Что говорить на конференции

Как начать выступление на конференции: пять приемов с примерами

Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.

Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».

Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?

Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

Источник

15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE

К сожалению, не каждому это дано: кто-то стесняется сцены, кто-то стряпает аляповатые слайды, кто-то не умеет работать с аудиторией. В итоге вместо восторженного рёва толпы вам достаётся холодный пот и чувство опустошения. Знакомо?

Ничего страшного — мы научим вас выступать. С помощью организаторов конференции SNCE, которая состоится в Москве 27-28 марта, мы подготовили 15 простых советов, которые помогут вам провести лучшее выступление в жизни и порвать зал так, как это делал Стив Джобс.

Страх выступлений — самый распространённый после страха смерти. Однако же, 15-минутный доклад вряд ли вас убьёт, бояться здесь нечего. Важно помнить, что в зале сидят такие же люди, как и вы, и они точно так же чувствовали бы себя неуютно на вашем месте.

Перед выступлением важно уличить минуту и выйти на сцену, пока зал ещё пуст — тогда обстановка во время речи не застанет вас врасплох, вы будете знать, что вас ждёт.

И постарайтесь обратить своё волнение в преимущество — пускай адреналин помогает вам быть бодрее, а не сковывает движения. В конце концов, выступать — это весело.

К выступлениям всегда нужно готовиться, особенно если это для вас в новинку. Продумайте основные тезисы, структуру доклада, расставьте акценты; подготовьте заранее шутки, ответы на возможные вопросы, оденьтесь подобающим образом — в общем, сделайте всё, чтобы быть во всеоружии. Это не только сделает ваше выступление более цельным, но и не даст вам нервничать лишний раз — вы же знаете, что всё предусмотрели.

Что касается текста выступления — порой его можно написать заранее, но лучше не читать с листа (это всех бесит), а заучить или хотя бы накидать основные моменты на небольшие карточки. Или же можно опираться на слайды.

Вообще, с презентацией на экране нужно обращаться очень бережно — она не может быть недостаточно информативной, иначе она не сможет помочь вам собраться с мыслями, и она не должна быть перегруженной — иначе зрители просто забьют на вас и примутся вычитывать текст на экране. Берите пример со Стива Джобса: «один слайд — одна мысль». Не нужно выкидывать в слайды весь конспект вашей речи — достаточно одного тезиса или забавной картинки, иллюстрирующей вашу мысль.

И не нужно усердствовать с шрифтами, цветами и анимацией — люди должны смотреть на вас, а не на мельтешение за вашей спиной.

Выступление — это беседа, просто с некоторым количеством человек (и не очень важно, трое их или тысяча). Точно так же, как и отдельный собеседник, большая аудитория будет чувствовать ваше к ней отношение. Не забывайте, что вы стараетесь донести мысль именно до людей в зале, а не до своего подбородка — именно поэтому стоит следить за тем, как вы говорите, как вы двигаетесь, куда вы смотрите.

Не забывайте смотреть людям в глаза — они это любят. Чтобы расшевелить слушателей, достаточно несколько раз пошутить (особенно в самом начале), позадавать вопросы, заставить их подвигаться (хотя бы просто поднимая руки).

Следите за своим телом — не нужно стоять столбом в центре сцены, держа руки в карманах — потихоньку перемещайтесь (не быстро, иначе у людей будет болеть шея), жестикулируйте. Чтобы правильно двигать руками, важно помнить о том, что движения должны быть не резкими и не широкими. Иногда можно просто сложить руки ладонями друг к другу и постоять, главное — не скрещивать руки, это плохой жест.

Важный момент — люди любят истории. Ещё лучше, если это что-то личное, история из жизни, свой опыт (даже если печальный). Вы не можете давать людям советы (никто не может давать людям советы), но можете показать, как это сработало конкретно в вашем случае. Аудитория расчувствуется, поймёт, что вы свой парень, и будет прислушиваться к вам впредь. Ну и это хороший повод разрядить атмосферу.

А атмосфера отлично разряжается юмором. Если вы прирождённый комик — отлично, можете немного импровизировать прямо на ходу, но всегда лучше подготовить какую-то шутку заранее. И нельзя с этим переусердствовать — да, это растопит зал, но одновременно может превратить ваше серьёзное, в общем-то, выступление в балаган.

Важно ещё на стадии подготовки понять, кто эти люди перед вами, что они хотят узнать и зачем. От этого зависит то, как вы преподнесёте информацию — очевидно, что люди разного возраста, сферы деятельности и социального статуса и слушают по-разному. Подросткам нужно что-то поживее и с картинками, совету директоров важны графики продаж, люди на тренинге личностного роста хотят видеть успешные примеры. Во всех случаях вы не только доносите разную информацию, но и по-разному её упаковываете.

Очень многие перед выступлением и в его начале напряжены до предела — а то как же, здесь 50 человек и все на вас смотрят, нельзя их подвести. Но это бренное — если у вас есть готовый материал, то ваше дело — просто его представить. Не нужно париться о том, что о вас думают и как, просто расслабьтесь и делайте своё дело. Кроме того, вы заметите, что как только ваша речь начинается, вы с каждой минутой чувствуете себя увереннее — психосоматическая система понимает, что убивать здесь никого не собираются, и помидорами закидывать, в общем-то, тоже. Так ради чего переживать?

«Правило утки» — это метод, упомянутый в одном из наших недавних текстов. Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объём работы, но сверху мы этого не видим — её морда всегда безмятежна. Так же должно происходить и с вами на сцене — в любой ситуации улыбайтесь (к слову, всегда нужно улыбаться) и выглядите здорово.

Если вы ошибаетесь, если сгорел проектор, если во время речи вам пришла СМС от девушки о том, что она вас бросает — это всё неважно, вы должны продолжать. Ошибку всегда можно свести на шутку, вместо слайдов взять флипчарт, симпатичные девушки есть и в зале. Помните, вы — утка. Пока вы на сцене, у вас всё хорошо.

Внешний вид очень важен — люди сперва оценивают вас по внешности, а уже затем по тому, о чём вы говорите. Поэтому постарайтесь надеть чистую и выглаженную одежду, причесаться, помыться, почистить туфли и не сутулиться.

Регулярно просматривайте записи выступлений мастеров этого дела — того же Джобса или гостей конференции TED. Следите за их манерой речи, жестами, работой со слушателями, построением фраз — все эти фишки могут вам пригодиться. Если хотите практиковать мимику, посмотрите на известных комиков (лучше американских) — они знают, что их ужимки усиливают эффект шутки в тысячу раз, почему бы вам не позаимствовать этот метод? Смотрите, как держатся на сцене другие люди и копируйте.

Для примера — лекция Сэра Кена Робинсона, которая собрала больше 25 млн. просмотров и стала самым популярным видео на TED:

Тут всё просто — чем больше вы выступаете, тем быстрее учитесь это делать. Опыт помогает во всём.

Тем более, что практикуясь, вы набьёте синяки — и в другой раз уже не допустите такую же ошибку. Вы заранее будете знать, что лучше иметь с собой запасную батарейку для пульта, подготовить ответы на неприятные вопросы, не пререкаться с неприятным зрителем или не затягивать время выступления.

Кстати, насчёт вопросов — вы, безусловно, должны продумать ряд типовых ответов, но заодно помните, что невозможно знать всё. Гораздо лучше честно признаться, что вы не знаете ответ, чем что-то придумывать на ходу или врать. Если у конкретного слушателя вопросов накапливается много, то стоит предложить ему обсудить это всё после выступления — иначе вы потратите время впустую.

Паузы — мощный инструмент, используйте их. Иногд паузы более выразительны, чем слова, стоит научиться ими играть. В любом случае, не нужно бешено тараторить — люди должны успевать за вашей мыслью. А если вы на секунду запнулись, можно обратить это в плюс — глотнуть воды, немного походить, собраться с мыслями — вас за это никто не осудит (только если вы не броситесь судорожно копаться в своих записях).

Анекдоты про Штирлица учат нас, что финальная точка — самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения. Здесь же обычно наступает время для вопросов — если вы были достаточно сообразительны, чтобы не отвечать на вопросы прямо во время выступления (это сильно сбивает структуру рассказа, поэтому лучше заранее договориться с аудиторией, что вы на все вопросы ответите после).

И помните — если вы на сцене, то это ваш звёздный час. Пользуйтесь им на всю катушку. И улыбайтесь!

Узнать, работают ли эти правила, можно на Social Networking Congress & Expo 2014 27-28 марта.

Источник

Как подготовиться к выступлению на научной конференции 11364

(Как подготовить выступление на конференции так, чтобы оно получилось достаточно серьезным, но не усыпляющим слушателей)

О ваших идеях и открытиях узнает весь свет только в том случае, если вы их правильно презентуете. Для этого нужно написать план доклада, опорный текст, визуальное сопровождение, добавить что-то оригинальное, а еще побороть страх перед публичными выступлениями. Чтобы облегчить и ускорить процесс подготовки к выступлению на научной конференции, мы собрали практические советы и лайфхаки в одну статью.

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Текст выступления: на чем заострить внимание

У большинства конференций есть регламент, который включает в себя тайминг. Обычно на доклад отводится 10 минут, и около 5 минут дается на вопросы аудитории. Много ли это? Давайте посчитаем: скорость неторопливого, размеренного (и наиболее благоприятного для восприятия) темпа речи составляет около 100 слов в минуту. Следовательно, ваш текст выступления должен уложиться примерно в 2 страницы печатного текста (размер шрифта – 12 кегль).

Как говорил Марк Твен: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом», поэтому составить опорный план выступления необходимо заранее. Желательно, чтобы ваш доклад был посвящен одной-двум главным идеям – так слушателям будет легче сконцентрировать внимание, и сами вы не запутаетесь при подготовке. Что точно должно быть в вашем устном докладе:

Составляя текст доклада, помните, что наиболее внимательно вас будут слушать в начале выступления, поэтому начинайте доклад с самых важных мыслей. Избегайте длинных вводных конструкций и «кучерявых» предложений (в стиле Опираясь на вышеизложенные факты и сведения, можно сделать важный вывод о том, что…). Во-первых, на слух сложные речевые обороты не воспринимаются, а во-вторых, у вас не так много времени. Говорите простыми и понятными предложениями, которые легко запомнить. Кстати, не забудьте разобраться со сложными терминами заранее – вы должны знать, что они означают, а также произносить их без ошибок, иначе испортите о своем выступлении все впечатление.

В идеале ваше выступление должно занимать на 1-2 минуту меньше отведенного времени – учитывайте такие факторы, как волнение, технические неполадки, возможные ошибки. Вы будете чувствовать себя увереннее, зная заранее, что в тайминг вы укладываетесь, и вам не придется комкать итоги и результаты вашего доклада в попытках успеть рассказать все. Если при подготовке вы понимаете, что отведенного времени действительно не хватает, подготовьте раздаточный материал. В раздаточном материале можно указать ваши расчеты, примеры, дополнительные тезисы, и не заострять на них внимания в выступлении.

Подойдите ответственно к заключению вашего доклада, так как оно станет ярким акцентом всей проведенной работы. Еще раз напомните о ключевых проблемах и основных идеях работы. Подчеркните ваш личный вклад в решение научной проблемы. Интересная мысль о том, как заканчивать выступление, есть в одной из тематических статей :

«Заканчивая доклад на студенческой конференции, Вы смело можете сказать, например: «Оценив величину структурного коэффициента в формуле Дахнова-Арчи по данным измерений на трех образцах керна, я повернул вектор развития мирозданья в направлении уменьшения энтропии». Почтенное жюри немедленно проснется, чтобы разбудить остальную аудиторию и присудить Вам поощрительную премию уже за глобальность Вашего мышления. Зато если Вы не сможете сказать, зачем вообще нужна Ваша работа, Вас деликатно размажут по стенке».

Как сделать выступление запоминающимся

Например, ваш доклад посвящен сходствам и различиям американского, британского и австралийского английского. Попробуйте пошутить, что после вашего доклада каждый участник конференции сможет безошибочно определять место рождения носителя языка по нескольким критериям, которые вы описываете в своем исследовании – так вы завоюете внимание своих зрителей.

Идеальная презентация для выступления

Если хотите по-настоящему «заморочиться» над презентацией, рекомендуем ознакомиться со статьей «Как сделать классную презентацию, если вы не дизайнер» от TexTerra.

Не забудьте про внешний вид

Итак, в текст «фишки» добавлены, презентация собрана, какие технические моменты остались для обдумывания? Ваш внешний вид и поведение во время доклада!

Одеться нужно неброско и аккуратно – ничто не должно отвлекать слушателей от вашего выступления (в том числе шарф с розами или рваные джинсы – последнее смотрится как минимум неуместно). Если вы выступаете на сцене с ярким освещением, лучше снять очки, с ювелирными украшениями тоже не стоит усердствовать. Обратите внимание на обувь – она должна быть чистой и ухоженной.

Во время выступления держитесь уверенно и твердо, не показывайте волнения. Это значит: не держать руки в карманах, не принимать закрытых поз (скрещенные на груди руки), не грызть ногти, не стучать ногой по полу или пальцами по кафедре, не теребить одежду, руки или записи и т.д.

Также во время доклада не забывайте улыбаться, общайтесь с аудиторией – никто не любит зануд. Держите спину и голову прямо, будьте открыты к слушателям. Ваши руки должны быть вашими помощниками в объяснении материала. Руки должны быть раскрыты, ладони «смотрят» на зрителей. Универсальных поз для выступлений нет, у каждого оратора свой уникальный стиль, поэтому тренируйте жестикуляцию перед зеркалом, смотрите видеовыступления известных ораторов и тренеров и перенимайте движения.

Читать текст с листочка на публичном выступлении давно считается моветоном. Доклад нужно рассказывать, бодро и с выражением. Для этого у вас должен быть план. План составьте на основе вашего текста, написанного заранее. Здесь можно воспользоваться методом mind map – структурирование большого объема информации визуально, что облегчает запоминание и восприятие текста (подробнее о mind maps и работе с ними можно узнать здесь и здесь ). Еще один вариант – основные тезисы выступления написать на карточках и разложить их последовательно, чтобы быстро и удобно пользоваться ими на докладе.

Используйте разные виды памяти при заучивании текста: прописывайте от руки основные моменты, читайте текст несколько раз, запишите себя на диктофон и слушайте по дороге на учебу/во время домашних дел, выстраивайте ассоциативный ряд. Главное – запомнить последовательность деталей вашего выступления.

Если выступление очень важное, запишите себя на камеру. Возможно, смотреть видеозапись будет неловко, но зато это поможет выявить недостатки вашей презентации: слова-паразиты, сгорбленная, неловкая поза, излишнее затягивание слов. Можно попросить близких или друзей выслушать и честно прокомментировать ваше выступление.

Еще один важный момент, о котором многие забывают – проверьте оборудование перед самим выступлением. Лучше приехать заранее, чтобы проверить микрофон, формат презентации (кстати, ее лучше сохранить и на флешке, и в облаке), пройтись по «сцене». Все это придаст уверенности в себе.

Страх публики: экспресс-методы борьбы

Все готово, до выступления остается меньше получаса, но от мысли о выходе к аудитории подкашиваются колени? Вы не одни – по статистике страх публичных выступлений идет сразу после страха смерти. Вот несколько советов, как подготовиться к выступлению:

Помните, что больше всего мы боимся неизвестности. Постарайтесь прорепетировать свое выступление перед друзьями или семьей, представляя себя на реальной конференции. Согласитесь, делать что-либо во второй раз намного проще.

Как грамотно отвечать на вопросы

Заключительная и не менее важная часть вашего выступления – ответы на вопросы. Здесь тоже есть несколько правил.

При подготовке к выступлению продумайте список возможных вопросов – для этого посмотрите, какие моменты в вашем выступлении являются нераскрытыми. Дайте ответ на каждый свой вопрос.

Не перебивайте задающего вопрос. Если вопрос оказался «водянистым» или непонятным, уточните у задавшего. Также можно повторить суть вопроса для всей аудитории, ведь вполне вероятно, что есть люди, которые его просто не услышали.

Поблагодарите задавшего вопрос – это будет вежливо, а еще даст вам несколько секунд для того чтобы собраться с мыслями и перевести дух. Отвечая, подкрепляйте свои аргументы примерами из работ других ученых или из личного опыта. Если же звучит вопрос, ответ на который был в вашем выступлении, не стоит язвить в стиле «Мы уже говорили об этом». Значит, аудитории эта часть выступления оказалась непонятна – можно вернуться к этому моменту в презентации и кратко объяснить еще раз.

Эта рекомендация относится в целом к публичным выступлениям: неловкий момент, когда настало время вопросов, а в зале – гробовое молчание. В таком случае специалисты советуют пошутить, дабы разрядить обстановку и расслабить аудиторию, или расшевелить аудиторию, задав вопрос самому себе: «Перед выступлением мне задали вопрос…», «Часто мне задают вопросы о…» и т.д. И самый секретный совет: договориться заранее с другом, который будет присутствовать на конференции, о вопросе. Прекрасная (правда не совсем честная) возможность блеснуть знаниями J

Что делать, когда не можешь ответить на вопрос? Во-первых, сохранять спокойствие – «знать все на свете нереально…». Во-вторых, поблагодарить за интересный вопрос и спросить задающего, что думает он сам по этому поводу. Можно честно признаться, что вы не знаете ответа, и предложить аудитории ответить на него вместе. Главное не паниковать и не показывать своей растерянности.

Вместо заключения напомним, что самое важное в любом деле – получать от него удовольствие. Если вы наслаждаетесь процессом, то все пройдет как по маслу и без лишнего стресса. Поэтому соберитесь с духом и вперед, делиться с миром своими блестящими идеями!

Источник

Как подготовиться и провести публичное выступление

Выбираем тему, составляем план и побеждаем страх сцены

Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.

Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.

Типы выступлений и их особенности

Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.

По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.

Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.

Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.

По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.

Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.

И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»

Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.

Выбор и подготовка темы

Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.

Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.

Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.

Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.

Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.

Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.

План выступления

После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.

Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:

Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.

Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.

Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.

Презентация и обучающие материалы

Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.

Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.

Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.

Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.

В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.

Драматургия и работа с аудиторией

Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.

Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.

Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.

Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:

Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.

Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.

Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.

И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.

Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.

Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.

Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.

Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.

Как подготовиться перед выступлением

До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.

Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.

Обратная связь

Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.

Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.

Чек-лист для спикера

Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.

Во время выступления:

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Что говорить на конференции. Смотреть фото Что говорить на конференции. Смотреть картинку Что говорить на конференции. Картинка про Что говорить на конференции. Фото Что говорить на конференции

Maria, соглашусь. Но это тоже во многом вопрос практики и обратной связи. Иногда просто послушать себя со стороны и комментария: «бро, тебя не слышно» — бывает достаточно.

С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *