Что говорит библия о гордости
Что говорит библия о гордости
Существует разница между гордыней, которую Бог ненавидит (Притчи 8:13), и тем чувством удовлетворения, которое мы ощущаем после успешно выполненной работу. Вид гордыни, который исходит от самоправедности, является грехом, и Бог ненавидит ее, потому что она препятствует человеку познавать Его. Библия объясняет, что гордецы настолько поглощены собой, что их мысли далеко от Бога. Этот вид высокомерной гордыни противоположен духу смирения, который Бог ожидает от нас: «Блаженны нищие духом! Царство Небес – для них» (Матфея 5:3). «Нищие духом» – это те, кто признает свою абсолютную убогость и неспособность прийти к Богу, кроме как по Его небесной благодати. Гордые, с другой стороны, настолько ослеплены своей гордыней, что думают, будто не нуждаются в Боге, или, что еще хуже, что Бог должен принять их такими как есть, потому что они заслуживают Его принятия.
Все Писание содержит предупреждения о последствиях гордыни. Книга Притчи 16:18–19 говорит нам, что «несчастью предшествует гордыня, а падению – высокомерие. Лучше жить в смирении с бедняками, чем с гордецами делить награбленное». Сатана был изгнан с небес из-за гордыни (Исаии 14:12–15). Он имел отвагу попытаться заменить самого Бога как полноправного правителя вселенной. Но сатана будет сброшен в ад при последнем суде Божьем. Для тех, кто восстает в неповиновении против Бога, впереди нет ничего, кроме катастрофы (Исаии 14:22).
Гордыня удерживала многих людей от принятия Христа как Спасителя. Признание греха и принятие того факта, что собственными силами мы ничего не можем предпринять, чтобы унаследовать вечную жизнь, является постоянным камнем преткновения для гордых людей. Мы не должны гордиться собой; если мы хотим гордиться, то лишь прославляя достоинства Бога. То, что мы говорим о себе, ничего не значит в Господней работе. То, что говорит Бог о нас – вот, что действительно важно (2 Коринфянам 10:13).
Почему гордыня столь греховна? Она приписывает нам заслуги за то, что осуществил Бог. Гордыня отбирает славу, принадлежащую лишь Богу, и приписывает ее нам. По большому счету, гордыня – это поклонение самому себе. Все, чего бы мы ни достигли в этом мире, было бы невозможным, если бы Бог не дал нам такой возможности и не поддержал нас. «Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога? Ну, а если получил, как можешь похваляться, словно ничего не получал?!» (1 Коринфянам 4:7). Именно поэтому мы отдаем славу Богу – лишь Он заслуживает ее.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Гордыня. Грехи и пороки, болезни души
ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –
Все страсти и грехи порождены гордыней. Она – мать всех грехов и пока человек совершает хоть один грех, он имеет в себе гордыню.
«Начало греха – гордость» (Сир. 10:15).
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14:12-15).
Прекрасен и гармоничен был мир, сотворенный Богом. В нем каждый находился на своем месте, исполняя свои функции. Но один из сынов Божьих, имя которому Люцифер, возгордился, залюбовался собой, ибо был очень красив, и захотел сам стать центром вселенной – стать как Бог, не захотел быть в подчинении, но основать свой мир, в котором он будет над всем и будет иметь бесконечную власть. В видении блаженной Анны-Екатерины Эммерлих об этом сказано так:
«Сонмы духов перемещались, как бы купаясь в любви, лучащейся из вышнего Солнца. И вот в одно мгновение одна часть ангельских кругов замерла, погруженная в собственную красоту. Они упивались своей красотой и восхищались ею. Еще мгновение назад они были в движении, а теперь пребывали сами в себе. И в тот самый миг вся эта остановившаяся часть блистающих ангельских хоров омрачилась и низверглась» (Томас Шипфлингер «София-Мария – Целостный образ творения»)
Гордыня – желание человека присвоить себе функции Бога, выйти за пределы своих полномочий – самовольно завысив их или занизив. Гордыня видит себя высшей точкой вселенной и над собой не может терпеть никого.
Гордецы «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет.2:10).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Итак, добродетель противоположная гордыне – смирение. Смирение – это возможность человека видеть себя реально, быть тем, кем он есть, исполняя в полноте все ему предназначенное. Чрезмерное самоумаление также не может быть смирением – это такое же искажение своих полномочий и возможностей. Те, кто считает себя ниже всех и находятся постоянно в согнутом состоянии – не обрели пока смирения, ибо в смирении нет рабства и нет несвободы, но именно в истинном смирении открывается настоящая свобода человека, раскрываются все его возможности, все качества, все творчество. Гордыня как мать всех грехов дает человеку убежденность в том, что он сам – причина всего хорошего, что есть в нем и вокруг него, поэтому он сам себе приписывает множество прав. Таким показательным примером было утверждение во времена атеизма, что человек произошел от обезьяны. Другими словами – человек сам собой без чьей-либо помощи и участия создал себя только своими усилиями с помощью одного труда. И потому, он ничем не обязан Богу или кому-то там еще, потому что он сам – вершина творения.
Отличительные черты всех поступков гордыни, даже при их видимой благости – это их происхождение от собственного желания, а их цель – личное благо и удовольствие, а не благополучие целого Организма, на которое направлена Воля Творца. Потому такие поступки имеют негативное воздействие и на окружающий мир, и на самого человека. Гордыня – есть противостояние Богу, отдаление от Него. Чем дальше человек уходит от Бога в царство эго, тем меньше он видит свою гордыню. Его мир переворачивается и он все видит перевернутым и искаженным, гордыня ослепляет. Потому гордецам видятся настоящими гордецами именно те, кто обрел свободу через смирение, ибо они попирают гордыню.
Гордыня похожа на длинную палку, будто проглоченную человеком, не дающая ему согнуться. Трудно человеку в жизненных путях, где постоянно требуется сгруппироваться, чтобы пройти через тесные проходы. Гордыня мешает ему, из-за нее он словно становится поперек дороги, не имея возможности пройти дальше. Смирение же гибко, оно спокойно проходит везде, находя нужное включение в каждом из моментов, во всех ситуациях. Потому смиренного невозможно унизить, гордый унижен всегда. Смирение – это не есть пресмыкательство – оно никогда не предает и не ломает свой духовный стержень, никогда не отрекается от Бога. Смирение отдает все и жертвует всем преходящим ради вечного, всем человеческим ради Божьего, ради своей высшей цели. Оно устремлено только к Богу, живет только Им, любит только Его, оно соединяется только с Господом. Гордыня же предает Бога и ближних ради своей самости, жертвует вечным ради тленного. Потеряв связь с Богом, гордыня ищет ему замену, она есть идолопоклонство и порождает духовный блуд, в котором низлагаются основы души, и ее духовный стержень склоняется перед иными богами, соединяясь с ними.
Гордыня – это пустота, вакуум в душе и сердце человека, где нет Бога. Подобно воздушной пробке в батарее она тормозит все жизненные процессы в человеке. В результате – нет тепла, но только холод и готовая взорваться система, из-за подобного ее перекрытия.
У святителя Тихона Задонского, в его творениях есть перечисление знаков гордости:
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякие дела самовольно мешаться.
4. Себя без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорным.
8. Все доброе себе, а не Богу приписывать.
9. Других дела пересуживать.
10. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
11. В слове и поступке надменность некую показывать.
12. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
13. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Схиигумен Савва пишет:
«Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи».
Гордый не может избавится от чувства собственной правоты и презумпции абсолютной невиновности. Самооправдание неотступно следует за ним. В таком состоянии, конечно, невозможно покаяние, а потому и избавление от каких-либо грехов. Гордыня в человеке все действия и побуждения сводит к одному центру: «Я – бог, я – царь, и нет никого выше меня». Так выглядит и проецируется этот вирус. И потому гордыня не терпит присутствия такого же проявления в ком-то другом. Это противоречит ее мировосприятию, ее основной опоре. Ей нужна власть, и она не собирается ее терять. Чувство соперничества всегда присуще гордыне. Она живет тем, что сравнивает себя с другими. Если окажется, что она все же выше – она успокаивается, еще больше укрепляясь в самой себе. Гордыня может быть равнодушна ко многим достижениям других людей, если они не являются теми на которых базируется значимость самости. Но если вдруг окажется, что кто-то лучше в том, что она считает своей отличительной чертой, то в ней вспыхивает буря страстей.
Клайв Стейплз Льюис пишет в своей книге «Просто христианство»:
«В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы – ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним! Возникает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, пожираемые гордостью, говорят, будто они верят в Бога, и считают самих себя очень религиозными? Я боюсь, что эти люди поклоняются воображаемому Богу. Теоретически они признают, что перед лицом этого призрачного Бога они – ничто. Но им постоянно представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучше других; они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, переполняясь в то же время горделивым высокомерием по отношению к окружающим. Я полагаю, Христос думал и о таких людях, когда говорил, что некоторые будут проповедовать Его и именем Его изгонять бесов, но при конце мира услышат от Него, что Он никогда их не знал».
Старцы также говорят:
«Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей, не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается».
Прп. Иоанн Лествичник приводит такой пример:
«Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый же старец возразил: “Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд”» (Леств. 23:14).
В жизненных ситуациях гордый не в состоянии увидеть суть происходящего, ибо чувствительность его уменьшена и искажена на величину его гордыни. Следом идут обида, гнев, зависть, ревность, уныние, осуждение, сетование, ропот, похоть, сребролюбие, чревоугодие. Уйдя с естественного для себя центра, исказив свои структуры, человек не в состоянии остановиться, один грех порождает другой. Одна петля на полотне, разорвавшись, тянет за собой остальные.
Гордость, гордыня ( см. Прелесть духовная)
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 1Кор.10,12
Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня. Пс.118,78
Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нём. Сир.3,28
Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Сир.10,7
От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. Иез. 28,17
Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10,14–16
Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего. Сир.23,17–18
Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них. Сир.32,1
Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен. Сир.10,21
И сказал мне Господь: [Я говорил тебе один и другой раз:] вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный. Втор. 9,13
Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас. Втор.9,24
Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.Галл.6,3
Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твоё – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоём: «я, и никто кроме меня». Ис.47,10
..называя себя мудрыми, обезумели. Рим.1,22
По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Пс.9–2
Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость. Притч.11,2
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16,18
Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости – погибель и великое неустройство. Тов.4,13
Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех. Притч.21,4
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. Притч.29,23
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак. 4,6
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Гордыня
» alt=»Гордыня» width=»100%»>
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть
О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает
Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло
Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится
Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня
Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный
Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим
Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим
И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул»
Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин»
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь
Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе
Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость
Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную
Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно, ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит
Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца
Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным
2 Паралипоменон 26:16
Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном
Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем
И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие
Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяНовостиДеятельность «БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО Т.
«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. Изгнание из рая Адама и Евы
СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1.
В Священном Писании страсть гордости (греч. ὑπερηφανία) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления — гордыни.
Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν) [1] и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых (Притч. 8:13).
Злой от высокомерия (ὕβρεως) [2] делает зло, а знающие себя самих — мудры. (Притч. 13:10).
Что принесло нам пользу высокомерие (ὑπερηφανία) [3] , и что богатство среди гордости доставило нам? (Прем. 5:8).
Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (ὕβριν) [4] Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его (Ам. 6:8).
И Я накажу всю вселенную за зло (Ἐντελοῦμαι τῇ οἰκουμένῃ ὅλῃ κακὰ — букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (ὕβριν) беззаконных и смирю надменность (ὕβριν) [5] гордых (ὑπερηφάνων). (Ис. 13:11).
Это им за надменность (ὕβρεως) [6] их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя (Соф. 2:10).
Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (ὕβριν) [7] славных и унизить все славное на земле (Ис. 23:9).
Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φρύαγμα) [8] сильных, и будут осквернены святыни их (Иез. 7:24).
Эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца.
При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно — четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца (см. Быт. 1:26). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам.
В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: Гордость (ὑπερηφανί) [19] не сотворена для людей (Сир.10:21), а также: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15:20), поэтому гордость не происходит от Бога: всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость (ἀλαζονεία) [20] житейская, — не есть от Отца (1 Ин. 2:16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех (Притч. 21:4).
В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения: В надмении [24] своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» (Пс. 9:25). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности — говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла», «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда» (Пс. 9:27, 32).
Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым.
По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием: Гордость (ὑπερηφανί) [29] ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих… (Сир. 10:7).
Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий.
Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν) [30] и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых (Притч. 8:13).
Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла.
Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла. Например, от высокомерия (ὕβρεως) [41] происходит раздор (Притч. 13:10); по гордости (ὑπερηφανεύεσθαι) [42] своей нечестивый преследует бедного (Пс. 9:23); уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его (Пс. 9:28-31).
И в то же время гордый обкрадывает и наказывает сам себя. Гордость губительна для человека, поскольку страсть помрачает ум, лишает его мудрости. Так, пророк Иезекииль, возглашая слово Божие к начальствующему в Тире, свидетельствует о том, что гордость становится причиной утраты гордецом мудрости: От красоты твоей возгордилось (ὑψώθη) [43] сердце твое, от красоты твоей ты погубил мудрость твою (Иез. 28:17).
Потеря мудрости свидетельствует о том, что человека поражает глупость. Кто надеется на себя, тот глуп (Притч. 28:26), и слова гордеца бичом обрушатся на него же: в устах глупого — бич гордости (ὕβρεως) [44] ; уста же мудрых охраняют их (Притч. 14:3).
Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли.
Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе — к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6:3) и, как результат, к поражению своим «мнением» [47] и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17).
Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания.
Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником.
В этом кратком повествовании отпадения денницы от Бога не встречается детальное объяснения «механизма» зарождения злого намерения в сознании Ангела, а описывается лишь его побудительный мотив.
Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу.
Толкователь Священного Писания Ориген писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного. Следовательно, дьявол был некогда светом. И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах». [61] Следовательно, мотивация диавола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостной, а после превратилась в свою противоположность.
Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом.
Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом, и предупреждает словами апостола: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1Тим. 3:6).
О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости — отвержение Бога.
Священное Писание при изображении людей, обладаемых страстью гордости, описывает различные проявления этого состояния, которое отражается во всем существе человека.
Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает: очи надменные (Пс.17:28), глаза гордые (Притч 6:17), о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! (Прит.30:13), мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза (Прит.27:20), нет страха Божия пред глазами его (Пс.35:2), перемигиваются глазами при замышлении зла (Пс.34:19), прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство (Прит.16:30), глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери (Прит.30:17), глаза его подсматривают за бедным (Пс.9:21), закрывает глаза свои от нищего (Прит.28:27), ненасытимы и глаза человеческие (Прит.27:20).
Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца (Притч 21:4), сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6:18), они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань (Пс. 139:3), огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6:10, Матф. 13:15, Деян. 28:27), и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его (Ос. 7:10); говорят от сердца притворного (Пс. 11:3), оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс. 80:13), ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего (Вар. 1:22).
Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека.
Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Прит.6:12-14). Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их! (Пс. 73:6-7).
Священное Писание указывает характерные особенности проявления гордости в отношении с ближними, выражающееся в презрении. Когда Саула избрали на царство, Священное Писание отмечает презрение, с которым отнеслись некоторые люди к этому выбору: А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того (1 Цар. 10:27).
Гордые радуются преткновениям других: А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34:15, 16).
Царь Давид говорит о превозношении нечестивых, что в сердце у них: Хорошо! [хорошо!] по душе нашей! … мы поглотили его (Пс.34:25). Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. (Пс. 40:6-11).
Гордость проявляется в ссорах, распрях и раздорах. От высокомерия происходит раздор (Притч. 13:10); Надменный разжигает ссору, (Притч. 28:25), коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (Притч. 6:14), ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха (Сир. 27:15) и др.
Признаком гордости является и упрямство, упорство.
Признаком гордости является и упрямство, упорство. И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим (Пс. 77:8).
Проявлением гордости является надменность. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы (Мал. 3:15). Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи (Пс. 39:5) Также и преследование других людей — одно из ее проявлений. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют (Пс. 9:23); да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня (Пс. 35:12), Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его (Пс. 36:32).
В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.
Таким образом, на основании отмеченных Священным Писанием качеств и отличительных особенностей гордости, можно заключить, что гордость — это греховная страсть, не присущая человеческой природе по естеству, возникшая под влиянием диавола, через грехопадение и соблазны мира, проявляющаяся в пренебрежении, забвении и потере страха Божия, удалении от Него, выражающаяся во все большем превозношении себя над другими, обусловленная неимоверной ненасытностью, которая не остается без наказания от Бога. В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.
монах Кирилл (Попов)
Ключевые слова: гордость, Священное Писание, превозношение, надменность, высокомерие, напыщенность, кичливость, нечестие, зло.
[1] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «с досаждением»).
Перевод греческих слов здесь и далее дается согласно: 1) Симфонии словарных форм, размещенных на сайте, где представлены тексты Септуагинты и Новый Завет с подстрочным переводом (Электронный ресурс) // URL: http://manuscript-bible.ru/index.htm (дата обращения: 01.03.2016); 2) Греческо-русскому словарю А. Д. Вейсмана.
[3]Там же. С. 1280. («Высокомерие»).
[4]Там же. С. 1266. («Высокомерие, наглость, дерзость» — слав. «укоризна»).
[5]Там же. (греч. ὕβριν «надменность, наглость, дерзость», ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).
[6]Там же. («Надменность, наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждение»).
[7]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[8]Там же. С. 1328. («Высокомерное презрение к кому-л, гордость» — слав. «величание»).
[9]Там же. С. 48. («Бахвальство, хвастливость» — слав. «гордынех»).
[10]Там же. С. 696. («Хвастаться, похвальба, гордость» — слав. «хвалитеся»).
[11]Там же. («Хвастовство, похвальба» — слав. «хвала»).
[12]Там же. С. 1314. («Самолюбивый»).
[13]Там же. С. 1264. («досл. Окутывать дымом, перен. наполнять чванством; помрачать, сводить с ума»).
[14]Там же. С. 1266. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[15]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[17]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «кичение»).
[18]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» — слав. «возношение»).
[19]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[20]Там же. С. 48. («Бахвальство, гордость, заносчивость»).
[22]Там же. С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный» — слав. «гордым».)
[23]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» — слав. «возношение»).
[24]Синодальный перевод ориентируется на древнееврейский текст стиха псалма, где употреблено слово со значением «вышина, высота, рост»; перен. «величие, слава; надменность высокомерие, гордость» (см.: URL: http://manuscript-bible.ru/S/S/h13.htm#1363). В то время как церковнославянский перевод тождественен тексту Септуагинты: παρώξυνεν τὸν κύριον — «раздражи Господа».
[25]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный»).
[26]Там же. С. 37. (Букв. с греч. «нечистый; испорчен и порочен»).
[27]Там же. С. 1302. («Гордый, букв. высоко + сердце» — слав. «высокосердный»).
[28]Примечательно, что в следующих стихах упоминается: Начало доброго пути— делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы… (Притч. 16:6).
[29] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[30]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «досаждения»).
[31] Феофан Затворник, свт. Толкование на 118 псалом. — М.: Правило веры, 2008. — С. 110.
[32]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1304. («Высота, вышина; высокое положение, вознесенность» — слав. «высота»).
[33]Там же. С. 1280. («Разнузданный, наглый, дерзкий; дерзостный по отношению к кому-л.» — слав. «досадителя»).
[34]Там же. С. 1266. («Высокомерный, надменный, презрительный; роскошный, пышный» — слав. «горделивого»).
[35]Там же. С. 1280. («Высокий, возвышенный; высокомерный, надменный» — слав. «высокого»).
[36]Там же. («Наглость, дерзость» ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).
[37]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «укоризна гордых»).
[38]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыни»).
[39]Там же. С. 1266. (Греч. τοὺς ὕβρει «наглость, дерзость» καὶ ἀγερωχίᾳ «гордость, надменность» — слав. «с укоризною и гордостию»).
[40]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордость»).
[41]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «с досаждением»).
[42]Там же. С. 1280. («Возгордиться, надмеваться» — слав. «гордитися»).
[43]Там же. С. 1304. («Возносить, возвышать; превозноситься, кичиться (свой) красой» — слав. «вознесеся»).
[44]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждения»).
[45]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[46] Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям. — М.: Синтагма, 2000. — С. 569.
[47]Игнатий Брянчанинов, свят. Аскетические опыты. Том Ι. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 97.
[48] Исихий Иерусалимский, преп. Сочинения. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 19.
[49]«Сколь прочна гордыня, чей создатель — дьявол, которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 128).
[50]«И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый диавол говорит: взойду на небо (Ис. 14, 13); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя (Пс. 43, 26)». (Иоанн Кассиан, преп. О духе гордости // Его же. Писания. — Сергиев Посад, 1993. — С.147. (О постановлениях киновитян. Кн. 12).
[51]«Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно». (Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141.)
[52] Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141-142.
[53]«Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 127).
[54]«А что касается написанного у Исайи: Как упал с неба денница, сын зари, — и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи…». (Там же. С. 127).
[55] «И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога». (Там же. С. 129).
[56] «Царь Вавилонский возрыдал заутра, в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет, и в который Евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось». (Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 5. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 350).
[57] «Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского». (Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 6. — 1909. — С. 312).
[58]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь, 1899. — С. 340 («Слава, сияние» — слав. «слава»).
[60]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.
[61]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.
[62] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. — С. 55.
[63] Добросельский П. В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: Благовест, 2008. — С. 45.
[64]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: Правило веры, 1996. — С.105.