Что говорит штурман пилоту
Что, как и зачем говорит штурман пилоту в ралли, и что такое «стенограмма»!?
Данная статья будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Ответим на самые популярные вопросы итд.
Вторая часть для тех, кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.
Часть первая.
Итак, начнем с простого, как же всё-таки пилот и штурман слышат друг друга? И как мы (зрители) слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, в специальных «раллийных шлемах» они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобными устройствами, но такой «комплект» можно купить и установить самостоятельно.
Данные шлемы, специальными шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», которое представляет собой переговорное устройство или на сленге «переговорка».
Размещают эту «переговорку» обычно так, чтобы оба члена экипажа могли дотянуться до неё без труда, не отстегивая ремни безопасности.
Так же из этого устройства, сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер, установленных в автомобиле. Так, чтобы потом это могли увидеть для «разбора полетов» судьи и члены команды после гонки, да и зрителям бывает тоже не менее интересно!
Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок — по кругу (например, кольцевая трасса в «Формуле 1»), где пилоты буквально «заучивают» каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км. из которых 200 км. — это движение на время, то есть кто быстрее проедет данный участок трассы, тот и выиграл. И это происходит — далеко не «по кругу»!
Эти участки, что делятся на время, протяжённостью обычно от 2х до 50 км., где надо ехать в режиме «гонки» или, как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней, когда экипажи ездят на обычных машинах, соблюдая ПДД, по этим участкам трассы — этот процесс называется «ознакомление с трассой». Так вот ключевой момент в том, что проехать по каждой трассе можно всего лишь 2 раза!
Как Вы думаете, как за 2 раза запомнить 100 — 200 км. трассы с огромным количеством поворотов и пр. Правильный ответ — «Да никак»!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами, как можно точнее описать трассу, чтобы можно было потом (в день гонки), по этой записи ехать как можно чётче, увереннее и, естественно быстрее. За эти 2 проезда трассы, пилот и штурман, как раз и создают стенограмму. А потом уже, в гонке штурман читает это пилоту, по написанному (ранее).
В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать стенограмму, штурману — вовремя и понятно её «прочитать», а уж только потом — пилоту быстро проехать трассу!
Что записывают в стенограмму?
Итак, несколько основных пунктов которые обязательно записывают в стенограмму:
2. Расстояние до следующей позиции.
(И вот именно отсюда берётся та самая, большая цифра — например «60» или «120», которую Вы слышите на видео или глядя ралли по ТВ, это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают)!
3. Препятствия, типа трамплинов и горок, за которыми ничего не видно или просто напросто экипаж «летит»;
4. Смены покрытия, сужения/расширения трассы и тому подобное.
Как это всё записывают на ходу?
Если вы когда-то пытались написать диктант в машине, едущей по грунтовой, не всегда ровной дороге, то вы поймете о чем мы ведём разговор. Писать все словами, естественно было бы неудобно, долго и сложно. Поэтому и родились «куча» специальных обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея заключается в сокращении часто встречающихся слов или в «превращении» их в специальные «значки» и символы. В качестве наглядного примера, покажем Вам фото, буквально пары страниц «раллийной» стенограммы.
Часть вторая.
Данный раздел статьи интересен будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.
Прежде чем мы опишем одну из стенограмм (взятых в интернете), хотим дать Вам ссылки на быстрых, авторитетных и известных «гонщиков—раллистов».
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале одной из раллийных команд. Там собраны многочасовые рассказы лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей и пр.). Такие именитые пилоты как: Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все они там есть!
Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему, на наш взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться с его «творением» можно по ССЫЛКЕ. Всем заинтересованным рекомендуем! Добавим, что важно не какими словами и терминами описывать трассу, а что именно записывать и зачем!? И вот тут как раз, большинство «быстрых пилотов» пишут одно и тоже, просто разными словами или проще говоря — «своим языком».
Основные аспекты приведём на примере одной из стенограмм (взятой в интернете), здесь:
Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?!
Давно меня просили написать на эту тему, наконец дошли руки!
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».
Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.
Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.
Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».
Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.
Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)
Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)
Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.
Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!
И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.
В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)
Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))
3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.
Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.
Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.
Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!
Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.
Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.
Работа штурмана в ралли. Часть 3. Применяемые символы и принцип записи стенограммы.
Все кто дочитал до этой части-большой молодец!
От вступления переходим к мясу.
Те кто только что попал на этот цикл, прочтите по частям.
Часть 1. Где объясняю общие принципы составляемой стенограммы. Комментарии обязательны к прочтению.
Часть 2. Где я рассказываю о безопасности и посадке штурмана.
Часть 2.1 Где я подробнее останавливаюсь на посадке штурмана.
Запись стенограммы на ознакомлении.
Запись ведем в тетради обязательно строчными и прописными буквами.
Не должно всё быть в стенограмме одного размера!
Строчными обозначаем расстояние до позиции.
Прописными направление движения и сложность поворота.
Строчными в верхнем регистре обозначаем дополнительный описания к позиции.
Это удобно для правок-на ознакомлении было сухо, на первом проходе мокро и стало сколькозко-легко подписать. И так же легко убрать. Делать это или нет — вопрос к пилоту.
Теперь объясняю почему пишем строчными и прописными. В первую очередь для того, чтоб перед глазами не было простыни одинакового текста в котором легко потеряться. Важное-крупно, менее важно более мелко.
Во вторых из-за того в голове легко увязывается интонация, с которой нужно прочесть.
Строчные-быстро и немного между делом, прописные громко и отчетливо. Об этом более подробно мы поговорим ниже.
Существует некоторый спор о том как писать — мелко (в каждую строчку штурманской тетради) или крупно.
С одной стороны мои учителя писали мелко. В каждую строчку. И на тех скоростях, на каких они ознакамливаются по-другому писать сложно. Я пробовал)
К тому же, я не исключаю, что быстрым парням будет трудновато диктовать когда на странице мало информации. Но с другой стороны стенки ВЭрСи все строки по 3-4 на листе содержат.
Так что вот.
Так же попробуйте воспринять такую логику.
Чем больше информации можно получить за единицу времени-тем больше вероятность запутаться.
Чем больше строчек на листе-тем больше вероятность прочесть не ту позицию. Пальчик соскользнул, тряхнуло и взгляд ушел, болельщица на обочине раскрыла тему сисек…
Запись крупно минимизирует возможность потеряться.
В этот момент у многих всплывает в голове вопрос экономии тетрадок.
Предлагаю просто посчитать.
Тетрадка 250 рублей.
Две тетрадки — 500 рублей.
Потерянный из-за схода стартовый — 12 000 рублей.
Списанный автомобиль — 1 000 000 рублей.
Жизнь бесценна.
Что есть для остального-сами знаете)
Пометки и символы.
В стенограмме нужно делать пометки.
У меня это направление на перекрестках и развилках, обозначение постов связи, километраж по терратрипу, привязки пилота для торможений.
+ символы дающие пояснение.
С перекрестками и развилками всё просто — чтоб не запутаться. Можете не читать пилоту если не надо.
Но для себя спокойнее.
И 100% в каждой гонке будет ситуация, когда пилот спросит куда нам ехать на развилке.
Пометки-привязки.
Мы очень “ЗА” обозначение точек торможения.
Такие места записываем таким образом.
Читаем.
200 знак Л5.
Символы.
У меня в текущей стенограмме вот такие.
Символы пишутся прописными буквами!
Отмечу важную вещь.
Ни в коем случае нельзя писать в стенограмму на гонке тут же придуманный символ.
Просто он забудется в гонке вероятностью 90%.
А если символом DNC (dont cut) на ознакомлении вы вдруг решили записать то, что поворот не нужно резать то с долей вероятности можно ожидать схода.
Почему понятно?
Я считаю что важным является обозначение в стенограмме постов связи.
Я обозначаю их местонахождение на полях молнией в кружочке.
Просто для того чтоб в случае опасной ситуации суметь сообщить туда о ней.
Это помогло во время аварии друго экипажа на ралли “Медвежий ключ”.
Обозначение километража по терратрипу.
В принципе она всё иллюстрирует.
Вот как это выглядит на практике, в стенограмме.
На этом мой рассказ насегодня окончен.
Жду ваших вопросов.
Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?
Автор: Сергей Сударев
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».
Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.
Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.
Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».
Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.
Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)
Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)
Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.
Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!
И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.
В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)
Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))
3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.
Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.
Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.
Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!
Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.
Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.
Переговоры штурмана с пилотом
ну так под эти переговоры подставить любое видео деревенских покатушек и никто разницы не заметит )))
Samir you’re breaking the car, Samir.
Такие бы комментарии в Dirt Rally
«тысяча чертей, проклятые лоси!» (с)
Слушая переговоры, так и не понял, нахрена там штурман нужен. Непрерывно 3.14-здеть в ухо?
Более точный заголовок: водитель выражает эмоции, пока штурман пытается не проебать маршрут.
Ядрёна вошь! Это же прямо как мы с батей в детстве на УАЗ-ике за грибами ездили)))
Как установили русские лингвисты на олимпийских играх в двухместной байдарке обитают два странных существа: ГРЕБИБЛЯ и ГРЕБУБЛЯ
Baja Ukraine 2021, аппарат Can-Am Maverick X3 RS
А как тогда Олейник шпарит, если эти его догоняют?
штурманы в играх «поворот направо 30 градусов, 300 метров».
То чувство когда я тоже Вова.
Надо было вторую половину отрезать, когда он про камеру вспомнил 🙂
Штурманил, много много лет назад. Но мы тогда карты читали, такого пиздежа не было.
Вот только русские поймут если послушают. Иностранцу поди даже со знанием языка объясни как он описывает сложный участок дороги)
Походу он чуть не обосрался))
ебучий говор безошибочно узнаваем.
это левая озвучка наложена
Как же омерзителен украинский акцент
Так вот откуда ноги у этой легенды растут!
Много раз слышал байку о том, что болиды Ралли Группы B по скорости были сопоставимы с болидами Формулы 1.
Да, нашёл подтверждение тому, что история имеет реальные основания. Во время тестов перед стартом ралли Португалия 86′ Лянча обкатывала свои болиды в Эшториле. По словам менеджера команды Нинни Руссо, время, показанное Генри Тойвоненом на Лянча Дельта С4, могло бы войти в десятку лучших результатов предсезонных тестов Формулы 1, прошедших на этом же треке. Но только тестов. Естественно, на реальном Гран-При Португалии 450-800-сильная (в зависимости от версии) раллийная машина весом под 900 кг не имела шансов против 900-1450-сильных 550-килограммовых болидов Формулы 1 с развитой аэродинамикой. Конкретно механики Лотуса могли легко давонуть 4-5 бар в свой Renault EF15B и получить под 1000 л. с. Один из самых мощных двигателей плюс сбалансированное шасси, благодаря которым Айртон Сенна взял поул в квалификации.