Имам Ахмад утверждает, что на этот счет существует иджма и этот вопрос не подлежит сомнению. Имам Ан-Навави говорит то же самое: по мнению авторитетных мусульманских ученых, дети мусульман, умершие в детстве, попадают в Рай, так как им не приходится отчитываться в своих деяниях. Точно так же Аль-Куртуби пишет:
«На этот счет ученые единодушны: умершие дети мусульман находятся в Раю, с этим согласны все, кроме заблудших сект…».
«Каждый человек является заложником того, что он приобрел, кроме людей правой стороны» (Кyр`ан, 74:38-39),
Ат-Табари сообщает через длинную цепочку передатчиков слова Али (да будет доволен им Аллах), что «люди правой стороны» это дети правоверных.
Это мнение подкреплено многими хадисами о том, что в загробной жизни детей ждет неослабевающая радость. Ибн Раджаб в своем эсхатологическом сочинении «Ахваль аль-кубур» упоминает целый ряд хадисов Пророка, в которых подробно перечисляется, в чем именно будут состоять их удовольствия.
Согласно хадисам, за детьми в Раю присматривает пророк Ибрахим с женой Сарой: он не сводит с них заботливого взгляда, пока они играют друг с другом у райских ручейков. В хадисе, переданном Бухари, говорится, что Пророк (мир ему и благослоение) видел, что Ибрахима окружало целое море детей, а он сам был огромной высоты, так что Мухаммад едва разглядел его голову.
В собрании Муслима находим хадис, где Пророк (мир ему и благословение) утверждает, что умершие дети будут ждать родителей, а дождавшись, возьмутся за полы их одежд и будут держаться за них, пока не войдут с ними в Рай. В другом хадисе, переданном Бухари («Адаб аль-муфрад»), человек по имени Халид аль-Абси передает:
«У меня умер сын, и я сильно горевал о нем. Я спросил: «Абу Хурайра, не слышал ли ты от Пророка, мир ему, чего-нибудь, что подняло бы нам дух?». «Я слышал как Пророк, мир ему, сказал: «Ваши дети свободно гуляют в Саду»», ответил он».
В другом сообщении рассказывается о том, что один человек сильно тосковал по сыну, с которым расстался, а потом выяснилось, что тот умер. В утешение ему Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Разве ты не рад тому, что он будет дожидаться тебя у ворот Рая?».
Услышав это, один из сподвижников спросил, будет ли это наградой именно этому человеку, или она ждет каждого, у кого умер ребенок. Пророк ответил:
«Такой будет награда каждого из вас».
Известно, что Пророк (мир ему и благословение) нередко беседовал с мусульманами о смерти детей. Однажды он спросил:
«Кого вы считаете бездетным?».
«Того, у кого нет детей», — ответили сподвижники.
Тогда Пророк объяснил:
«Да, но только кроме тех, кто отправил детей раньше себя».
Это значит, что к бездетным не принадлежат те, чьи дети умерли.
Как-то раз, когда Пророк (мир ему и благословение) отдельно беседовал с женщинами, Он сказал им:
«Любую из вас, которая представит троих (умерших у неё) детей, они обязательно оградят от огня”.
Одна женщина спросила: “А (если их будет) двое?”, — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
В другой раз почти с теми же словами утешения он обратился к мужчинам:
«У кого бы из мусульман ни умерло трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним».
Один мужчина спросил, что будет, если умрут двое детей, и Пророк заверил, что и его ждет такая же награда. И на вопрос об одном ребенке, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил точно так же.
Когда у раба Аллаха умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − и они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его «Домом хвалы» (Байт уль-хамд)». Этот хадис передал Ат-Тирмизи.
Утрата ребенка – это всегда тяжелейшее испытание. Тем не менее, понимая, что загробная жизнь – это не прекращение бытия, а его венец, верующему легче пережить трагедию, ибо он помнит, что «воистину, будущее [загробная жизнь] для тебя лучше, чем настоящее» (Кyр`ан, 93:4) и что «Последняя жизнь – лучше и дольше» (Кyр`ан, 87:17). Именно поэтому Судный день назван «неминуемым» (аль-хакка), когда грешник будет горько жалеть о том, что «не приготовился к этой жизни».
Размышляя о трагедии, происходящей в Сирии – да утешит Аллах страждущих! – шейх Ахмед Салим (Ahmed Salim) пишет в связи с гибелью детей:
«А дети, едва попав в Рай, позабудут обо всех бедах, как будто их никогда не было. Аллах создаст их заново: ведь Он их Господь и Создатель, и если бы не Он, их бы вообще никогда не было. Аллах, хвала Ему, никого не обманывает. Действительно, в Своем безупречном откровении Он сообщил нам о верующих, сброшенных в пылающие рвы (сура «Аль-Бурудж»), а Пророк, мир ему, наглядно изобразил всю глубину момента этого тяжкого испытания: «Подошла женщина с младенцем на руках, она не решалась прыгать в огонь, и ее младенец сказал: «О моя мать, будь терпеливой, ибо правда на твоей стороне».
Верующие, которым Аллах приготовил сады блаженств, знают, что жизнь в этом мире со всеми ее кошмарами – это ничто по сравнению с бесконечным блаженством в вечном Раю».
В заключение необходимо добавить, что все написанное касается исключительно судьбы детей верующих. Что касается детей неверующих, то мусульманские ученые продолжают вести диспут об их судьбе после смерти, и мы не ставили перед собой цель вторгаться в эту область (многие ученые предпочитают воздерживаться от суждений на этот счет).
Когда умирают маленькие дети…
Достоинства проявления терпения при потере детей
Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), имеющий следующий смысл: «Всякого мусульманина, у которого умерли трое несовершеннолетних детей, они встретят (в Судный день) и введут в Рай через любые из восьми его врат, через какие он сам захочет». Этот хадис передал имам аль-Бухари.
В другом хадисе, переданном Ибн Маджой, говорится: «В Судный день, когда воскресят творения, в одном месте соберутся маленькие дети. Тогда ангелам повелят отправиться с этими детьми в Рай. Когда они дойдут до ворот Рая, им скажут: “Добро пожаловать, потомство мусульман, маленькие дети, вступайте в Рай без какого-либо отчёта”. Дети ответят: “Где находятся наши родители?” Ангелы, охраняющие Рай, ответят им: “Ваши родители не такие, как вы, они грешили в дольнем мире, и поэтому их сейчас отчитывают и требуют ответа за всё”. Тогда все дети поднимут шум. Всевышний Аллах, хотя Он Всезнающ, спросит: “Что это за шум?” Ангелы ответят: “О Господь, это маленькие дети мусульман, которые отказываются войти в Рай без своих родителей”. Тогда Всевышний Аллах скажет: “Отправьтесь в собрание людей (на Махшаре), возьмите за руки их родителей и введите их в Рай!”».
Абдуллах, сын Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), улыбнулся, когда хоронили его сына. Когда его спросили об этом, он ответил: «Я захотел вызвать гнев у сатаны».
Абу Али Рази говорил: «Я дружил с Фузайлом в течение тридцати лет и ни разу не видел, чтобы он смеялся или радовался, кроме как в тот день, когда умер его сын Али. Я спросил его об этом и он ответил: “Аллах захотел что-то, и я так же захотел то же самое”».
Одним словом, хадисов и рассказов, повествующих о том, что проявление терпения – очень важное действо, имеется множество.
Тому, у кого умер родной или близкий человек, или его тело, имущество, семью постигла какая-либо беда, очень важно и высокочтимо произнести следующие слова, даже если несчастье незначительное: «Поистине, все мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы возвратимся. О мой Аллах, даруй мне терпение в моей беде и вознаграждение за это и одари меня лучшим взамен этого несчастья!»
На того, кто произнесёт это выражение, Всевышний Аллах обещал ниспослать Свою милость и прощение. В хадисе, переданном Муслимом, говорится, что человеку, произнёсшему это ценное выражение, Всевышний запишет вознаграждение и наделит его взамен этой беды лучшим благом.
Да сделает Всевышний Аллах нас всех проявляющими терпение при постижении несчастий и выражающими благодарность при благополучии! Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что говорят когда умирает ребенок в исламе
Родители и дети в Исламе. запись закреплена
Тем у кого умер ребенок.
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − и они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”». Этот хадис передал ат-Тирмизи 1021, сказавший: «Хороший неизвестный хадис». Хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис хорошим. См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 3/296, «Сильсиля ас-сахиха» 1408, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/280-281.
ъурра аль-Музани (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) садился, с ним всегда садилась группа из числа его сподвижников. Среди них был человек, у которого был маленький сын, шедший всегда позади него, и которого он усаживал перед собой в этих собраниях. Как-то пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Любишь этого мальчика?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха! Да полюбит тебя Аллах так, как я люблю его!» Спустя время мальчик умер, а этот человек перестал посещать эти собрания по причине печали о своем сыне. Когда же пророк (мир ему и благословение Аллаха) перестал его видеть, он спросил: «Почему я не вижу этого человека?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, его сынок, которого ты видел с ним умер». Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встретил его, он спросил его о сыне и тот сообщил, что его сын скончался. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил ему соболезнование, а затем спросил: «Скажи, что было бы для тебя любимей, чтобы твой сын пребывал с тобой всю твою жизнь, или чтобы когда ты завтра явишься к дверям Рая, увидел его опередившим тебя и открывающим для тебя его врата?» Тот ответил: «О пророк Аллаха, конечно же опередившим меня и открывающим для меня врата Рая любимей мне!» На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и будет тебе». Тогда один человек из числа ансаров сказал: «О Посланник Аллаха, да сделает меня Аллах выкупом за тебя! Это только для него или для всех нас?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Напротив, для всех вас»”.
Перевдали хадис Ахмад 5/35, ан-Насаи 2088, аль-Хаким 1/384. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” 1/1045, “Тухфату-ззакирин” 368, “Сахих ат-таргъиб” 2007.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого бы из мусульман ни умерло трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введет его в Рай по милости Своей к ним». аль-Бухари 1248, 1381, Муслим 2632.
Со слов Абу Умамы, Абу Сальма и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удивительно, удивительно! Что может быть тяжелее на Весах (в Судный день), чем эти пять вещей: Слова «Ля иляха илля-Ллах»; «Субхана-Ллах»; «альхамду ли-Ллях»; «Аллаху акбар»; а также скончавшийся праведный сын мусульманина, касательно которого он проявляет терпение и надеется на награду (от Аллаха)». Ахмад 5/235, 365, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/50, аль-Баззар 3072, Ибн Хиббан 3/114. Имам аль-Баззар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Кашф аль-астар» 4/9, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1204 «Сахих аль-джами’» 2817.
И даже выкидыш имеет свое огромное достоинство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» Ахмад 5/241, Ибн Маджах 1609, ат-Табарани 20/145. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 7064.
Относительно умерших младенцев Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дети верующих пребывают на одной из райских гор, и их опекают Ибрахим и (его жена) Сара, которые вернут их своим родителям в Судный день». Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/263, аль-Байхакъи в “аль-Къада уаль-къадар” 634. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1023.
Предаётся от некоторых сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые слышали, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будет сказано в Судный День детям: «Входите в рай». Но они ответят: «О Господь наш, позволь нам дождаться прихода наших отцов и наших матерей». И скажет Всевышний Аллах: «Почему же Я вижу их препирающимися?! Входите в рай!» Но они скажут: «О Господь наш, а как же наши отцы и наши матери?!» И скажет тогда Милостивейший Аллах: «Войдите в рай вы и ваши родители.»» (Ахмад 16968, 6/410; Хайсами в «аль-Муджма’ » 3/95, и он же сказал: «Его передал Ахмад, и его передатчики надёжные).
Также передаётся от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У кого бы из верующих не умерло три ребёнка не достигших совершеннолетия (когда они начинают отвечать за свои дела), Аллах по Своей Милости непременно введёт в рай их и их родителей».
Также сказано, что им будет сказано: «Входите в рай. » Они скажут: «Позволь нам мы дождёмся наших родителей?» И тоже самое им будет сказано трижды, на что они ответят тем же. А затем им скажут: «Войдите в рай вы и ваши родители!»» (Хадис достоверный; Ахмад 10627, 3/586; шейх Мукъбиль аль-Вад’ий в «аш-Шафа’а» с.202, и он же скажал, что хадис соответствует условиям Бухари и Муслима).
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У кого бы из верующих не умерло три ребёнка не достигших совершеннолетия (когда они начинают отвечать за свои дела), непременно встретят их у восьми врат рая, и они войдут в рай через какую дверь пожелают». (Хадис хороший; Ахмад 17656, 6/200; ибну Маджах в «Джанаиз» 1604, 1/512; шейх аль-Альбани в «Сахих сунану ибну Маджах» 2/46, и он же сказал, что хадис хороший).
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к своему сыну Ибрахиму, когда он был уже при смерти, и из глаз посланника Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) полились слезы, а ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф сказал: “И ты плачешь, о посланник Аллаха?” На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!». Аль-Бухари 1303, Муслим 2315.
Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которого он любил, как и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В свое время) дочь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послала (к нему человека), чтобы сообщить ему о том, что ее сын находится при смерти, и позвать его к себе. Однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) отослал (этого человека обратно, велев ему) пожелать им мира и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У Абу Тальхи и Умм Суляйм болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Тогда Умм Суляйм похоронила его за домом и сказала своим близким: “Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я не скажу ему сама”. Когда же он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда прежде, и он переспал с ней. А когда Умм Суляйм увидела, что он сыт и удовлетворён, то сказала: “О Абу Тальха, скажи мне, если люди дадут что-то взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли отказывать им в этом?” Он сказал: “Нет”. Она сказала: “Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо Он забрал у нас сына, которого даровал”. Он разгневался и сказал: “И ты сообщаешь мне о моём сыне только после того, как я осквернился?!” И после этого он пошёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обо всём рассказал ему, на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Вы имели близость этой ночью?» Абу Тальха ответил: “Да”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!» И впоследствии (Умм Суляйм) родила мальчика. Когда же он родился я (Анас) отнёс его к пророку (мир ему и благословение Аллаха) который разжевал финик и положил его в рот младенцу, назвав его ‘Абдуллахом”. Передатчик этого хадиса Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Один человек из числа ансаров (‘Абайя ибн Рифа’а) сказал: “И я видел девятерых сыновей этого ‘Абдуллаха, каждый из которых стал чтецом Корана”. аль-Бухари 1301, 5470, Муслим 2144.
Хафиз Ибн Хаджар сказал, перечисляя пользы этого хадиса: “Когда Аллах увидел правдивость и искренность этой женщины, то Он привёл в порядок её потомство. И в хадисе указание на то, что потерявшему что-то Аллах может заменить это лучшим”. См. “Фатхуль-Бари” 4/59.
Дети мертворожденные или умершие в раннем возрасте
Основным хадисом по данной теме является высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если были признаки[1], что ребенок родился живым[2], то над ним совершается погребальная молитва и на него распространяются права деления наследства, то есть он — наследник[3]. Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует»[4].
Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживаются мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является приведенный достоверный хадис[5].
Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где сказано, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу[6]. На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.
Однако дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Богу известна истина, подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.
Подводя итог, можно сказать: если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва, младенца заворачивают в полотно и предают земле[7]; если больше четырех и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается Джаназа-намаз и затем его предают земле[8].
Моральная сторона вопроса
Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет[9]. Важно услышать и старательно применять следующее наставление пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]»[10].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также передал слова Господа миров[11]: «Если верующий потеряет близкого ему человека[12] [а это в первую очередь дети, покидающие сей бренный мир до кончины родителей] и при этом он [этот верующий и практикующий веру, в том числе в своем отношении к постигающим его горестям] проявит терпение и отдаст произошедшее на волю Творца (отпустит ситуацию, «отвяжет» от своего ума и сердца, пересилит казавшуюся нестерпимой боль утраты, ожидая[13] вознаграждения за проявленное терпение от Господа миров) [сказав, например, что «все мы временны на этой земле, в полной мере находимся во власти Господа и рано или поздно к Нему возвращаемся»[14]], тому у Меня [в вечности] в качестве воздаяния за такое [благоразумное] отношение [если только покинет он сию бренную обитель верующим, пусть даже имея некоторые грехи] — Рай [вечное пребывание в неописуемой по своей красоте и великолепию райской обители, — однозначно и недвусмысленно говорит Сам Творец всего сущего, Владыка Судного Дня, милость Которого вечна и безгранична]»[15].
В других достоверных хадисах сказано: «Если у какой-либо из женщин умрут трое детей [покинут сей бренный мир по тем или иным причинам до ее смерти, что явится огромным потрясением и невосполнимой потерей для матери, но она сможет стойко это перенести и согласиться с волей Творца, когда-то даровавшего ей этих детей], тогда станут они защитой для нее от адского наказания [станут весомой причиной для ее беспрепятственного вхождения в райскую обитель]». Одна из присутствовавших при этом женщин спросила: «А если двое?». Пророк ответил: «И двое [также явятся защитой для своей матери от адского наказания]»[16];
«Если у мусульманина (мусульманки) умрут трое детей, не достигших совершеннолетия [наступающего с началом периода полового созревания, после чего человек становится уже ответственным пред Богом за свои поступки], то Господь непременно введет этого человека по милости Своей в райскую обитель в вечности»[17];
«Кто похоронит троих своих детей [то есть переживет их], тот не попадет в Ад [если умрет с верой]»[18]. В одном из достоверных хадисов, как было упомянуто ранее, говорится также о двух детях. Есть упоминание и о потере одного[19].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передал: «Если у человека [у отца, матери при их жизни] умрет ребенок [сколько бы лет ему ни было], Аллах (Бог, Господь) скажет ангелам: «Вы забрали ребенка такого-то человека». Ангелы подтвердят: «Да». Господь продолжит: «Вы забрали «плод его сердца» [забрали у него одно из самого дорогого, что есть на этой земле — его (ее) сына, дочь]». Ангелы подтвердят: «Да». И Господь спросит [зная обо всем и без них, ангелов, но желая задействовать их в качестве свидетелей этого важного вселенского процесса]: «А что сказал человек [отец или мать ребенка после столь тяжелой невосполнимой потери]?» Они ответят: «Он поблагодарил Тебя [Господи, за те годы радости совместной жизни, которые ты им даровал с этим ребенком, и отнесся как к тому, что было дано на время], сказав: «Поистине, мы принадлежим Богу и к Нему [рано или поздно] возвращаемся»[21]. И скажет Аллах (Бог, Господь) [не ограниченный ни местом, ни временем]: «Постройте для этого человека [для этого родителя, матери или отца] дворец в Раю [то есть за такое благодарное отношение человек этот в вечности пребудет в райской обители, окруженный Божественными щедротами и изобилием]. И назовите этот дворец Дворцом благодарности [Богу]»[22].
Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которым, если правильно поймут испытание Божье, воздастся большим и в этой жизни, и в вечности. Господь миров в Священном Писании предупреждает:
«Возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно — зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в обоих мирах, в земной обители и в вечной]» (см. Св. Коран, 2:216).
«Что же касается того ребенка, то родители его были верующими, и мы [ведомые Божьей волею][24] побоялись, что он наполнит (заполонит) их жизнь грехом и безбожием (страданиями и неприятностями) [а лишив их его, провели тем самым через непростое испытание, высветив духовную уравновешенность и сдержанность, и, по итогу проявленного ими терпения, дали лучшее]. Господь заменил его (сие дитя) на того, кто чище [душевно] и милосерднее к своим родителям [даровав благополучное завершение следующей беременности и благословение в росте, развитии и становлении нового ребенка]» (Св. Коран, 18:80, 81).
Даже полное отсутствие возможности проявить чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары будет восполнено в Раю:
«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]» (Св. Коран, 56:17);
«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил рассыпанному[прекрасному] жемчугу» (Св. Коран, 76:19).
Наряду со всем сказанным нужно также не забывать и то, что Всевышний к хорошим людям милостив[25], плохих же — наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…
Да обережет нас Всевышний от гнева Своего и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего[26]. Аминь.
Вопросы по теме
Нужно ли читать Джаназу за маленького мальчика, которому было 1,5 года? И какой будет с него спрос, если в таком возрасте он не был сознательным? Саид.
Все ритуалы погребения необходимо совершить.
Спроса не будет. Он в вечности окажется в райской обители, по милости Творца. Также он значительно поможет своим родителям оказаться в Раю, минуя Ад.
У нас умер ребенок, которому было 3,5 года. Нам сказали, что для ребенка такого возраста поминки делать нельзя и что нельзя также оплакивать, приносить в жертву животное и делать другие ритуалы. Скажите, как правильно поступить? Хочется, чтобы нашему ребенку было от этого хорошо. Мы с мужем сильно скучаем по нему, но находим в себе силы принять волю Всевышнего. Это был наш единственный ребенок, который появился на свет по воле Всевышнего через 13 лет!
Вашему ребенку в любом случае хорошо и в вашей помощи он не нуждается. Он умер, не достигнув совершеннолетия, а потому в вечности его ожидает лишь райская обитель, по милости Творца. Вам за него не стоит беспокоиться.
Ваша с мужем жизнь продолжается, рожайте и воспитывайте еще детей, созидайте, достигайте, преодолевайте, а ребенка отпустите и не печальтесь. Бог дал вам его на время и забрал по наступлении срока его смерти. Правильное отношения к столь тяжелой утрате (спокойное и с умением отпустить) явится прямой причиной вашего с мужем вхождения в Рай.
У меня была беременность сроком в 9 месяцев, которая протекала без патологии. В родовой палате лечащий врач определил, что у ребенка отсутствует сердцебиение, то есть ребенок умер в животе, не родившись. Я хочу узнать, увижу ли я своего ребенка в Судный День и будет ли мне от него заступничество? Айша.
Вы увидите его, и он заступится за вас (аминь)[27].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу»[28].
У меня умер новорожденный ребенок. Имею ли я право ходить на кладбище к могилке своего ребенка? Хава.
Да, можете. Но оставайтесь эмоционально сдержанной, ибо все происходит по воле Господа и каждая душа, придя на некоторое время на землю в телесной оболочке, возвращается к Богу.
Родите еще детей, воспитывайте их, будьте счастливы с мужем и детьми! Вы уверовали в Бога и Его заключительного посланника Мухаммада, а потому имеете все возможности стать и оставаться счастливой в этой жизни и иметь перспективу счастья в вечности (с Божественного на то благословения, по милости Творца). Но для этого важно научиться правильно относиться к происходящему с нами и вокруг нас, не опуская рук из-за трагедий, а еще активнее продолжая свое созидательное движение по жизни. Именно через это открываются и благостные перспективы вечности.
Напомню очень важный хадис: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)»[29].
Уважаемый имам Шамиль, обращаюсь к вам, так как нахожусь сейчас в очень непростой жизненной ситуации. До осени прошлого года я была абсолютно счастливым человеком: я — кандидат экономических наук, работаю в институте. По жизни очень целеустремленный, дисциплинированный, уверенный и достаточно жизнерадостный человек. Работа меня устраивала, и на тот период у меня была самая лучшая дочка семи лет и прекрасный муж, самый лучший, заботливый. Как мне казалось. Той осенью я случайно узнала, что мой лучший в мире супруг мне изменяет, причем очень серьезно: зимой он собрался даже уходить из семьи. Хотя очень любил нашу дочь (надо сказать, что роды были сложными, но дочка получилась исключительная). Уходить-то он собрался, но все-таки любил нас и делал шаги, чтобы «оставить» себя в семье. И вроде бы к концу января этого года все казалось прекрасным вновь. Но… Я была за рулем, дочь сидела сзади в машине (машина хорошая, «Форд») на самом безопасном месте, за водителем, пристегнутая. Скорость была 30-40 км/час. На гололеде меня выбросило на встречную полосу, и в нас врезалась «Волга». Машине хоть бы что, а у нас дочь погибла практически на месте! Крови не было, никаких внешних повреждений, а разорвалась сонная артерия и все. Я не врач и не поняла, что случилось, думала, что у нее шок, но ее не стало в возрасте 7,5 лет. Когда еще осенью прошлого года я почувствовала, что у нас с супругом проблемы, то предложила ему: давай родим второго ребенка. На что супруг мне отрезал: «Мне от тебя детей не надо». У меня к вам вопрос: почему так произошло? Гибель ребенка — это может быть наказание Аллаха, в том числе и за слова супруга? Мы так ее любили и любим, ну неужели нужно было вот так, на месте моментально погибнуть? Я была у психотерапевтов: один (очень сильный религиозный психотерапевт) посоветовал мне читать намаз, что я и делаю сейчас. Другой, посмотрев на фотографию ребенка, сказал, у нее была депрессия, что она была очень чувствительным ребенком и понимала, что происходило между родителями, сильно переживала. Но зачем так, за что? Я ничем не гневила Аллаха, и моя семья (мои старые родители) тоже. Мы жили нашей дочкой, ее гибель слишком плохо сказалась на здоровье моих близких. Супруг сейчас делает все, чтобы мы жили вместе дальше. Но я не могу понять, зачем нам послано такое испытание. Разве можно через гибель ребенка обучить нас, возможно, в чем-то провинившихся? Э., 36 лет.
А в трудные моменты вспоминайте, что у других людей в жизни случаются еще более горестные события, например, когда в аварии родители теряют двух, порой даже трех своих детей. Представьте, какое это для них горе! Но жизнь продолжается, и время, дарованное нам Богом, идет. Поэтому тратьте его на благо, оставьте прошлое, которого не вернуть. Думайте больше о будущем, созидайте его (вместе со своим мужем).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.]. С. 60, хадис № 152.
[2] В арабско-русском словаре Х. К. Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «Истихляль новорожденного ребенка — это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.
[3] Ребенок родился живым и сразу умер, но в промежутке между началом пятого месяца беременности матери и до смерти ребенка кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства в соответствии с положениями шариата часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными в соответствии с канонами деления наследства.
[4] Св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др. С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1508, «сахих»; там же. С. 300, хадисы № 2750 и 2751; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу аррая ли ахадис аль-хидая. Т. 2. С. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95 и др.
[5] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 35; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 93, 94.
[6] «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».
[7] Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и предать земле. Погребальная молитва над ним не совершается. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1533.
[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532–1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.
[9] В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Не молите Аллаха (Бога, Господа) против самих себя! Не накликайте на себя, своих детей и имущество беды (несчастья)! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба (прошение) принимаются, и произойдет то, о чем вы молили (просили)». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1204, хадис № 74–(3009); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 31; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1532, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих».
[10] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 358, хадис № 14–(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2041, «сахих».
[11] Такого рода повествования называются хадисами-кудси, то есть это слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.
[12] Подстрочный перевод звучит так: «Если Я [говорит Господь миров] заберу его близкого [человека, с которым у него самые что ни на есть добрые, искренние, бескорыстные отношения; его ребенка, брата, сестру] у него [у верующего, а жизнь его на земле будет продолжаться еще, возможно, несколько десятилетий]…».
[13] В высоком понимании этого слова.
[14] См.: Св. Коран, 2:155–157.
[15] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2018, хадис № 6424; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 290, хадис № 6424 и комментарий к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 55, хадис № 8/32.
[16] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1249; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 179, хадис № 2989, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 152–(2633); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 629, хадис № 3/954.
Есть похожий хадис от Абу Хурайры в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 151–(2632).
[17] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1248.
Также похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 375, хадис № 1251; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 150–(2632).
[18] Хадис от Василя; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан».
[19] Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 329, хадис № 1062; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 189, хадис № 1061, «да‘иф». Отмечу, что у данного хадиса низкая степень достоверности.
Однако упоминание об одном ребенке есть и в других хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 153, 154. К тому же приведенный ранее хадис, где говорится о потере близкого человека, очень достоверен и прямо указывает на то, что при потере и одного ребенка родителей, мудро и с терпением отнесшихся к этому, также ждет райская обитель в вечности.
[20] «Я восхищаюсь верующим: что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.
[21] В оригинале это звучит так: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун».
В Священном Коране сказано: «Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].
Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Господу [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше.]
Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
[22] Хадис от Абу Мусы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 318, хадис № 1022, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 612, хадис № 3/922; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 854, «хасан».
[23] В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея некоторое время был именно Хызыр (более правильно — Хыдр). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы пророка Мухаммада. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 310.
[24] Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время — психически болен и нуждается в принудительном лечении, подобно одному из героев фильма «Код да Винчи» (2006 г.), объявившему себя вершителем Божьей воли, а в итоге понявшему, что оказался игрушкой в цепких руках Дьявола.
[25] Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношению к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то — как в этой жизни, так и в вечности.
[26] В Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).
[27] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 156.
[28] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».
[29] При подстрочном переводе хадис звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».
[30] Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.
[31] Подробнее о пророке Айюбе также см.: Св. Коран, 38:41–44.