Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Творческое задание

А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге». Есть ли у вас «заветная книга» или «заветное» стихотворение Некрасова? Расскажите о них.

Да, такое стихотворение у меня есть. Оно называется “Дед Мазай и зайцы”. Мне читала его мама еще до школы. Мне оно очень понравилось. Эта история о благородному Деде Мазае, о том, как он ладил с зайцами, а в конце отпустил их на волю.

Paзмышляем о прочитанном

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?

Те люди, которые участвовали в восстании декабристов, были сосланы в Сибирь на пожизненную каторгу. Это тяжелые условия для жизни человека: лютый мороз и физическая работа не покладая рук.

Жены декабристов во имя клятвы, данной супругам, отправляются вслед за ними, не страшась ничего.

Когда я узнал об этом героическом поступке, то испытал огромное чувство гордости за русский народ и силу духа русских женщин. Их подвиг мы помним до сих пор.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Я думал, что путь жен декабристов намного проще, чем есть на самом деле. Но, когда я прочитал поэму “Русские женщины”, то пришел к шок от того, насколько сильны женщины, которые отправляются в Сибирь. Они готовы отказаться от всего, испытать физические и нравственные страдания, но быть рядом с любимыми.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

Некрасов при описании генерала использует такие выражения: “старый генерал”, “почтенный генерал”, “начальник городской” и другие производные от слова старый. Выбирая эти определения, поэт показывает свое уважение к этому герою, подчеркивает его положение в обществе.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Княгиня готова отказаться от светского общества. Трубецкая понимает, что это лживые и корыстные люди. Если раньше это общество было раем, а сейчас “пни торчат”.

5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Словарь княгини характеризует ее как сильную женщину, для которой нет преград, чтобы встретиться с мужем. Автор относится к ней уважительно.

Творческое задание

Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?

Да, я считаю ее поступок подвигом. Ведь несмотря на то, что ее жизнь превратится в каторгу, она лишится всех почестей, которые имела, она продолжает свой путь. Даже когда генерал сказал, что лошадей нет и княгиня дальше идет пешком, она не испугалась и была готова ко всему.

Это стихотворение о силе духа русских женщин. Что несмотря на физическую боль, истязания, женщина все стерпит.

Фонохрестоматия

Слушаем актерское чтение

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэт показал переживания графа-отца его действиями. Когда была готова повозка для княгини, он положил туда образок и зарыдал. Становится понятно, что в такой ситуации надежда только на Бога.

Актриса передает переживания графа интонационно.

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Потому что она понимает, что назад пути нет и морально она уже настроилась. Пусть ей будет тяжело, но она будет рядом с мужем, сможет оказать ему поддержку. Актриса читает эти строки уверенно.

3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации в том, что сначала генерал всячески отговаривал княгиню не ехать в Сибирь. Она подписала отказ от своих прав, обрекая себя на жизнь простолюдинки. Затем генерал сказал, что лошадей нет и путь княгиня продолжит пешком. Но потом он понял, что и это ее не остановит и да лошадей.

Я считаю, что сострадание генерала завладело им. Под влиянием этого чувства он убеждал княгиню остаться. Ведь, по приезду в Сибирь ее жизнь уже не будет прежней.

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

Актеру удалось это передать сменой интонации, постановкой логических ударений, ритмикой чтения.

Размышляем о прочитанном

Прочитайте стихотворение «Размышления у парадного подъезда», подготовьтесь к выразительному чтению текста наизусть, ответьте на вопросы.

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?

Поэт выражает свой гнев против чиновников, которым дозволено все. В этом стихотворении Некрасов показывает читателю, какая огромная пропасть между обычным русским народом и власть. Он хочет разбудить чувства долга и справедливости.

2. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрациях к стихотворению.

Я еще обратил внимание на эпизод, когда “обозленные бедняки ” приходили к парадному подъезду, а их прогоняли, так как “владелец роскошных палат” спит. Т.е. народ с утра уже занят работой “солнцем палимы”, делами, а у чиновников такого нет. Но сон имеет и другие значение, переносное: он спит и не замечает того, что происходит вокруг, не обращает на это внимание. Д. Шмаринов точно передал настроение всего стихотворения в своей картине. Иллюстрация получилась печальной, но реалистичной.

Совершенствуем свою речь

Как вы понимаете слова и строки стихотворения: одержимый холопским недугом, заветным дверям, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением? Почему Некрасов много раз повторяет слова «стон», «стонет»? Что этим достигается?

Так часто Некрасов употребляет эти слова, чтобы передать то, что народ страдает, а именно в спасение Отчизны, он хочет быть услышанным.

Источник

Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге

Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Ответ

О светском обществе княгиня говорит:

И прежде был там рай земной,
А ныне этот рай
Своей заботливой рукой
Расчистил Николай.
Там люди заживо гниют —
Ходячие гробы …
Что там найду я? Ханжество,
Поруганную честь,
Нахальной дряни торжество
И подленькую месть.
Нет, в этот вырубленный лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес,
А нынче пни торчат!

Княгиня не хочет жить «среди продажных и тупых», назы­вает русского царя палачом «свободных и святых». Своим долгом она считает необходимость поддержать мужа своей любовью:

Мой долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.

Пафос — это страстное воодушевление, подъём, энтузи­азм; в литературоведении — ведущий эмоциональный тон произведения, ведущий настрой.

Пафос поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» герои­ческий, основой его служит борьба личности за осуществление и защиту возвышенных идеалов, борьба, связанная с опасностями и риском. Героини поэмы проявляют волю ради достижения своей цели. Княгиня Трубецкая так страстно убе­ждена в необходимости добраться до Нерчинска, в том, что её присутствие поможет её мужу и другим декабристам, осуж­дённым на каторгу, что губернатор, выдумывающий всё новые причины, чтобы не дать ей возможности ехать далее, наконец признаёт за ней право быть рядом со своим ссыльным мужем. Сила доводов княгини в их искренности, в уверенности в сво­ём праве жены разделить судьбу мужа.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «город Десногорск»

Урок литературы в 7 классе

по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины

Учитель русского языка и

литературы Криворотова Г.Н.

— проанализировать поэму; познакомить с историческим материалом, положенным в основу поэмы; показать величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

— формировать умение анализировать художественное произведение, характеризовать его героев;

— формировать навык владения элементарной литературоведческой терминологией;

— учить пониманию роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

— формировать умение понимать проблему,

— подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

— выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

Любила ты, и так, как ты, любить — Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть картинку Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Картинка про Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге

Нет, никому еще не удавалось!

Вступительное слово учителя.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки ( вальс А.С. Грибоедова) переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды женщины, чьи лица отмечены высокими помыслами и решительностью. Это они, жены декабристов, совершили чудо – подарили миру веру во всеобъемлющую силу любви.

Я произношу эти слова: «жены декабристов»…

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации они вызывают?

Жены декабристов – любовь, душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность…

Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

О чем пойдет речь на уроке?

Об одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристском движении и о роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.

Н.А. Некрасов был первым поэтом, написавшим о подвиге жён декабристов. Его поэма «Русские женщины» в очередной раз доказала, что русская женщина верная и любящая жена, преданная мужу.

Класс разделен на три группы: «Историки», «Искусствоведы» и «Литературоведы». Ученики слушают сообщения одноклассников из каждой группы и записывают теоретические положения, факты, имена.

Фрагмент учебного фильма «Декабристы» (1).

1 ученик. В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.

Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.

Фрагмент учебного фильма «Декабристы» (2).

2 ученик. В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало.

Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая.

И с к у с с т в о в е д ы

Ученик представляет презентацию « Девушка из высшего общества » (Екатерина Трубецкая)

1 слайд: Екатерина Трубецкая родилась в Киеве — здесь ее корни, а умерла в далекой Сибири, в Иркутске. Там и похоронена. В детстве она не переносила вида крови. И это чувство сострадания к птицам и животным, к человеку пронесла через всю свою жизнь.

2 слайд: Она была старшей дочерью камергера двора его императорского величества Ивана Степановича Лаваля (1761—1846) — французского эмигранта Жана Франсуа, для которого Россия стала второй родиной, — и деятельной миллионерши Александры Григорьевны Козицкой (1772—1850). Их капитал оценивался в 2 млн. 600 тыс. рублей серебром. Екатерина Ивановна получила прекрасное образование, хорошо пела, отменно играла на фортепиано. Ее руки добивались известные в России бароны, графы, князья.

3 слайд: Лавали были тогда почитаемыми не только в российской империи, но и за рубежом. А их великосветский литературно-музыкальный салон на Английской набережной славился в те времена на весь Петербург.

4 слайд: Изысканные манеры хозяйки и ее старшей дочери, их гостеприимство и остроумие; просторная, сверкающая зала для танцев; большая гостиная с украшенным фигурной лепкой и разноцветными узорами высоким потолком; старинные гравюры, фарфоровые блюдца с геральдическими вензелями; древнеримские статуи из мрамора; привезенные из Греции огромные вазы, которым было по 2500 лет, картины знаменитых итальянских художников; серебряные самовары, индийский хрусталь; прекрасно настроенные фортепиано (граф Иван Степанович Лаваль специально выписал из Неаполя знаменитого мастера-настройщика), вышколенная прислуга…

5 слайд: Весной 1820 года семейство Лаваль совершило путешествие из Петербурга в Париж. Здесь Екатерина Ивановна познакомилась с тогда еще капитаном князем Сергеем Петровичем Трубецким, жившим вот уже несколько лет во Франции, тщательно изучая по заданию тайного общества «Союз благоденствия» опыт Французской революции 1789—1799 гг. Кроме того, в Париже Трубецкой старался пополнить свое образование: слушал лекции известных профессоров, прошел полный курс естественных наук.

Сцена читается в лицах:

— Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство, глупость даже! Еще и за подруг просите! Зачем вам оный Трубецкой, а?! Отныне вы, княгиня, — свободны, не связаны более узами супружеского союза с каторжником Трубецким. Мы так хотим. Повелеваем!

— Учтите, как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями! И дети ваши, кои родятся в Сибири, — тоже не будут дворянами, они поступят в казенные заводские крестьяне! Вас сие устраивает?!

— Ваше величество, я должна быть с мужем…

— Вам, мадам, будет строго-настрого запрещено давать своему ссыльному мужу деньги и вещи. И никто из родных — абсолютно никто, запомните! — не будет сопровождать вас, когда вы поедете в Сибирь. А главное — вы навсегда лишитесь права вернуться в Россию. Навсегда, мадам!

— Ваше величество… я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть вместе с мужем, помочь ему!

Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ.

27 июля 1826 года в сопровождении секретаря графа Лаваля швейцарца Карла Воше Екатерина Ивановна отправилась в Сибирь, вслед за мужем. Она была первой; она дала толчок, показала пример. А за нею двинулись ее подруги: Мария Волконская, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Полина Гебль, Александра Розен, Мария Юшневская, Ле Дантю. Верные жены осужденных декабристов, бесстрашные их невесты.

Это был подвиг. Во имя любви, долга, высоких жизненных идеалов.

8 слайд: Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой (каторжникам не разрешалось вести переписку).

Летом нерчинская тайга играла на солнце разноцветьем красок: ярко-зеленая листва деревьев, розовая кипень цветущего багульника, желтые камнеломки, белые ромашки, огненно-красный иван-чай. Во время ежедневной кратковременной прогулки — в кандалах, в сопровождении часового — Трубецкой срывал цветы на своем пути, делал букет и незаметно оставлял его на земле — для жены, которая шла следом (во время прогулок каторжникам запрещались сношения с внешним миром).

Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть картинку Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Картинка про Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге

Л и т е р а т у р о в е д ы

Итак, в центре поэмы образ женщины-дворянки, отправившейся за мужем в Сибирь.

Вспомним сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?

-Почему княгиня отказывается от всего, что имеет? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

-Какие чувства испытывает князь, собирая в дорогу дочь? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать состояние отца?

— Граф, расставаясь с дочерью, не может сдержать слёз. Каждое его действие пронизано любовью и заботой.

А.Н. Некрасов искусно передает весь драматизм этого прощания, используя риторические восклицания («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край! И ты. о город роковой, Гнездо царей. прощай! ), фразеологизмы («рвать сердце», «Бог весть», «отпустить с миром» и др.)

Чтобы передать трепетное отношение отца к дочери, Некрасов использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («возок», «уголок», «образок». Дочь отвечает теми же чувствами: для этого часто повторяется обращение «родной».

Ярко и эмоционально передавая решимость героини перед испытаниями и ее отношение к властям, автор использует тропы: эпитеты («напрасных слёз», «страшна судьба моя»), метафору («гнездо царей», сравнение («…сталью я одела грудь. »)

-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?

-Как его описывает Некрасов?

— С каждой верстой путь становится все трудней. Достигается это с помощью противопоставления (суровая явь и радужный сон о прежней жизни).

-Кто встретил в Иркутске княгиню?

Иркутский губернатор, умудрённый житейским и служебным опытом немолодой уже человек. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть картинку Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Картинка про Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге

Инсценировка эпизода «Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором» («Искусствоведы»).

-Как автор называет почтенного генерала?

— Что он хочет этим сказать?

— Он хочет этим сказать, что иркутский губернатор, представитель государственной власти, здесь главный и его слово – закон.

-Почему герой тянет время?

Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге?

Чтение строф поэмы.

— Как эти слова характеризуют героиню?

Это храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

-Как автор относится к героине?

Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины восхищают автора.

-Как вы думаете, какова тема и идея произведения?

— Тема – изображение трудного пути в Сибирь жен декабристов.

Идея – подвиг русских женщин во имя святого долга жены, несущих силу и поддержку своим мужьям.

— В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин, описанных в поэме?

Учитель: Вслед за княгиней Трубецкой и другие жёны последовали в Сибирь.

II часть поэмы посвящена Марии Николаевне Волконской.

Тайну этой Женщины, загадку ее Характера, Любви, Судьбы, Жизни пытаются разгадать уже несколько поколений историков и просто любителей старины.

11 января 1825 года юная певица вышла замуж за князя Сергея Григорьевича Волконского. Она была лет на двадцать его моложе.

Сергей Григорьевич Волконский был осужден по первому разряду на 20 лет каторги. 26 июля его отправили в Сибирь. Мария отправляется за ним.

Княгиня Волконская перед отъездом была в гостях у А.С.Пушкина, где он прочитал ей своё стихотворение «В Сибирь». Стихотворение было отправлено декабристам.

Демонстрация иллюстрации картины «А.С.Пушкин читает стихотворение княгине Волконской». Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Смотреть картинку Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Картинка про Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге. Фото Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге

Чтение учащимся стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь».

— Каково отношение Пушкина к декабристам?

— Он преклоняется перед их мужеством, стойкостью, шлёт им слова поддержки, вселяет надежду.

— Какие эпитеты использует поэт для этого?

— Чтобы показать значимость подвига декабристов, поэт использует высокую лексику в качестве эпитетов «гордое терпенье», «скорбный труд», «высокое стремленье».

— Дайте оценку поступку Пушкина

— Это смелый поступок. Любое упоминание о декабристах было опасно, но опальный поэт, не задумываясь о последствиях, пишет послание «В Сибирь…»

— Как вы думаете, какое впечатление стихотворение произвело на декабристов?

— Что они почувствовали, получив его?

— Какова реакция декабристов на данное стихотворение?

И призыв поэта был услышан узниками нерчинских рудников. В 1827 году Александр Одоевский пишет стихотворный ответ Пушкину.

Чтение стихотворения А.Одоевского.

— Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название поэмы «Декабристки» на «Русские женщины»?

Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Ученик представляет презентацию «Жены декабристов».

Вот имена женщин, последовавших за своими мужьями, сосланными на каторжные работы в Сибирь: Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль), Мария Николаевна Волконская, Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Камилла Петровна Ивашева, Александра Григорьевна Муравьева, Елизавета Петровна Нарышкина, Анна Васильевна Розен, Екатерина Ивановна Трубецкая, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Мария Казимировна Юшневская.

Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования… Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.

— Сергей Трубецкой в Петровском заводе часто говаривал: «На что нам окна, когда у нас четыре солнца!», имея в виду, кроме своей жены, Нарышкину, Фонвизину и Розен, живших в одном с ним тюремном отделении. Давайте в память об этих замечательнейших женщинах сделаем солнышко: у вас на столах лежат заготовки лучиков. Напишите на них, чему вы хотели бы научиться у декабристок и прикрепите свой лучик к центру солнца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *