Что говорит типикон о поклонах

Устав о поклонах и крестном знамении

за богослужением для мирян и неслужащего духовенства

Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п.

При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.

I. Креститься без поклонов полагается:

1. В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий.

2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».

3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую. » «И во Единого Господа Иисуса Христа. », «И в Духа Святаго. »

4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш. », при поминовении празднуемых святых.

5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на проше́нии литии́ «Спаси Боже. » и отпусте.

II. Креститься с поясным поклоном полагается:

1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.

2. При каждом прошении ектеньи́.

3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

4. На Литургии при возгласах: «Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом. », «Побе́дную песнь пою́ще. », «Приими́те, яди́те. », «Пи́йте от нея́ вси. », «Твоя́ от Твои́х. »

5. При окончании Символа веры на словах: «и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь».

6. При чтении и пении слов «Прииди́те поклони́мся. », «Святы́й Бо́же. », «Аллилу́иа».

7. По окончании пения стихи́ры, тропаря́ или псалма́.

8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении «Спаси, Боже. »

9. На каноне от 1 до 9 песней при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым.

10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую. » и по «. величаем».

11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже. » и последнего перед отпустом.

12. При окончании отпуста.

14. При прихождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.

III. Креститься с земным поклоном

всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:

1. При входе и выходе из алтаря триады.

2. На Литургии при возгласе «Благодари́м Го́спода», при окончании песни «Тебе́ пое́м. », после возгласа «И сподо́би нас, Влады́ко. »

3. При первом и втором явлении Святы́х Даро́в.

4. Кроме того, Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста

многие поясные поклоны заменяются земными:

1. При входе и выходе из храма.

2. На славах при чтении кафизмы – три поклона.

3. На каждом припеве Песни Богородицы.

5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице. » и других.

6. На вечерне и часах при пении тропаря.

7. На Изобразительных при пении «Помяни́ нас, Влады́ко. » – три поклона.

8. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Бо́же, очи́сти мя гре́шного» и 1 земной.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды,

легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобыза́ния 93 чело́м 94 ), после чего совершается ещё одно крестное знамение с поклоном.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Го́споди, поми́луй» тому клиросу, который поёт.

VI. Поклонение головы

предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе.

VII. Поясной поклон без крестного знамения полагается:

1. При словах «Мир всем».

2. При словах « Благослове́ние Госпо́дне на вас. »

5. При словах диакона «и во ве́ки веко́в» (после «Я́ко свят еси́. »)

6. При словах священника «вас и всех правосла́вных христиа́н да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м. » кланяемся и отвечаем: «Свяще́нство (или протоиере́йство, иеромона́шество, священноархимандри́тство) твое́ да помя́нет. »

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

установлено Великим постом при возгласах «Свет Христо́в. » и при перенесении Святых Даров во время пения «Ны́не си́лы небе́сные».

IX. Стояние на коленях

установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «прекло́нше коле́на. помо́лимся», а также Великим постом при пении «Да испра́вится. »

X. По Уставу не положено совершать поклонов

(но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподо́би, Го́споди» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе́ пое́м..» и молитвы на молебнах.

При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14:40 ), а также слова Св. Евангелия ( Мф. 6:5 ) и пример фарисея молящегося ( Лк. 18:11 ).

Источник

К вопросу о земных поклонах в воскресные дни и в период Пятидесятницы

Что говорит типикон о поклонах. Смотреть фото Что говорит типикон о поклонах. Смотреть картинку Что говорит типикон о поклонах. Картинка про Что говорит типикон о поклонах. Фото Что говорит типикон о поклонах

«Вся же благообразно и по чину да бывают.» (1Кор.XIV,40).

В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и, не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Речь пойдёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей. Однако вопрос о поклонах не такой простой, как это может показаться на первый взгляд.

Существует ряд канонических и уставных правил (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Никифора Исп. 10; Типикон, гл. 2, 48, 49; Триодь Постная, во Святую и Великую Среду вечера) (1), которые запрещают коленопреклонение во все воскресные дни и в период Пятидесятницы (От Святой Пасхи до Троицы). Но тут возникает вопрос: полностью ли отменяются земные поклоны в эти дни или бывают какие-то исключения из правил?

Некоторые современные литургисты канонические запрещения на земные поклоны относят только к когда-то существовавшим в древности (до 4 века) коленопреклонным ектениям, а в наше время как будто уже никаких ограничений в отношении земных поклонов в воскресные дни не существует (2). Но с этим довольно трудно согласиться, так

Итак, полностью разрешать все земные поклоны в указанный период будет являться прямым нарушением канонических правил. Но и полностью запрещать земные поклоны в воскресные дни тоже нельзя (5). В таком случае, в связи со всем вышесказанным, представляется правильной следующая уставная схема.

«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем» (10).

1. I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»;

Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение»;

Петра Алекс. 15: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли»;

Василия Вел. 91: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»;

Никифора Исп. 10: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам»;

Типикон, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;

Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях»;

Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»: «На Буди имя Господне: поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются»;

Триодь Постная. Страстная Седмица. Во святую и великую среду вечера: «И по пренесении честных Даров поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиах же даже и до Великаго Пятка совершаются».

3. Граббе Ю.П. «Как подобает стоять во храме православному христианину»:

Креститься с земным поклоном.

— В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

— В начале пения: «Достойно и праведно».

— После «Достойно» или Задостойника.

— При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш. »).

— При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».

— В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.

— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

— В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.

6. Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

7. Вообще говоря, практика совершения земных поклонов в воскресенье имеет латинское происхождение. См. «Вопросы и ответы о Восточных Церквах

На православном Востоке такого никогда не было. «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен» (прп. Пахомий Великий).

8. Согласно Марковым главам Типикона только Господские двунадесятые праздники при совпадении с воскресным днем полностью отменяют и замещают собой воскресную службу Октоиха, Богородичные же двунадесятые праздники не отменяют воскресную службу, но соединяются с ней по Уставу (причем воскресные песнопения Октоиха исполняются первыми). На этом основании представляется невозможным приравнять Богородичные двунадесятые праздники (и прочие бденные праздники) к Воскресению. Так же см. Типикон, гл. 2 (прим. 1).

9. Типикон о земных поклонах в кельях говорит довольно скудно (см. прим. 1, 6). «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев»,

10. Типикон, гл. 49. Понедельник 1-ой седмицы Великого поста. «О поклонех и молитве церковное законоположение».

Источник

Поклон

Покло́н – сим­во­ли­че­ское дей­ствие, пре­кло­не­ние главы и тела, выра­жа­ю­щее сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Богом.

Что говорит типикон о поклонах. Смотреть фото Что говорит типикон о поклонах. Смотреть картинку Что говорит типикон о поклонах. Картинка про Что говорит типикон о поклонах. Фото Что говорит типикон о поклонах

Бывают поклоны вели­кие, назы­ва­е­мые также зем­ными, – когда моля­щийся ста­но­вится на колени и при­ка­са­ется главой земли, и малые, или пояс­ные, – пояс­ное пре­кло­не­ние главы и тела.

Цер­ковь нико­гда не отде­ляла души от тела. Поклоны – это молитва тела.

«Надо нудить себя и против воли делать усерд­ные поклоны; это нужно против гор­до­сти нашей, гнез­дя­щейся в глу­бине сердца. Гор­дость не любит кла­няться».
пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Малые поклоны совер­ша­ются при всех хра­мо­вых и домаш­них молит­во­сло­виях. На бого­слу­же­нии, когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет рукой, малый поклон дела­ется без крест­ного зна­ме­ния.

Вели­кие посто­вые поклоны – трое­крат­ные земные поклоны с крест­ным зна­ме­нием и чте­нием молитвы св. Ефрема Сирина, раз­де­лен­ной на три стиха.

Цер­ков­ный Устав тре­бует, чтобы мы совер­шали поклоны в храме Божием истово, чинно, нето­роп­ливо и свое­вре­менно. Поклоны, коле­но­пре­кло­не­ния надо совер­шать по окон­ча­нии каж­дого крат­кого про­ше­ния екте­нии или молит­во­сло­вия, а не во время его чтения или пения. Недо­пу­стимо класть поклоны одно­вре­менно с совер­ше­нием крест­ного зна­ме­ния.

О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные и вели­ких празд­ни­ков

Не поло­жены земные поклоны в дни вос­крес­ные (20‑е пра­вило 1‑го и 90‑е пра­вило 6‑го Все­лен­ских Собо­ров) и вели­ких празд­ни­ков, в дни от Рож­де­ства Хри­стова до Кре­ще­ния, от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, также при­част­ни­кам в день при­ча­ще­ния ( см. обсуж­де­ние на форуме).

Также см. в Типи­коне: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, при­к­ло­няя главу, дон­деже рукою достиг­нет до земли. В неделю бо и вла­дыч­ний празд­ник, и в пять­де­сят­ницу всю, колена не пре­кло­няют]”.

Глава 2. Чин вели­кия вечерни, сиесть бдения все­нощ­наго и утрени вос­крес­ныя, в нейже и чин о Пана­гии. Типи­кон. М.: Изда­тель­ский совет РПЦ, 2002. — С. 25.

Сто­я­ние на коле­нях ни во время Литур­гии, ни во время Все­нощ­ного бдения Уста­вом не преду­смот­рено. Сле­дует раз­ли­чать поклоны и в целом непра­во­слав­ный обычай сто­я­ния на коле­нях. Пре­кло­няя колени в земном поклоне мы выра­жаем сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Твор­цом все­лен­ной, сразу же под­ни­ма­ясь мы испо­ве­дуем, что Гос­подь уже совер­шил наше искуп­ле­ние (дал нам всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния).

«Пра­во­слав­ная Цер­ковь запо­ве­дует своим сынам во все вос­крес­ные дни и в вели­кие Гос­под­ские празд­ники во время молитвы, как на обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, так и на домаш­нем, келей­ном пра­виле, совсем не пре­кло­нять своих колен, ибо коле­но­пре­кло­не­ние зна­ме­нует раб­ское состо­я­ние и наше паде­ние. В вос­крес­ные же дни и в вели­кие празд­ники мы славим Гос­пода за наше спа­се­ние и, как бы забы­вая о грехе, отчуждив­шем нас от Бога, с сынов­ним дерз­но­ве­нием, стоя прямо, откры­тым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»

Уза­ко­не­ние об отмене коле­но­пре­кло­не­ний в вос­крес­ные дни вос­хо­дит к глу­бо­кой, пер­во­хри­сти­ан­ской древ­но­сти. Уже 1‑й Все­лен­ский Собор 20‑м пра­ви­лом своим поста­нов­ляет: «Понеже суть неко­то­рые пре­кло­ня­ю­щие колена в день Гос­по­день и во дни Пяти­де­сят­ницы, то дабы во всех епар­хиях все оди­на­ково соблю­да­емо было, угодно Свя­тому Собору да стояще при­но­сят молитвы Богу». И 6‑й Все­лен­ский Собор, 90‑м пра­ви­лом своим под­твер­ждая отмену коле­но­пре­кло­не­нии в вос­крес­ные дни, про­воз­гла­шает: От бого­нос­ных отец наших кано­ни­че­ски пре­дано не пре­кло­няти колен во дни вос­крес­ные ради чести Вос­кре­се­ния Хри­стова. А святой Васи­лий Вели­кий в 91‑м пра­виле гово­рит: «Цер­ков­ные уставы научают нас пред­по­чи­тати в сии дни прямое поло­же­ние тела во время молитвы». К сожа­ле­нию, у нас почти забыты цер­ков­ные пра­вила о коле­но­пре­кло­не­ниях и собор­ные и оте­че­ские поста­нов­ле­ния по этому поводу. Наши бого­мольцы в боль­шин­стве, как бы совсем забыв о своем сынов­стве, о том, что мы уже не рабы, а искуп­лен­ные кровью Хри­сто­вою от раб­ства сыны Божий, вопреки настав­ле­нию Васи­лия Вели­кого, пред­по­чи­тают во время молитвы коле­но­пре­кло­не­ние, не счи­та­ясь ни с тор­же­ствен­но­стью совер­ша­е­мых Цер­ко­вью празд­ни­ков, ни с содер­жа­нием молит­во­сло­вий. Обычно чаще всего ста­но­вятся на колени и совер­шают поклоны во время наи­бо­лее зна­ко­мых молит­во­сло­вий, хотя бы то были хва­леб­ные поли­е­лей­ные псалмы или тор­же­ствен­ное Вели­кое сла­во­сло­вие. Ста­но­вятся на колени даже во время пения на литур­гии молитвы Гос­под­ней. Но если какую другую, то наи­паче сию, данную самим Гос­по­дом молитву сынов­него дерз­но­ве­ния, не подо­бает сопро­вож­дать не только коле­но­пре­кло­не­ни­ями, но и обыч­ными пояс­ными покло­нами, а только в начале ее, поется ли она или чита­ется в храме или дома, подо­бает огра­дить себя крест­ным зна­ме­нием, как всегда пред нача­лом чтения из Свя­щен­ного Писа­ния, и не пола­гая поклона, откро­вен­ным лицом мыс­ленно взи­рать ко Отцу Небес­ному. Лишь по окон­ча­нии всей молитвы, при заклю­чи­тель­ном воз­гласе, должно осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и соотво­рить пояс­ной поклон.

Харак­тер­ную иллю­стра­цию того, как по мере зна­ком­ства с обмир­щен­ным хри­сти­ан­ством Запада пра­во­слав­ные рус­ские люди стали больше смот­реть на землю, чем на небо, как посте­пенно они стали забы­вать о своем Богом даро­ван­ном сынов­стве и про­ни­каться глав­ным обра­зом созна­нием своего раб­ства, – харак­тер­ную иллю­стра­цию этого мы нахо­дим в нашей ико­но­гра­фии, в част­но­сти в изоб­ра­же­ниях посе­ще­ния Бого­ма­те­рию пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского.

В XVI веке, когда рус­ские люди еще твердо пом­нили о своем сынов­стве, на иконах явле­ния Бого­ма­тери пре­по­доб­ному, напр., на иконе, напи­сан­ной в 1588 г. (Голу­бин­ский. Пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский и создан­ная им Тро­иц­кая Лавра. М., 1909, стр. 192) и нахо­дя­щейся в ико­но­стасе Тро­иц­кого собора Лавры над южной алтар­ной дверью, преп. Сергий и его ученик изоб­ра­жены сто­я­щими прямо. Они, как равные с рав­ными, пред­стоят пред небо­жи­те­лями, откро­вен­ным лицом взи­рают на Бого­ма­терь и вни­мают Ее сло­ве­сам. Только в знак бла­го­го­вей­ного пред­сто­я­ния пре­по­доб­ных Бого­ма­тери они изоб­ра­жены со слегка накло­нен­ными гла­вами, в то время как сама Бого­ма­терь, в знак мило­сти­вого Ее бла­го­во­ле­ния к пре­по­доб­ному, изоб­ра­жена даже с несколько боль­шим накло­ном главы, чем как изоб­ра­жены пре­по­доб­ный и его ученик.

