Что говорить вместо молодец
10 фраз, которые нужно говорить ребенку вместо «Молодец»!
Учимся у педагогов Монтессори.
Согласно теории педагогов Монтессори, традиционное «Молодец!», брошенное ребенку, несет в себе оценку его действий, некое суждение. На самом же деле цель похвалы — дать ребенку почувствовать себя увереннее и вдохновить на дальнейшие действия. Для этого можно использовать эти 10 фраз:
😃 «Ого, ты долго работал над этим!»
Когда ребенок приносит вам показать рисунок или постройку из конструктора, постарайтесь сфокусировать внимание не на результате, а на процессе. Пусть ребенок поймет, что вы заметили, сколько труда он вложил в эту поделку. Это даст ему ощущение, что процесс и приложенные усилия куда важнее результата.
😉 «Что из этого тебе нравилось делать больше всего?»
Задавая нейтральные, безоценочные вопросы, вы дадите ребенку понять, что он — единственный, кто может судить качество и внешний вид своей работы. Не вы решаете, хороша она или не очень, а он, ее создатель. Ребенок понимает: любое творческое занятие нужно ему для того, чтобы получать удовольствие от процесса, а не чтобы угодить взрослым и получить похвалу.
🙂 «Что нравится тебе в этой работе больше всего?»
Пусть ребенок сам станет собственным критиком. Покажите ему, что собственное творчество можно анализировать, размышляя о том, что можно было бы сделать по-другому, какие навыки стоит приобрести, чтобы сделать это еще лучше. Творчество — это процесс саморазвития, а не гонка за похвалой.
😇 «Расскажи мне, что ты тут нарисовал»
Часто, принося нам очередную поделку или рисунок, дети не стремятся к похвале — они просто хотят обсудить это. Часто им даже не нужна наша оценка. Поэтому просто спросите ребенка о том, что изображено на рисунке, и дайте ему шанс рассказать!
😊 «Ого, почему ты выбрал именно эти цвета, расскажи»
Если ребенку уже больше 3 лет, можно задавать более конкретные вопросы. Спросите, почему он выбрал именно эти цвета или именно таким образом решил сочетать блоки конструктора. Покажите, что вам действительно интересен его творческий процесс!
😃 «Ты так тщательно проработал детали!»
Если ребенок все же ожидает похвалы, не говорите просто «Молодец!» — похвалите что-то конкретное. Например, обратите внимание на то, как много интересных деталей на картинке или как тщательно закрашен каждый уголок листа. Это покажет ребенку, что вы действительно обратили внимание на его работу, а не просто отмахнулись традиционной похвалой.
😊 «Ты очень помог мне! / Спасибо за помощь!»
Если ребенок решает отнести чашку в раковину или открыть перед нами дверь или сложить одежду в корзину для стирки, это обязательно нужно отметить. И лучше дать ему понять, что эти действия были нам всерьез полезны, это была настоящая помощь! Дайте ребенку почувствовать себя важной частью семьи. Пусть он поставил чашку криво, а белье упало на пол — неважно, он всерьез хотел вам помочь, и это должно быть отмечено.
😁 «Ого, ты сам оделся сегодня, и мы можем спокойно доесть завтрак, это здорово!»
Акцентируйте внимание на успехах, а не на неудачах. Казалось бы, оделся сам — великое дело, в четыре-то года, давно пора! Но нет, ребенок постарался и его усилия должны быть отмечены. Причем он должен видеть последствия своих позитивных усилий — их обязательно нужно проговорить. Сам оделся — осталось дополнительное время на утренний мультфильм или игру с мамой.
😉 «Твоей сестре так нравится, когда ты читаешь ей эту книгу»
Если ребенок добр к кому-то, это обязательно нужно подчеркнуть. Обратите их внимание на то, как хорошо другим людям становится в эти моменты. «Твой друг был так доволен, когда ты разрешил ему прокатиться на своем велосипеде!», «Твоя младшая сестра была в восторге, когда ты научил ее поливать растения из лейки!». Мы так часто объясняем детям, в чем они были неправы, и никогда не отмечаем их положительное поведение. А ведь это — самое главное!
😀 «Ты убрал все игрушки с пола, какой порядок!»
Отметьте конкретное действие, не штампуйте все подряд безликим «Молодец!». Ребенку действительно важно ощущать, что его усилия ценятся.
Нам часто кажется, что постоянного «Молодец!» уже достаточно для того, чтобы ребенок рос в атмосфере одобрения и принятия. Но со временем это слово обесценивается, ведь ребенок понимает, что чаще всего взрослые бросают его походя, иногда даже не взглянув на рисунок или аккуратно сложенные вещи. Остановитесь, уделите своему ребенку внимание, обсудите с ним его поделку, идею, добрый поступок. Ведь чем больше мы говорим о хорошем, тем больше его становится вокруг.
Что говорить вместо молодец
Психология. Самопознание. Саморазвитие. запись закреплена
99 способов похвалить своего ребёнка, вместо слова «молодец» и «умница»
Почему классическое молодец» и «умница»— это плохо для ребенка?
Слово «молодец» оценивает личность ребенка, а не его поступки. Формируется образ — «Делаю что-то хорошо — я хороший», «Не делаю хорошо — плохой». У ребёнка формируется зависимость от похвалы, все чаще он делает что-то не потому, что ему интересно, а потому что хочет, чтобы его похвалили.
Что же теперь, вообще не хвалить?
Хвалить! Только хвалить поведение ребенка, его поступки, действия.
Вот, какие слова и фразы можно использовать для одобрения:
1. У тебя всё получилось
2. Это хорошо
3. Отличная работа!
4. Ты на верном пути
5. Великолепно!
6. Правильно!
7. Это именно то, что надо!
8. Я горжусь тем, как ты сегодня работал
9. Ты делаешь это очень хорошо
10. Я знал(а), что ты можешь сделать это
11. Мои поздравления!
12. Я счастлив(а) видеть такую твою работу
13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше
14. Супер!
15. Ты близок к истине!
16. Это лучшее из того, что у тебя получилось
17. Это намного лучше
18. Сейчас ты это понял
19. Именно так!
20. Это неплохой результат
21. Ты хорошо справляешься с этим заданием
22. Я не смог(ла) бы сделать лучше
23. Наконец-то! Я верил(а) в тебя!
24. Неплохо, очень даже неплохо
25. Ты очень быстро учишься
26. Продолжая так работать, ты добьёшься ещё лучших результатов
27. Это хорошо для тебя
28. Вот это да!
29. Это хорошо для тебя
30. Ещё немного и у тебя это получиться
31. Я с тобой целиком и полностью согласен
32. Ты выбрал(а) правильный способ, чтобы выполнить эту работу
33. С каждым днём у тебя получается всё лучше
34. Ты сделал(а) это так быстро
35. Ты сделал(а) это легко
36. Это невероятно!
37. Ты действительно сделал(а) эту работу играючи
38. Какой оригинальный способ решения!
39. Ты ничего не упустил!
40. Ты действительно до этого сам додумался(ась)?!
41. Так держать!
42. Необыкновенно!
43. Прекрасно! Это лучшее, что я когда-либо видел(а)!
44. Совершенно новый подход к делу!
45. Прекрасная идея!
46. Ты прекрасно всё понял(а)
47. Сенсационно!
48. Это действительно выдающееся открытие
49. Теперь ничего тебя не остановит
50. Отлично!
51. Это была первоклассная работа!
52. Замечательно!
53. Лучше не бывает!
54. Ты прямо сейчас сделал это?
55. Свежая мысль
56. Твоя голова поработала на славу
57. Ты точно добьёшься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении
58. Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
59. Фантастика!
60. Ты, наверное, долго тренировался(ась)?
61. Просто здорово!
62. Ты сделал это очень хорошо
63. Вот что я называю мастерски выполненной работой
64. Ты делаешь это очень красиво!
65. Превосходно!
66. Это очень верное замечание!
67. Ты действительно улучшил(а) это….
68. Как ты всё хорошо запомнил(а)!
69. Ты уже приобретаешь в этом сноровку
70. Поздравляю!
71. Ты прав(а)
72. Как ты много сделал сегодня!
73. Твоя работа доставила мне много радости
74. Ты сделал это очень вовремя
75. Это эффективный способ действия!
76. Сейчас ты набиваешь руку, и скоро у тебя всё получиться
77. Мне нравиться ход твоих мыслей!
78. Я очень горжусь тобой
79. Очень приятно с тобой иметь дело
80. Большое тебе спасибо
81. Ты превзошёл(а) сам(а) себя сегодня
82. Я никогда не видел(а) ничего лучшего
83. Ты понял(а) это так быстро!
84. Чудно!
85. Мощный прорыв!
86. Ты сделал сегодня много работы
87. Это твоя победа!
88. Ты очень далеко продвинулся за такой короткий срок!
89. Такого я ещё не видел(а)
90. Тебя просто не узнать сегодня!
91. Это уже успех!
92. Вот таким ты мне нравишься!
93. Теперь ты чувствуешь свои возможности?
94. Ты стал(а) настоящим мастером
95. Сердечно рад(а) за тебя
96. Не могу не высказать тебе своё восхищение
97. Грандиозно!
98. Красиво сказано!
99. Я верю в тебя!
59 фраз, для замены «молодец» в общении
Родители часто сталкиваются с затруднениями, когда необходимо подбодрить, высказать свое одобрение или похвалу ребенку на словах. Обычно в голову кроме «молодец» ничего не приходит. В самом слове нет ничего плохого, но мы используем его слишком часто в разговорах с ребенком, поэтому нередко оно совсем не помогает наладить контакт.
В свою очередь ребенок всегда нуждается в поддержке взрослого, он хочет чувствовать, что его понимают и верят в его силы. Родители могут это показать ему, подобрав нужные и правильные слова, считает детский и семейный психолог Екатерина Кес. Она составила список фраз, которые обязательно нужно говорить не только маленьким детям, но и школьникам, и подросткам. Такие фразы обладают сильным эффектом, потому что дают почувствовать ребенку, что его любят, принимают, что все, что с ним происходит, — нормально.
Екатерина Кес подчеркивает, что эти фразы — не похвала. Они призваны вдохновить вашего ребенка и поддержать. Применяя их в общении с ребенком каждый день, родители смогут выстроить с ним более крепкие и гармоничные отношения.
Как найти контакт с ребенком
Опишите, что вы видите:
Опишите, что вы чувствуете:
Покажите веру в ребенка:
Поблагодарите за время, проведенное вместе:
Обратите внимание на усилия и старания:
Благодарите за помощь и вклад:
Помогаем ребенку самому оценить свой результат:
10 фраз, которые можно (и нужно!) говорить ребенку вместо «Молодец»
Учимся у педагогов Монтессори
Согласно теории педагогов Монтессори, традиционное «Молодец!», брошенное ребенку, несет в себе оценку его действий, некое суждение. На самом же деле цель похвалы — дать ребенку почувствовать себя увереннее и вдохновить на дальнейшие действия. Для этого можно использовать эти 10 фраз:
😃 «Ого, ты долго работал над этим!»
Когда ребенок приносит вам показать рисунок или постройку из конструктора, постарайтесь сфокусировать внимание не на результате, а на процессе. Пусть ребенок поймет, что вы заметили, сколько труда он вложил в эту поделку. Это даст ему ощущение, что процесс и приложенные усилия куда важнее результата.
😉 «Что из этого тебе нравилось делать больше всего?»
Задавая нейтральные, безоценочные вопросы, вы дадите ребенку понять, что он — единственный, кто может судить качество и внешний вид своей работы. Не вы решаете, хороша она или не очень, а он, ее создатель. Ребенок понимает: любое творческое занятие нужно ему для того, чтобы получать удовольствие от процесса, а не чтобы угодить взрослым и получить похвалу.
🙂 «Что нравится тебе в этой работе больше всего?»
Пусть ребенок сам станет собственным критиком. Покажите ему, что собственное творчество можно анализировать, размышляя о том, что можно было бы сделать по-другому, какие навыки стоит приобрести, чтобы сделать это еще лучше. Творчество — это процесс саморазвития, а не гонка за похвалой.
😇 «Расскажи мне, что ты тут нарисовал»
Часто, принося нам очередную поделку или рисунок, дети не стремятся к похвале — они просто хотят обсудить это. Часто им даже не нужна наша оценка. Поэтому просто спросите ребенка о том, что изображено на рисунке, и дайте ему шанс рассказать!
😊 «Ого, почему ты выбрал именно эти цвета, расскажи»
Если ребенку уже больше трех лет, можно задавать более конкретные вопросы. Спросите, почему он выбрал именно эти цвета или именно таким образом решил сочетать блоки конструктора. Покажите, что вам действительно интересен его творческий процесс!
😃 «Ты так тщательно проработал детали!»
Если ребенок все же ожидает похвалы, не говорите просто «Молодец!» — похвалите что-то конкретное. Например, обратите внимание на то, как много интересных деталей на картинке или как тщательно закрашен каждый уголок листа. Это покажет ребенку, что вы действительно обратили внимание на его работу, а не просто отмахнулись традиционной похвалой.
😊 «Ты очень помог мне! / Спасибо за помощь!»
Если ребенок решает отнести чашку в раковину или открыть перед нами дверь или сложить одежду в корзину для стирки, это обязательно нужно отметить. И лучше дать ему понять, что эти действия были нам всерьез полезны, это была настоящая помощь! Дайте ребенку почувствовать себя важной частью семьи. Пусть он поставил чашку криво, а белье упало на пол — неважно, он всерьез хотел вам помочь, и это должно быть отмечено.
😁 «Ого, ты сам оделся сегодня, и мы можем спокойно доесть завтрак, это здорово!»
Акцентируйте внимание на успехах, а не на неудачах. Казалось бы, оделся сам — великое дело, в четыре-то года, давно пора! Но нет, ребенок постарался и его усилия должны быть отмечены. Причем он должен видеть последствия своих позитивных усилий — их обязательно нужно проговорить. Сам оделся — осталось дополнительное время на утренний мультфильм или игру с мамой.
😉 «Твоей сестре так нравится, когда ты читаешь ей эту книгу»
Если ребенок добр к кому-то, это обязательно нужно подчеркнуть. Обратите их внимание на то, как хорошо другим людям становится в эти моменты. «Твой друг был так доволен, когда ты разрешил ему прокатиться на своем велосипеде!», «Твоя младшая сестра была в восторге, когда ты научил ее поливать растения из лейки!». Мы так часто объясняем детям, в чем они были неправы, и никогда не отмечаем их положительное поведение. А ведь это — самое главное!
😀 «Ты убрал все игрушки с пола, какой порядок!»
Отметьте конкретное действие, не штампуйте все подряд безликим «Молодец!». Ребенку действительно важно ощущать, что его усилия ценятся.
Нам часто кажется, что постоянного «Молодец!» уже достаточно для того, чтобы ребенок рос в атмосфере одобрения и принятия. Но со временем это слово обесценивается, ведь ребенок понимает, что чаще всего взрослые бросают его походя, иногда даже не взглянув на рисунок или аккуратно сложенные вещи. Остановитесь, уделите своему ребенку внимание, обсудите с ним его поделку, идею, добрый поступок. Ведь чем больше мы говорим о хорошем, тем больше его становится вокруг.
Что говорить вместо молодец
Мы привыкли хвалить детей, используя привычные «молодец» и «умница», но действительно ли это правильно и к чему может привести такой способ похвалы в будущем?
На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Виктории Шиманской, главного эксперта и автора курса, доктора психологии, MBA. Виктория говорила о том, как нужно хвалить детей и как помочь им пережить неудачи.
Предлагаем вам отрывок из вебинара.
Вектор похвалы
Эта тема отлично раскрыта в книге Альфи Кон «Воспитание сердцем».
В этой книге есть такая шкала, где на одном векторе находятся жесткие телесные наказания и словесные поощрения. На самом деле эта картинка вызывает шок, но она для того, чтобы мы поняли, почему говорить ребенку «молодец» — не самый лучший вариант похвалы.
Это, конечно, не значит, что ударить своего ребенка и сказать «молодец» — морально равнозначные поступки. Нет, но они концептуально связаны.
Возможно, вы думаете, а что такого в том, чтобы таким способом хвалить ребенка?
Так мы приучаем ребенка к пониманию, что хорошо, а что плохо через внешние манипуляции. Потом очень много взрослых людей говорят: «Знаете, меня начальник похвалил, и мне вот прям хорошо. Сама понимаю, что это глупость какая-то, а вот прям не могу без этой похвалы». То есть, вот это ожидание похвалы, одобрения остается на всю жизнь и часто мешает нам жить.
Как можно хвалить иначе
Очень важно давать не оценку поступкам, а показывать, что за ними стоит. То есть, помогать ребенку описывать свои переживания, обращаться к его эмоциям.
Давайте рассмотрим это на примерах.
«Молодец, что поделился с сестрой мармеладом»
Как можно иначе сказать?
Вы задаете вопрос: «Почему ты поделился?»
Ребенок: «Она же младшая, она сестренка, тоже мармелад хочет».
Вы: «Здорово. Мне приятно, что ты понимаешь, чувствуешь это. Я согласна с этим. И мне очень приятно, что ты щедрый».
То есть, мы обращаемся к эмоциям ребенка, помогаем ему понять мотивы его поступка, а не просто говорим нейтральное «молодец». И продолжаем:
Вы: «А когда ты поделился с сестрой, что ты почувствовал?»
Ребенок: «Мне было приятно. Она так обрадовалась, она так заулыбалась, когда этих мишек увидела».
Такой диалог помогает дать не только внешнюю оценку поступку («молодец»), но и внутреннюю (ребенок дает ее сам). Это открывает огромное пространство для внутреннего роста.
«Мне нравится твой рисунок, красиво»
Как это можно по-другому сказать?
Перечислите то, что видите: «Вот тут два дерева. Там дом. Ого, ты такое небо фиолетовое нарисовала! Какие ты цвета разнообразные подобрала. А в следующий раз ты что хочешь нарисовать?»
Так ребенок увидит, как много он сделал, даже без оценочных слов с вашей стороны.
Источник
«Какая у меня хорошая помощница»
Открыто поблагодарить. «Спасибо, мне очень приятно. Скажи честно, а тебе приятно помогать, тебе приятно, когда мы делаем это вместе? А чему бы ты еще хотела научиться?»
То есть, помогаем ребенку осознать свои эмоции и свои переживания. Тогда оценка поступков идет изнутри.
Это очень важно для будущей жизни. Когда ребенку скажут, а тебе слабо сигарету выкурить, он сможет этому противостоять, но только если он не ждет одобрения окружающих. Если он оценивает свои поступки (свой выбор) сам, а не ждет, что его оценят другие. То есть, ребенок не поддается на манипуляции.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.