Что говорят философы о любви

Мудрые цитаты великих людей со смыслом о любви

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Здравствуйте, дорогие друзья! Часто мудрые цитаты о любви разных людей заставляют задуматься, иногда рассмеяться, а есть такие, которые помогут пережить неразделенную любовь, разлуку или несчастье. Есть короткие цитаты, которые можно выучить наизусть, и они окажут помощь в трудную минуту.

Великие цитаты со смыслом о любви

Тема любви интересна всем и во все времена. Даже известные личности находили время, чтобы выдать пару-тройку знаменитых фраз, которые остаются в памяти людей на долгие годы.

Знаменитую фразу Антуана де Сент-Экзюпери многие влюбленные берут за образец:

Любить — это означает смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении.

Высказывания великих людей привлекают свой точностью и лаконичностью:

Слова любви всегда одинаковы. Все зависит от того, из чьих уст они исходят. Ги де Мопассан.

Как назидание влюбленным звучат слова Ремарка:

Любовь — это борьба. И главная опасность — желание отдать себя целиком. Кто сделает это первым, тот проиграл. Нужно сжать зубы и быть жестоким — тогда победишь.

Мужчинам полезно заучить наизусть:

Главный секрет мужчин, которые преуспевают в жизни — любимая Женщина!

Мудрые цитаты классиков литературы

У классиков тоже много полезных высказываний о любви, например, Александр Куприн сказал:

Я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее.
Любовь – это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не одних только тел. Любовь – громадное, великое чувство, могучее, как мир, а вовсе не валянье в постели.

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» Михаил Булгаков

Цитаты о жизни и любви со смыслом

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Читайте также
Фразы великих людей, которые заставляют задуматься о жизни
Фразы которые заставляют задуматься о жизни. Остроумные и мудрые высказывания великих людей. Восточные поговорки и…

Жизненные высказывания всегда привлекают влюбленных. В них можно найти ответы на многие жизненные вопросы.

О секрете семейного счастья: Женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.

Мужчинам для назидания: Сумей полюбить одну так, чтобы пройти мимо тысячи лучших, и не оглянуться.

А женатые мужчины должны помнить слова Маяковского:

Свою жену я не ругаю и никогда ее не брошу,
Это ведь со мной она стала плохая,
А брал- то я ее хорошей!

Анжелина Джоли высказалась точнее не придумаешь:

Я абсолютно точно уверена: любовь — вот то единственное, что придает жизни смысл.

Мудрые высказывания для юноши и девушки

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Для девушки

Вот какие цитаты, которые надо помнить каждой девушке:

Для парня

А парню пригодятся такие высказывания:

Люди ищут свою половину,
Чтоб, найдя, не отдать никому.
Это счастье – быть кем-то любимым.
А двойное – любить самому!

Цитаты о любви, которые легко сравнить со своими чувствами

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Читая умные фразы, человек примеряет их к своим отношениям и начинает меняться.

Смотри: я люблю тебя и выбираю тебя, день за днем, даже когда мы на сумасшедшем расстоянии. Говорят, надо бороться за любовь. Бороться надо с собой, вернее, со своими страхами, сомнениями, гордыней. И я борюсь.
Анна Парвати

Читайте также
Великолепная Раневская: топ 50 цитат от Фаины
Ее остроумие было сродни рефлексу, она роняла афоризмы непроизвольно, а коллеги их записывали и публиковали, превращая в крылатые фразы. Эта колкая на язык «вредная тетка», как она сама себя шутя…

Короткие цитаты

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Читайте также
Картины с двойным смыслом Олега Шупляка
Здравствуйте. В сети часто встречаются картины-оптические иллюзии. На мой взгляд их нещадно эксплуатируют психологи — используют в тестах на внимательность и на определение черт характера. И вот один…

Интересно читать короткие афоризмы о любви:

Короткие цитаты легко запомнить, особенно такие:

— Всё будет хорошо.
— А если не будет?
— А «ЕСЛИ» — не будет!

— Без неё никак?
— А без неё незачем.
Михаил Веллер

Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет твое — и моему конец!
Шекспир

Красивые афоризмы про любовь

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Есть очень красивые цитаты о чувствах двух влюбленных.

Если у тебя есть любовь, то тебе больше ничего не нужно. Если у тебя нет любви, то не имеет значения, что у тебя еще есть.
Сэр Джеймс Бэрри

Читайте также
Что делать для привлечения любви в свою жизнь: ритуалы, молитвы и аффирмации
Что делать для привлечения любви: различные методики. Практика с разведенными мостами. Самые действенные методы привлечения…

Есть и длинные очень красивые высказывания:

Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера…
Рэй Брэдбери

Афоризмы с лукавинкой

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

А есть смешные до слез:

— Милый, а я у тебя единственная?
— Конечно, Любимая! Второй такой я просто не выдержу!

Любовь не бывает без грусти

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Многим женщинам, когда хочется пострадать, поплакать, читают грустные цитаты о любви.

Случается иногда, что жизнь разводит двоих людей только для того, чтобы показать обоим, как они важны друг для друга.
Пауло Коэльо

Если человеку суждено быть рядом с тобой, он будет. При каких бы обстоятельствах вы не расстались, и сколько времени бы не прошло.

— Ты посреди луга, на небе миллиарды звезд.
— Ты думаешь, я зря с ним порвала?
— В месте где тебе хорошо, не задают вопросов.

Читайте также
О любви к ботанике: короткая история с моралью
В наш суетливый и взбалмошный век, где скорость жизни и коммуникаций возросли, качество межчеловеческого общения изрядно упало. Это тезис. Мы становимся собой только дома. Вне дома мы или слишком…

Самые грустные цитаты о неразделенной любви

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Читайте также
Значение рун любви для поиска второй половинки и для создания семьи
Здравствуйте всем! Любовь — очень сильное, возвышенное чувство, поэтому каждому человеку хочется испытать его хотя бы раз в жизни. Найти, пережить или вернуть старые чувства помогут Руны любви. Не…

Красиво о безответной любви

О ней тоже сказано немало грустных слов:

Ключики к сердцам от Омара Хайяма

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Философ, мыслитель, поэт Омар Хайям поведал людям о магии чисел и загадках звезд. Мы же восхищаемся тем, как этот человек сумел подобрать ключик к каждому человеческому сердцу, благодаря своим мудрым рубаи.

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Напоследок: читайте вместе 14 февраля мудрые цитаты со смыслом о любви и будьте счастливы!

Читайте также
Тест: проверьте свои отношения по дереву любви
Чрезвычайно любопытный тест дерево любви. Для чего нужен этот тест? Чтобы раскрыть главные качества человека и выбрать свою…

Источник

Любовь это… Высказывания и цитаты известных людей

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Любовь в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.

Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин

Любовь — это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь

Любовь — это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон

Любовь — это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский

Любовь — это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран

Любовь — это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар

Любовь — это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
Поль Жеральди

Любовь — это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд

Любовь — это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой

Любовь — это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любовь — это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух

Любовь — не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен

Любовь — это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд

Любовь — это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье

Любовь — это чудо цивилизации.
Стендаль

Любовь — это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс

Любовь — это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен

Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь — это энергия жизни.
Роберт Браунинг

Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любовь — это все, что тебе нужно.
Джон Леннон

Любовь — это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любить — это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн

Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко

Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Любовь — это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс

Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень

Любовь — это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев

Любовь — это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль

Любовь — это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить — значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн

Любить — значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе

Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.
Франсуа Мориак

Любовь — самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида

Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой

Любовь — это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл

Любовь — это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен

Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран

Любовь — это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне

Что такое любовь. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф

Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак

Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов

Любовь — настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан

Любовь — есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь — все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, — есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк

Любовь твоя — это алтарь мой.
Еврипид

Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви

Любовь — вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник

Любовь — это боль, любовь — это шрамы, любовь — это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой

Любовь — причина всех благ.
Ефрем Сирин

…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк

Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов

Высшая ценность на этой Земле — Любовь.
А. А. Блок

Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Любовь — соль добродетелей.
Ефрем Сирин

Любовь — высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев

Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник

Любовь — враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон

Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.

Любовь есть доброта — не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность — осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин

Любить — это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен

Любовь — последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен

Любовь — наше второе рождение.
О. Бальзак

Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов

Любовь — это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм

Что говорят философы о любви. Смотреть фото Что говорят философы о любви. Смотреть картинку Что говорят философы о любви. Картинка про Что говорят философы о любви. Фото Что говорят философы о любви
Любовь — огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Любовь — девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев

Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой

…Любовь — корень жизни.
В. В. Розанов

Любовь — сладкая сердцевина жизни.
Нем.

Любовь — апофеоз жизни.
А. И. Герцен

Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой

Любовь — это желание жить.
М. Горький

Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете

Любовь — как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев

Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский

Любовь — это апофеоз красоты, красота — это сама женщина.
Д. Д. Минаев

Любовь — пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен

Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов

Любовь — и смысл, и цель всей сути сущей, —
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми

…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь — это стремление к бессмертию.
Сократ

Любовь — величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен

Любовь — подарок добровольный.
И. Гёте

Любовь — самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев

Любовь — самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор

Любовь — высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен

Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк

Любовь — прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье

Любовь — дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский

Любовь — вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега

Любовь — это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди

Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел

Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица

Источник

Расшифровка Любовь у Фрейда, Фромма, Маркузе, Лакана, Ханны Арендт и Маши Макаровой

Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке

Фрейд описывает эмоциональную жизнь человека как своего рода неврозы, то есть нервные напряжения, связанные с конфликтом влечений. Например, он выделяет истерию — ненасытимое желание, связанное с постоянным сомне­нием в другом; навязчивый невроз, или обсессию, когда, наоборот, объект постоянно с нами и мы даже иногда хотели бы от него отстроиться, но не мо­жем. По сути дела, то, что мы называем любовью, Фрейд старается описать при помощи этих двух терминов. Кроме того, он выделяет полуневроз, которым является сублимация, сублимация полового влечения. Если твое половое вле­чение не удовлетворено, ты начи­наешь писать стихи, раздумывать о смысле бытия — то есть это как бы такой перевернутый Платон. Если у Пла­тона ты дол­­жен подавить свое половое влечение и перейти к созерца­нию сути бытия, то у Фрейда это происходит с неудачниками, с теми, у кого так или ина­че не получилось. Общество репрессировало их половое влечение, и тогда они успешно зани­маются сутью бытия. Это издеватель­ская, немножко карна­валь­ная модель, но в ней есть, как и в версии Платона. Фрейд понимает любовь как своеобразную сублимацию. Когда люди начинают говорить о люб­ви, то, вероятно, это значит, что они не удо­влетворены телесной, материаль­ной составляющей и хотят поэтому субли­мировать свои чувства.

Но шире говоря, конечно, весь Фрейд — о любви, поскольку он старается объ­яснить почти всю эмоциональную жизнь человека именно через либидо, то есть материально понятую любовь. Наряду с влечениями к «я», с любовью к себе, любовь к другому является двигателем всей жизни человека. И это не любовь к одному чело­веку, как в традиционной романти­ческой любви: по Фрейду, человек вступает в слабое или сильное половое отношение почти со всеми, кто его окружает, начиная с отца и матери.

Отдельно Фрейд развивает интересное учение о влюбленности, — Verliebtheit. Собственно, у него это не то же самое, что любовь, Liebe, но для нас эта влюбленность ближе как раз к тому, что мы называем любовью. Так вот, влюбленность — это очень сильное чувство, которое объеди­няет, во-первых, поклонение автори­тету, связанному с идентифи­кацией «я» и другого человека (то есть мы не столько любим, сколько проеци­руем себя) и, второе, — привя­зан­ность к внешнему объекту, к тому другому, к тому, что не мы, то есть тра­ди­цион­ное либидо. Вот когда эти две самые сильные человеческие страсти соеди­няются на одном человеке, то есть один и тот же человек является для нас авторитетом и объектом, которого можно потрогать, которым можно завла­деть, — вот это, считает Фрейд, в смысле ужас, потому что страсть здесь почти неостановима. Этим он объясняет, например, тотали­тар­ные культы разного рода и феномен вождя. А шире говоря, он ухва­тывает здесь нечто важное для любви в целом: это и полурелигиозное восхище­ние другим человеком как личностью, и параллельно — странное желание его или ее по­тро­гать, объективировать. Настоящая любовь там, где нелегко соединяются оба эти регистра.

Как я уже сказал, на самом деле теория Фрейда, вопреки самому Фрейду, посвя­щена именно любовной жизни современного человека в ее прозаи­че­ском понимании. Можно сказать, романной жизни. Конечно, Фрейда не было бы без французского романа. Современный французский философ Ален Бадью назы­вает психоанализ современной теорией любви. У него есть термин «родовая процедура», то есть процедура порождения истины в данной конкретной ситуа­­­ции. То есть у тебя есть ситуация, ты пытаешься вывести наружу ее по­тен­циал, понять, о чем она, сконструировать в ней новое, новые возможности. Если эта ситуация у тебя бытовая, личная, то есть мы не го­­­­­ворим о поли­ти­ческой революции, а именно о родовой процедуре любви. Любовь — это способ бытования истины, и психо­анализ, по Бадью, — это как раз та тра­диция, которая была направлена на выявление этой истины.

Дальше в рамках психоанализа было в свое время очень много рассуждений как раз о любви. Яркие интерпретации любви в психоанализе предложили Эрих Фромм и Герберт Маркузе, оба — члены так называемой Франкфуртской школы. У Фром­ма возникает моральная интерпретация любви: он говорит, что лю­бовь — это здоровое чувство, хороший выход из всевозможных невро­зов, которые у тебя могут быть, это функция, которая позволяет нам быть сосредо­точенным не на объектах того или иного рода, не на владении, а на собствен­ном сущест­вова­нии и суще­ствовании другого. То есть любящий — это тот, кто вступает в экзистенциальное, полноценное общение с другим индивидом как лич­но­стью и самоотверженно дарит себя ему. А если этого всего не получа­ется, то начинаются неврозы по Фрейду.

То есть Фромм, грубо говоря, ставит Фрейда на голову и возвращается к более традиционной модели роман­тической любви или даже дружбы, а либидо уже не играет центральной роли — точнее, оно понимается как си­ноним настоящей любви. Вроде бы это более здравая модель — а с другой стороны, она очень банальна и морали­стична. Что же происходит, собственно, с нашими иррацио­на­льными влече­ниями — здесь непонятно.

Герберт Маркузе в здесь близок, но он идет другим путем. Он считает как раз половую любовь, эрос, совокуп­ностью некоторых конструктивных, утвердительных желаний и страстей, которые у нас есть. Но, кроме того, у нас есть, естественно, и очень много негативного: вражда, ненависть, тревога, —которое в основном связано с тем, что общество (репрессивное, авторитарное) давит в нас конструк­тивные импульсы. То есть если поме­нять общество, если снять это давление, то предназначение человека — это любовь в смысле эроса. Любить надо, естественно, не одного человека, а мно­гих. Присутствует некото­рая рассеянная эротика, рассеянная сексуальность, которая дает выход в чело­веке именно тому, что нужно. Поэтому, скажем, революция 1968 года и всеоб­щая эман­си­пация сексуальности, произошедшая в 1970–80-е годы, а сейчас вроде бы заканчивающаяся на наших глазах, шла как раз под влиянием идей Маркузе. А они, в свою очередь, встраивались им в психоаналитиче­скую традицию.

В результате этого ты не можешь спокойно вступить в гармоничные отноше­ния с другим человеком, но тебе нужно мыслить себя как объект и пытаться завладеть другим тоже как объектом. И вот эта игра «субъект — объект», неизбежная объективация друг друга и в то же время попытка принести себя в каче­стве объекта в дар, делает любовь похвальной, но достаточно бесперспек­тивной и трагической практикой. По Лакану, мы обречены на взаимоне­пони­мание в любовных отношениях, но тем не менее они возможны и они выра­жают наше в смысле даже предназначение. Заметьте, что опять же здесь у Лакана есть преемственность по отношению к французской традиции, к француз­скому роману, достаточно скепти­ческому в отношении любви.

В XX веке любовь становится куль­товым предметом для масс, но, конечно, постоянно подвергается и философской рефлексии. Помимо фрейдистской традиции, много пишут о любви в современной французской метафизически ориентированной философии. В частности, в феномено­логии. Феноменоло­гия — это такая философская традиция XX–XXI веков, которая пытается на осно­ве опыта, в том числе эмоционального, пере­строить наше представле­ние о реаль­ности — о реальности жизни, о нашем жизненном мире.

В частности, Морис Мерло-Понти, крупнейший французский феноме­нолог, создал теорию, которая очень много дает для понимания половой любви. Такая любовь представляет собой, говорит Мерло-Понти, хиазм, перекрест — от бук­вы Х, которая образует переплетение. Здесь наше тело как бы наизнанку выво­рачивается в отношении с другим человеком — и буквально, и в переносном смысле, и мы, как на ленте Мебиуса, встреча­емся с другим человеком внутри самих себя. Любящие — это те, кто таким образом переплетается. Уже непо­нятно, где кончается моя кожа и начинается твоя, где я тебя буквально прогла­тываю, — и так далее, по мере сил. И тем самым, собственно, человек, каждый из этих любящих, подклю­чается к вне себя, происходит та самая желан­­ная трансценденция. Потому что иначе мы были бы замкну­тыми мона­дами, которые вообще не имели бы никакого контакта с внешним миром.

Еще один современный французский автор-феноменолог, который пишет о любви, — это Жан-Люк Марион, тоже очень знаменитый философ. Он напи­сал книгу «Эротический феномен». Марион считает, что любовный опыт сродни религиозному. У него есть термин «насыщенный феномен», то есть феномен, который настолько богат всевозможными видами опыта, эмоциями, пережи­ваниями, что ему невозможно поставить в соответствие внешний конкретный внешний объект. Вот мы сейчас наблюдаем, допустим, Елену Петровну, мы очень любим Елену Петровну, и когда мы видим Елену Петров­ну — нас охватывает такое сильное чувство, что мы прямо не мо­жем. То есть любовь, то, что мы ощу­щаем при виде Елены Петровны, больше этой Елены Петровны, оно не может быть сведено к наблюдению вот этой кон­кретной личности Елены Петровны. В этом феномене встает вопрос о самом бытии. Это похоже на стендалевскую кристалли­зацию, но наоборот. Поэтому лю­бовь, действительно, — это важнейший в нашей жизни феномен, абсолютно необходимый для бытия человека. Почему? Потому что через этот феномен происходит прежде всего удостоверение человека в значимости собственного бытия — и заодно бытия вообще. Он находит другого человека, который дает ему словесное признание, и весь комплекс переживаний, связан­ный с этим словесным признанием, и образует любовь. Он, повторяю, не сво­­дится к вза­имоотношениям с данным конкретным индивидом. Это такая развернутая и сложная теория, но суть ее достаточно понятная и, я бы сказал, местами тривиальная.

Я уже упоминал нашего современника, французского философа Алена Бадью — вот он уже не феноменолог. Даже затрудняюсь сказать, в какой он пара­дигме работает. В смысле он экзистенциалист, наверное. Он из­вестен прежде всего своей политиче­ской теорией, теорией политического события, но он тоже написал неболь­шую книгу о любви, в которой любовь рассматри­вается (немножко вопреки Платону) как сущностное раздвоение бытия. То есть не то что это не един­ство, но это не полное объединение, это создание двоицы, раздвоенного бытия. И, соответственно, такая любовь растет из события встре­чи. Вот ты встретил­ся, случайно или не совсем, с другим человеком, с той же самой Еленой Петровной, и у тебя появился двуеди­ный субъект. Допустим, если ты Ни­колай Иванович и тебе нравится Елена Петров­на, то получается — Николай-Иванович-и-Елена-Петровна, как «Иван-да-ма­рья» — это теперь время нераздельное такое двуединство, слияние. Вспомним вагнеров­ских Тристана и Изольду. Но вся суть здесь в том, что они образуют двойной, не сводимый к одному объект. Ну а про встречу — мы видим, что здесь продол­жается все та же традиция XIX века, традиция романа, где любовь — это резуль­­тат случайного хаоса переплетений, интриг судьбы, приклю­чений и так далее. Но здесь этому приключению прида­ется романти­ческая сверхцен­ность. И Бадью считает, что созданный в результате любви такой двойствен­ный объект не может сам по себе сущест­вовать, без твоего постоян­ного вовле­че­ния. Здесь любовь становится еще и субъективным отно­ше­нием. Ты дол­жен быть верным событию любви, ты должен быть верным этой двоице, ты должен постоянно доказывать и под­дер­­живать любовь, иначе она пропа­дает. То есть тут немножко тоже как с рели­гией. Можно сказать, что Бог, конечно, есть, но если ты не молишься Богу, то его и нет. Так же и здесь. Любовь — это не медицинский факт, не психоана­ли­тическая «высокая болезнь», а неко­торое событие, которое нужда­ется в постоян­ном подтвержде­нии и утверждении.

Если сейчас подводить итог, то, во-пер­вых, любовь продолжает быть сверх­цен­ным явлением современной филосо­фии. В этом смысле Платон и христиан­ство продолжаются. Не все, конечно, авторы пишут о любви, но все время от вре­мени упоминают о ней с крайним пиететом. Если они ее и критикуют, то это во имя высшей, бестелесной, но все равно любви. Из исклю­­че­ний мне известна разве что Ханна Арендт (не случайно жен­щина) — она выра­жает порой беспокой­ство по поводу того, что так много говорят о люб­ви и тем самым отвлекают людей от публичной сферы, от сферы поступ­ков, полити­ческих решений и выводят людей в интим­ность, которая характер­на для люб­ви, в их совместное одиночество. Но даже Арендт в конечном счете любви не проти­востоит: как я уже говорил, она пропаган­дирует «любовь к миру» в духе Августина.

Таким образом, что можно сказать в целом? Любовь — это очень древний миф и это действительно древняя сила взаимного влечения предметов, которая дохо­дит до просто физической силы, всемирного тяготения, и эта сила при­дает инстинктивному поведению чело­века некий дополнительный сверх­импульс, избыток. Она заставляет человека обращать особое внимание на лю­дей, животных, вещи, которыми человек наслаждается. Он их не может полно­стью объекти­вировать, есть еще, и вот это еще — это любовь. Но при этом подлинная любовь все-таки включает еще и любовь к самому себе или к са­мой себе, то есть любовь к процессу собственного бытия.

Мне вслед за Аристотелем кажется, что на самом деле любовь, которая была бы полным самопожертвованием и растворением в другом, — эта любовь тоже не аутентичная. В любви должна быть любовь к любви, то есть к самому про­цессу, в котором ты встречаешься с другим человеком, к себе, который любит. Иначе любовь не сможет воспроизводиться. Но, конечно, любовь не работает сама по себе: как мы уже видели, здесь необходимы постоянные субъективные усилия. И здесь неиз­бежно постоянное вопрошание, постоян­ная неопределен­ность, постоянные сомнения. Но только на этих условиях нам с вами вообще дана способность к отношению.

Более того, даже если не брать ненависть как отрицательное чувство отторже­ния, сама любовь с ее навязы­ванием дара, как мы упоминали, с ее желанием слиться в смерти, вообще с определенной навязчивостью, кото­рую мы тоже упоминали, — она для вас позитивна, а для другого человека или для общества она может выступать как раз как очень даже негативный феномен, то, что на­зы­­вается сегодня «харассмент». То есть вроде как это не ненависть, не жесто­кая практика, не мучение другого человека, но сам факт того, что вы лезете к нему со своей любовью, может быть расце­нен как акт нена­висти. Поэтому, учитывая этот взаимообмен, диалек­тику любви и ненависти, в том числе то, что любовь сама, с другой точки зрения, может быть рас­смат­ри­ваема как нена­висть, здесь создается, вообще говоря, очень взрывоопасный клубок.

С XIX по XXI век культивация любви крутится вокруг половой любви двух ин­ди­видов. Их объединение в семью само по себе непрочно, поэтому оно требу­ет постоянной аффективной под­питки. Конечно, это сила любви, это секуля­ризация христианской любви к Христу или к Мадонне — это все верно, но то, что каждый вообще должен любить, — это, можно сказать, результат принципа трансцен­денции и любви к иному, того, что мы должны выйти наружу. Но то, что мы требуем любви взамен, и то, что мы любим избранного индивида, выбираем его или ее, — это некоторое смещенное удвое­ние нашего собствен­ного нарциссизма, переплетение любви к «я» и любви к дру­гому, переплетение, я бы сказал, единства с одиночеством как высшего принципа. То есть принцип объединения всех и принцип единого как одного конкретного человека. Выбор моего возлюблен­ного — это возвращение на дру­гом материале ко мне же, к вопросу о моей собственной случайной и удиви­тель­ной экзистен­ции. Иначе мы бы просто симпатизиро­вали всем, любили всех, вступали бы в половые отношения со всеми, не сто­ял бы вопрос выбора этой конкретной личности. Поэтому, если немножко иронично формулиро­вать, романтическая любовь современ­ности — это некоторое компромиссное образование между человеколюбием и нарцис­сизмом.

Но остается, как мы видели, еще дружба. Она, как и в Древней Греции, явля­ется у нас неформальным цементом общества. Дружба создает риск прагма­тического использования любимого, мы об этом тоже говорили, но, с другой стороны, в ней меньше обременительной навязчивости, поэтому, может быть, она и является альтернативой вот такой сверхсильной страсти, которой явля­ется любовь. Далее, если даже дружба может показаться нам слишком избира­тельной и утилитарной, то остаются как минимум жизнелю­бие и человеко­лю­бие, то, что раньше называли словом «филантропия». Общество вряд ли мы­сли­мо без некоторой фоновой симпа­тии, без этой аристотелевской «филии», объединяющей людей.

Либе, либе, аморе, аморе,
Либо, либо, любовь.

Вот она очень точно, мне кажется, отра­жает многообразие этого феномена и в то же время его зацикленность на во­п­росе о нем самом, на любви как та­ко­вой, вне дополни­тельного смысла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *