Что говорит коран о долгах
Как быть, если мне не выплачивают долг?
Ислам побуждает нас оказывать людям помощь, особенно тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Одним из самых распространённых способов поддержки, нуждающихся является предоставление им в долг необходимых средств.
Предоставление денег в долг в затруднительные моменты жизни считается даже более предпочтительным, чем садака, ведь в большинстве случаев в долг просит нуждающийся человек, оказавшийся в действительно трудной ситуации, а тот, кому даётся садака, может, и не нуждается в этом.
От ‘Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
المُسْلِمُ أخُو المُسْلِمِ، لاَ يَظْلِمُهُ، وَلاَ يُسْلِمُهُ. مَنْ كَانَ في حَاجَةِ أخِيه، كَانَ اللهُ فِي حَاجَتِهِ، وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً، فَرَّجَ اللهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كرَبِ يَومِ القِيَامَةِ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللهُ يَومَ القِيَامَةِ
«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде, Аллаh поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллаh избавит от одной из печалей Судного Дня, а того, кто покроет мусульманина (скроет его мелкие недостатки), покроет Аллаh (скроет его грехи) в День воскресения». (Имам Ахмад, 5646; Бухари, 2442; Муслим, 2580; Абу Давуд, 4893; Ибн Хиббан, 533)
Чтобы получить такую награду, человек, дающий взаймы, должен предоставить займ только ради Всевышнего Аллаха и не должен ждать от этого какой-либо выгоды. Ведь часто случается так, что некоторые предпочитают не помогать нуждающимся, если в этом нет пользы для них самих. Бывает и так, что, дав деньги в долг, некоторые надеются, что в нужный момент этот человек и ему поможет.
Благочестивый мусульманин не будет искать в предоставлении долга нуждающемуся мирскую выгоду. Ему достаточно довольства Всевышнего Аллаhа и того вознаграждения, которое он получит в Судный день. Представьте себе – какая мирская выгода сравнится с избавлением от печали Судного дня?
Из всего вышесказанного мы поняли, что давать в долг – очень благое дело, за которое человек получает большое вознаграждение, но как быть, если должник не возвращает долг?
Согласно шариату человек, имеет право требовать возвращения долга с должника, и в случае отказа он может обратиться к кадию и заставить его исполнить своё обязательство. Однако такие методы не подобает мусульманину, особенно когда у должника нет возможности вернуть долг.
Крайне желательно предоставить несостоятельному должнику отсрочку, отложив требование уплаты долга до тех времён, когда он сможет заплатить, а ещё лучше – простить ему долг полностью или частично. К этому нас призывал Пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах).
От ‘Абдуллаха ибн Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Абу Катада (да будет доволен им Аллах) искал своего должника, дабы вернуть себе долг, но тот скрывался. В итоге Абу Катада нашёл его и потребовал свой долг, а тот ответил, что пока не в состоянии его вернуть. Тогда Абу Катада потребовал, чтобы тот поклялся Аллахом. Когда же должник поклялся, Абу Катада сказал:
فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُنْجِيَهُ اللهُ مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، فَلْيُنَفِّسْ عَنْ مُعْسِرٍ، أَوْ يَضَعْ عَنْهُ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему»». (Муслим, 1563)
Поэтому предпочтительнее давать отсрочку должникам, которые действительно не могут вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.
Посланник Аллаха ﷺ рассказывал своим сахабам (да будет доволен ими Аллаха) о важности и благородстве снисходительного отношения к должникам.
От Абу Мас’уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
حُوسِبَ رَجُلٌ مِمَّنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَلَمْ يُوجَدْ لَهُ مِنَ الْخَيْرِ شَيْءٌ، إِلَّا أَنَّهُ كَانَ يُخَالِطُ النَّاسَ، وَكَانَ مُوسِرًا، فَكَانَ يَأْمُرُ غِلْمَانَهُ أَنْ يَتَجَاوَزُوا عَنِ الْمُعْسِرِ قَالَ: » قَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: نَحْنُ أَحَقُّ بِذَلِكَ مِنْهُ، تَجَاوَزُوا عَنْهُ
«Когда с одного из живших до вас потребовали отчёта после его смерти, оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи человеком состоятельным, он вёл разные дела с людьми (занимался торговлей и ссужал деньги людям) и всегда приказывал своим слугам прощать долги тем, кто испытывал затруднения, и Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его»». (Муслим, 1561)
Исходя из всего вышеприведённого, получается, что, если должник не возвращает долг, нужно дать ему отсрочку, а ещё лучше простить долг, но это вовсе не означает, что должник, полагаясь на милость кредитора, играя на чувствах людей, должен избегать выплаты своего долга.
Поэтому невыплата долга человеком, имеющим материальные возможности для его уплаты, считается притеснением (зульмом) по отношению к заимодавцу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَطْلُ الغَنِيِّ ظُلْمٌ
«Затягивание богатым выплаты долга является проявлением несправедливости». (Имам Ахмад, 5395; Бухари, 2288; Муслим, 1564)
Затягивание выплаты долга со стороны человека, имеющего соответствующие материальные возможности для его уплаты, является проявлением несправедливости, поскольку это отказ от выполнения своих обязанностей.
Человек, имеющий возможность, обязан поскорее вернуть то, что он задолжал, не вынуждая заимодавца прибегать к упорным требованиям или обращаться к кадию с жалобами на него.
Так как затягивание уплаты долга со стороны человека, имеющего на то возможность, является притеснением, то заимодавец имеет полное право заставить его уплатить долг, подав на него жалобу, чтобы он уплатил положенное.
Мерзким поступком считается взятие чего-то в долг без намерения вернуть, чтобы обмануть своего брата по вере. Сколько же подлости в этом поступке! В ответ на добро своего брата такой человек отвечает злом, подлостью; «закрывает двери» для тех, кто готов давать взаймы, вызывая у них опасение, что и другой должник не вернёт долг.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Долг – две стороны одной медали
Пророк ﷺ в хадисе, переданном от Укбы ибн ʻАмира, сказал:
لَا تُخِيفُوا أَنْفُسَكُمْ بَعْدَ أَمْنِهَا قَالُوا: وَمَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الدَّيْنُ
«Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности». Сподвижники спросили его: «Как это, о Посланник Аллаха?«. Пророк ответил: «Я имею в виду долг«». (Имам Ахмад)
Одна из проблем, на которую обратил внимание наш Пророк ﷺ – это неназывание вещей своими именами. Сегодня ростовщичество называют не своим именем. Долг стали считать страховым взносом, общество не знает самой сути этого явления. И таких примеров много – когда в конце концов всё это превращается в долг, в обязательство, это тяжесть для человека.
Благоразумные люди не брали в долг, кроме как в крайних и очень крайних случаях. Но сегодня это стало для нас обыденным делом. Кредиты стало брать легко, это широко рекламируется. Реклама по телевизору, на улицах, на рынках, даже на телефон поступают сообщения с предложениями взять кредит. Приходи и купи большой дом, роскошное будущее жильё, будущую машину – всех призывают прийти и взять взаймы, оформить кредит. Тем временем, каноны религии это крайне порицают – запрещается даже побуждать людей брать в кредит.
Повторимся, в долг берут лишь в крайних, критических случаях. А сегодня люди берут в долг для развлечения, путешествуют в долг или рассрочку. Всего этого следует остерегаться. Человек может пользоваться машиной, которой достаточно для него, купив её за несколько десятков тысяч рублей, чтобы у него оставались средства и его семье было на что решать каждодневные вопросы. А люди покупают очень дорогие вещи, покрывают расходы с зарплаты, однако после ощущают, как долги повисают на шее.
Если человек вынужден делать долги, он должен понимать, что в долг надо брать с намерением вернуть его. Тому, кто берёт в долг, желая потом вернуть, Всевышний Аллах помогает в этом. Того, кто берёт в долг, желая только растратить и не намереваясь возвращать, Аллах погубит. Также человек, который берет в долг, должен всегда думать об этом, пока он его не вернёт.
Представь, что у тебя есть долг и ты хочешь совершить хадж. Совершение хаджа – это один из столпов Ислама. Пока на тебе есть долг, тебе не дозволено совершать хадж, пока ты не вернёшь его или не попросишь у хозяина разрешения на поездку в хадж.
Представьте себе, речь идёт о столпе Ислама! Но его не дозволено выполнять, пока на тебе есть долг. Следовательно, это очень большая ответственность.
Пророк ﷺ в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказал:
«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)
Это один из видов притеснения. Зачастую у человека есть возможность вернуть долг, но он не придаёт этому значения, а когда хозяин денег приходит и просит вернуть долг, отвечает «иншааЛлах, иншааЛлах»… Почему? Потому что деньги вложены в оборот, такое часто происходит в компаниях, фирмах.
Пророк ﷺ брал в долг в некоторых случаях, когда это было необходимо. Однажды, находясь в сафаре, он взял в долг у своего сподвижника, а когда они вернулись в Медину, Пророк ﷺ вернул долг и помолился за него. Пророк сказал: «Обязательство долга – его возвращение, хвала Аллаху».
Что же происходит сейчас, как поступают люди? Когда ты просишь обратно свои деньги, складывается впечатление, будто ты скупой человек, будто ты просишь его подать милостыню, и должник возвращает тебе твои же деньги с неприязнью. Да, он возвращает тебе деньги так, словно сделал тебе одолжение, с хмурым лицом. Хотя в действительности он должен тебя поблагодарить, помолиться за тебя, таков этикет заёмщика. Ещё добавим, что когда Пророк ﷺ возвращал долг, он возвращал сверх положенного, оказывая добро.
Этические нормы заемщика
Заёмщику следует проявлять терпение, если у него в грубой форме требуют возврата долга. Однажды к Пророку ﷺ пришёл один бедуин, у которого он брал в долг. Бедуин сказал Пророку: «О Мухаммад, верни мне мой долг. Ты и твоё племя не выплачиваете вовремя долги». То есть этот человек проявил крайнюю бестактность, неэтичность. В этот момент наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) вынул меч и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому лицемеру», и Пророк сказал ему: «О Умар, тебе следовало напомнить мне о погашении долга в своё время, а ему сказать, чтобы он потребовал оплату в почтительной форме».
Обратите внимание – это тот момент, когда нужно проявить добро. Давать деньги в долг – достойное деяние.
Возвращать долг, как и брать в долг, тяжело, а вот давать в долг – достойное дело. От Абу Умама передаётся, что человек вошёл в Рай и увидел, что на его вратах написано: «За милостыню награда умножается в десять раз, а за предоставление долга – в восемнадцать раз». За это даётся великая награда!
В достоверных хадисах от Пророка ﷺ передаётся, что человек из Бану Исраил встанет перед Аллахом в судный день, его деяния взвесят и не найдут ни одного благого дела. Его соберутся отправить в Ад, и тогда Всевышний спросит: «Какое хорошее деяние есть у тебя?» Он ответит: «Нет ни одного хорошего деяния, но я предоставлял в долг и давал отсрочку. То есть когда приходил нуждающийся человек, я предоставлял средства в долг и ждал, пока он сможет их мне вернуть». Тогда Всевышний Аллах скажет: «Мы более достойны давать отсрочку, чем ты. И Мы более достойны быть щедрыми, чем ты». Как этот человек прощал должников и давал им отсрочку, так и Всевышний простит его и введёт в Рай, несмотря на то, что он не совершал благих дел.
Передаётся от Пророка: «Кто предоставит отсрочку тому, кто находится в трудном положении, или простит ему его долг, или облегчит, скостив часть долга, того Всевышний расспросит в Судный день лёгким образом». В другой версии говорится: «Такой человек будет под тенью Арша в тот день, когда не будет никакой другой тени».
В другой прекрасной версии хадиса сообщается: «Тому, кто даст отсрочку заёмщику, будет записана такая награда, как если бы он каждый день подавал эту сумму в качестве милостыни». Представь себе, если ты предоставишь в долг десять тысяч рублей, и наступит срок возврата долга, а ты проявишь терпение и скажешь: «Всё хорошо, я даю тебе ещё месяц» – это равносильно тому, как если бы ты каждый день подавал милостыню в размере десяти тысяч рублей. И так, каждый день проявляя терпение, ты получаешь награду.
Всё это является великим достоинством в долговых делах: оказание помощи людям, предоставление отсрочки находящемуся в трудном положении, прощение и терпение.
Тот, кто желает жить прекрасным образом в этом мире и ещё лучше – в мире ином, пусть глубже вникнет в смысл слов: «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».
Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Адабы долга: что нужно знать мусульманину о долгах
Сегодня многие люди являются либо должниками, либо займодателями. Из-за этого они сердцами отдалились друг от друга, забыв об этике данного вопроса. Одни испытывают недоверие, опасаясь за своё имущество, другие оттягивают сроки оплаты, не желая расставаться со своими деньгами. Давайте же вспомним адабы долга, которые помогут воплотить в жизнь прекрасную нравственность, подобающую истинному мусульманину.
Начнём с того, что и для заёмщика, и для займодателя существует общее положение о долгах, и оно описано в Коране:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости.
В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений.
«Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и боится Аллаха. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (Сура «Аль-Бакара», аят 283).
Ниже, для удобства, мы выделили несколько пунктов, одни из которых относятся к заёмщику, другие – к займодателю.
НАПОМИНАНИЕ БЕРУЩЕМУ В ДОЛГ:
1. Верующий должен стараться обходиться без долгов, довольствуясь тем, что у него есть, а к займу прибегать исключительно в крайних случаях.
В хадисе сказано: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам, и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).
2. Беря в долг, нужно вознамериться вернуть его в срок или раньше.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил об этом: «Кто берёт чужое с намерением вернуть, тому Аллах поможет в этом. А кто берёт с намерением потратить, того Всевышний погубит» (Аль-Бухари).
«Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором!» (Ибн Маджа).
3. При возможности оставлять залог.
Известно, что «Посланник Аллаха (мир ему) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). И это наилучший вариант сделки. Ведь должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга. Займодателю же не придётся нести риск возможного убытка.
Следовательно, заёмщик и займодатель не затаят обиды друг на друга, а непогашенные долги не лягут тяжким грузом на плечи родственников в случае смерти заёмщика.
4. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, связанные с тратой денег.
Пророк (мир ему) сказал об этом: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари).
5. Имеющему долг запрещено тратить деньги на то, в чём нет крайней нужды. Первое, что должно заботить богобоязненного верующего, – это быстрая выплата долга.
6. Имеющему возможность выплатить долг необходимо сделать это, ибо сказано: «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани).
7. Сунной Пророка (мир ему) является проявление благодарности тому, кто ответил на просьбу о помощи в нужную минуту. Это может проявляться в виде небольшого подарка при возвращении долга займодателю.
Однако запрещено договариваться о таком подарке во время сделки. Это должно быть на усмотрении возвращающего долг. В хадисе приводится: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».
8. Должник должен понимать, что долг священен, и даже «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахих Муслим», № 3498).
Однажды наш Пророк (мир ему) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханаллах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?» Пророк (мир ему) ответил: «За долги. Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?», и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).
Дуа для избавления от долгов и кредитов
НАПОМИНАНИЕ ДАЮЩЕМУ В ДОЛГ
1. Давать в долг – это сунна посланника Аллаха (мир ему). Но, в зависимости от ситуации, долг делится на сунну, ваджиб, макрух и харам. Займодателю следует выяснить, на какие именно цели человек просит в долг:
— если человек нуждается в простой помощи, то это Сунна;
— если встаёт вопрос жизни и смерти, к примеру, человек просит на операцию, от которой зависит жизнь, то дать в долг такому будет ваджибом (обязательно, если есть возможность!);
— если просящий в долг просит денег на излишество, для растраты попусту, то такому давать в долг макрух (нежелательно!);
— и явным харамом (запретным) будет давать в долг на такие цели, как покупка спиртного, для растраты в азартных играх и тому подобное.
2. Будет достойным займодателю иметь милосердие в сердце и, в определенной ситуации, быть готовым простить долг. Ещё говорят, что лучше не давать в долг, если не готов простить его. В хадисах же сообщается:
«Тому, кто даёт в долг, за каждый день даётся благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он всё имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким),
«Тот, кто желает, чтобы Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».
И ведь кто не оказывает милость, тому также не окажут её!
3. Посланник Аллаха (мир ему) призывал возносить ду’а Аллаху за вернувшего долг, прося для него благословения за его верность. Абдулла ибн Рабиа рассказал: «Пророк (мир ему) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твоё имущество и семейство».
Ислам посредством адаба учит верующих лучшей нравственности – ахляку, дабы люди могли жить в мире и согласии между собой. Наша религия, при искреннем её соблюдении, гарантирует спокойную жизнь с чистой совестью. Что может быть лучше в обществе людей, чем любовь, доверие и взаимопонимание между ними! Но этого можно достичь лишь в том случае, если каждый будет уважать и соблюдать права друг друга. Понимать, что лучше быть притеснённым, нежели притеснять самому.
Помните: кроме материальных долгов, существуют ещё и морально-этические долги, которые мы должны соблюдать между собой ежедневно: в семье, на улице, на работе. И поистине, нет вреда людям от тех, которые безупречно исполняют долг перед Всевышним Аллахом!
Деньги в долг! 15 напоминаний должнику!
Тема долгов настолько серьезная, что Аллах посвятил ему самый длинный аят самой длинный суры в Коране. В 282 аяте суры “Аль-Бакара” говорится следующее:
Что же мы должны знать о правилах долга?
1- Из вышеупомянутого аята нам становится ясным тот факт, что Аллах разрешил нам брать деньги в долг друг у друга. Однако, необходимо соблюдать определенные условия.
2- Давать деньги или имущество в долг – сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Однако нужно знать, что в зависимости от ситуации это может быть не только сунной, но и ваджибом, макрухом, харамом. Займодателю необходимо выяснить, на какие именно цели человек просит в долг. Деньги давать в долг сунна (желательно), если человек реально нуждается в помощи; ваджиб (близкое к обязательному), если нужно спасти жизнь, например, на операцию; макрух (нежелательно), если потратить попусту, на забавы, на покупки ненужного; харам (запретно), если заемщик пойдет тратить в казино, пропьет или потратит на что-то еще, что считается запретным в исламе.
3- Вознаграждение давшему в долг больше, чем давшему садака. В хадисах говорится: «Я увидел в ночь вознесения (исра и мирадж), как на вратах рая было написано: «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать», то есть награда за садака приумножится в 10 раз, а награда за предоставление долга в 18 раз; «Одолжить мусульманину два раза равносильно отдать деньги один раз насовсем».
4- Несмотря на то, что мусульманин может брать в долг, он должен стараться обходится без долгов, довольствоваться тем, что у него есть, прибегая к займу в крайних случаях. «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).
5- Получая что-либо в долг, нужно сделать намерение вернуть его в срок или даже раньше. Иметь намерение вернуть долг очень важно, поскольку сам Всевышний будет помогать таким людям. «Кто берет чужое с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить (как это делают некоторые), того Всевышний погубит», «К тому, кто заботится и беспокоится о долге и думает, как рассчитаться со своим кредитором, Аллах приставляет Свою охрану, которая хранит человека от бед и несчастных случаев, чтобы он рассчитался со своими долгами», «Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором» (Ибн Маджа).
6-Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сам брал вещи в долг. Каким образом он это делал?
«Посланник Аллаха (мир ему) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). Как видно из хадиса, сам Пророк (мир ему) брал в долг и при этом оставлял залог, и это наиболее мудрый вариант сделки: должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга, займодателю не нужно нести риск возможного убытка, заемщик и займодатель не таят обиды друг на друга и не ссорятся в итоге, непогашенные долги не становятся тяжким грузом для родственников в случае смерти заемщика.
7- Если вы не уверенны в том, что человек сможет вернуть вам долг, то лучше дать ему такую сумму, которую не жалко будет простить. Российский тренер Алсу Камалова говорила, что если вы даете деньги в долг, то будьте готовы получить плохую энергию в свою сторону. По ее словам каждый должник мечтает о том, чтобы не возвращать долг, а значит, он подсознательно желает того, чтобы вас не стало. Чтобы избежать таких молитв и проклятий в свою сторону, Алсу Камалова советовала давать в долг столько, сколько сможете простить.
«Тот, кто желает, чтоб Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».
8- С долгами нужно стараться расплатиться как можно скорее. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, так как сказано в хадисе: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари). Имея долг, запретно тратить деньги на то, в чем нет крайней нужды. Первостепенной должна стать расплата с долгами.
9- Если у вас есть долг, то запрещено вам тратить деньги на развлечения. Вашей первостепенной задачей должна стать расплата с долгами. Об этом говорит и известный бизнес-тренер, автор книги “Я и деньги” Саидмурод Давлатов. Согласно его схеме распределения денег, 10 процентов дохода должны выделяться на развлечения. Однако, если у вас есть долги, то вам следует забыть о кино, ресторанах, такси, подарках и других видах развлечений.
10- Никаких отговорок!
Один из сподвижников, Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах), взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. У него не было ничего, кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему). Сподвижник сказал, что не имеет ничего, кроме одежды, которая на нём, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (мир ему) сказал, что долг необходимо выплатить, и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы. Из этой истории видно, что, даже не имея ничего, люди отдавали последнее, чтобы расплатиться с долгами.
11-Как известно, мусульманам запрещено зарабатывать, давая деньги под проценты либо под какие-то подарки или нематериальные формы выгоды. Ростовщичество – тяжкий грех. Бывают случаи, когда давший в долг пользуется этим фактом и выискивает прибыль с должника, полагая, что должник не имеет права ему отказать в его просьбе. Люди бизнеса, давая своим партнерам в долг, пусть даже без процентов, заранее рассчитывают на некую выгоду от должника в дальнейшем: заключение контрактов на эксклюзивных, особо выгодных условиях, «крышевание» в государственных органах и не только, лоббирование интересов в нужных ситуациях среди нужных людей. В хадисе сказано: «Всякая польза от отдачи в долг является запретной». Однако возвращающему долг (заемщику) дозволяется сделать на свое личное усмотрение какой-либо подарок давшему в долг (займодателю) в качестве благодарности за помощь в трудную минуту, но при этом этот подарок не должен оговариваться в момент заключения сделки (дачи денег в долг). Благодарить тех, кто вам оказал помощь в нужный момент – желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».
12- Тому, кто попал в затруднительную ситуацию и не в состоянии выплатить долг в срок, необходимо в тот же день обратиться к займодателю с просьбой дать отсрочку. Нужно продать то имущество, которое имеется у заемщика, и как можно быстрее расплатиться с долгом. Займодателю необходимо проявить сочувствие к заемщику и дать отсрочку или же вовсе простить долг в случае крайней бедности заемщика, ведь в хадисах сказано: «Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким).
13-Тому, кто имеет возможность выплатить долги, но не выплачивает по своей халатности, не находя в этом необходимости, стоит подумать о том, что это есть притеснение, а притеснитель проклят Всевышним. «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани) – хадис.
14- Следует помнить о том, что долги не прощаются даже шахиду, и в Судный день его ждет тяжелая расплата. Хадисы гласят: «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахиху Муслим», № 3498);
15- В День Суда за свои долги в этом мире, вы будете рассплачиваться своими хорошими делами, которые в день Суда окажутся на вес в золото.
«Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?» и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).
Подводя итоги года, подумайте не только о своих успехах, но и долгах! Сделайте все, чтобы расплатиться со всеми долгами! Снимите с себя огромный груз!