Что говорит библия о посте
Что говорит библия о посте
Христианский пост – что об этом говорит Библия?
Священное Писание не указывает христианам поститься. Бог не требует этого от христиан. В то же время, Библия говорит о посте как о чем-то хорошем, полезном и ожидаемом. В книге Деяний Апостолов записано о верующих, которые постились перед принятием важных решений (Деяния 13:4; 14:23). Пост и молитва часто связаны между собой (Луки 2:37; 5:33). Довольно часто фокусом поста является воздержание от пищи. Вместо этого, целью поста должно быть отстранение от этого мира и, вместо этого, концентрация на Боге. Пост ¬– это демонстрация Богу (и вам самим), что вы серьезно относитесь к отношениям с Ним. Пост помогает вам обрести новый ракурс и обновить уверенность в Нем.
Хотя пост в Библии почти всегда сопровождается воздержанием от пищи, существуют и другие способы поста. Все, от чего вы можете временно отказаться, чтобы лучше сосредоточиться на Боге, может считаться постом (1 Коринфянам 7:1-5). Пост должен быть ограничен установленным временем, особенно если это пост без пищи. Продолжительные периоды времени без еды вредны для тела. Пост не предназначен для наказания вашей плоти, но для концентрации на Боге. Пост также не следует рассматривать, как «диетический метод». Не поститесь, чтобы сбросить вес, но для того, чтобы обрести более глубокие отношения с Богом. Да, каждый может поститься. Некоторые люди, возможно, не смогут поститься без еды (например, диабетики), но каждый может временно отказаться от чего-то, чтобы сфокусировать свое внимание на Боге.
Отворачиваясь от сего мира, ми можем лучше сконцентрироваться на Христе. Пост – это не средство заставить Бога сделать то, чего мы хотим. Пост изменяет нас, а не Бога. Пост – это не способ казаться более духовными, чем другие. Пост необходимо совершать в духе смирения и радости. В Евангелии от Матфея 6:16-18 говорится: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Пост в Библии: цель и значение поста в Новом Завете
У меня вопрос про христианский пост, а именно о духовной цели поста в Новом Завете. Что сказано про пост в Библии? Заповедует ли Библия поститься современным христианам? Иисус Христос сказал КОГДА вы поститесь, а не ЕСЛИ вы поститесь. Он использовал тоже самое слово КОГДА, как и в Евангелии от Луки, где Он говорит о званном обеде или ужине.
И ещё сказал Он, обращаясь к пригласившему Его фарисею: «Когда устраиваешь званый обед или ужин, не приглашай одних только друзей, или братьев, или родственников, или богатых соседей, надеясь на ответное приглашение, чтобы они воздали тебе тем же. Но когда созываешь гостей, приглашай к себе бедных и увечных, хромых и слепых, и благословен будешь, ибо у них нет средств, чтобы вознаградить тебя в ответ. Бог вознаградит тебя в тот час, когда все праведные восстанут из мёртвых». (От Луки 14:12-14)
В этом отрывке Иисус не говорит о том, что надо перестать отмечать праздники (званные обеды или ужины), но говорит о сердце, которое надо иметь на этих праздниках. Если пост это такая важная вещь, то почему НИГДЕ в Новом Завете нет заповеди об этом? Почему апостолы никогда не говорили об этом в своих посланиях церквям и почему об этом не говорится в 15 главе книги Деяний, где апостолы решают вопрос относительно того, какие вещи важно соблюдать язычникам, чтобы стать частью церкви, а какие нет? Этих упоминаний нет даже в шестой главе послания к Ефесянам, где встречается много различных указаний. В Новом Завете нет ни одного указания поститься, как нет и ни одного упрека к тем, кто этого не делает.
Иисус Христос сказал, что то, что входит в рот не оскверняет человека, а только то, что выходит. Кстати, никто не записал того факта, что Иисус постился вместе со Своими учениками. Он был критикуем за то, что наслаждался праздниками, в то время, как Иоанн Креститель постился. Иисус даже не заповедовал никому подражать Ему в 40-дневном посте. Он учил людей молиться за хлеб на каждый день. Если страдания ради Бога так важны, если Ему не достаточно страданий Христа, то самый быстрый способ пострадать — ударить себя молотком по пальцам, например. Я достаточно настрадался в этой жизни, чтобы сказать, что свою долю страданий я уже вынес.
Христианский пост в Библии: Новый Завет
Вы спрашиваете, что сказано про пост в Библии? Если ваша мысль заключается в том, что в Новом Завете нет заповеди поститься, то, конечно, я с вами соглашусь. Христианский пост — это духовная тренировка, которая помогает быть ближе к Богу, по какой-бы причине люди не постились. Этой заповеди нет по той причине, что в Новом Завете в принципе нет подобных заповедей. Иисус говорит «когда» вы поститесь, по той причине, что Он знал о практике иудеев поститься на регулярной основе. Из различных источников мы знаем, что в ранней церкви пост был повсеместной практикой, так что, почти наверняка, апостолы тоже постились. Следовательно мы можем предположить, что эта духовная практика может быть полезна тем, кто постится.
Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Если кто-то утверждает подобное, то совершает доктринальную ошибку. Слова Иисуса о том, чтобы мы молились за хлеб наш насущный, являются плохим аргументом против поста. Этот именно тот случай, когда слова вырваны из контекста. Иисус говорит нам, что мы должны молиться о наших нуждах. Мы можем молиться за фрукты или мясо, за работу или эмоциональную поддержку и по-прежнему попадать под исполнение заповеди молиться за «хлеб наш насущный». Ни один ученый не согласится с тем, что эти слова доказывают тот факт, что Иисус Христос учил против поста, тем более мы знаем, что Он сам постился.
Пост нигде не заповедуется в Новом Завете. Я думаю, что и я и вы согласны с этим. Вопрос тогда в следующем — надо понять цель поста. Вы можете поститься с целью быть ближе к Богу, а может за какие-то конкретные нужды. Я посоветовал вам попробовать эту духовную практику. Тем не менее если вы лично решите использовать другие духовные дисциплины (ночные молитвы, пение, молитву на коленях, размышление над Писанием и т. д.) это ваше дело. Я надеюсь, что моя статья не дала вам чувств о том, что пост это заповедь, ведь это не так.
Тема страданий в Библии
Что касается страданий — если вашей целью является избежать страданий, тогда это не очень хорошая христианская цель. Христианская жизнь очень даже ассоциируется со страданиями. Отрывок из 1 послания Петра говорит о том, что страдания — нормальная часть христианской жизни.
Вы радуетесь этому, хотя и неизбежно, что некоторое время вы будете опечалены различными испытаниями. Они необходимы, ибо ваша вера ценнее золота (которое тленно и неподдельность которого огнём проверяется), пройдя испытания, заслужит почёт, славу и похвалу, когда явится Иисус Христос. (1-е Петра 1:6,7)
Согласно Петру через страдания мы познаем Христа. Я полагаю, что вам не следует так строить свою жизнь, чтобы избежать страданий.
Бить себя молотком по пальцам — это не христианские страдания. Христианские страдания, в контексте послания апостола Петра, — это страдания за добро. Вам не следует использовать ваш пример с молотком, как аналог посту. Мы знаем, что Иисус постился и точно не бил себя. По моему мнению самобичевание не является полезной духовной практикой и я бы никому не посоветовал её использовать. Лично для меня христианский пост не является страданием, но это моя точка зрения. Пост — это добровольная жертва с просьбой о чем-то Богу. В любом случае, если вы решите не поститься, это будет вашим решением, как я сказал выше. Но в таком случае я надеюсь, что вы не будете критиковать тех, кто постится.
Должны ли христиане поститься 3 раза в неделю?
От одного из наших читателей мы получили еще один вопрос о том, что Библия говорит о посте. Вот, что он пишет.
Я убежден, что христиане должны поститься три раза в неделю, но не для того, чтобы быть праведными и угодить Богу этим, но чтобы подчинить свою плоть духу.
Что касается того, должны ли христиане поститься три раза в неделю. Мы можем поститься, как захотим. Я не вижу ничего особенного в числе три. Вы можете иметь сильные убеждения, основанные на вашем личном опыте, но мы все разные. Почему бы христианам не поститься четыре раза в неделю? К тому же, вы уверены, что христиане не едят свой вечерний ужин в те дни, когда постятся, как это делают мусульмане во время Рамадана? В этом плане про пост в Библии не сказано ничего.
Вы умерли с Христом и освободились от главенствующих стихий мира, так зачем вы подчиняетесь таким правилам, как если бы жили в миру:
«Не берите в руки этого! Не ешьте того! Не прикасайтесь к этому!» Всё это тленное сгинет от употребления. Подчиняясь таким уставам, вы лишь следуете правилам и учениям, созданным людьми. В самом деле, их признают мудрыми с точки зрения придуманного людьми почитания, самоуничижения и умерщвления плоти, но они не обладают никакой силой в борьбе против нашей греховной природы. (К Колоссянам 2:20-23)
Как сказал апостол Павел в этом отрывке, разные правила (в том числе связанные с постом) могут выглядеть мудрыми, но могут не иметь никакой силы в борьбе с нашей греховной природой.
Цитаты из Библии о посте
«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» ( Тов.12:8 ).
«И постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом» ( 1Цар.7:6 ).
«И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар.1:12 ).
«И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» ( 2Цар.12:16 ).
«Когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Втор.9:9 ).
«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» ( Ион.3:5 ).
«В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.» ( Неем.9:1 ).
«Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» ( Пс.34:13 ).
«И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» ( Дан.9:3 ).
«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ).
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Матф.6:16 ).
«Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» ( Сир.34:26 ).
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Матф.6:17–18 ).
Истинный пост
Истинный пост
Пост — религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённая с другими духовно-аскетическими практиками.
Само понятие пост знают многие, но истинный пост — не каждый. Под «постом» можно услышать: диета, график, похудение, вера. Но что является первоисточником, а что истинно?
Давайте по порядку:
Понятие пост
Пост, как и жертва, не является по закону обязательным установлением. Только в одном случае — в день очищения — закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься:
29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
(Лев.16:29-31)
27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
(Лев. 23:27-32)
27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
(Лев. 23:27-32)
7 И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте [тогда] души ваши и никакого дела не делайте;
(Чис.29:7).
Об этом посте, видимо, упоминается в Деяниях 27:9:
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
(Деян. 27:9).
Однако многие — пророки, цари и даже целый народ — часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога:
26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
(Суд. 20:26)
12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.
(2 Цар.1:12)
3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
(2 Пар.20:3)
21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
(Ездр. 8:21)
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
(Пс. 34:13)
5 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши,
(Иоил. 3:5)
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:2,3)
И это называлось «поститься».
Пост мог продолжаться день или несколько дней. Наиболее продолжительно — 40 дней. В Библии постились:
Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине:
3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис. 58:3-14)
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
(Иер.14:11,12)
5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
(Зах. 7:5)
В Новом Завете нет заповеди о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1 Кор. 7:5) и примером (Деян. 13:2-3) показали важность поста для святой жизни (ср. Мф. 17:21):
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
(1 Кор.7:5)
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян. 13:2,3)
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф. 17:21)
Пост в Ветхом Завете
Ветхий Завет часто говорит о посте, соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употреблялся.
В день искупления народ должен был «смирять свои души» (Лев. 16:29-31; 23:27; ср. Деян. 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи:
29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
(Лев. 16:29-31)
27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
(Лев. 23:27)
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
Пост мог соблюдаться, например, после того, как постящийся давал обет:
14 Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;
(Чис. 30:14).
Особое значение имели пост Моисея на горе в присутствии Бога (Исх. 34:28), а также сорокадневный пост Илии, после того как его накормил ангел Господень (3 Цар. 19:8):
28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх. 34:28)
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
(3 Цар. 19:8)
В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды:
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
(Ион. 3:5-8)
12 С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла.
(Деян. 23:12)
Вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни Поста:
26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
(Суд. 20:26)
6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1 Цар. 7:6)
6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
(Иер. 36:6).
Евреи из Книги Есфирь (Есф. 4:16) и апостол Павел (Деян. 9:9) соблюдали такой пост в течение трех дней:
16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.
(Есф. 4:16)
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
(Деян. 9:9)
О более продолжительных сроках столь строгого поста в Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных постов разрешалось.
Давид ничего не ел семь дней:
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
(2 Цар. 12:16-21)
Об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, «а по прошествии их, напоследок взалкал» (Мф. 4:2; Лк. 4:2).
Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан. 10:3), что в глазах Бога было свидетельством смирения (ст. 12):
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
(Дан. 10:3)
Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк. 2:37), которая «постом и молитвою служила Богу день и ночь».
В 1 Цар. 31:13 упоминается о семидневном посте, но о том, как он совершался, ничего не говорится:
13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.
(1 Цар. 31:13)
Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3 Цар. 21:27; Неем. 9:1; ср. Иов. 2:12 и след.).
Причины поста
Пост соблюдался по разным причинам:
а — после смерти близких людей (1 Цар. 31:13; 2 Цар. 1:12):
13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.
(1 Цар. 31:13)
12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.
(2 Цар. 1:12)
б — перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости:
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
(2 Цар. 12:16)
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
(2 Цар. 12:21,22)
в — во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1 Цар. 7:6; 3 Цар. 21:27; Езд. 10:6; Неем. 9:1; Иона 3:7 и след.) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх. 34:28; Втор. 9:9,18):
6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1 Цар. 7:6)
27 Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
(3 Цар. 21:27)
6 И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
(Ездр. 10:6)
1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.
(Неем. 9:1)
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
(Ион. 3:7)
28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх. 34:28)
Пост соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан. 10:3,12).
Пост в эпоху после Вавилонского плена
В период после возвращения из плена
1 В этот период пост иудеев во многом утратил свой внутренний смысл, а вместе с ним и значение поста. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно:
После возвращения из плена эти посты продолжали соблюдаться (Зах. 7:3,5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах. 8:19).
Пророки тщетно пытались противостоять превращению поста в показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис. 58:5 и след.; Зах. 7:5 и след.):
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
(Ис. 58:5)
5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
(Зах. 7:5)
В новозаветное время
2 В новозаветное время подобным образом соблюдали пост прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк. 18:12; ср. Мф. 9:14):
Иисус порицал людей, соблюдавших пост, «чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16):
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
(Матф. 6:16)
Иисус Христос и соблюдение поста
Иисус постился
1 Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф. 4:2).
Он осуждал пост лицемеров (Мф. 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный пост — соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом.
На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у которых, пока они вместе, нет повода для поста.
Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29), причем слова о посте отсутствуют во многих древних списках).
Апостолы постились
2 В Новом Завете сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, апостол Павел постился после своего обращения (Деян. 9:9) и позднее (2 Кор. 6:5):
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
(Деян. 9:9)
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
(2 Кор. 6:5).
Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян. 13:2 и след.), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян. 14:23):
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деян. 13:2)
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян. 14:23)
Полная свобода в отношении поста
3 Новый Завет предоставляет верующим полную свободу в отношении поста.
По прошествии столетий люди начали относиться к посту всё более уважительно, и в средние века пост стал обязательным в определенные дни года.
Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени пост в Библии и его понимание было предано забвению.
Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине!