Что говорить при чихании мусульманам

Хадисы про чихание и зевоту

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].

Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно [закрывая рот рукою или чем-либо иным][1]. Если человек скажет «а-а-а» [зевнув во весь рот], Дьявол будет смеяться над ним[2]»[3].

Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры порицаемо в Исламе, так как лишает человека активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертного, думающего лишь о потреблении, удовлетворении потребностей и постоянно чем-то недовольного[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду ли-ля» [«я благодарен Богу»]. А другой [услышавший это][5] пусть скажет [ему в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будьте здоровы» или «да помилует вас Господь»]. И если он так скажет, то первый пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит с зевотой»[7].

Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть постарается понизить голос [минимизировать шум]»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747.

[2] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 746.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему.

[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.

[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».

Источник

Правда ли, что Аллах любит чихание?

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Религия Ислам регулирует образ жизни каждого мусульманина и даёт ответы на все его вопросы. Ислам затрагивает каждую сферу жизни мусульманина, чтобы у него не оставалось вопросов. Поэтому в Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации.

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التثاؤبَ

«Поистине, Всевышний Аллах любит чихание и не любит зевоту». (Имам Ахмад 2/265, Бухари 6223)

Как указывают учёные богословы, смысл этого хадиса заключается в том, что достойна похвалы причина чихания. Чихание вызывается лёгкостью тела, являющаяся следствием умеренности в еде, придерживаться которой рекомендует шариат, поскольку это ослабляет силу страсти и помогает заниматься поклонением Аллаху, тогда как зевота представляет собой полную противоположность чиханию.

В том, что Всевышний Аллах любит чихание, у нас не может возникнуть сомнения, ибо об этом недвусмысленно говорится в вышеприведённом хадисе, который приводится в нескольких сборниках достоверных хадисов. Кроме того, у чихнувшего человека, или у того, кто присутствовал рядом с чихнувшим, есть возможность получить ещё и вознаграждение от Всевышнего.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التّثاؤُبَ فإذا عَطَسَ أحَدُكمْ فَحَمِدَ الله كانَ حقّاً على كلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أنْ يَقولَ لهُ يَرْحَمُكَ الله

«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхамука-Ллах» – «Да помилует тебя Аллах«». (Имам Ахмад, 2/428; Бухари в 6226; Абу Дауд, 5028; Тирмизи, 2747)

Как сказано в вышеприведённом хадисе, ответить на чихание словами «Ярхаму-ка-Ллах», если чихнувший воздал хвалу Всевышнему Аллаху (произнёс «Аль-Хамду ли-Ллах»), является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.

Если кто-то рядом чихнул и не воздал хвалу Всевышнему Аллаху, то человеку, который находится рядом, не следует отвечать ему благопожеланием (ташмитом).

От Анаса Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عطس رجلان عند النبي صلى الله عليه وسلم، فشمت أحدهما ولم يشمت الآخر، فقال الذي لم يشمته: عطس فلان فشمته، وعطست فلم تشمتني، فقال: «هذا حمد الله تعالى، وإنك لم تحمد الله تعالى

«Ярхаму-ка-Ллах«, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал«». (Бухари, Муслим)

Также от Абу Мусы Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا عطس أحدكم فحمد الله تعالى فشمتوه، فإن لم يحمد الله فلا تشمتوه

«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)

Согласно указанию, которое содержит в себе этот хадис, не следует говорить ничего тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху.

Исходя их этого, самому чихнувшему следует по меньшей мере произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

Всё, о чём говорится в вышеприведённых хадисах, является желательным, а не обязательным. Большие учёные нашего мазхаба указывали, что благопожелание чихнувшему (ташмит), то есть произнесение слов «Ярхаму-ка-Ллах» относится к категории суннат аль-кифая, что если эту сунну выполнит кто-либо из присутствующих, то этого будет достаточно для остальных.

Несомненно, если эти слова произнесёт кто-то из присутствующих, этого будет достаточно, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл вышеприведённых слов Пророка ﷺ : «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхаму-ка-Ллах»».

Исходя из всего этого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах любит чихание и причины, вызывающие чихание. Помимо этого, каждому чихнувшему или тому, с кем рядом чихнул человек, даётся возможность получить вознаграждение, воздав хвалу Всевышнему или ответив на это ташмитом.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Источник

Что нужно говорить, если при тебе чихнули?

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Дуа, читаемая за чихнувшего (Источник фото: freepik.com)

«Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение); если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» (Муслим).

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

7 правил, которые мусульманин обязан соблюдать по отношению к другому мусульманину

Совершение дуа за чихнувшего мусульманина является обязанностью каждого верующего. Однако у данной обязанности есть детали. Исламский этикет предписывает поведение и для чихнувшего. Он обязательно должен вознести хвалу Всевышнему. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь» (Муслим).

Также передается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Двое чихнули возле Пророка (мир ему). Одному он сказал «Ярхамукял лаах», а другому не сказал. Когда спросили о причине, он ответил: «Этот чихнув, поблагодарил Аллаха словами «Альхамдулиллях», а другой не поблагодарил. (Бухари, Муслим, Абу Дауд и Тирмизи).

Давайте рассмотрим порядок совершения данного дуа.

Мольба за чихнувшего:

Услышавший это должен сказать:

«Да помилует тебя Аллах!»

На что чихнувший должен ответить:

يَهْـديكُـمُ اللهُ وَيُصْـلِحُ بالَـكُم

«Яхьдиикумул лааху ва юслиху баалякум».

«Пусть Всевышний направит вас на правильный путь и приведет в порядок все ваши дела!»

Источник

Адаб чихания

Исламский этикет придает особое значение чиханию. Аллах его любит, и в хадисах сказано:

«На мусульманине лежит пять обязанностей по отношению к своему брату: вернуть салам, попросить у Аллаха милости для чихнувшего…»

Существуют адабы чихания, которых должны придерживаться верующие. Эти правила существуют тысячи лет. Сказано:

«Когда Аллах вдохнул в Адама душу, и душа достигла головы, он чихнул и сказал: «Альхамлудилляхи Раббиль-алямин». Тогда Всеблагой и Всевышний сказал ему: «Да помилует тебя Аллах!»

Как правильно просить милости у Всевышнего

Вам стоит знать, что говорить чихнувшему, чтобы соблюсти мусульманский этикет. В хадисах прописано, как правильно просить милость:

«Когда кто-нибудь из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамдулиллях (Вся хвала Аллаху)», и пусть его брат или друг ответит ему: «Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)». Если он скажет «Ярхамукаллах», то пусть (чихающий) скажет: «Яхдикум Аллах ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшит ваше состояние)»

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманамПопросить милости у Аллаха – обязанность любого верующего. Если вы этого не сделаете, то рискуете навлечь на себя гнев Всевышнего, поскольку совершите греховное. Если же чихание слышит не один человек, а несколько, и никто из них не ответит так, как установлено Пророком, они все совершат грех.

В исламе верят, что во время чихания может настигнуть лицевой паралич или прочие неприятные заболевания. Потому важно призвать милость Аллаха, чтобы Всевышний избавил верующего от возможных недугов.

Что должен говорить чихнувший

Исламский этикет предписывает соответствующее поведение и для самого чихнувшего. Он обязательно должен вознести хвалу Всевышнему. Выберите одну из существующих фраз:

Когда вы слышите, что кто-то чихнул и сказал одну из этих фраз, ваша обязанность – ответить: «Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)».

Если же чихнувший забыл вознести хвалу Всевышнему, подскажите ему сделать это. В хадисах сказано: «Тот, кто опередил чихнувшего словами «Альхамдуллилах», будет в сохранности от болезней зуб, ушей и живота». Если вы сомневаетесь в том, сказал ли человек «Альхамдулиллях», произнесите: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал ему хвалу».

Согласно адабам чихания, верующий должен ответить тому, кто попросил для него милости. Выберите один из нескольких вариантов и скажите:

Когда не нужно просить милости для чихнувшего

Однако в некоторых случаях мусульманский этикет предписывает не просить милости для того, кто чихнул. Запомните эти правила:

1) В тех случаях, когда чихает не мусульманин, ему не стоит отвечать теми же словами, как и последователям ислама.

В хадисах говорится: «Евреи чихали в присутствии Пророка, мир ему и благоденствие, а он (хотя и) мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный да и наставит Он на истину ваш разум». Если вы хотите пожелать добра чихнувшему, но он при этом не является мусульманином, скажите: «Яхдикаллах (Да наставит тебя Аллах)». Можно также использовать классическое «Будь здоров!», поскольку эта фраза тоже несет в себе пожелание добра. Однако лучше говорить так, как велел Пророк.

2) В тех случаях, когда верующий не вознес хвалу Всевышнему после чихания, вам также не нужно говорить ему «Ярхамукаллах». Абу Муса говорит про это:

«Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь» ( Муслим). В хадисах также приводят случай, когда в один момент чихнули двое верующих. Пророк Мухаммад одному пожелал милости Аллаха, а другому нет. Когда его спросили, почему он так сделал, Пророк ответил: «Тот сказал «Альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал»

3) Когда человек чихает не один раз, а сразу несколько подряд, это может быть признаком простудного заболевания. Для этого случая в хадисах приводят слова Абу Хурайры: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть находящиеся рядом с ним обратятся за него с мольбой. А если он чихнет больше трех раз, то это уже простуда, и не следует ему говорить это после трех раз». Говорить «Ярхамукаллах» необходимо только тому, кто чихает не более 3 раз. В ответ на каждое чихание призывайте милость Аллаха. Когда же человек чихнет четвертый раз, этого говорить не надо. Согласно адабам чихания, стоит попросить для верующего исцеления. Произнесите: «Шафакаллах (Да исцелит тебя Аллах)». Если же человек чихает с паузами, это не является признаком болезни, и необходимо просить для него милости при каждом чихе.

4) Тем, кто чихнул во время пятничной проповеди, также не стоит говорить «Ярхамукаллах». Исламский богослов Ибн Дакик Аль-Ид считает, что это рождает разногласие. С одной стороны, верующий должен соблюсти адабы чихания и попросить милости для чихнувшего. С другой – нельзя отвлекаться от того, что говорит имам. Поэтому здесь нужен компромисс. В приоритете должна быть речь имама. Учитывая, что в течение проповеди нужно молчать, вам не нужно что-либо говорить чихнувшему. Вы можете попросить для него милости после завершения речи, или сделать это во время нее, но только жестом. Это относится и к самому имаму. Только тогда, когда он сам сделает паузу после чиха, ему можно сказать «Ярхамукаллах».

5) Призывать милость Всевышнего не стоит в том случае, когда чихает ребенок. Ему нужно говорить «Баракаллаху фика (Да благословит тебя Аллах)», или «Аншаакаллаху иншаан салихан (Пусть Аллах вырастит тебя благочестивым)».

Что делать, если чихание застало при совершении молитвы

При молитве не стоит произносить лишних слов, но чихание не сделает ее недействительной. Если вы завершаете намаз и случайно чихнули, то можете сказать «Альхамдулиллях». Сделайте это негромко. Окружающие должны ответить «Ярхамукаллах».

В хадисах приводят случай, когда во время намаза чихнул один из молившихся и произнес «Альхамдулиллях». Муавийя ибн аль-Хакам сказал ему «Ярхамукаллах». По окончанию молитвы Пророк позвал его. Муавийя ибн аль-Хакам сообщает о том, что говорил ему Пророк, так:

«Пусть мой отец и моя мать будут выкупом за него! Я не встречал ни до, ни после него учителя, обучающего лучше, чем он! Клянусь Аллахом – он не был раздражен на меня, не ударил и не обругал меня, а просто сказал: «Истинно, это – молитва, в ней является неподобающим хоть что-то из речи людей. Это только тасбих, такбир и чтение Корана»

Поскольку Пророк не упрекнул чихающего, из этого случая становится понятно, что во время намаза можно говорить «Альхамдулиллях». Но если чихание застало вас при чтении фатихи, то ее нужно прочитать снова.

Исламский этикет предписывает чихающему прикрывать рот рукой или платком. Также постарайтесь чихнуть негромко. Сказано: «Когда Посланник Аллаха чихал, то прикрывал свой рот рукой или одеждой, и этим самым понижал звук чихания». Кроме того, в хадисах говорится: «Если кто-либо из вас чихает, то пусть прикроет свое лицо ладонями, чтобы приглушить звук».

Считается, что это приносит двойную пользу. Во-первых, снижается громкость чихания, а, во-вторых, простудившемуся человеку прикрывать рукой рот необходимо для того, чтобы не заразить окружающих.

Источник

Адабы чихания

Как известно, произнесение слова «Альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «Ярхамукаллах».

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ‏»‏ قال العلماء‏:‏ بالكم‏:‏ أي شأنكم‏

«Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет «Альхамду лиллях», а его брат [по вере] пусть скажет ему: «Ярхамукаллах». И если он скажет ему: «Ярхамукаллах», пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: «ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум»».

Этикет чихания и что говорить при чихании

Выражение «Альхамдулиллах» означает «Хвала Аллаху».

А смысл выражения «Ярхамукаллах» – «Да помилует тебя Аллах».

«ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «Да укажет вам Аллах правильный путь и приведёт Он в порядок все дела ваши».

Мудрость просьбы милости

Как пишет имам Ибн Хаджар[1], мудрость просьбы милости Аллаха для чихнувшего в том, что от чихания человека может постигнуть паралич лица, и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же облике и здравии.

Если чихнул немусульманин

Если рядом с вами чихнёт немусульманин, то ему в ответ следует сказать «Яхдикаллах» – да наставит тебя Аллах, или подобное этому выражение, но не следует просить милости для него, как это делается для брата мусульманина[2].

Если чихнул ребенок

Также не следует говорить «Ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «Баракаллаху фика» – да благословит тебя Аллах, или «Аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «Пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т.п.[3]

Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.

Напоминание чихнувшему сказать «Альхамдулиллах»

Желательно также напомнить чихнувшему, чтобы он произнёс выражение «Альхамдулиллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ

«Тот, кто опередил чихнувшего словами «Альхамдулиллах», будет в сохранности от болезней зуб, ушей и живота»[4].

Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него словами «Ярхамукаллах»[5].

Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи Альхамдулиллах», – и если он скажет это, то следует просить милости Аллаха[6] для него.

Если человек чихнул несколько раз

Если человек чихнёт несколько раз подряд, то согласно сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз.

А если он чихал больше трёх раз, то сунной является сказать: «Шафакаллах» – да исцелит тебя Аллах и т.п.

Это в том случае, если он чихает подряд, а если он чихает с промежутками, то есть не подряд, то в этом случае после каждого раза следует просить милости[7] для него.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ «‏إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ‏»‏‏

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть «Ярхамукаллах»). Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят»[8].

Если человек чихнул в намазе

На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнёт в намазе, то ему также желательно произнести выражение «Альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милостивыражением «Ярхамукаллах»[9].

Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «Альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи[10].

Прикрывать рот во время чихания

И в конце: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим[11].

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук»[12].

Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.

Подготовил: Муса Багилов

[1]عبارة التحفة 9/230: العطاس — حركةٌ مزعجةٌ ربَّـما تولد عنه نحو لَقْوَةٌ، فناسب أن يدعى له بالرحمة المتضمّنةِ لبقائه على سمته وخلقته، والمانعةِ من شماتة عدوّه به.

[2]عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله

[3]عبارة التحفة: ولصغير بنحو: أصلحك الله، أو: بارك فيك —

[4]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.

[5]عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع… فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش

يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.
[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2
[9]عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه… وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا

[10]عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس… (قطع الموالاة)

عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة

[11]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ للعاطس وضع شيء — يده أو ثوبه أو نحوه اهـ مغني — على وجهه وخفض صوته ما أمكنه — وأن يحمد الله عقب عطاسه اهـ مغني

[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».
Источник: http://taalib.ru/fikh/819-etiket-chikhaniya-i-chto-govorit-pri-chikhanii

Некоторые адабы, связанные с чиханием, на которые указывают достоверные хадисы | Салиха

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь». Муслим, Ахмад. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 683.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть находящиеся рядом с ним обратятся за него с мольбой. А если он чихнет больше трех раз, то это уже простуда, и не следует ему говорить это после трех раз». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 684.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихает, то пусть прикроет свое лицо ладонями, чтобы приглушить звук». аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 685.

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин” (Хвала Аллаху – Господу миров).

А ему следует сказать: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). А он пусть им ответит: “Ягъфиру-Ллаху ляна уа лякум” (Да простит Аллах нас и вас)». ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 686.

От ‘Али ибн Абу Талиба и Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь” (Хвала Аллаху в любом положении).

А тем, кто вокруг него следует ему сказать: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). А он пусть им ответит: “Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум” (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)». Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См.

«Сахих аль-джами’» 687.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: “Альхамду ли-Ллях” (Хвала Аллаху).

Если он скажет это, то пусть его брат или друг скажет ему: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). И если ему скажут это, то пусть ответит: “Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум” (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)».

аль-Бухари, Ахмад, Ибн Маджах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 688.

Таким образом, при чиханье узаконено произнесение слов: 1. “Альхамду ли-Ллях”. 2. “Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин”.

3. “Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь”.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Этикет чихания

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

В Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации, заложенные Пророком Аллаха (мир ему и благословение).

У чихания, как и у всего важного по Исламу, есть свой этикет, который желательно знать верующему, так как многие могут чихнуть не только в безлюдном месте, но и в обществе.

В Исламе чихание считается хорошим признаком, указывающим на любовь Аллаха к этому человеку, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب

Смысл: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но чихание, которое указывает на любовь Аллаха, должно возникнуть не по причине каких-то внешних воздействий (например, пыль попала в ноздри), а само по себе.

Если человека тянет чихнуть, то не нужно сдерживаться, однако не желательно поднимать голос, потому как:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا عطس وضع يده أو ثوبه على فيه وخفض أو غض من صوته

Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук» (Абу Давуд, ат-Тирмизи), некрасиво, когда человек издаёт сильные звуки при чихании. Также желательно восхвалить Аллаха во время чихания, потому как в хадисе сказано:

فإذا عطس أحدكم وحمد الله

Смысл: «…и если кто-либо из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху», это продолжение начатого выше хадиса. Не нужно каких-то лишних и некрасивых высказываний, как некоторые позволяют себе.

По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) воздать хвалу Аллаху чихнувшему является сунной (желательным), однако в мазхабе имама Малика (да смилуется над ним Аллах) некоторые учёные считают, что воздать хвалу Аллаху после чихания является обязательным.

Что делать окружающим?

Если рядом кто-то чихнул и произнёс «альхамдулилях», то желательно ответить со словами «Ярхамукаллах», что означает «Да смилуется над тобой Аллах», как сказано в хадисе:

فإذا عطس أحدكم وحمد الله، كان حقًا على كل مسلم سمعه أن يقول له: يرحمك الله

Смысл: «Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»» (Имам аль-Бухари). Если рядом группа из двух или более мусульман, то довольно ответа одного из них. Если же чихнувший не произнёс хвалу Аллаху, то не нужно ничего говорить, Ибн аль-Араби (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал:

«Не нужно отвечать тому человеку, который не сказал слова хвалы Аллаху, возможно, он произнёс их очень тихо, поэтому окружающие просто не услышали его».

В таком случае желательно напомнить чихнувшему восхваление Аллаха, произнеся вслух «Альхамдуллилях» так, чтобы тот услышал и повторил.

После того, как чихнувшему ответили на его восхваление Аллаха, ему желательно произнести «Яхдиякумуллах», что означает «Да наставит вас Аллах», так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:

فإذا قال له يرحمك الله فليقل : يهديكم الله و يصلح بالكم

Смысл: «Если ему (чихнувшему) сказали: «Да смилостивится над тобой Аллах», то пусть скажет чихнувший: «Да наставит вас Аллах и улучшит ваши намерения»» (Имам аль-Бухари).

Если чихнул более трёх раз

Если человек чихнул более трёх раз подряд, то уже желательно тем, кто услышал, сказать «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах», вместо «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

فهو مزكوم إذا عطس أحدكم فليشمته جليسه ، وإن زاد على ثلاث فهو مزكوم ، ولا تشميت بعد ثلاث مرات

Смысл: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный» (имам Муслим). То есть, если чихнул более трёх раз, то уже желательно пожелать излечения.

Если чихнул в молитве и при исправлении нужд

В молитве желательно постараться не допустить чихание или зевание, но, если человек чихнул в молитве, пусть произнесёт «альхамдулиллях» сердцем, мысленно. Если же чихнул при исправлении малой или большой нужды, при выполнении супружеского долга, то восхваление произнесёт так же, мысленно.

Что правильнее говорить при чихании? |

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Вопрос: Многие мусульмане когда чихают говорят «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах)», или «Ярхамуна ва ярхамукумАллах (Да помилует Аллах вас и нас) или «Хадана ва хадакум Аллах (Да наставит Аллах вас и нас)». Какая форма более правильна? Что передано от Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует)?

Ответ:

Были переданы разные формы восхвалений Аллаха чихающим.

Передано, что Абу Хамза сказал: «Я слышал, что Ибн Аббас сказал, когда кто-то сказал ему «ЯрхамукАллах», «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах (Да спасет нас и вас от огня ада Аллах; Да помилует вас Аллах)». Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Адаб аль Муфрад, 955

Малик передал в Аль Муватта (1800) от Наафи, что когда Абдуллах ибн Умар чихал и ему говорили: «ЯрхамукАллах», то он говорил: «Ярхамуна Аллаху ва ййакум ва йагфир лана ва лакум (да помилует вас и нас Аллах, да простит он нас и вас)».

Ан-Навави в шарх Муслима сказал: «Аль-Гаади сказал: «Ученые разошлись относительно того, как следует восхвалить Аллаха, и по этому поводу существуют различные сообщения.

Говорят, что необходимо произнести: «Аль хамду лиллях» или «Альхамду лилляхи раббил Алямин» или «Альхамду лилляхи аля кулли халь». Ибн Джарир сказал: «Ему следует выбрать из этого.

Это правильное мнение, но однозначно, что он должен восхвалить Аллаха».

Он сказал: «И они разногласят насчет ответа тому кто сказал: «ЯрхамукАллах». Сказано, что следует сказать: «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум» или «Йагфир Аллаху лана ва лакум». Малик и Шафи сказали: «Ему следует выбрать между этим» Это правильное мнение. И хадисы в которых они упоминаются достоверны».

Заключение: При чихании следует сказать:

Ответом человеку, который помолился за чихающего может быть:

Все это достоверные сообщения и мусульманин может выбирать из них.

ФАТВА:Что согласно исламу надо говорить, когда человек рядом чихает?

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Согласно большинству юристов, слова Пророка «ответьте на это» в данном случае подразумевают не обязательность, а желательность этого действия [т.е. мольбы к Аллаху].

Анас Ибн Малик (да будет он угоден Аллаху) сообщил, что два человека чихнули в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он (да благословит его Аллах и приветствует) призвал милость Аллаха на одного, но не призвал ее на другого.

Тот, на кого он (да благословит его Аллах и приветствует) не призвал милость, сказал ему: “Такой-то и такой-то чихнул, и ты сказал: «Да помилует тебя Аллах». Я тоже чихнул, но ты не произнес этих слов для меня”.

Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот человек восхвалил Аллаха, а ты не восхвалил Его.”

Во-вторых, чихающие, которые не являются мусульманами:

Абу Дауд передал такие слова Абу Мусы Аль-Ашари (да будет он угоден Аллаху): “Евреи чихали в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а он (да благословит его Аллах и приветствует) [хотя и] мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание, однако, отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум”.

По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, если учитывать, что ответ чихающему означает пожелание ему добра, то мусульмане могут отвечать немусульманам, которые чихают, но по-другому.

Выдающийся ученый Ан-Навави сообщил от Ибн Аль-Араби о разногласиях среди ученых по поводу того, когда нужно сказать тому, кто неоднократно чихает, что это простуда, – после второго, третьего или четвертого чиханья.

Но самое надежное мнение здесь таково, что это нужно сказать после третьего чиханья.

То есть за него [чихнувшего] нужно помолиться трижды, а затем сказать, что он простужен, и после этого молитва после чихания не требуется.

Можно утверждать, что если человек простужен и неоднократно чихает, он больше заслуживает молитвы после чихания, поскольку он болен и нуждается в молитвах других за него.

На этот довод можно ответить, что это так, что человек в этом случае действительно нуждается в молитвах других за него, но это не обязательно должна быть именно молитва после чихания, поскольку за него можно прочитать и другую молитву, например о том, чтобы Всемогущий Аллах излечил его.

В-четвертых, те, кому не нравится получать ответ после чихания (и восхваления Всемогущего Аллаха):

Ибн Дакик Аль-`Ида утверждает: «Некоторые ученые считают, что если об определенном человеке известно, что ему не нравится получать ответ после чихания (и восхваления Всемогущего Аллаха), ему не нужно отвечать, ибо молитва за чихнувшего не произносится за того, кто ее не хочет.

Если же исходить из того, что молитва за чихающего – это сунна, тогда можно говорить, что это сунна, совершаемая за того, кому это нравится. По мнению этих ученых, это правило относится и к тем, кому не нравится, чтобы с ними здоровались или посещали их во время болезни.

Сам же я считаю, что от такого желательного действия (сунны) не нужно отказываться, коль человек не страшится, что тот, кому не нравится получать ответ после чихания, не навредит ему [например, грубостью].

А иначе здесь следует соблюдать сунну, во-первых, как согласие с предписанием Пророка, и, во-вторых, как средство пренебречь неприятием чихающего к получению ответа и, таким образом, усмирить его высокомерия в этом”.

Комментарий Ибн Хаджара:»Это мнение (Ибн Дакика) может быть подкреплено тем, что молитва за чихающего – это просьба о милости для него, которая пойдет на пользу любому мусульманину независимо от его отношения к этому».

В-пятых, чихающие во время чтения проповеди имамом:

По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, здесь имеет место противоречие между послушанием приказу (соблюдением, выполнением предписания) отвечать чихнувшему и предписания внимательно слушать речь имама.

Самое надежное мнение здесь таково, что вниманию речи имама нужно уделить первостепенное значение по сравнению с ответом чихнувшему, тем более что во время чтения проповеди имамом говорить вообще запрещено. На основании этого нельзя точно сказать, нужно ли отложить мольбу за чихнувшего до конца речи имама или можно ответить чихнувшему жестом [т.е. возможны оба варианта]. То же самое касается тех случаев, когда имам чихает, но продолжает свою речь. Но если он чихает и делает паузу, чтобы ему ответили, то можно ему и ответить.

В-шестых, чихающие, но не воздающие хвалу Всемогущему Аллаху:

Это, например, те, кто находится в туалете или совершает коллективную молитву. В таких случаях они должны воздать хвалу Всемогущему Аллаху позже, после чего им необходимо ответить.

Однако нет четкого предписания о том, полагается ли им молитва за чихание в том случае, если они [находясь в упомянутых местах], восхвалили Всемогущего Аллаха сразу же после чихания.

Всевышний Аллах знает лучше.

Почему нельзя говорить «будь здоров», когда человек чихает

Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть фото Что говорить при чихании мусульманам. Смотреть картинку Что говорить при чихании мусульманам. Картинка про Что говорить при чихании мусульманам. Фото Что говорить при чихании мусульманам

Поведать вам, дорогие наши читатели, мы в данной статье хотим о том, почему нельзя говорить будь здоров когда человек чихает. Наверняка вы желали здоровья тому, кто рядом с вами чихнул, но слышали ли вы когда-нибудь о том, что это неприлично? Давайте разбираться в этой ситуации вместе.

Что означает фраза «будь здоров!» во время чиха?

Когда говорить эту фразу неприлично?

Что думают по этому поводу народные массы?

Теперь, мы думаем, вы поняли почему нельзя говорить будь здоров когда человек чихает и делать этого не будете, чтобы не ставить человека в неловкое положение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *