Что говорит библия о справедливости

ПОХВАЛА СПРАВЕДЛИВОСТИ

Мы, люди, очень быстро подмечаем всякую несправедливость в отношении себя. На всех окружающих и даже на самого Господа Бога некоторые обижаются, если что не так у них в жизни получается, как они бы хотели. Но несправедливость, которую мы сами, люди, совершаем в мире, нам менее ясна. Мы даже ее вообще затрудняемся признавать.

Справедливость – какое прекрасное слово. Есть что-то божественное в нем. Оно вдохновляет, укоряет и мучает. Свято нас мучает, когда мы боремся за справедливость в отношении других людей, и в тоску ввергает нас, когда мы добиваемся полной справедливости, и часто в сущих пустяках, в отношении себя со стороны других.

Сама справедливость нас все время толкает и понуждает быть выше справедливости и никогда не быть ниже ее. И мы чувствуем в душе своей мир и радость, когда совершаем справедливость, и особенно когда становимся в своих чувствах выше справедливости. Стать над справедливостью – это значит войти уже в Царство Христовой любви.

Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например – любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные – без которых жизнь в мире становится совсем невозможной. К этим скромным и тихим чувствам и относится справедливость. Она регулирует основы человеческой жизни и личной, и общественно-социальной, и государственной. К понятию этой справедливости следует отнести и простую честность, правдивость, уважение к другому человеку, к его жизни, к его слову, к его свободе. Свобода есть самая главная часть жизни другого человека. Свободу нужно охранять справедливостью. Справедливость формулируется заповедями, данными Богом человечеству на Синае. Все они говорят о справедливом Законе Божьем, данном человеку. И 10-я, последняя заповедь говорит о том, что несправедливость к другому человеку нельзя допускать даже в своих сокровенных желаниях. Нельзя желать ничего, что может нарушить жизнь и права другого.

Я назвал любовь щедрым, «богатым» чувством. Конечно, это относится не ко всякой любви, а лишь к самоотверженной и справедливой. Например, если родители, усыновившие ребенка, относятся к нему хуже, чем к своему родному, они в этом проявляют несправедливость. Так справедливость контролирует даже любовь.

Что говорит Библия о справедливости? Книга Иова говорит о Иове с похвалой: «Был человек этот непорочен, справедлив» ( Иов. 1, 1 ). Псалом 118 говорит о Боге: «Праведен Ты. и справедливы суды Твои» ( Пс.118, 137 ). Из этого следует, что если мы не ощущаем Божественной справедливости в отношении себя, то совесть наша, значит, отстает от времени и от Истины Божьей.

Недавно один молодой человек рассказал мне о случившейся с ним неприятности. В связи с ограблением бензоколонки он, случайно находившийся вблизи этого места, был задержан. Пока выяснялись обстоятельства этого дела, он провел некоторое время в заключении. Меня удивила и порадовала реакция этого человека на такое событие, которое было несправедливостью в отношении его. Он сказал: попав в эту историю, я стал размышлять о случившемся и пришел к заключению, что в этом происшествии была своя нравственная закономерность, и я увидел в нем высшую справедливость. Дело в том, что я совершил однажды неморальный поступок, и он мне сошел с рук. И я должен был претерпеть какое-то страдание сейчас. Это справедливо. Я удивился такому нравственно-чистому, религиозному проникновению в суть жизни этого молодого человека, «Такова истинная вера в Бога», – подумал я.

Совесть, как чувство глобальной справедливости, врождено человеку (человек – «образ Божий»). У детей и молодых людей совесть бывает иногда более чуткой, чем у людей поживших и как бы придышавшихся к несправедливости этого мира. Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.

Милосердие к бедным псалом 81 называет не милосердием, а справедливостью; и это, конечно, справедливо. «Нищему оказывайте справедливость» ( Пс.81, 3 ), – говорит Библия. Если у тебя два куска хлеба или две рубашки, а у человека, который рядом с тобой, нет хлеба и даже одной рубашки, то это даже не любовь, не милосердие, а просто справедливость, если ты отдашь один кусок и одну рубашку нуждающемуся. Говоря в послании к Ефесянам об уважении детей к родителям, апостол Павел называет уважение к родителям не подвигом и не самопожертвованием, а всего лишь справедливостью. Заповедь, данная Богом человеку: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле» ( Исх.20, 12 ) (единственная заповедь с обещанием) указывает на путь справедливости. Неуважение и невнимание к тем людям, которые для нас такое огромное дело сделали, родив нас в мир, были избраны Самим Богом стать нашим отцом и матерью, неуважение к родителям – есть глубокая, кричащая несправедливость. Далеко не все это чувствуют. Но когда сами испытают эту же несправедливость в отношении себя, со стороны своих детей, лучше понимают свой грех.

Благоразумный разбойник, вися на Голгофе рядом со Спасителем мира, останавливая другого, тоже распятого, но озлобленного разбойника, высказал мысль, показывающую ясность и честность его нравственного сознания и высокую его справедливость. Он так сказал своему, тоже распятому и умиравшему на кресте, товарищу: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он (т. е. Христос) ничего худого не сделал» ( Лк. 23, 41 ). Ясно видно здесь двоякое явление справедливости: это признание человеком своей вины – признание невиновности другого человека. Вот пример честного, неэгоцентрического сознания. Оно может открыться и в очень грешном человеке. Это иллюстрация к тому, что сказал Ф. М. Достоевский о человеке вообще и о русском человеке в своей книге «Записки из Мертвого дома». Достоевский увидел, что на дне души даже самого закоренелого преступника таится искра той человечности, в которой именно и проявляется Божий образ в человеке. Тут источник всей мировой справедливости. Свет идет от Бога чрез человека, протершего зеркальце своей души, снявшего с совести пыль и отражающего Божий Свет. Великое утешение мы испытываем в мире от явления всякой справедливости, независимо даже от того, имеет или не имеет она отношение лично к нам. Справедливость есть свет сам по себе. И когда мы к ней прикасаемся, мы переживаем чувство полноты жизни и радости. Бог тогда с нами. Это понял разбойник на Голгофском кресте. И оттого он вошел со Христом в Рай.

Самое великое торжество справедливости совершится на последнем Суде, когда Бог «отрет всякую слезу» с глаз человека. Все тогда будет названо своим подлинным именем, падет всякое ложное величие, и правда займет свое место. Это будет апофеоз всемирной справедливости и высшей любви.

Увидеть справедливость окружающих нас, испытать и свою справедливость в отношении людей – это большое счастье, так как высшая справедливость – выше справедливости, и имя ей любовь.

Источник

Справедливость, праведность, правда (в значении «справедливость»)

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязательствами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова «справедливость» (цедака) как «верность общине». Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. ( Пс. 21:32 ; Пс. 35:7 ; Пс. 70:19.24 ; Пс. 88 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется «праведным Господом» ( 2Пар. 12:6 ; Пс. 144:17 ; Втор. 32:4 ; 1Езд. 9:15 ; ⇒ Вера);

2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета – Закона, которому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, которое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения ( Ис. 41:10 ). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог – это оплот и порука их спасения ( Пс. 70:2.15.19.24 ). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников ( Иов. 34:10–12 ; Пс. 95:13 ; Ис. 59:17 ). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар. 6:8 ). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, которая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение ( Ис. 51:5 ; Ис. 56:1 );

3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий Промысл направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями ( Втор. 6:25 ). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, «праведность» во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидетельствует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога «нет ни одного делающего добро», «нет человека праведного на земле» ( Пс. 13:1–3 ; Пс. 142:2 ; Екк. 7:20 ), а с другой, – что некоторые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону ( Пс. 36:30 ). О том, что праведность – это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоятельство, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность ( Иов. 9:2 ; Иов. 14:4 ), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом ( Иов. 13:18 ; Иов. 16:20 ; Иов. 17:8 ), но и обретает это признание ( Иов. 42:7 ). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога ( Пс. 32:5 ; Пс. 35:11 ; Пс. 102:17 ; Пс. 111:1 ). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через ⇒ прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь ( Пс. 50:4–14 ). Праведник полагается на Божий Промысл и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. ( Пс. 102:6 ; Пс. 124:3 ; Пс. 128:4 ). ⇒ Оправдание.

В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ

Знаменательна встречающаяся в некоторых местах ВЗ самооценка праведников ( Иов. 27:6 ; Пс. 17:21.24 ). «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» ( Пс. 7:9 ). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Некоторые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной ( Ис. 64:5 ; Дан. 9:18 ); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля ( Ис. 45:24 ).

Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ

Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля ( Ис. 43:26 ; Ис. 48:1 ; Ис. 53:11 ; Ис. 57:12 ; Ис. 58:2 ; Ис. 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды ( Ис. 45:8.23 ). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля ( Ис. 40:1 ; Ис. 51:17 ; Ис. 54:7 ; Ис. 60:17 ; Ис. 61:1 ). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в которых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.

II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ

В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово «праведность» встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла – 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность – это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви ( 1Ин. 3:7 ; Откр. 22:11 ). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами ( Мф. 5:10 ; 1Петр. 3:14 ); страдание «доставляет мирный плод праведности» тем, кто «научен через него» ( Евр. 12:11 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку «Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Петр. 2:24 ). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение ( Мф. 5:6 ); преследуемым праведникам обещано утешение – «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно ( Деян. 17:31 ).

Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» ( Рим. 3:8 ; ср. Рим. 6:1 ). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем ( Рим. 6:2 )! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом – все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу ( 2Кор. 5:9 ). Павел убедительно призывает нас к праведности ( Рим. 6:13.16.18–20 ; Рим. 9:30 ; 2Кор. 9:10 ; Еф. 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

Источник

О справедливости (+ВИДЕО)

О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе самому. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Закон Божий. Как сказано и апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, то есть, самому человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все и оказались бы под наказанием. И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость. – прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).

Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

Если бы Бог поступал по справедливости, Божественная правосудность коснулась бы карающей рукой каждого

У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов (преимуществ плоти), и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали?

«…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7).

«Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом» (Августин Иппонский, Послания, 22).

А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же строго и требовательно к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой. И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью. Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог. Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

Бог творит человека в милосердии

В Библии есть два основных имени Создателя: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Создателя – «Господь» – означает меру Божественного милосердия. Когда появляется это имя Творца в Библии? Когда говорится уже более подробно о сотворении человека, во 2-й главе Книги Бытия. То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости («Бог»), но и на основе милосердия («Господь»).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

«Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156).

Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16).

Источник

СПРАВЕДЛИВОСТЬ в Библии

Симфония: Новый русский перевод:
Слово «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» встречается в Библии 19 раз. В данным момент для поиска использовался Новый русский перевод Библии.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Иов 29:14 Праведность я надевал, как одежду; справедливость, как мантию и тюрбан.

Иов 36:3 Я начну рассуждения издалека, своему Творцу справедливость воздам.

Пс 32:5 Господь любит праведность и справедливость. Милости Господней полна земля.

Пс 35:7 Праведность Твоя велика, как горы, Твоя справедливость глубока, как бездна. Ты хранишь человека и зверя, Господи.

Пс 36:6 высветит праведность твою, как свет, твою справедливость – как солнце в полдень.

Пс 81:3 Защищайте дело слабого и сироты, угнетенному и бедному явите справедливость.

Пс 88:15 Справедливость и правосудие – основание престола Твоего, милость и верность идут пред Твоим лицом.

Пс 98:4 Царь могуществен и любит справедливость. Ты установил правосудие; суд и правду совершил в Иакове.

Притч 2:9 Тогда ты поймешь, что такое праведность, справедливость и честность – всякий добрый путь.

Притч 29:26 Многие ищут приема у правителя, но справедливость – от Господа.

Притч 31:9 Говори, отстаивая справедливость; защищай права бедных и нищих».

Еккл 5:7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть еще более высокое начальство.

Ис 16:5 Тогда верностью утвердится престол в шатре Давида, и воссядет на него в истине правитель, ищущий справедливость, спешащий творить праведность.

Ис 59:14 Итак, справедливость оттеснена назад, и праведность встала поодаль. Истина споткнулась на улицах, честность войти не может.

Ис 61:8 – Я, Господь, люблю справедливость и ненавижу грабительство со злодейством. По верности Моей Я награжу их и заключу с ними вечный завет.

Иер 33:15 – В те дни и в то время когда Я произращу праведную Ветвь из рода Давида – Он будет вершить в стране справедливость и правосудие.

Рим 3:25 Бог сделал Его жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века.

Источник

Что говорит Евангелие о начальниках и справедливости?

Каким должен быть начальник-христианин? И чем справедливость отличается от милосердия? Отрывок из книги отца Федора Бородина «Возрастай с Евангелием» отвечает на эти вопросы и раскрывает глубокий смысл евангельской притчи.

У каждого из нас есть представление о справедливости. Мы остро и болезненно воспринимаем отсутствие справедливости по отношению к себе и значительно более мягко по отношению к другим. Чем меньше люди нам дороги, чем они дальше от нас, от нашей среды, тем более мы равнодушны к тому, справедлива к ним жизнь или нет.

Также у нас есть представление о том, что человек, сделавший зло, должен быть наказан. Справедливо, что вор должен сидеть в тюрьме, преступник — понести наказание, соответствующее содеянному, и вообще человек, который мешает другим жить, должен быть остановлен.

С этим согласны практически все, хотя мнения о том, как лучше это сделать, расходятся.

Что говорит библия о справедливости. Смотреть фото Что говорит библия о справедливости. Смотреть картинку Что говорит библия о справедливости. Картинка про Что говорит библия о справедливости. Фото Что говорит библия о справедливости

Христос и грешница. Миронов Андрей Николаевич. 2011 г.

Что об этом говорит Христос? В Евангелии много притч о справедливости — только не о земной. Единственные слова Христа, которые можно прочитать как обещание справедливого земного воздаяния: что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6: 7). Человек, который сеет вокруг себя зло, потом остается с ним один на один, зло как бы возвращается к нему. Это понятно: рано или поздно люди перестают дружить с себялюбивым эгоистом, который всех обижает, ни с кем не считается, ничем не делится. Это к тому, что притчи Христа говорят о самом главном, но даже во второстепенном слова Христа исполняются.

Притча о неверном управителе показывает нам, что у Бога совсем другие взаимоотношения с людьми, далекие от наших представлений о справедливости. Управитель, или, как мы сейчас сказали бы, старший менеджер, поставленный управлять сельскохозяйственным предприятием, после каких-то ошибочных шагов вызван к хозяину. Тому донесли, что управитель наносит ущерб состоянию — расточает имение, и вот ему приказано явиться, подготовив полный отчет о том, что было и что стало с хозяйской собственностью. Однако пока еще у старшего менеджера осталась часть полномочий — может быть, перстень с печатью или, говоря современным языком, право подписи.

Что говорит библия о справедливости. Смотреть фото Что говорит библия о справедливости. Смотреть картинку Что говорит библия о справедливости. Картинка про Что говорит библия о справедливости. Фото Что говорит библия о справедливости

Управитель оказывается в очень трудном положении: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь. Он мог бы начать выбивать из своих деловых партнеров как можно больше денег или запустить новые аферы, которые могут принести прибыль, и представить господину картину так, что все хорошо, а будет еще лучше, и господин в нем очень нуждается. А современный менеджер, если он нечестен, попытался бы напоследок побольше наворовать. Управитель поступил по-другому: стал собирать долги — очень сильно уменьшив их — с тех людей, кто одалживал у его хозяина масло и пшеницу.

Нам это совершенно непонятно, и еще удивительнее то, что хозяин его похвалил, а вот современников Христа ситуация не удивляла. Возможно, как считают многие толкователи притчи, управитель имения мог давать в долг продукты или какие-то сельскохозяйственные ресурсы, набавляя процент в свою пользу. Некоторые полагают, что управитель сбавил именно этот процент и хозяин имения не потерпел никакого убытка, — но это лишь одно из мнений. Мы не знаем, оставил ли господин управителя, по крайней мере, он его не наказал, а похвалил, сказав очень странные слова: сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

И Христос заключает притчу так: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Что такое неправедное богатство? Управитель понял, что единственный выход — завести себе друзей, то есть поступить с людьми милостиво, для того чтобы они потом оказали ему милость. Может быть, это было преступление — если он подарил заимодавцам какую-то часть имущества своего господина, а может быть, и нет — если согласиться с вышеприведенным толкованием, но он им очень помог.

Рассматривая эту притчу в духовном плане и предполагая, что господин символизирует Бога, Хозяина и Владельца всего, что есть в мире, Вседержителя, а управитель — каждого из нас, мы увидим, что речь, конечно, идет о том, как мы относимся к нашим ближним.

У нас обычно имеется целая система требований к ним: какие они должны быть, что должны делать, в какие сроки, на каком качественном уровне. Эти требования распространяются на членов семьи, друзей, товарищей по учебе, по работе, начальников и подчиненных — абсолютно на всех. И если кто-то не соответствует нашему представлению, мы огорчаемся, злимся, обижаемся, применяем различные меры воздействия или расстаемся.

Христос говорит, что правильно будет поступить по-другому: снизить требования — в этом самая первая милость к ближнему. То есть если, например, какой-то муж считает, что жена должна, придя с работы, отмыть весь дом, приготовить ужин и уложить детей, а он может усталый лежать на диване и делать ей замечания, то требования надо поменять и наблюдать за ее подвигами хотя бы через день.

Или, например, какой-то сын считает, что папа должен обеспечивать определенный уровень жизни, покупать айфоны и модную одежду, а у мамы всегда должна быть на кухне вкусная еда и в шкафу чистое глаженое белье, рубашки, штаны, — при этом совершенно ничего не отдавая взамен, — как снизить эти требования? Можно сказать: «Мамочка, научи меня гладить. Я буду гладить сам». Или: «Мама, давай сегодня ужин приготовлю я, а ты пойди отдохни». У меня был такой праздничный день, когда старший сын приготовил обед, второй сын — ужин, а дочь мыла посуду, причем по собственной инициативе!

Что говорит библия о справедливости. Смотреть фото Что говорит библия о справедливости. Смотреть картинку Что говорит библия о справедливости. Картинка про Что говорит библия о справедливости. Фото Что говорит библия о справедливости

One of the Family. Frederick George Cotman. 1880

Как только мы научимся понижать меру всеобщей ответственности перед нами, относиться к людям с милосердием, состраданием и пониманием, все сразу же начнут по-другому относиться к нам, захотят приблизить свое сердце к нашему. Людям очень тяжело живется, оттого что все вокруг только и требуют с них, все чего-то хотят. Ходят сотни тысяч больших начальников, и каждый от каждого что-то требует. «Ты должен». «Ты должен быть таким».

Когда мой старший сын пошел во второй класс, учительница мне жаловалась: «Батюшка, вы не представляете, как трудно. У нас в классе шестнадцать человек, из них тринадцать — старшие дети в многодетных семьях, и они все командуют, никто не умеет слушать!» Человек вырастает, начинает так же требовательно относиться к окружающим, и всем от этого очень тяжело.

В притче управитель удостаивается похвалы, потому что впервые в жизни поступил милостиво, и, видимо, это было очень по духу хозяину. Христос хочет нам сказать, что Богу сродно такое поведение человека, когда к тем, кто нам должен, мы относимся милостиво: не требуем, не давим, не совершаем насилия над людьми. Более того, оказывается, сыны века сего, то есть люди, догадливее сынов света — я так понимаю, что имеются в виду ангелы, — в том, как устроить земную жизнь, чтобы людям помочь и чтоб тебе помогли.

А еще эта притча — о начальнике. Поскольку управитель непосредственно работал с арендаторами, с подчиненными, он был для них даже важнее, чем сам хозяин. Хозяина было как бы не видно, он пользовался доходом от имения, а жить мог, скажем, в столице. Сначала управитель, вероятно, требовал с должников очень большой процент в свою пользу, а оказавшись в ситуации, когда ему нужно было помилование, совсем отказался от выгоды. Он понял, как был немилостив к другим, понял, что помилование его самого напрямую связано с тем, милует он или не милует зависящих от него людей.

Многие из нас являются или станут начальниками; у кого-то будет много подчиненных, у кого-то нет, мы будем подчиняться высшему начальству и командовать нижестоящими.

Очень важно помнить, что христианин-начальник — это человек, который должен быть милостивым, а не жестокой ходячей инструкцией, перечнем того, кто что должен делать.

Легко быть жестоким, когда у тебя в руках власть; ты можешь требовать все, что хочешь, и никто тебе перечить не станет. Таких начальников очень не любят. Кто может, увольняется; бывает, начальник кричит, хамит, а человеку некуда деваться, ему надо семью кормить, он голову склонил и все это выслушивает…

Наверное, измерить истинное отношение к начальнику можно только тем, сколько бывших подчиненных придет на его поминки или хотя бы пришлет письмо или весточку вдове лет через десять после его кончины — или даже не кончины, а ухода на пенсию.

Дедушка моего одноклассника был одним из создателей советской стекольной промышленности, очень большим чиновником в масштабах страны, и я помню, как на его 80-летие, лет через пятнадцать после того, как он ушел на пенсию, ему присылали мешки писем со всех концов бывшего Советского Союза. В прихожей стояли мешки с письмами! На почте специально выделили человека, который их доставлял прямо в квартиру, в ящик они не помещались. Люди помнили и благодарили своего начальника за то, как справедливо, по-доброму, благожелательно он ими руководил. Вот свидетельство того, что человек милостиво относился к другим.

Что говорит библия о справедливости. Смотреть фото Что говорит библия о справедливости. Смотреть картинку Что говорит библия о справедливости. Картинка про Что говорит библия о справедливости. Фото Что говорит библия о справедливости

Эта притча многое открывает нам и о старости, и о нашей посмертной участи. Старость — это когда человек уволился с работы, живет на пенсию и уже не обладает ни властью, ни ресурсами, ни силой. И те отношения, которые он построил с бывшими сотрудниками и со своими выросшими детьми, у него и остались. Если он сеял любовь, добро, милосердие, сострадание, уважение, это обязательно к нему вернется. Если нет — в лучшем случае он остается один.

Никакой силы и власти с собой туда не заберешь — только ходатайство людей, которые полюбили нас, пока мы жили на земле. Это будет самым главным, что мы, посеяв, пожнем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *