Что говорить на педсовете
Как прошёл мой первый педсовет. И почему мне было стыдно за своих коллег-учителей
«Добрый день… Добрый день» — три минуты до моего первого в жизни школьного педагогического совета, куда я пришёл как учитель. Конечно, бабочки внутри не порхают и ручейки не журчат. Но ожидания серьёзные, сейчас точно что-то будет важное!
Педагоги собрались, все друг с другом поздоровались. Вернее, все расселись кружками и давай насущные проблемы обсуждать. Кажется, уже что-то не так. Ведь педсовет — это подведение итогов, это про новые наработки, про дидактические единицы. Это рефлексия. Но мы все ждём начала, когда выйдет директор и настроит на нужный лад.
Та-да-да-дам. Час иск настал (и это не опечатка, потому что дальше описание и правда будет очень похоже на судебные разбирательства). «Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть весь педагогический коллектив нашей школы». Я оглянул зал: показалось, что до 100% здесь многих не хватает. Вроде педсовет по итогам первого учебного модуля, а собрались не все.
О чём был разговор? Удивительно, но сразу о плохом. Место в рейтинге не соответствует ожиданиям учредителя, оценки так себе, почти 30% учеников не аттестованы. И поначалу я встал в позу.
Это за что мне тут предъявляют? Ради рейтинга начать пятёрки что ли ставить всем? Ученик не наработал и не знает материал на пять, а мне её ставить
Понятная позиция. Я и сам её придерживался. Но потом призадумался. Конечно, к учителям по таким критериям претензий не должно быть, но и смеяться я повода не вижу. А учителя почему-то только посмеиваются тайком. Учителя на педсовете вообще занимались каждым своим: одни рассказывали анекдоты, у других были кроссворды, а кто-то на смартфоне «три в ряд» раскладывал. Расслабляются коллеги и ни о чём не переживают. Это ведь не их вина.
Я люблю рефлексию, считаю её полезным скиллом. И решил разобраться, что к чему. Вообще говоря, критерии-то к учителям нормальные. Когда в пятом классе мало «пятёрок» и много «троек» — это нормально, дети только «учатся учиться». Когда в 6-м или 7-м — это адекватно. Но когда вы, преподаватели, продолжаете ставить двойки и тройки в 9-10-х классах — повод призадуматься. Может, плохо учим? Да и считается качество успеваемости, оказывается, хитрее, чем просто среднее арифметическое всех результатов. И можно сказать, вполне отражает качество педагогических реалий.
Дальше на педсовете было выступление представителей методических объединений. Каждая «часть» педсостава по единой форме отчитывается о проделанных успехах за прошедший модуль (четверть или триместр — без разницы). Сразу становится понятно, кто и сколько делает для продвижения школы в рейтинге: олимпиады, проверочные работы, семинары повышения квалификации, конкурсы, проектная деятельность. Можно продолжать. И за всё это предусмотрены денежные поощрения. Если есть успехи, конечно.
Начинаю слушать выступления и понимаю, почему за последние годы школа провалилась в рейтинге.
Метапредметная олимпиада для учителей? Да пффф, максимум зарегистрироваться. А вот выполнять задания — не царское дело
Агитировать школьников участвовать в олимпиадах, готовить их к выпускным испытаниям? Тоже нет. Учитель математики вообще заявил, что олимпиады городского уровня слишком сложные, только для выпускников математических лицеев. И поэтому преподаватель (педагогом назвать этого человека язык не поворачивается) не видит смысла учить математику глубоко и вообще детей к чему-либо готовить.
Правильно, так их, наших детей. Они вообще ни на что не способны, зачем пытаться с ними заниматься. Лекции по темам уроков почитали, и домой. Ради кого тут стараться? Да ладно, дети. Есть ещё неблагодарные родители!
Разговор о необходимости более плотной коммуникации с родителями школьников. Пронеслось неловкое «угууу…» из разных концов аудитории. Но не объяснять им, зачем это всё надо, нет. Здесь цель несколько иная: заставлять родителей и детей во всём этом участвовать. Учёба — дело интересное, полезное и привлекательное, что тут ещё добавить.
7 главных тезисов Дмитрия Быкова об образовании и современных детях
И про любимые ЕГЭ и ОГЭ. Опять же, виноваты не учителя. Это дети плохо готовились. Вот директор спрашивает у педагога: «На сколько баллов вы написали ЕГЭ во время проверки в прошлом году?». «На 70 с небольшим [дальше что-то непонятное о каком-то заме зама из департамента образования, который на каком-то собрании сказал, что учитель, сдав на 78 баллов, может подготовить школьников на все 100]», — такой был ответ преподавателя. Готовить-то может, наверное, только разговор не об этом. Вину за ошибки кто-то собирается брать на себя или так и будем школярские оправдания придумывать? Видимо, так и будем. Весь педсовет, каждое методобъединение — одна и та же песня.
Всем на всё наплевать. Рейтинг, экзамены, проекты, учёба, школа, дети, родители, оценки… А я сидел и краснел. Я их, своих коллег, понимаю. У них тяжёлая работа. Я сам веду уроки и понимаю, какой это труд. И тем более, как мало за него платят где угодно за МКАДом. Маленькая зарплата, нет времени на детей из-за бумажной волокиты. Но все эти рейтинги и тому подобное — это ведь результат работы в школе. Будет качественная работа — будут успехи на всех фронтах, будет ужасная — будут провалы. У учителей выработалось безразличие к результатам. Поэтому, видимо, коллеги на педсовете и собирали «три в ряд». А стыдно было почему-то мне.
Семь советов выступающему на августовском педсовете
Роман Аннин
23 августа 2019 • 12:30
1. Выбираем тему
В соответствии с Письмом Министерства просвещения «О перечне тем педагогических совещаний» определены четыре основных момента, которым предлагается уделить внимание: достижение стратегических целей национального проекта «Образование», стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышение качества образования, система профориентации, предпрофессиональной подготовки и профессионального образования и система поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Выбирая тему доклада, ориентируйтесь в первую очередь на свои предпочтения и интерес. Если тема будет вам нравиться, точно сможете рассказать о ней так, что она заинтересует других. Не стоит также рассказывать о вещах, которые вам не понятны или вызывают отторжение (аудиторию не обманешь!).
2. Структурируем материал
Начало выступления. От него зависит, удастся ли вам захватить внимание аудитории. Можно начать с вопроса, который потребует реакции публики: «В процентном соотношении, как часто ваши ученики игнорируют домашние задания?». Описания проблемы: «Коллеги, у нас проблема. Двенадцать выпускников этого года переходят на домашнее обучение, и нам надо сделать так, чтобы они не забросили учёбу при отсутствии контроля». Или, если вы уверены в своём мастерстве, расскажите историю: «В прошлом году я впервые устроил соревнование между классами. Инициатива закончилась провалом…».
Главный тезис своего выступления. Ответьте себе на вопрос: в чём я хочу убедить своих слушателей? Например, «ЯКласс» реализует цели национального проекта «Образование» и помогает детям с особыми образовательными потребностями, педагоги экономят своё время, повышается качество образования и улучшается успеваемость.
Вывод должен быть максимально простым и ясным, здесь не место туманным формулировкам и неопределённости. Его можно уместить в одно-два предложения. Я бы в своем выступлении сказал: «Я рекомендую «ЯКласс», так как он экономит до 30 процентов времени педагога». Или «С учётом моего опыта могу подтвердить, что использование онлайн-платформы повышает мотивацию школьников. В прошлом году успеваемость 7”А” выросла на 1,5 балла».
3. Оформляем презентацию
С презентацией любое выступление выглядит увереннее: у вас есть материал, на который вы можете опираться во время доклада, чтобы ничего не забыть, иллюстрации, графики и данные, которые выглядят более убедительно, чем просто слова.
При подготовке руководствуйтесь простотой подачи материала. Не заставляйте слушателей читать объёмные тексты на экране. Лучше, если слайд представляет собой картинку (схему, график, скриншот) с небольшим комментарием. Остальное проговорите устно, акцентируя внимание на самых важных моментах.
Если вы захотите рассказать в своем выступлении коллегам о преимуществе «ЯКласса», можете воспользоваться нашей презентацией. Это готовый шаблон, из которого можно добавить слайды в вашу презентацию, дополнив реальными данными. Например, выгрузить из своего аккаунта на «ЯКласс» данные об успеваемости учеников за прошлый год и добавить скриншоты в слайд.
4. Добавляем изюминку
Никому не нравится слушать человека, который бубнит что-то, уткнувшись в свои заметки. Чтобы выступление запомнилось, оно должно быть ярким.
Во-первых, следите за голосом и интонацией: не сбивайтесь с естественного тона, не меняйте громкость. Пусть речь звучит привычно для слушающих. Подумайте, какие моменты вашего вступления наиболее важные, и интонационно выделите их, не лишним здесь будет добавить чуть более длинную паузу.
Во-вторых, добавьте личный опыт. Слушать истории гораздо интереснее, чем лекцию. Если бы я рассказывал о «ЯКласс», то сделал бы это так, как Анастасия Подковыркина, учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга. Рассказал бы, как использую ресурс, с какими сложностями сталкиваюсь, какие проблемы удалось решить, а какие нет. Тут и здоровый юмор не повредит!
И в-третьих, смените вид дятельности, ведь даже за 10 минут коллеги могут устать слушать. Возвращаясь к примеру с «ЯКласс», если есть интернет в аудитории, можно провести экскурсию по платформе в режиме онлайн, а также видеомост с коллегой из другой школы или даже доругого города.
5. Репетируем хронометраж
Золотое правило: лучше меньше, да лучше. Выступление до десяти минут всегда запоминается и оставляет пространство для манёвра (пусть коллеги задают вопросы!) в отличие от часовой лекции.
Не забудьте заложить несколько дополнительных минут на техническую часть: включение компьютера и запуск презентации, переключение слайдов и комментирование. Помните, что во время доклада кто-то может задать вопрос, на который надо будет ответить сразу, а значит, нужно ещё немного «буферного» времени.
6. Продумываем вопросы заранее
Заранее подумайте, какие вопросы могут возникнуть у коллег, подготовьте для себя карточки с ответами на них, откройте на компьютере ссылки, которые вам понадобятся, чтобы продемонстрировать ответы на них.
7. Готовим портфолио
Чтобы ваш отличный доклад не остался только воспоминанием, примите участие в совместном конкурсе «ЯКласс» и «Педсовета»! Выложите в соцсеть фотографии и небольшой рассказ о том, как прошло ваше выступление, c хештэгом #ЯклассПедсовет и станьте обладателем одной из трех ВИП-подписок стоимостью 1500 рублей на сайте «Педсовет».
Чек-лист
Откройте файл в редакторе Microsoft PowerPoint.
Изменяйте слайды, добавляйте свою информацию, креативьте!
Выложите в любой соцсети фотографию вашего выступления или его подготовки с хэштегом #ЯклассПедсовет.
Педагогический совет — подготовка и проведение
1. Функции педагогического совета.
Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:
Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.
Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.
Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:
в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;
в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;
в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)
2. Содержание педагогического совета.
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.
Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:
Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
3. Виды педагогических советов, их проведение.
Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);
диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.
Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.
Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.
1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.
2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,
Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.
3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:
Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.
Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:
Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.
Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.
Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:
— В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?
— Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?
— Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?
На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.
Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.
Педагогический совет – защита инноваций.
Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.
Группа выбирает исполнителей следующих ролей:
В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.
Педагогический совет-деловая игра.
Весь процесс можно разбить на шесть этапов:
Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.
Постоянный состав педагогического совета определен « Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив.
На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.
Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.
Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..
Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.
Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.
Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.
Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.
Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений
Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.
Литература:
Технология подготовки и проведения педсовета
Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Новая социально – экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. Педагогический совет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что заставляет современного руководителя искать новые подходы в подготовке и проведении педагогических советов.
Педсовет был и остается явлением проблематичным. К сожалению, очень редко будущих и настоящих руководителей обучают азам искусства проведения педсоветов. А ведь это действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям школ прийти к педагогическому совету, где учителя действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение удается не сразу.
В практике подготовки и проведения педсоветов в своей школе мы стремились не допустить скуки, равнодушия, ожидания окончания “говорильни”. Это требует большой и напряженной работы, знание определенных правил менеджмента и технологии подготовки и проведения педсовета.
проблемно – ориентированный анализ работы школы за истекший год;
диагностика запросов и потребностей учителей.
В конце года в нашей школе каждый учитель заполняет лист запросов и пожеланий на новый учебный год (см. Приложение 1). Обработка этих листов позволяет при определении тематики педсоветов учесть мнение учительского коллектива. Саму же тематику разрабатывает директор совместно со своими заместителями.
Тематика педагогических советов охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения. Современную проблематику педагогических советов в обобщенном виде можно представить схемой (см. Приложение 2). Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи, что способствует отбору и структуре содержания (что), т.е. второму критерию.
Определение содержания рассматриваемой темы играет немаловажную роль в подготовке педсовета. Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы. Педсовет будет тогда эффективен, когда учителя смогут убедиться: среди них имеются творчески работающие коллеги, есть носители нового педагогического опыта, есть чему поучиться. Анализ опыта работы учителей школы в свете рассматриваемой психолого – педагогической теории – главный заряд творческого мышления коллектива и главный стимул профессионального роста. Как показывает наш опыт, можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:
теоретическая часть должна быть актуальна, обоснованна и проверенна жизнью;
примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;
обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;
сформулирована установка на совершенствование решение проблемы в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.
Практика подготовки и проведения педсоветов дает возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:
Немаловажное значение имеет оптимальная организация (как) проведения педагогического совета. Формы проведения могут быть разнообразными.
Преимущество данных форм состоит в следующем:
повышается практическая направленность решения проблемы;
предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;
развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;
требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;
осуществляется деловое общения коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
Довольно тесная связь существует между формой проведения педсовета и методами, приемами и средствами (с помощью чего) применяемыми в технологии подготовки и проведении педагогического совета. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:
словесные методы: лекция, доклад, беседа, дискуссия, работа с книгой;
наглядные методы: рисованная наглядность (графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.); демонстрация фото-, видео-, киноматериалов, компьютерные средства;
практические методы: действия учителей, моделирование разнообразных ситуации, наблюдение за работой учителей в образовательном процессе.
Имеют место объяснительно – иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.
Для эффективного проведения педагогического совета необходимо учитывать реальный уровень квалификации учителей (кто), их интеллектуальный уровень, умение анализировать педагогические ситуации, правильно выбрать решение и т.п. При подготовке и проведении администрации важно объективно оценить достижения каждого учителя, добиваться признания его успехов всем коллективом.
Реализовываясь в процессе работы педагогического совета, у учителя формируется положительная мотивация педагогической деятельности и создается положительный микроклимат в коллективе, основными показателями которого являются:
высокая степень готовности членов коллектива к общению;
уровень развития критики и самокритики;
степень удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе;
В заключение педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно. Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели, и в ходе его работы были решены выделенные задачи мы, как правило, используем специальные приемы, объективные методы оценки результатов (так ли это).
Так, например, после завершения работы педсовета, перед принятием решения можно провести мини опрос “Синквейн” (ассоциативный ряд) со следующими заданиями:
Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).
Запишите три глагола отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).
Запишите одно слово – символ данной проблемы (темы).
Запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой проблемы (темы).
Быстрый анализ данной анкеты дает четкое представление о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы необходимо прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.
Или еще один пример из опыта работы:
В конце работы перед принятием решения для определения эффективности педагогического совета просим каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:
— свою работу в процессе педагогического совета (я);
— работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы);
— работу всего коллектива (дело).
Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.
Решение – это выраженное мнение коллектива по определенной проблеме. Сам процесс выработки решения требует ясности мысли и логики. Только в этом случае решение будет убедительным, конкретным, осмысленным и понятным. Настоящую жизненность обретают лишь такие решения, которые рождаются на основе достоверной диагностики, научного анализа деятельности коллектива, всестороннего учета мнений, содержат глубоко продуманные рекомендации. При нетрадиционных формах проведения педсоветов в решении может быть констатирующая часть, в которой дается краткий анализ положения дел в школе по осуждаемой проблеме, указывается положительное в работе, основные недостатки и вызвавшие их причины. Затем намечаются конкретные меры и пути их реализации, указываются сроки исполнения, ответственные лица и порядок проверки исполнения принятого решения.
На наш взгляд, немаловажную роль при проведении педагогического совета играет и эмоциональное состояние учителя: внутреннее спокойствие, удовлетворенность своей деятельностью, удовлетворенность оценкой его личности и деятельности со стороны коллектива, руководителей. Для исследования этого вопроса в ходе работы педсовета нами используются следующие методики:
Методика “Цветописи” Лутошкина:
Данная методика позволяет определить психологическое состояние учителя до начала работы педсовета и после его окончания. Учителям перед началам работы педагогического совета предлагается выбрать один из семи предложенных цветов (это могут быть кружки одинакового размера) и после завершения работы сделать тоже самое. Далее можно сделать панно в виде двух цветков с разными лепестками, которые и дадут возможность понять настроение учителей, их психологическое самочувствие.
Методика “Лицо педсовета”:
Для определения эмоционального состояния учителей в процессе работы педсовета каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:
Создание коллажа работы педсовета.
Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента. В своей работе мы опираемся на правила предложенные одним из теоретиков менеджмента М.Биркенбиля. [1] Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:
Очень важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М.Биркенбиль [1]):
В заключение заседания, по мнению М.Биркенбиля [1], перед руководителем встают три задачи:
После того как в общих чертах обозначена и раскрыты подходы к технологии подготовке и проведению педагогических советов, следует особо подчеркнуть следующий, на наш взгляд, исключительный момент: новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы, наверное, надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми. Надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста и создавать условия для профессионального развития.
Разумеется, пользоваться новыми технологиями подготовки и проведения педсоветов могут абсолютно все руководители школ, все будет зависеть от творческого подхода к рассматриваемой проблеме.
Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. М.:СП “Интерэкспорт”, Экономика, 1993.
ЛИСТ ЗАПРОСОВ И ПОЖЕЛАНИЙ.
просим Вас заполнить данный лист запросов и пожеланий.
ЗАПРОСЫ И ПОЖЕЛАНИЯ НА 200__ – 200__ у.г.
1. Количество учебных часов (ваша нагрузка, количество часов по предмету, расчасовка по полугодиям)
2. Дополнительные часы (школьный компонент) (факультативы, предметные кружки, дополнительные занятия с отстающими, неуспевающими. Указать для какой параллели, класса)