Что говорят философы о любви
Мудрые цитаты великих людей со смыслом о любви
Здравствуйте, дорогие друзья! Часто мудрые цитаты о любви разных людей заставляют задуматься, иногда рассмеяться, а есть такие, которые помогут пережить неразделенную любовь, разлуку или несчастье. Есть короткие цитаты, которые можно выучить наизусть, и они окажут помощь в трудную минуту.
Великие цитаты со смыслом о любви
Тема любви интересна всем и во все времена. Даже известные личности находили время, чтобы выдать пару-тройку знаменитых фраз, которые остаются в памяти людей на долгие годы.
Знаменитую фразу Антуана де Сент-Экзюпери многие влюбленные берут за образец:
Любить — это означает смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении.
Высказывания великих людей привлекают свой точностью и лаконичностью:
Слова любви всегда одинаковы. Все зависит от того, из чьих уст они исходят. Ги де Мопассан.
Как назидание влюбленным звучат слова Ремарка:
Любовь — это борьба. И главная опасность — желание отдать себя целиком. Кто сделает это первым, тот проиграл. Нужно сжать зубы и быть жестоким — тогда победишь.
Мужчинам полезно заучить наизусть:
Главный секрет мужчин, которые преуспевают в жизни — любимая Женщина!
Мудрые цитаты классиков литературы
У классиков тоже много полезных высказываний о любви, например, Александр Куприн сказал:
Я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее.
Любовь – это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не одних только тел. Любовь – громадное, великое чувство, могучее, как мир, а вовсе не валянье в постели.
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» Михаил Булгаков
Цитаты о жизни и любви со смыслом
Читайте также
Фразы великих людей, которые заставляют задуматься о жизни
Фразы которые заставляют задуматься о жизни. Остроумные и мудрые высказывания великих людей. Восточные поговорки и…
Жизненные высказывания всегда привлекают влюбленных. В них можно найти ответы на многие жизненные вопросы.
О секрете семейного счастья: Женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.
Мужчинам для назидания: Сумей полюбить одну так, чтобы пройти мимо тысячи лучших, и не оглянуться.
А женатые мужчины должны помнить слова Маяковского:
Свою жену я не ругаю и никогда ее не брошу,
Это ведь со мной она стала плохая,
А брал- то я ее хорошей!
Анжелина Джоли высказалась точнее не придумаешь:
Я абсолютно точно уверена: любовь — вот то единственное, что придает жизни смысл.
Мудрые высказывания для юноши и девушки
Для девушки
Вот какие цитаты, которые надо помнить каждой девушке:
Для парня
А парню пригодятся такие высказывания:
Люди ищут свою половину,
Чтоб, найдя, не отдать никому.
Это счастье – быть кем-то любимым.
А двойное – любить самому!
Цитаты о любви, которые легко сравнить со своими чувствами
Читая умные фразы, человек примеряет их к своим отношениям и начинает меняться.
Смотри: я люблю тебя и выбираю тебя, день за днем, даже когда мы на сумасшедшем расстоянии. Говорят, надо бороться за любовь. Бороться надо с собой, вернее, со своими страхами, сомнениями, гордыней. И я борюсь.
Анна Парвати
Читайте также
Великолепная Раневская: топ 50 цитат от Фаины
Ее остроумие было сродни рефлексу, она роняла афоризмы непроизвольно, а коллеги их записывали и публиковали, превращая в крылатые фразы. Эта колкая на язык «вредная тетка», как она сама себя шутя…
Короткие цитаты
Читайте также
Картины с двойным смыслом Олега Шупляка
Здравствуйте. В сети часто встречаются картины-оптические иллюзии. На мой взгляд их нещадно эксплуатируют психологи — используют в тестах на внимательность и на определение черт характера. И вот один…
Интересно читать короткие афоризмы о любви:
Короткие цитаты легко запомнить, особенно такие:
— Всё будет хорошо.
— А если не будет?
— А «ЕСЛИ» — не будет!
— Без неё никак?
— А без неё незачем.
Михаил Веллер
Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет твое — и моему конец!
Шекспир
Красивые афоризмы про любовь
Есть очень красивые цитаты о чувствах двух влюбленных.
Если у тебя есть любовь, то тебе больше ничего не нужно. Если у тебя нет любви, то не имеет значения, что у тебя еще есть.
Сэр Джеймс Бэрри
Читайте также
Что делать для привлечения любви в свою жизнь: ритуалы, молитвы и аффирмации
Что делать для привлечения любви: различные методики. Практика с разведенными мостами. Самые действенные методы привлечения…
Есть и длинные очень красивые высказывания:
Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера…
Рэй Брэдбери
Афоризмы с лукавинкой
А есть смешные до слез:
— Милый, а я у тебя единственная?
— Конечно, Любимая! Второй такой я просто не выдержу!
Любовь не бывает без грусти
Многим женщинам, когда хочется пострадать, поплакать, читают грустные цитаты о любви.
Случается иногда, что жизнь разводит двоих людей только для того, чтобы показать обоим, как они важны друг для друга.
Пауло Коэльо
Если человеку суждено быть рядом с тобой, он будет. При каких бы обстоятельствах вы не расстались, и сколько времени бы не прошло.
— Ты посреди луга, на небе миллиарды звезд.
— Ты думаешь, я зря с ним порвала?
— В месте где тебе хорошо, не задают вопросов.
Читайте также
О любви к ботанике: короткая история с моралью
В наш суетливый и взбалмошный век, где скорость жизни и коммуникаций возросли, качество межчеловеческого общения изрядно упало. Это тезис. Мы становимся собой только дома. Вне дома мы или слишком…
Самые грустные цитаты о неразделенной любви
Читайте также
Значение рун любви для поиска второй половинки и для создания семьи
Здравствуйте всем! Любовь — очень сильное, возвышенное чувство, поэтому каждому человеку хочется испытать его хотя бы раз в жизни. Найти, пережить или вернуть старые чувства помогут Руны любви. Не…
Красиво о безответной любви
О ней тоже сказано немало грустных слов:
Ключики к сердцам от Омара Хайяма
Философ, мыслитель, поэт Омар Хайям поведал людям о магии чисел и загадках звезд. Мы же восхищаемся тем, как этот человек сумел подобрать ключик к каждому человеческому сердцу, благодаря своим мудрым рубаи.
Напоследок: читайте вместе 14 февраля мудрые цитаты со смыслом о любви и будьте счастливы!
Читайте также
Тест: проверьте свои отношения по дереву любви
Чрезвычайно любопытный тест дерево любви. Для чего нужен этот тест? Чтобы раскрыть главные качества человека и выбрать свою…
Любовь это… Высказывания и цитаты известных людей
Любовь в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.
Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин
Любовь — это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь
Любовь — это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон
Любовь — это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский
Любовь — это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран
Любовь — это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар
Любовь — это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
Поль Жеральди
Любовь — это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд
Любовь — это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой
Любовь — это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо
Любовь — это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух
Любовь — не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен
Любовь — это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд
Любовь — это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье
Любовь — это чудо цивилизации.
Стендаль
Любовь — это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс
Любовь — это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен
Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон
Любовь — это энергия жизни.
Роберт Браунинг
Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери
Любовь — это все, что тебе нужно.
Джон Леннон
Любовь — это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо
Любить — это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн
Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко
Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций
Любовь — это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс
Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень
Любовь — это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев
Любовь — это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль
Любовь — это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить — значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн
Любить — значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе
Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.
Франсуа Мориак
Любовь — самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида
Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой
Любовь — это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл
Любовь — это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен
Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран
Любовь — это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне
Что такое любовь. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф
Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак
Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов
Любовь — настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан
Любовь — есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь — все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, — есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк
Любовь твоя — это алтарь мой.
Еврипид
Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис
Любовь — вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник
Любовь — это боль, любовь — это шрамы, любовь — это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth
Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой
Любовь — причина всех благ.
Ефрем Сирин
…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк
Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов
Высшая ценность на этой Земле — Любовь.
А. А. Блок
Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель
Любовь — соль добродетелей.
Ефрем Сирин
Любовь — высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев
Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник
Любовь — враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон
Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.
Любовь есть доброта — не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность — осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин
Любить — это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен
Любовь — последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен
Любовь — наше второе рождение.
О. Бальзак
Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов
Любовь — это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер
Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм
Любовь — огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега
Любовь — девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев
Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой
…Любовь — корень жизни.
В. В. Розанов
Любовь — сладкая сердцевина жизни.
Нем.
Любовь — апофеоз жизни.
А. И. Герцен
Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой
Любовь — это желание жить.
М. Горький
Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете
Любовь — как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев
Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский
Любовь — это апофеоз красоты, красота — это сама женщина.
Д. Д. Минаев
Любовь — пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен
Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов
Любовь — и смысл, и цель всей сути сущей, —
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми
…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь — это стремление к бессмертию.
Сократ
Любовь — величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев
Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен
Любовь — подарок добровольный.
И. Гёте
Любовь — самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель
Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев
Любовь — самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор
Любовь — высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен
Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк
Любовь — прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье
Любовь — дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно
Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский
Любовь — вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега
Любовь — это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди
Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел
Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица
Расшифровка Любовь у Фрейда, Фромма, Маркузе, Лакана, Ханны Арендт и Маши Макаровой
Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке
Фрейд описывает эмоциональную жизнь человека как своего рода неврозы, то есть нервные напряжения, связанные с конфликтом влечений. Например, он выделяет истерию — ненасытимое желание, связанное с постоянным сомнением в другом; навязчивый невроз, или обсессию, когда, наоборот, объект постоянно с нами и мы даже иногда хотели бы от него отстроиться, но не можем. По сути дела, то, что мы называем любовью, Фрейд старается описать при помощи этих двух терминов. Кроме того, он выделяет полуневроз, которым является сублимация, сублимация полового влечения. Если твое половое влечение не удовлетворено, ты начинаешь писать стихи, раздумывать о смысле бытия — то есть это как бы такой перевернутый Платон. Если у Платона ты должен подавить свое половое влечение и перейти к созерцанию сути бытия, то у Фрейда это происходит с неудачниками, с теми, у кого так или иначе не получилось. Общество репрессировало их половое влечение, и тогда они успешно занимаются сутью бытия. Это издевательская, немножко карнавальная модель, но в ней есть, как и в версии Платона. Фрейд понимает любовь как своеобразную сублимацию. Когда люди начинают говорить о любви, то, вероятно, это значит, что они не удовлетворены телесной, материальной составляющей и хотят поэтому сублимировать свои чувства.
Но шире говоря, конечно, весь Фрейд — о любви, поскольку он старается объяснить почти всю эмоциональную жизнь человека именно через либидо, то есть материально понятую любовь. Наряду с влечениями к «я», с любовью к себе, любовь к другому является двигателем всей жизни человека. И это не любовь к одному человеку, как в традиционной романтической любви: по Фрейду, человек вступает в слабое или сильное половое отношение почти со всеми, кто его окружает, начиная с отца и матери.
Отдельно Фрейд развивает интересное учение о влюбленности, — Verliebtheit. Собственно, у него это не то же самое, что любовь, Liebe, но для нас эта влюбленность ближе как раз к тому, что мы называем любовью. Так вот, влюбленность — это очень сильное чувство, которое объединяет, во-первых, поклонение авторитету, связанному с идентификацией «я» и другого человека (то есть мы не столько любим, сколько проецируем себя) и, второе, — привязанность к внешнему объекту, к тому другому, к тому, что не мы, то есть традиционное либидо. Вот когда эти две самые сильные человеческие страсти соединяются на одном человеке, то есть один и тот же человек является для нас авторитетом и объектом, которого можно потрогать, которым можно завладеть, — вот это, считает Фрейд, в смысле ужас, потому что страсть здесь почти неостановима. Этим он объясняет, например, тоталитарные культы разного рода и феномен вождя. А шире говоря, он ухватывает здесь нечто важное для любви в целом: это и полурелигиозное восхищение другим человеком как личностью, и параллельно — странное желание его или ее потрогать, объективировать. Настоящая любовь там, где нелегко соединяются оба эти регистра.
Как я уже сказал, на самом деле теория Фрейда, вопреки самому Фрейду, посвящена именно любовной жизни современного человека в ее прозаическом понимании. Можно сказать, романной жизни. Конечно, Фрейда не было бы без французского романа. Современный французский философ Ален Бадью называет психоанализ современной теорией любви. У него есть термин «родовая процедура», то есть процедура порождения истины в данной конкретной ситуации. То есть у тебя есть ситуация, ты пытаешься вывести наружу ее потенциал, понять, о чем она, сконструировать в ней новое, новые возможности. Если эта ситуация у тебя бытовая, личная, то есть мы не говорим о политической революции, а именно о родовой процедуре любви. Любовь — это способ бытования истины, и психоанализ, по Бадью, — это как раз та традиция, которая была направлена на выявление этой истины.
Дальше в рамках психоанализа было в свое время очень много рассуждений как раз о любви. Яркие интерпретации любви в психоанализе предложили Эрих Фромм и Герберт Маркузе, оба — члены так называемой Франкфуртской школы. У Фромма возникает моральная интерпретация любви: он говорит, что любовь — это здоровое чувство, хороший выход из всевозможных неврозов, которые у тебя могут быть, это функция, которая позволяет нам быть сосредоточенным не на объектах того или иного рода, не на владении, а на собственном существовании и существовании другого. То есть любящий — это тот, кто вступает в экзистенциальное, полноценное общение с другим индивидом как личностью и самоотверженно дарит себя ему. А если этого всего не получается, то начинаются неврозы по Фрейду.
То есть Фромм, грубо говоря, ставит Фрейда на голову и возвращается к более традиционной модели романтической любви или даже дружбы, а либидо уже не играет центральной роли — точнее, оно понимается как синоним настоящей любви. Вроде бы это более здравая модель — а с другой стороны, она очень банальна и моралистична. Что же происходит, собственно, с нашими иррациональными влечениями — здесь непонятно.
Герберт Маркузе в здесь близок, но он идет другим путем. Он считает как раз половую любовь, эрос, совокупностью некоторых конструктивных, утвердительных желаний и страстей, которые у нас есть. Но, кроме того, у нас есть, естественно, и очень много негативного: вражда, ненависть, тревога, —которое в основном связано с тем, что общество (репрессивное, авторитарное) давит в нас конструктивные импульсы. То есть если поменять общество, если снять это давление, то предназначение человека — это любовь в смысле эроса. Любить надо, естественно, не одного человека, а многих. Присутствует некоторая рассеянная эротика, рассеянная сексуальность, которая дает выход в человеке именно тому, что нужно. Поэтому, скажем, революция 1968 года и всеобщая эмансипация сексуальности, произошедшая в 1970–80-е годы, а сейчас вроде бы заканчивающаяся на наших глазах, шла как раз под влиянием идей Маркузе. А они, в свою очередь, встраивались им в психоаналитическую традицию.
В результате этого ты не можешь спокойно вступить в гармоничные отношения с другим человеком, но тебе нужно мыслить себя как объект и пытаться завладеть другим тоже как объектом. И вот эта игра «субъект — объект», неизбежная объективация друг друга и в то же время попытка принести себя в качестве объекта в дар, делает любовь похвальной, но достаточно бесперспективной и трагической практикой. По Лакану, мы обречены на взаимонепонимание в любовных отношениях, но тем не менее они возможны и они выражают наше в смысле даже предназначение. Заметьте, что опять же здесь у Лакана есть преемственность по отношению к французской традиции, к французскому роману, достаточно скептическому в отношении любви.
В XX веке любовь становится культовым предметом для масс, но, конечно, постоянно подвергается и философской рефлексии. Помимо фрейдистской традиции, много пишут о любви в современной французской метафизически ориентированной философии. В частности, в феноменологии. Феноменология — это такая философская традиция XX–XXI веков, которая пытается на основе опыта, в том числе эмоционального, перестроить наше представление о реальности — о реальности жизни, о нашем жизненном мире.
В частности, Морис Мерло-Понти, крупнейший французский феноменолог, создал теорию, которая очень много дает для понимания половой любви. Такая любовь представляет собой, говорит Мерло-Понти, хиазм, перекрест — от буквы Х, которая образует переплетение. Здесь наше тело как бы наизнанку выворачивается в отношении с другим человеком — и буквально, и в переносном смысле, и мы, как на ленте Мебиуса, встречаемся с другим человеком внутри самих себя. Любящие — это те, кто таким образом переплетается. Уже непонятно, где кончается моя кожа и начинается твоя, где я тебя буквально проглатываю, — и так далее, по мере сил. И тем самым, собственно, человек, каждый из этих любящих, подключается к вне себя, происходит та самая желанная трансценденция. Потому что иначе мы были бы замкнутыми монадами, которые вообще не имели бы никакого контакта с внешним миром.
Еще один современный французский автор-феноменолог, который пишет о любви, — это Жан-Люк Марион, тоже очень знаменитый философ. Он написал книгу «Эротический феномен». Марион считает, что любовный опыт сродни религиозному. У него есть термин «насыщенный феномен», то есть феномен, который настолько богат всевозможными видами опыта, эмоциями, переживаниями, что ему невозможно поставить в соответствие внешний конкретный внешний объект. Вот мы сейчас наблюдаем, допустим, Елену Петровну, мы очень любим Елену Петровну, и когда мы видим Елену Петровну — нас охватывает такое сильное чувство, что мы прямо не можем. То есть любовь, то, что мы ощущаем при виде Елены Петровны, больше этой Елены Петровны, оно не может быть сведено к наблюдению вот этой конкретной личности Елены Петровны. В этом феномене встает вопрос о самом бытии. Это похоже на стендалевскую кристаллизацию, но наоборот. Поэтому любовь, действительно, — это важнейший в нашей жизни феномен, абсолютно необходимый для бытия человека. Почему? Потому что через этот феномен происходит прежде всего удостоверение человека в значимости собственного бытия — и заодно бытия вообще. Он находит другого человека, который дает ему словесное признание, и весь комплекс переживаний, связанный с этим словесным признанием, и образует любовь. Он, повторяю, не сводится к взаимоотношениям с данным конкретным индивидом. Это такая развернутая и сложная теория, но суть ее достаточно понятная и, я бы сказал, местами тривиальная.
Я уже упоминал нашего современника, французского философа Алена Бадью — вот он уже не феноменолог. Даже затрудняюсь сказать, в какой он парадигме работает. В смысле он экзистенциалист, наверное. Он известен прежде всего своей политической теорией, теорией политического события, но он тоже написал небольшую книгу о любви, в которой любовь рассматривается (немножко вопреки Платону) как сущностное раздвоение бытия. То есть не то что это не единство, но это не полное объединение, это создание двоицы, раздвоенного бытия. И, соответственно, такая любовь растет из события встречи. Вот ты встретился, случайно или не совсем, с другим человеком, с той же самой Еленой Петровной, и у тебя появился двуединый субъект. Допустим, если ты Николай Иванович и тебе нравится Елена Петровна, то получается — Николай-Иванович-и-Елена-Петровна, как «Иван-да-марья» — это теперь время нераздельное такое двуединство, слияние. Вспомним вагнеровских Тристана и Изольду. Но вся суть здесь в том, что они образуют двойной, не сводимый к одному объект. Ну а про встречу — мы видим, что здесь продолжается все та же традиция XIX века, традиция романа, где любовь — это результат случайного хаоса переплетений, интриг судьбы, приключений и так далее. Но здесь этому приключению придается романтическая сверхценность. И Бадью считает, что созданный в результате любви такой двойственный объект не может сам по себе существовать, без твоего постоянного вовлечения. Здесь любовь становится еще и субъективным отношением. Ты должен быть верным событию любви, ты должен быть верным этой двоице, ты должен постоянно доказывать и поддерживать любовь, иначе она пропадает. То есть тут немножко тоже как с религией. Можно сказать, что Бог, конечно, есть, но если ты не молишься Богу, то его и нет. Так же и здесь. Любовь — это не медицинский факт, не психоаналитическая «высокая болезнь», а некоторое событие, которое нуждается в постоянном подтверждении и утверждении.
Если сейчас подводить итог, то, во-первых, любовь продолжает быть сверхценным явлением современной философии. В этом смысле Платон и христианство продолжаются. Не все, конечно, авторы пишут о любви, но все время от времени упоминают о ней с крайним пиететом. Если они ее и критикуют, то это во имя высшей, бестелесной, но все равно любви. Из исключений мне известна разве что Ханна Арендт (не случайно женщина) — она выражает порой беспокойство по поводу того, что так много говорят о любви и тем самым отвлекают людей от публичной сферы, от сферы поступков, политических решений и выводят людей в интимность, которая характерна для любви, в их совместное одиночество. Но даже Арендт в конечном счете любви не противостоит: как я уже говорил, она пропагандирует «любовь к миру» в духе Августина.
Таким образом, что можно сказать в целом? Любовь — это очень древний миф и это действительно древняя сила взаимного влечения предметов, которая доходит до просто физической силы, всемирного тяготения, и эта сила придает инстинктивному поведению человека некий дополнительный сверхимпульс, избыток. Она заставляет человека обращать особое внимание на людей, животных, вещи, которыми человек наслаждается. Он их не может полностью объективировать, есть еще, и вот это еще — это любовь. Но при этом подлинная любовь все-таки включает еще и любовь к самому себе или к самой себе, то есть любовь к процессу собственного бытия.
Мне вслед за Аристотелем кажется, что на самом деле любовь, которая была бы полным самопожертвованием и растворением в другом, — эта любовь тоже не аутентичная. В любви должна быть любовь к любви, то есть к самому процессу, в котором ты встречаешься с другим человеком, к себе, который любит. Иначе любовь не сможет воспроизводиться. Но, конечно, любовь не работает сама по себе: как мы уже видели, здесь необходимы постоянные субъективные усилия. И здесь неизбежно постоянное вопрошание, постоянная неопределенность, постоянные сомнения. Но только на этих условиях нам с вами вообще дана способность к отношению.
Более того, даже если не брать ненависть как отрицательное чувство отторжения, сама любовь с ее навязыванием дара, как мы упоминали, с ее желанием слиться в смерти, вообще с определенной навязчивостью, которую мы тоже упоминали, — она для вас позитивна, а для другого человека или для общества она может выступать как раз как очень даже негативный феномен, то, что называется сегодня «харассмент». То есть вроде как это не ненависть, не жестокая практика, не мучение другого человека, но сам факт того, что вы лезете к нему со своей любовью, может быть расценен как акт ненависти. Поэтому, учитывая этот взаимообмен, диалектику любви и ненависти, в том числе то, что любовь сама, с другой точки зрения, может быть рассматриваема как ненависть, здесь создается, вообще говоря, очень взрывоопасный клубок.
С XIX по XXI век культивация любви крутится вокруг половой любви двух индивидов. Их объединение в семью само по себе непрочно, поэтому оно требует постоянной аффективной подпитки. Конечно, это сила любви, это секуляризация христианской любви к Христу или к Мадонне — это все верно, но то, что каждый вообще должен любить, — это, можно сказать, результат принципа трансценденции и любви к иному, того, что мы должны выйти наружу. Но то, что мы требуем любви взамен, и то, что мы любим избранного индивида, выбираем его или ее, — это некоторое смещенное удвоение нашего собственного нарциссизма, переплетение любви к «я» и любви к другому, переплетение, я бы сказал, единства с одиночеством как высшего принципа. То есть принцип объединения всех и принцип единого как одного конкретного человека. Выбор моего возлюбленного — это возвращение на другом материале ко мне же, к вопросу о моей собственной случайной и удивительной экзистенции. Иначе мы бы просто симпатизировали всем, любили всех, вступали бы в половые отношения со всеми, не стоял бы вопрос выбора этой конкретной личности. Поэтому, если немножко иронично формулировать, романтическая любовь современности — это некоторое компромиссное образование между человеколюбием и нарциссизмом.
Но остается, как мы видели, еще дружба. Она, как и в Древней Греции, является у нас неформальным цементом общества. Дружба создает риск прагматического использования любимого, мы об этом тоже говорили, но, с другой стороны, в ней меньше обременительной навязчивости, поэтому, может быть, она и является альтернативой вот такой сверхсильной страсти, которой является любовь. Далее, если даже дружба может показаться нам слишком избирательной и утилитарной, то остаются как минимум жизнелюбие и человеколюбие, то, что раньше называли словом «филантропия». Общество вряд ли мыслимо без некоторой фоновой симпатии, без этой аристотелевской «филии», объединяющей людей.
Либе, либе, аморе, аморе,
Либо, либо, любовь.
Вот она очень точно, мне кажется, отражает многообразие этого феномена и в то же время его зацикленность на вопросе о нем самом, на любви как таковой, вне дополнительного смысла.