Что говорит кузьмич при входе к дояркам
Что говорит кузьмич при входе к дояркам
Особенности национальной охоты
Литературная обработка К. Б. Елгешина
…Лошадь обходя лужу, задела копытом окоём льда: лёгкий треск нарушил царящую вокруг тишину. Стремянный подвёл к нему тонконогого палевого донца, который нервно прядал ушами и косил тёмным глазом.
В стороне тихо стоял доезжачий с гончими. Они первыми почувствовали: начинается! Ещё не последовало сигнала, а вожак уже в нетерпении вскочил, поднимая за собой остальных. Напрасно выжлятники пытались успокоить собак: охота была у них в крови, и пронзительный лай повис в морозном воздухе.
— От Отрадненского заказа начнём? — подбежал к нему егерь, отмахиваясь арапником от скулящих собак. По его молодому, красному от выпитой водки лицу было видно, что и ему не терпится побыстрее начать гон. — Думаю, не надо сваливать своры, пойдём двумя гонами…
Егерь махнул рукой в сторону леса, тонкой пламенеющей лентой уходящего по склону к реке.
Он улыбнулся и легко вскочил на донца. Тот дёрнулся под ним, но тут же, осаженный, застыл. Доезжачий, обойдя справа красавца жеребца, подал на маленьком, английской работы, подносе серебряную чарочку охотничьей запеканки.
— Начнём от Отрадненского, — согласился он и с наслаждением выпил ледяную водку. Потом огладил усы, закусил маринованным хрустящим груздем и вскочил на жеребца.
Натянув повод, он оглядел вокруг сонные, припорошенные первым снегом горбатые поля, студёное высветленное небо, тёмные изгибы реки — и глубоко вдохнул морозный воздух. Рядом уже сидели на конях борзятники. Егерь, заметив его кивок к началу, поднёс рожок к губам…
По полю поплыл странный звук…
…Этот звук оказался автомобильным гудком. Раймо открыл глаза: рядом с их машиной стоял Евгений Качалов — его русский приятель, с которым он недавно сошёлся в одной околоуниверситетской компании. Этот невысокий крепыш лет двадцати пяти, в джинсах и модной курточке, держал коробку с водкой и давил на клаксон.
Раймо понял, что успел заснуть, разморённый дорогой и теплом машины. Сожалея, что виденное — не больше чем красивый сон, образы из которого были навеяны часами, проведёнными за старинными книгами по русской охоте, он — молодой, начинающий финский писатель — со вздохом вошёл в реальную русскую действительность. Раймо вылез из джипа и отправился открывать багажник своему компаньону.
— Зачем так много спиртного? — обречённо спросил он по-английски. — Охота — это отдых…
— Этого-то, боюсь, не хватит… — сокрушённо качая головой и неумело строя английские фразы, откликнулся Качалов. Он затолкнул в багажник вторую коробку с водкой. — Ты же хотел узнать, что такое настоящая русская охота?
— Хотел, — кивнул Раймо, — но я не хотел пить…
— У нас это дело добровольное, насильно никто пить не будет, — успокоил его Качалов.
Женя оглядел забитый до отказа вещами и водкой багажник джипа, покачал, думая о чём-то своём, головой. Наконец, решив, что водки действительно маловато, с озабоченным видом подошёл к своему финскому гостю.
— Ты подожди здесь, я ещё схожу… — сказал он Раймо, стараясь не смотреть в его удивлённое лицо.
— Я погуляю… — финн оглядел грязный перекрёсток маленького карельского посёлка.
— Не потеряйся тут. И с местными не разговаривай, для них иностранец в диковинку, — посоветовал Качалов. — Ещё за шпиона примут… — добавил он уже по-русски.
— Что? — не понял Раймо.
— Эх, не понять вам всей тонкости русской глубинки, — снова по-русски ответил Качалов и отправился в магазин.
Раймо обошёл джип, оглядывая улицу. По обе её стороны стояли одноэтажные, совершенно одинаковые, бараки. Правда, с одной стороны был магазин, а с другой — почта, отличавшиеся от прочих строений лишь полувыцветшими стеклянными вывесками. Раймо прошёл немного вперёд. За ним увязалась какая-то сонная собака: понуро опустив голову и лениво помахивая закорючкой хвоста, она медленно засеменила следом. Кроме этой невесть откуда взявшейся собаки, вокруг не было видно ни одной живой души, даже птиц почему-то не было. Над всем посёлком висела мёртвая, звенящая тишина.
— Браток, выручай, трубы горят… — вдруг услышал за своей спиной русскую речь Раймо. От неожиданности он вздрогнул, затем обернулся — посмотреть на первого местного жителя.
Перед ним стоял самый настоящий негр в телогрейке и мятой шапке.
— Понимаешь, лес пригнали, а все вещи утонули… и деньги… все. на дно… Выручай, дай на похмел…
Раймо непонимающе огляделся вокруг, посмотрел на негра: стоптанные сапоги, вислые на коленях брюки. Встретить здесь выходца из солнечной Африки он предполагал меньше всего. Скорее, наоборот — негр, благодаря бомжеватой внешности, удачно мимикрировал и в окружающей среде казался абсолютно естествен.
— Ты чего, русского языка не понимаешь? Трубы горят — добавь! Ну, войди в состояние… Сам-то из городу? Небось, на охоту приехал? У нас знатные места, зверя — тьма! Ну, давай вместе похмелимся? — Негр выразительно щёлкнул себя по горлу. — А?
Раймо не понял ни слова, разве только жест что-то ему напомнил. Негр выжидающе смотрел на него. Смущённо улыбнувшись, Раймо пожал плечами.
— Добавь чуток, — африканец протянул к Раймо свою широкую, натруженную ладонь.
— Ченч? — расценил его жест Раймо и вложил в светло-серую ладонь негра купюру в сто финских марок.
Тот, оторопев, взял деньги и сунул их куда-то в глубину ватника. Раймо, поняв, что обмена не будет, пошёл назад к джипу. Негр молча смотрел вслед удаляющейся долговязой фигуре странного человека.
У джипа уже возился Женя Качалов: он, суетясь и пыхтя, впихивал в давно перегруженную машину очередную коробку с водкой.
— Быстрее залезай, сейчас двинем, — сказал он, увидев подходящего Раймо. — Мы уже опаздываем…
Раймо сел на своё место; сейчас же за рулём появился Качалов. Он завёл двигатель, и джип, разбрызгивая вокруг себя грязь, тронулся.
— Здесь много живёт иностранцев? — спросил Раймо у Евгения, заметив, как негр в ватнике бодро семенит в магазин.
— Какие тут иностранцы! Здесь же погранзона повсюду, — пояснил Качалов, выводя джип на шоссе.
Женя надавил педаль газа, и машина мощно покатила по дороге, тянущейся вдоль берега местной речушки. Ни Раймо, ни Качалов уже не могли увидеть, как из оставшегося за их спинами поселкового магазина вышел сияющий негр с двумя огромными бутылками «Смирновской»…
Проехав несколько километров мимо болот и осыпавшего свою разноцветную листву леса, джип свернул с основного шоссе и, пройдя ещё полкилометра по узкой бетонке, остановился возле КПП, который представлял из себя дощатую полосатую будку и шлагбаум, перегораживающий дорогу. По обе стороны будки шло ограждение из ржавой колючей проволоки. У КПП никого не было. Качалов длинно просигналил, и железные зелёные ворота со звёздами на створках скрипуче отворились. Из-за них показался сонный сержант с автоматом. Он, зевая, оглядел машину с «ненашим» номером.
— На охоту? — сиплым со сна голосом спросил он.
— Да, — откликнулся Качалов. — Мы от Будакова.
— Они уже здесь, на пирсе грузятся. — Сержант открыл пошире ворота, пропуская автомобиль.
— А номера у вас чьи? Прибалтика?
— А чёрт их знает, — пожал плечами Качалов. — В международную лотерею выиграл…
— Свезло… — сержант завистливо вздохнул и пропустил их на базу.
Они проехали мимо складов с горючкой, каких-то ангаров, длинной вереницы зачехлённых боевых машин. Наконец джип достиг пирса, где среди малых ракетных катеров стоял РВК (рейдовый водолазный катер), а рядом с ним — две машины: «Жигули» и «ниссан-патруль».
— Если тебе Сергей Олегович будет предлагать делать бизнес с ним, не соглашайся, — посоветовал Женя Раймо. — Он парень неплохой, только коммерция его портит…
Что говорит кузьмич при входе к дояркам
Особенности национальной охоты
Литературная обработка К. Б. Елгешина
…Лошадь обходя лужу, задела копытом окоём льда: лёгкий треск нарушил царящую вокруг тишину. Стремянный подвёл к нему тонконогого палевого донца, который нервно прядал ушами и косил тёмным глазом.
В стороне тихо стоял доезжачий с гончими. Они первыми почувствовали: начинается! Ещё не последовало сигнала, а вожак уже в нетерпении вскочил, поднимая за собой остальных. Напрасно выжлятники пытались успокоить собак: охота была у них в крови, и пронзительный лай повис в морозном воздухе.
— От Отрадненского заказа начнём? — подбежал к нему егерь, отмахиваясь арапником от скулящих собак. По его молодому, красному от выпитой водки лицу было видно, что и ему не терпится побыстрее начать гон. — Думаю, не надо сваливать своры, пойдём двумя гонами…
Егерь махнул рукой в сторону леса, тонкой пламенеющей лентой уходящего по склону к реке.
Он улыбнулся и легко вскочил на донца. Тот дёрнулся под ним, но тут же, осаженный, застыл. Доезжачий, обойдя справа красавца жеребца, подал на маленьком, английской работы, подносе серебряную чарочку охотничьей запеканки.
— Начнём от Отрадненского, — согласился он и с наслаждением выпил ледяную водку. Потом огладил усы, закусил маринованным хрустящим груздем и вскочил на жеребца.
Натянув повод, он оглядел вокруг сонные, припорошенные первым снегом горбатые поля, студёное высветленное небо, тёмные изгибы реки — и глубоко вдохнул морозный воздух. Рядом уже сидели на конях борзятники. Егерь, заметив его кивок к началу, поднёс рожок к губам…
По полю поплыл странный звук…
…Этот звук оказался автомобильным гудком. Раймо открыл глаза: рядом с их машиной стоял Евгений Качалов — его русский приятель, с которым он недавно сошёлся в одной околоуниверситетской компании. Этот невысокий крепыш лет двадцати пяти, в джинсах и модной курточке, держал коробку с водкой и давил на клаксон.
Раймо понял, что успел заснуть, разморённый дорогой и теплом машины. Сожалея, что виденное — не больше чем красивый сон, образы из которого были навеяны часами, проведёнными за старинными книгами по русской охоте, он — молодой, начинающий финский писатель — со вздохом вошёл в реальную русскую действительность. Раймо вылез из джипа и отправился открывать багажник своему компаньону.
— Зачем так много спиртного? — обречённо спросил он по-английски. — Охота — это отдых…
— Этого-то, боюсь, не хватит… — сокрушённо качая головой и неумело строя английские фразы, откликнулся Качалов. Он затолкнул в багажник вторую коробку с водкой. — Ты же хотел узнать, что такое настоящая русская охота?
— Хотел, — кивнул Раймо, — но я не хотел пить…
— У нас это дело добровольное, насильно никто пить не будет, — успокоил его Качалов.
Женя оглядел забитый до отказа вещами и водкой багажник джипа, покачал, думая о чём-то своём, головой. Наконец, решив, что водки действительно маловато, с озабоченным видом подошёл к своему финскому гостю.
— Ты подожди здесь, я ещё схожу… — сказал он Раймо, стараясь не смотреть в его удивлённое лицо.
— Я погуляю… — финн оглядел грязный перекрёсток маленького карельского посёлка.
— Не потеряйся тут. И с местными не разговаривай, для них иностранец в диковинку, — посоветовал Качалов. — Ещё за шпиона примут… — добавил он уже по-русски.
— Что? — не понял Раймо.
— Эх, не понять вам всей тонкости русской глубинки, — снова по-русски ответил Качалов и отправился в магазин.
Раймо обошёл джип, оглядывая улицу. По обе её стороны стояли одноэтажные, совершенно одинаковые, бараки. Правда, с одной стороны был магазин, а с другой — почта, отличавшиеся от прочих строений лишь полувыцветшими стеклянными вывесками. Раймо прошёл немного вперёд. За ним увязалась какая-то сонная собака: понуро опустив голову и лениво помахивая закорючкой хвоста, она медленно засеменила следом. Кроме этой невесть откуда взявшейся собаки, вокруг не было видно ни одной живой души, даже птиц почему-то не было. Над всем посёлком висела мёртвая, звенящая тишина.
— Браток, выручай, трубы горят… — вдруг услышал за своей спиной русскую речь Раймо. От неожиданности он вздрогнул, затем обернулся — посмотреть на первого местного жителя.
Перед ним стоял самый настоящий негр в телогрейке и мятой шапке.
— Понимаешь, лес пригнали, а все вещи утонули… и деньги… все. на дно… Выручай, дай на похмел…
Раймо непонимающе огляделся вокруг, посмотрел на негра: стоптанные сапоги, вислые на коленях брюки. Встретить здесь выходца из солнечной Африки он предполагал меньше всего. Скорее, наоборот — негр, благодаря бомжеватой внешности, удачно мимикрировал и в окружающей среде казался абсолютно естествен.
— Ты чего, русского языка не понимаешь? Трубы горят — добавь! Ну, войди в состояние… Сам-то из городу? Небось, на охоту приехал? У нас знатные места, зверя — тьма! Ну, давай вместе похмелимся? — Негр выразительно щёлкнул себя по горлу. — А?
Раймо не понял ни слова, разве только жест что-то ему напомнил. Негр выжидающе смотрел на него. Смущённо улыбнувшись, Раймо пожал плечами.
— Добавь чуток, — африканец протянул к Раймо свою широкую, натруженную ладонь.
— Ченч? — расценил его жест Раймо и вложил в светло-серую ладонь негра купюру в сто финских марок.
Тот, оторопев, взял деньги и сунул их куда-то в глубину ватника. Раймо, поняв, что обмена не будет, пошёл назад к джипу. Негр молча смотрел вслед удаляющейся долговязой фигуре странного человека.
У джипа уже возился Женя Качалов: он, суетясь и пыхтя, впихивал в давно перегруженную машину очередную коробку с водкой.
— Быстрее залезай, сейчас двинем, — сказал он, увидев подходящего Раймо. — Мы уже опаздываем…
Раймо сел на своё место; сейчас же за рулём появился Качалов. Он завёл двигатель, и джип, разбрызгивая вокруг себя грязь, тронулся.
— Здесь много живёт иностранцев? — спросил Раймо у Евгения, заметив, как негр в ватнике бодро семенит в магазин.
— Какие тут иностранцы! Здесь же погранзона повсюду, — пояснил Качалов, выводя джип на шоссе.
Женя надавил педаль газа, и машина мощно покатила по дороге, тянущейся вдоль берега местной речушки. Ни Раймо, ни Качалов уже не могли увидеть, как из оставшегося за их спинами поселкового магазина вышел сияющий негр с двумя огромными бутылками «Смирновской»…
Проехав несколько километров мимо болот и осыпавшего свою разноцветную листву леса, джип свернул с основного шоссе и, пройдя ещё полкилометра по узкой бетонке, остановился возле КПП, который представлял из себя дощатую полосатую будку и шлагбаум, перегораживающий дорогу. По обе стороны будки шло ограждение из ржавой колючей проволоки. У КПП никого не было. Качалов длинно просигналил, и железные зелёные ворота со звёздами на створках скрипуче отворились. Из-за них показался сонный сержант с автоматом. Он, зевая, оглядел машину с «ненашим» номером.
— На охоту? — сиплым со сна голосом спросил он.
— Да, — откликнулся Качалов. — Мы от Будакова.
— Они уже здесь, на пирсе грузятся. — Сержант открыл пошире ворота, пропуская автомобиль.
— А номера у вас чьи? Прибалтика?
— А чёрт их знает, — пожал плечами Качалов. — В международную лотерею выиграл…
— Свезло… — сержант завистливо вздохнул и пропустил их на базу.
Они проехали мимо складов с горючкой, каких-то ангаров, длинной вереницы зачехлённых боевых машин. Наконец джип достиг пирса, где среди малых ракетных катеров стоял РВК (рейдовый водолазный катер), а рядом с ним — две машины: «Жигули» и «ниссан-патруль».
— Если тебе Сергей Олегович будет предлагать делать бизнес с ним, не соглашайся, — посоветовал Женя Раймо. — Он парень неплохой, только коммерция его портит…
Корова в бомболюке, пьяный медведь и ледяная баня: как снимали «Особенности национальной охоты»
«Особенности национальной охоты» – народный хит смутных 90-х годов, который и в наши дни смотрится актуально и весело. Для режиссера Александра Рогожкина это было совершенно нетипичное кино, – он был известен камерными, фестивальными работами. Его фильм «Чекист» был показан в Каннах, а «Жизнь идиота» получил приз в Роттердаме.
Охота в кино и в жизни
Снять кино про русскую охоту режиссеру предложил его коллега по «Ленфильму», директор ряда работ мастера Михаил Кирилюк. Он был заядлым охотником и однажды позвал Рогожкина с собой. Для интеллигента с тремя высшими образованиями увиденное стало настоящим открытием и шоком. Позднее он признавался, что, если показал, как на самом деле охотятся русские люди, ему бы никто не поверил. Еще и обвинили бы, что он порочит нацию.
Итак, компания из четырех человек во главе с армейским генералом отправляется культурно отдохнуть на природу. С собой они берут ружья, большую партию спирта и иностранного гражданина, финна Райво, который, начитавшись русской классики, мечтает увидеть настоящую охоту в России. Группа приезжает на дальний лесной кордон, где гостей уже ждет егерь Кузьмич.
Фильм снимали в Карелии. Группа поселилась в бывшем пионерском лагере с обширной территорией, где разбили сад камней и заново отстроили беседку. Остальные строения сохранились еще со времен Союза. Никто из актеров не знал, что они снимаются в комедии, – до последнего все были уверены, что участвуют в низкобюджетном авторском кино под стать другим работам режиссера. И Рогожкин этот миф активно поддерживал. Он считал, что если все будут веселиться, ничего смешного точно не получится.
Кузьмич, генерал и настоящий финн
Не все получалось у артистов сразу. Так, Стругачев из-за театральной привычки постоянно переигрывал, Хаапасало говорил свои реплики слишком четко и с большим усилием. Некоторое время они притирались друг к другу и своим персонажам, – додумывали детали, просматривали отснятый материал, выпивали. В итоге удалось нащупать нужный тон, настроение и ритм.
Алкоголь – только после смены
В отличие от того, что творится в кадре, на съемках алкоголь употребляли только в нерабочее время. Давно известно, что играть пьяных людей могут только абсолютно трезвые люди. Но спиртное было и его было много. Пили вечерами, после смены, и еще чтобы согреться. Артисты вспоминают, что временами было дико холодно, – на дворе стоял глубокий октябрь.
Одной из самых экстремальных сцен было посещение бани. Это только кажется, что охотники парятся, – на самом деле в помещении температура приближалась к нулю. Обнаженные актеры обмазались жиром, как будто у них выступил пот, и стали мокрыми волосы, а потом сидели, терпели, говорили нужный текст. Но хуже всего было то, что, намерзшись в ледяной бане, предстояло выбегать на улицу, спасаться от медведя, прыгать в озеро.
Актеры тонули и неудачно падали
Но в кадре актеры только единожды появились нетрезвыми, – это был момент, когда Кузьмич и Райво ехали на свидание к дояркам. Так получилось, что милицейскую машину группе одолжили только на один вечер, когда артисты уже были подшофе. Но делать нечего, – поехали как есть. А потом еще удивлялись, как вообще не разбили уазик в хлам.
Медведь под стать компании
Рогожкин понимал, что фильм про охоту будет выглядеть странно без хоть какого-то зверя. Сначала он собирался использоваться кабана, но знающие люди отговорили, – заставить дикую свинью делать, что требуется, нет никаких шансов. Тогда режиссер потребовал медведя. Он ожидал, что ему найдут крупного, смышленого и опытного в кино актера. Но когда нашли и привезли, а потом посадили напротив Кузьмича, группа ахнула, – он был в два раза больше артиста и внушал дикий ужас. Стали искать медведя поменьше, – кто-то арендовал зверя-подростка у уличных фотографов и притащил в Карелию. Его звали Боря, – он хоть и привык к людям, но мог проявить характер. И еще он спокойно пил спиртное. Однажды после такой попойки зверь накинулся на Семена Стругачева, – в кровь расцарапал ему ногу. Поэтому для съемок сцен, когда охотники фотографировались с «трофеем» мишке дали выпить больше, чем обычно. Как ни странно, но особая любовь случилась у Бори с Виктором Бычковым, – они действительно могли сидеть за одним столом совершенно по-приятельски. Поэтому в сцене, когда Кузьмич читает Мишке брошюру о вреде пьянства, не было ни дублеров, ни комбинированных съемок, – все по-настоящему.
Как корова оказалась в бомболюке
Корову в бомболюке тоже снимали живьем. Единственное, что нарисовали на компьютере, – ее раскоряченные ноги. Списанный военный самолет нашли на аэродроме под Псковом, – там же отсняли сцены с буренкой. Художники рыдали от затеи режиссера затолкать животное в бомбардировщик. Несколько дней они пытались его отговорить, но тщетно. Рогожкин всегда четко придерживался сценария.
Понадобилось полдня, чтобы корова все-таки зашла в самолет. Потом ее тело приподняли на маскировочных тросах. Оператор фильма Андрей Жегалов лег прямо на бетон взлетной полосы под самолет и взял животное крупным ракурсом.
Триумфа никто не ожидал
Группа увидела фильм целиком только на премьере, которая состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в 1995 году. Картину показали в конце конкурсной программы. Никто не ждал от произведения Рогожкина какого-то открытия, – зал был полупустым. Участники кинофестиваля уже распределили награды между собой и разбрелись кто на пляж, кто в клуб. Каково же было удивление именитых актеров и режиссеров, когда на следующий день «Особенности национальной охоты» получили Гран-при?! Потом был приз в Карловых Варах, потом награда от кинопрессы. На следующий год на «Нике» фильм был признан лучшим, как и режиссер, а Алексей Булдаков отмечен за мужскую роль.
Но больше, чем критики, картину оценили простые зрители. Фильм быстро появился на видеокассетах, хоть и не в лучшем качестве, и разошелся по стране. Картину рекомендовали друзьям и знакомым, – «Особенности» быстро стали народной комедией, каких давно не видели люди. Когда не стало Рогожкина, выяснилось, что это была его самая известная и любимая многими работа, – за этот фильм его будут не только помнить, но и долго еще благодарить.
Крылатые фразы из «Особенности национальной. «
— Семенов, водку пить будешь?
— Водку? Буду.
Вот за что я тебя уважаю, так это за короткие, но содержательные тосты!
Все пьете, да? И пьете, и пьете, и пьете, и пьете! Думаете, Россия кончилась? ВО!
— Женя, Кузьмич сказал, что мы пойдем заниматься любовью с коровами, а я не хочу.
— Нельзя отказывать Кузьмичу!
— Вы арестованы!
— У тя пистолетик-то есть?
— Тогда задержаны.
Нет, нет, нет и ещё раз. да.
Спасибо не булькает.
Для женщин это плохо, да. Можно сказать, трагедия. У них всё общение на словах построено.
Вот за что я тебя уважаю, так это за короткие, но содержательные Посты!
Спс за воспоминания
Потрясающие фильмы)
Моя любимая фраза, которой частенько сам пользуюсь:
«Ну, тостов я, как Генерал говорить не умею. Но, вы меня поняли, мужики.»
Улучшил качество фильма «Особенности национальной охоты»
Подписчики моей тележки знали, что я пытаюсь улучшить качество фильма «Особенности национальной охоты». Первого, и на мой самого лучшего из всех четырех фильмов Александра Рогожкина.
С качеством исходника тут такая же беда, как и с ДМБ, который недавно выходил(если кто не видел, то вот Улучшил качество фильма «ДМБ»). Много шума, пыли, волос, царапин.
Пытался от них избавится, но сетки так «изжевали» итак невысокое качество исходника, что отказался от этой затеи, зря только 3 дня потратил свободного времени. В общем решил оставить с «мусором».
Качество стало лучше. Не вау прямо, но заметно. Хорошо видно по ссылкам и трейлеру ниже.
Приколы на съемках «Особенностей национальной охоты»
Актеры нашего любимого фильма 1990-х до сих пор любят рассказывать байки со съемок. За кадром было не менее весело, чем в кадре!
В это сложно поверить, но «Особенности национальной охоты» задумывался как антиалкогольный фильм. При этом герои так «вкусно» пили и закусывали, что зрители узнавали себя: какой русский не любит «отдохнуть красиво» на природе! Сложно было поверить, что всё это – лишь актерская игра. И правильно! Многое было в кадре на самом деле. От водки – до укусов медведя. Давайте узнаем, что было по-настоящему, а что – все-таки нет.
Холодная баня? Надо согреться!
Топить баню во время съемок было нельзя: пар не позволил бы снимать, камеры моментально бы запотели. Поэтому актеры лишь делали вид, что парятся, а в реальности температура воздуха в бане едва достигала 10 градусов. Чтобы достичь эффекта «распаренных» тел, артистов смазывали маслом: они тут же начинали блестеть, как начищенный самовар. А вода, которую они друг на друга выливали, была только чуть подогретой.
Алексею Булдакову пришлось труднее всех. Снимали фильм в ноябре, а ему пришлось чуть ли не постоянно плавать в озере. Вода была настолько холодной, что порой, прежде чем включить камеры, приходилось убирать тонкий слой льда с поверхности. Чтобы не заболеть после такой «парной» и купания в озере, актеры принимали горячительное. Как они сами уверяют — исключительно после съемок!
Медвежонок настоящий. Зубы — тоже!
По сюжету, медвежонок напробовался спиртного из оставленных без присмотра бутылок и уснул. Чтобы зверек заснул в кадре, не стали ничего выдумывать — попросту угостили его коньяком. Все получилось, спящего Мишу снимали дубль за дублем, как вдруг он проснулся. И, не разобравшись в ситуации, цапнул зубами за ногу Семена Стругачева! Так что, когда будете в следующий раз смотреть фильм, учтите: в сцене с укусом медведя — все по-настоящему, режиссер оставил этот кадр.
«Жить захочешь — не так раскорячишься»
Историю о том, как корову перевозили в бомболюке самолета, режиссер услышал как-то от своих знакомых пилотов. Сейчас уже вряд ли можно узнать точно, было ли такое на самом деле или это одна из профессиональных баек. Как бы там ни было, история очень понравилась режиссеру, и он решил вставить ее в кино. Художникам-постановщикам была поставлена задача, над которой они долго думали: как снять сцену, в которой корова висит в бомболюке?
Защитники животных могут выдохнуть: никто, естественно, не заставлял животное принимать противоестественную позу, то, что мы видим в кадре — компьютерная графика. Но ведь как правдоподобно! Чтобы корова не переутомлялась (ведь надо было снять много дублей), решено было задействовать трех животных: они сменяли друг друга на съемочной площадке. А чтобы зрителям казалось, что это одна и та же корова, «дублершам» гуашью рисовали пятна.
Вилле Хаапасало оказался отличным исполнителем песен Высоцкого
Молодым иностранцем — любителем русской охоты — сначала хотели сделать немца. Но, познакомившись с Вилле Хаапасало, студентом театрального института, режиссер был покорен его обаянием, и решено было вместо немца снимать финна. Сегодня уже трудно представить себе «Особенности. » без наивного, доверчивого и романтичного финского охотника. Как рассказывали актеры, Вилле отлично знал русский язык, обожал рассказывать анекдоты и исполнять песни Высоцкого под гитару.
История о том, как компания друзей решила поохотиться, но постоянно отвлекалась на «зеленого змия», стала настолько любимой и популярной, что создатели фильма сняли еще несколько продолжений этого хита — «Особенности национальной рыбалки» и другие. Они тоже получились удачными, но, пожалуй, с успехом самого первого фильма им не сравниться. Может быть, именно потому, что в «Охоте» все было по-настоящему — и водка, и медведь, и купания в ледяном озере?