Что говорит библия о мести

Что говорит библия о мести

Что говорит библия о мести. Смотреть фото Что говорит библия о мести. Смотреть картинку Что говорит библия о мести. Картинка про Что говорит библия о мести. Фото Что говорит библия о мести

В Библии много говорится о мести. И древнееврейские, и греческие слова, переведенные как «месть», «отмщение» и «возмездие», в корне имеют идею наказания. Это очень важно для понимания того, почему Бог оставляет за собой право отмщения.

Ключевой стих относительно этой истины находится в Ветхом Завете и дважды цитируется в Новом. Бог сказал: «Предоставьте месть Мне, Я воздам. Придет время, поскользнутся ноги врага; день их бедствия близок и участь их поспешает» (Второзаконие 32:35; Римлянам 12:19; Евреям 10:30; тут и далее – Новый Русский Перевод). Во Второзаконии Господь говорит об упрямых, непокорных, поклоняющихся идолам израильтянах, которые отвергли Его и вызвали своим злом Его гнев. Он пообещал отомстить им в Свое время и согласно Своим совершенным и чистым побуждениям. Два отрывка из Нового Завета касаются поведения христианина, который не должен узурпировать Божью власть. Напротив, мы должны позволить Ему судить справедливо и излить небесное возмездие на Своих врагов, как Он посчитает нужным.

В отличие от нас Господь никогда не мстит из нечистых побуждений. Его месть направлена на наказание тех, кто оскорбил и отверг Его. Однако мы можем молиться, чтобы Он в совершенстве и святости отомстил Своим врагам за Себя и за тех, кто угнетен злом. В Псалме 93:1 псалмопевец взывает к Богу об отмщении за праведных, но не из чувства неконтролируемой мстительности, а ради справедливого возмездия со стороны вечного Судьи, Чьи суждения совершенны. Даже когда страдают невинные, а нечестивые, как кажется, благоденствуют, наказывать должен только Бог. «Господь – ревнивый и мстительный Бог; Господь мстительный и гневливый. Господь мстит Своим врагам и хранит гнев против Своих врагов» (Наума 1:2).

В Библии мы находим только два случая, когда Бог разрешает людям отомстить в Его имя. Во-первых, после того, как мадианитяне совершили отвратительные, жестокие действия против израильтян, чаша гнева Божьего против них преисполнилась, и Он повелел Моисею повести народ в священной войне против них. «Господь сказал Моисею: Отомсти мадианитянам за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему» (Числа 31:1-2). Здесь, опять же, Моисей действовал не самостоятельно – он просто был инструментом осуществления совершенного плана Господа под Его руководством и следуя Его указаниям. Во-вторых, христиане должны подчиняться правителям, которых Бог поставил над нами, поскольку они являются Его инструментами, «чтобы наказывать делающих зло» (1 Петра 2:13-14). Как и в случае с Моисеем, эти правители не должны действовать в соответствии со своими собственными мотивами, но должны выполнять волю Господа для наказания нечестивых.

Может быть заманчивым попытаться взять на себя роль Всевышнего и наказать тех, кто, по нашему мнению, этого заслуживает. Но будучи грешными созданиями, мы неспособны осуществлять месть из чистых побуждений. Вот почему в Моисеевом законе содержится заповедь: «Не мсти и не таи злобы на соплеменника, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Левит 19:18). Даже Давид, человек «по сердцу Божьему» (1 Царств 13:14), отказался отомстить Саулу, хотя был пострадавшей стороной. Давид подчинился Божьему повелению отказаться от мести и довериться Ему: «Пусть Господь рассудит нас! И пусть Господь отомстит тебе за меня: моя рука тебя не коснется» (1 Царств 24:13).

Будучи христианами, мы должны следовать повелению Господа Иисуса: «Любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас» (Матфея 5:44), оставив месть Богу.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Месть, мстить

До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло – требовать отмщения. Существует неписаный закон М., которым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. ( Быт 4 и след.).

I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:24.25 ). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, которое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», – предостерегает Библия ( Быт. 9:6 ). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, которое осуществлял мститель за кровь (⇒ Кровная месть), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании ⇒ городов-убежищ, где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство ( Числ. 35:12 ; Втор. 19:1–13 ).

II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор. 32:35 ; Рим. 12:19 ; Евр. 10:30 ), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» ( Иер. 51:6.56 ), ибо Он поражает Своих врагов ( Втор 32 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» ( Ис. 34:8 ) и придет «день отмщения» ( Ис. 61:2 ; Иер. 46:10 ; Лк. 21:22 ). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» ( Ис. 35:4 ) и годом искупления для принадлежащих Богу ( Ис. 63:4 ). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести ( 2Фес. 1:8 ). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс. 124:3 ). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение ( Пс. 78:10 ), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» ( Пс. 93:1.2 ). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» ( Иер. 11:20 ). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение ( Лк 9 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6:10 ).

Источник

28. Почему псалмы говорят о мести?

От Библии мы привыкли ждать чего-то возвышенного и поучительного. Но, открывая самую знаменитую книгу Ветхого Завета, Псалтирь, мы то и дело натыкаемся на выражения, которые сильно смущают нас. Псалмопевец откровенно желает зла своим врагам, радуется их несчастьям… Разве может так говорить Слово Божие? И разве может сегодня молиться такими словами христианин?

Хотя бы честно

В самом деле, подобное в псалмах встречается, причем не раз и не два. «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их» (17:38)

– сообщает нам псалмопевец. «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад» (54:16) – искренне желает он, и Бог его слышит: «Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (3:8). В заключение своей молитвы псалмопевец добавляет, как бы в примечании: «И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб» (142:12). В общем, «полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (138:22).

Кто только не писал на эту тему прежде! Убедительнее всего для современного человека, пожалуй, рассуждал К.С. Льюис в своих «Размышлениях о псалмах». Но и эта его замечательная книга не снимает всех вопросов, как наверняка не снимет их и это мое размышление. И это правильно: есть такие вещи, с которыми человек в принципе не может согласиться, они вновь и вновь вызывают у него сомнения и возражения. И поэтому вновь и вновь приходится о них говорить, хотя, казалось бы, все самое главное уже сказано.

Во-первых, такие слова – это просто честность и открытость перед Богом. Мы все злимся на кого-нибудь, но знаем, что так вести себя неприлично, поэтому у нас злоба принимает внешне самые вежливые, а порой и благочестивые формы. Есть даже шутка про двух церковных бабушек, которые ругаются, не поделив место в храме: «нет, это вас спаси Господи!» Мол, на самом деле права именно я, она моя обидчица, но я молюсь за нее, видите!

Не так у псалмопевца (мы будем называть этим именем автора псалмов – не все их написал царь Давид, и автор многих нам не известен). Он говорит Богу ровно то, что переживает, не пряча ничего за мишурой внешне благополучных слов. Льюис говорил об этом чувстве: «Это – досада, выраженная так свободно, бесстыдно, непристойно, как в наши дни ее выражают только дети». И можно, пожалуй, поучиться этой откровенности: если уж мы действительно испытываем обиду, злобу, да просто неприязнь – лучше сказать об этом Богу напрямую. Если мы действительно преследуем и поражаем наших врагов, давайте скажем Ему и об этом, а не будем прятать это свое чувство и действие за мишурой благочестивых выражений.

Митрополит Сурожский Антоний вспоминал, как еще в отрочестве он не мог простить какого-то другого мальчика за некий его поступок. Знакомый всем юношеский максимализм. Но он был еще и очень честным подростком и поэтому рассказал об этом своему духовнику. Тогда тот посоветовал ему, когда он будет читать молитву «Отче наш», не произносить слов о прощении, поскольку сам он не простил своего обидчика. Такое показалось ему совершенно невозможным, и прощение все-таки состоялось, ему пришлось оставить чужие долги, чтобы иметь возможность попросить о прощении собственных.

Может быть, и нам, если мы не готовы к прощению, лучше в подобном настроении было бы честно прочитать какой-нибудь подобный псалом, чем твердить по заученному

«якоже и мы оставляем должником нашим»? И то, и это есть в Библии, она ведь тоже бывает разной, она представляет нам не идеальных, а настоящих людей, со всей их страстностью и подчас злопамятностью. Да и псалмы – это не слова Бога к нам, а, скорее, наше обращение к Нему.

«Мне отмщение»

Тут кроется еще один очень важный урок. «Мне отмщение, и Аз воздам», сказал еще в Ветхом Завете Господь, и эти слова Л.Н. Толстой даже вынес в качестве эпиграфа к своему роману «Анна Каренина». Что это значит? Бог обращает эти слова к верующему человеку, чтобы тот отказался от самостоятельной мести своим врагам и поручил ее Богу. В этих библейских словах Бог говорит человеку: не торопись. Ты не знаешь всех обстоятельств, не знаешь побуждений чужой души, не хочешь выслушать свидетельств в ее пользу и не можешь судить ее поступки. Но Я, говорит Бог, могу это сделать. Мой суд праведен, и если Я сочту, что нанесенное тебе оскорбление должно быть отомщено, то воздам обидчику за его грехи.

И псалмопевец, по большей части, именно это и делает: приносит свои страстные молитвы к Богу, чтобы Тот разобрал его дело и наказал виновных. Да, псалмопевец уверен в собственной праведности (как и мы, когда нас сильно и несправедливо обидели), но, как правило, сам он не мстит, а только молит об отмщении. Есть, впрочем, и некоторые исключения, но их немного, они – для совсем уж страстных натур, которым невозможно удержаться от «преследования врагов своих», но и это пусть происходит перед очами Божиими. Надо сказать, что такой подход – уже огромный прогресс для тех времен, когда считалось правильным не просто самому покарать любого обидчика, а сделать это на глазах у всех и так сурово, чтобы больше никому не захотелось тебя обижать. Собственно, во многих закрытых мужских сообществах вроде армии или тюрьмы это считается нормой и по сю пору.

И тут мы подходим к следующему открытию: псалмопевец вообще говорит не столько о собственных врагах, сколько о врагах Бога. Это их он «ненавидит полной ненавистью», хотя вообще-то перевод тут не совсем точен, употребленное в оригинале слово означает не столько эмоцию, сколько окончательное и безусловное неприятие этих людей, отказ от какого бы то ни было общения с ними (об этом шла речь в 18-й главе).

Нет, конечно, эти люди и для самого псалмопевца – враги. Но дело, прежде всего, не в том, что они лично ему чем-то не угодили, а в том, что они нарушают Божии заповеди. И псалмопевец защищает в данном случае Божию справедливость.

Конечно, тут есть очень большая опасность: мы всегда стоим за справедливость, когда она нарушена в отношении нас самих, а когда мы бываем несправедливы, то часто даже не замечаем этого. И об этом тоже есть в псалмах: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою» (7:4–6). То есть никаких двойных стандартов: призывая громы и молнии на чужие головы, псалмопевец готов будет подставить и свою, если будет, за что. Готовы ли мы к такой ответственности?

Да, конечно, в наше время не принято говорить о собственной правоте. Более того, христиане привыкли повторять, что все они великие грешники, заслуживающие наказания (хотя, если честно, не все говорят это искренне). Но в Ветхом Завете этого еще нет. Надо понимать, что Библия была написана не в один день. В ней мы видим ступени, по которым постепенно восходило все человечество: прежде всего избранный народ, Израиль, а затем и остальные, т.н. «язычники». На самой нижней ступени – Каин, который просто из зависти убивает родного брата Авеля, а на высшей – Христос, отдающий Свою жизнь для спасения всех людей. И псалмопевец, который с нетерпением ожидает Божией кары для грешников, восходит от одного к другому. Он уже знает, что отмщение и наказание свершаются только по Божией воле и только за грехи – и это уже очень и очень много. На самом деле, в сегодняшнем мире мало кто готов поставить себя хотя бы в такие рамки, мстить люди любят, и сами определяют, кому и за что. Но во многих местах Псалтири еще не видно того предельного смирения, которое будет явлено на Голгофе. Впрочем, и оно в Псалтири тоже есть, просто в других псалмах:

«скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (21:17–20). Не случайно слова именно этого псалма вспоминают евангелисты, рассказывая о Распятии. И, заметим, никаких призывов к мести здесь нет: страдалец только просит о помощи. Наверное, дело в том, что когда тебе действительно очень больно и страшно, то уже не думаешь о мести, а лишь о спасении… Но и не только в этом дело. Псалтирь – это голос верующей души, разговаривающей с Богом, и в этом разговоре мы слышим разные настроения, видим разные ступени того самого духовного роста, о котором только что говорили. Именно это и делает Псалтирь универсальным сборником молитв на все времена: кто бы и когда бы ни взял ее в руки, обязательно найдет в ней нечто очень созвучное своему нынешнему состоянию.

И как же нам быть?

Но как же нам сегодня читать псалмы, которые нас так смущают? Вот, к примеру, известный псалом 136, начинающийся словами «при реках Вавилона, там сидели мы и плакали». Кстати, в моем отрочестве именно этот псалом в исполнении популярнейшей группы «Бони-М» крутили на всяких школьных и пионерских дискотеках – никто и не догадывался, что это из Библии. Так вот, эта прекрасная и очень печальная песнь изгнанников, вспоминающих далекую и недоступную родину посреди чужой земли, заканчивается прямо-таки жуткими словами, обращенными к Вавилону: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень». Даже если представить себе, что подобные слова говорит узник нацистских концлагерей в адрес гитлеровского Берлина, их все равно невозможно будет повторить с чистой совестью: уж младенцы точно ни в чем не виноваты, разбивать их о камень – в любом случае преступление. Впрочем, заметим: сам псалмопевец не собирается этого делать, он лишь мечтает, что на этих завоевателей найдутся другие, которые и отплатят вавилонянам за всё, сделанное ими. Но все равно порадоваться такому зверству нам никак нельзя.

Христиане задумывались об этом уже очень давно, и нашли ответ. Этот псалом в историческом плане говорит о городе Вавилоне, но Вавилон давно был разрушен, к нам он не имеет никакого отношения. Значит, нам он говорит о поработивших нас врагах. А кто наши главные враги? Конечно, в истории у христиан часто бывали вполне конкретные враги и гонители, от императора Нерона до генсека Хрущева. Но главное зло, знали они – не то, которое нападает на тебя извне, а то, которое подтачивает изнутри. Настоящий Вавилон, пленяющий человеческую душу – это сатана, связывающий ее намертво цепями страстей и пороков. А потом он приказывает ей радоваться, как приказывали когда-то израильтянам настоящие вавилонские поработители… Так вот, блажен, кто сумеет уничтожить в зародыше «вавилонских младенцев», то есть дурные помыслы, толкающие нас ко греху, пока они слабы и беспомощны. Когда они победят и пленят нас, сделать это будет неимоверно труднее.

Такой прием называется «аллегоризацией»: конкретный материальный образ становится символом некоей духовной реальности, в данном случае, вавилонские младенцы – это дурные помыслы. Конечно, те израильтяне, которые пели этот печальный псалом на настоящих вавилонских реках, так его не толковали. Но мы, сознавая всю условность этой трактовки, вполне можем понимать псалом именно так. И тогда, читая этот псалом, мы будем видеть, как на протяжении библейской истории уточнялось понимание зла и методов борьбы с ним. А если нас все равно смущают эти слова – что ж, можно просто пропустить их. Группа «Бони-М», кстати, так и сделала.

Но не будем торопиться с выводами о собственной высокой духовности.

Испытываем ли мы порой чувство ярости и злобы, душит ли нас обида на кого-то? Если да, то мы знаем, что можно сделать. Можно раскрыть Псалтирь и обратиться к Богу словами псалмопевца, призывая Его на помощь, доверяя Ему суд и честно признавая, какой мутный поток страстей бурлит в нашей собственной душе.

И тогда, может быть, мы поднимемся вмести с библейскими авторами по ступеням духовного роста и до понимания других слов, тоже сказанных в Библии: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф 5:39 ). Их тоже ведь очень трудно понять и принять… но по совсем другим причинам.

Источник

Что Библия говорит о мести?

Что говорит библия о мести. Смотреть фото Что говорит библия о мести. Смотреть картинку Что говорит библия о мести. Картинка про Что говорит библия о мести. Фото Что говорит библия о мести

В Библии много говорится о мести. И древнееврейские, и греческие слова, переведенные как «месть», «отмщение» и «возмездие», в корне имеют идею наказания. Это очень важно для понимания того, почему Бог оставляет за собой право отмщения.

Ключевой стих относительно этой истины находится в Ветхом Завете и дважды цитируется в Новом. Бог сказал: «Предоставьте месть Мне, Я воздам. Придет время, поскользнутся ноги врага; день их бедствия близок и участь их поспешает» (Второзаконие 32:35; Римлянам 12:19; Евреям 10:30; тут и далее – Новый Русский Перевод). Во Второзаконии Господь говорит об упрямых, непокорных, поклоняющихся идолам израильтянах, которые отвергли Его и вызвали своим злом Его гнев. Он пообещал отомстить им в Свое время и согласно Своим совершенным и чистым побуждениям. Два отрывка из Нового Завета касаются поведения христианина, который не должен узурпировать Божью власть. Напротив, мы должны позволить Ему судить справедливо и излить небесное возмездие на Своих врагов, как Он посчитает нужным.

