Что говорит библия об ответственности
Размышления об ответственности
«Ответственность». Вслушаемся в слово, чтобы понять смысл.
«Ответ» слышится, как корень, в слове «ответственность». А ответы даются после заданных вопросов.
Кто и о чем спрашивает человека? На какие вопросы нужно давать ответ?
Спрашивают человека Бог, люди и совесть.
Бог спросит однажды всех, кто как жил, о чем думал и к чему стремился? Бог спросит, исполняли ли мы Его заповеди. Не все люди верят в Бога, но всем придется выслушать Его вопросы.
Люди, общество непрестанно засыпают человека вопросами. Ты ходил на выборы? Ты заплатил налоги? Это вы не убрали за собой после пикника? Почему ваши дети так плохо себя ведут?
Общество имеет право спрашивать с отдельного человека, потому что самый плохой порядок лучше, чем хаос. Потому что, живя среди людей, нельзя не соотносить с ними свое поведение.
Совесть спрашивает человека: доколе ты будешь жить, не исправляясь? Не устал ли ты стыдиться собственной тени и носить на себе ярмо ошибок?
Под перекрестным огнем вопросов живет человек. С трех сторон его спрашивают, и он должен давать ответы, должен быть ответственным. Это трудно. Страшно идти на урок, не зная урока. Страшно услышать «предъявите документы», если у тебя проблемы с законом.
А значит очень соблазнительно придумать себе теорию, согласно которой ты никому ничего не должен, и никто не смеет что-либо требовать от тебя.
«Не лезьте ко мне и не учите меня. Я сам все знаю. Кому какое дело, как я себя веду? За собой смотрите» Эти последние речи звучат в мире все громче, но хорошо ли будет нам жить, если звук подобных речей заглушит все остальные звуки?
Античный мир не знал величия личности и ее достоинства. Человека этот мир растворял в социуме, в государстве, роде или племени. Интересы отдельного человека целиком подчинялись интересам общественного целого.
Христианство освободило личность. Христианство возвестило, что личность уникальна, не сводима на общность, ответственна перед Богом напрямую и лично Богом любима. Эта прививка личного самосознания – становой хребет нашего самоуважения и мыслей о человеческом достоинстве. Добрый Пастырь Своих овец зовет по имени.
Но высокие речи о достоинстве человека работают там, где есть страх перед Великим Богом и неумолкающий голос совести. Если вера исчезает, если исчезает понятие религиозного долга, а понятие о личном достоинстве сохраняется и искусственно раздувается, это грозит катастрофой.
Если человек уверен, что никому не подотчетен, что он вправе делать что хочет, и даже Бог ему не Судья, то все остальные виды ответственности умрут неизбежно.
Основа здорового общества – баланс между правами и обязанностями. Основа здоровой души – чуткая совесть, вера в Бога и уплаченные долги всем, кому ты должен.
Мы опять приходим к мыслям о воспитании, потому что животное все нужное для жизни берет с момента рождения, а человек приобретает необходимые навыки долго в процессе обучения. И уже лошаденок, родившийся только вчера, на слабых ногах бежит за матерью. А человека ожидают долгие годы обучения и воспитания, пока он сможет самостоятельно жить и ответственно действовать.
Народ дал отстояться своему коллективному опыту и поместил его в пословицы и поговорки. «Не дал слово – крепись, а дал слово – держись». Это значит, что нельзя разбрасываться обещаниями, но если уж пообещал – сделай. Это – ответственность. Сказал: «Приду в пять», так приди в пять, а не в пол шестого.
«Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Это – ответственность. Постоянство и верность нужны человеку во всяком серьезном деле. И это не приходит само, но воспитывается, иногда со слезами и болью. Это нужно и для спасения, для угождения Богу. Ведь сказано, что «положивший руку на плуг и озирающийся вспять, не благонадежен для Царства Небесного».
Долг выше выгоды. Если выгода выше долга, тогда прощай мораль и здравствуй грядущее антихристово царство. Царство кратковременное и проклятое, слепленное из миллионов маленьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду»; состоящее из победы сиюминутного интереса над вечными ценностями.
Тяжело быть человеком. Тяжело и страшно. Хочется временами отступить в область бессознательного и раствориться в природе, стать неразличимым с нею. Такое отступление невозможно.
Можно даже сказать, что человеком нельзя «просто быть». Человеком нужно долго становиться, чтобы наконец стать им. И то, насколько ты им стал, есть ответ трем непрестанно вопрошающим голосам.
Чтобы доктор лечил, милиционер защищал, а священник молился нужно сохранить нерастраченным некий неприкосновенный запас нравственности. Всякий человек будет хорошо делать свое дело и не погубит своего имени, если от вопросов Бога, совести и окружающих людей он не закроет свои уши и не отвернет лица.
Хоть и сто раз прав Экзюпери, мы в ответе не только перед теми, кого приручили. Мы в ответе и перед Тем, Кого нельзя приручить; и перед Его голосом в нашей душе; и перед множеством людей, большинство из которых мы не знаем по имени.
Ответственность — дар Божий
Ответственность – это дар Божий. Вспомните хотя бы пророка Иону, к которому с призывом обратился Сам Бог. Сам Бог послал его проповедовать, Сам Бог дал ему конкретное задание. Но вы не сыщите Иону и близко от того места, куда посылает его Господь. Разве что силой Господу удалось заставить Иону проповедовать. Но Господь не желает заставлять нас служить Ему. И потому Он преподает Ионе урок жалости, урок сострадания, заставляя его плакать над увядшим растением. И пока Иона еще находился во власти этих чувств, когда его сердце вдруг приоткрылось для любви и сострадания, Господь обращается к нему и говорит о Своем сострадании к грешным людям и о том, что от него, Ионы, напрямую зависит их участь.
Или взять Самсона. Вот человек, призванный, без всяких сомнений, Самим Господом. Да, он стоял горой за свой народ, за свою религию, особенно когда дело доходило до кулаков. Но в повседневной своей жизни он не чувствовал той ответственности, какую возложил на него Бог – ответственности за весь народ. Еще задолго до того, как он был физически ослеплен, он уже был духовным слепцом, и не чувствовал таинственной взаимосвязи, которая существует между личным поведением человека и судьбой его народа, или если хотите, судьбой его церкви. А такая взаимосвязь есть. Это тот крест, о котором говорил Христос, и который должен нести всякий верующий в Него. Ответственность за себя — это еще не крест. А вот быть ответственным за других людей — это тяжелый крест.
Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что человеку гораздо легче бывает согрешить, когда он проникается мыслью, что его поступки — это его личное дело, которое ни в какой степени не может причинить вред другим, в том числе и родственникам, и друзьям, и церкви. Но перед нами опыт Адама, Ноя, Авраама, Соломона. Мы видели, что Бог наделил человека величайшей ответственностью за судьбы ближних своих и за судьбы мира. И потому грех никогда не может явиться личным делом одного человека.
Постигая ту ответственность, которую налагает Господь на каждого смертного, мы начинаем таинственным образом меняться. Бог совершает с нами настоящее таинство. Он дает нам неведомую нами прежде силу. Нас уже не надо подталкивать на добрые дела. Правая рука у человека, исполненного чувством ответственности, не будет знать, что делает левая, творящая милостыню. Этот человек освящает мир вокруг себя. Что бы он не сделал — в этом будет свет миру.
Я всегда пытался осмыслить логически и сердцем понять сущность служения Христа в Небесном Святилище. Прочитал немало книг и статей по этому вопросу. Но вот не так давно я, тою частичкой души, которая соприкасается с Богом, с миром горним, вдруг понял нечто важное, чего до сих пор не осознавал. Я понял, что это служение необходимо не только нам, но и Ему Самому. Он не может просто находиться во славе, когда «вся тварь совокупно страдает и мучится». Лично мне тяжело будет выдавливать из себя смех, когда я знаю, что ближний мой, родной мне человек находится в настоящий момент в большой опасности. Я буду молиться за него, я превращу свою комнату в святилище, по которому буду ходить взад и вперед, из которого буду посылать молитвы к престолу Божию. И когда я понял это, тогда мне открылось, что, налагая на нас ответственность за ближних наших, Христос хотел, чтобы мы увидели в этом Его характер, и чтобы и в этом уподоблялись Ему.
Взгляните на то, чем заняты сейчас все Три Личности Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Христос служит для нас в Небесном Святилище. Дух Святой «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Бог Отец является Тем, на Кого все эти воздыхания и ходатайства ложатся.
Христос дает нам удивительную возможность уподобиться Ему. Он спасает нас. Но Он говорит «идите и вы, спасайте обреченных на смерть» и «что вы свяжете на земле, то будет связано и на небесах». Никаких конкретных советов Он не дает: куда идти и что делать. Научитесь жить, сознавая ответственность, и Господь вам подскажет, что нужно делать. Нам, слабым человекам, порою хотелось бы жить, отвечая только лишь за себя. Такая жизнь, думается нам, принесла бы с собой свободу, независимость, легкость. Нам так думается. Но ничего подобного. Господь никогда не наделяет нас одним бременем, не снимая в то же самое время другое, тяжелейшее, греховное бремя. Налагая на нас чувство ответственности, Он одновременно освобождает нас от другого бремени — бремени угрызений совести. Угрызений совести за свои дела и поступки, за свои мысли и желания, за свое бездействие и растраченные даром силы, за тех людей, которым мы не стали примером, но стали соблазном. Бремя ответственности за людей убило Христа, бремя угрызений совести убило Иуду. Но Христос воскрес, и благодаря Его смерти и воскресению миллионы людей, принявших Его заботу, Его непрестанное ходатайство воскреснут к жизни. А вместе с ними их родственники, друзья, знакомые, соседи, попутчики — те, за кого при жизни они чувствовали свою глубокую ответственность.
Итак, если в нашей жизни отныне мы будем нести еще одно бремя, бремя ответственности за всех и вся, то будем помнить, что это Христово бремя. И Сам Спаситель засвидетельствовал нам о нем: «Возьмите иго мое, ибо оно благо, и бремя Мое, ибо оно не тяжко».
Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.
Личная ответственность: как стать ответственным христианином
Ответственность может быть разной: личной, общественной, ребенка перед родителями и родителей перед детьми. Что насчет ответственности христианина? За что мы отвечаем, будучи христианами? Все ли мы делаем правильно, и на что стоит обратить внимание? Читайте мнения.
Валентин Опря, коуч-консультант, (Львов, Украина):
К сожалению, верующих больше призывают ждать от Господа, а не наоборот, делать и при этом верить Господу.
В чем опасность такого поведения и отношения? Когда христианин чего-то ждет от Бога, читает Библию, посещает собрания но при этом ничего не делает, чтобы улучшить свою жизнь в семье, на работе, то в последствии он может оказаться в безвыходном положении и в это втянуть свою семью. Угодно ли Господу, чтобы такой христианин, который ничего не хочет делать, приводит в нищету свою семью, прославил Его? Не думаю, что Богу угодно прославление тунеядца, ленивца.
И все же, почему мы перекладываем ответственность на Бога? Да потому, если мы ждем от Бога помощи и решения проблемы, то в последствие за неисполнения наших желаний мы будем винить Бога, а не себя. Легче всего положиться на случай, удачу, на то что кто-то сделает…
Легче всего ждать помощи свыше, чем взять ответственность за себя и свою семью, вот тогда в трудностях и сопротивлении, наша вера приобретает смысл.
Дьявол настолько исказил мышление христиан, что люди не задумываясь ни на минуту, что уже служат не тому «Богу». Бог не поощряет лень, неверие, страх, беспечность, потому что это ведет человека на неправильный путь.
К сожалению, во многих христианских проповедях призыв к тому, чтобы просто ожидать от Бога, мало призыва к тому, что Богом на человека возложена обязанность еще в Эдемском Саду. Прочитайте первые главы Книги Бытия и поймете, что человек должен иметь цель в жизни, строить планы и при этом, доверять Богу!
Друзья, доверие Богу проверяется на деле, а не в сидении!
Алексей Коломийцев, пастор-учитель церкви «Слово Благодати», (Бетл-Граунд, Вашингтон, США).
Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии», (Богуслав, Беларусь):
Пассивное ожидание нам намного ближе, чем активное действие. Нам проще роптать и обвинять, чем исправлять и созидать. Потому выбор вполне очевиден и предсказуем.
Зрелый человек берет на себя ответственность за урегулирование проблемы, даже если не виноват.
Я хочу дать тебе одну важную аксиому, которая в свое время поменяла мое мировоззрение. Уверен, поможет и тебе, если конечно ты захочешь прислушаться. Запомни, ты всегда во всех ситуациях ответственен, даже если и не виноват.
Я даже не говорю о том, что часть вины на тебе в любом случае: либо как на источнике проблемы, либо как на человеке, не умеющем верно реагировать на давление.
Я говорю не о признании вины, а о принятии ответственности за исправление или урегулирование ситуации. Это важно. Многие уверены в том, что ситуацию должен урегулировать тот, кто неправ. Мы постоянно возлагаем на виновных ответственность за исправление ситуации, даже не задумываясь о том, что они являются самым слабым звеном в данной цепи и, скорее всего, просто неспособны на исправление.
Бог четко показал нам, что ответственность за разруливание ситуации на сильной, правой стороне. Мы согрешили, мы виновны, а ситуацию разрешал, исправлял Он. Надеюсь, ты понимаешь, о чем я тебе говорю. Вооружись примером Христа и поступай в мире так, как Он поступал. Бери на себя ответственность.
Сергей Санников, пастор, проповедник, капеллан, доктор служения, историк христианства и евангельско-баптистского движения, президент Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации (ЕААА), (Украина).
Франс Тиссен, пастор, председатель Союза ЕХБ Казахстана, (Сарань, Казахстан):
Получается, как на крест — так Христос, а как командовать другими, так и мы не против. Я понимаю, что, когда говорят, «будешь ответственным», это значит, что с тебя будет спрос. Ответственный человек это тот, кто должен будет дать отчет о своих действиях. А когда люди видят, что таковой серьезно подходит к своему делу, то говорят, что у него очень высоко развито чувство долга. Такой человек на самом деле понимает, что он ответственен.
Что Бог имеет в виду, когда Он говорит об ответственности?
Библия говорит нам: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя». Что такое бедствие? Это день, когда необходимо срочно что-либо предпринимать, когда от человека ожидают решительных шагов, когда нужно недолго рассуждать, а смело, может быть, рискуя своим благополучием, своей жизнью, активно действовать. Нужен риск и нужна смелость. Ничего не делать в день бедствия, чтобы самому быть в безопасности: это трусость.
Глеб Спиваков, основатель движения «Миссия в бизнесе», глава Содружества социальных предпринимателей, христианский лидер, служитель, проповедник, бизнесмен с 30-летним стажем, (Киев, Украина).
Сергей Худиев, публицист, богослов, автор книг, ведущий еженедельной радиопередачи «Христианство: трудные вопросы», (Москва, Россия):
Наш мир сотворен Богом – в нем есть цель и замысел, надежда и предназначение. Человек наделен владычеством – то есть у его решений есть реальные последствия для него самого и всего мира. Мы можем разрушать и созидать, спасать и губить. Мы наделены свободой и ответственностью.
Наша свобода означает, что именно мы сами являемся авторами наших решений. Конечно, на нас оказывают влияние, доброе или дурное, люди или обстоятельства – но решаем всегда мы. Не гены, не погода, не соседи, не государство, не Церковь – мы сами принимаем решения и сами выбираем свой путь в жизни – даже когда не признаем этого и приписываем наши поступки другим людям или обстоятельствам, которые «довели» нас или «не оставили другого выбора». Это неправда, выбор – всегда наш. Мы можем совершить подвиг или преступление; совершить акт благородства или подлости, верности или предательства.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
а) Об Ответственности Человека
а) Об Ответственности Человека
Сердцевед Господь знает, какие народы и отдельные люди обладают наибольшими духовными дарованиями, и к ним направляет Свою благодать обильнее чем на других. К народам, отличавшимся исключительными духовными качествами в древности принадлежал еврейский народ, а в новозаветное время — греческий и русский народы. Об этих народах Господь проявил чрезвычайную заботу и излил на них обильные благодатные дары. Об этом можно судить по тому большому числу угодников Божиих, которые просияли в них. Однако, это обилие благодатных даров налагает на каждый из этих народов в целом и на каждого человека в частности сугубую ответственность перед Богом. Господь ожидает со стороны этих людей волевого усилия и стремления к нравственному совершенству, ибо» кому много дано, с того много спросится». Конечно, далеко не все они стремятся к нравственному совершенству. Напротив, некоторые люди сознательно отворачиваются от Бога. Поэтому получается так, что обилие благодати вызывает среди представителей избранного народа своего рода поляризацию: некоторые из них достигают большой духовной высоты, даже святости, другие же, напротив, отворачиваясь от Бога, ожесточаются и даже становятся богоборцами. В притче
Читайте также
Об ответственности христиан за весь мир
Об ответственности христиан за весь мир <372>13 августа 1967 г. Мф 14:14-22Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Все мы все больше сознаем, что живем в мире трагическом, в мире, где происходит очень много страшного. И когда мы вглядываемся в то, что происходит, становится так ясно, что
2. Аспект ответственности
2. Аспект ответственности Вкушение запретного плода Адамом и Евой было сознательным волеизъявлением. Адаму и Еве было ясно сказано, что они не должны вкушать от древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Им был предложен
33:1–20 Сфера ответственности
33:1–20 Сфера ответственности Это пророчество по теме близко к 3:16–21. Иезекииль поставлен часовым («стражем») дому Израилеву. Эта работа подразумевает одновременно и ответственность, и возможность наказания. (При этом о награде ничего прямо не говорится.) Иезекииль должен
Осознание ответственности
Осознание ответственности Даже если вам поначалу не удастся проявлять о других большую заботу, чем о себе, вы, по крайней мере, можете начать понимать, что пренебрегать другими неправильно. Мы наделены человеческим телом и человеческой способностью судить, но если мы
Принятие ответственности за свою судьбу
Принятие ответственности за свою судьбу В целом мы должны принять на себя ответственность за собственное развитие и за избавление от проблем. Конечно, мы нуждаемся в помощи. Нелегко сделать это самостоятельно. Мы можем получать помощь от учителей или от духовного
Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности
Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности Мировое сообщество Близится к концу двадцатый век, и мы понимаем, что мир стал меньше и что люди всего мира почти объединились в одно сообщество. Политические и военные союзы стали причиной образования
8. Об ответственности за Богом данную для Миссии страну
8. Об ответственности за Богом данную для Миссии страну 30 Марта/11 Апреля 1889Четверг. (Ровно 9 лет, как рукоположен в Епископы в Ал[ександро-] Нев[ской] Лавре)Однако же, если спокойно рассудить, то и не очень я могу винить себя… как выше сказано. Как я уехал сюда в 1860 г.? Самое
Вопросы о выборе и ответственности
Вопросы о выборе и ответственности Вас, христиан, не поймешь: то вы говорите, что любовь, достаток, талант — благо и Божий дар, то они у вас объявляются соблазнами, и вы призываете от них отказываться. А еще Христос говорит, что «надобно прийти соблазнам». Как это
4. Притчи об Ответственности и Благодати
4. Притчи об Ответственности и Благодати Время общественного служения Спасителя подходило к концу. В предыдущих притчах Господь дал учение об условиях распространения среди людей и в людях Царства Божия. В Своих последних шести притчах Господь тоже говорит о Своем
СВОБОДА БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — МИФ
СВОБОДА БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — МИФ Когда я задумывался о том, что я должен буду сказать Церкви нашей, да и всему миру после избрания меня Патриархом, то первая мысль, которая возникла, была мысль о молодежи. И к этому было несколько причин. Я бы остановился на двух очень
Возраст ответственности
Возраст ответственности (Age of accountability). Употребляя это понятие, мы исходим из того, что Библия подчеркивает и справедливость Божьего суда над всем человечеством, и личную ответственность каждого индивида зато, чтобы быть готовым к этой встрече с Богом. В этой связи
XVII Замечание об ответственности христианского мира (1961)
21 В память Хуйнэня Возвращение ответственности
21 В память Хуйнэня Возвращение ответственности Обычно ответственность смещается к объекту! Но у объектов ее нет совсем: вся ответственность лежит на субъекте. Переведи ее домой! Держи ее дома! Где колышется флаг, и что заставляет его колыхаться? Где звенит колокольчик, и
Ответственность человека
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Итак, наш мир сотворен Богом — в нем есть цель и замысел, надежда и предназначение. Человек наделен владычеством — то есть у его решений есть реальные последствия для него самого и всего мира. Мы можем разрушать и созидать, спасать и губить. Мы наделены свободой и ответственностью.
Наша свобода означает, что именно мы сами являемся авторами наших решений. Конечно, на нас оказывают влияние, доброе или дурное, люди или обстоятельства — но решаем всегда мы. Не гены, не погода, не соседи, не государство, не Церковь — мы сами принимаем решения и сами выбираем свой путь в жизни — даже когда не признаем этого и приписываем наши поступки другим людям или обстоятельствам, которые «довели» нас или «не оставили другого выбора». Это неправда, выбор — всегда наш. Мы можем совершить подвиг или преступление; совершить акт благородства или подлости, верности или предательства.
Из веры в творение следует, что этот выбор имеет подлинное, вечное значение. Очень важно, каким человеком вы являетесь и как вы себя ведете.
Конечно, неверующий человек может иметь твердые нравственные принципы и совершать достойные поступки; беда в том, что в мироздании без Бога это не имело бы абсолютно никакого значения. Без Бога в мире нет ни нравственного закона, которому нам следовало бы повиноваться, ни награды праведникам, ни кары злодеям.
Иногда люди говорят об «общечеловеческих ценностях» как о чем-то, вполне убедительном и без Бога, но это не так.
Люди придерживаются разных нравственных предпочтений. С точки зрения секулярных гуманистов (как и христиан), моральные убеждения нацистов — преступны и порочны. С точки зрения нацистов, преступны и порочны моральные убеждения гуманистов. Обе группы глубоко убеждены в том, что их взгляды вполне обоснованы с точки зрения науки и здравого смысла. Совершенно непонятно, кто полномочен выступать в роли пророка от имени «человека с большой буквы» от имени «общечеловеческих моральных ценностей». Все что у нас есть — это мнение одной группы людей против мнения другой группы людей. В рамках атеизма вы можете поступать так, чтобы заслужить одобрение определенных людей — тех, чье мнение для вас важно, тех, кого вы считаете своими. Но вы не можете заявить при этом, что другие люди — которые возьмутся порицать вас за то же самое — неправы. Не существует никакой объективной, выходящей за рамки человеческих мнений правоты или неправоты. Ведь есть только люди (и группы людей) со своими субъективными оценками, несогласными между собою, а над ними нет никого никакого третейского судьи, который мог бы рассудить, кто из них прав.
Атеистический гуманист может сказать, например, что идеология и практика нацизма ему отвратительны, и он не намерен терпеть их рядом с собой. Но он не может сказать, что нацисты объективно неправы.
Я могу возмущенно воскликнуть: «Как, вы пьете кока-колу? Эту коричневую химическую гадость?» — и это будет не больше чем декларацией личного вкуса, с которой одни люди согласятся, а другие — нет. Не существует объективного критерия «гадостности» и «негадостности» напитка. Возможны только предпочтения определенных людей и групп. Точно так же одни люди могут одобрять кровавых диктаторов вроде Гитлера или Сталина, другие — подвижников милосердия вроде Фридриха Гааза или матери Марии. В рамках неверия между их точками зрения нет никакой объективной разницы — потому, что нет никакого объективного морального стандарта, с которым мы могли бы их соотнести.
Вы, в таком случае, можете совершить что-то хорошее или плохое в глазах определенной группы людей; но Вы не можете совершить что-то, что обладало бы объективной моральной значимостью.
Более того, окончательность и необратимость смерти в атеистической вселенной означает, что в вечной (и даже сколько-нибудь долгой) перспективе вы не отличите кости садиста от костей подвижника милосердия. Злодеи и благодетели, герои и изверги кончат одинаково — полным и окончательным небытием.
С точки зрения одних людей забота о больном ребенке в ситуации, о которой мы раньше упоминали, будет правильным и достойным делом; с точки зрения других — глупостью, с точки зрения третьих — преступлением. Кто-то (и не обязательно нацисты) может считать, что нравственный долг взрослых — как можно раньше избавить этого ребенка от мучительной жизни, а семью и общество — от лишних тягот и расходов. Люди, при помощи подложных свидетельств о смерти спасавшие «неполноценных» в нацисткой Германии, совершали преступление с точки зрения своего государства; с точки зрения многих современных людей, мать, которая отказывается пресечь жизнь больного ребенка еще в утробе, совершает предосудительную глупость. В разные времена в обществе может преобладать та, или другая, или третья точка зрения — как на эту, так и на другие моральные проблемы, и, чаще всего, люди следуют за большинством.
Доктрина творения говорит, напротив, что у человеческих поступков есть объективная моральная значимость; есть истинный Судия, в глазах Которого они получают оценку. В данном случае человек, который заботится о больном ребенке, поступает «воистину достойно и праведно, должно и спасительно». Это так точки зрения вечного, объективного, независимого от переменчивых людских мнений критерия. Есть вечный Судия, который оправдывает такое поведение; Тот, кто скажет «хорошо, добрый и верный раб; войди в радость Господина твоего».