Что говорится в коране о любви мужчины и женщины
Таинство истинной любви
Понятие любви в Исламе
Что такое любовь? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это – любовь?
Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию человека.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова считается одной из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таинством истинной любви, мы можем найти в Исламе. Любви, симпатии и взаимоотношениям между мужчинами и женщинами в религии Единобожия уделено очень большое внимание.
Невозможно создавать хорошую в религиозном понимании семью без любви, невозможно воспитать хороших детей без любви, невозможно хорошо относиться друг к другу без любви!
Понятие «любовь» было заложено Всевышним в первого человека Адама (мир ему) и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу. И была дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Творца.
От них потом это прекрасное чувство – любовь – по наследству передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают к ней, страдают и учатся забыть её, если она безответна.
Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран – рассказывает нам об истоках и зарождении человеческой любви между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет» (21 аят суры «Ар-Рум»).
Слово «любовь» часто встречается в религиозных текстах, но в основном в них речь идёт о любви к Всевышнему, Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), другим пророкам, праведникам, святым и любви между верующими.
Замечательная история любви Зулейхи к пророку Юсуфу (мир ему) упоминается и в Священном Коране. Всевышний на испытаниях пророка Юсуфа (мир ему) показал нам, как удержаться от соблазна и сохранить чистоту и целомудрие. А на примере Зулейхи показал, каким сильным иногда может быть чувство любви. Эпизодов, рассказывающих о любви между мужчиной и женщиной, тоже немало в исламских религиозных текстах.
Восточная любовь
Тема любви очень широко освещена и в восточной поэзии. Некими прототипами Ромео и Джульетты можно считать Лейли и Маджнуна. Это трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке.
«Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир, влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя.
Тогда Гаис покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но, ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.
Лейла перебралась в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.
Люди знали, что Гаис сошёл с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» – «Сведённый с ума Лейлой», или просто Маджнун.
Современное понимание любви
Проблема в том, что в современном обществе понятие любви нередко относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности практикуются вне брака. Современная пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому чувству любви.
Как сдать экзамен на любовь?
Заставить сердце полюбить или запретить ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его надо сдать только на «отлично». А как это сделать? Этот вопрос вовсе не риторический, всё просто, как всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем терпение. Ведь Аллах обязательно вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и стоек духом)» (аят 153 суры «аль-Бакара»).
А для девушек хорошим примером может послужить то, как поступила мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Когда она, осознав величие и благородство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влюбилась в него, отправила свою служанку к нему, чтобы оповестить о том, что желает выйти за него.
Как сохранить любовь?
Любовь нечаянно нагрянет,
Когда её совсем не ждёшь…
А мы можем продолжить слова поэта так:
Дай Бог, чтобы она была благодатной и в браке счастливы были мы…
Но любовь может так же быстро и улетучиться, как будто её и не было вовсе; как говорят в народе, от любви до ненависти – один шаг. Иногда люди, которые страстно клялись перед свадьбой в любви до гроба, разочаровавшись, разводятся – и становятся после этого… заклятыми врагами.
Для многих счастье – это и есть любовь, а посему в конце хочется раскрыть самый важный секрет любви: как сохранить любовь и сберечь семейное счастье. А секрет этот заключён в Коране: «…Если будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. » (сура «Ибрахим», аят 7).
Благодарите Аллаха за любовь, цените любовь и говорите своим супругам почаще: «Я люблю тебя!» Быть благодарными Всевышнему за дарованную Им любовь – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, беречь себя и своё сердце от грехов и измен, избегать всего, что приближает ко греху. Проявляя таким образом благодарность, можно сохранить и преумножить любовь в сердцах, взаимопонимание между любящими супругами и стать счастливыми.
Любите и будьте счастливы – и да убережёт нас Аллах от прелюбодеяния и супружеских измен!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Таинство истинной любви
Понятие любви в Исламе
Что такое любовь? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это – любовь?
Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию человека.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова считается одной из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таинством истинной любви, мы можем найти в Исламе. Любви, симпатии и взаимоотношениям между мужчинами и женщинами в религии Единобожия уделено очень большое внимание.
Невозможно создавать хорошую в религиозном понимании семью без любви, невозможно воспитать хороших детей без любви, невозможно хорошо относиться друг к другу без любви!
Понятие «любовь» было заложено Всевышним в первого человека Адама (мир ему) и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу. И была дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Творца.
От них потом это прекрасное чувство – любовь – по наследству передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают к ней, страдают и учатся забыть её, если она безответна.
Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран – рассказывает нам об истоках и зарождении человеческой любви между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет» (21 аят суры «Ар-Рум»).
Слово «любовь» часто встречается в религиозных текстах, но в основном в них речь идёт о любви к Всевышнему, Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), другим пророкам, праведникам, святым и любви между верующими.
Замечательная история любви Зулейхи к пророку Юсуфу (мир ему) упоминается и в Священном Коране. Всевышний на испытаниях пророка Юсуфа (мир ему) показал нам, как удержаться от соблазна и сохранить чистоту и целомудрие. А на примере Зулейхи показал, каким сильным иногда может быть чувство любви. Эпизодов, рассказывающих о любви между мужчиной и женщиной, тоже немало в исламских религиозных текстах.
Восточная любовь
Тема любви очень широко освещена и в восточной поэзии. Некими прототипами Ромео и Джульетты можно считать Лейли и Маджнуна. Это трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке.
«Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир, влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя.
Тогда Гаис покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но, ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.
Лейла перебралась в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.
Люди знали, что Гаис сошёл с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» – «Сведённый с ума Лейлой», или просто Маджнун.
Современное понимание любви
Проблема в том, что в современном обществе понятие любви нередко относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности практикуются вне брака. Современная пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому чувству любви.
Как сдать экзамен на любовь?
Заставить сердце полюбить или запретить ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его надо сдать только на «отлично». А как это сделать? Этот вопрос вовсе не риторический, всё просто, как всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем терпение. Ведь Аллах обязательно вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и стоек духом)» (аят 153 суры «аль-Бакара»).
А для девушек хорошим примером может послужить то, как поступила мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Когда она, осознав величие и благородство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влюбилась в него, отправила свою служанку к нему, чтобы оповестить о том, что желает выйти за него.
Как сохранить любовь?
Любовь нечаянно нагрянет,
Когда её совсем не ждёшь…
А мы можем продолжить слова поэта так:
Дай Бог, чтобы она была благодатной и в браке счастливы были мы…
Но любовь может так же быстро и улетучиться, как будто её и не было вовсе; как говорят в народе, от любви до ненависти – один шаг. Иногда люди, которые страстно клялись перед свадьбой в любви до гроба, разочаровавшись, разводятся – и становятся после этого… заклятыми врагами.
Для многих счастье – это и есть любовь, а посему в конце хочется раскрыть самый важный секрет любви: как сохранить любовь и сберечь семейное счастье. А секрет этот заключён в Коране: «…Если будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. » (сура «Ибрахим», аят 7).
Благодарите Аллаха за любовь, цените любовь и говорите своим супругам почаще: «Я люблю тебя!» Быть благодарными Всевышнему за дарованную Им любовь – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, беречь себя и своё сердце от грехов и измен, избегать всего, что приближает ко греху. Проявляя таким образом благодарность, можно сохранить и преумножить любовь в сердцах, взаимопонимание между любящими супругами и стать счастливыми.
Любите и будьте счастливы – и да убережёт нас Аллах от прелюбодеяния и супружеских измен!
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мозаика любви
Наверное, это одна из самых сложных, ускользающих, но все же светлых и прекрасных тем, над которой пришлось работать, собирая материал по крупицам, пропитывая его смыслом многих жизненных примеров, взамен получая пищу к новому духовному познанию человеческой души, размышлению и поиску ответов о нетленном чувстве, однажды испытав которое, навсегда становишься частью чего-то целого, роднящего всех людей. Но сколь бы ни был кто проницательным и искушенным в делах сердечных, любовь всегда останется под ореолом таинственности, окутанной нежной истомой[1] застенчивости. Любовь, оказалось, почти невозможно описать, понять логически. Любовь подобна Вере — ее можно только чувствовать. Это то, что дано лишь человеку, украшая, освещая, возвеличивая его до запредельных высот в Божественное присутствие, посвящая его в святая святых, высшее общество истинных паладинов[2] веры. Счастье — любить, любить — верить, верить — быть, мочь, хотеть. Эти мгновения любви, веры, абсолютной гармонии, полноты и созвучия есть то, ради чего стоит каждый день прорываться вверх, преодолевая себя, черный смог пессимизма, прострацию усталости, плен обыденности… Ради этих мгновений нужно жить[3].
Кто не чувствовал — тот не ведает
Если я умру [исполненный веры], но в моем сердце не будет места любви, то маловероятно, что [все мои] благие дела мне помогут[4].
Чтобы немного облегчить восприятие, стоит абстрагироваться от табуированности[5] обсуждения подобных чувств, хотя сама по себе любовь сверхинтимна и каждый ощущает ее по-своему, в общем ключе своей личной жизни. Но вместе с этим для верующего любовь еще более значима, открыта и познаваема, ведь зародившись в нем, она внутри него проходит тонкой красной нитью в сопряжении с наиболее осознанно ценным, что есть у человека, — верой. О любви сегодня много говорят, пишут, ее «раздевают», унижают, но место ее лишь в любящем сердце. Там она в родных пенатах[6], ведь там же, в душе, живет — вера. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Есть] три качества. Если они будут в человеке, он почувствует сладость веры: (1) любовь к Аллаху (Богу, Господу) и Его [заключительному] посланнику более сильная, чем к кому бы то ни было; (2) искренняя любовь к другим ради Всевышнего [как к Божьим творениям; когда любовь или дружба абсолютно бескорыстны, без ожидания чего-либо взамен] и (3) [естественное, осмысленное] нежелание вернуться в безбожие, после того как Бог спас от этого, равное нежеланию быть брошенным в Ад»[7].
Подарок!
«Он [Господь миров, Творец всего и вся] скрепил их (верующих) сердца (заложил в них дружескую привязанность, верность, надежность). Если ты потратишь все [абсолютно все!] богатства, которые есть на этой земле [чтобы «купить», приобрести это], то не сможешь соединить [узами дружбы] их сердца. Однако же Аллах (Бог, Господь) скрепил меж ними [лишь Он может благословить на столь высокие, искренние, бескорыстные и взаимные чувства]. Он, поистине, Всемогущ и безгранично Мудр [во всем представлена Его мудрость]» (Св. Коран, 8:63).
«И из Его [Господа миров] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).
Ответы имама на вопросы по теме
Я встретила очень хорошего человека. Он мусульманин во всех отношениях, человек слова, настоящий мужчина. Он сделал мне предложение, но я решила повременить с ответом, так как при всем моем уважении к нему как к истинному мусульманину у меня нет любви, нет таких чувств, которые побудили бы меня ответить ему «да». Родные настаивают на том, чтобы я не упускала свой шанс. Я разрываюсь и не знаю, что мне делать. Подскажите, важны ли мои чувства, как мне быть?
Полагаясь на Всевышнего, анализируя перспективы 10 месяцев, 10 последующих лет и жизни в целом, спросите свое сердце — оно даст вам ответ. И помните: «Если привлекательная внешность — это всего лишь рекомендательное письмо, то прекрасное сердце (и его достоинства) — это верительная грамота (основа полноценной, долгой и счастливой семейной жизни)».
Хорошего и добропорядочного жениха (как и невесту) в реалиях нашего времени не так уж и просто встретить.
Я бы тоже советовал вам не упускать свой шанс. Конечно же, если вы имеете общее мировоззрение и понимаете друг друга, ведь «любить — не значит смотреть друг на друга, любить — значит смотреть в одном направлении»[8].
Не торопитесь. Некоторое время пообщайтесь с ним, и обстоятельства (по милости Всевышнего) укажут вам правильный путь.
Можно ли признаться в чувствах женатому мужчине, который годится в отцы?
Не совсем ясен вопрос. Если именно вы хотите признаться ему в своих чувствах, то крайне не советую. Найдите себе мужчину помоложе и холостого, станьте для него любящей и хорошей женой — ему и признавайтесь. А если тот женатый мужчина признается вам, то стоит понять, что такой спутник жизни, как он, весьма ненадежен. Я уж не говорю о греховности подобных взаимоотношений.
Скажите, пожалуйста, есть ли молитвы, которые помогут мне разлюбить человека, брак с которым невозможен? Ольга.
На любом близком для ваших ощущений и переживаний языке просите Всевышнего внушить вам чувство любви к тому, кто оказался бы для вас верным мужем, надежной поддержкой и опорой на всю оставшуюся жизнь.
Не «окучивайте» чувства, не «орошайте» их, и они увянут сами собой.
Недавно я повстречалась с парнем моей подруги и, похоже, влюбилась в него. Прочитала молитву Истихара, и мне приснилось, будто я ходила по магазину и нашла понравившуюся обувь, затем сказала, что именно эту обувь хочу. Что это значит? Ш., 18 лет.
Не стоит у подруги отбивать ее друга, тем более если они помолвлены. Если же их отношения еще не столь серьезны, тогда выждите время, оценив ситуацию, либо посоветуйтесь с нею.
Что говорится в Исламе о безответной любви? Могу ли я не выходить замуж до конца жизни, чтобы Аллах поженил нас в своих садах с тем, с кем я не могу быть в этой жизни?
Вам не стоит ограничивать безграничные земные возможности верующего человека, а потому настраивайте себя на то, что вы сможете найти подходящую вторую половинку еще здесь, в земной жизни.
Что же касается райской обители, то если вы там окажетесь, то будете окружены тем, что желанно.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Истома — чувство приятной расслабленности. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 403.
[2] Паладин — 1) храбрый доблестный рыцарь; 2) бескорыстный, благородный приверженец кого-, чего-либо. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 775.
[3] Пройти жизненную дистанцию на одном дыхании, продолжая и в старости ощущать юношескую грацию своей веры и любви.
[4] Слова Ибн ‘Умара. См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 195.
[5] Табуированный — запрещенный, непроизносимый (по этическим, политическим, идеологическим и т.п. причинам). См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1301.
[6] Пенаты — родной дом, домашний очаг. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 790.
[7] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 31, хадис № 21; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 292, хадис № 1/376; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 1. С. 84; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 205, хадис № 3415, «сахих».
Что говорит Коран о любви?
Любовь между супругами, с точки зрения ислама
Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда были обижены кем-то или угнетены. Это достаточно тяжелое испытание от Аллаха. Когда кто-то причиняет нам боль или ограничивает нас в наших же правах, совершенно естественно чувствовать себя сердитым или обиженным.
Если какой-то человек причиняет нам боль неоднократно, мы склонны медленно развивать в нашем сердце ненависть и обиду. Поэтому, неудивительно, что в мусульманских семьях разводы постепенно становятся обыденностью.
Если подобные разногласия не решать, копить в душе обиду, то они будут скапливаться, зарождая между супругами ненависть и отторжение.
Аллах открыл нам аят, в котором конкретно говорится о брачных отношениях:
«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих». (Коран, сура Рум, аят 21)
В другом аяте Аллах говорит:
«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой (ли-яскуна иляйха)». (Коран, сура Аграф, аят 189)
Арабское слово «яскуну» имеет один корень со словами «сукун» или «сакина». Возможно, вы знакомы с этим словом. Оно означает «спокойствие, мир». В арабском языке при письме также встречается сукун, где он обозначает буквы, на которых нет огласовок.
Наши супруги были создан для того, чтобы мы могли найти в них сукун, то есть успокоение, чтобы мы чувствовали себя расслабленными, непринужденными, и счастливыми с ними.
Но зачастую происходит обратное. Это указывает на то, что муж и жена не смогли правильно выстроить отношения. В чем же тогда ошибка и в чем кроется секрет счастливой семейной жизни?
В первом аяте, приведенном выше, Аллах сказал, что Он заключил между супругами любовь и милосердие (мавадда и рахма). Эти два чувства являются ключом к успеху в браке.
Часто, в начале супружеской жизни супруги проявляют заботу по отношению к друг другу, дарят подарки, открыто говорят о своих чувствах, признаются в любви. Все это способствует сохранению любви и взаимопонимания. Но, к сожалению, подобные отношения со временем угасают. Ежедневные заботы, проблемы и трудности берут верх, и говорить о любви становится уже «не принято».
Его любовь к нам очевидна и проявляется повсеместно в бесчисленных благословениях, которые Он нам дал. Например, Аллах не просто обеспечил нас питанием, будучи ар-Раззаком, он сделал нашу еду вкусной и приятной, красивой для глаз и ароматной.
Если мавадда – укрепляет отношение в «мирное» время, то рахм позволяет сохранить отношения во время ссор и разногласий и обрести в семейной жизни истинное спокойствие.
Зачастую, супруги понимают это буквально и начинают упрекать, указывать на ошибки и недостатки, тем самым зарождая в семье еще большее напряжение, негатив и ненависть к друг другу. Снисходительность, милосердие, понимание, мягкое отношение и терпение – все это является важнейшими факторами счастливой семейной жизни, об этом и должны помнить супруги.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что Аллах наградит своей милостью тех людей, которые проявят милосердие по отношению к другим.