В отличие от нас Господь никогда не мстит из нечистых побуждений. Его месть направлена на наказание тех, кто оскорбил и отверг Его. Однако мы можем молиться, чтобы Он в совершенстве и святости отомстил Своим врагам за Себя и за тех, кто угнетен злом. В Псалме 93:1 псалмопевец взывает к Богу об отмщении за праведных, но не из чувства неконтролируемой мстительности, а ради справедливого возмездия со стороны вечного Судьи, Чьи суждения совершенны. Даже когда страдают невинные, а нечестивые, как кажется, благоденствуют, наказывать должен только Бог. «Господь – ревнивый и мстительный Бог; Господь мстительный и гневливый. Господь мстит Своим врагам и хранит гнев против Своих врагов» (Наума 1:2).

В Библии мы находим только два случая, когда Бог разрешает людям отомстить в Его имя. Во-первых, после того, как мадианитяне совершили отвратительные, жестокие действия против израильтян, чаша гнева Божьего против них преисполнилась, и Он повелел Моисею повести народ в священной войне против них. «Господь сказал Моисею: Отомсти мадианитянам за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему» (Числа 31:1-2). Здесь, опять же, Моисей действовал не самостоятельно – он просто был инструментом осуществления совершенного плана Господа под Его руководством и следуя Его указаниям. Во-вторых, христиане должны подчиняться правителям, которых Бог поставил над нами, поскольку они являются Его инструментами, «чтобы наказывать делающих зло» (1 Петра 2:13-14). Как и в случае с Моисеем, эти правители не должны действовать в соответствии со своими собственными мотивами, но должны выполнять волю Господа для наказания нечестивых.

Может быть заманчивым попытаться взять на себя роль Всевышнего и наказать тех, кто, по нашему мнению, этого заслуживает. Но будучи грешными созданиями, мы неспособны осуществлять месть из чистых побуждений. Вот почему в Моисеевом законе содержится заповедь: «Не мсти и не таи злобы на соплеменника, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Левит 19:18). Даже Давид, человек «по сердцу Божьему» (1 Царств 13:14), отказался отомстить Саулу, хотя был пострадавшей стороной. Давид подчинился Божьему повелению отказаться от мести и довериться Ему: «Пусть Господь рассудит нас! И пусть Господь отомстит тебе за меня: моя рука тебя не коснется» (1 Царств 24:13).

Будучи христианами, мы должны следовать повелению Господа Иисуса: «Любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас» (Матфея 5:44), оставив месть Богу.

Источник

Иисус о мести, возмездии и прощении

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф.5:38-42)

В этих стихах Христос излагает и, так сказать, аннулирует закон возмездия. Здесь следует обратить внимание на следующее:

Но некоторые из иудейских учителей, которые не были самыми милосердными в мире людьми, настаивали на том, чтобы месть совершалась обязательно, даже руками частных лиц, чтобы не оставлялось места для прощения или выкупа. Даже теперь, когда они находились под римским владычеством и этот юридический закон потерял свою силу, они по-прежнему ревностно соблюдали все, что выглядело жестоким и суровым.

Этот закон возмездия до сих пор остается в силе у нас как указание для правителей, чтобы они употребляли свой меч правосудия в соответствии с полезными и здравыми законами страны для устрашения делателей зла и защиты угнетенных. Судья, который не хотел защитить вдову от соперника, Бога не боялся и людей не стыдился, Лук. 18:2, 3. Он сохраняет свою силу также и для законодателей как образец, чтобы они могли издавать справедливые и разумные законы о мерах наказания за преступления с целью обуздания насилия и защиты честных людей.

Христос преподает нам здесь два урока:

Христос рассматривает три случая, когда христианин должен проявлять терпение по отношению к поступающим с ним несправедливо, вместо того чтобы состязаться с ними; они включают в себя и другие случаи.

(2) Лишение одежды, наносящее мне материальный ущерб, ст. 40. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Это трудный случай. Примечание. Весьма распространенное явление, когда судебный процесс используется с целью причинить величайший вред. Хотя судья может оказаться справедливым и осторожным, однако негодные люди, которые не страшатся ложной клятвы и подлога, могут добиться через законный суд того, что с человека снимут и рубашку. Не удивляйся этому (Еккл. 5:8), но в таком случае не обращайся к суду, чтобы отомстить ему, не предъявляй ему встречный иск, не настаивай на своем, защищая принадлежащее тебе по праву, а лучше отдай ему и верхнюю одежду. Если это незначительная вещь, лишаясь которой, наша семья не понесет серьезного ущерба, то ради мира стоит покориться. «Приобретение новой одежды может обойтись тебе дешевле, чем добиваться через суд возвращения отнятой, поэтому если ты не можешь вернуть ее мирным путем, то лучше оставь ее твоему обидчику».

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *