Что говорит чацкий о молчалине
Горе от ума. Кому и чем неугоден Молчалин?
«А судьи кто?» А.С. Грибоедов
«И милость к падшим призывал» А.С. Пушкин
Прежде всего, я предлагаю считать характеристики, как положительные, так и отрицательные, данные Молчалину Софьей и Чацким, не принимать всерьез, как пристрастные и поэтому необъективные.
Тем более что в комедии «Горе от ума» есть несколько человек, которые могут относиться к Молчалину нелицеприятно, и именно чьё отношение к Молчалину нам может быть наиболее интересно, а это:
— П.А. Фамусов, который вывез Молчалина из Твери за его деловые качества и который полностью доверяет Молчалину. В первом действии Фамусов явно проявляет уважение к Молчалину, пропуская его впереди себя, хоть и был явно раздражён и не доволен их утренней встречей;
— А.Н. Хлестова очень нелестно отзывается о Репетилове, Чацком и Загорецком и которой нет никакого смысла не делать того же по отношению к Молчалину, дай он к тому повод. Самостоятельные и самодостаточные люди не говорят подлецу: «Спасибо мой родной»;
— Полковнику С.С. Скалозубу не было никакой необходимости говорить Молчалину: «Ваш слуга», особенно, если бы Молчалин давал ему повод к неуважению, лебезя и заискивая;
— вполне возможно, что и Фома Фомич, и Татьяна Юрьевна без презрения относились к Молчалину, которому не было необходимости расписывать их достоинства перед Чацким, тем более, что редко кто заглазно хвалит того, перед кем унижался сам или кто унижал его;
— сам автор комедии, который увел Молчалина за кулисы и тем уберёг его от гнева Фамусова. Кстати, вполне возможно, что Фамусову и не было бы причины особенно сердиться, застань он в прихожей всех четверых, а не троих участников сцены.
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика
Фамусов, Софья, Молчалин и Лиза. Рисунок Йогансона, гравюра Михайлова |
Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин являются центральными персонажами пьесы «Горе от ума».
В этой статье представлена сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика
В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину?
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари. » (о Молчалине)
«Не служит, то есть в том он пользы не находит. » (Фамусов о Чацком)
«. к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»
«Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим. «
«При батюшке три года служит. » (о Молчалине)
«Жаль, очень жаль, он малый с головой. с эдаким умом…» (о Чацком)
«Молчалин прежде был так глуп. » (о Молчалине)
«Конечно, нет в нем этого ума» (о Молчалине)
Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь.
Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.
«Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья. «
«. смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́. » (Чацкий о Молчалине)
«Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)
«Раз в жизни притворюсь.» (Чацкий о своей неспособности притворяться)
«Бог знает, в нем какая тайна скрыта. » (о Мочлалине)
«Какие низости! Ужасный человек! Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине)
«За двери прячется, боится быть в ответе.» (о Молчалине)
«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…» (Чацкий о себе и Молчалине)
«Все гонят! все клянут! Мучителей толпа. » (о Чацком)
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел от старичков не ступит за порог. » (о Молчалине)
Критика о Чацком и Молчалине как антиподах
«. в Чацком соединено множество черт некоторых из нынешних молодых людей. Чацкий одушевлен страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному. Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий намного выше толпы.
Это была сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах, анализ их сходства и различий.
Какие цитаты из текста «Горе от ума» характеризуют Чацкого и Молчалина?
«Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко»
Софья
«Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий! »
Софья
«…Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех»
Софья
«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди»
Фамусов
«Не человек, змея! »
Софья
«Ах, боже мой! Он карбонари! »
Фамусов
«Опасный человек! »
Фамусов
«Что говорит, и говорит, как пишет! »
Фамусов
«Он вольность хочет проповедать! »
Фамусов
«Да он властей не признает! »
Фамусов
Молчалин (цитаты о нем)
«Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть! »
Софья
«Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных»
Чацкий
«Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть! »
Софья
«Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы? »
Лиза
«При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет… »
Софья
«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит… »
Софья
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть»
Чацкий
«Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет… »
Чацкий
«Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).»
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Итог любовного треугольника
Настоящее лицо Молчалина впервые приоткрылось в момент его словесной перепалки с Чацким, которая дала читателю ясно понять, что этот человек далеко не такой тихий и незаметный, как казалось раньше. После этого момента Молчалин становился всё хуже и хуже, открываясь зрителями всё больше, и, как итог, он предстаёт перед Софьей в своём истинном обличии. Девушка, естественно, ничего общего с этим человеком больше иметь не собирается.
Но ведь остаётся же Чацкий, может быть, это его «звёздный час»? Возможно, такое и могло произойти, но не произошло. Чацкий понял, что Софья слишком далека от него; да, пусть она и не является прямо-таки членом Фамусовского общества, она уже не интересует героя. Он в ней глубоко разочаровался, что доказывает своим последним монологом.
Так что остаётся самой девушке? На этот вопрос Грибоедов не даёт внятного ответа, оставляя концовку открытой. Вроде бы Фамусов был зол на дочь и даже собирался отправить её подальше, в Саратов, но она ему слишком дорога, чтобы так поступать. Да и тем более ещё есть солдафон Скалозуб, за которого было бы очень выгодно выдать дочь. А в итоге в споре между Чацким и Молчалиным нет победивших, так как эта борьба просто закончилась, даже не ничьей, а просто закончилась, а вместе с ними и конфликт двух героев, представлявших кардинально противоположные точки зрения на жизнь.
Два противоположных полюса
Прежде всего стоит отметить одну из важнейших деталей в этом споре — Чацкий и Молчалин являются принципиально разными личностями с разными жизненными позициями; если бы была возможность задать абсолютно любой вопрос этим персонажам, получилось бы два кардинально разных ответа. А диалог между ними вообще вряд ли возможен. Таким образом, автор показывает, что герои являются настоящими антиподами друг другу, и между ними не может быть ничего общего. Ничего, кроме желания заполучить признание Софьи. Поэтому в сочинении о Чацком, Молчалине и их сражении за Софью нужно раскрыть, что привело к конфликту между ними.
Софья и её выбор
Саму Софью в целом нельзя отнести ни к одному из представленных в комедии лагерей (лагери Чацкого и Фамусова), потому что её характер, образ и мышление состоят из двух частей: из той, которая, казалось бы, близка к Чацкому, и из той, которая, воспитана обществом её отца и сентиментальными романами. Поначалу может показаться, что вторая сторона героини побеждает, но кульминационный момент произведения это опровергает; когда девушка узнаёт об обмане Молчалина, она осознаёт, что сильно ошибалась, а «разоблачённое» Чацким общество её уже не так привлекает, как это было раньше.
Вообще, Софье предстоял достаточно тяжёлый выбор, о котором, правда, не идёт разговора на страницах комедии, однако стоит подумать, что вряд ли она решила позабыть о романе с Чацким так быстро и безболезненно. В таком случае, должно быть, Молчалин действительно постарался, чтобы «отбить» дочь влиятельного Фамусова и влюбить её в себя.
После встречи с Молчалиным Софья вспоминает о Чацком только как о друге детства, с которым было приятно проводить время тогда, давно, ещё до отъезда героя за границу. Сейчас же для неё он практически чужой человек, скорее даже лишний на фоне её позитивного будущего с Молчалиным, с которым она недавно затеяла любовную игру с расчётом на брак.
Чацкий — старый приятель
Приехавший в Москву молодой и современный Чацкий сразу же начинает заметно выделяться на фоне обывателей столицы: он признаёт отличные от общепринятых ценности, следует далёким от москвичей принципам и, вообще, относится к жизни иначе.
Всё это сразу, так или иначе, завоёвывает неприязнь со стороны всех остальных, представителей класса Фамусовского общества. Потому Фамусов сразу для себя решает, что Чацкий точно не подходит его дочери, и готов запретить Софье любить героя. Однако ему даже не приходится этого делать, ведь его дочь сама знает, что между ним и Чацким ничего и не может быть — она его не любит.
Одной из целей возвращения героя в Москву, конечно, была любовная история между ним и Софьей, он помнил, что они как минимум симпатизировали друг другу, и надеялся продолжить общение с ней в том же духе. Но ему приходится столкнуться с далеко не приятной правдой — он уже не так интересует свою возлюбленную, ведь она за время его отсутствия переключилась на другого.
В целом в этой ситуации имеется и вина самого Чацкого, который вдруг решился бросить Софью и исчезнуть на несколько лет, — девушка не могла ждать человека, с которым были «почти любовные отношения», решившего пропасть на долгий срок.
С самого начала их «нового» общения Чацкий говорит Софье то, что думает о членах Фамусовского общества, в том числе и о Молчалине, не стесняясь в поведении и выражениях, ведь он считал Софью близким человеком. Подобные оскорбления своего возлюбленного девушка не желает долго терпеть и резко начинает менять отношение к бывшему другу, что, естественно, уже ставит точку на продолжении любви старых знакомых, выросших вместе.
Если говорить о Чацком несколько обособленно, сконцентрировавшись на исключительно его чертах его характера, то можно выделить следующие особенности:
Таким образом, можно подвести вывод, что несмотря на всю свою стойкость, рассудительность, иронию и способность думать и анализировать, Чацкий всё равно не может остаться в стороне от всемогущих сил чувства любви. Они смогли зазвать его в свои туманы.
Настоящее лицо Молчалина
В отсутствие Чацкого Софья переключает своё внимание на Молчалина, который сразу успешно завоевал весь её рассудок, так как девушка начиталась сентиментальных романов и стала видеть в нём одного из героев подобных книжек. Эта деталь очень волновала героиню, она представляя себя частью масштабной любовной истории со счастливым концом, а Молчалин всячески поддерживал такого рода проявления любви, намекая, что она будто не ошибается, и они, правда, внутри романа.
Но почему же «скромненький и бессловесный» Молчалин так сильно и резко опережает Чацкого в борьбе за внимание Софьи? Дело кроется как раз в его услужливости. Этот человек всю свою жизнь учился угождать людям, говорить и делать то, что от него могут потребовать, и всё ради собственных корыстных целей. По этой причине ему не составляет никакого труда завладеть сердцем Софьи, тем более что цель у него в этот раз действительно серьёзная, для которой он готов играть на чужих чувствах, использовать жестокий обман. Тогда зачем ему, собственно, Софья?
При помощи брака с Софьей Молчалин стремился стать частью влиятельной семьи Фамусова, на состояние которой он давно положил глаз, и получить, следовательно, значимое место в обществе. Тема любви к Софье его совершенно не интересует, всё это только для того, чтобы получить связи, влияние и деньги, а если говорить о любви, то здесь Молчалин заинтересован Лизой, но никак не дочерью Фамусова.
Для более цельного и детального восприятия образа Молчалина не помешало бы составить своего рода его характеристику в виде небольшого списка:
Довольно несложно сформировать мнение об этом персонаже, ведь почти всё уже сделано самим автором. Поступками и речами Молчалина Грибоедов даёт прекрасно понять, что этот человек является по-настоящему жалким, мелочным и ничтожным, однако почему же всё-таки Софья делала свой выбор именно в его пользу, отвергнув распрекрасного друга детства — Чацкого?
Просто потому, что она его не любит. Её сердце принадлежало исключительно Молчалину до того момента, как раскрылся его истинный замысел. Никакие заслуги и объективные положительные черты Чацкого не в состоянии разрушить чужую любовь, привлекши внимание к себе. Если подводить своего рода итог и давать ответ на вопрос, кому принадлежало сердце Софьи, то, несомненно, герой этой истории только Молчалин — он, вовсе не Чацкий, влюбил в себя девушку по-настоящему.
Урок литературы по комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» (действие 3) (9 класс)
Вопросы к комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» (действие 3)
№ 1. Какое признание Чацкий намерен «вынудить» из Софьи?
№ 2. Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
№ 3. В чем Софья упрекает Чацкого?
— Софья упрекает Чацкого в том, что у него всегда готова насмешка над окружающими (д. 3, явл. 1: «Малейшая в ком странность чуть видна, / Весёлость ваша не скромна, / У вас тотчас уж острота готова…»; «Заметно, что вы жёлчь на всех излить готовы»; д. 3, явл. 1: «Зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык? / В презреньи к людям так нескрыту?»).
№ 4. Почему Чацкий считает Молчалина недостойным Софьи?
№ 5. Какие положительные качества в Молчалине видит Софья?
№ 6. Какой вывод делает Чацкий о чувствах Софьи к Молчалину?
— Чацкий делает вывод, что как Софья ни хвалит Молчалина, она его не уважает, не ценит, не любит (д. 3, явл. 1: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит»).
№ 7. О каких своих заслугах Молчалин рассказывает Чацкому?
— Молчалин имеет три награждения по службе (д. 3, явл. 3: «По мере я трудов и сил, / С тех пор, как числюсь по Архивам, / Три награжденья получил»).
— У него есть две заслуги: умеренность и аккуратность.
— Кроме того, он водит знакомство с лицами, которые имеют влияние: с Татьяной Юрьевной, Фомой Фомичом.
№ 8. С кем Молчалин советует познакомиться Чацкому? Почему?
— По утверждению Молчалина, Татьяна Юрьевна очень обходительна, добра, мила, проста, дает богатые балы, устраивает праздники. (Д. 3, явл. 3: «Как обходительна! добра! мила! проста! / Балы даёт нельзя богаче. / От рождества и до поста, / И летом праздники на даче»).
№ 9. Какой слух о Чацком на балу распускает Софья?
— На балу Софья, желая отомстить за Молчалина, распускает слух, будто бы Чацкий сошел с ума. Об этом сразу узнают все гости (д. 3, явл. 14).
№ 10. Кто является одним из главных сплетников, о котором многие отзываются нелестно?
— Одним из главных сплетников, о котором многие отзываются нелестно, является Загорецкий Антон Антонович: он часто говорит неправду, сочиняет небылицы обо всем на свете.
№ 11. Какие доказательства в пользу сумасшествия Чацкого приводят гости на балу?
— Кроме того, Фамусов находит объяснение сумасшествию Чацкого: «По матери пошёл, по Анне Алексевне; / Покойница с ума сходила восемь раз».
— Хлестова сообщает, что Чацкий захохотал, услышав какие-то ее слова; она предполагает, что Чацкий повредился в рассудке из-за пьянства (д. 3, явл. 21: «Чай, пил не по летам», … «Шампанское стаканами тянул», Наталья Дмитриевна Горич прибавляет: «Бутылками-с, и пребольшими», а Загорецкий говорит, что «бочками сороковыми»).
— Молчалин заявляет, что Чацкий ему «отсоветовал в Москве служить в Архивах».
— Графиня-внучка недовольна, что Чацкий назвал ее модисткой.
— Наталья Дмитриевна Горич считает странными слова Чацкого, когда он советует ее мужу жить в деревне.
№ 12. О каком проекте «насчет лицеев, школ, гимназий» сообщает Скалозуб?
— По утверждению Скалозуба, в лицеях, школах и гимназиях ничему учить не будут, там будут лишь маршировать (д. 3, явл. 21: «Там будут лишь учить по нашему: раз, два; / А книги сохранят так: для больших оказий»).