На иконах, писан­ных в XVIII веке, пре­по­доб­ный Сергий и его ученик изоб­ра­жа­ются уже сто­я­щими пред Бого­ма­те­рию на коле­нях. Потом стали изоб­ра­жать уче­ника пре­по­доб­ного Сергия не только сто­я­щим на коле­нях, но и закрыв­шим лицо свое ман­тиею. А на напи­сан­ной в сре­дине про­шлого сто­ле­тия кар­тине (снимок с кото­рой был у меня, но, к сожа­ле­нию, зате­рялся и я не могу вспом­нить фами­лию худож­ника), и пре­по­доб­ный Сергий и пре­по­доб­ный Михей изоб­ра­жены поверг­ши­мися ниц пред Бого­ма­те­рию в чув­стве раб­ского тре­пета.

Правда, в собра­нии Н. П. Лиха­чева есть образ «Сер­ги­ева виде­ния» начала XV века, на кото­ром преп. Сергий изоб­ра­жен коле­но­пре­кло­нен­ным. Снимок с сего образа дан в «Исто­рии рус­ского искус­ства» И. Гра­баря, том VI, стр. 99. Но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии этого образа нетрудно уста­но­вить, что здесь древ­не­рус­ский ико­но­пи­сец изоб­ра­жает пре­по­доб­ного не во время более или менее дли­тель­ной беседы его с Бого­ма­те­рию, а лишь корот­кий момент первой встречи. Как известно, в древ­ней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с стар­шими и ува­жа­е­мыми людьми, при­вет­ствуя их, кла­ня­лись им до земли. Есте­ственно, что и пре­по­доб­ный Сергий, узрев Царицу Небес­ную, с бла­го­го­вей­ным вос­тор­гом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый при­вет­ствен­ный поклон для при­ня­тия бла­го­сло­ве­ния от Высо­кой Гостьи, а не сто­я­ние на коле­нях на все время беседы. И пре­по­доб­ный, пре­кло­нив­шийся до земли, изоб­ра­жа­ется начи­на­ю­щим уже вста­вать. Его глава не скло­нена вперед книзу, а даже несколько отки­нута назад, что есте­ственно при вста­ва­нии. Земли каса­ется лишь одно левое его колено, правая же нога уже при­под­нята и опи­ра­ется на землю своею ступ­ней. А ученик, нахо­дя­щийся внутри келии и созер­ца­ю­щий виде­ние из неко­то­рого отда­ле­ния чрез отвер­стую дверь, стоит в совер­шенно прямом поло­же­нии, лишь слегка скло­нив главу».

свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
«Если, стоя в церкви, ты дела­ешь поклоны тогда, когда велит это цер­ков­ный устав, ста­ра­ешься удер­жи­вать себя от покло­нов тогда, когда этого не поло­жено уста­вом, чтобы не обра­тить на себя вни­ма­ние моля­щихся, или сдер­жи­ва­ешь воз­ды­ха­ния, гото­вые исторг­нуться из сердца, или слезы, гото­вые про­литься из очей твоих, — в таком рас­по­ло­же­нии ты и среди мно­го­чис­лен­ного собра­ния сокро­венно пред­сто­ишь Отцу твоему Небес­ному, иже в тайне, испол­няя запо­ведь Спа­си­теля ( Мф.6:6 )».

свящ. Андрей Лоба­шин­ский:
«Мне кажется, что отли­чием, осо­бен­но­стью пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ства как раз и явля­ется тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наобо­рот – под­ни­мает их с колен. Именно в вос­ста­нии с колен и состоит суть хри­сти­ан­ства. Когда мы ста­но­вимся на колени, мы сви­де­тель­ствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы под­ни­ма­емся с колен, мы гово­рим о том, что Гос­подь про­щает нам и делает нас своими люби­мыми детьми, люби­мыми сынами и дру­зьями.
В Еван­ге­лии Хри­стос гово­рит уче­ни­кам: «И позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными». Эти слова под­твер­жда­ются всем духов­ным опытом Пра­во­слав­ной Церкви. Конечно, прежде всего здесь име­ется в виду духов­ная сво­бода, внут­рен­нее осво­бож­де­ние. Но и во внеш­них про­яв­ле­ниях – а хри­сти­ан­ство посто­янно под­чер­ки­вает связь внут­рен­него и внеш­него – наблю­да­ется то же самое. Если мы посмот­рим вни­ма­тельно все цер­ков­ные уставы, цер­ков­ные поста­нов­ле­ния, то увидим, что сто­я­ние на коле­нях – это, по сути говоря, тра­ди­ция непра­во­слав­ная».

мит­ро­по­лит Анто­ний Хра­по­виц­кий:
«Много раз я гово­рил вам о покло­нах земных и отвра­щал вас от ере­ти­че­ского обычая стоять на коле­нях, как сидят кошки. В основе пра­вила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы при­званы ко спа­се­нию. Гос­подь сказал Апо­сто­лам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу гре­хов­ность и Божие вели­чие, перед кото­рым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и вос­стави, и вот мы снова выпря­ми­лись и стали. Так молимся мы «вос­стави» на вечерне Пяти­де­сят­ницы. Поэтому еще раз: не ста­но­ви­тесь на колени, про­ис­хож­де­ние этого обычая не бла­го­датно, создали его ере­тики. В пра­во­слав­ной молитве нет пра­виль­ного соот­вет­ству­ю­щего ему настро­е­ния. Надо раз­ли­чать: пока­я­ние и паде­ние ниц перед вели­чием Божиим – в пра­во­слав­ном земном поклоне; раб­ское, теп­лохлад­ное покло­не­ние – сто­я­ние на коле­нах и, нако­нец, полное надежды пред­сто­я­ние. Мы осуж­даем не жест, а непо­слу­ша­ние Церкви, руко­во­ди­мой Святым Духом. И мы даже не осуж­даем, но просим понять и напо­ми­нать себе, как далек этот обычай от пра­во­слав­ного духа и цер­ков­ного пони­ма­ния пред­сто­я­ния перед Богом, пра­во­слав­ного пока­я­ния и покло­не­ния Богу».

архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев):
«Нельзя ста­вить своё соб­ствен­ное муд­ро­ва­ние выше разума Церкви, выше авто­ри­тета Святых Отцов.
Первый Все­лен­ский Собор, своим 20‑м пра­ви­лом, и Шестой Все­лен­ский Собор, своим 90‑м пра­ви­лом, ясно и опре­де­лённо запре­щают «пре­кло­нять колена» в «день Гос­по­день» (вос­кре­се­нье) и «во дни Пяти­де­сят­ницы» (от Пасхи до празд­ника Пяти­де­сят­ницы в тече­ние всего этого пери­ода вре­мени еже­дневно), а такой высо­кий авто­ри­тет для нас, как вели­кий все­лен­ский учи­тель и свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, Архи­епи­скоп Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, в своём 91‑м кано­ни­че­ском пра­виле ясно и вра­зу­ми­тельно объ­яс­няет при­чину этого, относя это к «таин­ствам цер­ков­ным», а при­ня­тое всею Цер­ко­вью кано­ни­че­ское пра­вило свя­щен­но­му­че­ника Петра, Архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, прямо сви­де­тель­ствует, что в вос­крес­ный день «и колена пре­кло­няти мы не прияли».
Какое же мы имеем право посту­пать вопреки голосу Все­лен­ской Церкви? Или мы хотим быть бла­го­че­сти­вее самой Церкви и вели­ких Отцев Её?
О непре­кло­не­нии колен в дни вос­крес­ные и Гос­под­ских празд­ни­ков учил и осно­ва­тель нашей Рус­ской Зару­беж­ной Церкви Бла­жен­ней­ший Мит­ро­по­лит Анто­ний, кото­рый еще в быт­ность свою Архи­епи­ско­пом Волын­ским и Жито­мир­ским издал об этом посла­ние к своей пастве, не пре­кло­няет колен в дни вос­крес­ные и Гос­под­ские празд­ники и наш тепе­реш­ний Пер­во­и­е­рарх Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший Мит­ро­по­лит Ана­ста­сий».

свя­ти­тель Симеон Солун­ский:
«Нет ничего мало­важ­ного в Церкви Вели­кого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допус­ка­ется без зна­че­ния; ибо она есть Цер­ковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глу­бо­кий смысл. Как же дер­зать, по соб­ствен­ному про­из­волу, совер­шенно пре­зи­рать уставы, поло­жен­ные в осно­ва­ние Богом Словом, и делать самого себя зако­но­по­лож­ни­ком для уни­что­же­ния их?».

архи­манд­рит Роберт Тафт SJ:
…В древ­но­сти коле­но­пре­кло­не­ния перед при­ня­тием при­ча­стия на самом деле нико­гда не было, не говоря уже про все тра­ди­ции. Харак­тер­ным древним жестом бла­го­го­ве­ния перед при­ня­тием при­ча­стия было не коле­но­пре­кло­не­ние, а поклон и нало­же­ние крест­ного зна­ме­ния, что до сих пор мы видим в визан­тий­ских обы­чаях. Коле­но­пре­кло­не­ние — знак пока­я­ния. Обычай ста­но­виться на колени явля­ется сред­не­ве­ко­вой запад­ной прак­ти­кой, кото­рая посте­пенно вошла в обиход Латин­ской церкви между XI и XVI сто­ле­ти­ями. И, конечно, посте­пенно греко-като­лики, угне­та­е­мые соб­ствен­ным ком­плек­сом непол­но­цен­но­сти, пере­няли это у лати­нян; чтобы пока­зать послед­ним, что, ими­ти­руя латин­ские инно­ва­ции, они уже не вполне пра­во­слав­ные, а ста­но­вятся «более като­ли­ками».

О поклоне на воз­гласе: «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните»

Это самый про­стой пример, но он-то и оза­да­чи­вает: если при­хо­жа­нам неве­дом смысл про­стей­шей екте­нии, то какое же зна­че­ние при­да­ется другим, более слож­ным, момен­там службы, какой вкла­ды­ва­ется в них смысл, каков вообще уро­вень пони­ма­ния цер­ков­ных свя­щен­но­дей­ствий?

При­бли­зиться к умному дела­нию поз­во­ляет глу­бо­кая воцер­ко­в­лен­ность.

При­ме­ча­ния

1. Огла­шен­ные – те, кому было огла­шено, т.е. пре­по­дано, учение Церкви, люди, уве­ро­вав­шие во Христа и гото­вя­щи­еся к таин­ству кре­ще­ния.
2. Боже­ствен­ная литур­гия. Молитва о огла­шен­ных.
3. Неко­то­рые совре­мен­ные пас­тыри выска­зы­ва­ются в том роде, что хри­сти­а­нину допу­стимо наме­ренно скло­нять главу во время молитвы за огла­шен­ных, тем самым как бы выка­зы­вая свое сми­ре­ние. Один почтен­ный про­то­и­е­рей, посту­пав­ший именно таким обра­зом, при­зна­вался, отве­чая на недо­уме­ние своей паствы, что скло­няет главу во время этой молитвы по сми­ре­нию, так как счи­тает себя «в вопро­сах веро­уче­ния» едва при­сту­пив­шим «к про­цессу огла­ше­ния», а «в жизни по вере – еще и не начи­нав­шим этого про­цесса». Но недо­уме­ния оста­ются. Когда делают то, что не поло­жено по чину бого­слу­же­ния, тем самым при­вле­кая к себе общее вни­ма­ние, то воз­ни­кает про­стой вопрос: нужно ли свое сми­ре­ние демон­стри­ро­вать окру­жа­ю­щим, не про­тивно ли это самому духу сми­ре­ния, не обра­ща­ется ли оно при этом в свою про­ти­во­по­лож­ность? Другой, не менее почтен­ный пас­тырь счи­тает, что «мы хотя и кре­щены, но недо­ста­точно воцер­ко­в­лены, и не посту­паем по бла­го­дати кре­ще­ния», на этом осно­ва­нии, мол, «можно себя поста­вить в ряд огла­шен­ных и опу­стить голову». Тут воз­ни­кает другой вопрос. Конечно, все мы недо­стойны звания хри­сти­а­нина, осо­зна­вать это полезно, но достойно ли хри­сти­а­нина вооб­ра­жать себя лишен­ным неотъ­ем­ле­мой бла­го­дати кре­ще­ния? Не говоря уже о том, что чело­век недо­ста­точно воцер­ко­в­лен­ный никак не может урав­ни­ваться с некре­щен­ным, для этого надо было бы отка­заться от дог­ма­ти­че­ского созна­ния. Кроме того, по этой логике через минуту на воз­глас «огла­шен­нии, изы­дите» при­дется, сми­ре­ния ради, вооб­ра­зить себя ухо­дя­щим со службы, а на воз­глас «елицы вернии… Гос­поду помо­лимся» уже потре­бу­ется не только вспом­нить, что мы кре­щены, но вооб­ра­зить себя и воцер­ко­в­лен­ными, и «посту­па­ю­щими по бла­го­дати». А то ведь как при­ча­щаться, если «поста­вили себя в ряд огла­шен­ных». Уместна ли такая игра фан­та­зии во время бого­слу­же­ния, вместо осо­зна­ния истин­ного зна­че­ния литур­ги­че­ских дей­ствий и сим­во­лов? Сим­во­лика здесь не декор, но силь­ное сред­ство духов­ного воз­дей­ствия, иска­жать ее про­из­воль­ной игрой ума опасно. Пра­во­слав­ная аске­тика запре­щает моля­ще­муся уму допус­кать именно вооб­ра­же­ние, при­зы­вает бороться с ним, а не куль­ти­ви­ро­вать. Сми­ре­ние же, как живое ощу­ще­ние своей испор­чен­но­сти и ничтож­но­сти, как искрен­нее при­зна­ние себя наи­худ­шим среди людей, ничего общего не имеет с само­вну­ше­нием и при­твор­ством.
4. Типи­кон, на осно­ва­нии Кано­ни­че­ского Пра­вила VI Все­лен­ского Собора № 90, что под­твер­ждено уста­вом свт. Васи­лия Вели­кого (прав. № 91) и др. поста­нов­ле­ни­ями, нала­гает кате­го­ри­че­ский запрет на земные поклоны и коле­но­пре­кло­не­ния в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни и в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния (Херу­вим­ская, Шесто­псал­мие, Чест­ней­шая, Вели­кое сла­во­сло­вие). Зна­чи­тельно то, что этот устав­ной запрет не есть плод чело­ве­че­ского изоб­ре­те­ния, но полу­чен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откро­ве­нии через ангела прп. Пахо­мию Вели­кому: «С вечера суб­бот­него до вечера вос­крес­ного, равно как и во дни Пяти­де­сят­ницы, не пре­кло­няют колен». Казан­ский П.С. Исто­рия пра­во­слав­ного мон-ва… Т. 1. С. 238.
5. Лос­ский В.Н. Бого­ви­де­ние. М., 2003. С. 677.
6. Рафаил (Каре­лин), архим. Умение уми­рать, или искус­ство жить. М., 2003. С. 311, 313.
7. Бого­слов­ско-аске­ти­че­ское зна­че­ние коле­но­пре­кло­не­ний и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рас­смат­ри­ва­ются в наст. изд., т. 2, 4.
8. Киприан (Керн), архим. Литур­гика. M., 2002.
9. Софро­ний (Саха­ров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.

Нови­ков Н.М. Молитва Иису­сова. Опыт двух тыся­че­ле­тий. Учение святых отцов и подвиж­ни­ков бла­го­че­стия от древ­но­сти до наших дней: Обзор аске­ти­че­ской лите­ра­туры в 4 т. Т. 1. Глава «Тайна Таинств». С. 80–83. Нови­ков Н.М.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *