Что говорится в сорочинская ярмарка
Сорочинская ярмарка
Описанием упоительных роскошеств летнего дня в Малороссии начинается сия повесть. Среди красот августовского полдня движутся возы, заполненные товаром, и пеший люд на ярмарку в местечко Сорочинец. За одним из возов, гружённым не только пенькою и мешками с пшеницей (ибо сверх того здесь сидят чернобровая дивчина и ее злая мачеха), бредёт истомлённый жарою хозяин, Солопий Черевик. Едва въехав на перекинутый через Псел мост, воз привлекает внимание местных парубков, и один из них, «одетый пощеголеватее прочих», восхищаясь пригожей Параскою, затевает перебранку с злоязычною мачехой. Однако, прибыв к куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевик с дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмарке отведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верные приметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимается с давешним парубком, возвращает его к «прежней беспечности». Впрочем, находчивый парубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведёт Черевика в палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено. Однако по возвращении Черевика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий, и Черевик идёт на попятный. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстно берётся ему помочь.
Вскоре «на ярмарке случилось странное происшествие»: появилась красная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся прежде провести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей, а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своим поповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякой домашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках. По просьбе Черевика кум рассказывает историю красной свитки — как за какую-то провинность был изгнан из пекла черт, как пьянствовал он с горя, угнездившись в сарае под горой, пропил в шинке все, что имел, и заложил красную свитку свою, пригрозив прийти за нею через год. Жадный шинкарь позабыл о сроке и продал видную свитку какому-то проезжему пану, а когда явился черт, то прикинулся, будто в глаза его раньше не видал. Черт ушёл, но вечерняя молитва шинкаря была прервана явившимися вдруг во всех окнах свиными рылами. Страшные свиньи, «на ногах, длинных, как ходули», угощали его плетьми, пока тот не признался в обмане. Однако свитки вернуть было нельзя: пана по дороге ограбил цыган, свитку продал перекупке, и та снова привезла ее на Сорочинскую ярмарку, но торговля ей не задалась. Смекнув, что дело в свитке, она бросила ее в огонь, но свитка не сгорела, и перекупка подсунула «чёртов подарок» на чужой воз. Новый владелец избавился от свитки, лишь когда, перекрестившись, порубил ее на части, разбросал вокруг и уехал. Но с той поры ежегодно во время ярмарки черт «с свиною личиною» ищет куски своей свитки, и теперь только левого рукава недостаёт ему. В этом месте рассказа, неоднократно прерывавшегося странными звуками, разбилось окно, «и страшная свиная рожа выставилась».
В хате все смешалось: попович «с громом и треском» упал, кум пополз под подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без сил упал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть и полнится страшными слухами о красной свитке, шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки, ворча ведёт кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава и бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в краже собственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся ему чертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю, и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольников и отправляет Солопия домой, где ждёт его не только чудно обретённая кобыла, но и покупщики ее и пшеницы. И хотя неистовая мачеха пытается помешать весёлой свадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общая радость, а один только хмель.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Сорочинская ярмарка»
Состоятельный крестьянин Солопий Черевик едет на местную ярмарку в Сорочинцы, чтобы продать пшеницу и лошадь. Его сопровождают красавица-дочь Параска и сварливая жена Хавронья. В пути встречается им группа парубков (молодых парней), один из них, носящий имя Грицко, с первого взгляда влюбляется в крестьянскую дочку.
«- Славная дивчина! — продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нее глаз. – Я бы отдал все свое хозяйство, чтоб поцеловать ее. А вот впереди и дьявол сидит!»
С этих слов началась перепалка между женой Солопия и Грицко, тот в конце кинул в нее грязью. Хавронья ворчала всю оставшуюся дорогу и смогла успокоиться только по приезде в пригород к их старому знакомому и куму Цыбуле.
Между тем, Грицко находит на ярмарке Солопия с дочерью и без обиняков предлагает сосватать их. Отец не против, однако по приезде домой, злая жена (мачеха Праски) отговаривает своего безвольного мужа от свадьбы парубка с красавицей Праской.
Грицко узнает об этом. Огорченный отказом он бредет по ярмарке, там встречает цыгана, который предлагает свою помощь, но взамен попросит коня Черевика.
Причиной поспешного возвращения мужа послужила местная легенда о проклятии Сорочинской ярмарки. Солопий просит кума рассказать легенду подробнее и садясь за стол, кум начинает свой рассказ. «В местном шинке (постоялый двор) пьянствовал сам черт, да так поиздержался, что пришлось ему отдать свой кафтан хозяину шинка. Шинкарь же продал одежду чёрта, и бес, отправившийся на поиски, узнал, что его кафтан разорван в клочья, поскольку приносил своим владельцам несчастья. Обрывки одежды по уверению местных жителей разбросаны по всей ярмарке.» Внезапно, кум и Черевик видят свиное рыло в окне, а общую суматоху усиливает свалившийся с потолка поповский сын. Черевик выбегает с испуганным криком: «Чёрт, чёрт!», а за ним и его жена. Нашли их вскоре, лежащих на дороге, перепуганных до смерти и засмеяли.
На следующее утро Солопий опять отправляется на ярмарку. Во время торгов цыган отвлекает его разговором, тем временем кто — то уводит у него коня, а на узде оставляет привязанный обшлаг от красного кафтана. Обнаружив пропажу, Солопий, от страха, бежит куда глаза глядят, но в толпе оказывается пойманным группой казаков. Он рассказывает им о случившемся, но ему не верят, обвиняя в краже собственного коня. Солопия связывают и вместе с кумом (вступившимся за знакомого) бросают в сарай. Через некоторое время горемык находит Грицко. В обмен на обещание выдать за него Параску помогает освободиться. По возвращении домой крестьянин находит в стойле не только пропавшую лошадь, но и покупателей на пшеницу.
Все произошедшее –мистификация цыган и друзей парубка Грицко.
Повесть завершается сценой свадебного пиршества, на котором гуляют все сорочинцы, поздравляя молодоженов — находчивого казака и его невесту.
«Сорочинская ярмарка»: краткое содержание повести
Описанием упоительных роскошеств летнего дня в Малороссии начинается сия повесть. Среди красот августовского полдня движутся возы, заполненные товаром, и пеший люд на ярмарку в местечко Сорочинец. За одним из возов, груженным не только пенькою и мешками с пшеницей (ибо сверх того здесь сидят чернобровая дивчина и ее злая мачеха), бредет истомленный жарою хозяин, Солопий Черевик. Едва въехав на перекинутый через Псел мост, воз привлекает внимание местных парубков, и один из них, «одетый пощеголеватее прочих», восхищаясь пригожей Параскою, затевает перебранку с злоязычною мачехой. Однако, прибыв к куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевик с дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмарке отведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верные приметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимается с давешним парубком, возвращает его к «прежней беспечности». Впрочем, находчивый парубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведет Черевика в палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено. Однако по возвращении Черевика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий, и Черевик идет на попятный. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстно берется ему помочь.
Вскоре «на ярмарке случилось странное происшествие»: появилась красная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся прежде провести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей, а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своим поповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякой домашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках.
В хате все смешалось: попович «с громом и треском» упал, кум пополз под подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без сил упал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть И полнится страшными слухами о красной свитке, шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки, ворча ведет кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава и бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в краже собственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся ему чертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю, и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольников и отправляет Солопия домой, где ждет его не только чудно обретенная кобыла, но и покупщики ее и пшеницы. И хотя неистовая мачеха пытается помешать веселой свадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общая радость, а один только хмель.
«Сорочинская ярмарка», краткое содержание по главам повести Гоголя
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 1 – краткое содержание
В летний день, посреди живописно обрисованной Гоголем роскошной украинской природы (см. текст описания) возы торговцев едут на Сорочинскую ярмарку. Направляется туда и крестьянин Солопий Черевик, которому надо продать десять мешков пшеницы и старую кобылу. Многие встречные, поравнявшись с Черевиком, снимают шапку и кланяются. Причина такой приветливости – сидящая на его возу чернобровая красавица-дочка Параска, девушка 18 лет. Вид телеги Черевика, правда, сильно портит сидящая рядом с Параской мачеха Хавронья (Хивря) – сварливая, гадкая баба, которая держит мужа под каблуком.
При переезде воза через реку Псёл Параска неожиданно слышит возглас: «Ай да дивчина!» Оглянувшись, она видит, что эти слова произнёс красивый парубок (парень) с огненными глазами, стоящий в толпе товарищей. Похвалив дочь Черевика, этот весельчак тут же называет «столетней ведьмой» её мачеху. Хавронья обрушивает на него с верха воза потоки площадной брани. Парубок в ответ при общем хохоте метко швыряет в неё комком грязи.
«Сорочинская ярмарка». Мюзикл, 2004 г.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 3 – краткое содержание
Черевика тем временем отвлекает услышанный им вблизи себя разговор двух незнакомцев о пшенице. Один из них говорит, что хорошей торговли ждать нечего: ей мешает угнездившаяся в старом сарае на краю Сорочинской ярмарки нечистая сила. Проходя мимо этого сарая, люди видят, как в его слуховое окно выставляется ужасно хрюкающее свиное рыло. Не дай Бог, опять покажется красная свитка!
Солопий не дослушивает рассказа о том, что же это за красная свитка (кафтан). Он внезапно замечает, что его дочь обнимается с красивым парубком. Черевик вначале хочет прервать это принявшее чересчур страстный оборот свидание. Но парень объявляет себя сыном его близкого приятеля, Голопупенка и приглашает в известную всей Сорочинской ярмарке корчму, которую содержит одна еврейка. Увидев как парубок, молодецки, не поморщившись, осушает большую кружку горилки, Солопий проникается к нему уважением. Основательно подпив, он соглашается на просьбу выдать за парня Параску.
Значение и основные мысли рассказа
Далеко не у каждого есть возможность читать краткое содержание «Сорочинской ярмарки».
Понять значение произведение поможет краткий обзор-описание основных идей автора. Как и большая часть повестей Гоголя, эта работа наполнена юмором, забавными моментами и потрясающими воображение сравнениями. Главная особенность произведения заключается в достоверности информации, касающейся традиций маленького селения того времени, верований украинцев, живущих на территории Полтавы в начале XIX столетия.
Условно весь рассказ можно разделить на несколько основных частей, о которых и повествует писатель в главах повести:
Главная мысль сказочного сказания «Сорочинская ярмарка» — каждый мужчина должен держать свое слово, данное любимой женщине.
Повесть учит каждого читателя выполнять обещания, не отчаиваться, верить в положительный исход событий.
Не нужно доверять суевериям и быть мнительным. Негоже становиться на пути у любви двух людей. Добиться поставленной цели под силу каждому.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 5 – краткое содержание
Получив отказ от Черевика, Грицко (так зовут парня с огненными глазами) вечером сидит печальный посреди Сорочинской ярмарки. Узнав о причине его горести, торгующий у Грицко волов цыган обещает, что Черевик отдаст Параску. Взамен парень должен продать волов по дешёвой цене. Грицко вначале не верит цыгану, но взглянув на его язвительную, хитрую физиономию, на глаза, в которых как молния меняются обманные предприятия и умыслы, бьёт с ним по рукам.
Н. В. Гоголь, автор «Сорочинской ярмарки». Портрет работы Ф. Мюллера, 1841
Заговор против Черевика
Следующая глава «Сорочинской ярмарка», краткое содержание которой мы рассматриваем, повествует о Грицке. Именно так зовут сына Голопупенко. Юноша заметно расстроен тем, что Черевик не сдержал своего слова. В этот момент к нему подходит цыган с предложением купить волов «за двадцать». Но Грицьку не до этого — он влюблен. Тогда хитрый цыган предлагает ему сделку — он заставляет Солопия сыграть свадьбу, а парубок продает ему волов. Грицько обещает, что отдаст волов «за пятнадцать», если цыган не солжет.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 6 – краткое содержание
Черевик из опасения воров отправляется с кумом ночевать под возы. Его супруга Хивря, пользуясь тем, что «дурень ушёл», принимает у себя поповича Афанасия Ивановича. При попытке перелезть через плетень, попович обрушивается в заросли «змиеподобного злака крапивы». Утешая неловкого кавалера, Хивря потчует его в избе галушечками и пампушечками. Попович вскоре начинает умолять о кушанье, которое «послаще будет» – о любви Хавроньи. Но близ самой кульминации приятного свидания в дверь раздаётся сильный стук: Черевик с кумом неожиданно вернулись домой. Хивря наспех прячет любовника на положенных под потолком досках и бежит открывать.
И тут в хате слышится хрюканье. Это развлекается Афанасий Иванович, который схоронился в нише. Еле живая от страха Хавронья стыдит мужиков за трусость, говорит, что это под ней скамейка скрипнула.
Но внезапно в хате начинается настоящая паника — разбивается окно и в него заглядывает страшная свиная рожа. Гости разбегаются кто куда. Черевик, обезумевший от ужаса, бежат в поле с истошными воплями: «Черт!». Ему кажется, что за ним бежит что-то грузное… От усталости и страха он теряет сознание. И чувствует, как на него наваливается что-то тяжелое.
Цыгане, которые спали на улице, услышали вопли и отправились на поиски его источника. На улице лежал мужчина, а сверху упала его супруга — Хавронья…
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 7 – краткое содержание
Солопий и кум вернулись потому, что провести ночь на Сорочинской ярмарке им показалось страшновато: там всё громче распространяются слухи о новом появлении красной свитки. Хивря, беспокойно поглядывая на доски под потолком, усаживает мужа и его спутников за стол. Слегка употребив горилки, кум Черевика начинает объяснять, о какой красной свитке ведутся речи.
Раз одного чёрта выгнали из пекла. Скрыв рога под шапкой, а когти на руках под рукавицами, этот нечистый повадился пьянствовать в сорочинском шинке. Пропившись дотла, он заложил свою красную свитку (кафтан) хозяину шинка – еврею. Сроком заклада был определён год, однако еврей, видя, что закладчик сгинул неизвестно куда, не дождался положенного времени и из корысти продал свитку за пять червонцев проезжему пану. Но через год чёрт явился за красной свиткой. Еврей прикинулся, что его не знает, а свитку и в глаза не видал. Нечистый ушёл, однако ночью в окна дома еврея залезли свиньи на длинных ногах и угостили обманщика плетьми. Свитка с тех пор была уже несколько раз перепродана – и приносила несчастье всем своим хозяевам. Последний из них, мужик, торговавший маслом, смекнув, что из-за свитки ему не удаётся ничего продать, изрубил её топором и раскидал по Сорочинской ярмарке. С тех пор во время ярмарки чёрт со свиной личиной ходит и ищет куски свитки. Он нашёл уже их все, кроме левого рукава. Его появление вызывает на Сорочинской ярмарке разные несчастья…
Рассказ кума вводит окружающих в испуг и вдруг прерывается страшным происшествием. Одно из окон хаты, где сидят слушатели, внезапно выбивается, и в него выставляется ужасная свиная рожа!
К вечеру по ярмарке проходит слух, что черт в образе свиньи что-то искал на возах. К Цыбуле напрашиваются ночевать несколько знакомых. Они выпивают для храбрости. По просьбе Черевика кум рассказывает про «червоную свитку». Однажды черт засел в корчме и пропил все, что было. Тогда он отдал корчмарю свою свитку, но обещал через год вернуться за ней. Корчмарь не стал ждать и продал красивую вещь пану.
Через год пришел черт, но свитку у пана уже украл цыган и продал ее «перекупке» на ярмарке. У той сразу остановилась торговля. Сообразив в чем дело, торговка подсунула чертову одежку на воз мужику. У бедняги тоже перестали покупать, тогда он изрубил свитку топором и разбросал по округе. Вот черт каждый год ходит по ярмарке, ищет куски своей свитки.
Рассказ Цыбули прерывает звон стекла, в разбитое окно всовывается свиная морда.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 10 – краткое содержание
Остаток ночи Черевик и Хивря проводят в сарае у кума. Наутро Хавронья будит мужа, торопя его вести кобылу на Сорочинскую ярмарку, которая уже в самом разгаре. Солопий хочет умыться. Хивря подаёт ему вместо полотенца первую подвернувшуюся тряпку – и в ужасе откидывает её: тряпкой оказывается красный обшлаг свитки!
Перепуганный Черевик кое-как выводит кобылу и идёт с ней на ярмарку, не чая от своей торговли ничего хорошего. По дороге его останавливает высокий цыган, спрашивая, что он продаёт. «Ты разве сам не видишь?» – отвечает Солопий, но, обернувшись, замечает: кобылы нет. В руках у него одна узда, к которой привязан красный рукав свитки! В ужасе Солопий бросается бежать «быстрее молодого парубка».
В тесном переулке Солопия хватают дюжие парни. Его обвиняют в краже кобылы. Бедняга пытается доказать, что кобылу украли как раз у него. Черевику не верят, а рассказ о куске «червоной свитки» только ухудшает дело. Теперь его обвиняют еще и в распускании вредных слухов. Навстречу такие же крепкие парни тащат связанного кума. Он засунул руку в карман, чтобы закурить, но вместо кисета нашел кусок «червоной свитки», а затем с криком бросился бежать. Цыбулю тоже обвиняют в распространении паники.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 12 – краткое содержание
В сарай, где плачут связанные Черевик с кумом, как бы невзначай заходит Грицко Голопупенко. Увидев Солопия, он тут же вызывается помочь ему, но выставляет и своё условие: выдать за него Параску. Черевик с радостью соглашается. Грицко мигает хлопцам, связавшим Солопия с кумом, и те развязывают обоих. Выясняется, что и кобыла Черевика нашлась – она уже у него дома.
Подошедший к Грицко после ухода Черевика цыган спрашивает: «Ну что, мы сделали своё дело? Волы теперь мои?» «Твои! Твои!» – с радостью подтверждает Грицко.
Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 13 – краткое содержание
Параска, сидя дома, смотрится в зеркало и вспоминает о встрече с очаровавшим её Грицко. Примеряя наряды, она пускается перед зеркалом в танец и запевает песню о любви. Вошедший в хату Черевик начинает плясать вместе с дочерью, а кум объявляет, что пришёл жених, и сейчас начнётся свадьба. Прибежавшая Хивря, махая руками, пробует помешать общему торжеству, но её оттесняет пара дюжих цыган.
Гоголь оканчивает «Сорочинскую ярмарку» описанием шумного свадебного пира. Однако в самом конце он примешивает к этой весёлой картине и нотку щемящей грусти, коротко замечая, что всё на свете преходяще, что радости, молодости и самой жизни неизбежно суждено окончиться. Этот краткий финальный аккорд светлой, солнечной «Сорочинской ярмарки» будет слышаться во всём дальнейшем творчестве Гоголя, с годами всё усиливаясь.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Параска одна в доме. Она любуется собой в зеркале, мечтает о том, как выйдет замуж за Грицька, напевает и пританцовывает. Входит Солопий и тоже пускается в пляс. Появляется Грицько, и Черевик торопит молодых. Он спешит все уладить, пока не пришла жена. Начинается свадебное веселье, которому не могут помешать даже протесты вернувшейся Хиври.
По произведению: «Сорочинская ярмарка»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
«Сорочинская ярмарка» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя
Краткие сведения о произведении
Главные герои повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Крестьянин Солопий Черевик со своей дочерью Параской и женой Хавроньей (мачехой Параски) приехал на Сорочинскую ярмарку, чтобы продать старую кобылу и десяток мешков пшеницы. Им повстречался парубок Грицько. Он влюбился в Параску и поссорился с её мачехой. Грицько посватался к Параске, её отец был согласен выдать за него дочь, но Хавронья яростно возражала, и свадьбу отложили. Грицько обратился к цыгану, и тот обещал всё-таки устроить свадьбу.
Люди на ярмарке говорили, что место, где её проводят в этом году, проклято. Все опасаются появления красной свитки (кафтана). Причину этого Солопию объяснил его кум Цыбуля. Оказывается, некогда чёрт, пьянствуя в шинке, поиздержался и заложил свитку его хозяину на год. Явившись через год, чёрт узнал, что шинкарь продал свитку. Наказал чёрт его и отправился искать свою красную свитку. Но она за год много раз переходила из рук в руки, принося владельцам несчастья. В конце концов, была изрублена и раскидана по Сорочинской ярмарке. Сейчас чёрт бродит по ярмарке, собирает эти куски, осталось ему найти лишь левый рукав.
Под утро в окно, где ночевали Черевик с женой, вломилась морда свиньи. Надел Солопий вместо шапки горшок и выбежал с криком: «Чёрт, чёрт!» Утром собрался Черевик продавить кобылу, но после умывания, неведомо как, под руку попал обшлаг красной свитки. По дороге на ярмарку Солопий повстречал цыгана, а кобыла исчезла, оставив в руках хозяина только уздечку и рукав красной свитки. Черевик в ужасе кинулся бежать, но его поймали парубки и обвинили в краже лошади Черевика. Солопий возмутился, что его обвиняют в том, что он сам у себя украл кобылу. Но его всё равно закрыли в сарае.
Грицько пообещал вызволить Черевика, если он отдаст Параску ему в жёны. Тот согласился. Грицько встретился с цыганом и подтвердил, что всё произошло, как было задумано. В конце повести автор подробно описал свадебное пиршество и гуляние.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава I
В один из жарких августовских дней, лет тридцать назад, по дороге, ведущей в местечко Сорочинцы, ехало множество возов. Народ спешил на ярмарку.
В стороне тащился воз, наваленный поклажей. К нему была привязана кобыла. За возом брёл его хозяин, а на возу сидела его жена со злым лицом и хорошенькая дочка, на которую заглядывались встречные парубки.
Когда воз выехал на мост, услышала дочка слова: «Ай да дивчина!» Оглянувшись, увидела она парубка, стоявшего в толпе дружков и молодецки поглядывавшего на проезжающих. Похвалив славную дивчину, он сравнил сидящую рядом с ней супругу хозяина воза с дьяволом. Та разразилась бранью. Тогда парубок швырнул в неё комок грязи. Воз в это время был довольно далеко от парубка, и весь гнев женщина обрушила на мужа падчерицу. Ругалась она до тех пор, пока не приехали они к куму, казаку Цыбуле.
Глава II
На ярмарке приезжий мужик с дочкой ходил и примеривался к ценам на пшеницу. Дочке же хотелось туда, где продавались ленты, серьги и другие украшения. Тут почувствовала она, что кто-то дёрнул её за рукав. Оглянувшись, увидела красавица парубка, который похвалил её на мосту. Он сказал, чтобы она не боялась, так как ничего худого не скажет. А отец девушки, услышав в стороне разговор про пшеницу, пошёл туда.
Глава III
Один из разговаривающих про пшеницу рассказал, что в этом году сделали ярмарку на проклятом месте, поэтому продать товар с выгодой будет трудно. Рядом с ярмаркой, под горой стоит сарай, в котором «водятся чертовские шашни». Того и гляди, что снова появится красная свитка. После этих слов беседующих у отца девушки волосы от ужаса встали дыбом, он оглянулся и, увидев, что его дочка и парубок стояли, обнявшись, возмутился.
Парубок, поняв, что отец девушки, которого звали Черевик, не очень умён, «решил склонить его в свою пользу». Это удалось, и когда парубок сказал, что он и дочка Черевика полюбили друг друга и хотят жить вместе, Черевик с радостью согласился. Отметили они это решение в «ярмарочной ресторации». После этого довольный Черевик побрёл с дочкой Параской к возу, а парубок пошёл выбирать свадебные подарки.
Глава IV
Похвалился Черевик своей жене Хавронье, что нашёл жениха дочери, но она его отругала, что сейчас не время за женихами бегать, а нужно думать, как продать пшеницу.
Узнав, что жених — тот самый парубок, который кинул в неё грязь, Хавронья разъярилась, и Черевик подумал, что придётся отказать парубку.
Глава V
Глава VI
Когда Черевик отправился с кумом на ночь караулить воз, его жена принимала гостя — поповича. Угощаясь галушками и прочим, тот отпускал ей комплементы. Когда послышался стук в ворота, Хавронья спрятала поповича на заваленных рухлядью перекладинах под потолком.
Глава VII
На ярмарке появился слух, что между товарами «показалась красная свитка». Какой-то пьяной продавщице бубликов привиделся сатана в образе свиньи, который что-то искал на возах. Все перепугались, и к куму Черевика напросилось на ночлег много людей. Один из гостей рассказал историю про красную свитку. В ней говорилось об одном чёрте, которого выгнали из пекла. С горя он стал пьянствовать в шинке, а ночевал в сарае под горой. Никто не признавал его за чёрта с рогами и когтями, потому что на нём была шапка и рукавицы. Когда чёрт все деньги пропил, заложил он жиду свою красную свитку и сказал, что придёт за ней через год. Но жид продал её раньше срока. Когда прошёл год, пришёл к нему человек и потребовал свою свитку. Жид прикинулся, что ни о какой свитке не знает. Тот ушёл, но к вечеру услышал жид шорох и увидел в окнах свиные рыла. Свиньи на длинных ногах залезли в дом и побили жида плётками. Признался он во всём. Свитку у пана, купившего её у жида, украл цыган и продал перекупке. Та привезла её на ярмарку, но никто с тех пор ничего у неё не стал покупать. Поняла перекупка, что это из-за свитки, бросила её в огонь, но она не сгорела. Смекнув, что это подарок беса, подкинула она свитку в воз мужику, вёзшему масло на продажу. Тот обрадовался, но когда масло не удалось продать, понял, что подкинули свитку недобрые руки. Изрубил он её топором, а куски лезут один к другому, и снова свитка целая. Перекрестился мужик, изрубил снова, разбросал куски свитки и уехал. С той поры каждый год во время ярмарки ходит чёрт «с свиною личиною» и подбирает куски свитки. Говорят, сейчас только левого рукава ему не хватает. С тех пор вот уже десять лет не было на этом месте ярмарки, но в этот год заседатель постановил, что ярмарка будет здесь.
Тут оконные стёкла вылетели, и выставилась в окно свиная рожа.
Глава VIII
Всех в хате охватил ужас. Попович с грохотом рухнул на пол, все попрятались, а Черевик надел вместо шапки котелок и побежал по улицам, ничего не видя перед собою. Вдруг услышал он, что кто-то гонится за ним. Уверенный, что это чёрт (хотя это бежала Хавронья), повалился Черевик без чувств на землю, а на него кто-то свалился.
Глава IX
Крики Черевика, поминавшего чёрта, разбудили цыган, спавших на улице. Зажгли они светильню и увидели, что лежат на дороге два человека, на голове одного вместо шапки черепок от горшка. От хохота цыган очнулись Черевик и его супруга, в ужасе смотрели они на смуглые лица цыган.
Глава X
Утром жена разбудила Черевика, чтобы вёл кобылу продавать, подала ему рушник, чтобы обтёр лицо, а это оказался обшлаг красной свитки. Страх напал на супругов. Но всё же повёл Черевик кобылу на ярмарку. Встретился ему цыган и спросил, что он продаёт. Оказалось, что кобыла пропала, а в руке Черевика перерезанная узда, к которой привязан кусок рукава красной свитки. Крестясь, убежал тот от такого подарка.
Глава XI
Поймали Черевика хлопцы и обвинили в том, что он украл кобылу у приезжего мужика. Напрасно уверял Черевик, что он и есть этот мужик.
Тут привели ещё кума, которого тоже поймали. Его посчитали за вора, удиравшего от погони. Оправдываясь, кум рассказал, что полез в карман за табаком, а вытащил кусок красной свитки, тут же загоревшейся.
Глава XII
Кум и Черевик лежали связанные и рыдали. Тут появился Грицько, Черевик обрадовался, попросил у него прощения, что не разрешил жениться на дочке из-за того, что жена против. Грицько сказал, что не злопамятен и может освободить его, но за это пусть отдаст за него дочку. Черевик с радостью согласился. Грицько сказал, чтобы он ступал домой, там ждут покупатели его кобылы и пшеницы. От радости, что кобыла нашлась, Черевик застыл на месте. А Грицько пошёл к цыгану, и тот спросил, доволен ли хлопец как цыгане помогли ему. Грицько подтвердил, что отдаст за это цыгану волов.
Глава XIII
Параска была одна в хате и думала о полюбившемся парубке. Примерила она мачехин очипок, какой носили замужние женщины, посмотрелась в зеркало и стала танцевать, напевая любимую песню.
Черевик, открыв дверь, увидел дочь, танцующую перед зеркалом, не удержался и стал танцевать тоже. Тут кто-то заглянул в хату и сказал, что жених пришёл. Вышла Параска из хаты, и её подхватил на руки Грицько. Отец благословил их. Тут через толпу стала продираться Хавронья, кричавшая, что не допустит свадьбы. Но люди не пустили её к молодой чете.
Все стали танцевать и петь под звуки скрипки, и скоро весёлая толпа покинула это место, «всё стало пусто и глухо».
Заключение к краткому пересказу
Темы повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»:
Идея произведения состоит в том, что не надо отчаиваться при возникновении препятствий на пути к счастью, а действовать находчиво, решительно, смело.
В рассказе про свитку заложена мораль: жадность, воровство и обман даром не кончатся.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.